Загадки и тайны арктики

Обновлено: 05.11.2024

Более пяти веков насчитывает история исследования Арктики. Тысячи экспедиций в Северной полярной области по крохам собирали информацию об очертаниях островов и побережий, о ледовых условиях и погоде, о геологическом строении и рельефе. Добытые ими сведения легли в основу современных знаний о природе Арктики. На смену примитивным парусным кораблям, собачьим упряжкам и пешим передвижениям пришли универсальные вездеходы на шинах низкого давления, точнейшие приборы и спутниковые снимки. Но, тем не менее, многие детали строения рельефа, поверхностных грунтов, подземных льдов до сих пор не имеют однозначного объяснения.

25 Сентября Онлайн Бесплатно

Лектор: Федор Александрович Романенко, ведущий научный сотрудник каф. геоморфологии и палеогеографии географического ф-та МГУ, кандидат географических наук. Область научных интересов: геоморфология Арктики, история исследования полярных стран, география и история взаимоотношений человека и природы в высоких широтах. Участник и руководитель нескольких десятков арктических экспедиций в разные районы от Кольского полуострова до Чукотки, Почетный полярник.

Дополнительная информация

Доступ к мероприятию по предварительной регистрации на сайте «Субботы московского школьника» в соответствии с правилами регистрации и обозначенной для данного мероприятия целевой аудиторией. Доступ для входа на трансляцию (идентификатор конференции и пароль) будет отправлен отдельным письмом.

Следующая загадка

Олег Бундур - Загадки и тайны Арктики обложка книги

20 %

Автор: Бундур Олег Семенович

Издательство: Мой учебник, 2021 г.

Цена для всех

Ваша цена (-20%)

691 р.

ID товара: 815271

Оформление

Масса: 470 г

Размеры: 266x217x10 мм

Содержание

Рейтинг

Оценить (оценило: 1)

Где и когда?

25 сентября 2021 года, с 14:00 до 15:30 (мск), Онлайн.

Следующая загадка

Зиновий Каневский - Загадки и трагедии Арктики обложка книги

20 %

Автор: Каневский Зиновий Михайлович

Редактор: Петрова Ольга

Издательство: Paulsen, 2020 г.

Серия: Полярная

Цена для всех

Ваша цена (-20%)

539 р.

ID товара: 759317

Оформление

Масса: 484 г

Размеры: 217x155x20 мм

Содержание

Рейтинг

Оценить (оценило: 6)

Аннотация к книге "Загадки и трагедии Арктики"

Загадочное и трагическое идут в Арктике рука об руку. Погибшие и исчезнувшие экспедиции далекого прошлого, суда В. Русанова и Г. Брусилова, пропавшие уже в XX в., секреты, связанные с эпопеей спасения экипажа дирижабля "Италия", таинственная Земля Санникова, острова-миражи в Ледовитом океане, исчезнувший самолет Сигизмунда Леваневского, уничтожение советских полярников в 1930-50-х гг. - об этом и многом другом книга почетного полярника, автора многочисленных произведений об исследованиях Арктики и Антарктики З. М. Каневского.
"Загадки и трагедии Арктики" - последняя прижизненная книга писателя, вышедшая в свет в 1991 г. Издательство "Паулсен" спустя 30 лет предоставляет возможность новому поколению читателей ознакомиться с таинственными и часто трагическими эпизодами изучения Арктики.

Следующая загадка


17.10.2017, 15:38 Лонгрид 3 153

Летом 1912 года три научные экспедиции отправились от берегов России в суровую Арктику. Их возглавили амбициозные полярные исследователи: Владимир Русанов, Георгий Брусилов и Георгий Седов. У них были разные задачи, но общее для всех страстное желание — вписать свои имена в историю и подтвердить славу России, как великой арктической державы.

Тайны и загадки русской Арктики или судьба трёх капитанов

Фото: коллаж Пятого канала

Это была самая масштабная и самая массовая инициатива русских исследователей со времен Великой Северной экспедиции XVIII века. Тогда 7 отрядов прошли огромную территорию от устья Печоры до Камчатки, составили карту арктического берега Евразии. Группа Семена Челюскина покорила самую северную точку материка, а капитан Витус Беринг впервые провел корабли по проливу от Чукотки до Аляски.

Результаты экспедиций начала XX века грезились не менее грандиозными: поставить российский флаг на Северном полюсе и пройти за одну навигацию Северным морским путем, закрепив за Россией кратчайший маршрут из Европы в Азию.

Жажда открытий и гонка Империй


Руаль Амундсен на Южном полюсе
Коллаж: Пятый канал


Кук на Севернои полюсе. Отряд Пири на Северном полюсе
Коллаж: Пятый канал

Подарок Императору и неудачный год

Казалось, трем русским капитанам, устремившимся в 1912 году на север, все благоприятствовало: надвигался 1913-ый, год 300-летия дома Романовых и перспектива способствовать «подарку» короне в виде бескрайней Арктики заставляла имперских чиновников чуть благосклоннее смотреть на отчаянные инициативы трех первопроходцев.


Кеч экспедиции Русанова «Геркулес», шхуна экспедиции Брусилова «Святая Анна», шхуна экспедиции Седова «Святой великомученик Фока»
Коллаж: Пятый канал

К сожалению, не благоволила природа, ледовая обстановка в арктических морях в 1912 году оказалась одной из самых суровых за все годы наблюдений. Что-то похожее повторилось лишь в 1983-ем году, спустя 3 поколения. Но тогда на погоду не обращали внимания: амбиции, удаль и «русский авось» стали универсальным для всех троих исследователей энергетическим коктейлем, который гнал их вперёд. Как оказалось, навстречу смерти. Экспедиция Русанова погибла полностью, из партии Брусилова чудом спаслись 2 из 24, в группе Седова погибли трое, включая и начальника экспедиции.

Литературное бессмертие или, как три капитана стали двумя

Трагические судьбы трех капитанов, отправившихся суровым летом 1912 года на покорение Арктики, скорее всего, остались бы темой, интересующей редких энтузиастов. Но истории Русанова, Брусилова и Седова увековечил в своем романе «Два капитана» писатель Вениамин Каверин.


Вениамин Каверин и первое издание романа «Два капитана»
Коллаж: Пятый канал

Произведение получилось настолько ярким и увлекательным, что миллионы мальчишек с упоением следили за поисками Саней Григорьевым следов экспедиции капитана Ивана Татаринова. На самом деле писатель художественно обработал и скомпилировал реальные истории трех полярников в одну. Внешность капитана Татаринова – от Георгия Седова, у героя романа его биография, характер, сложности с подготовкой экспедиции.

Маршрут корабля «Святая Мария» в романе в точности повторяет путь шхуны «Святая Анна» лейтенанта Брусилова. Письма штурмана Климова Каверин взял из дневника реального штурмана брусиловской экспедиции Валериана Альбанова.

Трагический финал – гибель где-то в снегах у полуострова Таймыр после открытия неизведанных земель – перекликается с историей Владимира Русанова. Впрочем, истории каждого из трех капитанов столь драматичны, что вполне могут быть основами для отдельных литературных произведений.

Капитан Седов. Безумство храбрых

Литературный капитан Татаринов больше всего почерпнул от Георгия Седова. Идеологически верный выбор советского писателя Каверина. Все-таки Седов – сын простого рыбака, всего добился трудом и упорством. Сделал карьеру от матроса до боевого офицера, талантливый гидрограф. Был убеждённым патриотом и на отчаянный бросок к полюсу в 1912 году решился, чтобы обогнать норвежцев, а конкретно – уже застолбившего Южный полюс Руаля Амундсена. Вот, что писал сам Седов:

«Он (Амундсен) хочет идти в 1913 году, а мы пойдём в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг…»

Из-за спешки экспедицию действительно плохо подготовили: были и пропавшие консервы, и не годные к езде собаки. Вот только никакой «Николай Антонович», как в романе, к этому не причастен. Организовывал экспедицию лично Седов. Он же и поплатился за свои ошибки. В 1914 году, после двух тяжелых зимовок на зажатом во льдах корабле, больной, Седов с 2 матросами попытался марш-броском на собачьих упряжках преодолеть последнюю 1000 километров до полюса. Когда совсем обессилел, он приказал привязать себя к нартам и тащить умирающего к полюсу. Не дошли.

Экспедиция потом с трудом вернулась домой, сжигая в топках шхуны «Святой великомученик Фока» все, что могло гореть, включая одежду и музыкальные инструменты. Многие детали этого вояжа писателю Каверину рассказал участник экспедиции Николай Пинегин. Он, помимо прочего, вел фото и видеосъемку, так что «седовцы» стали героями первого в истории документального кино об Арктике. Эти исторические кадры затем фактически реконструировали в телефильме.


Николай Пинегин на борту шхуны «Святой великомученик Фока»
Коллаж: Пятый канал

Капитан Русанов. Авантюра «Геркулеса»

Роман Каверина был настолько хорош, что открытия, в нем описанные, многие считают подлинными. Так, были случаи, когда на уроках географии школьники упорно доказывали, что именно капитан Татаринов обнаружил Северную Землю. Этот архипелаг у полуострова Таймыр – последнее крупное географическое открытие современности. Его сделал, действительно, русский офицер Борис Вилькицкий. Он же первым из наших соотечественников прошел за одну навигацию Северным морским путем. То есть сделал то, к чему стремился другой прототип литературного капитана Татаринова – Владимир Русанов. Экспедиция Русанова в 1912 году была самой подготовленной из трех. Её поддерживало министерство внутренних дел, потому как официальной целью команды было – исследовать острова Шпицбергена.


Шпицберген
Фото: архив Пятого канала

Да и сам Владимир Русанов, не моряк вовсе, а геолог, причем с мировым именем. Накануне роковой экспедиции он защитил докторскую диссертацию в Сорбонне. 35-летний Русанов блестяще выполнил поставленную перед ним задачу, разведал более 20 угленосных участков на спорных тогда островах Шпицбергена. Но, отправив полный рапорт о своих исследованиях, далее он устроил форменную авантюру. В том же 1912 году Русанов развернул свое судно «Геркулес» не к родным берегам, а на восток и самостоятельно попытался пройти Северным морским путем. До конца неизвестно, что стало с командой. Лишь в 1934 году на островах к западу от Таймыра обнаружены личные вещи участников экспедиции и доска с надписью:

Когда Каверин писал свой роман, он уже знал о находках. Есть версия, что Русанов мог побывать и на Северной Земле, хоть до этого архипелага от места обнаружения стоянок экспедиции 600 километров… Тем не менее, там тоже находят следы пребывания каких-то людей, северный фольклор приписывает их «русановцам», но никаких научных подтверждений этому нет. Как не обнаружено до сих пор ни останков Владимира Русанова, ни 10 его спутников. В отличие от литературного капитана Татаринова. Его последний лагерь Саня Григорьев обнаружил, равно как и дневники, и это стало красивым финалом приключенческого романа.

Капитан Брусилов. Главная тайна русской Арктики

Брусилов был самым молодым из трех капитанов, отправившихся на покорение севера летом 1912 года. Ему едва исполнилось 28 лет на тот момент. Молодой офицер уже проявил себя во время русско-японской войны, но честь фамилии обязывала его к большим делам. Брусиловы – заслуженная офицерская династия. Дед Георгия воевал еще против Наполеона; отец, вице-адмирал, был основателем и первым руководителем Морского генерального штаба; дядя – генерал от кавалерии, прославился через несколько лет знаменитым «Брусиловским прорывом» во время Первой мировой. Георгий решил пройти Северным морским путем за одну навигацию. На деньги родственников была куплена большая шхуна размером 45 на 7 метров, она была в разы крупнее, чем у двух других экспедиций. В плавание уходили от Николаевского (ныне Благовещенский) моста в Петербурге. На борт судна даже поднималась мать императора Николая Второго, Мария Федоровна. В общем, вниманием «брусиловцы» были не обделены.

Однако, не прошло и двух недель плавания в северных морях, как шхуна вмерзла в лёд и из этого холодного плена уже не выбралась. Далее «Святая Анна» безвольно дрейфовала по течению у архипелага Земля Франца-Иосифа. Это был самый длительный в истории российских арктических исследований дрейф – 1575 километров за полтора года. По крайней мере, такой отрезок документально подтвержден. В апреле 1914 года часть команды покинула корабль и отправилась пешком до земли. Путь в 400 километров из 11 человек преодолели лишь 2. Воспоминания одного из спасшихся, штурмана Альбанова, и легли в основу романа Каверина. Сама шхуна «Святая Анна», вместе с капитаном Брусиловым и остатками команды бесследно исчезла на северных просторах. И судьба этого русского «летучего голландца» до сих пор одна из главных загадок Арктики.

В поисках «Святой Анны»: «Бороться и искать…»

Попытки найти следы экспедиции Брусилова долгие годы были безрезультатными. Лишь в 2010 году группа исследователей во главе с известным полярником Олегом Проданом обнаружила на одном из островов Земли Франца-Иосифа человеческие останки, обрывки одежды и личные вещи 4 человек. Как потом установили эксперты, это следы той пешеходной партии, что покинула шхуну вместе со штурманом Альбановым. Из костей извлекли ДНК, но спустя 100 лет не смогли найти родственников членов экспедиции для сравнения.

В последующие годы энтузиасты еще не раз возвращались к архипелагу, прочесывали острова. Даже ставили радиобуи в ту точку, где последний раз находилась «Святая Анна» в надежде, что удастся отследить течения и наметить примерный район поиска обломков шхуны. В 2016 году во время осмотра полярных земель с вертолёта Олег Продан погиб вместе с еще двумя членами экипажа. Поиски из-за этой трагедии прервались, но не прекратились. Исследователи на яхте «Alter Ego» из Мурманска отправились по следам «Святой Анны». Их конечная цель – многочисленные острова Земли Франца-Иосифа.

В районе архипелага яхту видели в последний раз, к островам пробивалась пешая партия со шхуны, там обнаружили останки членов команды. Есть версия, основанная на современных исследованиях течений вокруг архипелага, что шхуну могло прибить к одному из островов. В крайнем случае, какие-то обломки. Так, уже в поисках, воплощается девиз героя Каверина «Два капитана»:

Аннотация к книге "Загадки и тайны Арктики"

В новой книге известный писатель Олег Бундур, лауреат премии имени П. П. Ершова, премии имени В. Бианки и др. литературных премий, рассказывает юным читателям об Арктике. Не первый раз обращается автор к этой теме: в его творческой биографии уже есть полюбившиеся юным читателям и отмеченные литературными критиками книги о Русском Севере - "В гостях у белого медведя", "Царское море", "У нас на крайнем Севере".
Границы Арктики очерчены Северным полярным кругом. До Северного полюса от него - две тысячи шестьсот километров… Кроме Северного Ледовитого океана, в Арктику входят арктические моря. Их всего шесть - это только российские арктические моря: Белое, Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. И только одно из них не замерзает - Баренцево. Почему? Почему не замерзает Великая Сибирская полынья? Сколько в Арктике длится год? Почему в Арктике нельзя заболеть ангиной? И что будет со льдами, учитывая, что надвигается глобальное потепление? Сотни вопросов.

В новой книге известный писатель Олег Бундур, лауреат премии имени П. П. Ершова, премии имени В. Бианки и др. литературных премий, рассказывает юным читателям об Арктике. Не первый раз обращается автор к этой теме: в его творческой биографии уже есть полюбившиеся юным читателям и отмеченные литературными критиками книги о Русском Севере - "В гостях у белого медведя", "Царское море", "У нас на крайнем Севере".
Границы Арктики очерчены Северным полярным кругом. До Северного полюса от него - две тысячи шестьсот километров… Кроме Северного Ледовитого океана, в Арктику входят арктические моря. Их всего шесть - это только российские арктические моря: Белое, Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. И только одно из них не замерзает - Баренцево. Почему? Почему не замерзает Великая Сибирская полынья? Сколько в Арктике длится год? Почему в Арктике нельзя заболеть ангиной? И что будет со льдами, учитывая, что надвигается глобальное потепление? Сотни вопросов, загадок и тайн…
Книга адресована детям среднего и старшего школьного возраста и проиллюстрирована подлинными фотографиями и документами по истории освоения Арктики.
В оформлении книги использованы фотографии Д. Лобусова, капитана ледокола "50 лет Победы". Издательство благодарит Дмитрия Викторовича за помощь в создании книги.
А также в книге использованы фото Кандалакшского лабиринта В. Зиблова и материалы фотобанка Shutterstock.

Читайте также: