Загадки гибели адмирала нахимова

Обновлено: 18.05.2024

После кораблекрушения «Адмирала Нахимова», вокруг легендарного судна возникла масса различных и таинственных легенд. По сей день, многие люди утверждают, что он перевозил несметные российские сокровища. Русская эскадра потеряла отважный крейсер в жестоком сражении 1905 года.

В 1933 году неизвестно откуда обнаружилась неподтверждённая информация, что на борту корабля «Адмирал Нахимов» находился ценный груз ценой 35 миллиардов. Многие исследователи с той поры с энтузиазмом отправились на поиски этих сокровищ, однако совершенно безрезультатно. В 1980 году японским миллионером Сасагавой были организованы поиски этих затонувших ценностей. Якобы были продемонстрированы платиновые слитки, поднятые с корабля. Однако все вопросы остались без определённого ответа, так как Сасагава предпочёл сослаться на коммерческую тайну.

Вскоре через некоторое время было объявлено о приостановлении операции по поднятию грузов с корабля. Якобы в связи с сильными течениями и появлением морских хищников. Действительно ли существует ценный груз или это только фантазии для кладоискателей? Ответ на данный вопрос хранит лежащий на морском дне «Адмирал Нахимов».

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх) поддержите наш проект, подписы вайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .

Следующая загадка

Тайна гибели «Адмирала Нахимова»

Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» был построен в Бремене (Германия) в 1925 году и первоначально носил название «Берлин». Тогда ещё немецкими инженерами сварка не использовалась, и весь корпус был клёпаный. Водоизмещение — 9000 тонн; длина — 174,3 м; ширина — 21,1 м; высота — 11,8 м; мощность механизмов — 12000 л. с.; скорость — 16 узлов. Экипаж — около 270 человек, пассажировместимость — 1500 человек. Судно до 1938 года совершало трансатлантические переходы, затем его использовали как круизное судно в рейсах на Шпицберген или в Средиземное море.

С началом Второй мировой войны использовалось как госпитальное судно и транспорт для перевозки войск. В январе 1945 года пароход «Берлин» под большой охраной подошёл к Либаве для эвакуации части войск из окружённой немецкой курляндской группировки. 31 января 1945 года в «Поморской бухте», на рейде Свинемюнде, «Берлин» подорвался на мине, и судно оказалось притопленным. При попытке судоподъёма в начале 1947 года снова произошёл взрыв, и судно опять погрузилось на дно. Вторично судоподъём был осуществлен 17 сентября 1947 года. Затем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», а позже был отведен в док Кронштадтского завода для частичного ремонта. С 1949 по 1957 гг. «Адмирал Нахимов» проходил капитальный ремонт в ГДР.

С 1957 года — в составе пассажирского флота СССР, судовладелец — Черноморское морское пароходство. Первый капитан под советским флагом — Николай Антонович Соболев (он был бессменным капитаном до 1978 года). Судно пользовалось большой популярностью у пассажиров. «Адмирал Нахимов» выполнил несколько секретных миссий. Так, в 1962 году во время Карибского кризиса «Адмирал Нахимов» был привлечён для перевозки солдат на Кубу. В 1979 году состоялись два секретных рейса Одесса — Куба (Матанзас) — Эфиопия (Ассэб) общей продолжительностью около полугода по доставке кубинских солдат для участия в военных действиях в Африке. Также судно использовалось для практики студентов высших и средних специальных морских учебных заведений.

Свой последний плановый ремонт и классификацию «Адмирал Нахимов» прошел в январе-апреле 1985 года в Варне. В соответствии с планом круиза лайнер весь день 31 августа находился в порту Новороссийска. Был жаркий день. Многочисленные экскурсии утомили участников круиза. Судно на солнцепеке сильно нагрелось. По возвращении в свои каюты пассажиры открыли иллюминаторы, в том числе и на нижних палубах, чтобы проветрить и охладить помещения. С наступлением вечерней прохлады начались культурно-развлекательные программы, а экипаж готовил пароход к отходу.

В 22 часа 31 августа 1986 года судно под командованием капитана В. Г. Маркова отошло от причала. Очередным портом захода значился Сочи. Погода была прекрасная: спокойное море, легкий ветерок и хорошая видимость. Да и плавание вдоль кавказских берегов было для экипажа делом обычным. А в это время курсом 58 градусов со скоростью 11,5 узла следовал из Канады в Новороссийск балкер «Петр Васев» с грузом зерна около 30 тыс. тонн. Командовал балкером капитан В. И. Ткаченко. В 23 часа «Адмирал Нахимов» лег на курс 160 градусов. Капитан Марков проинструктировал вахтенного и спустился с мостика в каюту. На теплоходе «Петр Васев» вахтенный получил информацию о курсе «Адмирала Нахимова» и просьбу пропустить его. В этот момент на мостик поднялся Ткаченко и, выслушав информацию, дал подтверждение, что готов пропустить круизный лайнер.

А в 23 часа 12 минут произошла трагедия — странное столкновение судов под углом, близким к прямому. Удар был нанесен в правый борт «Адмирала Нахимова» верхней частью форштевня теплохода «Петр Васев» выше ватерлинии и бульбом (выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна) ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторный и машинное отделение. Получив большие разрушения корпуса по правому борту, «Адмирал Нахимов» через несколько минут после удара затонул. Открытые иллюминаторы вблизи ватерлинии, не закрытые клинкетные водонепроницаемые двери в главных поперечных водонепроницаемых переборках, которые перед выходом из порта должны были быть закрыты, способствовали тому, что судно стремительно ушло под воду. На месте крушения на поверхности воды одновременно оказалось около 1000 человек.

«Петр Васев» уцелел и участвовал в спасении людей. В это время из порта навстречу «Петру Васёву» шёл лоцманский катер ЛК-90 для проводки сухогруза к причалу. Увидев накренившийся на правый борт пароход, капитан катера О. Лях немедленно прокричал в эфир: «Нахимов» лёг на борт!» В 23 часа 35 минут ЛК-90 подошёл к месту катастрофы и приступил к спасению людей, одновременно передав по радио, что понадобятся буксиры и спасательные катера. Капитан порта Новороссийск Г. Л. Попов немедленно отдал указание всем плавсредствам следовать в район аварии для спасения людей. Первыми на место катастрофы снялись буксиры, рейдовые катера, малые пассажирские катера типа «Радуга», пассажирские суда на подводных крыльях «Комета». Одновременно команда сниматься и следовать в район катастрофы поступила на пограничные катера.

В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа. Найти и поднять на поверхность удалось не всех. 64 погибших навсегда остались под водой. Работая в помещениях затонувшего судна, погибло два водолаза. Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, центром которой является место затонувшего парохода «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы.

По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. В марте 1987 года в Одессе после почти полугодового следствия состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по ст. 85 УК РСФСР. Капитаны получили по 15 лет тюрьмы. В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана, один из которых отбывал срок наказания в России, другой на Украине — были помилованы и выпущены на свободу.

На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, вблизи маяка, в 1987 году был сооружен памятный знак в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов». В него вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии. На чугунной стеле надпись: «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года». На литых траурных плитах — фамилии погибших пассажиров и членов экипажа.

Официальная версия катастрофы вызвала много сомнений, поэтому появилось несколько альтернативных версий причины гибели «Адмирала Нахимова». Так, следствие сделало «стрелочниками» капитанов, однако правительственная комиссия и следствие не сочло, что виновным может быть вышестоящее начальство. Судну было 60 лет, и оно устарело. В соответствии с международными конвенциями конструкция пассажирского судна должна обеспечить ему плавучесть, даже если затоплены минимум два отсека. «Нахимов» уже нельзя было отправлять в море. 8 июля 1986 года (почти за два месяца до катастрофы) пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден. Однако на этот старый корабль, по указанию начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко, подписавшего тот самый акт, посадили 1200 пассажиров и отправили в море. Таким образом, управленческие ошибки вышестоящего начальства не привели к новым уголовным делам или хотя бы отставкам.

Также отмечалось, что до самого момента столкновения Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса). И прибор показывал расхождение с судном, которое Ткаченко считал «Нахимовым», в 2 мили. Кроме того, по получаемым данным, увеличивался и пеленг. Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию абсолютно благополучной обстановки. Исследователь Владимир Чуев выдвинул гипотезу о применении микроволнового оружия.

Столкновение произошло в конце лета. Нередко это время совпадает с повышением солнечной активности. Бывает, что именно в такие дни и ночи на экранах радаров вдруг возникали цели-фантомы и, наоборот, исчезали настоящие цели. Чуев тщательно изучил сборник «Солнечные данные» Академии наук СССР. И тут выяснилось: с 17 августа 1986 года в показаниях Крымской астрофизической обсерватории обнаружился резкий скачок электромагнитного излучения из космоса, равный двадцати процентам. Однако его не зафиксировали эталонные обсерватории в Японии и Канаде. Это расхождение в данных эталонных обсерваторий и Крымской длилось до 1 сентября. А потом все пришло в норму. Проанализировав эти факты, Чуев пришел к выводу: на регион Крыма и Северного Кавказа (в том числе на Цемесскую бухту и Новороссийск) воздействовало не солнечное, а неизвестное направленное электромагнитное излучение. Оно подавалось издалека, возможно, через искусственный спутник Земли. Возможно, через разведывательные системы типа АВАКС. Есть и косвенное подтверждение. До трагедии в Цемесской бухте на теплоходах «Герои Севастополя», «Бургас» и на других судах несколько раз судоводители регистрировали на радарах ложные цели. В некоторых случаях создавалась ситуация, когда чудом удавалось избежать столкновения.

Таким образом, есть версия, что кораблекрушение под Новороссийском — результат применения микроволнового оружия. Эта версия накладывается на цепь странных катастроф в позднем СССР (к примеру, Чернобыльская катастрофа), которые в целом вели к дестабилизации общества и разрушению советской цивилизации. А это было выгодно внешним и внутренним врагам Советского Союза.

Есть и другие версии трагедии. Так, профессор из Санкт-Петербурга Алексей Синяков выдвинул гипотезу так называемого локального геофизического резонанса (ЛГР). Являясь специалистом по безопасности полетов, он полагает, что ЛГР стал причиной многих катастроф: в воздухе, на земле, под водой (в частности, пожара на атомной подводной лодке «Комсомолец»). Вечером 31 августа 1986 года на Черном море мог проявляться геофизический резонанс: наблюдалось необычное свечение атмосферы, а через два часа после гибели «Нахимова» произошло сильное землетрясение в западной части моря. Во время геофизического резонанса человек, управляющий сложным техническим объектом, теряет возможность точно оценить ситуацию и принять правильное решение. Этим можно объяснить неадекватное поведение капитана Ткаченко.

Подробности о судне

«Адмирал Нахимов» разменял седьмой десяток и в 1986 году был списан на металлолом. Ранее судно называлось «Берлин», после многолетнего использования оно затонуло, подорвавшись на мине.

Следующая загадка

Во время прощального рейса «Адмирала Нахимова» развернулись события, которые потрясли всех граждан Советского Союза. За несколько минут протараненный балкером лайнер полностью затонул и больше тысячи человек остались в ожидании своей участи на поверхности Черного моря.

В тот день пароход из Одессы прибыл в Новороссийский порт.

Пароход «Адмирал Нахимов» в Новороссийске. 31 августа 1986 года. Источник фото: Андрей Леонов / Wikimedia Пароход «Адмирал Нахимов» в Новороссийске. 31 августа 1986 года. Источник фото: Андрей Леонов / Wikimedia

Следующая загадка

В ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года в Цемесской бухте произошла катастрофа, от которой содрогнулся весь Советский Союз. На выходе из порта Новороссийск в результате столкновения с сухогрузом в считанные минуты затонул огромный пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов». Вместе с пароходом трагедия унесла на дно Черного моря 423 человеческих жизни.

Своими воспоминаниями о тяжелых днях после той катастрофы с корреспондентом «ВК Пресс» поделился Владимир Солдатов , которому довелось встретить беду в должности председателя Новороссийского горисполкома (теперь эта должность называется глава администрации муниципального образования).

Вечером 31 августа 1986 года Владимир Солдатов приехал в филиал гостиницы «Черноморская» на 9-м километре Сухумского шоссе, примерно посередине пути вдоль побережья от Новороссийска до курортного села Кабардинка. Оттуда он провожал взглядом красивое, светящееся огнями пассажирское судно «Адмирал Нахимов», который выходил из порта Новороссийск и брал курс на Сочи. После этого, примерно в 23.00, лег спать.

— Ровно через час меня разбудил телефонный звонок, — вспоминает Владимир Александрович. — Диспетчер порта сообщил, что «Нахимов» затонул. Первая реакция — глупый розыгрыш. Но потом я понял, что такими вещами не шутят, все это очень серьезно. Вызвал по телефону водителя и поехал в город. Встретился со своими заместителями, дал распоряжения.

Состав рефрижераторов на печально знаменитом 15-м причале Новороссийского порта. Состав рефрижераторов на печально знаменитом 15-м причале Новороссийского порта.

Ночь, дует приличный норд-ост, не ураганный, но метров 15 в секунду. И волнение на море было приличным все время спасательной операции в ту первую ночь.

Когда приехал на морвокзал, увидел потрясшую меня картину. Уже начали подходить небольшие суда — катера, буксиры — и высаживать спасенных пассажиров и членов экипажа. Кто-то был закутан в простыню, кто-то был просто в мокрой одежде. И мне показалось, что все они в зеленке. Но, как оказалось, они были испачканы зеленой краской, которая при затоплении лайнера всплыла из разбитых или раскрытых бочек на поверхность моря, поэтому люди, барахтаясь в воде, окрасились.

В морвокзале разместилось уже много людей, и председатель горисполкома дал распоряжение организовать питание для спасенных. Прежде всего горячий чай, пирожки. Потом привезли капитана «Нахимова» Вадима Маркова. Высокий мужчин в белом, но мокром мундире. Его посадили отдельно от всех, поставив рядом сотрудника милиции.

— Душевное состояние у меня было какое-то сжатое, угнетенное, — продолжает Владимир Солдатов. — Поразила меня реакция некоторых спасенных. Я стоял около группы молодежи лет 20-25, человек пять-шесть, так они смеялись, весело рассказывая о том, что с кем из них приключилось во время этой трагедии. Они свое спасение воспринимали с юмором. Ребята здоровые, сумели выплыть. А те, которые еле спаслись, да еще и потеряли родственников, находились тут же, рядом, в подавленном состоянии. Удивительно, как одно и то же событие по-разному воспринимается людьми.

Уже под утро было понятно, что много погибших. Практически сразу же была организована подача рефрижераторных поездов на причалы порта. Для погибших. Потому что лето, жарко, тела надо хранить. Кстати, до сих пор точное количество погибших в той трагедии не установлено. По официальной версии, погибли 423 пассажира и члена экипажа лайнера, включая 65 человек, пропавших без вести, тела которых так и не нашли.
Сухогруз после столкновения с пассажирским теплоходом. Сухогруз после столкновения с пассажирским теплоходом.

— Перед горисполкомом были поставлены две задачи. Первая — принять, разместить, обеспечить питанием, связью и транспортом пострадавших и приезжавших родственников. Вторая — обеспечить цинковыми гробами и организовать мероприятия по опознанию погибших. Командовать и понуждать своих подчиненных выполнять поставленные задачи мне не приходилось, так как все сотрудники горисполкома выкладывались на сто процентов. Наверное, это особенность нашего русского народа, что во время каких-то несчастий, катастроф и потрясений, когда гром грянет, мы все сплачиваемся и мобилизуемся. Это не только в советское время было, но уже и в современности. Достаточно вспомнить потоп в Крымске в 2012 году, когда все сплотились вокруг трагедии, было много волонтеров. И трагедия «Нахимова» в то теперь уже далекое время заставила всех нас работать самоотверженно.

В первый день после трагедии, 1 сентября, председателю горисполкома, как и большинству руководителей города-героя всех рангов, удалось поспать не больше двух часов.

Он вернулся домой около четырех утра, позавтракал (или поужинал), подремал до семи утра и — снова работать. Но тогда, как, впрочем, и сейчас, это не считалось каким-то подвигом и геройством. Всем приходилось выкладываться без остатка. А потом, когда все было налажено, через несколько дней жизнь вошла в привычный режим, хотя, конечно, с непривычными обстоятельствами.

— Тяжелой была не физическая нагрузка, а моральная, — признается бывший градоначальник, а ныне — почетный гражданин города-героя. — И больше всего тяготила несообразность и глупость произошедшей катастрофы. Всех обстоятельств трагедии мы сразу не знали. И по сей день никто не может с уверенностью сказать, что стало истинной причиной кораблекрушения. Но было сразу ясно, что человеческий фактор сыграл решающую роль.

Капитан пассажирского лайнера Марков ушел с капитанского мостика, еще не выведя судно из Цемесской бухты. Оставшийся на вахте третий штурман Чудновский проявил полную нерешительность, когда увидел, что навстречу движется сухогруз. А капитан сухогруза Ткаченко слишком доверился электронике, и руководил курсом корабля по приборам.

Владимир Александрович достает из своих архивных папок пожелтевший листок с напечатанным на пишущей машинке списком членов правительственной комиссии, которая приехала в Новороссийск, чтобы решать проблемы, связанные с трагедией лайнера «Адмирал Нахимов».

Цинковые гробы. Цинковые гробы.

Комиссию возглавил Гейдар Алиевич Алиев, в будущем — первый Президент Азербайджана, а тогда — первый заместитель председателя Совета Министров СССР. Члены комиссии: Фикрат Ахмеджанович Табеев — первый заместитель председателя Совета Министров РСФСР, Виктор Степанович Пастернак — заведующий отделом ЦК КПСС, Тимофей Борисович Гуженко — министр морского флота СССР, Яков Петрович Погребняк — кандидат в члены Политбюро ЦК КП Украины, Георгий Васильевич Дзись — заместитель председателя Совмина УССР, Гений Евгеньевич Агеев — заместитель председателя КГБ СССР, Юрий Дмитриевич Журкин — в недавнем прошлом первый секретарь Новороссийского горкома партии, ставший тогда уже генерал-майором внутренней службы в Главном управлении кадров МВД СССР, Владимир Григорьевич Ломоносов — заместитель председателя ВЦСПС, Олег Прокопьевич Щепин — заместитель министра здравоохранения СССР, Олег Васильевич Сорока — заместитель Генерального прокурора СССР, Михаил Николаевич Хронопуло — командующий Черноморским флотом, Иван Кузьмич Полозков — первый секретарь Краснодарского крайкома партии, Владимир Николаевич Щербак — председатель Краснодарского крайисполкома.

Всего в этом списке — 24 фамилии. В правительственную комиссию были также включены, как первые лица Новороссийска, председатель горисполкома Владимир Солдатов и первый секретарь горкома партии Николай Хворостянский.

— Сентябрь выдался в том году очень теплым, градусов под 30 жары. А надо было все время в галстуке и костюме ходить, ведь такая комиссия приехала. Это было тяжело. Комиссия работала в большом зале здания горисполкома и горкома (ныне здание городской администрации). Были очень тяжелые сцены встреч с родственниками погибших, Гейдару Алиеву не позавидуешь. На большей части таких встреч Владимиру Солдатову тоже приходилось присутствовать, хотя никому из местных руководителей люди вопросы не задавали, все адресовалось председателю правительственной комиссии. Люди выходили из себя, впадали в истерику, иногда переходя на оскорбления членов комиссии.

Вторая горячая точка — место опознания тел погибших родственниками, которое происходило на 15-м причале порта, где стояли и вагоны-рефрижераторы. Там буквально волосы вставали дыбом от людского горя. Больше тысячи родственников съехалось со всего Советского Союза. Рыдания, припадания к телам родных людей. При этом погибшие выглядели абсолютно нормально, не так, как после авиакатастрофы, например. Только вчера твой сын или муж, твоя жена или дочка, внук или внучка, брат или сестра были живы, здоровы, и вдруг — жестокая внезапная смерть…

Поиск затонувших вместе с лайнером пассажиров и членов экипажа начался 2 сентября, спустя сутки после трагедии. Военные водолазы погружались на глубину 47 метров, где на дне покоился пароход. Им приходилось нелегко пробираться по узким коридорам пассажирских палуб, иные из которых были буквально завалены телами погибших. В результате два водолаза погибли во время поисково-спасательных работ. После чего 18 сентября правительственная комиссия примет непростое решение прекратить поиск. Больше водолазы не опускались на дно к «Нахимову». Все родственники и спасенные стали разъезжаться.

На опознании тел погибших. На опознании тел погибших.

— Самыми страшными для всех нас, новороссийцев, были первые дни после катастрофы. Ко второй неделе все равно человек как бы приспосабливается к горю, перестает воспринимать его близко к сердцу, потому что невозможно находиться на постоянном взводе, начинает притупляться восприятие происходящего. Наверное, это самозащита нашего организма. Иначе просто можно сойти с ума. Поэтому в первые дни было страшно и жутко, а потом началась просто повседневная напряженная работа — встретить, разместить, обеспечить всем необходимым родственников, оказать медицинскую помощь пострадавшим. И ты, выполняя свою работу, испытывал удовлетворение, если все шло нормально, если ты обеспечил людям нормальные условия пребывания в Новороссийске.

Горисполком отвечал за хозяйственные вопросы, а сотрудники горкома партии больше работали непосредственно с людьми, как комиссары на передовой. Кроме того, горком координировал взаимосвязь между различными предприятиями, ведомствами, организациями города. А подгонять никого, как неоднократно подчеркнул в своем повествовании экс-глава города, не приходилось.

— Спустя какое-то время в горисполком и горком с благодарностью за оказанную помощь и поддержку обращались родственники погибших и те, кто чудом выжили в той катастрофе. Значит, мы поработали неплохо. Причем все ведь делалось бесплатно для пострадавших и их родственников, в советское время мы вообще не заморачивались деньгами при таких трагедиях. Общество все-таки было другим.

Понравился материал? Жмите лайк и подписывайтесь на наш канал!

Читайте также: