Загадки кроссворды головоломки относятся к каким играм

Обновлено: 05.05.2024

Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

В свое время Е. А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

Проблемно-поисковые методы развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность.

Головоломки, ребусы, кроссворды, игры-загадки направлены на тренировку мышления, на развитие познавательных способностей детей и на формирование мыслительных операций. Они интересны для детей, требуют от них умственных усилий и вызывают у детей интерес к познавательной деятельности.

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Следующая загадка

Сегодня существует множество игр, которые позволяют развивать психические познавательные процессы без ущерба для здоровья детей. К таким играм можно отнести игры-загадки, головоломки, ребусы, кроссворды. Одной из задач обучения детей старшего дошкольного возраста является формирование у них логического мышления, а загадки, ребусы, кроссворды являются хорошим средством развития у детей логического мышления.

Ребусы, загадки, кроссворды привлекают детей своей необычностью, неизведанностью, поэтому их использование в обучении детей является достаточно эффективным.

Возраст после 5 лет - период заметного интеллектуального развития. Основание тому - созревание и функциональное развитие лобных долей мозга. Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации,может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени. Но развитие логического мышления - еще пока лишь возможность дошкольника, которую педагогу нельзя упускать.

Если сделать деятельность ребенка интересной, увлекательной,то он достигнет очень многого: будет проявлять любознательность, станет наблюдательным, проявит стремление к преодолению препятствия, к поиску решения любой возникающей перед ним проблемы.

Игры-загадки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста. Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоций, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Проблемно-поисковые методы развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность.

Ребусы, кроссворды, игры-загадки направлены на тренировку мышления, на развитие познавательных способностей детей и на формирование мыслительных операций. Они интересны для детей, требуют от них умственных усилий и вызывают у детей интерес к познавательной деятельности. Игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки можно отнести к ряду досуговых игр, используемых, как развлечение детей дошкольного возраста. Но с другой стороны эти игры способствуют развитию интеллектуально-познавательных способностей у детей.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что игры-загадки, ребусы, кроссворды относятся к игровым и в то же время к проблемно-поисковым методам обучения детей, а старший дошкольный возраст является благоприятным для обучения детей разгадыванию игр-загадок, ребусов, кроссвордов.

Приобщать к разгадыванию ребусов можно, как только ребенок начнет осваивать чтение. И даже раньше - когда он знакомится со звуками речи и буквами.

С детьми работу проводим в несколько этапов.

Первый этап - обучение детей разгадыванию ребусов.

Второй этап - организация занятий, игр с использованием игр-загадок, ребусов, кроссвордов.

На первом этапе знакомим детей с правилами разгадывания ребусов. Для этого мы проводим серию бесед по темам «Что такое ребус?», «Такие разные загадки», рассказываем детям историю возникновения ребуса, а затем знакомим с правилами разгадывания ребусов. Правила разгадывания ребусов закрепляются конкретными примерами и упражнениями для детей. Очень часто предмет, изображённый в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб». Подбирать надо подходящее по смыслу.

Если предмет нарисован в перевёрнутом виде, читайте данное слово справа налево. Кот- ток, нос – сон.

Если слева или справа от предмета стоят одна или две запятые, надо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. Олень – лень.

Перечёркнутая буква около изображения предмета означает, что эту букву читать нельзя. Слон – сон.

Если над перечёркнутой буквой написана другая буква, то в названии предмета она читается вместо перечёркнутой буквы. Воск – волк, лук- люк.

Часто в ребусах над рисунком бывают две буквы со знаком равенства между ними. Это означает, что эти буквы надо заменить. Роза = коза

Цифры над рисунком указывают, что по ним надо изменить порядок букв в слове. Лиса- сила.

Если два каких либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в».Например: «в-о-да», или «не-в-а», или «в-о-семь». В этих ребусах возможно различное прочтение, например, вместо «восемь» можно прочесть «семьво», а вместо «вода»-«даво», но таких слов не бывает! Тут и приходят на помощь смекалка и логика.

Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например, «из-б-а».

Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать надо с прибавлением «за». Например, «Ка-за-нь».

Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать надо с прибавлением «на», «над» или «под», то есть нужно выбрать предлог по смыслу.Например: «фо-на-ри», «под-у-шка»

Следующий этап работы это включение игр-загадок, ребусов, кроссвордов, в воспитательно-образовательный процесс с целью закрепления у детей навыков разгадывания.Для этого мы включаем задания такого характера в различные виды деятельности детей: утренний и вечерний отрезок времени, прогулку, на занятия по развитию речи и формированию целостной картины мира.

Так же задачи данного характера подкрепляются индивидуальной работой с детьми.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста игр-загадок, ребусов, кроссвордов способствуют решению таких задач в развитии детей, как развитие воображения, креативности мышления; гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал; развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия; развитие настойчивости и находчивости.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

- Тема нашего сегодняшнего урока : Загадки. Ребусы. Кроссворды и головоломки. Общие правила разгадывания ребусов .

- А Вы любите отгадывать загадки и разгадывать кроссворды? (Ответы…)

- Давайте разберемся, что такое загадка, ребус, головоломка и кроссворд.

Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, но и требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. Загадки придумывают люди и сейчас. Это очень интересное занятие – обязательно попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3-4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Следующая загадка

В настоящее время повышается актуальность игры из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но, поскольку эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия, - важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные умения помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности. От того насколько развивается логическое мышление у ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть успешность освоения программы школьного обучения. Ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества, необходимые для его развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти пути решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях. Это, на мой взгляд, особенно актуально, поскольку в настоящее время,обществу необходимо поколение молодых людей с такими качествами личности как: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Перед нами, педагогами, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Начиная развивать ребенка посредствам игр, мы хотим, чтобы ребёнок не просто играл, а научился размышлять, находить нестандартное решение предлагаемых заданий. Чтобы действительно научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребёнку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

В своей работе по интеллектуальному развитию детей я использую игры –головоломки,такие как: «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Листик», «Лётчик» и др. В основе игр лежат развивающие занимательные задания. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что «только то, обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка», я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Мировые головоломки или геометрические конструкторы являются эффективным средством развития умственных и творческих способностей детей. Они развивают пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также сенсорные способности.

Все игры - головоломки представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Суть игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.

Каждая игра имеет свой комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты. Игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы.

Чем полезна игра ребенку?

Головоломки направлены на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности. В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Так с чего же начать?

Для начала можно предложить ребенку составить изображения из двух-трех элементов, например, из треугольников составить квадрат, трапецию, посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.

Возьмите любой набор и попробуйте составить квадрат, трапецию. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть,что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т. д.

Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. Начать лучше с составления зайца – это самая простая из нижеприведенных фигур.

Более сложной и интересной для ребят задачей является воссоздание изображений по образцам-контурам. Это упражнение требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания можно предлагать ребятам с 5-6 лет.

Тут уже дети могут собирать изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные отдельные части, после этого создается вся картинка.

Развивая логику малыша, вы растите маленького гения. Возможно, что уже после нескольких занятий он порадует вас своими маленькими, но необычайными изобретениями и новыми открытиями!

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство развития изобразительных навыков у старших дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития» Образовательный стандарт.

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития дошкольников В. а. сухомлигский:«Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Игры математического содержания как одна из форм речевого и интеллектуального развития дошкольников с ТНР Основная проблема детей с ТНР, в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием, состоит в торможении развития познавательных, когнитивных.

Игры-ребусы и игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста Презентация "Игры-ребусы и игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста". Слайд 2 Интеллектуальное развитие старших.

Консультация «Исторический аспект проблемы развития дошкольников с нарушением интеллектуального развития» Истоки проблемы развития детей активно начинаются со второй половины девятнадцатого века, и находят своё продолжения в учениях Фридриха.

Логико — математические игры важное средство дляумственного развития старших дошкольников Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эк-вивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает.

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития» Цель мастер - класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Шахматы — средство интеллектуального развития дошкольников Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках.

Тема: Загадки. Ребусы. Кроссворды и головоломки. Общие правила разгадывания ребусов .

Цель: Познакомить с правилами разгадывания ребусов, головоломок и кроссвордов.

Обучающая: научить разгадывать ребусы и кроссворды.

Развивающая: развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию и воображение.

Воспитательная: воспитание усидчивости, терпения, умения преодолевать трудности.

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, доска, печатные материалы.

Здравствуйте, дети! Садитесь.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

- Проверьте всё ли готово у вас к уроку. Уберите, пожалуйста, все лишнее, чтобы Вас ничего не отвлекало.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Ответы детей…).

Введение в тему:

Следующая загадка

Читайте также: