Загадки какие бывают загадки 3 класс 21 век презентация
Обновлено: 22.11.2024
Материал дает возможность более наглядно и интересно провести занятие, связанное с отгадыванием загадок.
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki.ppt | 749 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гипотеза Знание загадок и умение их разгадывать – это жизненная необходимость.
Виды загадок. Загадки о предметах Сожмёшь – клин, Разожмёшь – блин. Всем, кто придёт, и всем, кто уйдёт, Она ручку подаёт. Книги читают, А грамоты не знают. Своих глаз нет, А видеть помогают свет.
Загадки о растениях Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи, Меня в них ищи. Не корень, а в земле, Не хлеб, а на столе, И к пище приправа, И на микробы управа. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы.
Загадки о животных Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. Два рога – не бык, Шесть ног без копыт, Летит – так воет, Сядет – землю роет.
Загадки о неживой природе Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю, Скучно, скучно мне одной, А зовут меня . . . Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все . . .
Загадки о явлениях природы Без рук, без ног, А ворота открывает. Заря – зоренька ключи потеряла. Месяц пошёл – не нашёл, Солнце пошло – ключи нашло.
Путаницы Огурцы играют в прятки, Малыши растут на грядке, Мушкетёры спят в овраге, Поросята точат шпаги, Раки в цирк бегут ватагой, Дети дремлют под корягой, Волки плавают по дну, Щуки воют на луну, Это что за ералаш ? Заточите карандаш! Я приказываю вам Всё расставить по местам!
Анаграммы Слова – невидимки ужасно хитры, Вот правила этой весёлой игры. Запомни: все буквы из первого слова Находятся также в составе второго, Но только, конечно, в порядке ином! Слова притаились и мы их найдём! Липка. Кулак. Волос.
Загадки - шутки Какими нотами можно измерить пространство? Каким гребнем нельзя расчёсывать волосы? Из какой посуды нельзя ничего поесть? Может ли страус назвать себя птицей? Чем оканчиваются день и ночь? Какой конь не ест овса? На какое дерево садится птица во время сильного ливня? Что нельзя съесть на завтрак?
Следующая загадка
Познакомить с загадками как видом устного народного творчества.
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
Прочтите слово по первым буквам названий изображённых предметов.
Рисунок 1
- Какое слово у вас получилось?
- Любите ли вы отгадывать загадки?
Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками, узнаем какие бывают загадки, научимся составлять загадки.
III. Изучение нового материала
1. Разминка (Чтение по слоговым таблицам.)
2. Просмотр презентации по теме урока
Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны.
Загадки в виде вопросов. Например:
Что стучит без рук? (Дождь)
У кого усы длиннее ног? (У таракана)
Кто на себе свой дом возит? (Улитка)
Что вверх корнем растёт? (Сосулька)
Прозаические загадки, например:
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Поэтические загадки, например:
Днём молчит,
Ночью кричит. (Филин)На дворе горой,
А в избе водой. (Лёд)
1) В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов «тайного» языка. Чтобы уберечь своё жилище, семью, свой скот от «нечистой силы». К « тайной» речи прибегали охотники, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, не общепринятыми названиями, а загадками.
2) С помощью загадки испытывали мудрость, находчивость человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, в свадебный обряд.
3) Например, в русских русалочьих песнях юношам задаются коварные вопросы: «Что бежит без повода?» (Вода).
4) У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим загадки. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями.
И в наше время загадка используется как увлекательное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
3. Чтение загадок в учебнике (с.42-43). Анализ и сравнение
- Прочтите первую пару загадок.
- О чём эти загадки?
- С какими предметами сравнивается луна?
Ответ: с девицей, которая смотрится в зеркало; с тарелкой.
- На какие признаки луны указывают эти предметы?
- Какое сравнение вам нравится больше?
- Прочитайте вторую пару загадок.
- О чём эти загадки?
- Как вы узнали, как догадались?
- Какие действия предмета описываются в загадках?
- С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?
- Прочтите третью пару загадок.
Ответ: о крапиве.
- Как вы догадались?
- Какие действия предмета описываются в этих загадках?
- Прочтите четвёртую пару загадок.
-О ком эти загадки?
- О каких особенностях ёжика говорится?
- Сравните эти загадки.
- В какой загадке слова рифмуются?
- Прочтите последние три загадки.
- В каких загадках описываются признаки котёнка?
- В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?
Прочтите загадки, которые построены в виде вопросов.
4. Игра «Кто это? Что это?»
- Отвечайте быстро, кто это или что это:
Вкусный, алый, сочный – арбуз
Жёлтые, красные, осенние – листья
Холодный, белый, пушистый – снег
Бурый, косолапый, неуклюжий – медведь
Прилежный, послушный, старательный – ученик
Аккуратная, послушная, весёлая – девочка
Ветвистая, зелёная, колючая – ёлка
Новый, кирпичный, четырёхэтажный – дом
Красное, спелое, сочное - яблоко
Маленькая, пугливая, серенькая – мышка
Белоствольная, высокая, стройная – берёза
Овальный, жёлтый, кислый - лимон
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
- Как устроена загадка?
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки. Важно подумать над вопросами : кто? какой ? на что похож? что делает?
( Учитель выкладывает на доске цветок из вопросов, по которым составляется загадка. Смотри рисунок 1.)
- Попробуем вместе сочинить загадку о сороке.
(Учитель демонстрирует изображение сороки.)
Рисунок 2
- Рассмотрите изображение сороки.
- Какое действие она выполняет
- Какие особенности её поведения можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.)
- Каковы особенности строения туловища ?(Длинный хвост.)
- Каковы особенности её окраски? (Белые бока).
(Учитель читает то, что получилось.)
По лесу летает,
Всегда всё знает,
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её …(сорока)
VI. Итог урока
- С какими произведениями мы сегодня познакомились?
- Прочтите загадки и тогда вы отгадаете ключевое слово кроссворда.
(Учащиеся читают загадки на карточках и заполняют кроссворд.)
Рисунок 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник загадок
Загадкой можно подзадорить, озадачить, заинтриговать. Загадка может украсить любой урок, праздник, особенно в школе. Без нее не проходят ни конкурсы, ни викторины. .
Подборка загадок о животных.
Подборку загадок о животных можно использовать на уроках окружающего мира, рисования.
Аукцион шуток и загадок
140 загадок
140 загадок на разные темы.
ПЛАНЕТА ЗАГАДОКПЛАНЕТА ЗАГАДОК Программа внеурочной деятельности в начальной школе 1 – 4 класс.
Конкурс загадок о зимеЗдесь собраны загадки о самом прекрасном времени года- зиме, которые помогут Вам и Вашим ученикам познакомиться с явлениями природы и народными приметами зимы.
Подписи к слайдам:
Устное народное творчество. Загадки. Выполнила воспитатель ГКОУ КК коррекционной школы-интерната ст-цы Шкуринской Афанасиади С.П.
Загадка - жанр устного народного творчества. Название жанра происходит от слова "гадати" - думать, рассуждать. Гадание выяснение чего-то скрытого, затемнённого .
История возникновения загадки Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу - Леший, в реке - Водяной, Русалки, в избе - Домовой.
Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык. И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, старались вслух не произносить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый "тайный" язык, особую "загадочную" речь
Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли "коровой", а корову "рыкуша", коня - "долгохвостый". Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. И сначала она для того и служила, чтобы помочь молодым "тайный" язык выучить. Если отгадал да запомнил загадку, то наверняка не забудешь, как нужно называть медведицу на охоте. Корова комола, Лобик широк, Глазеньки узеньки, В стаде пасётся И в руки не даётся.
Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались, бывало, и стар и мал в какой-нибудь избе. И начинали старики молодым мудрёные вопросы задавать. А загадывали старики не просто, как вздумается, а строго порядка держались. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего, - об одежде, о доме. Потом про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звёздах и месяце.
Постепенно, с веками, сильнее да умнее человек становился, меньше стал "тёмных сил" бояться. Не нужны стали и "обманные" названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное стало, чтобы человек смекалку свою испытал, лишний раз вокруг оглянулся - пусть видит, в каком интересном мире живёт.
В самом будничном, загадка умеет что-нибудь интересное подметить, самое привычное сделать необычным, загадочным. Вот, например: "Вниз смеётся, кверху - плачет" . Разгадка проста: ведро в колодце. Но так тонко подмечено, что пустое ведро идёт вниз поскрипывает, как бы смеётся, а вверх поднимаясь - воду расплёскивает, как будто плачет. Позже загадка перешла в мир детства, стала учить ребёнка узнавать мир, видеть его по-новому. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка – радует и удивляет.
Загадки - это великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям. Мудрость была в почёте всегда.
Две галки сидят на одной палке. Ведра и коромысло
Две прямых, одна кривая, посерёдочке – живая. Лошадь, дуга, оглобли
Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. месяцы
Вертится Антошка на одной ножке, Где солнце стоит, туда и он глядит. подсолнух
Идут четыре брата Навстречу старшему. -Здравствуй, большак! – говорят. -Здорово, Васька – указка, Мишка – серёдка, Гришка – сиротка Да крошка – Тимошка. пальцы
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество. Загадки 1Устное народное творчество. Загадки. Сборник загадок на разную тематику.
Устное народное творчество. Загадки 1Устное народное творчество. Загадки. Сборник загадок на разную тематику.
Устное народное творчество. Загадки 2.Устное народное творчество. Загадки. Сборник загадок на разную тематику.
Устное народное творчество. Загадки 3.Устное народное творчество. Загадки. Сборник загадок на разную тематику.
Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»
План1. Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Мет.
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2.
Следующая загадка
Тема урока: Загадки. Какие бывают загадки. Пословицы. Какие бывают пословицы.
Цели урока:
А. Обучающие: Обобщений и расширение знаний о русском фольклоре.
Б. Развивающие: Развитие логического мышления и познавательной активности.
В. Воспитательные: Воспитание любви к устному народному творчеству, к народной мудрости.
Задачи урока:
1. Научить различать и применять в практической деятельности загадки и пословицы.
2. Развивать словесно- логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать.
3. Прививать интерес к народным загадкам, пословицам.
Место урока в серии других уроков: Урок из раздела «Устное народное творчество».
Тип урока: Урок изучающего чтения.
Оснащение урока: Реквизит для инсценировки- костюмы Бабы Яги, Емели, Хозяйки, самовар, метла, балалайка, ключ, клубок с пряжей; аудиокассета с музыкой «Вместе весело шагать»; компакт диск с иллюстрациями отгадок, с видами загадок, с темами пословиц.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок, начинается урок. Сегодня нас ожидает не обычный урок, а урок- путешествие. Вы часто ходите в лес?
- А зачем? (Ответы детей.)
- Верно! В лес ходят по грибы, да по ягоды. А в сказочный осенний лес за загадками да пословицами не ходили? Да за мудростью народной?
- Тогда в путь! А чтобы достичь нам своей цели, возьмём в помощь наш «Живой цветок»
II. Повторение жанров произведений фольклора
- Посмотрите внимательно на этот «Живой цветок». На предыдущих занятиях мы с вами уже использовали один лепесток. Кто помнит, как он назывался? (Былины.)
- Правильно. Давайте, ребята, вспомним названия всех лепестков нашего цветка. (По мере повторения лепесточки переворачиваются.)
- Итак, мы повторили все жанры произведений фольклора. Ответьте на вопрос: Что такое фольклор? (Произведения устного народного творчества.)
- Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Отрываем лепесток с названием «Загадка» и отправляемся в путь.
III. Работа над понятием «Загадка»
1. Остановка «Царство Бабы-Яги»
Звучит музыка. Дети встают возле парт и имитируют ходьбу. Неожиданно появляется Баба-Яга.
Яга. Кто нарушил мой покой? Что вы тут делаете? Ходите, шумите, мне, Яге, спать мешаете!
Учитель. Это ребята в сказочный лес за народной мудростью отправились. Не подскажите ли, куда нам следует идти?
Яга. Не только не подскажу, но и отсюда никуда не отпущу! Здесь при мне и останетесь!
Учитель. Нет уж, Баба-Яга, ты нам не мешай, отпирай ворота, мы и сами дорогу найдём!
Яга. Хорошо! Будь по-вашему! Только вот замок на воротах не простой, а с секретом. Кто мои загадки отгадает, того он и пропустит. Слушайте!
Загадки:
1) Летом шубу надевает, а зимой её снимает. (Лиственный лес)
2) Весной цвету, летом плод даю, осенью увядаю, зимой не умираю. (Ель, сосна)
3) Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина)
4) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
5) Не драгоценный камень, а светится. (Лёд.)
Гость гостил,
Золотой мост мостил-
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз)
Лежит брус во всю Русь.
Если бы руки да ноги, то бы встал
Да до неба достал. (Дорога)
По мере отгадывания загадок просматриваются иллюстрации с диска.
Учитель. Ну что, Баба-Яга, отгадали мы твои загадки. Можем теперь идти?
Яга. Э-э-э, нет! Отгадать-то отгадали, да что же такое загадка не сказали.
Учитель. Что ж, ребята, разберёмся, что такое «загадка». Заодно и Бабе-Яге расскажем.
2) Работа с учебником
- Чтение сильным учеником понятия «загадка» на с. 21.
- Чтение загадок «цепочкой» и отгадывание.
Вывод.Загадка - короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия.
IV. Наблюдение над разнообразием загадок
- Продолжаем работать по учебнику. А помогать нам будет Баба-Яга.
- Загадки интересно разгадывать. Они проверяют смекалку, наблюдательность, сообразительность. Поэтому все - и дети и взрослые- любят загадки. А теперь вы узнаете, какие бывают загадки, как они строятся, как их нужно читать.
1) Виды загадок
Баба-Яга. Ну ладно, так и быть. Расскажу вам, какие загадки бывают.
- Просмотр по порядку слайдов с видами загадок и чтение их в учебнике.
Загадки- описание свойств, признаков предмета
Загадки- противопоставления
Загадки- вопросы
Загадки- сравнения
Загадки- описания действий предмета
Чтение загадок в учебнике (с.22-23) и их отгадывание.
Вывод. При чтении загадок нужно выделять те слова, которые помогают найти отгадку. В загадках- вопросах выделяй вопрос.
Яга. Ну, ничего не поделаешь. Хоть и весело мне с вами, да деваться некуда. Хорошо вы ,детки, работали. Придётся мне вас отпустить. Вот вам ключ. Счастливого пути!
V. Физкультминутка
Звучит музыка. Дети опять «отправляются в путь».Они идут, приседают под «препятствиями», перепрыгивают через «пропасти», пробираются по «одной дощечке».
VI. Работа в тетради
Остановка «Емелина печка»
Звучит русская народная музыка, появляется Емеля.
Учитель. Ребята! Узнаёте этого героя?
- Из какой сказки?
- Емеля, здравствуй, встречай гостей! Не подскажешь ,правильно ли мы за народной мудростью идём?
Емеля. Здравствуйте, друзья! Как не помочь хорошим людям! Укажу дорогу! Да вот напасть - печка моя сломалась! И пока вы задания в тетради не выполните, она не поедет.
Работа в тетради (с. 11)
1) Соответствие
- Отгадайте загадки, укажите стрелкой тему.
2) «Соберите загадку». Напишите отгадку
3) Точное слово
- Подчеркните слова, которые помогут вам найти отгадку.
Емеля. Молодцы, ребята, быстро и правильно справились с заданием. Ну, а теперь в путь.
VII. Работа с пословицами
- Отрываем, ребята, следующий лепесток и продолжаем путешествие.
Звучит музыка. Дети совершают движение «по кругу».
1) Работа с понятием «пословица»
Остановка «Избушка лесника». Сидит Хозяйка, вяжет.
Хозяйка. Здравствуйте, ребята! Слышала, слышала! Вы по сказочному лесу путешествуете, мудрость народную ищите.
Учитель. Верно, хозяюшка! Не подскажите, правильно ли мы идём?
Хозяюшка. Идёте верно. Только устали наверно. Присаживайтесь, отдохните, да о пословицах поговорите.
На доске надпись:
Пословица - краткое изречение.
Учитель. Каждая пословица содержит свой смысл: учит, поощряет. одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься.
- Многие пословицы состоят из двух смысловых частей. При чтении между частями пословиц делается пауза, а важные слова выделяются голосом.
- Обратите внимание: они напечатаны жирным шрифтом.
2) Наблюдение над разнообразием пословиц.
Работа с учебником. (с. 26-27)
- Чтение пословиц самостоятельно.
- Выделение тем пословиц.
О Родине
О труде
О человеке
О природе
О смелости
О знании и учении
О книге
О дружбе
Чтение вслух понравившихся пословиц и объяснение смысла.
3) Работа в тетради (с. 12)
Соответствие.
- Прочитай пословицы и соедини каждую с темой.
Собери пословицы.
Проверь себя.
VIII. Домашнее задание
Выучить наизусть 5 понравившихся загадок и пословиц.
IX. Итог урока
Хозяйка. Какие вы, ребята, молодцы. Запаслись народной мудростью. Пора вам возвращаться домой. Вот вам волшебный клубочек. Он вам укажет дорогу.
Учитель. Итак, ребята, мы с вами совершили большое путешествие в страну «Народной мудрости». О каких двух видах фольклора мы сегодня узнали подробнее?
Следующая загадка
Оборудование: презентация (см Приложение 1), кроссворд, карточки с загадками, картинки (шифровка к слову загадка), слоговые таблицы.
Читайте также: