Загадки картины брейгеля охотники на снегу

Обновлено: 22.11.2024

В Нидерландах XVI века ничего не знали о глобальном потеплении, и тамошней зиме позавидовала бы даже Россия. Голландский "Дед Мороз" — художник Питер Брейгель Старший — с любовью изображает каждую припорошенную крышу, замерзших конькобежцев и даже библейские сцены меж сугробов.

Следующие четыре картины посылают молчаливый укор зиме этого года, а три из них даже кое-что расскажут о северных приключениях Святого Семейства.

Человеческий муравейник

Охотники на снегу Фрагмент: Гостиница "У оленя" Фрагмент: Игры на пруду Охотники на снегу

Нидерландский пейзаж легко узнать по "муравейнику" — это традиционный для Босха, Брейгеля и иже с ними способ бытописания. Художник как будто бы с высоты квадрокоптера взирает на происходящее, а любопытному зрителю остается изучать картину под лупой.

При желании можно разглядеть и вывеску гостиницы, и сосульки на крышах, и даже камни для керлинга рядом с игроками на замерзшем пруду. В отличие от конькобежцев, охотникам в левом нижнем углу не до веселья. Они возвращаются почти без добычи, не считая одинокой худосочной лисы.

Следующая загадка

В комментариях к моей прошлой статье "Куда идет Грета?" несколько раз упоминалась другая картина Питера Брейгеля "Охотники на снегу". В этой статье поговорим о ней.

О чем рассказывает картина Брейгеля "Охотники на снегу"?

Картина написана в 1565 году. Сейчас она находится в собрании Музея истории искусств в Вене.

Картина «Охотники на снегу» входит в цикл «Времена года». Этот цикл Брейгель писал по заказу Николаса Ионгелинка, финансиста и коллекционера живописи из Антверпена. Предназначались они для украшения дома Ионгелинка.

Сколько картин создал Брейгель неизвестно. По одним сведениям шесть, по другим - двенадцать. Потому что у заказчика всё пошло не так, как он планировал. Из-за финансовых проблем он передал картины городской казне Антверпена под залог крупного займа, а потом так и не выкупил. Несколько десятилетий они были заперты в городском казнохранилище. Сейчас известны и доступны только пять картин из цикла. Что стало с остальными, покрыто мраком.

"Охотники на снегу" (её еще называют просто "Зима") - особая картина. На ней изображено время года, которое, до Брейгеля, не пользовалось большой популярностью у художников. Они предпочитали изображать более веселенькие картинки, а не суровые, скрытые под снегом, пейзажи.

В картине Брейгеля идет перечисление всех зимних примет. Снег на земле и на крышах домов, скрытая подо льдом река, деревья, покрытые инеем, люди в зимних одеждах.

Перед зрителями открывается величественная картина. Мы смотрим на открывающийся ландшафт как бы глазами художника, который расположился на пригорке у куста , поэтому долина видна как на ладони.

Следующая загадка

До наших дней из цикла “Месяцы” (“Времена года”) Питера Брейгеля сохранились пять картин. Серия продолжает популярную в средневековом искусстве тему круговорота сезонов. Изначально картин в цикле Брейгеля, скорее всего, было шесть, и “Охотники на снегу” соответствуют декабрю и январю, то есть эта работа задумывалась как пятая, предпоследняя: год в Нидерландах тогда отсчитывали с Пасхи, рассказывает портал "Вокруг Света".

Друг живописца Абрахам Ортелий отмечал: “Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено”. На картине есть далекие горы и морская гавань с лодками, река и пруд, город, замок и деревенские хижины, рощи и холмы. Со средневековой страстью к спискам Брейгель визуально перечисляет зверей, птиц, человека, а также занятия поселян и их жизненные перипетии: возвращение с охоты, игры на льду, сезонный и повседневный труд, тушение пожара… Но все эти звери, люди и их виды деятельности уже не просто знаки календарного быта — художник XVI века вкладывает в этот гармоничный универсум новый, ренессансный смысл.

Брейгель вписал людей с их бытом в обобщенный образ прекрасного мира как важную и неотделимую его составляющую. Искусствовед Отто Бенеш считал, что так отразились в искусстве Северного Возрождения пантеистические идеи ренессансных философов: Бог не смотрит на землю с далеких небес, а пребывает в каждой частице единого вселенского механизма.

Лиса
Охоту в средневековом изобразительном искусстве нередко связывали с декабрем и январем. С собаками и пиками могли охотиться не только на мелкую дичь, но и на оленя, кабана или медведя, однако в этот раз у ловцов скудная добыча.

Костер
Крестьяне разожгли его, чтобы коптить на огне свиную тушу. Это занятие в иллюстрациях часословов традиционно соответствовало декабрю. В ноябре свиней откармливают, а в декабре режут и заготавливают мясо.

Вывеска
Гостиница называется Dit is inden Hert (“У оленя”). На вывеске нарисовано это животное и святой, стоящий перед ним на коленях, вероятно, великомученик Евстафий Плакида или святой Губерт, покровители охотников. По преданию, Евстафий был римским военачальником. Однажды на охоте он преследовал оленя, но вдруг увидел между рогами животного сияющий крест с распятием. Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. То же видение посетило и Губерта. Он, будучи епископом, охотился в Страстную пятницу: видение вразумило грешника, и он, раскаявшись в легкомыслии, с того дня стал образцовым христианином.

Сорока
В европейской традиции эта птица считается болтливой и вороватой. Завещая жене свою последнюю картину “Сорока на виселице”, Брейгель неслучайно намекал на неких “сплетников” (возможно, доносчиков), которые ему некогда навредили. Но в “Охотниках…”, лишенных сатирического подтекста, сорока, как и вороны на дереве, скорее всего, просто виды птиц, зимующих в Нидерландах.

Зимние виды спорта

Коньки. Популярное развлечение в Нидерландах эпохи Ренессанса. В средневековой Европе делались в основном из костей животных. Голландцам приписывают усовершенствование коньков: в XIV веке к деревянным брускам, привязывавшимся к башмакам кожаными ремнями, стали приделывать снизу полосу металла, чтобы лучше скользили. К 1500 году она превратилась в острое металлическое лезвие — так возник прообраз современной конструкции конька.

Айсшток. Картины Брейгеля на зимнюю тему считаются первыми известными изображениями этой похожей на керлинг игры. Она до сих пор популярна в Австрии и Германии.

Игра с мячом и клюшками. Предтеча хоккея с мячом бытовала в разных странах средневековой Европы как в зимнем, так и в летнем варианте. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской игрой кольв. Ее принцип был в том, чтобы, толкая клюшкой мяч из дерева или кожи, попасть им по цели.

Деревни
Такие дома и церкви с колокольнями характерны для любого селения ренессансных Нидерландов, и местность, с которой Брейгель писал виды, не установлена. Скорее всего, это обобщенный образ сельской округи.

Горы
Нехарактерную для Нидерландов деталь ландшафта Брейгель, судя по всему, взял из альпийского пейзажа. В начале 1550-х он проходил через Альпы, зарисовывал их. Биограф Брейгеля Карел ван Мандер восхищался точностью воспроизведения: “Говорили про него, что, когда он был в Альпах, он проглотил все горы и ущелья и, приехав домой, выплюнул их обратно на свои полотна…”

Ирод не нужен, если есть испанцы

Избиение младенцев Избиение младенцев

Как и на предыдущей работе, здесь можно разглядеть герб Габсбургов (при очень большом желании и безупречном зрении). Согласно писанию, техасскую резню бензопилой учиняют воины царя Ирода, который приказал убить всех мальчиков Вифлеема до двух лет.

Но мы-то помним, что Брейгель пишет на злобу дня. Поэтому в роли злодеев выступают современные художнику испанские солдаты. Евангельская сцена столь непохожа на себя, что долгое время искусствоведы называли картину просто: "Нападение на деревню".

Живописный сериал по мотивам Евангелия

Зимний пейзаж с катающимися на коньках и ловушкой для птиц Зимний пейзаж с катающимися на коньках и ловушкой для птиц

Наконец, копии растиражированного еще в эпоху Возрождения зимнего пейзажа (сохранилось 127 его повторений!) тоже прячут в себе секрет — награду для самого внимательного зрителя. Не буду вас мучить, потому что без лупы это головоломку всё равно не разгадать.

Если когда-нибудь увидите копии этой работы, не поленитесь, отыщите Марию с Иосифом, бегущих в Египет! Сам Питер Брейгель старший их не изобразил, иначе бы получился целый живописный сериал о похождениях Святого Семейства.

Хотите узнать историю о том, как художники XVI-XX веков использовали краску из мумий? Читайте мою недавнюю статью !

Следующая загадка

О картине голландского художника Питера Брейгеля «Охотники на снегу» говорят, что она особенная и её сложно забыть. Это произведение вдохновляло не только художников, но и других деятелей искусства. Например, картина «засветилась» в эпизодах фильмов «Солярис» Андрея Тарковского и «Меланхолия» Ларса фон Триера. Брейгель, создавший «Охотников на снегу» почти пятьсот лет назад, раскрывает в этом произведении новые для своего времени возможности пейзажа как самостоятельного жанра.

О Питере Брейгеле Старшем сохранилось мало информации. Неизвестны точная дата и место его рождения. Предположительно он родился в голландском городке Бреде между 1525 и 1530 годами. Ранние работы художника не сохранились, до нас дошли 45 живописных работ, треть из которых хранится в Музее истории искусств в Вене, в том числе и «Охотники на снегу» (дерево, масло 117×162). В России работ художника нет.

В 1566 году Брейгель закончил цикл картин «Месяцы», посвященных временам года. К этому времени художник достиг пика своего мастерства. Из цикла сохранилось пять работ. До сих пор идут споры, сколько изначально произведений включали «Месяцы» – 12 или 6. Искусствоведы склоняются к шести картинам. В таком случае «Охотники на снегу» была предпоследней и рассказывала о декабре и январе: в Нидерландах времен Брейгеля Новый год отсчитывался от Пасхи.

Брейгель в «Охотниках на снегу» изображает зимний ландшафт как самостоятельное явление, где главную ценность представляет само состояние природы и бытование в ней человека. Сочетая ближний план с крупными фигурами и панорамную перспективу, художник будто размышляет о миссии человека в бескрайней природе, его значимости и одновременно незначительности в сравнении с величием мироздания.

На дальнем плане картины изображено тушение пожара

Примечательно, что художник изобразил не реальный, а выдуманный пейзаж. Вероятно, на изображение гор, которых нет в Голландии, его вдохновило путешествие по Италии, где Брейгель был впечатлен Альпами. Цветовая гамма картины с полупрозрачными холодными тонами серого и бледно-голубого цветов удивительно точно передает атмосферу морозного дня. Приглушенные «зимние» краски сочетаются с теплыми цветами домов.

Замок у подножия

Композицию художник выстраивает таким образом, что взгляд зрителя скользит по диагонали – от охотников в верхний правый угол к горам. Каждая деталь тщательно прописывая. Брейгель показывает быт крестьян и их зимние развлечения. На переднем плане он изображает трех уставших охотников и продрогших собак. Внимательный зритель слева заметит гостиницу с вывеской «Dit is inden Hert» («У оленя»). На вывеске изображен святой, стоящий на коленях перед оленем. У входа семья крестьян разжигает огонь, чтобы подпалить свинью.

С такой же тщательностью, как и на переднем плане, Брейгель подходит и к дальнему. Каждую деталь картины можно долго рассматривать и изучать. На долине внизу виднеются деревеньки с церквями и мельницей. На дальнем плане горит дом, и люди тушат пожар. В это время большая часть героев картины развлекается на пруду – катаются на санках, коньках, а еще играют в игры, напоминающие хоккей и керлинг…

Зимние игры на льду

Биограф художника Карел Ван Мандер указывает, что заказчиком серии «Месяцы» был богатый купец Николас Йонгелинк из Антверпена. Но когда ему понадобилась крупная сумма денег, он отдал все картины под залог, а выкупить их не смог.

Для своего времени картина «Охотники на снегу» была новаторской, практически никто из художников не писал быт крестьян и не подходил к пейзажу, как самостоятельному жанру. Брейгель старался отразить единство человека и природы, он писал некий портрет мира, который и сейчас не потерял своей актуальности.

7 интересных фактов о Питере Брейгеле Старшем

1. О раннем периоде жизни Питера Брейгеля мало известно. В середине 1540-х он переехал в Антверпен, который в XVI веке был центром торговли и художественный жизни. Брейгель обучался в мастерской Питера Кука Ван Альста, придворного художника императора Карла V. В 1551 году он был принят в антверпенскую гильдию живописцев.

2. Считается, что большое влияние на творчество Питера Брейгеля оказали работы Иеронима Босха. Брейгель создал несколько собственных вариаций на темы великого художника, например, «Большие рыбы пожирают малых», цикл гравюр о семи человеческих пороках. Настолько эти работы напоминали Босха, что Брейгель даже получил прозвище «Второй Босх».

3. В 1552-1553 годах Питер Брейгель путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии. Он познакомился с работами Рафаэля и других итальянских художников, которые также оказали влияние на его творчество.

4. Брейгель не писал обнаженных фигур и заказных портретов, хотя, наверняка, к нему обращались состоятельные заказчики. В произведениях художника вообще мало индивидуальных фигур, они стали появляться лишь в позднем творчестве живописца. Из таких примеров можно назвать «Голову крестьянки».

5. После женитьбы на Марии, дочери своего учителя Ван Альста, Брейгель с семьёй уезжает в менее шумный Брюссель. Позже здесь он застал кровавый режим испанского герцога Альбы, который уничтожил несколько тысяч нидерландцев. В одной из последних картин «Сорока на виселице» художник отразил атмосферу террора. Сорока символизирует сплетников. Эту картину Брейгель завещал жене.

6. У Питера Брейгеля было прозвище Мужицкий, чтобы его не путали со старшим сыном, тоже художником. А прозвище было связано с тем, что живописец рисовал простых людей и крестьян.

7. Питер Брейгель умер 5 сентября 1569 года, ему было 40 с небольшим лет. Причина смерти неизвестна. Похоронили Брейгеля в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. Жена художника осталась с двумя сыновьями и дочерью, старшему сыну было всего пять лет. Оба сына живописца Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший, а также два внука и правнук тоже стали художниками.

Что, если бы Бог был одним из нас?

Перепись в Вифлееме Фрагмент: Мария и Иосиф Фрагмент: Чиновники ведут перепись Перепись в Вифлееме

Не говорите мне, что Брейгель не знает о погодных условиях на берегах реки Иордан! Да, возможно, на его картине Мария и Иосиф впервые увидели снег. Но это лишь способ придать картине актуальности (примерно как сейчас — выпустить на театральную сцену Ромео и Джульетту в джинсах).

А жители провинциального нидерландского городка тем временем невозмутимо заняты своими делами: режут поросят, собирают хворост, крохоборствуют, кормят домашнюю птицу. И не ведают о том, что за их спинами едет на ослике сама Матерь Божья. Основную идею полотна выражают слова из песни Джоан Осборн:

What if God was one of us?
Just a slob like one of us
Just a stranger on the bus
*(Что, если бы Бог был одним из нас?
Просто разгильдяем, как некоторые из нас,
Просто незнакомцем в автобусе,
Едущим домой?)

Это излюбленная брейгелевская идея, к которой он обращается и в следующей картине "Избиение младенцев".

Читайте также: