Загадки и тайны генов

Обновлено: 23.12.2024

Элективный курс «Загадки и тайны генов» дополняет, углубляет, развивает содержание базового курса биологии, обеспечивая дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена, а также способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии.

Большая часть информации курса необходима каждому учащемуся в плане «познания самого себя», с тем, чтобы с большей ответственностью относиться к себе, к окружающим людям, к окружающей среде.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Загадки и тайны генов» рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 10 класса и реализации в сетке учебных часов во внеурочное время, по желанию учащихся.

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Общая биология и генетика - фундамент современной медицины. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения одна из наиболее актуальных проблем современности. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нарушение генетического аппарата человека оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья. Каждый человек обладает своими биологическими особенностями, определенным генотипом. Все законы генетики к нему применимы. Залогом здоровья людей служит полноценная деятельность генетической программы во всех клетках человека.

Исследования в области генетики оказывает влияние на развитие здравоохранения и медицины. Это диагностика, лечение и профилактика наследственных и ненаследственных болезней на генном уровне. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения предопределяет актуальность и социальную значимость данного элективного курса.

Элективный курс «Загадки и тайны генов» направлен на расширение знаний по генетике, способствует самоопределению школьников. Кроме прикладного значения – профориентации учащихся на медицинские специальности - получаемые учащимися знания имеют и общеобразовательную ценность. Они не только помогут сохранить и укрепить здоровье, но и будут полезны школьникам как будущим родителям.

Курс предлагает изучение материала по основам генетики для выявления единства живой и неживой природы на основе химического строения и обменных процессов, места человека в биосфере. Большая часть информации, включенная в данный курс, не рассматривается в школьной программе или изучается фрагментарно. Программа курса предусматривает более детальное изучение основ молекулярной генетики с целью выявления общего в живой природе на основе генетического кода. В курсе обучения предусматривается ознакомление с основными методами генетики и формирование умений их использования в практике решения задач. Это поможет школьникам не только лучше понять главные законы наследственности, но и даст возможность развития и тренировки логического мышления. Именно генетика позволяет вызвать заинтересованное отношение к биологии, способствует развитию генетической культуры человека.

Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний раздела «Генетика», активизировать познавательную деятельность учащихся. Особенность занятий – их проблематичный дискуссионный характер, включение в их содержание вопросов, которые имеют большое практическое значение для каждого человека, для воспитания здорового образа жизни и формирования экологической культуры учащихся.

Цель курса: содействовать формированию у учащихся генетической грамотности, воспитанию генетической и экологической культуры и способствовать приобщению к здоровому образу жизни.

Задачи курса:

заинтересовать материалом, который будет предложен учащимся для более глубокого изучениякурса «Общая биология»;

научить школьников определять факторы среды, которые могут влиять на те илииные признаки организма и обосновать последствия этого воздействия;

формировать познавательный интерес школьников к биологии;

развивать умения и навыки решения генетических задач;

тренировать, развивать логическое и аналитическое мышление;

формировать профессиональную самоориентацию учащихся, помочь определиться с выбором профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медицина, фармакология, экология и др.)

Элективный курс предусматривает проведение теоретических и практических занятий, использование различных педагогических технологий, в том числе и личностно-ориентированных.

Возможные формы проведения занятий:

решение задач по генетике;

создание компьютерной презентации Power Point;

работа с Интернетом, СМИ и т.д.

Система принципов в организации содержания : принципы систематичности и последовательности, научности, единства, доступности, системности, причинности, интеграции, единства живого, наглядности.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны

Основные закономерности генетики, изученные на примере генетики человека.

Структурно-функциональную организация гена.

Методы изучения наследственности человека.

Мутации генные и хромосомные, вызывающие наследственные заболевания человека.

Наследование групп крови у человека.

Объяснять рисунки и схемы, представленные по теме.

Иллюстрировать ответ простейшими схемами.

Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение.

Работать со специальной литературой.

Разрабатывать и составлять таблицы, схемы.

Решать генетические задачи.

Самостоятельно анализировать и делать выводы.

Критерии оценки успешности

Важнейшим структурным компонентом занятий элективного курса является анализ результатов учебной деятельности школьников. Систематическое подведение итогов деятельности, комментирование работы учащихся по усвоению знаний способствует глубокому и осмысленному усвоению знаний, целенаправленному решению различных задач, организации самостоятельной деятельности.

При условии активной работы на занятиях,систематическомучастии в дискуссиях, решении задач, успешных ответах, участии в итоговой конференции и выполнении исследовательской работы ученик получает зачёт.

Следующая загадка

Курс предлагает изучение материала по основам генетики для выявления единства живой и неживой природы на основе химического строения и обменных процессов, места человека в биосфере. Программа курса предусматривает более детальное изучение основ молекулярной генетики с целью выявления общего в живой природе на основе генетического кода. В курсе обучения предусматривается освоение основных методов генетики и формирования умений и их использования в практике решения задач.

ВложениеРазмер
el._kurs_9kl_biologiya_2_pol_sandakova_v.a.docx 34.51 КБ

Следующая загадка

Элективный курс «Загадки и тайны генов» дополняет, углубляет, развивает содержание базового курса биологии, обеспечивая дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена, а также способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии.

Связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника, практической значимостью данных сведений стимулирует формирование познавательного интереса.

Решение задач по генетике способствует усвоению теории и её практическому применению.

Большая часть сведений по генетике необходима каждому человеку в плане «познания самого себя», с тем, чтобы с большей ответственностью относиться к себе, к окружающим людям, к окружающей среде.

ВложениеРазмер
el_kurs_zagadki_i_tayny_genov_novaya_redaktsiya_voloskova_sa.docx 75.56 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс « ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ГЕНОВ »

Элективный курс «Загадки и тайны генов» дополняет, углубляет, развивает содержание базового курса биологии, обеспечивая дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена, а также способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии.

Большая часть информации курса необходима каждому учащемуся в плане «познания самого себя», с тем, чтобы с большей ответственностью относиться к себе, к окружающим людям, к окружающей среде.

Программа элективного курса «Загадки и тайны генов» рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 9 классов и реализации в сетке учебных часов во внеурочное время, по желанию учащихся.

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Общая биология и генетика - фундамент современной медицины. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения одна из наиболее актуальных проблем современности. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нарушение генетического аппарата человека оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья. Каждый человек обладает своими биологическими особенностями, определенным генотипом. Все законы генетики к нему применимы. Залогом здоровья людей служит полноценная деятельность генетической программы во всех клетках человека.

Исследования в области генетики оказывает влияние на развитие здравоохранения и медицины. Это диагностика, лечение и профилактика наследственных и ненаследственных болезней на генном уровне. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения предопределяет актуальность и социальную значимость данного элективного курса.

Элективный курс «Загадки и тайны генов» направлен на расширение знаний по генетике, способствует самоопределению школьников. Кроме прикладного значения – профориентации учащихся на медицинские специальности - получаемые учащимися знания имеют и общеобразовательную ценность. Они не только помогут сохранить и укрепить здоровье, но и будут полезны школьникам как будущим родителям.

Курс предлагает изучение материала по основам генетики для выявления единства живой и неживой природы на основе химического строения и обменных процессов, места человека в биосфере. Большая часть информации, включенная в данный курс, не рассматривается в школьной программе или изучается фрагментарно. Программа курса предусматривает более детальное изучение основ молекулярной генетики с целью выявления общего в живой природе на основе генетического кода. В курсе обучения предусматривается ознакомление с основными методами генетики и формирование умений их использования в практике решения задач. Это поможет школьникам не только лучше понять главные законы наследственности, но и даст возможность развития и тренировки логического мышления. Именно генетика позволяет вызвать заинтересованное отношение к биологии, способствует развитию генетической культуры человека.

Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний раздела «Генетика», активизировать познавательную деятельность учащихся. Особенность занятий – их проблематичный дискуссионный характер, включение в их содержание вопросов, которые имеют большое практическое значение для каждого человека, для воспитания здорового образа жизни и формирования экологической культуры учащихся.

Цель курса: содействовать формированию у учащихся генетической грамотности, воспитанию генетической и экологической культуры и способствовать приобщению к здоровому образу жизни.

  • заинтересовать материалом, который будет предложен учащимся для более глубокого изучения курса «Общая биология»;
  • научить школьников определять факторы среды, которые могут влиять на те или иные признаки организма и обосновать последствия этого воздействия;
  • формировать познавательный интерес школьников к биологии;
  • развивать умения и навыки решения генетических задач;
  • тренировать, развивать логическое и аналитическое мышление;
  • формировать профессиональную самоориентацию учащихся, помочь определиться с выбором профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медицина, фармакология, экология и др.)

Элективный курс предусматривает проведение теоретических и практических занятий, использование различных педагогических технологий, в том числе и личностно-ориентированных.

Возможные формы проведения занятий:

  • практические работы;
  • решение задач по генетике;
  • лекции;
  • дискуссии;
  • «круглые столы»;
  • создание компьютерной презентации Power Point;
  • работа с Интернетом, СМИ и т.д.

Система принципов в организации содержания : принципы систематичности и последовательности, научности, единства, доступности, системности, причинности, интеграции, единства живого, наглядности.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны

  1. Основные закономерности генетики, изученные на примере генетики человека.
  2. Структурно-функциональную организация гена.
  3. Методы изучения наследственности человека.
  4. Мутации генные и хромосомные, вызывающие наследственные заболевания человека.
  5. Наследование групп крови у человека.
  6. Уметь:
  7. Объяснять рисунки и схемы, представленные по теме.
  8. Иллюстрировать ответ простейшими схемами.
  9. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение.
  10. Работать со специальной литературой.
  11. Составлять родословные.
  12. Разрабатывать и составлять таблицы, схемы.
  13. Решать генетические задачи.
  14. Самостоятельно анализировать и делать выводы.

Критерии оценки успешности

Важнейшим структурным компонентом занятий элективного курса является анализ результатов учебной деятельности школьников. Систематическое подведение итогов деятельности, комментирование работы учащихся по усвоению знаний способствует глубокому и осмысленному усвоению знаний, целенаправленному решению различных задач, организации самостоятельной деятельности.

При условии активной работы на занятиях, систематическом участии в дискуссиях, решении задач, успешных ответах, участии в итоговой конференции и выполнении исследовательской работы ученик получает зачёт.

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО на заседании директор школы:

педагогического совета ______ Буртылева Н.М протокол №____ протокол №____ приказ № ___

от «_»________ 20__ г от «_»________ 20__ г от «_»________ 20__ г

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ГЕНОВ»

2011-2012 учебный год

Сандакова Валентина Анатольевна,

Возрастает роль биологического образования в школе. XXI век многие провозглашают веком генетики. Общая биология и генетика фундамент современной медицины. Залогом здоровья людей служит полноценная деятельность генетической программы во всех клетках человека. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения одна из наиболее актуальных проблем современности. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нарушение генетического аппарата человека оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья. Человек – существо социальное и каждый обладает своими биологическими особенностями, определенными генотипами. Все законы генетики к нему применимы. Современная генетика влияет на развитие здравоохранения и медицины. Это диагностика, лечение и профилактика наследственных и ненаследственных болезней на генном уровне. Актуальность и социальная значимость проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения предполагает создание элективного курса «Загадки и тайны генов», посвященного изучению генетики человека. Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе.

Курс предлагает изучение материала по основам генетики для выявления единства живой и неживой природы на основе химического строения и обменных процессов, места человека в биосфере. Программа курса предусматривает более детальное изучение основ молекулярной генетики с целью выявления общего в живой природе на основе генетического кода. В курсе обучения предусматривается освоение основных методов генетики и формирования умений и их использования в практике решения задач.

Содержание курса рассчитано на 17 часов. Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний раздела «Генетика», активизировать познавательную деятельность учащихся. Особенность занятий – их проблематичный дискуссионный характер, включение в их содержание вопросов, которые имеют большое практическое значение для каждого человека. Курс имеет важное значение для воспитания здорового образа жизни и формирования экологической культуры учащихся.

Цель курса: изучение проблем генетики человека на основе молекулярной генетики, показать, как знание генетики помогает выяснить причины целого ряда наследственных заболеваний, своевременно ставить диагноз и в целом ряде случаев находить меры лечения.

а) зачем изучают геном человека?

б) каково влияние окружающей среды на наследственность человека?

в) какова вероятность передачи наследственных заболеваний?

  1. научить школьников определять факторы среды, которые могут влиять на те или иные признаки организма и обосновать последствия этого воздействия;
  2. расширить представление о СПИДе, мерах профилактики;
  3. формировать познавательный интерес школьников к биологии;
  4. развивать умения и навыки решения генетических задач;
  5. определиться с выбором профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медицина, фармакология, экология и др.)

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

  1. Основные закономерности генетики, изучить на примере генетики человека.
  2. Понимать необходимость изучения для формирования естественно-научной картины мироздания, выявление связи живой и неживой природы, химического строения и единства генетического кода, генома человека.
  3. Строение гена, генома человека.
  4. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, популяционный, цитогенетический, иммунологический; методы математической статистики.
  5. Мутации генные и хромосомные, вызывающие наследственные заболевания человека.
  6. Наследование групп крови у человека.
  7. Типы наследования признаков у человека.
  8. Механизмы проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражение.
  9. Профилактику СПИДа.

Содержание программы курса выделяет две части:

  1. теоретическая;
  2. практическая.

В теоретической части раскрываются особенности строения гена и генома, хромосомные и генные мутации вызывающие наследственные заболевания, их профилактика и лечение; иммунитет, его молекулярные механизмы, болезни иммунитета и качество среды обитания (раскрываем основы генетики человека и медицинской генетики).

Элективный курс предусматривает классно-урочную систему, лекционно-практическую, личностно-ориентированную педагогические технологии.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая

  1. профессиональная ориентация
  2. развитие навыков умения работать самостоятельно и в группе.
  3. изучение курса способствует развитию кругозора учащихся.
  4. овладение способам решения типовых задач по генетике
  5. научиться составлять и анализировать родословную

Форма зачёта: тестирование по окончании курса

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химического производства. Органическая химия. Строение и функции органических молекул (ДНК, РНК). Физика. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Предполагаемый элективный курс может быть использован для расширения и углубления ЗУНов учащихся или как факультативный курс.

Программа предусматривает использование типового оборудования кабинета школы.

Следующая загадка

Программа элективного курса разработана для химико-биологического класса лицея, в объеме 18 часов.

Цель курса: изучение проблем генетики человека на основе молекулярной генетики, показать, как знание генетики помогает выяснить причины целого ряда наследственных заболеваний, своевременно ставить диагноз и в целом ряде случаев находить меры лечения.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Загадки и тайны генов"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

протокол№1 от ____________

директор МОУ «ГПЛ»

ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ГЕНОВ

Пояснительная записка

Программа элективного курса разработана для химико-биологического класса лицея, в объеме 18 часов.

Цель курса: изучение проблем генетики человека на основе молекулярной генетики, показать, как знание генетики помогает выяснить причины целого ряда наследственных заболеваний, своевременно ставить диагноз и в целом ряде случаев находить меры лечения.

а) зачем изучают геном человека?

б) каково влияние окружающей среды на наследственность человека?

в) какова вероятность передачи наследственных заболеваний?

2.научить обучающихся определять факторы среды, которые могут влиять на те или иные признаки организма и обосновать последствия этого воздействия;

расширить представление о СПИДе, мерах профилактики;

формировать познавательный интерес школьников к биологии;

развивать умения и навыки решения генетических задач;

определиться с выбором профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медицина, фармакология, экология и др.)

Тематика рабочей программы полностью соответствует авторской программе. Изменения внесены в тему № 4 «Генная инженерия», в связи с ее актуальностью в современном мире, тема увеличена на 2 часа за счет сокращения темы №3 «Закономерности наследственности изменчивости человека» на 1 час и увеличения всего объема программы на 1 час.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая

развитие навыков умения работать самостоятельно и в группе.

изучение курса способствует развитию кругозора учащихся.

овладение способам решения типовых задач по генетике

научиться составлять и анализировать родословную

Тематическое планирование

Наследственная информация и реализация её в клетке

Основы генетики человека

Закономерности наследственности изменчивости человека

Содержание учебного материала

Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Современное представление о гене. Что представляет собой ген? Строение гена. Организация генома. Генотип эукариотических клеток. Развитие представлений о гене. Характеристика генов – особенности псевдогенов, уникальные гены, повторяющиеся гены, рекомбинирующие (прыгающие) гены, транспозоны.

Открытие существования генов. Понятие о наследственности, история изучения наследственности, причуды наследственности, изменение наследственности, бессознательный и методический отбор.Развитие генетики как науки, история открытия, основные выводы и понятия. Возникновение генной инженерии до своего рождения: поиски, эксперименты, открытия.

Тайны генома. Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Хромосомный набор организма человека. Комплексные исследования генома человека. Методы современного молекулярно-генетического анализа. Геномная дактилоскопия. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований связанных с геномом человека. Генная терапия. Перспективные открытия в области исследований генома человека.

Основы современной генетики человека. Особенности генетики человека. История возникновения и развития. Методы изучения генетики человека: генеалогический, онтогенетический, цитогенетический, близнецовый, дерматоглифики, электрофизиологические, иммунологический, популяционный. Особенности строения кариотипа человека.

Гены и здоровье. Генетические факторы развития заболеваний. Наследственные заболевания связанные с мутациями (фенилкетонурия, галактоземия, ахандроплазия). Наследственные заболевания вызванные изменением числа хромосом (синдром Дауна, Патау, Эдвадса). Наследования сцепленные с полом (у женщин – синдром Шерешевского-Тернера, у мужчин синдром Клайнфельшера). Наследование сцепленное с X-хромосомой (гемофилия, дальтонизм). Проблемы онкологии. Летальные и полулетальные гены. Генетика и медицина.

Профилактика наследственных заболеваний. Экологические факторы. Чистота окружающей среды, загрязнение среды мутагенами и канцерогенами. Радиация и наследственность. Мутагены, человек и биосфера. Мутагены среды и охрана наследственности человека. Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на потомство. Близкородственные браки. Медико-генетическое консультирование. Дородовая диагностика наследственных заболеваний. Генетический скрининг. Евгеника. Размышление о клонировании людей.

Наследственность и группы крови человека. Наследование групп крови у человека (система АВО) по типу серии множественных аллей. Действие трех аллей одного гена. Доминантные и рецессивные гены. Соотношение генотипов (гомозиготных и гетерозиготных) и групп крови. Принцип переливания крови. Частота встречаемости универсального донора и универсального реципиента (по двум параметрам: группа крови по системе АВО и резус-фактор). Наследование групп крови и медико-юридическое применение (установление отцовства).

Иммунитет, его молекулярные механизмы. Иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов. Защитные функции крови. Вич-инфекция и СПИД: признаки заболевания. Механизм проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражения. Возможные пути профилактики и лечения СПИДа.

Генная инженерия – опасения и надежды. Применения генной инженерии в изучении онкогенных вирусов, эксперименты по клонированию генов онковирусов и других болезнетворных вирусов, способных обитать в организме человека, правила работы с рекомбинантными ДНК. Направленная селекция, отбор вредных для человечества генных рекомбинаций, создание своего рода биологической ядерной бомбы. Трансгенный рай или трансгенный апокалипсис. Безопасность трансгенных продуктов. Моральные, этические и юридические проблемы, связанные с клонированием человека. Генная инженерия. Польза и вред генномодифицированных продуктов

Часть II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Составление и анализ генеалогического древа. Проявление признаков у человека при аутосомном доминировании и рецессивном типе наследования.

Решение генетических задач Наследование групп крови по системе АВО у человека. Определение принадлежности детей их родителям, возможность переливания крови от родителей детям, определение потомства по генотипу отца и матери и т.д. Наследование сцепленное c полом, X-хромосомой (гемофилия, дальтонизм), наследование связанное с У-хромосомой (гипертрихоз). Доминирование генов и неполное доминирование (анофтальмия). Хромосомные болезни человека связанные с нарушением половых хромосом, синдромы Шерешевского-Тернера и Клайнфельтера. Моногибридное, дигибридное и полигибридное скрещивание.

Перечень обязательных практических работ.

1. Составление и анализ генеалогического древа.

2.Решение генетических задач. Наследование групп крови по системе АВО у человека.

3. Решение генетических задач. Наследование сцепленное c полом .

4. Решение генетических задач. Полное и неполное доминирование генов

5. Решение генетических задач. Полное и неполное доминирование генов

6. Решение генетических задач. Моногибридное, дигибридное и полигибридное скрещивание

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате усвоения программы обучающиеся должны

называть: основные закономерности генетики, строение гена, генома человека

описывать: методы изучения наследственности человека: генеалогический, популяционный, цитогенетический, иммунологический; методы математической статистики. Мутации генные и хромосомные, вызывающие наследственные заболевания человека.

объяснять: Механизмы проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражение Наследование групп крови у человека. Механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколени

Понимать: необходимость изучения для формирования естественно-научной картины мироздания, выявление связи живой и неживой природы, химического строения и единства генетического кода, генома человека.

Работать со специальной литературой.

Решать генетические задачи.

Литература для обучающихся.

Критерии и нормы оценки.

Критерии и нормы оценки

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объему программы );

умение применять полученные навыки на практике.

При оценке учитывается число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные признаки, не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно – следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого – либо характерного факта при описании процесса, объекта). К ним можно отнести оговорки, допущенные по невнимательности, которые ученик исправляет самостоятельно.

Оценка устного ответа.

Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком.

Оценка «4»: ответ полный и правильный, в определенной логической последовательности. Допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по просьбе учителя.

Оценка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка тестированного задания

Оценка «5»: выполнен объем заданий – 100%;

Оценка «4»: выполнен объем заданий – 100%;

Оценка «3»: выполнен объем заданий –75%;

Оценка «2»: выполнен объем заданий –50%;

Оценка «1»: ответ отсутствует

Критерии оценки реферата

1. Актуальность темы 2б.

2. Наличие приложения -3б.

3. Компетентность и эрудированность докладчика- 5б.

4. Способность понять вопрос и грамотно дать ответ- 2б.

5. Использование иллюстративного материала- 2б.

6. Соблюдение регламента- 1б.

7. Глубина проработки темы -5б.

8. Наличие вывода -2б

9. Соответствие материала и поставленной цели-1б.

10 .Практическая значимость-2б

11. Оформление –соответствует требованиям-5б.

Оценка «5»: изложение обобщенного материала реферата в виде доклада; выделение целей и задач, поставленных автором при рассмотрении данной проблемы; свободное оперирование материалами, рассмотренными при подготовке работы и внесенными в список литературы; формулировка выводов, обобщений, своего мнения по данному вопросу; наличие тезисов доклада.

Оценка «4»: изложение материала реферата в виде доклада без тезисов; оперирование материалами, рассмотренными при подготовке работы; недостаточно точно сформулированы выводы и обобщения.

Рефераты, не соответствующие данным критериям, не засчитываются, предлагается доработка темы

Практическая работа по составлению родословной оценивается по следующим критериям:

полнота освещения (раскрытия) выбранной темы (от 0 до 5 баллов);

наличие и значимость выводов, и соответствие поставленных задач (от 0 до 3 баллов);

представление полученных данных и их математическая обработка (от 0 до 3 баллов);

использование литературных источников (от 0 до 2 баллов);

анализ полученных данных (от 0 до 3 баллов);

качество оформления работы (от 0 до 3 баллов)

Поурочно-тематический план.

Современное представление о гене

Открытие существования генов

Основы современной генетики человека

Гены и здоровье

Профилактика наследственных заболеваний

Иммунитет, его молекулярные механизмы

Иммунитет, его молекулярные механизмы

Генная инженерия – опасения и надежды.

Составление и анализ генеалогического древа.

Решение генетических задач. Наследование групп крови по системе АВО у человека.

Решение генетических задач. Наследование сцепленное c полом .

Решение генетических задач. Полное и неполное доминирование генов

Решение генетических задач. Моногибридное, дигибридное и полигибридное скрещивание

Читайте также: