Загадки и истории храма святой софии

Обновлено: 24.12.2024

Недавно, под "оглушительное молчание" западных политических и теологических кругов, собор превратился в мечеть.

Этот собор был яблоком раздора между востоком и западом - греками и турками на протяжении 567 лет. Однако история любит повторяться, и мы сейчас являемся свидетелями возрождения старого спора. Причём именно в тот момент, когда весь мир переживает глобальный кризис, связанный со здравоохранением.

Читайте девять фактов о истории собора Святой Софии, чтобы глуже проникнуться наследием этого удивительного храма.

9. Собор Святой Софии был проектом императора Константина Великого.

В 330 году римский император Константин Великий перенес столицу своей империи в древнегреческий город Константинополь. Это был великий город, достойный титула «новый Рим», и новые христианские постройки в нём ознаменовали приход новой религии империи - христианства.

Город был назван в честь императора: Константинополь, город Константина. В части города, расположенной на европейском континенте, Константин Великий построил свой дворец и собор Святой Софии, собор Божественной мудрости. Он был одной из нескольких великих церквей, которые он построил в наиболее значительных городах по всей своей империи.

8. Собор был полностью разрушен во время гражданских беспорядков

13 января 532 года, во время правления императора Юстиниана, начались волнения. Поклонники скачек, уже рассерженные ростом налогов, пришли в ярость на императора Юстиниана за арест двух популярных возниц и попытались свергнуть его. Мятежники подожгли многие достопримечательности города и здания, окружавшие церковь. Во время этих беспорядков храм был полностью сожжён. Однако его руины были раскопаны и на них сегодня можно посмотреть.

7. Собор построили язычники

В течение шести дней беспорядки утихли, и император Юстиниан тут же приказал восстановить собор Святой Софии.

По иронии судьбы, храм был построен языческими инженерами и архитекторами. В частности это были Антемий из Тралл и Исидор из Милета, которые получили прекрасное эллинистическое образование в Александрии. Язычниками также был городской префект Константинополя Фокий, который осуществлял надзор за строительством.

6. Божественная архитектура, созданная ангелами

Этот собор огромных размеров. Он построен на двух этажах, центром которых является гигантский неф с большим купольным потолком и меньшими куполами, расположенными вокруг. Размеры собора Святой Софии впечатляют. Длина этого строения 82 метра, ширина 73 метра. Купол имеет диаметр 33 метра, его вершина поднимается на 55 метров над мостовой. Собор святой Софии - настоящий инженерный триумф.

К сожалению, его конструкция была несколько раз серьезно повреждена землетрясениями. В 558 году из-за такого землятресения рухнул купол, а в 563 году обрушилась его замена. Чтобы защитить купол, были добавлены поддерживающие элементы, но всё равно происходили его частичные обрушения, в частности в 989 и 1346 годах.

Большой купол Святой Софии был в то время одним из самых больших куполов в мире. Триста тридцать шесть колонн поддерживают грандиозную сводчатую кирпичную крышу - это несущая конструкция, которой не видно, поэтому купол создаёт ощущение "подвешенности к небесам". Это ощущение усиливают окна под куполом, расположенные близко друг другу и облицованные золотом, которое безупречно отражает свет.

Собор был также оснащен усиленной системой вентиляции через окна купола и главного здания. Только подумайте - в Софии могут одновременно разместиться 15000 человек, при этом воздух всегда остается свежим и лёгким.

Ещё в Древнем Риме были разработаны уникальные системы кондиционирования и вентилирования помещений, подробнее об этом можно почитать здесь .

Говорят, что после завершения постройки собора Юстиниан воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!», имея ввиду Великий Храм Соломона в Иерусалиме.

Своды собора. Своды собора.

5. Символ христианства

Собор Святой Софии более 900 лет был резиденцией Константинопольского православного патриарха. Греки, русские, православные христиане из Балкан, Восточной Европы и Ближнего Востока и мира на протяжении веков называли собор Святой Софии бесспорным православным символом.

Этот символ пережил целые века раздоров, войн и природных катастроф, а также акты вандализма и святотатства. Но это, казалось бы, только усиливают божественную ауру здания и укрепляет его стойкость.

4. В 13 веке собор был католическим

В 1204 году участники грабительского Четвертого крестового похода прибыли в Константинополь. Крестоносцы разграбили Собор Святой Софии, осквернили его, после чего сделали его римско-католическим собором.

В 1261 году собор вернулся в православную церковь.

Вторжение крестоносцев в Константинополь, Евжен Делакруа, 1840 год, Лувр Вторжение крестоносцев в Константинополь, Евжен Делакруа, 1840 год, Лувр

3. В 1453 году собор стал мечетью

Прошло меньше 200 лет, и в 1453 году османская армия Мехмета II вторглась в Константинополь. Завоеватели разграбили собор Святой Софии и осквернили его, а затем сделали его мусульманской мечетью. В том же году они переименовали и город, котоhый с тех пор стал называться Стамбул.

Турки затирают фрески и мозаки собора известью, неизвестный автор. Здесь стоит сказать, что благодаря им убранство собора хорошо сохранилось и что по сравнению с византийскими иконоборцами, которые сбивали безценные мозаики камнями и уничтожали иконы, мусульмане действовали более чем культурно. Турки затирают фрески и мозаки собора известью, неизвестный автор. Здесь стоит сказать, что благодаря им убранство собора хорошо сохранилось и что по сравнению с византийскими иконоборцами, которые сбивали безценные мозаики камнями и уничтожали иконы, мусульмане действовали более чем культурно.

Плач последней паствы, присутствовавшей на литургии в Святой Софии, звучит и по сей день. Пока бушевала война в укрепленных стенах города, старейшины, женщины и дети собрались в этой святыне в поисках божественного вмешательства. Собравшиеся исполняли акафист Деве Марии, и он до сих пор знаменует горе и потери великого города. В наши дни он поется каждую пятницу Великого поста.

2. Собор получил статус музея в 1934 году

Собор Святой Софии был мечетью целых 475 лет, пока президент Турции Кемаль Ататюрк (1881-1938) не преобразовал Турцию в более светское государство. Тогда он превратил мечеть в музей.

С 1934 года здание собора является живым примером религиозного единства и гармонии. Это самая популярная туристическая достопримечательность в Турции, которая была объявлена объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и привлекла более 3,5 миллионов посетителей в 2019 году.

Реставраторы стирают известь с фресок в 1934 году Реставраторы стирают известь с фресок в 1934 году

1. В 2020 году собор снова стал мечетью

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган постановил, что базилика Святой Софии снова станет мечетью, и сделал это 24 июля 2020 года.

Первым высказал свою реакцию православный патриарх Константинополя Варфоломей I, духовный лидер 300 миллионов православных христиан, который высказал скорбь, утверждая, что Собор Святой Софии «принадлежит не только тем, кто владеет им в данный момент, но и всему человечеству». Патриарх Московский, глава Русской православной церкви патриарх Кирилл, также выразил обеспокоенность.

Греческое правительство крайне умеренно высказалось, что это решение оскорбляет всех, кто признает собор Святой Софии частью мирового культурного наследия. Греческий народ раскритиковал реакцию своего правительства как неадекватную, ведь этот памятник имеет огромное религиозное и культурное значение для греков.

Европейский Союз выразил разочарование и назвал этот акт «достойным сожаления». Мусульманские страны и арабский мир также выразили свои возражения по поводу турецкого постановления, поскольку они взращивают уважение ко всем религиям и местам богослужений, меньше всего желая споров, особенно религиозных, с западным миром.

Изучение подземных тоннелей под мечетью Айя Софья

Подготовка к работе по изучению туннелей Собора Святой Софии

В 1937 году стартовали активные исследования подземелий под Айя-София. Но Вторая мировая война не дала завершить начатое. В 1945 году работы решили продолжить с откачивания воды из пространства под собором. Но все усилия были напрасны. Мощнейшие насосы сгорели, а уровень воды не изменился. Поэтому исследование было приостановлено на долгие годы.

Спустя десятилетия стартовали новые работы по исследованию колодцев, расположенных под храмом и вокруг него. Ученые хотели установить функционал подземных туннелей и системы водоснабжения. В процессе исследования были найдены 9 колодцев, расположенных под собором и на прилегающей территории. 5 из 9 найденных резервуаров были наполнены водой. Помимо этого, была обнаружена тоннельная система, позволяющая вентилировать пространство и снижать уровень влажности.

Никакой определенной информации о захоронениях под Святой Софией не было. Но ныряльщики обнаружили несколько могил под собором, в том числе могилу Святого Антинега, первого человека, похороненного в Святой Софии в 13 веке, а также могилу Патриарха Афанасия. Команда исследователей добралась до двух узких коридоров высотой около 70 см, проходящих через площадь Султанахмет и дворец Топкапы. Предположительно эти коридоры использовались византийским императором Феодосием II в V веке для того, чтобы можно было покидать стены собора и возвращаться в него незамеченным, скрытым от посторонних глаз.

Кинорежиссер и ученый Гёксель Гюленсой попытался раскрыть секреты Святой Софии, лежащие под поверхностью, в своем новом документальном фильме. Он со своей командой из двух дайверов и четырех спелеологов нырнул под воду, чтобы узнать побольше о резервуарах, связанных с дворцом Топкапы и подземной цистерной. Работы начались еще в 1998 году, но завершить 50-минутную киноленту «В глубинах Святой Софии» получилось только в 2009 году.

Сначала исследовали водохранилище у входа. Его глубина составляет 12 метров. На дне, покрытом слизью и илом, дайверы обнаружили два толстых куска дерева и ведро, которое превратилось в пыль при первом прикосновении к нему. Во втором резервуаре нашли дюжину фляг, датированных 1917 годом. Предположили, что эти фляги были оставлены британскими солдатами, которые хотели набрать святой воды в период вторжения в город. Также на дне были найдены осколки от люстр, цепочка с двумя кольцами на обоих концах и кусочки цветного витражного стекла. Цепь с кольцами, вероятно, принадлежала заключенному, который вполне мог закончить свою жизнь в таинственном подземелье.

Подземелья Собора Святой Софии в Стамбуле

Подземелья Святой Софии

Оба тоннеля высотой в 50 метров разделялись на две части, но проходы были закрыты. Один из искателей Айдын Мендерес двигался в сторону дворца Топкапы, пока не увидел дневной свет между камнями. Он снял на камеру момент подхода ко дворцовому двору. Затем исследователь вернулся, чтобы войти в другой тоннель, ведущий к двум комнатам. На пути были обнаружены кости и разбитые кувшины. Предположили, что находки – это могилы святого Антинега, который первым был захоронен в Святой Софии, и патриарха Афанасия.

Разрешение на исследование было предоставлено при условии, что все найденное должно быть оставлено на прежнем месте и что никаких изменений в структуре здания не будет. Поэтому запечатанные проходы остались нетронутыми. После выхода на поверхность дайверов исследовали рентгеновским аппаратом медики, чтобы убедиться, что в их телах нет посторонних предметов, которые они могли тайно вынести.

Двери к секретам собора святой Софии приоткрылись впервые за 64 года. Декабрьское утро, когда температура воды была не выше 6⁰С, стало знаковым для ученых и исследователей всего мира.

Работы велись в максимально сложных условиях. Поскольку вход был слишком узким для размещения кислородных баллонов, протянули шланг длиной 50 метров, чтобы водолазы могли дышать в случае, если проходы вели слишком глубоко. Исследовательской группе было разрешено работать всего один день.

Спуск в подземелья собора Святой Софии

Гюленсой в одном из интервью рассказывал: «Мой друг, профессор Ихсан Тунай, ученик Семави Эйиче, взял меня на экскурсию по собору Святой Софии в 1990 году и рассказал мне легенды об этом строении. Благодаря ему я страстно привязался к этому зданию». В 1992 году был снят первый документальный фильм о святыне и ее легендах под названием «Собор Святой Софии», получивший награды на кинофестивалях в Сан-Себастьяне, Тампере и Анкаре. Вдохновленный этим, режиссер начал работу над вторым фильмом о тоннелях и резервуарах, которые скрывают тайны собора.

Следующая загадка

В первом случае собор был построен над кладбищем, рядом с храмом этрусского бога, а во втором случае святыня была возведена над храмом, посвященным греческой богине Афродите. Поскольку Айя-София была одной из самых значимых церквей в христианском мире, не удивительно, что под ней также обнаружится скрытое подземное пространство. Более того, не исключено, что Собор Святой Софии также был построен над языческим храмом.

Следующая загадка

Кое-что в музее мы уже посмотрели и выяснили, как Собор Софии в Стамбуле стал сначала мечетью, а потом музеем . Сегодня мы продолжим осмотр, а главное, узнаем несколько интересных легенд и тайн, которые тут на каждом углу:)

Попасть во внутренние помещения Софии можно через нартекс . Это такая пристройка к храму, что-то вроде холла.

Центральный вход - это Императорские врата . Только правитель мог входить в храм через них. Во времена Византийской империи они были позолочены (привет крестоносцам, разграбившим тут всё. )

По легенде Императорские врата сделаны из древесины Ноева ковчега. По легенде Императорские врата сделаны из древесины Ноева ковчега.

На тимпане (полукруглая ниша над вратами) видим первую мозаику. На ней император Лев VI под строгими взглядами Девы Марии и Архангела Гавриила молит Иисуса о прощении. Дело в том, что он вступил уже в четвёртый неканонический брак.

Иисус, конечно же, простит любвеобильного Льва. А вот патриарх тогда отказал ему в венчании и отлучил от храма. Дело было в 10 веке. Иисус, конечно же, простит любвеобильного Льва. А вот патриарх тогда отказал ему в венчании и отлучил от храма. Дело было в 10 веке.
Главный зал

Проходим через Императорские врата и оказываемся в огромном зале. Помимо церковных служб здесь проходили коронации императоров.

Вид на Императорские врата. Прямо на ними - галерея Императрицы - место, откуда она наблюдала за коронацией императора. Вид на Императорские врата. Прямо на ними - галерея Императрицы - место, откуда она наблюдала за коронацией императора.

Если повернуть направо, мы дойдем до небольшой ниши - до первой загадки Софии.

Возле этой ниши всегда слышен шум, идущий из стены. Говорят, это читает молитвы священник, который (задолго до Гарри Поттера) прошел сквозь стену и укрылся там, когда турки ворвались в храм.

По легенде, когда Святая София снова станет храмом, священник выйдет из стены и продолжит службу.

Если повернуть у входа налево , можно увидеть ещё одно чудо.

"Плачущая колонна"

Необъяснимое явление известно ещё с 11 века. Мрамор этой колонны всегда влажный, и никто не может разгадать тайну, почему колонна "плачет".

К колонне всегда стоит очередь, сейчас расскажу почему. К колонне всегда стоит очередь, сейчас расскажу почему.

Легенда переносит нас на 1000 лет назад, когда возле этой колонны появился Григорий Чудотворец. С тех пор колонна начала "плакать" волшебными слезами, которые исцеляли от болезней. Верующие после службы шли к колонне, чтобы прислониться к ней нужным местом и вылечить свой недуг.

Во времена Османской империи возникло другое толкование чуда. Колонна исполнит желание просящего, если он прикоснётся к мрамору и ощутит на руке влагу. Но видимо поток жаждущих был так велик, что колонну обшили медными листами, оставив небольшое отверстие, чтобы можно было приложить палец.

За 600 лет всё это трансформировалось в ритуал, который я вам сейчас продемонстрирую:) Нужно загадать желание и.

Если вам удалось совершить полный оборот ладонью, вы ощутили влагу на пальце и от усердия не забыли, что там вообще загадали, то желание сбудется!

Ладонь Мехмеда

Чтобы узнать очередную легенду, нам нужно пересечь зал собора наискосок. Заодно посмотрим наверх.

Обратите внимание на фигуры ангелов возле купола. Это шестикрылые серафимы, которые были обнаружены под слоем штукатурки во время реставрации музея. Лики их закрыты золотыми медальонами: в мечетях не принято изображать людей и животных.

Легенды Собора Святой Софии

Сегодня практически нет информации о том, что хранится под собором Святой Софии, несмотря на длительные исследования. История храма окутана легендами. По одной из них, под собором был заточен Дьявол.

Следующая загадка


Всего 106 фото

Обычно считается что интерьеры Айя-Софии более впечатляющи чем её внешний образ. Сразу скажу - это через чур смелое упрощение. Нельзя это всё сравнивать – внешне Айя-София неповторима и мягко побуждает лицезреть её снова и снова. Внутренние же пространства Святой Софии впечатляют, поражают, заставляют трепетать твое сердце и душу. Кроме того, есть нечто такое в образе Айя-Софии чего не описать словами – это то что проникает в тебя всеобъемлюще на бессознательном уровне, и ты это чувствуешь всецело и во всем, а время останавливается и Чудо происходит. Я воспринимаю это всё как ту самую божественную благодать, что целиком и полностью поглощает тебя, окутывает проникновенным золотистым цветом и сияет не побоюсь сказать неугасимым мистическим светом. Или можно сказать попроще – здесь особая энергетика, что чувствуется сразу, везде и всюду. Но это расхожее в наше время слово ничуть не позволяет понять, что же чувствует человек ступивший под своды величайшего и славного храма христианства всех времен и народов, впрочем и не только христианства.
Как мы знаем Айя-София почти тысячу лет была главным христианским собором. Он оставался церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель захватил древний и славный Константинополь. Османский владыка не только восхитился архитектурным шедевром христианства, но и оценил неземное величие собора Святой Софии. Он был так поражен красотой Айя-Софии что повелел преобразовать ее в государственную главную мечеть. И надо отдать должное османам – Айя-София утратив многие свои прежние внешние и внутренние черты тем ни менее основные сохранила до наших дней. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет, став основой и образцом для многих будущих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание. В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания Айя-Софии, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков. После падения монархии при Ататюрке в 1931 году начались реставрационные работы византийских мозаик и фресок. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении её в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами - исламской и христианской.
И сейчас в объеме главного нефа одна четверть внутреннего объема собора закрыта строительными конструкциями для реставрации. Но думаю нам это не помешает насладиться величием и красотами Айя-Софии. Давайте же осмотрим эти легендарные внутренние пространства Айя-Софии, что видели множество византийских императоров, султанов Османской империи и бесчисленное количество прихожан и путешественников. Во время обработки этих фото я столкнулся с непреодолимым желанием показать моему читателю как можно больше неповторимых образов Айя-Софии поэтому как-то само собой получилось две статьи о внутренних пространствах Айя-Софии – первого уровня (первого этажа) собора и его второго уровня (второго этажа) с уникальными мозаичными фресками. Надо сказать, что даже для этих двух постов пришлось пожертвовать многими обработанными фото собора. Так что этот материал для тех, кто хочет увидеть Айя-Софию как можно подробней. Этим и будет отличаться этот материал от других подобных.

В плане Софийский собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею. Мы его еще увидим.

Мы с вами в экзонартексе - внешней паперти. Это нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» для раннего времени архитектуры византийских христианских церквей. Экзонартекс лишен отделки, мраморная облицовки здесь давно нет и мы не сильно задерживаясь проходим в нартекс.
02.


Нартекс сохранил изначальный, юстиниановский декор - потолки выложены золотой мозаикой, а на стенах - уникальный византийский мрамор с зеркальным узором. Предположительно, мраморные пластины распиливались на тонкие слои, разворачивавшиеся подобно переплету книги.

Сейчас мы находимся перед императорскими вратами. Есть легенда, что Царские (императорские) врата сооружены из деревянных конструкций Ноева Ковчега.
05.

На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм.
06.

Пользоваться этими дверями мог только император, соседними двумя - высшие сановники.
07.

Нартекс уже впечатляет своей величественной архитектурой и красочными орнаментальными мозаичными сводами времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана.
08.

Проходим Царские врата и мы - в основном нефе Айя-Софии. Здесь сразу бросаются в глаза реставрационные конструкции и строительные полотнища в основном с левой стороны главного нефа. Но пусть это нам не мешает.
10.

Первое что ощущаешь - это как захватывает дух от восторга и удивления от этого творения рук человеческих!
11.

Это Царские врата - мы только что вошли через них - над ними ложа императрицы, но об этом в третьей части.
13.

Ты останавливаешься, замираешь, и на тебя обрушивается Красота и вдохновенные мысли творения архитекторов Айя-Софии.
14.

Красота пронизывает и в душе стремительно поднимаются восторг и откровенное удивление искрящейся плотности бесконечных человеческих эмоций в которых пребывает Софийский собор.
15.

Это чувствуется в каждой детали, в каждом видимом архитектурном элементе.
17.

Хотелось увидеть знаменитые кувшин и шар из Пергама, но сейчас они скрыты строительными полотнищами.
Слева мы видим знаменитые порфировые колонны - их по две в каждой экседре.
Они привезены из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.
19.

Свободный доступ к этим колоннам возможен из правого нефа ближе к нартексу.
20.

Из Эфеса также доставили восемь колонн из зеленого мрамора.
21.

Неф справа.
22.

Храм был богато украшен. Для его декорирования использовали не только мозаику, мрамор, но и золото с серебром, слоновую кость. Существует легенда по которой император Юстиниан хотел полностью украсить Софийский храм золотом, покрыть им потолок и стены, но астрологи его отговорили. Они предрекли, что придет время бедных императоров, которые из-за своей жажды богатств варварски взломают золото в храме и повредят собор. Поэтому чтобы уберечь Айя-Софию Юстиниан отказался от этой идеи. Хотя надо сказать, что некоторые элементы украшений храма все же были выполнены с использованием золота и серебра.

Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Константинополь главным образом из месторождений Анатолии, Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той самой знаменитой горы Пентеликон близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон - Храм Девы-Афины.
24.

Как мы помним это удивительное сооружение - продукт совместной работы архитектора Исидора Милетского и математика Анфимия из Тралл. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев.

Изначально внутренний объем храма освещали 214 окон, сейчас их всего 181 (часть закрыта контрфорсами и более поздними пристройками).
25.

Алтарная часть в апсиде.
26.

Перед алтарем огороженная площадка выложенная мрамором с вставками из цветного камня. Это Омфалион символизирующий "Пуп Земли" или Центр Мира. Вообще же эта площадка под главным куполом собора служила местом царемонии коронации византийских императоров. Трон императора стоял в центре большого круга. Приближенные стояли в малых кругах.
27.

Император Юстиниан не жалел средств на этот проект. Затраты на строительство были огромны. Они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София - самая ресурсозатратная византийская постройка.
28.

В центре купола, окруженного 40 окнами в византийский период находилось изображение Иисуса. После захвата Константинополя турками в этом месте было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана.
29.

В апсиде выполнено изображение Богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью (Софией), потому она и является владычицей собора. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует божественную Красоту. Фотий написал о ней: ". Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины. ". Цвет одежд Богоматери возвышенный – темно-синий на золотом фоне – сочетание цветов будет позже связано с имперским духом наполеоновского времени.
30.

Образ Богоматери с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году.
31.

Симпатичные витражи в апсиде, но уже с арабской вязью.
32.

В алтаре находится Михраб - классически это ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку. В данном случае османам пришлось приспосабливать устройство Михраба к апсиде. Выглядит он здесь откровенно говоря чуждо и неуместно.
34.

Слева на фото ниже - арка (золотистого цвета) ведущая в султанскую ложу.
36.

Правее от апсиды мы видим минбар - трибуну в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.
39.

Здесь же напротив Мимбара - памятник XVI столетия, специальное возвышения Махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве.
41.

С трех сторон подкупольное пространство Айя-Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками.
43.

Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века). Лица серафимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ликов ангелов покрыты многоугольной звездой.

У одного из серафимов все же открыли его лик.
47.

Поражает невесомость и визуальная легкость этого грандиозного храма как будто бы созданного ангельскими силами. Создается такое впечатление что купола не опираются на колонны, а парят в бесконечном божественном золотистом пространстве света и духа.
48.

Привлекают внимание обтянутые кожей восемь огромных дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса – это одни из главных святынь мусульманских святынь Айя-Софии.
49.

На медальонах арабской вязью написаны имена Аллаха, по левую - Мухаммеда, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира.
50.

Резные изысканные капители колонн - подлинное сокровище Айя-Софии.
52.

На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, созданы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры.
57.

Взгляд лихорадочно и отовсюду непрерывно "выхватывает" удивительные и изысканные архитектурные детали Айя-Софии.
58.

Читайте также: