Загадки ханты и манси

Обновлено: 28.04.2024

У народов севера широкий спектр устного народного творчества. Представленные загадки народа ханты могут применятся на уроках родного языка и литературы.

ВложениеРазмер
hanty_amamatset.docx 33.99 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери.


Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты, с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси.


заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ

В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у.

Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение, интерес к коренным народам.


Приметы народов Ханты и Манси

Знакомство детей с приметами края.

Картотека игр народов ханты и манси

игры народов севера.


Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа представлена в форме переписки друзей из разных стран. Приведены электронные письма, из которых они узнают о праздниках народов ханты и о нравах и обычаях коренных жителей Северной Америки – ин.


Литературная гостинная "Поэзия и сказания народов ханты и манси"

Знакомство с творчеством народов ханты и манси, просмотр тематических мультфильмов, открывающих особенности поэзии народов севера.

Особенности фольклора народа ханты.

Цель работы: исследовать тематику и сюжеты некоторых фольклорных жанров народа ханты.Поставленные задачи:- изучить содержание загадок и пословиц народа ханты.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Особенности фольклора народа ханты

Цель работы: исследовать тематику и сюжеты некоторых фольклорных жанров народа ханты.Поставленные задачи:- изучить содержание загадок и пословиц народа ханты.


Презентация "Бисер в декоративно-прикладном творчестве народов ханты"

В презентации рассказывается об использовании бисера в традиционном декоративно- прикладном искусстве народов ханты- в украшении одежды, пре.

Данная презентация ярко и красочно рассказывает о жизни и быте народов ханты.

внеклассное занятие "Традиции и обычаи народа ханты"

Закрепление пройденного материала и знакомство с чем-то новым. Информация о возникновении традиционных хантыйских праздников.

Следующая загадка

У народа манси (вогулов) много загадок, их исполнение не имеет сезонного ограничения, как у сказок и мифов. Ими пользуются круглый год, во время отдыха и труда, если характер занятий не требует тишины, как во время охоты или рыбалки в ожидании косяка рыбы и закидывания невода. Загадки лаконичны, образны, как сама поэзия. В них отражена тонкая наблюдательность людей над окружающими явлениями природы, растительным и животным миром, предметами труда и быта, самим человеком и процессами его труда. В «игре загадок» принимают участие взрослые и дети, мужчины и женщины. Загадка требует диалога, наличия противостоящей стороны.

Манси обычно состязаются в загадывании и отгадывании загадок следующим образом:распределяются на две группы: или все загадывают, а один отгадывает, или один загадывает, а все отгадывают (в этом случае чаще всего дети всей группой отгадывают). Все присутствующие в «игре загадок» волнуются, особенно дети. Загадка выговаривается в быстром темпе, её следует и быстро отгадать - в этом суть игры. По числу заданных и отгаданных загадок считают количество выигранных очков участниками игры. Если сложную загадку никто не смог отгадать, то загадавший её сам подсказывает отгадку. Этим он зарабатывает сразу два очка. Загадывание загадок начинается с самых простых, известных. Отгадывание их предоставляется обычно детям, взрослые преднамеренно воздерживаются, делая вид, что они их не знают. Дети с радостью их отгадывают и довольны.

Если дети затрудняются в отгадывании загадки, то они имеют право задавать вопросы, например, присутствует ли предмет, подразумеваемый в загадке, поблизости, в пределах видимости, идет ли речь об одушевленном предмете или, наоборот, о неодушевленном и т. д. Или загадавший загадку сам наводит на след отгадывания. Когда же взрослые состязаются, то подсказка строго запрещается.

Каждая загадканачинается с контактоустанавливающей фразы со слушателями: «Моя загадка – эй!» После быстро произнесенной загадки следует просьба отгадать. Ответ на загадку тоже следует быстрый. Кто долго размышляет, тот проиграл.

В конце игры подсчитывают, кто сколько заработал очков.

Сторогий сын водяного духа.

По усам мужчина ходит.

Быстрее сотни ног, быстрее сотни крыльев.

С одной стороны посмотрю – есть, с другой стороны посмотрю – нет.

Тридцать мужчин рубят – один передвигает.

Голого в мех одевают.

(Рукавицы и рука).

Две ненки через горячее море хотят перейти друг к другу, но никак не могут.

Сквозь дерево железо появилось.

Под водой сто глаз.

Моя загадка – эй!

Женщина с серебряным кольцом

посреди пола шитьём занимается.

- Что это? Отгадайте!

Это солнечный луч.

Моя загадка – эй!

Когда хороший конь бежит, по обе стороны дороги куски откалываются.

- Отгадайте, что это?

Моя загадка – эй!

В далеком неведомом лесу аль в тёмном лесу,

в неизвестном углу сидят женщины

в жёлтых платках.

- Отгадай, что это?

Моя загадка – эй!

В некотором глухом, тёмном лесу,

в неведомом уголочке,

торчит травинка – вся в инее.

Моя загадка – эй!

В глухом углу дикого леса сидит мужчина и деньги считает.

- Что это? Отгадайте!

- Это медведь ягоды ест.

Моя загадка – эй!

Весь народ берется за одну руку.

А ну-ка, отгадайте эту загадку!

- Это дверная ручка.

Моя загадка – эй!

Четыре женщины один платок надели.

- Отгадайте, что это?

- Это ножки стола.

Моя загадка – эй!

Господин один из домика во двор выскочит –

и рубит, и рубит, затем там же

на боковую ложится.

- Что это, отгадайте?

В темном доме на полу белый кусок движется.

Сто человек в одежде, другие сто раздетые.

(Березы, кедры, сосны зимой).

В железном доме женщина сидит.

Две женщины с крутого берега скатятся.

Одна женщина сквозь железо толкается.

(Палец и наперсток).

От отца сын появился, от сына отец появился.

Посреди болота женщина в красном платке сидит.

В уголке дремучего леса женщина в красном платке плачет.

На воротах сорока.

(Поплавки сети)

Моя загадка – эй!

У шёлка лоскут оторвался.

- Что это, угадайте?

- Это чистый просвет в небе между облаками.

Моя загадка – эй!

На крыше дома целый каравай хлеба лежит.

- Это что? Отгадайте!

- Это полная луна.

Моя загадка – эй!

Тонкий шнур, брошенный с возвышенности,

не имеет ни конца, ни края.

Моя загадка – эй!

На обском берегу кривая елка.

- Это про дым загадка.

Небесное дерево с тысячей ветвей.

Какое насекомое на земле самое сильное?

Зимой – берестяной дом, летом – кожаный дом.

За деревней яркая звезда.

На берегу реки заиндевелая трава стоит.

Зимой – берестяной дом, летом – кожаный дом.

Дом ее короткий, сани длинные.

Возле стены дома – серебряная монета.

Две ненки через горячее море хотят перейти друг к другу, но никак не могут.

Через кипящее море тощая лиса перегнулась.

(Дужка котла).

Моя загадка – эй!

У белого платка одна половина распускается,

Другая половина свёртывается.

- А ну-ка, отгадайте, что это?

- Это то день, то ночь наступает.

Моя загадка – эй!

На кусты падает, да на траву падает.

- Отгадайте, что это?

Моя загадка – эй!

Женщина в белой шубе выходит на улицу,

женщина в чёрной шубе заходит в дом.

- Что это? Отгадайте!

- Это теплый воздух выходит наружу,

холодный воздух заходит в дом.

Моя загадка – эй!

На макушке дерева – сияет да сверкает.

- А ну-ка, отгадайте, что это?

- Это про черёмуху загадка.

Моя загадка – эй!

Поперек ствола березы посиживает, косовато колышется.

- Что это? Отгадайте!

Моя загадка – эй!

Макушка дерева – конь для всадника.

- Отгадайте, что это?

- Это белка прыгает с дерева на дерево.

Моя загадка – эй!

На доске не держится, на крюке не держится,

Вообще ни на чем не держится.

- Что за существо?

Моя загадка – эй!

Железная дочь скандалит,

деревянная дочь усмиряет.

- Отгадайте, что это?

- В кипящем железном котле

деревянной поварешкой мешают.

Один мужчина сто стрел выпускает.

(Шерсть шкуры).

Один мужчина шагает, что-то ужасное с шестью ногами и руками его догоняет.

(Мужчина тянет за собой маленькие сани).

Вверху сын бога играет на насъюхе (муз. инструмент, внизу травы пляшут.

(Ветер дует, деревья качаются).

В уголке дремучего леса женщина в красном платке плачет.

Посреди озера чашечка с топленым молоком плавает.

Тридцать мужчин рубят – один передвигает.

Железная женщина ругается, березовая женщина успокаивает.

(Котел и поварешка).

Моя загадка – эй!

Паук через реку Тагт (мансийское название реки Северная Сосьва; букв. : ветка, ответвление) пробежал.

- А ну-ка, отгадайте, что это?

Моя загадка – эй!

Танцевали, танцевали – бряк, упали.

- Отгадайте, что это?

В деревне, где ненецкий обоз ночевал, остался нож, похожий на серп.

(Старый месяц на исходе).

Сквозь дерево железо появилось.

Через кипящее море тощая лиса перегнулась.

(Дужка котла).

Сквозь металл тело появилось.

В железную дырку зверь пробежал.

(Иголка с ниткой).

Публикации по теме:

О лексиконе ребенка. Развитие речи дошкольников Как тебя зовут, трава? Название трав красивы и поэтичны. Пижма – пуговичник, дикая рябинка; бессмертник – желтые кошечки, полевые овечки;.

Инновационный опыт «Развитие речи дошкольников» Актуальность Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики,.

Консультация «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи» Консультация: «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи» Значение живого устного слова.

Консультация «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи» Значение живого устного слова неоспоримо, ведь лекция, доклад, беседа, выступление стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь.

Развитие и коррекция речи у дошкольников Тема: «Развитие и коррекция речи у дошкольников с использованием программно-индикаторного комплекса ЛОГО» В последнее время статистические.

Развитие правильной речи у дошкольников Занимаясь с нашими детьми по этой теме, даем им знания: о названиях диких животных; об их внешнем виде и отличительных особенностях; о том,.

Развитие речи дошкольников через дидактическую игру С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов.

Развитие речи у дошкольников с помощью дидактических игр «Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что.

Семинар-практикум в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей» ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ» Чумакова Елена Станиславовна Вступительное слово Значение речи в жизни людей огромно. Речь.

Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольников Тема: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста» Бубунова Галина Цель: Создание условий для развития.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Питлярская средняя общеобразовательная школа

«Фольклорное наследие финно-угорских народов»

Авторы: Серасхова Эльвира

Учитель родного языка

Ведущий: Ребята, сейчас мы с вами поиграем, я загадаю вам загадки, а вы должны дать правильный ответ. Кто больше наберет житонов, тот и будет победителем. Загадки в первом раунде будут на русском языке. Загадки во втором раунде на хантыйском языке. Слушаем внимательно, во втором раунде можно пользоваться словарем. Желаю всем удачи.

1. Летом она зелёная, осенью - жёлтая, зимой - белая. ( Тундра)

2. Ночью на небе не зря,
Разгорается заря:
Землю освещает,
И небо украшает (Северное сияние)

3. Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода,
Служит людям он всегда. ( Чум)

4. Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет,
И на охоте помогает . ( Собака)

5. По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове,
Рогами защищается -
От врагов спасается. ( Олень)

6. По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днём на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. (Полярная сова)

7. Кто в жестокую пургу,
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? ( Куропатка)

8. Он мягкий, но не пух,
Зелёный, но не трава. ( Мох)

9. Олень от них убегает –
А они не отстают. (Нарты)

10. С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре, - прячет.
А в чум попадёт – плачет. (Снег)

11.Радость пастуха оленевода,
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит . (Новорождённый оленёнок)

12.Лежит у порога меховое кольцо – чужого в дом не пустит. (Собака)

13.Она, как снег, от солнца прячется, а мышка – от нее. (Сова)

14.Летом меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)

15.На конце холма чернеет уголек. (Песец)

16.Летом – серая, зимой – белая. (Куропатка)

17.Живой – глаза смотрят, умрет – глаза смотрят. (Рыба)

18.Старика великана то одевают, то раздевают . (Чум)

19. Длинный червяк, а голова костяная (Аркан)

20. Берестяной мальчишка, вместо шляпы крышка. Людям очень помогает, всякую пищу сохраняет . (Туесок)

21. В тайге котёл кипит (муравейник)

Амаматсет (Загадки на хантыйском языке)

1.Юхтай вол лован ху. (Лаӈки)

2.Юхтан хир. (Нохар)

3.Хот пуналан щерматан лов лойл. (Ухал)

4.Менк уналвус сухтал – мир хол лояпал. (Амп хоратал, хоятат ким этлат)

5.Ёхан питар хув сотап. (Анши)

6.Тала ки йил – нюки хот лаклат, луна кий ил – тонты хот. (Калан онат)

7. Сэр унт – мор унт кутн вурты нуй лумтам ху лоял. (Тонты хорам сумат)

8.Сот хоят и ёш. (ов як)

9.Сэр унт – мор унт кутн охал ларпитам нэ омасал. (Мисыпай)

10.Сахмат сохном оланан шаншал морытам ики кератлиил. (Волтап)

11.Этлан ки – эта, лонлан ки лона; кунш олнем путлас. (Ов)

12.Патлам хот щунян картлуян нэ ёнтасал. (Тут сун лэл)

13.Карты веншпи ян ху, карты веншпи хус ху – най ил ертла. (Пенкат па нялом)

14.Нял рущ эви йи щашканан таломат. (Кати)

15.Кат ур ими яха ант ёхатланан, кутапан юх олал. (Сэмнан)

16.Тохлан войн ант ёхатла, куран войн ант ёхатла. (Номас)

17.Патлам хот щунан лащ лайл. (Ерт посыйл)

18.Ипулян кат хоят потартланан. (Хоят па этар)

19.Нуман Туром пох нараслыйл, илн лыптат-нампрат кератлилат. (Вот)

20.Юх тайн вещан-щалян акань.(Ланки)

21.Вой ох патн хаш пай. (Вулы онат)

22.Йи сорнел ил овал, йи сорнел нох манал. (Хатл па хатл ёшат)

23.Йит потартал, катнан хулатланан. (Нялам па палнан)

24.Омлэп вусн нови ошат омаслат. (Пенкат)

25.Ветьян сэмпи карты тохтан. (Тутанхоп)

26.Манал – юшал ант ныла. (Хоп)

27.Ас хуват анат, хуванат нопатлайт. (Васэт)

28.Хаталн олал, аталн янхал, хоятат. (Макла)

29.Па мув элты ёхтам рущ пернайл.(Тор калтом)

30.Хотл ван, лэпнал хув. (Савнэ)

31.Сот хоят йи эсом шеплат. (Йинк)

32.Йинк илпийн сот сэм. (Холоп)

33.Йинк илпийн лапат вус. (Холоп)

34.Йинк илпийн пенкан охсар. (Сорт)

35.Йинкан ёнтал, мувн парал. (Хул)

36.Ар ай хоятыет йи хотн уллат. (Мурах)

37.Нюрам кутапн вурты охшаман нэ омасал. (мурах)

38.Юх тай шали-вали. ( Юм)

39.Варасан восты сакат лойлат. (Тохтан рых)

40.Турал ващ, нёлал хув, хой пелла щит вурал этал. (Пелна)

41.Лататлиил ма пунлэман, ёша ант миясал. (Сэры)

42.Лапат парш олан нэ. (Нипсар)

43.Ющ нёлпи ляль хоят. (Пелӈа)

Ведущий: Ребята, северные народы верили в приметы, так они определяли погоду, удачу на охоте. Хантыйский писатель-поэт Роман Ругин написал стихотворение «Приметы» - читает отрывок:

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет,
Дошли до нас, и вот - живут поныне.
Сам рассуди, где мудрость в них, где ложь,
И оцени старинные советы:
Но ты греха на душу не берёшь,
За то, что помнишь отчие приметы.

Диалог двух учеников о приметах.

Если шумно хороводят вновь гагары над рекой.
Значит завтра быть погоде, да притом ещё какой!

Если чайки разгалделись на разбойном языке,
Значит, рыбы, в самом деле, густо водятся в реке.

Если чаще лемминг юркий под ногами стал шнырять,

Значит, мы песцовых шкурок сможем нынче много сдать.

Если рано-рано утром стелется весной туман,
Значит, жди крикливых уток из далеких тёплых стран.

Если днём погожим тундра не звенит от комара,
Значит, жди, что завтра утром разожжёт костры жара.

Ведущий: Молодцы! Ребята много загадок вы знаете. Задание вам на дом, составить свои загадки и принести их на следующий урок. До свидание!

Следующая загадка

Цель: дать знания о быте, традициях коренных народов, их культуре, орнаментальном искусстве, их традициях и обрядах, легендах, рассматривая их в неразрывном органическом единстве; развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка; воспитывать любовь детей дошкольного возраста к родному краю.

Оборудование и средства обучения: компьютер, проекционная система, костюмы для девочек ханты (национальный костюм народа ханты, выставка рисунков, плакаты «Женская одежда ханты», изделия ДПИ народов Югры.

Ведущими принципами отбора материала и конструирования хода мероприятия являются: краеведческий и нравственно-эстетический принципы. Материал насыщен произведениями фольклора (сказки, танцы, загадки, произведениями местных поэтов и писателей. В презентации показана красота Югорского края, культурный и духовный мир народов ханты и манси. Уделено внимание орнаментальному искусству и национальным видам спорта. Для визуального восприятия сказки, использовались иллюстрации, выполненные учителем.

Компьютерная презентация позволяет ярко, колоритно и лаконично представить весь материал мероприятия. Это вызывает интерес учащихся, позволяет им почувствовать свою сопричастность к культуре и истории Югорского края, прежде всего через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории. Помимо теоретической части, в мероприятии используется практическое занятие по рисованию.

Таким образом, открытое мероприятие «В гости к ханты.» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, толерантности, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение традиций и края, в котором они проживают, развитие личности младшего школьника.

«В гости к ханты»

Звучит хантыйская песня, на протяжении всего мероприятия идет слайд шоу

Мы с вами сегодня, друзья дорогие.

Начнём про Сибирь интересный рассказ.

Нас ждут на пути и увалы большие,

И тайны шаманов, и предков наказ.

Узнаем немало о нашей Сибири

И станет нам ближе родная земля.

Мы вскоре узнаем, как жили здесь люди.

Чем славится наша родная Югра!

К нам в гости пришла девочка народа ханты – Ланки, ее имя переводится с хантыйского – Белочка. Она будет мне помогать провести наше мероприятие.

Ланки: Вуща вулаты! Это на языке народов ханты, Здравствуйте!

Ведущая: Когда-то на северной земле под название Югра хозяевами были обские угры – остяки и вагулы, что означает «человек» - это древнее название народов ханты и манси. Отсюда и название нашего округа – Ханты-Мансийский.

Ланки: Сегодня мы с вами побываем в гостях у моего народа – ханты. Мы узнаем, где живет мой народ, познакомимся с удивительным миром народного творчества, поиграем в интересные игры и будем отгадывать загадки народов ханты и манси. Мы посетим стойбище.

Ведущая: А на чем же мы поедем в стойбище, на каком транспорте? Самое подходящее средство – это нарты, они везде проедут и в снег не провалятся. Но наши нарты почему-то не едут. Отгадайте загадку и нарты поедут.

Снег копытом звонким бьёт

Чудный ягель достаёт. Олень

Вот он – северный олень,

Белый словно снег.

Пусть сугробы до колен,

Я сожму в руках хорей,

Только кину взгляд,

Только лихо крикну: «Эй!» -

Все скорее и скорей

Вот мы с вами на стойбище ханты. Дом, в котором живут ханты, называется чум. В нем тепло и уютно, ведь чум покрыт оленьими шкурами.

И одежду ханты тоже себе шьют из оленьих шкур. Посмотрите, какие нарядные одежды! Потому что сегодня праздник. Люди оделись в самые красивые одежды. Когда вы идете на праздник, вы тоже красиво одеваетесь.

А у ханты одежда особенная, посмотрите, какие на ней необычные узоры. Такой узор называется орнамент. В узорах воплотились явления природы. Любимые орнаментальные мотивы ханты —следы зверей на снегу: след белки, лисы, бобра. Все это отразилось в орнаментальном искусстве. Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности.Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»;птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх

тыхл «гнездо черного ворона»;растения: ай сумат нув «березовая ветка»;явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»;и сам человек: хэ шоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Показ орнаментов «глухарка сна», «медведь», «след белки», «хвост тетерева», «заячьи ушки», «чешуя окуня».

Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Ханты знают очень много загадок, угадайте их!

Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая. Белка

Ходит, а следов не видно. Рыба

В густом лесу два уголька носит. Заяц

Олень от них убегает - а они не отстают. Нарты

Хантыйские узоры красивы и просты.

Вглядись, дружок, и скоро

Поймёшь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб

Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства.

Ланки: будто вышивая сумочку, читает стихи

Как проведет крылом,

Так и я сумею изобразить ее.

Ходящий по земле зверь,

Как протянет ногу свою,

Так и я сумею скопировать –

Такая я умелая мастерица.

Ведущая: Такую песню поет мастерица, когда вышивает узор. Но такие узоры можно увидеть не только на одежде, но и на других предметах быта. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают обувь, туеса, пояса, сумки и другие предметы быта.

Практическая часть: создание оберега с хантыйскими орнаментами

Мы узнали много интересного о народах ханты. А вы знаете ребята о празднике "Вурна хатл" Это Вороний день - день прихода весны, традиционно празднуется в день прилёта ворон.

Ланки: С ее именем – Вороны месяцем – многое было связано.

И первое дыхание весны.

И первая улыбка весны.

И первые проталины.

И первые оленята в стаде.

И первые ростки зелени.

Ланки: Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Вороний день - любимейший праздник нашего народа.

Ведущая: В представлениях ханты Ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовят мясо оленей и рыбу, ходят друг к другу в гости, угощаются, танцуют традиционные танцы, а также танцы, изображавшие весеннее поведение птиц. Танцы исполняли женщины, закрыв лица плакатами. На краю деревни ставят стол, а на него - жертвенную пищу для ворон.

Ведущая: Ребята, Ланки хочет посмотреть, как вы умеете рисовать. Ваши рисунки Ланки отвезет в свое стойбище и покажет сородичам.

Посмотрите, какие сказочных ворон нарисовали художники! Давайте и мы нарисуем Ворону, и пусть она у нас будет нарядная, веселая и сказочная. И не забывайте, что Вороний праздник – это праздник народов Севера, а значит и наша Ворона должна быть одета в национальную одежду.

Объяснение основ рисования вороны.

(Техника безопасности при работе)

Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилось ли вам наше путешествие? Чтобы вы хотели пожелать Ланки на прощание? Что нового сегодня узнали?

Все молодцы, все внимательно слушали и нарисовали такие замечательные рисунки! (Ланки развешивает рисунки на доске)

Вот и поиграли, как в тайге побывали.

А теперь пора и нам отправляться по домам.

Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.

Ланки: Паям волум – до свидания или «Еще доброй жизни»!

Прикреплённые файлы:
prezenacija-k-integr-zanjatie-v-gosti-k-hanty-kopija_gvj5s.pptx | 3396,73 Кб
Публикации по теме:

Интегрированное итоговое занятие в старшей группе «Как ребята старшей группы Буратино помогли»

Интегрированное итоговое занятие в старшей группе «Как ребята старшей группы Буратино помогли» Интегрированное итоговое занятие в старшей группеТема: «Как ребята старшей группы Буратино помогли!» Подготовила воспитатель гр. № 5 «Смешарики».

Интегрированное занятие в младшей группе «Осень в гости к нам пришла» Конспект интегрированного занятия в младшей группы тема: «Осень в гости к нам пришла» Светлана Гальчук Программные задачи: Образовательные:.

Интегрированное занятие в средней группе «Красная Шапочка идёт в гости» Задачи. Образовательные: закреплять и уточнять знания и представления детей о диких животных, овощах, фруктах; продолжать учить отгадывать.

Интегрированное занятие в средней группе «В гости к бабушке-загадушке» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Детский сад № 35 «Чебурашка» Г. Фокино (п. Дунай). Интегрированное занятие в средней.

Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи «К Солнышку в гости» Цель: организация познавательно-речевой деятельности посредством игры. Обучающие задачи: продолжить знакомить детей с фольклором, потешками,.

Итоговое интегрированное занятие в младшей группе «В гости к курочке с цыплятами» «В гости к курочке с цыплятами» МБДОУ №4 г. Волчанск Воспитатель: Баранова О. В. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,.

Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе «Путешествие в гости к героям сказки «Теремок»»

Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе «Путешествие в гости к героям сказки «Теремок»» Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные в течение года. Задачи: Обучающие: - закрепить умение детей классифицировать.

Интегрированное занятие в младшей группе с использованием элементов здоровьесберегающих технологий «В гости к Петушку» " В гости к Петушку" Цель: формирование у детей представлений о домашних птицах на основе игр и упражнений здоровьесберегающей технологии.

Следующая загадка

Читайте также: