Загадки гибели адмирала нахимова 2011

Обновлено: 28.09.2024

Тайна гибели «Адмирала Нахимова»

Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» был построен в Бремене (Германия) в 1925 году и первоначально носил название «Берлин». Тогда ещё немецкими инженерами сварка не использовалась, и весь корпус был клёпаный. Водоизмещение — 9000 тонн; длина — 174,3 м; ширина — 21,1 м; высота — 11,8 м; мощность механизмов — 12000 л. с.; скорость — 16 узлов. Экипаж — около 270 человек, пассажировместимость — 1500 человек. Судно до 1938 года совершало трансатлантические переходы, затем его использовали как круизное судно в рейсах на Шпицберген или в Средиземное море.

С началом Второй мировой войны использовалось как госпитальное судно и транспорт для перевозки войск. В январе 1945 года пароход «Берлин» под большой охраной подошёл к Либаве для эвакуации части войск из окружённой немецкой курляндской группировки. 31 января 1945 года в «Поморской бухте», на рейде Свинемюнде, «Берлин» подорвался на мине, и судно оказалось притопленным. При попытке судоподъёма в начале 1947 года снова произошёл взрыв, и судно опять погрузилось на дно. Вторично судоподъём был осуществлен 17 сентября 1947 года. Затем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», а позже был отведен в док Кронштадтского завода для частичного ремонта. С 1949 по 1957 гг. «Адмирал Нахимов» проходил капитальный ремонт в ГДР.

С 1957 года — в составе пассажирского флота СССР, судовладелец — Черноморское морское пароходство. Первый капитан под советским флагом — Николай Антонович Соболев (он был бессменным капитаном до 1978 года). Судно пользовалось большой популярностью у пассажиров. «Адмирал Нахимов» выполнил несколько секретных миссий. Так, в 1962 году во время Карибского кризиса «Адмирал Нахимов» был привлечён для перевозки солдат на Кубу. В 1979 году состоялись два секретных рейса Одесса — Куба (Матанзас) — Эфиопия (Ассэб) общей продолжительностью около полугода по доставке кубинских солдат для участия в военных действиях в Африке. Также судно использовалось для практики студентов высших и средних специальных морских учебных заведений.

Свой последний плановый ремонт и классификацию «Адмирал Нахимов» прошел в январе-апреле 1985 года в Варне. В соответствии с планом круиза лайнер весь день 31 августа находился в порту Новороссийска. Был жаркий день. Многочисленные экскурсии утомили участников круиза. Судно на солнцепеке сильно нагрелось. По возвращении в свои каюты пассажиры открыли иллюминаторы, в том числе и на нижних палубах, чтобы проветрить и охладить помещения. С наступлением вечерней прохлады начались культурно-развлекательные программы, а экипаж готовил пароход к отходу.

В 22 часа 31 августа 1986 года судно под командованием капитана В. Г. Маркова отошло от причала. Очередным портом захода значился Сочи. Погода была прекрасная: спокойное море, легкий ветерок и хорошая видимость. Да и плавание вдоль кавказских берегов было для экипажа делом обычным. А в это время курсом 58 градусов со скоростью 11,5 узла следовал из Канады в Новороссийск балкер «Петр Васев» с грузом зерна около 30 тыс. тонн. Командовал балкером капитан В. И. Ткаченко. В 23 часа «Адмирал Нахимов» лег на курс 160 градусов. Капитан Марков проинструктировал вахтенного и спустился с мостика в каюту. На теплоходе «Петр Васев» вахтенный получил информацию о курсе «Адмирала Нахимова» и просьбу пропустить его. В этот момент на мостик поднялся Ткаченко и, выслушав информацию, дал подтверждение, что готов пропустить круизный лайнер.

А в 23 часа 12 минут произошла трагедия — странное столкновение судов под углом, близким к прямому. Удар был нанесен в правый борт «Адмирала Нахимова» верхней частью форштевня теплохода «Петр Васев» выше ватерлинии и бульбом (выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна) ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторный и машинное отделение. Получив большие разрушения корпуса по правому борту, «Адмирал Нахимов» через несколько минут после удара затонул. Открытые иллюминаторы вблизи ватерлинии, не закрытые клинкетные водонепроницаемые двери в главных поперечных водонепроницаемых переборках, которые перед выходом из порта должны были быть закрыты, способствовали тому, что судно стремительно ушло под воду. На месте крушения на поверхности воды одновременно оказалось около 1000 человек.

«Петр Васев» уцелел и участвовал в спасении людей. В это время из порта навстречу «Петру Васёву» шёл лоцманский катер ЛК-90 для проводки сухогруза к причалу. Увидев накренившийся на правый борт пароход, капитан катера О. Лях немедленно прокричал в эфир: «Нахимов» лёг на борт!» В 23 часа 35 минут ЛК-90 подошёл к месту катастрофы и приступил к спасению людей, одновременно передав по радио, что понадобятся буксиры и спасательные катера. Капитан порта Новороссийск Г. Л. Попов немедленно отдал указание всем плавсредствам следовать в район аварии для спасения людей. Первыми на место катастрофы снялись буксиры, рейдовые катера, малые пассажирские катера типа «Радуга», пассажирские суда на подводных крыльях «Комета». Одновременно команда сниматься и следовать в район катастрофы поступила на пограничные катера.

В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа. Найти и поднять на поверхность удалось не всех. 64 погибших навсегда остались под водой. Работая в помещениях затонувшего судна, погибло два водолаза. Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, центром которой является место затонувшего парохода «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы.

По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. В марте 1987 года в Одессе после почти полугодового следствия состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по ст. 85 УК РСФСР. Капитаны получили по 15 лет тюрьмы. В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана, один из которых отбывал срок наказания в России, другой на Украине — были помилованы и выпущены на свободу.

На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, вблизи маяка, в 1987 году был сооружен памятный знак в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов». В него вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии. На чугунной стеле надпись: «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года». На литых траурных плитах — фамилии погибших пассажиров и членов экипажа.

Официальная версия катастрофы вызвала много сомнений, поэтому появилось несколько альтернативных версий причины гибели «Адмирала Нахимова». Так, следствие сделало «стрелочниками» капитанов, однако правительственная комиссия и следствие не сочло, что виновным может быть вышестоящее начальство. Судну было 60 лет, и оно устарело. В соответствии с международными конвенциями конструкция пассажирского судна должна обеспечить ему плавучесть, даже если затоплены минимум два отсека. «Нахимов» уже нельзя было отправлять в море. 8 июля 1986 года (почти за два месяца до катастрофы) пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден. Однако на этот старый корабль, по указанию начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко, подписавшего тот самый акт, посадили 1200 пассажиров и отправили в море. Таким образом, управленческие ошибки вышестоящего начальства не привели к новым уголовным делам или хотя бы отставкам.

Также отмечалось, что до самого момента столкновения Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса). И прибор показывал расхождение с судном, которое Ткаченко считал «Нахимовым», в 2 мили. Кроме того, по получаемым данным, увеличивался и пеленг. Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию абсолютно благополучной обстановки. Исследователь Владимир Чуев выдвинул гипотезу о применении микроволнового оружия.

Столкновение произошло в конце лета. Нередко это время совпадает с повышением солнечной активности. Бывает, что именно в такие дни и ночи на экранах радаров вдруг возникали цели-фантомы и, наоборот, исчезали настоящие цели. Чуев тщательно изучил сборник «Солнечные данные» Академии наук СССР. И тут выяснилось: с 17 августа 1986 года в показаниях Крымской астрофизической обсерватории обнаружился резкий скачок электромагнитного излучения из космоса, равный двадцати процентам. Однако его не зафиксировали эталонные обсерватории в Японии и Канаде. Это расхождение в данных эталонных обсерваторий и Крымской длилось до 1 сентября. А потом все пришло в норму. Проанализировав эти факты, Чуев пришел к выводу: на регион Крыма и Северного Кавказа (в том числе на Цемесскую бухту и Новороссийск) воздействовало не солнечное, а неизвестное направленное электромагнитное излучение. Оно подавалось издалека, возможно, через искусственный спутник Земли. Возможно, через разведывательные системы типа АВАКС. Есть и косвенное подтверждение. До трагедии в Цемесской бухте на теплоходах «Герои Севастополя», «Бургас» и на других судах несколько раз судоводители регистрировали на радарах ложные цели. В некоторых случаях создавалась ситуация, когда чудом удавалось избежать столкновения.

Таким образом, есть версия, что кораблекрушение под Новороссийском — результат применения микроволнового оружия. Эта версия накладывается на цепь странных катастроф в позднем СССР (к примеру, Чернобыльская катастрофа), которые в целом вели к дестабилизации общества и разрушению советской цивилизации. А это было выгодно внешним и внутренним врагам Советского Союза.

Есть и другие версии трагедии. Так, профессор из Санкт-Петербурга Алексей Синяков выдвинул гипотезу так называемого локального геофизического резонанса (ЛГР). Являясь специалистом по безопасности полетов, он полагает, что ЛГР стал причиной многих катастроф: в воздухе, на земле, под водой (в частности, пожара на атомной подводной лодке «Комсомолец»). Вечером 31 августа 1986 года на Черном море мог проявляться геофизический резонанс: наблюдалось необычное свечение атмосферы, а через два часа после гибели «Нахимова» произошло сильное землетрясение в западной части моря. Во время геофизического резонанса человек, управляющий сложным техническим объектом, теряет возможность точно оценить ситуацию и принять правильное решение. Этим можно объяснить неадекватное поведение капитана Ткаченко.

Следующая загадка

Возможно, что у кораблей, как и у людей, есть своя судьба. Во всяком случае, складывается впечатление, что трагедия, постигнувшая пароход «Адмирал Нахимов», была запрограммирована свыше. А цепочка случайностей с неумолимостью рока приближала этот корабль к гибели.


Много мистики?

Вообще, в истории «Адмирала Нахимова» много всевозможной мистики. Правда, еще больше обычного человеческого разгильдяйства. Но самое главное, что столь насыщенной и продолжительной судьбы у парохода в принципе не должно было быть. Слишком уж она затянулась. Из-за перекосов к советской промышленности, ставившей приоритетом «оборонку», с верфей в СССР то и дело сходили новые современные линкоры и крейсеры, зато развитие пассажирского флота находилось в загоне. В результате «Лдмирал Нахимов» превратился во флагмана этого флота, хотя ему уже давно пора было на покой.

На ремонт судна ушло 10 лет. Большая часть работа производилась в ГДР за счет репарации. И имеются небезосновательные версии, что немцы не особо усердствовали в его восстановлении. Как-то обидно снова отдавать «Берлин» русским. И говорят, что недостаточно качественно заделанная пробоина отправила позже этот пароход второй раз на дно.

Что в имени тебе моем?

Вскоре после подъема пароход сменил гражданство — был немецким, стал советским, а также получил вместе с новой жизнью и новое имя — «Адмирал Нахимов». И именно последнее видится одним из звеньев цепи случайностей на пути к трагедии. Именно Нахимов в Крымскую войну затопил в бухте Севастополя Черноморский флот, чтобы он не достался врагу, а потому удостоился от недоброжелателей, считавших, что это он сделал зря, прозвища Самотоп. Может быть, поэтому как минимум четыре из семи кораблей, носивших имя Нахимова, мистическим образом затонули.

Читать: Казнить, нельзя помиловать - смертные приговоры в СССР

Однако бывшему «Берлину» повезло, что свою вторую жизнь он начал под командованием капитана Николая Соболева, про которого говорят, что он был очень ответственным человеком. В 1957 году «Адмирал Нахимов» был зачислен в состав пассажирского флота СССР и начал работать на Черноморское морское пароходство.

20 лет без единой аварии

Спустя некоторое время «Адмирал Нахимов» обрел популярность в стране. О нем показывали рекламные ролики в киножурналах перед началом фильмов в кинотеатрах. Причем некоторые эпизоды художественных фильмов часто снимали на этом пароходе. У молодоженов появилась мода совершать свадебные путешествия именно на «Адмирале Нахимове». Путевки на этот пароход раскупались за полгода до начала круиза. Отличился «Адмирал Нахимов» и в выполнении государственных задач. В 1962 году, во время Карибского кризиса, его отправили перевозить советских солдат па Кубу. В Багамском проливе чудом избежали столкновения с американским эсминцем, преградившим путь. Поход «Адмирала Нахимова» на Кубу не был для американцев секретом, об этом сообщил ТАСС. Янки не могли ему воспрепятствовать, но захотели хотя бы понервировать его экипаж.

В 1977 году экипаж судна во главе с Соболевым отпраздновал 20-летие безаварийного плавания, но настала пора уступать дорогу молодым. Сменилось несколько капитанов, а пароход продолжал бороздить Черное море, хотя возраст его перевалил за полвека. Однако 31 августа 1986 года кольца в роковой цепи случайностей, ведших его к гибели, начали нанизываться одно на другое, хотя внешне ничего не предвещало беды.

Читать: Фрэнсис Дрейк - Кругосветка пирата королевы

Выход из Новороссийского порта был запланирован на 22 часа. Но в момент отшвартовки парохода на причале появились черные «Волги». «Адмирал Нахимов» задержался на 10 минут, чтобы принять на борт начальника управления КГБ по Одесской области Крикунова. Но лучше бы корабль ушел без него. Генерал и его семья расположились в люксе. И вскоре все погибли, хотя для спасения необходимо было преодолеть несколько метров от двери каюты до борта судна.

Новый капитан парохода Вадим Марков запросил информацию об обстановке на рейде. И узнал, что Цемесская бухта полностью свободна, только со стороны Босфора к ней подходит сухогруз «Петр Васев». Убедившись, что все спокойно, Марков отправился засвидетельствовать свое почтение Крикунову, хотя и говорят, что с его подачи он был переведен с международных рейсов на внутренние.

Разминуться в бухте предстояло всего двум судам. Но они невероятным образом столкнулись. Капитан сухогруза Виктор Ткаченко включил монитор системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП) и всецело доверился ему. Тот показал, что лайнер еще далеко. И тогда, судя но всему, Ткаченко решил, как лихач на дороге, проскочить. Хотя по всем морским канонам грузовое судно должно пропустить пассажирское. Когда Ткаченко оторвал глаза от монитора, то увидел, что его сухогруз на полном ходу идет на пассажирский пароход. Поспешные попытки сманеврировать не помогли. «Петр Васев» вошёл под углом 110° в середину правого борта «Адмирала Нахимова» и проделал в нем дыру около 8о м². Мало того что удар пришелся в самое уязвимое для кораблей место — между машинным и котельным отделением, так еще, по слухам, он попал в некачественно заделанную пробоину, которая потопила пароход в первый раз. Иначе трудно объяснить, что «Адмирал Нахимов» так быстро пошел на дно. Например, тот же «Титаник», получивший от айсберга еще большую пробоину держался на плаву два часа и сорок минут. «Адмирал Нахимов» спустя 7 минут после столкновения полностью ушел под воду.

Читать: «Заветная копеечка» - 50 лет народному автомобилю

7 роковых минут

Но эти 7 минут вместили в себя очень многое: подлость, трусость, самопожертвование. Стюардессы отдавали свои спасательные жилеты, понимая, что тем самым обрекали себя на гибель. А капитан Марков от растерянности даже не нажал кнопку общего сигнала тревоги. Люди бросались через ограждение и разбивались о вздыбленный борт.

На борту парохода находилось 1234 человека: 888 пассажиров и 346 членов экипажа. Почти тысяча из них сумела выбраться с судна и оказалась в воде, перепачканная краской и мазутом. Многих из них утянул за собой тонущий пароход. Пробиться из глубины сквозь месиво тел на поверхность удалось единицам. Единственными средствами спасения для утопающих стали надувные спасательные плоты, которые матросы до последнего сбрасывали с тонущего парохода. Однако героизм матросов был сопряжен с роковой советской бережливостью. Для сброса в воду такого плота было достаточно нажать специальную педаль. Однако, чтобы «не сперли», команда эти плоты привязала. Когда на сухогрузе решили помочь утопающим, то хотели спустить парадный трап, но он заклинил. Кто действительно проявил себя в лучшем свете, так это «сами утопающие». Например, литовец Эдмундас Привэн три часа, находясь в воде, помогал вытаскивать женщин и детей. И еще спасатели, примчавшиеся к месту катастрофы уже через 25 минут после нее.

К девяти часам утра всех, кто оставался на плаву, удалось спасти — всего 811 человек. Но 423 человека погибли в Цемесской бухте.

Власти попытались засекретить трагедию, но при этом постарались сделать все, чтобы тела погибших были подняты из моря. 19 суток днем и ночью, преодолевая большие психологические и физические нагрузки, моряки-спасатели Черноморского флота выполняли эту задачу. Хотя среди них были видавшие многое боевые пловцы, но даже для них увиденное под водой оказалось шоком. По слухам, два водолаза сошли с ума, увидев сначала нагромождение тел в затонувшем корабле, а потом мать, обнявшую ребенка, на дне моря. Водолазам приходилось очень сложно. Они работали в мрачных лабиринтах затонувшего судна, не зная, выберутся ли оттуда. А когда один из них погиб, отравившись углекислым газом, было решено операцию сворачивать.

С тех пор прошло много лет. Но до сих пор ежегодно, 31 августа, на место катастрофы приходит катер с родственниками погибших. Они опускают на воду венок и бросают цветы.

Читайте также: