Загадки как жанр детской литературы

Обновлено: 04.11.2024

Определение. Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается краткостью и лаконичностью высказывания. Обычно загадки строятся «на иносказании, метафоре, аллегории, описании предметов, явлений, живых существ в замысловатой вопросительно-констатирующей форме (где этот вопрос подразумевается)» и требуют «разгадки, ответа, расшифровки специально закодированной информации» (Сл., с. 76).

Похожее определение мы встречаем и у В. И.Даля, одного из первых публикаторов жанра. Он отмечал, что загадка – это «иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки»[195].

Современный исследователь дает следующее определение загадки: «Загадка – это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность»[196].

Функциональное предназначение загадки, способствующей «активизации познавательной деятельности, формированию навыков логического мышления, развитию сообразительности, наблюдательности» (Сл., с. 77) обусловило и ее распространение в детской среде. Загадка способствует развитию воображения, стимулирует словотворчество.

На протяжении всей истории бытования загадок сохранялась их воспитательная и обучающая функция, которая также оказалась востребованной в детской среде. Некоторые загадки часто встречаются в книгах и сборниках, они помогают расширить представление ребенка о внешнем мире, показывая ему знакомые предметы с необычной стороны или раскрывая какие-то новые стороны действительности:

Другой водит. (Дверь)

Пойду я к Ивану,

К толстой голове. (Рукомойник)

Другие в игровой форме показывают некоторые грамматические формы: «По какой дороге полгода ездят, полгода ходят?» (По реке). В данном случае загадка пересекается с каламбуром и становится одной из составляющих словесных игр.

Происхождение загадок. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора, бытовавшим еще в первобытном обществе. Об этом свидетельствует тот факт, что загадки распространены у всех первобытных народов. Они загадывались, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения.

Магическая сила загадок проявлялась в разных обрядах; так, при инициации посвящаемый испытывался с помощью загадок – без знания тайной речи юноша не мог стать мужчиной. Позже загадки встречаются в мифологии древних народов (например, в древнегреческих мифах, «Старшей Эдде») и сказках, их отгадывают герои, соревнуясь со своими противниками. В древнерусских повестях загадками обмениваются жених и невеста.

Русские загадки по происхождению также связаны с условной речью – зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, направленными на «обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путешественник С. П. Крашенинников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала «передовщика», он назначал себе помощников и наказывал им между прочим, «чтобы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченкою».

Дальше С.П. Крашенинников писал: «Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою или белоголовкою, девку – простыгою, коня – долгохвостым, корову – рыкушею, овцу – тонконогою, свинью – низкоглядою, петуха – голоногим и прочее…» Крашенинников отмечал, что все эти слова, кроме замены ворона, змеи и кошки, оставили, т. е. не стали употреблять.

«Подайте монаха в белой рубахе». – Дружка подает бутылку водки. «Подайте золотой костыль, чтобы невесте было на что опереться». – Дружка указывает на жениха. «Состройте четырехугольную горницу с серебряной крышей». – Дружка кладет на блюдо бумажный рубль и серебряную монету сверху[197].

С течением времени магическая функция загадок постепенно угасла, но сохранились их поэтические особенности, в частности метафоричность. Известно, что Аристотель считал загадку хорошо сформулированной метафорой. В русском фольклоре самый распространенный тип загадок – метафорический. Как отмечала М.А. Рыбникова, сравнение строится на основе традиционных сближений: «Руки – овечки, куделя – стог»[198].

Пять овечек стог подъедают,

Пять овечек прочь отбегают.

Среди метафорических образов животных преобладают домашние животные и птицы, а среди них – корова, бык и конь (кобыла, жеребец); курица, петух, гусь. Игла – свинка, золотая щетинка; соха – корова, все поле рогами перепорола.

Классификация. Один из первых публикаторов загадок, Д.Н. Садовников, расположил в составленном им сборнике загадки по темам: «Жилище», «Тепло и свет», «Домашнее хозяйство», «Двор, огород и сад», «Домашние животные», «Земледельческие работы». «Лес», «Мир животных», «Люди и строение их тела», «Земля и небо», «Понятия о времени, жизни и смерти», «Грамота и книжная мудрость». В загадках иногда затрагивались и другие темы: человек и части его тела, пища и питье, одежда и обувь, дом, его части и принадлежности хозяйства, природные явления. В настоящее время эта классификация является общепринятой.

Содержанием загадок становилась как бытовая, так и светская жизнь. Со временем в них появлялись новые реалии: «Без головы, без языка, а говорит на всех языках» (радио), «Белый шкаф купили мы, в нем немножечко зимы» (холодильник), «Висит груша – нельзя скушать» (электролампочка). Ребенок обычно не загадывает загадки о предметах, ушедших из обихода, но именно в его репертуаре быстрее появляются новые загадки о новых предметах быта и технических явлениях.[199]

Записи детских загадок немногочисленны, хотя уже в XIX веке они вошли в детскую среду и начали печататься в качестве учебного материала. Традиционно среди детей «бытовали (возможно, бытуют и в настоящее время) все или почти все разновидности произведений этого жанра: загадки-метафоры, загадки-звукоподражания, шутливые вопросы, загадки – задачи» (Март., с. 26).

Отличие детской загадки прежде всего заключается в избираемом предмете, чаще это бытовые предметы или существа из животного мира, знакомые ребенку, который должен хорошо представлять себе, о чем идет речь. Ребенок способен воспринять и юмор, заложенный в загадке:

Хоря съела. (Свинья и желудь)

Композиционно загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые взаимосвязаны. В загадках отыскивается сходство между самыми отдаленными и, казалось бы, не сравниваемыми предметами, сопоставляется отвлеченное и материальное, существенное и несущественное в предметах.

Отгадка дается на основании признаков по сходству, отыскивается сходство в обыденных предметах. Иногда отгадка зашифровывается в метафоре или другом иносказании. Не случайно известна загадка о загадке: «Без лица в личине».

Многие загадки в первой части не содержат прямого вопроса, а построены на остранении: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. Тогда первая часть обязательно предполагает ответ: «Без рук, без ног, а ворота открывает» (ветер).

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса:

Что видно только ночью? (Звезды)

Что за тварь людей питает,

В церкви освещает? (Пчела)

Некоторые загадки созданы путем изменения отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:

На пендре лежит дендра

И говорит кондре:

«Не лазай на пендру,

Там не одна кандра —

И ундра есть». (Печь, дед, кот, каша и утка)

Структура загадки отличается простотой. В них нет сюжета, поэтому динамика создается иным способом. Часто встречаются загадки, построенные на диалоге:

– Потому, что зеленая. (Красная смородина)

Некоторые загадки строятся на отрицании:

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь. (Репа)

Иногда встречаются загадки, в которых описание изложено в

До неба достала,

Кабы руки да ноги,

Я бы вора связала,

Кабы рот да глаза,

Я бы все рассказала. (Дорога)

В краткой сжатой форме в загадке нередко дается целая кар-

В середине – алый сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

В большинстве загадок описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от третьего лица. Загадки, в которых описание дано от первого лица, построены на олицетворении:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут

Я все терплю и всем добром плачу. (Земля)

Метонимии распространены в загадках меньше, чем метафоры. Чаще всего материал, из которого изготавливается предмет, заменяет его:

Стоит дерево (стол). На дереве конопля (скатерть). На конопле глина (горшок). На глине капуста (щи). А в капусте свинья (свинина).

В загадках используются и разнообразные сравнения:

Бел как снег, в чести у всех. (Сахар)

В школьных загадках основой сравнения могут стать образы Священного Писания и старославянская лексика:

Взят от земли, яко же Адам, Ввержен в пещь огненную, яко три отрока; Взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия: Везен бысть на торжище, яко же Иосиф: Ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус; Возопи велиим гласом, и на глас его приде некая жена, яко же Мария Магдалина. И, купивши его за медницу, принесе домой; Но расплакался по своей матери, умре, И доныне его кости лежат не погребены. (Горшок)

Встречаются в загадках и антитезы:

Матушкой-весной в платьице цветном. Матушкой-зимой в саване одном. (Поле)

Часто в загадках используются эпитеты.

Форма загадок постепенно стала преимущественно поэтической (стихотворной), поэтому особое значение приобрела рифмовка. Ритм создается не только созвучием слов, но и интонационным рисунком фразы: «Висит груша – нельзя скушать». (Лампочка)

В двустрочных загадках могут рифмоваться строки. В многострочных рифмовка разнообразна. Приведем пример смежной рифмы:

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Рожь)

Иногда первая строка не связана с остальными, а строится на внутренней рифме:

Все поле обежал,

Домой прибежал – целый год пролежал. (Серп)

Внешняя и внутренняя рифмы нередко служат подсказкой к загадке: «Без мяса, без костей, а все-таки пять пальцев». (Рука) В загадке возможны экспрессивные выражения:

Ах, каков Иван Поляков:

И поехал в огонь. (Чугун и ухват)

Языковые особенности, словообразование в загадках близки детской речи, и поэтому также являются причиной распространения подобных текстов. Мельников называет их «педагогическими предпосылками загадок» и считает, что именно эти особенности стали причиной широкого распространения загадок в детской среде.

В ряде случаев появляются новые отгадки к традиционным загадкам: «Сто одежек и все без застежек» предполагает такой ответ: «Брак нашей швейной фабрики»[200].

Связь загадки с другими жанрами имеет двусторонний характер: загадки являются составляющей отдельных жанров и в то же время служат основой для создания нового текста. Загадки вошли в состав произведений многих жанров устного народного творчества. Они представляют собой следы древних верований или отражают более позднее явление фольклорного синтеза. Только специальное исследование каждого факта позволит определить характер вкрапления загадки в текст произведения.

Тексты старинных загадок сохранились в былинах, сказках. Многие подблюдные песни построены в форме загадок, когда описание судьбы человека подменяется указанием предмета или действия.

О.И. Капица приводит интересный пример сохранения загадки в составе детской песенки. В нижеприведенной песенке последние четыре строчки представляют собою загадку на лен.

А я буду блины печь.

Широка да долга,

Часто загадки возникают на основе быличек:

Едет мужик не путем. Ничего не видит кругом. Заехал в ухаб. не вылезть никак. (Покойник)

Разнообразное использование загадок приводит к появлению смежных форм синтетического характера, вбирающих элементы загадки и других жанровых образований. Прежде всего назовем вопросы, основанные на синонимах, выделенные О.И. Капицей. Они имеют форму числовой задачи; чтобы ответить, надо разобраться в уловке. Приведем пример: «Мужик купил козу за три рубля. Почем коза пришлась?» «Почем» обычно понимается: «сколько обошлась», «сколько стоит», и вместо того чтобы ответить «по земле», следует ответ: «три рубля».

Встречаются и другие подобные вопросы:

«Какой в реке камень?» (Мокрый.)

«Может ли дождь идти два дня сряду?» (Не может, потому что между днями ночь.)

«От чего гусь плавает?» (От берега.)

Иногда бывает сложно отделить загадку от задачи числового характера: «Летели гуси над лесом и надо им сесть отдохнуть. Если они сядут по два на дерево, одно дерево останется, а по одному – гусь останется. Много ли дерев и гусей?» (2 дерева, 3 гуся)

«Сидят четыре кошки, против каждой по три кошки, много ли их?» (4 кошки по углам избы)

Да дед с внуком.

Словесные загадки строятся по принципу шарады или основаны на игре букв и слов: «Какие два животные помещаются в одной бутылке?» (конь, як) «В каком названии города одно имя мальчика и сто имен девочек?» (Севастополь)

Возможен и обратный процесс, переход загадок в пословицы: «Ничего не болит, а все стонет».

В современную загадку активно проникают новые реалии: «С двумя ногами, а ходить не могут» (Колготки). «Две ноги в одной штанине» (Юбка-брюки). Очевиден и юмористический характер подобных загадок.

Впечатления от подмеченного в быту и увиденного по телевизору обуславливают импровизационный характер загадок, не всегда лицеприятны загадки про давно появляющихся героев сериалов:

Не тонет, не горит,

В красном платьице сидит,

На Сиси глядит (Джина).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Загадки первого Фолио

Загадки первого Фолио …тайна в человеческой голове и в человеческой груди более недоступна и более сокровенна, чем на дне морском. Ф. Энгельс Еще одной интересной версией об авторстве произведений Великого Барда является версия Валентины Новомировой. Она полагает, что

Загадки племен массагетов

Загадки племен массагетов Главный наш источник по описанию кочевых племен массагетов – «отец истории», Геродот. Он довольно четко отводит им территорию от восточного побережья Каспийского моря до Сыр-Дарьи. «Итак к западу это море, называемое Каспийским, – пишет этот

«Загадки в темноте»

«Загадки в темноте» B «Хоббите» Толкин не без оснований пишет, что игра в загадки (которую ведут Горлум и Бильбо) «старинная и считается священной, и даже злые существа не смеют плутовать, играя в нее». Это легко узнаваемая отсылка к «Старшей Эдде», где в разной форме игра в

Загадки

Загадки Основные понятия: определение, функции, происхождение, отличие детской загадки от взрослой, композиция/структура, художественные средства, форма, рифмовка, язык, связь с другими жанрами.Определение. Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается

Следующая загадка

Загадки нужны для того, чтобы передать новым поколениям жизненный опыт предыдущих. С помощью загадок детям объясняют в игровой форме законы окружающего мира, развивают мышление и воображение.

Загадки создавались во все времена. Различные загадки существуют и в фольклоре других народов. Но каждая загадка отражает культуру именно своего народа. Поэтому можно говорить, что загадка, как часть фольклора – это отражение культуры, национального характера и географических особенностей региона, в котором она родилась.

История жанра

Загадки – жанр свойственный не только русскому фольклору. Существует древнегреческий миф об Эдипе и Сфинксе.

В окрестностях города Фивы поселилось страшное чудовище с женской головой, змеиным хвостом и железной чешуёй. Долго наводило ужас оно на жителей города. И тем, кому нужно был пройти по дороге, где жил Сфинкс, он загадывал загадку: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером – на трёх?»

Тех, кто не мог отгадать, Сфинкс убивал.

Но однажды перед Сфинксом оказался царь Эдип. Подумав некоторое время, Эдип дал ответ: «Это человек! Когда он маленький – ползает, когда взрослый – ходит, а когда становится стариком – опирается на тросточку».

Загадка была разгадана. А Сфинкс уничтожен, и город спасён.


Грива – ветер, сам – огонь,

Счастлив в беге

На одной берёзе растёт пять шишек, а на другой – шесть. Сколько шишек растёт на двух берёзах?

Следующая загадка

Какие из перечисленных жанров не являются фольклорными?

Типы загадки

Из всех загадок выберите ту, в основе которой лежит метафора.

Подсказка: метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Объекты загадки

Используя описательные характеристики животных (загадка-описание), постарайтесь отгадать, о ком идёт речь, и установить соответствие.

Серый, быстрый, боязливый

Загадка как жанр

Выделите цветом верное определение загадки.

Песня, которой убаюкивают ребёнка.

Вид устного народного творчества, представляющий собой вопрос или задание, которое требует решения, разгадки.

Небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок.

Голубой
Типы загадок

Рассмотрите таблицу типов загадок. Вставьте предложенные загадки в соответствующую колонку.

Лечит, а не врач, стучит, а не мастер (дятел). Солнышко, которое горит каждый вечер» (лампа). Кто с хвостиком и ушками. У кого лапки с подушками? (Кошка)
Тематика загадок

Отгадайте загадки и распределите их по соответствующим темам.

Загадки про домашних животных
Загадки про фрукты
У него четыре лапки. Эти лапки цап-царапки. Пара чутких ушей. Он гроза для мышей. Человеку верный друг, Чутко слышу каждый звук. У меня отличный нюх, Зоркий глаз и острый слух. Носик – круглым пятачком, А задорный хвост – крючком. Мама – хрюшка, папа – свин. Он у них любимый сын. Я скажу вам: «Ме-ме-ме! Подготовьтесь-ка к зиме! Шерсть мою скорей стригите И носки себе вяжите!» Полумесяц золотой, Будто мёдом налитой. Он душистый, мягкий, сладкий, А на ощупь – очень гладкий. Ты на лампочку похожа И на Ваньку-встаньку тоже. У тебя румяный бок, А откусишь – брызнет сок. Фрукт на свете всем известный, Хоть и кислый, но полезный. Ты его нарежь – и в чай. Как зовется? Отвечай! В золотистой шкурке бок, А под шкуркой сладкий сок. В каждой дольке по глоточку И для сына, и для дочки.
Теория литературы

В списке словосочетаний найдите постоянные эпитеты, которые встречаются в загадках.

Подчеркните правильные ответы.

Виды загадок

Отгадайте загадку и выберите, к какому виду она относится. Зачеркните неверное.

Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла.

Малые фольклорные жанры

Выберите из списка правильный ответ.

- жанр устного народного творчества, иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.

Малые жанры фольклора

Малые фольклорные жанры бывают поучительные и поучительно-развлекательные. Распределите названия жанров по типу.

Поучительные
Поучительно-развлекательные
Пословицы Поговорки Притчи Сказки Загадки Частушки Скороговорки
Виды загадок

Отгадайте загадки и определите их вид: выделите загадки-складки зелёным, а загадки-сравнения красным.

Помурлыкала немножко и в клубок свернулась …

Папа, мама, брат и я – вместе нас зовут …

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает .

Пять ларчиков, как пять чуланчиков .

Армии ложек и вилок полковник, длинною ручкой сияет …

Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож .

Зеленый Красный
Строение загадки

Строки из загадки расположены неправильно, передвиньте их так, чтобы получилось законченное четверостишье.

Анализ учебных программ и литературы о специфике жанра загадки, об особенностях литературного развития младших школьников. Использование полученных знаний в самостоятельном речевом и литературном творчестве. Специфика методики отгадывания загадки.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 08.11.2011
Размер файла 66,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Литературное развитие - один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников.

«Цели литературного образования: ввести ребёнка в мир культуры, познакомить с языком культуры, сделать не только потребителем, но созидателем духовных ценностей».

Литературное развитие как учебный процесс предполагает развитие « способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями» и развитие собственного литературного творчества детей.

На уроках чтения младшие школьники изучают лучшие произведения детской литературы. Истоки детской литературы в сказочном волшебном царстве устного народного творчества. Русский фольклор богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка - одна из её ярчайших жемчужин.

Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.

Художественные образы загадок не только знакомят с языком народной литературы, но и помогают созданию художественной картины мира, тем самым выполняя не только познавательную, но и эстетическую функцию литературы. Эстетическое воспитание осуществляется путём выявления и использования средств эстетического содержания, что позволит детям взглянуть на мир и человека в нём с художественной стороны, облагородит личность ребёнка, поможет общему и литературному развитию.

При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой творческой деятельности. Сочиняя загадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как личность, развивают свою речь, как устную так и письменную. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение также развивает речь и способствует формированию коммуникативных способностей.

Тайный условный язык загадки заставляет рассуждать, соображать, пристально всматриваться в окружающую действительность, находить поэзию в самых простых вещах. « Ни для какого жанра, кроме загадки, пишет В. Митрофанова, не представляет интереса простой сучок в бревне или доске, заслонка русской печи, оконное стекло, ледяная сосулька, свисающая с крыши, ковш в воде, иголка, ножницы и т.п. А загадка <. > умеет включить этот будничный мир мелочей <. > в яркую систему образов». Загадки дают представление не только о быте, но и о культуре нашего народа , о его истории. . В загадках обращается внимание на близкие и дорогие детям понятия: семья, дом, Родина, родная природа, человеческие взаимоотношения, интерес к родному языку. Это определяет духовное развитие детей.

Педагогическая направленность народных загадок очевидна, все вышеперечисленные особенности, характеристики и признаки загадки определяют её богатые дидактические возможности.

Великие отечественные педагоги - К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой применяли этот жанр для обучения детей чтению, для их развития, воспитания. Авторы учебников чтения применяли загадки. К. Д. Ушинский писал: » Загадку я помещал <…> для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение». В “Азбуке” Л.Н. Толстого широко применены загадки, отражающие быт крестьянина, русскую природу.

В наше время возможности загадки для развития детей возрастают в связи с тем, что загадка, бывшая некогда фольклорным жанром стала жанром литературным. Авторы современных загадок сохраняют и продолжают традиции русского фольклора, в новых загадках отражаются предметы и явления, окружающие современного ребёнка, природа, близкий и знакомый ребёнку мир.

Учитывая актуальность проблемы, мы выбрали тему исследования: “ Литературное развитие младших школьников при изучении загадок”.

Цели исследования: Проанализировав научную и методическую литературу, выявить методические условия, способствующие литературному развитию младших школьников при изучении загадок.

Объект исследования: Процесс изучения загадки как жанра в научной литературе и школьной практике.

Предмет исследования: Методические условия, способствующие литературному и речевому развитию младших школьников на материале загадки.

1.Анализ учебных программ по чтению в начальной школе.

2. Анализ литературы о специфике жанра загадки, об особенностях литературного развития младших школьников в контексте исследования.

3. Выявить уровень представлений детей о понятии “загадка”, о загадке как жанре литературы.

4.Обучить выявлению жанровых особенностей загадки, приёмов построения в ней художественных образов.

5. Использование полученных знаний в самостоятельном речевом и литературном творчестве.

6. Обучение методике отгадывания загадки.

7. Определение изменения уровня знаний и умений младших школьников после экспериментального обучения.

1. Наблюдение за работой учащихся на уроках чтения.

Творческие задания, сочинения по аналогии с литературным образцом.

Опытно-экспериментальная работа на базе школы Невского района № 569 г. СанктПетербурга.

Изучение загадки как литературного явления, её структуры и формальных особенностей способствует литературному развитию младшего школьника, помогает освоить такие сложные явления литературного произведения как сравнения, метафора. Литературное развитие младших школьников может быть эффективным в процессе изучения загадок при соблюдении следующих условий:

1.Взаимосвязь языкового образования и литературного развития.

2.Обеспечение правильности понимания жанровых особенностей загадки.

3.Использование методики выявления жанровых особенностей загадки, её художественных средств.

4. Сочетание изучения загадки с творческими заданиями, использование полученных знаний при сочинении загадок, в собственной речи.

5. Отбор загадок с учетом возрастных особенностей, интересов учащихся.

учебный литература загадка школьник

Глава 1. Литературоведческий анализ загадки как жанра русского фольклора

1.1 Определение понятия

При определении жанра загадки мы столкнулись с противоречием: с одной стороны никто не ошибётся в отношении жанровой принадлежности загадок, с другой стороны - определений жанра много и порой они противоречат друг другу.

Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Ефрона Е. А. предлагает такое определение: » Загадка, метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство.» .

Большой справочник по литературе так определяет: « Загадка - вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки».

Ожегов С. И. в «Словаре русского языка» толкует смысл слова «загадка» так: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке».

Энциклопедический словарь издательства «Большая советская энциклопедия»:

«Загадка, замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой и занимательной форме, иногда стихотворной».

Литературоведы по-разному определяют загадку как малый жанр устного народного творчества. « Загадка иносказательное описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса» писал В. И. Чичеров.3

П.Г. Богатырёв определял так: « Загадка как художественное произведение <…> представляет собой иносказательное изображение предмета или явления на основании черт сходства между скрытым предметом и тем, который его заменяет».4

У А. Квятковского своё определение: « Загадка замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде. Загадка является своеобразной формой остраннения и строится обычно на принципе замедленной метафоры(вернее симфоры), каламбурного алогизма и затруднённого параллелизма».

Аристотель определял загадку как хорошо сформулированную метафору.

В.П. Аникин писал: «Определяя загадку по существу её жизненного назначения, по её смыслу, можно сказать, что загадка это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на поэтическую красоту и богатство предметно-вещественного мира».

М.А. Рыбникова утверждала: »Загадки в их тематике образуют круг примитивного мироведения <…> загадка, давая конкретный предмет, опознаёт его в его происхождении, в его назначении и в диалектике его жизни. Загадка играет соединением предметов, их взаимодействием, соотношением. Свежая, сохранившаяся загадка звучит повествованием, диалогом, встаёт метонимией или метафорой».

У Митрофановой В.В.: «Загадка - краткое, требующее отгадки, опирающееся на иносказание ( чаще всего метафору во всех её проявлениях ) поэтическое произведение о явлениях природы и предметах, окружающих человека в его повседневной жизни и труде».

Сам народ придумал такую краткую и чёткую формулу: « Без лица в личине». Предмет загадывания - «лицо» скрыт под личиной, то есть иносказанием.

Из вышеприведённых примеров видно, что конкретное определение загадки как жанра вопрос не простой. Попытка дать более развёрнутое понятие загадки, чем у Ожегова, неизбежно суживает круг явлений, которые относятся к загадкам. Поэтому как основное, универсальное возьмём определение Ожегова: «изображение или выражение, нуждающееся в разгадке». Хотя в практике нас будут интересовать те загадки, которые можно определить как краткое иносказательное, требующее отгадки, ритмичное, часто рифмованное поэтическое произведение о предметах и явлениях, близких человеку, описывающее предмет загадывания обычно при помощи метафор, сравнений.

Большую роль в таких загадках играют звуковая организация образа, ритм, рифма. «Ритм создаётся и созвучием слов при произношении и всем интонационным рисунком фразы».

Лаконизм в загадке «достигается преодолением описаний, пропуском отдельных членов предложений и союзов».

Главным жанровым признаком загадки является требование отгадать её. Это и интригует детей. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, приближаясь к игре. А в игровой ситуации учащиеся начальных классов и осваивают сложные литературоведческие понятия. Поэтому на данном этапе мы и не рассматривали математические загадки, загадки - шутки, загадки - шарады.

1.2 Эволюция загадки и процесс ее изучения

Русские народные загадки не раз привлекали внимание учёных, но часто интересовали как подсобный материал при изучении различных общих проблем. А.Н. Афанасьев рассматривал загадку в связи со сказаниями и мифами древних славян. «Народные загадки, писал он, сохранили для нас обломки старинного метафорического языка». Исследуя «поэтические воззрения на природу», в качестве примеров, подтверждающих отдельные выводы, он привлекал загадки, параллельно делая наблюдения над образами в них, «писал о том, что в загадках народ запечатлел »свои старинные воззрения на мир»»4, и что “нельзя отрицать связи загадок с тайной речью, но нельзя не замечать и их вхождение в обряд, магического значения в определённых условиях, обрядовых действиях». Ф. И. Буслаев обращался к загадкам в связи с изучением мифологии и относил их к « древнейшему периоду первых проблесков человеческого ума», он утверждал: »Загадка сохранила<…>свой первобытный мифический характер».

Древность загадок не ставилась фольклористами под сомнение, но происхождение их недостаточно ясно раскрыто наукой.

Фольклорист и этнограф Д. К. Зеленин, освещая вопрос о словесных и бытовых запретах, говорил, что знание загадочной речи было обязательным для каждого человека, желающего обеспечить себе и своему роду благополучие и достаток, и что проверка этих знаний становилась одним из обязательных условий принятия юноши в ряды равноправных членов племени.

К середине 17го века загадки были распространены в народном быту и имели языческое, обрядовое значение. Тогда этот самостоятельный жанр подвергался осуждению церкви и правящих кругов. C развитием верования загадка была включена в религиозные обряды и литературу. »Беседа трёх святителей» - про изведение, переведённое с греческого, пришло на Русь через болгарское посредство, в ней вопросы о христианской религии и ответы на них. Возможно, эта книга стала прообразом первых публикаций русских загадок.

Знаменитый путешественник ХYIII-го века С.П. Крашенинников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю: » Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь - востроверхою, бабу - шелухою или белоголовкою, девку простыгою, коня - долгохвостым, корову - рыкушею, овцу - тонконогою, свинью - низкоглядою, петуха - голоногим и прочее; но ныне все, кроме вышеобъявленных слов, оставили». «Загадки, которые мы знаем в поздних записях, иногда содержат в себе эти древние образные «зёрна». Подставное слово «низкоглядая» воспроизведено в загадке про свинью: »По земле ходит, неба не видит». Иногда такое «зерно» прорастает и разворачивается в целый образ. Так, условное обозначение «востроверхая», данное церкви, превратилось в развёрнутое описание:» Плеть плетена вверх сведена о ста углов, о тысяче рублей».

Загадки сохранили в остаточной форме свою прежнюю непосредственную связь с тайной речью. Практическое назначение условной речи древности во-многом объясняет и функции первых загадок. «Весьма ценны данные статьи К.П. Герда, опубликованной в «Трудах научного общества по изучению Вотского края» за 1927 г. К.П. Герд описал вечера загадок, которые ещё можно было наблюдать в удмуртских сёлах в первое десятилетие ХХ в. «Здесь, пишет исследователь, загадки загадываются постепенно расширяющимися, концентрическими кругами предметов и явлений. В центре их стоит человек. Прежде всего начинают загадывать о человеке, функциях его тела; затем о доме и предметах, находящихся в нём, и т.д.<…>Определённый порядок в загадывании облегчал положение тех, кто отгадывал загадки». Сведений о существовании вечеров загадок у русского народа не сохранилось, но важно, что и в русском фольклоре существуют тематические круги загадок. Одно это говорит о системе. Что же касается самой передачи знаний от поколения к поколению, то традиция лежит в основе быта, жизни и труда всех народов мира. Можно с уверенностью предполагать, что и у русских загадки помогали усвоить образную иносказательную систему подставных слов тайной условной речи. Такова первая функция загадок».

Основа наших знаний о загадках - записи 19 - 20 веков. Зачинатели новой поры в собирании и публикации загадок - И.П. Сахаров, И.М. Снегирёв и

В.И. Даль. Сначала загадки публиковали вместе с пословицами . Первым ввёл отдельную публикацию И.П. Сахаров. В 60е годы XIX века издают свои сборники загадок И.А. Худяков и Д.Н. Садовников. Правила записи народных загадок складывались постепенно. Они изменялись с течением времени, но существенных перемен не происходило. Как у В. Даля, у Д.Н. Садовникова расположение материала при издании загадок - по тематике отгадок.

В.И. Чичеров предложил классификацию по художественному строению загадок. Указывать место записи загадки и исполнителя предложила М.А. Рыбникова. В.И. Чичеров писал: » Загадки, как особый жанр народно поэтического творчества возникли в глубокой древности, они были порождены условиями жизни первобытного общества. Основой их явилась общественно-полезная трудовая деятельность людей, в процессе которой человек накапливал опыт и познавал мир. Загадка тренирует сообразительность, умение сравнивать и сопоставлять, а поэтому вошла в обряд испытания зрелости ума человека».1

Вопрос генезиса загадки нельзя считать решённым, тогда как чётко выяснены общественная функция и назначение первых загадок - учить, передавая опыт, тренируя молодёжь в иносказательной речи.

В наше время научно-технического прогресса людям не нужна тайная речь, нет ни бытовых, ни охотничьих запретов, вместе с древними народными обрядами исчезла связь их с загадкой. Теперь загадка как жанр устного народного творчества служит развлечением, игрой и серьёзным помощником в воспитании и обучении.

1.3 Классификация загадок

В сборниках публикуется огромное количество загадок. Многие авторы таких сборников для удобства обзора материала предлагают классификацию по темам. Объясняется это ещё и тем, что загадка предметна по своей сути.

В.В. Митрофанова предлагает такую классификацию:

Загадки о явлениях природы, небе, земле, воде.

Загадки о растениях: а) встречающихся в лесу и на лугах, б) в саду и огороде.

Загадки о рыбах, земноводных, пресмыкающихся.

Загадки о насекомых.

Загадки о птицах.

Загадки о животных.

Загадки о человеке:

а) о внешнем виде человека, частях его тела,

б) о родственных отношениях, о семье,

в) об одежде и украшениях,

г) о пище и питье,

д) о средствах передвижения.

Загадки о трудовой деятельности человека:

а) о посеве и обработке хлеба, пашне, покосе,

б) о занятиях и ремёслах.

9.Загадки о жилище:

а) о деревне, дворе, дворовом хозяйстве,

б) о крестьянской избе,

в) об отоплении и освещении,

г) об убранстве дома,

д) о посуде и утвари.

10. Загадки о музыкальных инструментах.

11. Загадки о грамоте, письме, книге, почте, буквах алфавита.

12. Загадки о времени, смене дня и ночи, годе и т.д..

13. Загадки о предметах, связанных с религией.

14. Шутки, шарады.

В.И. Чичеров классифицирует загадки по форме, опираясь на их происхождение. Он выделил четыре группы: метафорические, звукоподражательные, арифметические и шуточные.

Метафорические или аллегорические - наиболее древний вид загадок, в них описываются, в основном, явления природы, времена года:

Весь мир покрыла.

На улице рубашка, в избе рукава.

В их основу легло познание окружающей действительности, требующее наблюдательности, сообразительности и упражняющее в сравнении и сопоставлении предметов и явлений окружающего мира.

Звукоподражательные загадки построены не на смысловом, а на звуковом образе. В этих загадках ключом к отгадыванию является звуковой образ:

Следующая загадка

Читайте также: