Загадки ко дню языков

Обновлено: 25.12.2024

Оборудование: компьютер, проектор; презентация (слайды и задания – по щелчку); распечатки древнерусской азбуки без названий букв; карточки с пословицами; карточки с поговорками; карточки с цифрами 1,2,3; на столах команд карточки-сигналы «!», выставка словарей.

Два Ведущих, два Академика

Две команды участников– «Знатоки»

Жюри – 3 человека.

Ход мероприятия

I ведущий: Сегодня у нас с вами замечательный праздник – День родного языка. Мы окунемся в историю нашего языка, узнаем много интересного. (слайд 1)

– Когда мы впервые приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку. Знает ли кто из участников, как произошло это название? (слайд 2)

(если кто-то из членов команд отвечает, жюри дает команде 1 дополнительный балл)

– Действительно, слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки». В старину грамоте учили по церковным книгам. В церковно-славянской азбуке буквы назывались не так как теперь. И их было 49! (слайд 3)

II ведущий: – Итак, внимание!

1-е задание: «Аз и буки – начало всей науки».

– Сейчас на слайде вы увидите древнерусскую азбуку. Ваша задача в течение 1 минуты запомнить как можно больше названий букв и воспроизвести их (листы с азбукой на столах команд) .

Открывается слайд (слайд 4), Академики по очереди читают названия букв в течение 30 секунд, затем командам дается еще 30 секунд для запоминания (для упрощения задания берется часть азбуки). После этого слайд закрывается , и команды на листах записывают названия букв в течение 1 минуты. Ответы передаются жюри, подсчитываются, выставляются баллы.

I Ведущий ( во время выполнения командами 1-го задания) :

– Задание для зрителей: «Переведи с древнерусского на русский»

На слайдах показываются слова в древнерусском варианте. Задача зрителей – «перевести» их на современный русский язык (слайд 5)

Близъко (близко), къдъ (где), сьдъсь (здесь) , бъчела (пчела), сватьба (свадьба), съдоровъ (здоров), двашьды (дважды), тришьды (трижды), истьба (изба), цьсарь (царь), дъстоканъ (стакан).

II Ведущий: Кажется, сейчас вы догадываетесь, как нелегко было учиться детям в старину. Недаром сложились в народе пословицы: «Азбуку учат, во всю избу кричат», «Аз, буки – бери указку в руки; фита, ижица – плетка близится», «Аз, буки и веди страшат, как медведи». (слайд 6)

I Академик: Помимо трудных названий букв, сложность учебы была еще в том, что при обучении чтению требовалось сначала называть буквы первого слога, затем – второго и т.д., потом слоги складывались в слово. Например, слово КНИГА читалось так: како, наш, иже –КНИ, глаголь, аз –ГА – книга. (слайд 7)

Вот как об этом рассказывается в шуточном стихотворении Н.Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей»

II Академик:

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.

I Ведущий : Задание 2-е «Не для муки, а для науки»

– Сейчас на слайде вы увидите названия древнерусских букв. Нужно сложить их в слова. Кто быстрее прочтет, поднимает сигнал «!». За каждый правильный ответ – 1 балл.

На слайдах ( 8,9) появляются слова, сменяющиеся по мере прочтения:

ша, како, он, люди, аз ( ШКОЛА)

буки, ук, како, веди, аз ( БУКВА)

реци, он, добро, иже, наш, аз (РОДИНА)

ук, червь, есть, наш, иже, како ( УЧЕНИК )

червь, есмь, люди, он,веди, есмь, како ( ЧЕЛОВЕК)

Глагол, реци, аз, мыслите, он, твердо, аз (ГРАМОТА)

Жюри подводит итоги, выставляет баллы.

1-й Академик: В одной из древнейших книг на Земле –Библии– так сказано о сотворении мира : «Вначале было слово». В определенном смысле эта фраза удивительно точна: возможность общаться, т.е. осмысленная речь, язык, сделала человека человеком. За тысячелетия существования человечества в каждом языке накопилось огромное множество слов. И разобраться в этом море всегда помогает наш помощник и наставник – словарь.

II Ведущий: А какие словари знаете вы? (звучат ответы зрителей и участников)

2-й Академик: Когда же родился словарь? Точного ответа у ученых нет. А первый, известный ученым русский словарь относится к 1282 году. В нем содержалось 174 иностранных слова, и назывался он «Азбуковник». Первый русский печатный словарь был составлен в 1596 году. В этом словаре было уже 1061 слово, расположенное по алфавиту. (слайд 10, 11)

1-й Академик: За это время создано огромное количество словарей разных направлений, на разных языках, для широкого пользования и узких специалистов.

Показ слайдов с изображениями разных словарей. (слайд 12,13)

2-й академик: Как вы видите, словари есть и обычные, привычные нам, и необычные, уникальные. А есть словари – знаменитые! В России такой славы заслуживает «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х томах, изданный в Санкт-Петербурге в 1863-1866 годах и актуальный до сегодняшнего дня. Его создатель Владимир Иванович Даль, знаменитый русский ученый, врач, писатель и знаток языка. Он всю жизнь собирал фольклор – русские сказки, песни, пословицы и поговорки. Сам он знал не меньше 12 языков, а его «Словарь» считается настоящей энциклопедией русской жизни. ( слайд 14)

1-й академик: Работе над словарем В.И. Даль посвятил около 50 лет! Словарь содержит около 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, прибауток и загадок, которые поясняют нам значение приводимых слов. А еще этот словарь делает то, что словари, в обще-то, делать не обязаны: он учит! Например, объясняя, что такое «лапоть», Даль не только описывает лапти, но и подсказывает способы их изготовления.

II Ведущий: Задание 3-е «Старая пословица век не сломится»

– На ваших столах карточки с разделенными на две части пословицами из словаря В.И. Даля. Ваша задача собрать разделенные пословицы. Кто быстрее и правильнее это сделает. Время пошло!

Игроки на скорость собирают разрозненные пословицы. По окончании жюри проверяют правильность выполнения. Задание оценивается max 5 баллов + 1 балл команде, первой собравшей пословицы без ошибок. (проверка слайд 14-15)

I Ведущий: Задание 4 «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»

– Вы уже, наверно, знаете, что поговорка – это, зачастую, часть пословицы. Например: «чудеса в решете» – это поговорка. Но у нее есть продолжение: «Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда».

– Мы предлагаем участникам вспомнить такие «продолжения» поговорок.

– Правда что шило ( в мешке не утаишь)

– Хорошо ружьецо бьет ( с печи упало – семь горшков разбило)

– У страха глаза велики (да ничего не видят)

– Пьяному море по колено (а лужа по уши)

– Ума палата (да ключ потерян)

– Голод не тетка ( пирожка не поднесет)

– Первый парень на деревне ( а в деревне два двора)

Раздаются карточки с поговорками. Команды совещаются в течение 3-х минут, предлагают свои варианты продолжений. За каждый правильный ответ – 1 балл. (проверка слайд 17)

1-й Академик :

– Мы с вами окунулись в старину. А теперь вернемся в наш век – время, когда с огромной скоростью наш язык пополняется неологизмами и заимствованными словами, может быть, и не всегда оправданно.

II Ведущий: Задание 5. «Кто как знает, так и тачает».

– Сейчас знатоки нам продемонстрируют, насколько хорошо они ориентируются в современной лексике. Определите правильное значение заимствованного слова.

  1. спокойный
  2. соответствующий
  3. современный
  1. ныряльщик
  2. стрелок
  3. попрошайка
  1. уничтожать мины
  2. господствовать, преобладать
  3. играть в домино
  1. законный
  2. отрицательный
  3. равный
  1. большой парк
  2. жилье Кин-Конга
  3. стоянка
  1. блюдо из теста
  2. спор
  3. выражение лица
  1. коллекция сим-карт
  2. конференция на научную тему
  3. тараканьи бега
  1. застой
  2. лечебная процедура у стоматолога
  3. денежная купюра
  1. услуги при покупках
  2. вид легкой атлетики
  3. строевая подготовка
  1. волшебный, необычный
  2. не прошедший отбор
  3. исключительный

I Ведущий: Как говорится, «Добрый конец –всему делу венец» (слайд 21). Подведем итоги.

Следующая загадка


В славянскую группу,

Следующая загадка

Дети

Вёрткий, красный без костей
Для передачи новостей!
(Язык)

Он может говорить стихи,
Молоть тирады чепухи,
Способен петь часами
Под носом и усами!
(Язык)

В Древнем Риме ели это
В виде вкусного паштета,
У соловья частица та
Вырывалась изо рта!
И богачи за обе щёки
Глотали тот паштет жестокий!
(Язык)

***

На островах Альбиона
В колокольных перезвонах
Мы слышим что за речи
Совсем по-человечьи,
На звук слова приятны,
Но очень непонятны!
(Язык англичан)

Он есть родной и очень странный
Непонятный иностранный!
(Язык)

Что изучает переводчик,
Который знает очень точно,
Что сказать иностранцу
Китайцу или испанцу?
(Язык)

По словарю, без словаря
В чём практикуемся не зря,
И что мы изучаем,
К примеру, из Китая?
(Язык)

Ритм работы нашей школы
Каждый год всегда весёлый!
Не просто выйти в грамотеи
Что я учу, в трудах потея?
(Язык)

«Горшки обжигают не боги»,
Что изучает филология?
(Язык)

Знает каждый грамотей,
Его разделяют на десять частей,
Здесь и глаголы, и предлоги…
Он у нас известен многим!
(Язык)

Вслух произносятся шикарно,
Без ударения звуки, ударные!
Что учит правильно и просто,
Говорить детей и взрослых?
(Язык)

Читаем книги мы не зря,
Начиная с букваря,
И знать мы что мечтаем,
Учебники листая?
(Язык)

***

Он должен быть всегда культурным –
Разговорным и литературным,
Без «мусорной вульгарной брани»,
Чтоб оскорблением «не ранить»!
(Язык)

В каждой речи только слово
Для общения основа!
А все слова «в одной упряжке»
Назвать сейчас для вас не тяжко?
(Язык)

Ни для кого не есть секрет,
Его мы учим с малых лет,
А как запомнил сотни слов,
Что ты использовать готов?
(Язык)

Есть для письма, для разговоров,
Научный есть для жарких споров,
А есть особый, для поэтов…
Подскажите мне, что это?
(Язык)

Что собирают наши словари,
Как блески утренней зари,
Всего народа дивный клад,
Который знать бы каждый рад?
(Язык)

В нём слова как будто листья,
Порой стареют очень быстро,
Но, как обычно, неизменно,
Им новые спешат на смену!
(Язык)

В уши нам летит с экрана,
В текстах песен постоянно,
Этот важный инструмент
Нужен нам в любой момент,
Мы, «по жизненному циклу»,
Его использовать привыкли!
(Язык)

Уже из-под пера, так говорили в прошлом, вышло у меня более 20 тысяч загадок. Всегда при мне блокнотик и ручка. Часто бывает - "загадочная" мысль догоняет в обычной прогулке по свежему воздуху. Останавливаюсь, схожу на обочину тротуара и записываю. Со стороны это, наверное, странно выглядит, но сюжеты загадок и сказок как прилетают мгновенно, так и убегают прочь ещё быстрее, нужно зафиксировать, не лениться! Вот так и собрался огромный багаж "детективно-шутливых" вопросов. Я учитель русского языка и литературы, и как не мне знать, что любят дети из книжных жанров! А новая загадка, сказка или стих каждый день, это для меня как целебный глоточек воздуха! Не могу жить иначе!

Следующая загадка

Дети

I am a pet.
I am soft and furry.
I like to sleep and drink milk.
I don’t like mice and dogs.
I say “Meow, meow”.
I am ….(CAT)

Я животное домашнее.
Я мягкая и пушистая.
Я люблю спать и пить молоко.
Мне не нравятся мыши и собаки.
Я говорю: “Мяу-мяу”.
Я ….(КОШКА)

I live on a farm.
I am pink.
I have a little tail.
My nose is called a snout.
And I say “Oink, oink”.
I am …. (PIG)

Я живу на ферме.
Я розовая.
У меня маленький хвостик.
Мой нос называется пятачком.
И я говорю: “Хрю-хрю”.
Я …. (ХРЮШКА)

A lot of spots.
A long, long neck
A funny scarf.
It ‘s a … GIRAFFE.

Много пятнышек,
Длинная, предлинная шея.
Забавный шарф.
Это … ЖИРАФ.

I have 4 legs and a tail.
I am very smart.
I like to play with you.
When I see a cat,
I say “Woof, woof”
I am ….(DOG)

У меня 4 лапы и один хвост.
Я очень умная.
Мне нравиться играть с тобой.
Когда я вижу кошку,
Я говорю: “Гав – гав”.
Я… (СОБАКА)

Зеленый и длинный,
Много зубов,
Красивая улыбка –
Это … КРОКОДИЛ.

I have 4 legs and a long tail.
I like to run fast.
I let you ride
on my back.
I eat hay.
And say “Neigh, neigh”.
I am ….(HORSE)

У меня 4 ноги и длинный хвост.
Я люблю быстро бегать.
Я разрешаю тебе кататься
у меня на спине.
Я ему сено.
И говорю “Иго-го”.
Я …. (ЛОШАДЬ)

As red as fire,
With a fuzzy tale.
He likes long walks.
It is … A FOX.

Рыжая, как огонь,
С пушистым хвостом
Любит долгие прогулки,
Это … ЛИСА.

I am a big
farm animal.
I can be black, white
or brown.
I like to eat green grass.
I give milk.
I can say “Moo, moo”.
I am …. (COW)

Я большое животное,
живущее на ферме.
Я могу быть черной, белой
или коричневой.
Я люблю есть зеленую траву.
Я даю молоко.
Я говорю: “Му-му”.
Я …. (КОРОВА)


***
A very long nose.
It grows and grows.
Не is huge and likes fun.
It is … AN ELEPHANT.

Очень длинный, длинный нос,
Все растет, растет,
Сам огромный и любит веселье,
Это … СЛОН.

Likes so much
To toss his mane (трясти гривой).
Eats green grass and macaroni.
Who is it? – It is … A PONY.

Очень любит
Трясти гривой,
Ест зеленую травку и макароны.
Кто это? … ПОНИ.

I have four legs and a tail.
I have no teeth.
I can swim and dive underwater.
I carry my house around with me.
I am a… (TURTLE)

У меня 4 лапки и хвостик.
У меня нет зубов.
Я могу плавать и нырять.
Я всегда нашу свой домик на себе.
Я…(ЧЕРЕПАХА)

So colorful and bright,
Is fond of talking much.
Likes eating carrot
It is … A PARROT.

Очень яркий и цветной,
Любит поболтать.
Ест морковку,
Это … ПОПУГАЙ.

Читайте также: