Загадки куликова поля презентация
Обновлено: 24.12.2024
Презентация, которая может быть использована на классных часах, посвященных Куликовской битве.
Вложение | Размер |
---|---|
kulikovo_pole.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Следующая загадка
1 слайд Описание слайда:
«Загадки» Куликова поля
2 слайд Описание слайда:
3 слайд Описание слайда:
Куликовская битва происходила в день одного из величайших праздников Православия, и что это обстоятельство, без сомнения, вдохновляло мужество и доблесть русских воинов, было принято решение установить праздничной дату, выпадающую на православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы т. е. на 8 сентября по старому стилю (он же – 21 сентября по новому).
4 слайд Описание слайда:
5 слайд Описание слайда:
Вопрос: где же то Куликово поле, на котором разыгралось это великое сражение? По официальной версии, утвердившейся в первой половине XIX в., оно находится на юге Тульской области, на стыке Кимовского и Куркинского районов. Впрочем, эта версия уже давно подвергается весьма основательной критике современных ученых.
6 слайд Описание слайда:
7 слайд Описание слайда:
8 слайд Описание слайда:
Историю ее происхождения рассказывает военный историк Александр Широкорад: «Жил-был в начале XIX века дворянин С.Д. Нечаев – директор училищ Тульской губернии, тульский помещик, масон, декабрист, член «Союза благоденствия».
9 слайд Описание слайда:
10 слайд Описание слайда:
Нечаев писал: «Куликово поле по преданиям историческим заключалось между реками Непрядвою, Доном и Мечею. Северная его часть, прилегающая к слиянию двух первых, и поныне сохраняет между жителями древнее наименование». Далее Нечаев указывает на сохранившиеся «в сем краю» топонимы – село Куликовка, сельцо Куликово, овраг Куликовский и др. В этих местах, по словам Нечаева, «выпахивают наиболее древних оружий, бердышей, мечей, копий, стрел, также медных и серебряных крестов и складней. Прежде соха земледельца отрывала и кости человеческие». Но «сильнейшим доказательством» своего мнения автор полагал «положение Зеленой дубравы, где скрывалась засада, «решившая кровопролитную Куликовскую битву». По мнению Нечаева, остатки дубравы и теперь существуют в дачах села Рожествена, или Монастырщины, «лежащего на самом устье Непрядвы».
11 слайд
Следующая загадка
1) проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках.
2) развивать интерес к отечественной истории.
3) воспитывать трудолюбие и умение отстаивать своё мнение.
I. Начало монголо-татарского нашествия.
II. Место битвы - первая загадка.
III. Территория на которой произошла Куликовская битва -вторая загадка.
IV. Численность войск в сражении - тертья загадка.
Оборудование: схемы Куликовской битвы, подборка литературы по теме. Материалы занятия.
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_kulikova_polya_meropriyat.doc | 65.5 КБ |
kulikovskaya_bitva_1380_god.ppt | 2.33 МБ |
Подписи к слайдам:
«Куликово поле – поле ратной славы» Автор: Преподаватель - организатор ОБЖ Белобородова Наталья Валерьевна Проектно-исследовательская работа АФОГБПОУ «ТПТ»
Содержание: Автор проекта Предмет, группа Оборудование проекта Цель проекта Вопросы, направляющие проект План проекта Презентация, продукт проектной деятельности обучающихся Полезные ресурсы
Автор проекта: Преподаватель – организатор ОБЖ Белобородова Наталья Валерьевна Предмет, группа: Предмет – Основы безопасности жизнедеятельности Группа – «Повар, кондитер» (П-17) Оборудование проекта: диаграмма опроса обучающихся о Куликовской битве, участвующих в сражении, карта битвы, мультимедийный проектор с экраном, компьютер, презентации.
Цель проекта: К концу работы над проектом обучающиеся будут знать: теоретический материал по теме: «Куликовская битва или Мамаево побоище», «Сражение на Куликовом поле 1941.», «Оборона Тулы 1941 г»; уметь: создавать, оформлять проект, анализировать информационный материал и сохранять материалы проекта при помощи информационных технологий. Иметь представление: о проектной деятельности и способе создания проектов. В ходе работы над проектом способствовать: формированию навыков логического мышления, навыков исследовательской работы; формированию творческого подхода к изучаемой теме: «Дни воинской славы». В ходе работы над проектом содействовать: воспитанию дисциплинированности, проявлению толерантности, умению работать в коллективе, с партнером, умению уважать чужое мнение.
Вопросы направляющие проект: 1. Основополагающий вопрос: Куликово поле Куликовская битва 1380 г Битва на Куликовом поле 1941 г 2. Проблемные вопросы: Оборона Куликова поля, оборона Тулы (Контрнаступление под Москвой). Размеры куликовского поля, Артефакты с Куликова поля. Численность войск на Куликовом поле в 1380 г. 3. Учебные вопросы: Флаг дружины Дмитрия Донского Дни воинской славы
План проекта (продолжение): Четвертая группа - собирает материал о предыстории битвы и подготовке к «Куликовской битве». Пятая группа – собирает материал о ходе битвы и потерях с обеих сторон, о историческом значении Куликовской битвы . Шестая группа – собирает материал о событиях осени 1941 г, защите Тулы и начале контрнаступления под Москвой. Разработка вопросов анкетирования. Тема анкетирования: «Что вы знаете о Куликовской битве?» Сбор материала (социологическая, аналитическая, поисковая и графическая деятельность). Этап социологического исследования – опрос в АФОГБПОУ «ТПТ» («Что Вы знаете о Куликовской битве?"), беседа с обучающимися по теме, выход – диаграмма с результатами.
План проекта (продолжение): Этап поисковый и графический – посещение библиотеки. Этап статистический – поиск и изучение информации о Куликовской битве и сражениях ВОв через Интернет, энциклопедии и другие источники, выход – обработка информации и получение информации в сжатом виде для презентации. Этап "Памяти павших будем достойны" – подбор стихотворений, о героях Куликовской битвы, о сражениях 1941-1942 годов на Куликовом поле. Этап – презентация . Заключительный этап Самооценка проекта. Соблюдение критериев оценки проекта Презентация и защита проекта.
Вопросы для опроса: Какое сражение проходило в месте слияния рек Непрядвы и Дона возле села Монастырщино? 1)Куликовская бита; 2) Ледовое побоище; 3) Оборона Москвы. Назовите участников сражения 1380 года. 1) Дмитрий Донской и Мамай; 2) Александр Невский и шведы; 3) Мамай и Тохтамыш. Куликовская битва, Мамаево побоище, Побоище на Дону – это одно и тоже сражение или разные битвы? 1) да; 2) нет; 3) не знаю.
Вопросы для опроса: Кто одержал победу на Куликовом поле? 1) русское войско с Дмитрием Донским; 2) татаро-монголы с Мамаем; 3) не знаю. Является ли Куликово поле полем исторического сражения? 1) да; 2) нет; 3) не знаю. Является ли Куликово поле музейным комплексом боевой славы? 1) да; 2) нет; 3) не знаю. Проходили ли боевые действия второй мировой войны на Куликовском поле? 1) да; 2) нет; 3) не знаю.
Диаграмма опроса обучающихся
Полезные ресурсы: «Битва за Тулу». Сост.: В. Е. Ильин, И. П. Тарасов. Воспоминания старожилов. «Очерки из истории Куркинского народа». Тула: Левша, 2004 г. Статья «Испытание на крепость» - газета «Вперёд» № 76, 1884 г. Статья «Я помню декабрь 1941 года» - газета «Вперёд» № № 48, 49, 2001 г. Статья «Время не властно» - газета «Вперёд» № 20 , 2005 г. «Тульский край». Документы и материалы. Сост.: А. М. Аполлонов и др. Приокское книжное издательство. Тула 1968 г. «Тула – город- герой». Сост.: А. А. Елькин, Н. И. Бортякова. Тула. Приокское книжное издательство 1981г. Проектно-исследовательская работа ученика 10 кл. Лабзина Ю. «Куликово поле год 1941»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев.
На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)методическая разработка урока истории с применением ИМЭУ.
Разработка конспекта урока "Битва на Куликовом поле",предназначен для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Кроссворд по рассказу О.Тихомирова "Куликовская битва" ("На поле Куликовом")
Кроссворд составлен по программе курса "Чтения" (5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида З.Ф.Малышевой). Вопросы кроссворда активизируют словарь учащихся.
Дистанционный конкурс «Столетий пыль на поле Куликовом», посвященной Куликовской битве и 665-летию со дня рождения Д. Донского (6-8 класс) и (9-11 класс)
Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками. Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: «И я детям и внукам на.
«Недаром помнит вся Россия про поле Куликово» (Историческое значение Куликовской битвы)
Цель для учителя: показать, что Куликовская битва была величайшим событием в истории нашей страны, отметить героизм, мужество русского народа в борьбе с Золотой Ордой.
Конспект урока по истории Отечества "Битва на Куликовом поле" 7 кл.
Конспект урока по истории Отечества для обучающихся 7 класса специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.
Подписи к слайдам:
ПОЛЕ РУССКОЙ СЛАВЫ К 630-летию Куликовской битвы
Маторин В. Хан Мамай
Рыженко П. Благословение преподобного Сергия На битву с татарами русских воинов благословил преподобный Сергий Радонежский. Двое монахов Троице-Сергиевой лавры – Пересвет и Ослябя – приняли участие в Куликовской битве по благословению святого Сергия.
Данилевский Е. К полю Куликову
Платонов А. За землю русскую Переход за Дон отрезал всякую возможность к отступлению, настраивал войско на решительный и беспощадный бой.
Авилов В. Поединок Пересвета с Челубеем
Присекин С. Куликовская битва «Пролилась, как дождевая туча, кровь обоих – русских сыновей и поганых…»
Рогачев В. Дмитрий Донской Князь Дмитрий в одежде простого воина сражался в самом центре русского строя.
Присекин С. С победой
Андрияка С. Вечная память. На поле Куликовом Восемь дней простояли воины-победители на Куликовом поле, хороня погибших братьев и собирая оружие.
Только благодаря единению всех сил Руси было достигнуто освобождение от иноземного ига.
Следующая загадка
Проект я решила посвятить очень серьезной теме, можно сказать даже памятной теме, теме двух войн которые стали суровым испытанием для русского народа. Более 70 лет отделяет нас от трагических дней, когда на долю советских воинов выпало нелегкое испытание – оборона Москвы, а от Куликовской битвы 1380 года – более 600 лет. В обеих войнах от мужества и стойкости людей зависела жизнь целой страны, многих народов. Освобождение Руси от татаро-монгольского ига и Отечественная война, когда Родина находилась в смертельной опасности, прокатились по одному клочку земли. Все дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для победы, за свободу нашей Родины. 70-летию Победы над фашизмом посвящается эта работа. Войны заканчиваются, а память о них живет до сих пор. И будут жить всегда. Пока мы будем о них говорить, и чтить память о погибших в этих сражениях.
Над проектом совместно со мной работали группы детей по 2-4 человека. Было выбрано одно оформление презентаций, все презентации делали на одном компьютером разные люди, поэтому они похожи. Самая большая общая презентация не загрузилась из-за большого объема. Жаль, мы старались, работа была проделана огромная.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.75 МБ |
презентация | 831.01 КБ |
презентация | 2.22 МБ |
презентация | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок-размышление «Загадки Куликова поля».
-знать ход и значение Куликовской битвы; качества великого князя Дмитрия Донского;
уметь анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;
-развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;
- воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока: проектор, репродукции картин.
Учитель: Как не удивительно, самые яркие и значительные события прошлого, которым посвящены сотни пухлых исследовательских томов, на деле оказываются наименее изученными. Действительному поиску истины в таких случаях мешают, как правило, идеологические обстоятельства. Часто же, особенно когда речь едёт о событиях далёкой древности, историку недостаёт проверенных надёжных источников, и он, доверяясь поздним, уже мифологизированным текстам, участвует в мифотворчестве (обычно не сознавая этого).
Так было и с историей изучения происходившего в 1380 г. Два громких события этой победы явили свету большое количество научной и популярной литературы, но при этом Куликовская битва так и остаётся едва ли не самым мифологизированным событием русской истории. Интересно, что формирование комплекса исторических легенд вокруг Мамаева побоища началось сразу же после завершения сражения и продолжается поныне.
Сегодня мы пытаемся рассмотреть наиболее спорные вопросы истории этого великого сражения и дать свои ответы на них.
Формулируется проблемный вопрос: «Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Какое значение имела победа на Куликовском поле для Руси?»
Для начала необходимо вспомнить, как начиналось монголо-татарское нашествие на Русь
Начало XIII в. явилось важным хронологическим рубежом в средневековой истории. В это время почти вся Азия и ряд стран Европы, в том числе и Русь, подверглись опустошительному завоеванию, имевшему последствия всемирноисторического значения. Что касается Руси, это событие коренным образом повлияло на ход русской истории.
Сначала опустошительному нападению подвергается Северный Китай, затем в 1212 г. - Средняя Азия. В 1222 - 1223 гг. монголы покорили Закавказье, прошли Северный Кавказ, разбили половцев и двинулись по направлению к Руси. В битве на реке Калке в 122 г. Произошло первое столкновение монголов с русскими. Из- за несогласованности в действиях князей русской дружины потерпели поражение.
В 1237 году нападением на Рязанское княжество хан Батый начал поход на Русь. В 1240 - 1242 гг. - в результате нового похода монголо-татар пал Киев , монголы прошли через Галицко-Волынскую Русь, Польшу, Венгрию. После этого монголы осели в Нижнем Поволжье, где образовали своё государство - Золотую Орду.
Во II половине XIVb. Золотая Орда, ослабленная внутренними противоречиями, опасалась потерять власть над Русью, Хан Мамай готовил решающий поход на Русь: собирает огромное войско, заключает союз с литовским князем Ягайлой, вступает в тайный сговор с рязанским князем Олегом. Князь Дмитрий Иванович также формирует большое войско, собирая силы русских княжеств. Чтобы помешать Мамаю соединиться с князем Ягайлой, Дмитрий Иванович спешил дать татарам Генеральное сражение. Исход борьбы решала битва 8 сентября 1380 г.
Учитель: В точном определении места и размеров поля боя находится ключ к пониманию тактики противников, к уточнению численности войск и хода сражения. Вопрос о месте битвы всегда был спорным.
Этот спор, как и прочие, связанные с Куликовской битвой, возник из-за скудности и противоречивости источников. В самом раннем памятнике, повествующем о Куликовской битве - «Задонщине», - дано лишь общее начертание места сражения: «сужено место межь Доном и Непра, на поле Куликове, на речьки Непрядве»; «на речьки Непрядве, меж Доном и Непром, пасти трупу человечью на поле Куликове, пролиться крове на речькы Непрядве». Само название повести - «Задонщина» - указывает на то, что битва произошла на правобережье Дона (точка наблюдения в данном случае явно находилась в русских землях). Однако источник не даёт ответа на вопрос о том, на каком берегу Непрядвы состоялось сражение. Летописная повесть также не проясняет этот вопрос. Правда, там есть косвенное указание, которое можно истолковать так, что битва произошла на правобережье Непрядвы. В летописи сообщается: «Князю же перешедшу за Дон, в поле чисто, в Мамаеву землю, на усть Непрядвы». Как видим, все известия источников о месте побоища довольно смутны и, чётко определяя место боя на правом берегу Дона, они не указывают, на каком именно берегу Непрядвы состоялась битва.
Учитель: Первое исследование Куликова поля начались в 1820 - х. годах. Общее внимание в этой проблеме привлёк С.Д.Нечаев. Его дача находилась на территории Куликова поля, и именно он впервые занялся собиранием и публикацией находок с места битвы.
Пытаясь точно определить, где произошло сражение, он, основываясь на топонимах Куликова поля, местных легендах и карте находок древнего оружия, пришёл к выводу, что битва произошла «на небольшом пространстве, начиная от берегов Непрядвы и впадающей в нее речки Ситки до истока вливающихся в Дон рек Смолки и Курцы». Среди находок, опубликованных Нечаевым в журнале «Вестник Европы» (обнаружили на поле крестьянами крестики, складни, амулет- змеевик, перстень, бердыш и даже кремниевый пистолет, явно сделанный не ранее конца XVI в.) лишь несколько крестиков и складней могут быть датированы XIV столетием. Змеевик и золотой перстень с изображением Архангела Михаила были сделаны, по-видимому, в XII в. Такие вещи обычно передавались из поколения в поколение, и, соответственно, нельзя однозначно утверждать, остались ли они на этой земле в день Куликовской битвы, или же после более поздних столкновений русских с татарами, происходивших здесь в XVI в. Что же касается бердышей (XIX в. их было обнаружено не менее десяти, один из них был опубликован С.Д. Нечаевым), то это орудие более позднее. В XX в. к упомянутым выше находкам добавились лишь собранные исследователями четыре наконечника копий XIV в. Малочисленность предметов, оставшихся от великой битвы, объясняется тем, что победители собрали всё оставшееся на месте сражения оружие. Скорее всего, найденные позднее вещи XIV в. были обнаружены не на месте основного столкновения войск, а на том пространстве, где осуществлялось преследование убегающего противника. С.Д.Нечаев явился инициатором создания на Куликовом поле памятника победе. Интересно, что монумент был, воздвигнут именно на том месте, которое предложил Нечаев в записке тульскому губернатору Г.В.Васильеву. С тех пор ученые не сомневались, на каком берегу Непрядвы сошлись в решительной бою русские и татарские войска.
Учитель: Так продолжалось до 1980 г. Тогда географ К.П.Флоренский и историк В.А.Кучкин выдвинули гипотезу о том, что место битвы находится на левом берегу Непрядвы.
По их мнению, перед битвой противники находились на разных берегах Непрядвы; затем татары предприняли атаку, двигаясь по обеим сторонам реки; когда же началось преследование ордынцев, многие из них утонули в Непрядве. В.А.Кучкин пишет, что из описания гадания в «Сказании о Мамаевом побоище» ясно: перед сражением русских и ордынцев разделяла Непрядва. Однако это вовсе не так очевидно; более того, как раз этот фрагмент свидетельствует, что татарский полк только левым своим крылом упирался в Непрядву. Следовательно, между ордынцами и русскими не было никакой водной преграды. Вот этот отрывок из «Сказания»: «И выехав на поле Куликово и став посреди обоих плъков и обратився на плък татарский, слышишь стук и клич и вплъ, аки тръги снимаются, аки град зиждуще и аки гром великий гремить. Сзади же плъку татарского волъцы выют грозно вельми. По десной же стране полку татарскаго ворони кличуще и бысть трепет птичей велик велми. А по левой стране, аки горам играющим, гроза велика зело». В самом конце этой повести (где объясняется, каким образом Дмитрий Донской получил свои раны) рассказывается, как князь сражался с татарами в начале битве впереди всех; справа и слева от него побили всю дружину, а «самого же въкруг оступиша около, аки вода много, обаполы. ». Ещё один аргумент, приводимый в защиту «левобережный» гипотезы, основывается на тексте летописной повести: «И в погони той ови татарове от крестьян язвени оружием падоша, а друзи в реце истопоша и гониша их до реки до Мечи». Как видим, в этой фразе вовсе не фигурирует название Непрядвы.
Учите/lb: Несмотря на доказанность «левобережной» гипотезы, само её появление обнажило серьёзную проблему: получается, что данные письменных источников можно толковать в пользу различных концепций - с одинаковой достоверностью.
Ещё одним спорным вопросом является территория, на которой проходило сражение.
Работы Р.С.Долговой и других учёных, обрабатывающих свидетельство писцовых книг, наглядно показали, что под Куликовым полем в XVI в. и позже понималось весьма значительная территория, куда входили и правобережье, и левобережье Непрядвы. Археологи пока (после почти 15 - летних раскопок) не нашли следов крупного могильника XIV в. Зато в результате кропотливой работы в районе Куликова поля был обнаружен целый ряд древнерусских поселений XII - XIV вв. Эти открытия позволяют заключить, что названия «Куликово поле» может быть возведено ко всем известным значениям слова «кулига»: участок земли на берегу реки (в излучине); крутой изгиб реки; часть волости с гнездом деревень. Результаты палеопочвенных исследований поля оказались весьма неожиданными для сторонников традиционного источниковедения. Во-первых, они показали, что значительная облесенность левого берега Непрядвы в XIII - XIV вв. не располагало к проведению там сколько-нибудь серьезного боя. Во-вторых, ныне широкое поле на правобережье Непрядвы было пересечено лиственным перелеском. Наличие этого облесенного участка посреди водораздела не позволяло выстроить войска так, как это принято изображать в школьных учебниках и на схемах военных историков. Пространство для боя, таким образом, сужается до 2-3 квадратных километров.
Учитель: Всё выше изложенное заставляет изменить наши представления о тактике боя и о численности участвовавших в нём войск. Мы можем перейти к рассмотрению III - й. загадки.
- А что же великий князь?
После того, как Куликовская битва была завершена, выяснилось, что Дмитрий Иванович после битвы не объявился, как сказали бы теперь, пропал без вести.
По-разному рассказывают о судьбе великого князя во время сражения.
Выберите версию, которой вы поверили:
1. Согласно одним авторам, его тяжело ранили, сбили с коня и он вынужден был укрыться в чаще до конца сражения.
2. По другой же версии, Дмитрий до самого конца участвовал в битве и «стал на костях татарских», то есть сам провозгласил победу.
3. А по третьей версии, его нашли без сознания среди груды трупов и без единой царапины.
Великий князь лежал под ветвями срубленного кем-то дерева. Шлем и доспех его были иссечены, сам он подняться не мог. Его подняли, сняли с него шлем и доспехи, а под ними на теле обнаружили следы ударов оружия под доспехами, то есть ссадины и ушибы. Прочность доспехов спасла жизнь великому князю. Владимир Андреевич сообщил о победе в только что закончившейся битве. Наступала ночь. Князя посадили на коня и повезли его в шатер.
Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом, погибших хоронили восемь дней.
С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской. В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Повсюду славили князя Дмитрия Иоанновича и прозвали его Донским.
Победа Дмитрия Ивановича над Золотой Ордой вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей, поразила воображение современников и потомков. «По Русской земле, - ликует автор «Задонщины» - повести XIV в. о Куликовской битве, - распространилось веселие и отвага, и вознеслась слава русская…». Москва показала себя политическим лидером Руси, а ее князь,- вождем национального значения.
На основе выше изложенного и пользуясь учебником, попробуете определить:
- значение Куликовской битвы с позиции ордынцев (Мамая).
- значение Куликовской битвы с позиции Дмитрия Донского.
IV.Решение проблемного задания
А теперь ответим на наш проблемный вопрос:
Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Какое значение имела победа на Куликовском поле для Руси?
Читайте также: