Загадки истории великаны острова пасхи
Обновлено: 25.12.2024
Остров Пасхи — принадлежащий Чили клочок пустынной земли, затерянный посреди Тихого океана. Всему миру он известен уникальными каменными статуями-великанами, словно хранящими его тайны. И одна из основных: какая катастрофа должна была произойти, чтобы угасла островная цивилизация? Несколько веков учёные пытаются найти ответ на этот вопрос.
Голландский адмирал Якоб Роггевен, отправившийся из Амстердама на поиски Земли Дэвиса, конечно, был не первым европейцем, обнаружившим остров Пасхи. Но он первым описал его и определил координаты. И название острову дал именно Роггевен, чьи корабли (а их было три) причалили к нему в день великого христианского праздника Святой Пасхи, 5 апреля 1722 года. Как сообщил в записках Роггевен, выйдя на берег, моряки увидели, что местные жители «развели костры перед очень высокими каменными статуями… которые нас поразили, поскольку мы не могли понять, как эти люди, не располагая ни строевым деревом, ни прочными верёвками, смогли их возвести». В то время на территории, открытой Роггевеном, обитало около двух-трёх тысяч туземцев, называвших остров Рапа-Нуи, то есть «пуп земли».
Капитан Джеймс Кук высадился на острове в 1774 году и был поражён не меньше Роггевена, отметив невероятный контраст между великолепными статуями-великанами Рапа-Нуи и убогой жизнью коренного населения: «Нам трудно было представить, как островитяне, лишённые техники, смогли установить эти поразительные фигуры и вдобавок водрузить им на головы громадные цилиндрические камни».
За четыре года до Кука испанский колониальный администратор Перу, стремясь аннексировать остров Пасхи, послал к его берегам корабль под командованием Фелипе Гонсалеса де Аэдо. Объяснялся сей шаг просто: Испания, желая обезопасить свои американские колонии, решила захватить территории, лежавшие вблизи них. Несколько дней пребывания Гонсалеса на острове позволили ему составить его первую подробную карту.
В 1786 году на остров высаживается Жан Франсуа Лаперуз, он указал более точные его координаты и составил более детальную карту Рапа-Нуи. Но не только. Как считают современные исследователи, именно Лаперуз положил начало не прекращающейся до сих пор дискуссии о судьбе, постигшей остров Пасхи. Мореплаватель рассказал о «деревьях, которые эти жители имели неосторожность срубить в очень давние времена». «Долгое пребывание на острове Иль-де-Франс, который очень похож на остров Пасхи, — писал Лаперуз, — меня научило, что деревья там никогда не дают новых ростков, если только они не укрыты от морских ветров другими деревьями или кольцом стен, и этот опыт позволил мне открыть причину опустошения острова Пасхи. У жителей этого острова было меньше оснований жаловаться на извержение вулканов, давно потухших, чем на собственную неосторожность».
На протяжении ХIХ века европейцы не раз высаживались на острове Пасхи. Цели у них были самые разные: миссионерские, познавательные или просто грабительские — вывезти местные изделия и даже, по возможности, некоторые рапануйские каменные статуи. И лишь с ХХ века начались многочисленные научно-исследовательские экспедиции на остров. Англичане, французы, чилийцы изучали каменные статуи и вели археологические раскопки в разных его районах.
В 1950-х годах знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал заново открыл миру остров Пасхи. И выдвинул гипотезу: остров был заселён переселенцами из Древнего Перу. (Тур Хейердал рассказал об этом на страницах «Науки и жизни» в № 12, 1963 года.) Действительно, многое указывает на то, что инки неоднократно посещали остров. Да и его каменные изваяния весьма напоминают найденные в Андах статуэтки. На острове выращивают батат, распространённый в Перу.И тем не менее теория перуанского происхождения древнего населения острова Пасхи не нашла убедительного подтверждения. Проведённый позже генетический анализ его населения указывает скорее на их полинезийское происхождение. И рапануйский язык не подтверждает гипотезу — он принадлежит к семейству полинезийских.
Другие исследователи — вслед за Хейердалом — предложили свои сценарии, предполагавшие вторжение на остров извне.
По одному из них около 900 года нашей эры к острову причалило несколько больших лодок с десятками полинезийцев на борту. В этих «Ноевых ковчегах» помимо мужчин, женщин и детей прибыли домашние животные и культурные растения. На острове, покрытом в то время непроходимыми лесами, пришельцы нашли всё, что требовалось для жизни. Здесь они создали свою цивилизацию. Её золотой век продолжался с 1000 до 1500 года. За это время население острова увеличилось, по некоторым оценкам, до двадцати тысяч человек и более. Именно они вырубили из вулканического туфа в кратере Рано Рараку около 800 каменных статуй. Работали только каменными инструментами! Более 230 статуй аборигены каким-то образом сумели переместить из кратера на значительные расстояния и установить на каменных платформах в прибрежной зоне острова. Незавершёнными остались почти 400 статуй — каждая весом более 100 тонн. Среди них одна гигантская — 270 тонн.
Однако к этому времени на острове произошло нечто, что изменило привычный ход событий. Никто больше не вырубал каменных статуй. Неведомый нам конфликт, похоже, привёл людей к междоусобицам и войнам. Об этом свидетельствуют обнаруженные исследователями наконечники стрел и дротики из обсидиана — их тысячи. Видимо, конфликт привёл и к низвержению каменных идолов, на смену прежнему культу поклонения предкам пришла другая религия — культ силы. К 1722 году, когда остров увидели европейцы, со славным прошлым уже было покончено: его населяли не более двух тысяч человек, влачивших нищенское существование на обломках (в буквальном смысле) прежде обустроенной жизни.
Что же случилось на острове Пасхи? И действительно ли его некогда покрывали леса? Если так, то почему они исчезли? Найденные на острове орехи стали одним из доказательств того, что когда-то на нём шумели леса. Эта находка имеет свою историю. Сначала орехи нашёл один из участников экспедиции Тура Хейердала, но отнёс их к дереву, завезённому на остров Пасхи относительно недавно. Затем уже большее количество орехов обнаружил в лавовой пещере житель острова Эдмундо Эдвардс. Часть из них при изучении отнесли к виду пальм, растущих на тропических островах Тихого океана. И, наконец, в начале 1980-х годов французские спелеологи Гро и Гутьер тоже обнаружили орехи в пещерах. И оказалось, что они принадлежат пальме, находящейся в ближайшем родстве с чилийской винной пальмой — самой крупной пальмой планеты.
К началу 90-х годов минувшего века накопилось довольно много случаев находок орехов и остатков пальмовой древесины в разных местах острова. Датировка, проведённая радиоуглеродным методом, показала их возраст — 780—860 лет. Значит, деревья росли на острове и после того, как на нём поселились люди.
Но лишь усилиями палинологов — специалистов, изучающих пыльцу трав, кустарников, деревьев, законсервированную в отложениях озёр и болот, — удалось окончательно прояснить историю растительности на острове. Учёные установили, что пыльца упомянутой самой крупной пальмы встречается во всех трёх вулканических кратерах, но больше всего её — в озёрно-болотных отложениях, на самых низких отметках. В итоге палинологи сделали однозначный вывод: лесная растительность острова Пасхи была мощной, буйной и просуществовала без каких-либо серьёзных изменений не менее тридцати тысяч лет.
На высоте до 400 метров над уровнем моря в составе лесов преобладала пальма. Выше в растительном покрове доминировали кустарники или небольшое маргаритковое дерево (оно встречается на многих тихоокеанских островах). Лишь около 1200 лет назад доля пыльцы деревьев и кустарников резко сокращается. Пыльцевые спектры показывают, как постепенно из растительного покрова острова исчезают пальмы. А около 600 лет назад лесов не осталось.
Может быть, виной тому экологическая катастрофа? Люди, поселившись на острове, начали активно истреблять леса — их выжигали, освобождая землю для ведения сельского хозяйства, большое количество древесины шло на топливо, на строительство жилищ и лодок, на создание катков для перемещения гигантских каменных статуй.
Росло островное население, и проблемы всё более усугублялись. Сведение лесов вызвало эрозию и истощение почвы: сельское хозяйство уже не могло прокормить всех. Без катков, которые прежде делали из пальмовых стволов, застыли на месте каменные исполины. Настал момент, когда эрозия, вызванная дождями и сильными ветрами, лишила работы земледельцев. Следствием этих бед и стала, видимо, гражданская война, уничтожившая почти всё население к 1650 году.
Так ли было на самом деле, сказать трудно. Однако сценарий этой экологической катастрофы до недавнего времени был принят многими учёными, в том числе и такими признанными специалистами по истории острова, как авторы известной книги «Загадки острова Пасхи» (Оксфорд, 2003) член британского Общества археологов Пол Бан и географ из новозеландского университета Мэссей Джон Фленли.
Недавно французский журнал «L`Histoire» в очередной раз попытался найти ответ на вопрос: что же произошло на острове Пасхи? И начал с обзора возникших за последние годы новых гипотез; о некоторых из них и пойдёт далее речь.
В 2002 году британский археолог Пол Рейнбед указывал, что другие острова Тихого океана, пройдя эволюцию, схожую с той, что выпала на долю острова Пасхи, почему-то не столкнулись с катастрофой подобного масштаба. Его предположение: подлинное экологическое бедствие на острове Пасхи случилось после появления на нём европейцев и по причине их появления. Вероятно, они привезли с собой жвачных животных, которые уничтожили всю растительность.
Однако собранные к тому времени серьёзные сведения об истории острова не позволили принять эту точку зрения всерьёз.
Интересные данные появились в публикациях таких видных французских специалистов, как Катрин и Мишель Орлиак. Ветераны археологических поисков в Океании и на острове Пасхи, они в 2005 году опубликовали статью, в которой говорили о возможной роли в судьбе острова климатических изменений. Похоже, что в века, предшествовавшие приходу европейцев, на состояние Рапа-Нуи повлияло сочетание последствий Малого ледникового периода, наступившего в конце ХIV века, и неблагоприятных циклов течения Эль-Ниньо. Наконец,изменение силы пассатов вызвало потепление океана. Начались катастрофические засухи, от которых, возможно, серьёзно пострадала растительность острова. В этом учёные увидели причину тех бедствий, которые некоторые специалисты приписывают человеку. Для обоснования своей точки зрения Катрин Орлиак провела огромную работу — сравнила 2300 фрагментов обугленной древесины, найденных в Рапа-Нуи, с фрагментами растений, произраставших в Полинезии.
Неожиданную версию выдвинул недавно археолог Терри Хант (США), занимающийся тихоокеанской зоной суши. Он пришёл к заключению, что драматическую судьбу местных обитателей определили крысы и европейцы. Именно крысы уничтожили более 16 миллионов росших на значительной части острова пальм, поедая их семена и фрукты. Работая вместе с антропологами из музея острова Пасхи, исследователь восстановил некоторые этапы его истории, о которых ранее ничего не было известно, и представил свои открытия на конгрессе Американской антропологической ассоциации.
«Анализируя остатки угля, можно утверждать, что полинезийцы начали колонизировать остров с 1200 года. Кроме того, мы смогли установить, изучая цветочную пыльцу и остатки пепла, что количество пальм, произраставших на острове, стало сокращаться в годы, предшествовавшие появлению на нём человека», — подчёркивает Хант. Популяция же крыс незадолго до того, как на острове появились полинезийцы, была громадной — более 20 миллионов особей (потом их поголовье сократилось до миллиона).
Хант сомневается и в том, что на острове была гражданская война. «Свидетельств гражданской войны слишком мало», — полагает он. По мнению исследователя, на острове первоначально высадилось около 50 человек. Постепенно численность населения выросла до 3000 человек и оставалась такой до 1650 года. С прибытием на остров голландских торговцев там появились неведомые ранее болезни, а потом торговцы стали вывозить аборигенов в качестве рабов, и численность местного населения начала уменьшаться.
Гипотеза Ханта получила подтверждение многих антропологов. А вот британцы Пол Бан и Джон Фленли её категорически отвергают. Их данные о раннем присутствии человека подтверждают анализы пыльцы, найденной с помощью бурения отложений в озёрах. Одна из серьёзных дат, определённых таким способом, относит начало исчезновения лесов к 1000 году. А между тем Терри Хант решающими считает результаты бурения под дюнами, дающие дату первого заселения острова — около 1200 года.
Однако сторонники теории позднего заселения острова не учитывают, что более серьёзную датировку недавно нашли Катрин и Мишель Орлиак, исследовавшие свыше двух тысяч фрагментов обгорелой пальмовой древесины. Полученные ими даты указывают: человек появился на острове Пасхи около 700 года.
Что тогда думать о факте, согласно которому только присутствием крыс можно объяснить исчезновение больших пальм? Это дерево живёт около двух тысяч лет. Если человек, который завёз с собой крыс, колонизировал остров Пасхи в 1200 году, замечают Пол Бан и Джон Фленли, значительная часть деревьев, существовавших до этого момента, должна была бы стоять и сегодня. Следовательно, эта теория не проходит. Тем более что сохранилось некоторое количество остатков сгоревших пней, относящихся к очень древнему периоду. Наконец, почему крысы таким же образом не стали причиной уничтожения лесов на островах Фиджи, Таити или Новой Зеландии?
Итак, однозначного ответа на вопрос «Что случилось на острове Пасхи?» по-прежнему не найдено. Во всяком случае, единогласие не достигнуто. Да и возможно ли оно?
Следующая загадка
- 1964
Великаны острова Пасхи, документальный фильм
Цикл передач: Загадки истории
Остров Пасхи - это крошечный клочок суши на краю мира. Все, что связано с этим местом, окутано тайной. Откуда прибыли люди на Остров Пасхи? Как они обнаружили остров и зачем изваяли гигантские каменные статуи? Как передвигали многотонные статуи на большие расстояния?
Следующая загадка
Секрет загадочных статуй моаи разгадал норвежский путешественник Тур Хейердал.
Рапа Нуи — так аборигены называли остров Пасхи. «Это место, где прошлое является настоящим», — писала английская исследовательница Кэтрин Рутледж. Она выпустила книгу «Загадки острова Пасхи». Название говорит само за себя — разгадать их она не смогла. В начале 20-го века ученые не могли ответить на вопрос, как именно люди попали на это, пожалуй, самое уединенное место в мире. Путём эксперимента, проплыв 8000 км на плоту, норвежец Тур Хейердал доказал, что, теоретически, они могли преодолеть Тихий океан. Но как же эти примитивные племена смогли поставить такие гигантские статуи весом в десятки тонн?
Как рассказали Туру Хейердалу «длинноухие», прошли многие столетия с установки последних статуй, но технология в устной традиции передавалась из поколения в поколение. Хейердал решил поставить эксперимент и сделать статую. На острове он познакомился с вождём «длинноухих» Педро Атана. Тот сообщил ему, что владеет знанием, как делали моаи. Под руководством Атаны туземцы начали изготавливать статую из туфа в каменоломнях. День за днём рабочие, используя только каменные орудия, вырубали монумент. Изначально спутники Хейердала предполагали, что на это уйдёт не более 15 суток. Но внутри камень оказался значительно прочнее. В итоге по расчётам вся работа заняла бы год, хотя весь профиль удалось выдолбить в течение всего нескольких дней. Впрочем, что такое год для племён на изолированном острове в 13−16 веках?! (Именно тогда изготавливали моаи.)
Хейердал остался удовлетворён экспериментом. Но теперь его волновал другой вопрос — как поднимали и перевозили эти статуи. И тут ему снова помог Педро Атана. Вот как сам Хейердал описывал этот диалог:
- Послушай, ты ведь длинноухий, неужели не знаешь, как поднимали этих великанов?
— Конечно, знаю, сеньор, это пустяковое дело.
— Пустяковое дело? Да ведь это одна из великих загадок острова Пасхи!
— Ну, а я знаю способ, как поднять моаи.
— Кто же тебя научил?
— Сеньор, когда я был маленьким-маленьким мальчиком, меня сажали на пол и велели слушать, а мой дедушка и его зять старик Пороту сидели передо мной. Знаете, как в школах обучают, вот так они меня учили. Поэтому я знаю очень много. Я должен был повторять за ними снова и снова, пока не запоминал всё в точности. И песни я выучил.
Он говорил так искренне, что я опешил. С одной стороны, он ведь доказал в каменоломне, что в самом деле кое-что знает, с другой стороны, я уже убедился, что он порядочный выдумщик.
— Если ты знаешь, как устанавливали изваяния, почему же ты давным-давно не рассказал об этом всём тем, кто приплывал сюда раньше и расспрашивал жителей? — решил я проверить его.
— Никто не спрашивал меня, — гордо ответил бургомистр, явно считая это достаточно веской причиной.
Хейердал не поверил туземцу, он поставил сто долларов на то, что тот не сможет поднять и закрепить статую. И проиграл. За 30 дней члены племени смогли поднять и поставить идола на аху — специальную сакральную площадку. Они с помощью брёвен приподнимали изваяние и подсовывали под него камни. Более того, они показали, что с помощью деревянных салазок легко передвигали 12-тонную статую по острову. Правда, сделали это только после хорошего пира, позвав представителей другого племени, для этого им понадобилось несколько сотен человек.
Современный эксперимент
Согласно легендам, моаи сами ходили по острову. Разгадать это не удавалось европейцам. Чешский исследователь Павел Павел предположил, что это делали с помощью верёвок. В итоге вместе с Хейердалом такой эксперимент поставили: 17 человек легко с помощью верёвок двигали статую.
Перемещение статуи
Загадки оказались решены. Сам Хейердал закончил свой рассказ об этих экспериментах так: «Загадка родилась только после того, как умерли ваятели: как же можно было всё это сделать, не зная железа, кранов, машин? А ответ прост. На этот маленький островок пришли люди, которые в изобретательности и творческой энергии никому не уступали. У них не было войн и было сколько угодно времени, чтобы сооружать свои вавилонские башни на фундаменте древней традиции. Сотни лет не знали они никаких врагов на самом уединённом острове в мире, где соседями их были только рыбы и киты».
И после Хейердала продолжились исследования загадочных исполинов. На острове сохранилось 887 статуй, примерно половина находится в каменоломнях вулкана Рано-Рараку. Кстати, в тех же каменоломнях, где почва отличается богатым химическим составом, рапануйцы выращивали батат и бананы. Результаты последних исследований говорят о том, что моаи не предназначались для транспортировки, но должны были охранять место с плодородной почвой.
Читайте также: