Загадки какой метод обучения
Обновлено: 24.12.2024
Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.
До недавнего времени словарные упражнения как метод активизации словаря рассматривались, главным образом, в отношении старших дошкольников. Данные современной науки о возможностях умственного и речевого развития детей позволили значительно расширить их использование в средних и даже младших группах.
Все методисты отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания и отгадывания загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки (как и другие малые формы фольклора) помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений. На основе учета характера загадок, особенностей развития детей в методике сформулированы следующие требования к их применению в целях развития словаря: загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками; загадки должны быть доступны детям с точки зрения как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»); обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов); отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания; придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок; загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.
Следующая загадка
Очень важное место занимают занятия по обучению отгадывания загадок. Ценность этих занятий для решения задач словарной работы заключается не только в том, что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой художественное, образное описание предметов, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Что бы ребенку было легче отгадать загадку,он должен иметь представление об особенности предметов, уметь сравнивать их, видеть в них что то общее. Именно по этому с начало проводятся занятия по ознакомлению детей с особенностями предметов,и только после этого занятие с загадками.
Очень важно,что бы загадки были знакомы по содержанию, т. е загадывались о знакомых предметах, характерные особенности должны быть знакомы детям. Наиболее доступными по форме являются загадки двух видов : построенные как прямое описание характерных особенностей предмета без его названия («Зимой и летом одним цветом») и метаморфические, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет («Под соснами,под елками бежит подушка с иголками»).
Далее, занятия должны преследовать цель научить ребенка видеть за образным описанием реальный предмет и его особенности, а не в коем случаи запоминание отгадки к загадкам.Необходимо :1-присутствие наглядного материала ; 2- обучения соотнесению словесного образа с конкретными характерными особенностями предмета ; 3-ребенок должен мотивировать свои ответы, отгадки, включающая доказательства расшифровки образа.
Такие занятия состоят из двух частей :
1 часть –рассматривание предметов и выделять лишь тех их признаки, которые отражены в загадке. Используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей ;
2часть- отведена отгадыванию загадок и после отгадывания педагог спрашивает, как ребенок догадался.
Для начала такие занятия проводятся с предварительным рассматриванием предметов и описанием характерных признаков этих предмета, и только после этого,занятия усложняются. Так, после рассматривания предметы можно убирать, а предмет- отгадку показывать только при мотивировке ответа. Позже можно совсем отказаться от предварительного рассматривания и загадывать загадки о наглядно представленных предметах. Если ребенок испытывает затруднения в отгадывании, педагог обеспечивает рассматривание того предмета, загадка о котором оказалась не отгаданной. Усложнением является и загадывание новых загадок об известных предметах при показе их и без него. Во всех случаях обязательно нужно мотивировать отгадки. Так же на занятиях можно привлекать к загадыванию известных им загадок ; повторять старые загадки, но не демонстрируя наглядно.
Публикации по теме:«Царица Загадок» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего возраста с технологией ТРИЗ Цель[/b]:Обогатить словарный запас детей с помощью новых слов:лед,серый,бор,треугольная. Задачи: 1. Развивать творческое мышление у детей.
Дидактическая игра по отгадыванию загадок детьми младшего дошкольного возраста Я работаю воспитателем в младшей оздоровительной группе детского сада. Проводила беседу по лексической теме «Супермаркет. Профессии.». По.
Конспект досуга-развлечения «Вечер загадок» на тему «Весна-Красна» Конспект досуга-развлечения «Вечер загадок» на тему «Весна-Красна» для средней группы №2 подготовил воспитатель: Соловей Ю. А. Задачи:.
Конспект ООД в средней группе на тему «Незнайка в стране часов» (с использованием технологии проблемного обучения) ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: - Познакомить детей с разными видами часов, их краткой историей.
Консультация для воспитателей «Методика обучения детей в пространстве в младшей группе» Подготовила воспитатель национальной группы: Нурова Ц. В. МКДОУ № 16 "Бадм цецг" Методика обучения детей ориентировке в пространстве Под.
Консультация-практикум для педагогов «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия» Цель: развитие творческого мышления у педагогов. Задачи: • Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок;.
Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.
Методика обучения детей в работе с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша Работа с палочками Х. Кюизенера. Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.
Отчет по самообразованию на тему: «Нетрадиционные способы рисования» для детей первого года обучения Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Что означает слово «нетрадиционно»?.
План самообразования педагога детского сада «Технология обучения детей составлению загадок» Управления образования администрации г. Соликамска МАДОУ «Цент развития ребенка – детский сад № 47» Индивидуальный план самообразовательной.
Следующая загадка
Мастер класс « Загадка, как средство развития речи младших школьников».
1. Мастер – класс «Загадка как средство развития речи младших школьников»
1.1. Ведущий мастер – класса
1.2. Время проведения
1.3. Цели и задачи
1.4. Практическая значимость
1.5. Прогнозируемый результат мастер – класса
2. Этапы проведения мастер – класса
2.2. Общая характеристика загадки
2.3. Методика составления загадок по опорным таблицам – электронная презентация
2.4. Работа в группах – тренинг по составлению загадок
2.5. Формы работы с детьми по составлению загадок
3. Подведение итогов мастер – класса, рефлексия
Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей школьного возраста».
- познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;
- показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация) в работе по речевому развитию.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей школьного возраста.
В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:
- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.
- Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.
- В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».
- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
- Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.
- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.
- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?
Воспитывает, но не родитель
Обучает, но не учитель
Учится, но не ученик
Играет, но не ребенок. (педагог)
- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА
- Итак, тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Общая характеристика загадки
- В своей работе с детьми я часто использую такие малые формы фольклора, как потешки, пестушки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки.
- Давайте немного вспомним, что такое загадка?
- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.
- Виды загадок: народные и авторские.
- Типы загадок:
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (АРБУЗ)
Загадки – звукоподражания, например:
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце.
Бьется чье-то сердце
Загадки –рифмы , например:
В подполье, в каморке
Живет она в норке
Кто же это? (МЫШКА)
Загадки- перевертыши, загадки – небылицы, например:
Шерсть смотали мы в моток
Выйдет шелковый платок.
Отвечайте, правда ли? (НЕТ)
- Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.
- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- помогают увидеть вторичные значения слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
- Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.
- А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до - гадаться, от - гадать.
- Но при использовании загадок я выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя младщие школьники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.
- А конкретно выявились следующие проблемы:
- невнимательно слушают текст загадки;
-не запоминают полностью содержание загадки;
-полностью или частично не понимают текст загадки;
-при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
- Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.
- Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.
Методика составления загадок по опорным таблицам
(электронная презентация)
Ι ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы « На что похоже?»
Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» ( на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу) . Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».
II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам
Первый способ
1. Составление опорной таблицы вида:
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)
3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)
4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»
5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске
Загадка: Что это?
Как забор, но нельзя лазить.
Как пила, но не пилит,
Как трава, но не растёт.
Второй способ.
1. Составление опорной таблицы вида:
«Какая? (какой?, какое?)»
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:
3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»
4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»
5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о солнце
Загадка: Что это?
Яркое, а не лампа?
Круглое, а не колесо?
Жаркое, а не огонь?
Третий способ.
1. Составление опорной таблицы вида:
«Кто делает то же действие?»
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:
3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»
«Кто делает то же действие?»
4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»
«Кто делает то же действие?»
5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре.
Загадка: Что такое?
Летает, а не самолёт?
Пищит, а не мышь?
Кусается, а не собака?
Работа по подгруппам.
Сейчас я предлагаю вам стать детьми и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.
Слова: яблоко, кошка, автомобиль.
Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.
- Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы учителей).
- Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.
Формы работы с детьми по составлению загадок:
Составление загадок коллективно для одного отгадчика.
Один ребёнок отправляется за дверь. Учитель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.
Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.
- Итак, коллеги, предлагаю вам обменяться информацией:
- Что мы сейчас с вами делали?
- А как мы это делали?
- Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.
- Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с девиза нашего мастер – класса: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму», мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
- Мне очень нравятся слова Е. Ермоловой: «Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате». Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!
А для дальнейшей моей педагогической работы я попрошу вас оценить сегодняшний мастер – класс. Рефлексия:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №4 «Калинка» г.Волжска Республики Марий Эл.
Мастер-класс "Методы обучения детей
Мастер-класс "Методы обучения детей
Загадка – относится к устному народному творчеству, где в образной форме передаются самые яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Загадка состоит из вопроса или задания, в котором даётся описание предмета, его характерные особенности. Обычно загадка имеет форму стихотворения, что делает ее более привлекательной. Особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Отгадывание и придумывание загадок положительно влияет на разностороннее развитие речи дошкольников. В загадке используются различные средства выразительности (эпитеты и сравнения, определения, приём олицетворения, использование многозначности слов), которые способствуют формированию речи дошкольного возраста. В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разной тематики и окружающий нас мир, явления природы, предметы быта, орудия труда, транспорт, спорт, профессии. Придумывать загадки очень трудно, чем отгадывать. Сначала же дети придумывают по образцу заданной загадки, но с трудом справляются, но в дальнейшем уже составляют интереснее. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению и формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. При работе с загадками у детей развивается: мышление, речь, внимание и память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников, а остальная группа в виде пассивных наблюдателей. Верный ответ ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если повторно задать через некоторое время ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспомнит ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Что бывает таким же?
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Что бывает таким же?
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Блестящий - паровоз, но не простой, а новенький паровоз
Табличка может выглядеть следующим образом:
Что бывает таким же?
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как новенький паровоз; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не оранжевый апельсин".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что (кто) делает так же?
1. -Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").
- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадный; семенит, как старый гном".
2. Летает, но не бумажный самолет,
Роет норки, но не слепой крот,
Ловит насекомых, но не болотная лягушка. (Ласточка)
Быстро летает, но не реактивный самолет,
Звонко поет, но не веселый ребенок,
Строит жилье, но не опытный плотник. (Соловей)
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Загадка про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".
Загадка про лужу.
Похоже на облако, но никуда не плывет
Похоже на море, но нет волн,
Как зеркало, но нельзя разбить. (Лужа)
Загадка про машину.
Похоже на жука, но нет лапок,
Похоже на улитку, но быстро движется
Как дом, но нельзя побегать. (Легковая машина).
Задачи, которые мы решаем на разных этапах работы с загадкой:
- учимся узнавать связное высказывание.
-набираем все части речи в словарь.
-формируем умение связного говорения по правилам.
-кодируем загадку - учимся кодировать рассказ.
-отгадываем загадку – учимся анализировать предъявленные предметы, сравнивать их.
-работая с отгадкой – учимся составлять рассказ о том, что было и что будет потом с объектом.
-полученную в загадке метафору – учимся вставлять в рассказы.
Отгадываем да-нетку (вид загадки) – набираем описательные характеристики. Отрабатываем слоговую структуру слова.
Загадки в виде логического задания, или загадка-смекалка
У семи братьев по одной сестре, много ли сестер? (Одна.)
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 детей, 7 братьев, имеющих одну сестру.)
3.Юмористические загадки, или загадки-шутки
Суть таких загадок в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа. Такая загадка не подсказывает ответ, а иногда, наоборот, заставляет мысль работать в неверном направлении.
Каких камней нет ни в одном море? (Сухих.)
Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)
Кто была первая русская женщина, освоившая летательный аппарат? (Баба Яга.)
4.Указание лишь частей предмета и их количества
Шесть ног, две головы, один хвост — что это такое? (Всадник и лошадь.)
Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.)
5. Перечисление действий предмета без его называния
Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Речка.)
Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (Собака.)
6. Прямое описание характерных особенностей предмета без его называния
Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)
Летом серый, зимой белый. (Заяц.)
7.Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет
Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)
Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
8.Загадка, составленная по методу отрицания
Жидко, да не вода, бело, да не снег. (Молоко.)
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)
9.Загадка, составленная по методу противоречий
— Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное.
Ну-ка, узнай меня! (Яблоко.)
При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются.
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. (Стулья.)
Всем этим способам составления загадок желательно обучать детей, начиная с дошкольного возраста. Работа по придумыванию загадок с детьми дает прекрасный материал по расширению и активизации лексики детей словами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их действия. Более ценными эти игры делает совмещение целей, способствующих развитию логического мышления и образной речи. Особое внимание уделяется развитию ассоциативного мышления у детей, которое является одним из составных любого вида творчества.
Мы предлагаем некоторые способы обучения детей составлению загадок. Начинаем с самого простого, например, с перечисления частей предмета и их количества. Покажите детям картинку, на которой изображен всадник на коне. Не надо загадывать детям загадку. Вы ее с ними «придумаете». Это можно сделать на занятии по математике. Попросите детей посчитать, сколько всего будет ног у коня и всадника вместе, сколько голов, хвостов. Можно посчитать и глаза, и уши. Осталось загадку сформулировать, выучить наизусть и кому-нибудь загадать, например, работникам детского сада, родителям. На следующем занятии возьмите две картинки: одну с изображением стула, другую — с изображением кошки или собаки. Посчитайте с детьми детали: 8 ног, 2 спины, 1 голова, 1 хвост. Отгадка: кошка спит на стуле. Дети самостоятельно могут придумать загадки по картинкам, на которых изображены Змей Горыныч, лиса с уткой в зубах, птица на корове, носороге, муха на арбузе (6 ног, 1 голова, 2 пуза). Интересную загадку можно придумать по картинке, изображающей человека, который сидит за столом на стуле и ест курицу и т. д. В таких загадках можно учить детей образовывать сложные прилагательные: «восьминогий охотится за шестиногими». (Паук — за мухами.)
Достаточно легкий и доступный способ составления загадок для детей — по принципу отрицания. Этому способу, как и предыдущему, можно обучать, начиная с пятилетнего возраста. Педагог сам предварительно может придумать про любой предмет свою загадку и предложить ее детям для составления, например:
Круглый, но не апельсин,
Катится, но не машина,
Скачет, но не зайка? Что это? (Мячик.)
Рассмотрим еще один способ составления загадок путем противоречий. В становлении творчества у детей огромное значение имеет освоение антонимов. Дж. Родари обращает внимание на то, что мысль возникает из парных понятий: «Понятие мягкий появляется не до и не после понятия жесткий, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание». Метод противоречий имеет для ребенка практическое значение. Дошкольник обязательно станет школьником. Этот метод поможет ему при изучении законов окружающего мира.
Чтобы составить с детьми загадку, используя противоречивые качества предмета, ее надо придумать сначала самому педагогу. Для этого нужно научиться находить противоречия в предметах и явлениях. Диалектика учит нас, что в основе любого развития лежит противоречие. В каждом предмете, в каждом процессе заключены противоположности. Внутренние противоречия являются причиной «самодвижения», «саморазвития». Именно внутренние противоречия в предмете всегда скрыты, и обнаружить их нелегко. Они и есть загадка, тайна. Над разрешением противоречий человечество бьется с самого момента своего зарождения. Они его будут сопровождать и в будущем. Метод противоречий при изучении свойств и качеств позволяет ребенку проникнуть в сущность и глубину предметов и явлений. Детей этому логическому приему надо специально обучать. Предварительно необходимо научить детей подбирать противоположные признаки, состояния, действия, обогатить их лексику словами-антонимами. Работа над антонимами может проводиться в разных играх и на занятиях. На занятиях по математике дети сопоставляют предметы и явления по количественным, временным, пространственным отношениям (много — мало, рано — поздно, далеко — близко). На занятиях по развитию речи сопоставляют предметы по качествам, свойствам, состояниям (положительный — отрицательный, хитрый — простодушный). Можно с детьми придумать такую загадку:
Чистая и грязная,
Полная и пустая,
Глубокая и мелкая,
И зовусь тарелкою.
Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смысле этого слова. Творчество ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере творчества, активного сотрудничества детей с педагогом и друг с другом можно растить свободную личность. Не управлять, а направлять развитие без подавления, совершенствуя способности детей в игре, — именно эти принципы составляют суть личностно-ориентированной педагогики.
Следующая загадка
При работе с загадками у детей развивается: мышление, речь, внимание, память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире.
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_detey_sostavleniyu_zagadok.docx | 26.27 КБ |
Читайте также: