Загадки это какая образовательная область

Обновлено: 04.11.2024

целью повышения эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В условиях ФГОС ДО для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса необходимы поиск и применение новых методов работы с детьми. Использование загадок как метода и средства воспитания и обучения не ново, однако опыт работы с загадками в ДОУ недостаточно широк. С помощью загадок можно успешнее решать задачи всестороннего развития детей, что очень важно для подготовки к дальнейшему обучению в школе.

Немного из истории загадки.

Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. Люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы уберечь себя и своих близких от «злых духов», «сглаза».

«тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами или загадками. Загадки использовались в дипломатических, военных, торговых делах.

С помощью загадок испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящение юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд. В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала право ему на ночлег.

Считалось, что наибольшей опасности подвергались люди честные, умные. В целях обмана заботливые родители давали своим детям «плохие» имена. Следы таких «профилактических» имен сохранились и до наших дней в основах современных русских фамилий типа Нечаевы, Дураковы, Грязновы и в некоторых прозвищах сказочных героев вроде Иванушки - дурачка.

С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры «тайный» язык постепенно теряет свое значение, а загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством – средством обучения детей.

С введением ФГОС ДО изменился подход к обучению дошкольников. Педагогический процесс характеризуется отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить и познавать окружающий мир.

Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.

Что же такое загадка?

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны.

Средствами загадок возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова.

помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством в воспитании патриотических чувств.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, тренирующей его умственные способности.

Чтобы разгадать загадку нужно внимательно наблюдать жизнь, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне

осмысливать жизнь. Также способствует развитию

наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях

между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Забавные ответы на загадки помогают детям развивать чувство юмора, эмоциональность и нестандартное мышление, такие загадки будут не только интересны, но и полезны детям любого возраста.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором пойдет речь в загадке, скрыт, зашифрован,

способы шифровки различны. От этого зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции.

Рассмотрим, какие бывают загадки по уровню сложности.

К загадкам первого уровня сложности относят:

загадки, основанные на перечислении признаков предмета,

явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение) ;

загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Загадки второго уровня сложности включают:

загадки, в которых характеристика предмета дается кратко (по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета);

- загадки, основанные на отрицании.

Загадками третьего уровня сложности являются

метафорические загадки (в них слова используются в переносном значении).

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания) . Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок)

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д.

Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

На спине иголки,

Длинные и колкие.

свернется он в клубок – Нет ни головы, ни ног. (Еж)

работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики. Детям предлагаются более сложные виды логических задач.

Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко.

за что беднягу бьют?

за то, что он надут.

Висят на ветке золотые монетки.

(Осенние листья)

Лечит, а не врач, стучит, а не мастер.

Принципы отбора загадок:

доступность содержания (загадки должны соответствовать возрасту, иначе дети потеряют к ним интерес);

соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам и жизненному опыту детей;

доступность языка и степень сложности художественного

Загадки должны быть занимательны, грамотны, образны.

Условия отгадывания загадки:

терпение взрослых (не сообщать отгадку детям, дать возможность подумать);

предварительное ознакомление с предметом или явлением, о котором пойдет речь в загадке;

наблюдения, систематически проводимые в окружающей жизни и в природе (на прогулке дети наблюдали за явлениями природы, людьми и т.д.). Воспитатель задавала вопросы типа: как называется, что делает, как убирает снег, полезна ли эта машина, кого она заменяет и т.п. Загадывает загадку:

Чудо-дворник перед нами:

За одну минуту сгреб

проведение опытов (чтобы убедиться, например, в ответе на загадку «На дворе горой, а в избе водой»);

дидактические игры - например: в игре «Кому что нужно?» собираются предметы, необходимые портнихе, учителю, повару;

чтение художественной литературы (с целью обогащения речи образными выражениями, знакомства с переносным значением слов).

Приемы отгадывания загадки:

Анализ (выделение признаков неизвестного объекта);

Синтез (сопоставление и объединение признаков для выявления связи между ними);

Умозаключение (вывод на основе соотнесенных признаков и

Рассмотрим загадку: Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в лесу,

У кустов грызет кору.

Рассуждаем, используя логические приемы. Нам нужно отгадать, что подразумевается под шапкой. Шапка, как сказано, в загадке, бегает. Значит, это не обычная шапка, а живое существо. Итак, мы сделали первый шаг к отгадке, определив предмет в общем виде. Это существо имеет густой мех, из которого можно сшить шапку (но не шубу – прием исключения). Шапка – предмет небольшой, а значит и существо небольшое (прием сопоставления). Теперь определим, где искать существо. В загадке сказано: «Шапка бегает в лесу», значит это не домашнее, а дикое животное (прием исключения). Теперь у нас остался только один признак: «У кустов грызет кору». Есть много диких животных, мех которых использует человек, но ни медведь, ни волк, ни лисица, ни белка не грызут кору (прием исключения). Может быть, это заяц? (предположение, гипотеза). Соотнесем все найденные признаки (синтез): небольшое дикое животное, живет в лесу, бегает по нему, мех его использует человек на изготовление шапки, грызет кору. Да, это заяц (вывод).

Как видим, в достижении вывода принимались во внимание все имеющиеся признаки. Именно они и являются «ключиками» к отгадке. Но загадка – сложный «замок» и открывать его нужно не сразу всеми «ключиками», а используя один за другим. Если бы мы нарушили порядок поиска и пропустили, к примеру, место обитания, стали бы ориентироваться на кору, то допустили бы ошибку, назвали кролика или бобра, хотя они в лесу не живут.

Для успеха в отгадывании загадки необходимо:

установить, что нужно искать;

где нужно искать;

выявить все оставшиеся признаки;

выдвинуть гипотезу (предположение-отгадку);

объединить установленные признаки;

сделать итоговый вывод.

Загадка – это не просто развлечение и игра, это упражнение в рассуждении и доказательстве, т.е. важное средство обучения и развития.

Уметь доказывать – это не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль.

Существует два способа доказательства отгадок:

Дедуктивный . Доказательство начинается с объявления

тезиса (отгадки), после чего следует подтверждать его доводами, аргументами (признаками).

первому способу доказательства удобнее обратиться, когда загадка заканчивается вопросом, например:

Когда это бывает?

Дети (педагоги) отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис), потому что зимой на полях снег, на реках лед

вьюга завывает (доводы)».

Индуктивный. Доказательство начинается с рассмотрения

признаков и установления связей между ними, т.е. является рассуждением, а отгадка (вывод) – логическим итогом этого

индуктивному способу доказательства прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляются признаки и нет прямого вопроса. В этом случае рассуждая, сопоставляют признаки между собой, устанавливает связи и приходят к выводу-отгадке.

Дают ему морковку.

Дети рассуждают: «Длинные уши бывают у зайца и у кролика; они оба пушистые и ловко прыгают, только зайцу негде взять морковку,

кролику морковку дает человек (доводы), значит, это кролик» (вывод).

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ:

Высокий : внимательно слушают загадку, правильно находят ответ, могут объяснить его на основе признаков предмета, озвученных в загадке или путем постепенного исключения отрицательных сравнений.

Средний: внимательно слушают загадку, отгадывают ее, но затрудняются объяснить свой ответ.

Низкий: слушают загадку, не могут дать правильный ответ, потому что не объединяют признаки предмета в единое целое.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3 - 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

Модель 1 (даются образные характеристики выбранному объекту).

Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы) .

Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы) .

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы) .

Следующая загадка

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей. Загадки способствуют развитию речи, мышления, памяти.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им.

Содержанием загадокявляется окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.

Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Ю. Г. Илларионова выделяла особенности отбора содержания загадок для детей разных возрастных групп. Она отмечает, что при отборе загадок для дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень развития, жизненный опыт, а также определенные требования.

Важнейшим требованием, по словам Ю. Г. Илларионовой, предъявляемым к загадкам для дошкольников, является их доступность.

Это загадки о человеке, о предметах, созданных его трудом, о живой и неживой природе.

Основой для отгадывания загадок является достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок, нужно учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.

Доступность содержания загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Доступность загадки для ребенка зависит от сложности художественного образа, от того, какими выразительными средствами он создан.

Наиболее трудны для понимания детей метафорические загадки, у которых слова используются в переносном значении.

Отбирая загадки для детей младшего возраста, необходимо учитывать психологические особенности ребенка.

Для малышей характерна общая эмоциональная восприимчивость. Они живо реагируют на предметы, которые вызвали у них положительные эмоции. Эти предметы возбуждают у детей особый интерес и внимание; с ними ребенок чаще действует, играет. В младшем возрасте у ребенка активно развивается внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета.

Тематика загадок для маленьких ограничена. Это загадки о тех предметах, которые многократно воспринимает,и которые оказывают на ребенка эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания. (Ю. Г. Илларионова). Загадки для малышей не должна быть очень подробны, так как большое количество признаков ребенок не в состоянии запомнить.

Дети среднего дошкольного возраста (5 года жизни) умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др., сравнивать предметы между собой. Они выделяют и частные, и существенные и внешние, и внутренние особенности предметов и явлений. Детям 5 года жизни предлагается более широкая тематика загадок: о животных, предметах быта, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.

Признаки предмета в загадках должны быть определены конкретно и ясно, четко выражены в словах прямыми значениями. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за окружающим миром, отмечают изменения погоды в разное время суток, в разное время года. Дети ухаживают за животными, растениями, посильно трудятся в природе, в быту и в процессе этой деятельности и этих наблюдений постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.

В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитиемыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.

В этом возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях.

Учитывая это, в работе с 5 – 6 летними детьми загадки используют широко,разнообразной тематики: в них говорится о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы и их закономерностях; предметах обихода и орудий труда; средствах передвижения, связи и информации; о спорте, человеке, грамоте, книге. (Ю. Г. Илларионова). Старшим дошкольникам можно загадывать и народные, и литературные загадки; среди них могут быть и лаконичные и подробные.

Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должны быть обязательно назван существенный, характерный. 6 - 7 летним детям предлагают загадки с более сложными типами логических задач.Характеристика предметов может быть дата кратко: названы 1 – 2 признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.

Загадка – это своеобразное образное описание предметов, характеристика их особенностей. Часто такое описание даётся через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребёнок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Поэтому чаще всего загадки загадываются детям старшего дошкольного возраста, у которых уже более или менее сформированы знания и представления об окружающих предметах и явлениях. Но не исключено и загадывание загадок детям более младшего возраста, но здесь главное правильно подобрать загадки.

Вопросы методики обучения дошкольников отгадыванию и загадыванию загадок рассматриваются в работах Ю. Илларионовой, Н. Гавриш, Е. Кудрявцевой и др.).

Знакомство детей с загадками загадок вводится в младшем дошкольном возрасте.

Обучение детей отгадыванию загадок надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идет речь в загадке.

Загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку», постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т. е. такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»). Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов). Отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания.

Для отгадывания метафорических загадок важным является знакомство детей с фольклорными произведениями, художественной литературой,знакомство с выразительными средствами языка: эпитетами, сравнениями, переносным значением слов, фразеологическими оборотами.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы. К загадкампервого уровня сложности относят:

- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово- отгадка. Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое).

Загадкивторого уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Публикации по теме:

Значение игр и игрушек в развитии детей дошкольного возраста КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА СОВМЕСТНО С ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ И ВОСПИТАТЕЛЕМ.

Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста

Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста» Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации.

Значение мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста «Значение мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Разживина А. В. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:.

Значение прогулки в развитии детей дошкольного дошкольного возраста Педсовет. Презентация для воспитателей "Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. 1 слайд. Пребывание детей на свежем воздухе.

Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая нена-пряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста Великие о значении литературы в жизни человека:«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека.

Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Нельзя забывать.

Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста Дошкольный возраст-благоприятный период для развития творчества. Именно.

Значение сказкотерапии в развитии детей дошкольного возраста Роль сказки в жизни ребёнка «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед.

Значение экологической деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста Человек и природа… Творчество философов, поэтов и художников у всех народов и во все времена было посвящено этой теме. В наши дни данная.

Следующая загадка

Более двадцати лет я работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи. У детей данной категории наряду с речевыми особенностями наблюдаются нарушения мышления: малый запас понятий, их конкретность и ограниченность, замедление темпа мыслительных процессов, большее по сравнению с нормой число попыток при выполнении мыслительных операций. Отрицательно влияют на процесс и результаты мышления свойственная многим детям эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность, отвлекаемость. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, они, однако, отстают в развитии словесно-логического мышления. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Для многих характерна ригидность мышления. Перечисленные особенности во многом определяются недоразвитием обобщающей функции речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Особые сложности у дошкольников с общим недоразвитием речи возникают при выполнении заданий, сопряженных с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами. К таким заданиям относится отгадывание загадок. Ю. Г. Илларионова определяет, что «загадка- это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса». Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности. Она заставляет ребенка думать, развивает самостоятельность, стремление к размышлению и познанию жизни. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным.

Загадки разнообразны по своему содержанию. Часто они носят описательный характер, включающий свойственные данному предмету действия или главные качества.Например:

«Птица не может ни петь, ни летать, но бегает так, что ее не догнать.»

«Он большой, зубастый, злобный,

Бродит по лесу голодный.

Берегитесь все зверушки!

Серый хищник у опушки!»

Загадкаможет выглядеть как вопрос: «У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней?»

Любят дети отгадывать загадки и с рифмованной отгадкой:

«У колышка бродит весь день напролет,

Тихонечко блеет, травку жует.

Душистое сено с лугов привезу

И буду всю зиму кормить им …»

Дошкольники с системными нарушениями речи плохо понимают используемые в загадке метафоричные выражения, ориентируются, в основном, на прямой смысл слов. Поэтому в процессе обучения отгадыванию загадокнеобходимо учитывать ряд факторов:

• доступность лексического материала загадки;

• сформированность умения выделять существенные признаки, черты предмета или объекта и соотносить их с данными загадки,

• умение доказать свой ответ.

Большинство детей, поступающих в старшую логопедическую группу, не могут отгадать даже, на первый взгляд, простейшие, всем знакомые с малых лет загадки: «Что зимой и летом – одним цветом?», «Кто зимой – белый, а летом – серый?». Здесь сказывается небольшой запас знаний детей и неумение соотнести имеющиеся знания с текстом загадки. Исходя из вышеизложенного, я, в первую очередь, работаю над уточнением и расширением словарного запаса дошкольников по всем лексическим темам, развиваю и совершенствую номинативный, предикативный и атрибутивный словарь. Совместно с воспитателями закрепляю полученные знания в процессе игровых действий с предметами, практических наблюдений за явлениями природы. Также активно привлекаю к процессу обучения и родителей: им даются рекомендации, как заниматься с ребенком («Памятки для внимательных родителей», какие книги прочитать и обсудить вместе с ребенком, в выходные дни посетить зоопарк, понаблюдать за поведением того или иного животного и составить рассказ-загадку об этом животном по плану-схеме. Надо отметить, что взрослые с удовольствием включаются в работу и вносят свои предложения, дают советы, делятся впечатлениями.

На занятиях я учу дошколят придумывать загадки самостоятельно. Сначала это загадки о предмете с указанием двух признаков (какой по цвету и форме). Затем, когда словарь детей расширится, добавляются другие признаки (какой предмет по величине, вкусу, гладкости, из какого материала сделан и т. д.). Дети с опорой на план-схему учатся составлять загадки-описания о фруктах, овощах, мебели и др. Детские работы с помощью родителей пополняют «Кузовок загадок». В свободное время ребята с удовольствием проверяют товарищей на сообразительность, загадывая одну из своих загадок.

имитация соответствующих действий (н. : «Если удивишься, то она поднимется. Если ты рассердишься, она с места сдвинется» - соответствующие движения бровей);

зрительная опора в виде предметов или картинок одного класса, среди которых есть предмет или картинка-отгадка;

зрительная опора в виде трех картинок, одна из которых является отгадкой,

зрительная опора в виде «зашумленной» картинки;

зрительная опора в виде картинки с недорисованными деталями.

При слушании загадок даю установку: «Дети, не торопитесь с ответом! Загадку слушайте до конца! Важно услышать и запомнить каждое слово!» («Слушай, думай, запоминай!»).После слушания отгадавшийребенок дает обоснованный ответ: «Я думаю, что это, потому что …».В случае затруднения я задаю вопрос: «Какие слова тебе «подсказывают» отгадку?». Слушание, а затем заучивание стихотворных загадок заметно улучшают у детей чувство ритма и рифмы. На подгрупповых занятиях я использую загадки как пусковой момент при знакомстве с новой темой, как вспомогательное средство при описании и сравнении объектов, а также как надежный способ активизации детского внимания и восприятия.

К концу обучения в логопедической группе все дети понимают иносказательный смысл загадок без использования наглядной опоры, т. е. опираются на свой игровой и житейский опыт, а некоторые пытаются придумать собственные загадкив стихотворной форме:

«Он воркует, он летает, Крошки в парке собирает. Он и серый,он и белый И к тому же очень смелый : Он вчера у Гарика утащил сухарики!»

(Наташа, 6 лет)

Благодаря специально подобранным упражнениям и играм у дошкольников активизировалась способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только повысила готовность детей к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставила удовольствие от их выполнения, но и подготовила их к обучению в школе.

Мышление – исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный учеными. Однако, «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего возраста. Что я и стараюсь делать, обучая своих дошколят!

Публикации по теме:

«Академия Наук» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

«Академия Наук» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тропинка к истине сложна. И потому в мышленье чистом Отвага дерзкая нужна Не менее, чем альпинистам… 8 февраля 1724 года Указом правительствующего.

Бинарное занятие в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «В гости к Радуге» Цель: Цель: Создание условий для проявления творческой активности индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушениями речевого развития.

Создание условий для проявления творческой активности и индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи Задачи: I. Образовательная область «Познание» • Закрепить представления о среде обитания «Болото». • Уточнить и расширить словарь по теме.

Как детям с тяжелыми нарушениями речи запомнить месяцы года? Как запомнить ребенку месяцы года? Запомнить детям с тяжелыми нарушениями речи времена года и месяцы сложно. В возрасте 5-6лет дети уже.

«Зимняя прогулка». Логоритмическое занятие в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи ТЕМА: «Зимняя прогулка» ЦЕЛЬ: преодоление нарушений произношения, дыхания, моторных функций. ЗАДАЧИ: • Формирование общей моторики, координации.

Конспект по математике в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Знакомство с прямоугольником» Тема: «Прямоугольник». Цель: Формирование представлений о прямоугольнике. Задачи: 1. Познакомить детей с новой геометрической фигурой.

Конспект занятия по логоритмике Тема «Прогулка» для детей подготовительной группы 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Цель занятия: развивать речевые, двигательные и ритмические способности детей. Формировать пространственные представления, развивать внимание,.

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников научно-практическая конференция педагогов МБДОУ «Детский сад №49 «Радуга» Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников.

Образовательная деятельность для детей с тяжелыми нарушениями речи «Кубанская весна» ОД по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для.

Занятие — КВН в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Тема: Дифференциация звуков З – Ж Цели: - дифференциация звуков З – Ж в слогах, словах, в свободной речи; - упражнение детей в звукобуквенном.

Следующая загадка

Семинар для педагогов «Загадки: образовательная технология».

- Я рада вас приветствовать на нашей встрече

- В одной известной древней китайской пословице говорится:

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».

- Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в своей работе с детьми.

- Но прежде чем озвучить свою тему, я хотела бы вас спросить : о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА

Итак, моя тема «Загадки: образовательная технология» .

Использование загадок является очень эффективной формой в работе с детьми.

  • Воспитывают находчивость, сообразительность, быстроту реакции;
  • Стимулируют умственную активность;
  • Развивают мышление, речь, память, внимание, воображение;
  • Расширяет запас знаний и представлений об окружающем мире;
  • Обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
  • Помогают увидеть вторичные значения слов;
  • Формируют представления о переносном значении слова;
  • Помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

А еще загадка — это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. можно научить детей играть в загадки: не только отгадывать их, но и придумывать.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников или же путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять и отгадывать собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Объектами для составления загадок для детей служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются, многократно воспринимают и которые оказывают на них эмоциональное воздействие : игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т. д. Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину, отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают.

  • учить детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов;
  • упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков.
  • продолжать учить составлять сравнение по двум – трём признакам;
  • побуждать детей к созданию двух – трёхстрочных загадок по разным моделям.
  • продолжать учить детей самостоятельно сравнивать объекты по разным признакам;
  • побуждать детей объяснять смысл данного сравнения;
  • учить детей самостоятельно составлять загадки по разным моделям;
  • учить оценивать сравнение и выбирать лучшее.

При составлении загадок с детьми дошкольного возраста используются три основных модели. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

Усатый, но не сом.

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия , которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Урчит, но не мотор.

Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.

Очень важно, чтобы загадки, предложенные детям, были понятны, интересны и соответствовали теме, событию или ситуации недели.

Этот принцип открывает для нас педагогов, возможности, для творчества и точного реагирования на образовательную ситуацию в группе

Там, при введении этой технологии мы можем предложить детям простые вопросы о внешности детей: цвете глаз, одежде, длине волос и др. простых признаках. Позже расширять тематику и предлагать вопросы, касающиеся содержания тематической недели.

Например, если тема недели «Насекомые», можно предложить и схематически изобразить такую загадку: «В кого превратилась гусеница?» Два варианта ответа: бабочка и пчела.

Загадки можно прикреплять к магнитной доске, чтобы дети, увидев загадку, сами могли догадаться, какой вопрос в ней заключается. И объяснить детям, что на этом месте они смогут найти интересные загадки и самостоятельно их отгадывать или составлять, если будет что-то непонятное, они всегда могут обратиться к воспитателю.

Форму презентаций загадок тоже придется искать, соотнося с реакцией детей и пробуя различные варианты.

Формы работы с детьми по составлению загадок :

1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку . Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку .

2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.

3. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

Составленные с детьми загадки можно оформить в «Книгу загадок » , которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Так же составление загадки можно использовать как одно из заданий во время образовательной деятельности по любой из областей.

Это дает прекрасную возможность для наблюдения за детьми и немало поводов для педагогических выводов.

Через какое – то время дети, которые научились отгадывать и составлять загадки, привлекают менее заинтересованных детей и говорили: «Отгадай загадку, я уже знаю ответ!» Дети активно общались, спорили, исправляли, дополняли друг друга, проявляли инициативу и самостоятельность.

Анализируя ответы детей, можно увидеть кому из них было что-то непонятно из той темы, которую раскрывали в течении недели. Т.е. в нашем распоряжении окажется своеобразная экспресс диагностика.

И, подводя итоги о новой технологии, хочется выделить те признаки, которые позволяют считать ее привлекательной и эффективной, потому что:

  • относительно прост в использовании, технологичен, легко сочетается с иными формами работы, что особенно ценно для воспитателей;
  • позволяет самостоятельно придумывать оптимальные варианты заданий и формы работы с ними;
  • дает воспитателю опыт педагогического исследования: выстраивание ситуации – анализ промежуточного результата – коррекция;
  • стимулирует творческое взаимодействие с коллегами;
  • помогает избавиться от стереотипов;
  • обогащает инструментарий индивидуального подхода;
  • предполагает органичное встраивание заданий в жизнь группы;
  • настраивает педагога следовать за интересами ребенка;
  • дает содержательный материал для наблюдения за детьми;
  • позволяет получать экспресс-диагностику;
  • пробуждает познавательные интересы, инициативу и самостоятельность у детей.

Работа с педагогами

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно составить загадки по любым схемам

Слова: снег, снежинка

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

Читайте также: