Загадки для детей про байкал

Обновлено: 24.12.2024

1 сл. Здравствуйте, ребята! Наше занятие мы сегодня начнём с загадки:

2 сл. Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нём,

Как его мы назовём?

3 сл. Конечно, Байкал. Это самое глубокое, самое чистое, самое древнее, таинственное, загадочное, красивое озеро на всей планете. Находится озеро в 60-ти км от г. Иркутска.

-А вы хоть раз были на Байкале? Поделитесь своими впечатлениями.

4 сл. Давайте вспомним (Просмотр видео)

Все говорят, что наше озеро самое чудесное на свете. А какие чудеса таит в себе Байкал? Об этих чудесах нам поможет узнать книга «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу»

Итак, открываем книгу…И перед нами – загадка:

А что это такое?

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За сосны зацепилось,

По скалам покатилось

И на землю стекло? (с. 13)

5 сл. Первое чудо - возраст Байкала (с.12-13)

-Как вы думаете, сколько лет Байкалу? Вспомним, как называют Байкал в легендах, песнях? (батюшка, старец). И действительно, это одно из древнейших озёр планеты.

Около 20-25 млн. лет назад произошло сильное землетрясение, разломившее землю. Все вокруг дрожало и грохотало, рушилось, раздвигалось, проваливалось или выдавливалось наверх. В результате образовалась расселина, а ливни и реки быстро заполнили её водой. Из многочисленных потоков скатились в эту пучину и жившие в них животные – перворыбы, живая мелюзга…

Несмотря на такой значительный возраст (25 млн. лет) Байкал молод.

- Как думаете, почему?

Байкал молод, т.к. он растёт, его берега расходятся со скоростью 2 см в год. Именно поэтому там часты землетрясения – свидетельство того, что земная кора движется. Учёные каждый год отмечают до 2000 землетрясений.

6 сл. Ещё одно чудо - размеры Байкала:

7 сл. Средняя глубина

Ширина- от 21 до 80 км

На площади Байкала разместилась бы целая страна Бельгия или африканская страна Лесото.

8 сл. Третье чудо - прозрачность и чистота воды.

Плывя на лодке можно разглядеть камушек на глубине 30-40 метров.

-Как же специалисты определяют прозрачность воды? Не знаете? Нам подскажет чудо-книга (с. 17- при помощи белого диска)

- Скажите, а для чего нам нужна вода, чистая вода?

Послушайте сказку Сибирячка про то, как баторы- горы хотели выпить чашу Байкала.

9 сл . -А теперь предлагаю вам разгадать ещё одну загадку:

В окно стучится,

Никто его не поймает.

Да не видишь его. (ветер)

- На Байкале бывает ветер?

-Как думаете, сколько видов ветра есть на всем известном озере?

Их множество- и это тоже чудо !

Баргузин-воспет в легендах и песнях, имеет крутой характер;

Верховик- мощный,долгий,сухой ветер

Горная- срывается с гор, порывистый

Сарма- самый сильный и страшный ветер Байкала

Бывают на Байкале и штормовые ветры.

11 сл. А не чудо ли то, что в Байкал впадает такое количество рек, что все и не запомнить их 336.

Самый большой приток- Селенга. Кичера, Баргузин, Снежная, Тыя, Анга…

А вот вытекает только одна!

12 сл. Конечно, Ангара. Вытекая из Байкала, она сохраняет чистоту и прозрачность воды. Наверно, многие из вас знают легенду про Ангару. Давайте её вспомним.

-Мы всё говорим и говорим о Байкале, а как вы думаете, что обозначает это название?

«Байкал»- богатое озеро (бурят.)

-А чем оно богато?

13 сл. Конечно же, своими обитателями. Необычайно разнообразен его животный и растительный мир.

14 сл. В нём водится 1550 видов животных, 1085 видов растительных организмов и водорослей. Из много эндемиков. Это 6 чудо .

-Вы знаете, что обозначает это слово?(это виды, характерные только для этого озера)

Самые древние обитатели - губки, много моллюсков, червей, бычков, рачков.

Рыб в озере- 52 вида.

Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете жителей Байкала. (15-18 сл.)

2)Среди байкальских рыб

Он признанный гигант

Есть у него речной собрат

В придонной части обитает,

Но в сети он не попадает.

Он в списки редких рыб внесён,

От истребления спасён…

1)Отложил икру в песок

Речки горной уголок

Красный хвост дугой согнул.

Вы растите, детки, сами,

Не до вас огромной маме.

Нет в Байкале рыб быстрей,

Терпеливей и мудрей.

На охоте круглый день

Ходит в озере, гуляет по заливам,

С нежно-розовым отливом.

Эпишуре, голомянке, бокоплаву

Благодарен за питание и славу.

3.Что за рыба невеличка,

Меньше вашей рукавички,

Студёна вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка?

Каких байкальских рыб вы ещё знаете? (сиг, щука, сом, хариус)

19 сл. А вот ещё одно чудо из чудес: Млекопитающее, тюлень, байкальская нерпа (с.82-85)

+Викторина-нерпята (20-31 сл.)

Да, ребята, уникален наш Байкал, неповторим и богат, но всё чаще люди стали нарушать законы природы и наносить вред животному и растительному миру священного озера.

-Что нужно сделать, чтобы защитить природу Байкала?

32 сл. (Создаются заповедники, заказники, национальные парки, где не рубят лес, не загрязняют воду и воздух, не охотятся, не жгут траву. Там изучают цветы, насекомых, птиц, зверей)

33 сл. Баргузинский заповедник(соболь,олень,кабарга)

34 сл .Байкальский заповедник (таёжный олень)

35 сл. Байкало-Ленский(берег бурых медведей)

36 сл.3 заказника:

37 сл. Национальные парки:

Забайкальский (охрана нерпы)

Мы должны понимать, что Байкал у нас один. Ему нет цены. И в наших силах сберечь это чудо из чудес, чтобы и через много-много лет наши дети могли любоваться этой красотой.

Дома нарисуйте плакаты или сделайте эмблемы, значки, мини-книжки в защиту Байкала для выставки в библиотеке.

38 сл.Песня о защите природы (С.Фокина. «Сохраним природу»)

39 сл. Берегите природу!

40. сл.Список литературы :

1.Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка/ сост. С.Н. Асламова, худ. оформление А.М. Муравьёв. Иркутск: редакция ж. «Сибирячок», 2002.-96с.

Следующая загадка

Я предлогаю вашему вниманию загадки о Байкале, автор загадок Тамара Григорьевна Долбунова, живет в г. Байкальске, Южное Прибайкалье, с 1969 г.. Давно занимается литературным творчеством. Ее удивительные загадки можно использовать на любом мероприятие или уроке. В Иркутской области традиционно в конце лета проходит праздник "День Байкала", посвещается он охране природы Байкала. Надеюсь, что загадки Т.Г. Долбуновой станут хорошим подспорьем в воспитании у подрастающего поколения чувства любви и патриотизма к Родине.

1. Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем.

Как все это назовем? (озеро Байкал, пролив Малое Море)

2. Собравши дань с гористых круч,

Несется к морю в три потока,

Другая, с морем, зев открыв,

Глотает бурно и глубоко.

Одна безвестна и скромна,

Другая - украшенье мира.

Сверкая кружевом плотин,

Все славит своего кумира.

Они - кормилица и дочь.

Но мало в именах различья.

Теперь прошу вас мне помочь.

Назвать их схожесть и отличья. (Река Верхняя Ангара и Нижняя Ангара)

3. Одни пасутся в чистом поле,

Другие плавают на воле.

одних по всей земле встречали,

Другие водятся в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост,

Как их название - вопрос? (Бычки)

Город чаек на. (Остров Елор)

5.Как сердит бывает батюшка Байкал.

Он не раз куски у суши отнимал.

А однажды расстарался, так гулял.

Вместо сел степных теперь залив. (Пролив Провал)

Загадки на уроках повышают активность детей, формируют интерес к предмету. Предполагаютпроблемный характер обучения, так как возникает вопрос, на который нужно дать ответ, ситуация, в которой необходимо найти пути решения, что в итоге может привести к творческому поиску.

Предварительный просмотр:

Викторина для детей старшего дошкольного возраста

«Что я знаю о Байкале»

Цель: развивать познавательный интерес к уникальному озеру Сибири – Байкалу.

  • закрепить начальные знания о реке Ангаре, природе Байкала;
  • развивать умения размышлять, высказывать свои предположения;
  • воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.

Материалы и оборудование: разрезные картинки (соболь, кабарга), интерактивная дидактическая игра «Байкал», ноутбук, экран, байкальская вода. Записи песни И. Кобзона «По Ангаре», «Славное море священный Байкал», для игр: рыбки, обручи, 2 ведерка, пакет с мусором и ведерки под него.

Под звуки шума прибоя входят дети и родители в зал.

- Ребята я очень рада нашей встрече. Сегодня я хочу с вами поиграть в удивительную игру. Вы согласны?

Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем –

Как его мы все зовем? (Байкал)

Вы уже много знаете о Байкале, и сегодня сможете нам все рассказать. Для этого сейчас мы с вами разобьемся на команды детей и одну команду родителей. В каждой команде будет свой капитан. Но ему нужны помощники. Капитан выбирает на столе жетоны, на них написаны имена детей.

За правильные ответы будете получать части пазла, из которых потом соберете изображение.

Ну что ж, отправляемся с вами в путешествие по Байкалу.

1. Как называется наш край? (Сибирь)

2. Какие города Иркутской области вы знаете?

3. Взрослым: Что означает слово «Байкал (Богатое озеро);

1. Какая река не впадает в Байкал? (Ангара)

2. Самый большой остров Байкала? (Ольхон)

3. Взрослым: Назовите возраст Байкала (25 млн. лет)

1. Как Байкал хотел остановить Ангару?

- Рассердился, Байкал ударил своими волнами о каменные берега. Отломился большой камень от скалы. Бросил он камень ей вдогонку.

2. Как называют этот камень в народе? (Этот камень называется Шаман-камень).

Взрослым: Сколько рек и ручейков впадает в Байкал (366) А вытекает? (Ангара).

Воспитатель предлагает послушать песню.

Слушание отрывка песни И. Кобзона «По Ангаре»

Дети читают стихи:

- А что это такое, такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

- А что это такое, такое золотое,

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в не покое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро Байкал!

1. Знаете ли вы, замерзает ли Байкал? (Байкал замерзает целиком)

2. В каком месте Байкал не замерзает? (кроме истока Ангары).

3. Взрослым: Когда замерзает озеро? (В среднем, замерзание начинается 21 декабря, а заканчивается 16 января)

Игра «Кто вперед вытащит сеть»

Дети соревнуются в ловкости и быстроте накручивания ленточки на рулетку.

- Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Не оскверняй её святынь.

1. Для чего человек создает заповедники?

Заповедник создается для охраны животных и растений.

2. Какие обитатели Байкала занесены в Красную книгу?

3. Взрослым: Знаете ли, заповедники в прибайкальских лесах?

(Заповедники «Саянский, «Баргузинский», «Байкальский»).

Мы продолжаем путешествовать по водной глади Байкала.

1. Эта промысловая рыба водится только в Байкале? (байкальский омуль) .

2. Как его ещё можно назвать? (Правильно эндемик, потому что такие рыбы больше негде не водятся).

3. Взрослым: На каких глубинах в Байкале есть жизнь? (везде)

Игра «Веселая рыбалка»

Атрибуты: 2 обруча, рыбы сделанные детьми; ведра для «улова»

Дети делятся на 2 команды. Они должны из проруби принести по одной рыбке, по принципу эстафеты. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.

- Коренные жители Байкала буряты всегда бережно и с заботой относились к священному морю. В давние времена лечились байкальской водой. Она и по сей день остается лечебной и самой чистой водой на планете. Воды Байкала насыщены кислородом и в ней мало примесей, солей, тяжелых металлов тем она и лечебна. Угостить всех водой Байкала

- В снежном логове родится,

Простудится, не боится.

Подрастет – начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет.

Лет полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Может, вы видали сами? (нерпа).

  1. Нерпа это животное, рыба или млекопитающее?
  2. Как правильно называются конечности у нерпы? (ласты)
  3. Взрослым: Как называется детеныш нерпы? (белек)

- В Байкальских сугробах заснеженных,

В берлоге – норе ледяной.

Родился нерпеночек нежный,

У нерпы студеной порой.

И нерпа сыночка ласкала,

Кормила его молоком,

И нежно его лизала,

Шершавым своим языком.

  1. Что такое продух? (Нерпа может пробыть под водой 20-25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи. Диаметр основного продуха 40-50 см, вспомогательных 10-15 см).
  2. Для чего на концах ласт у нерпы когти? (для того, чтобы делать продухи во льду)
  3. Взрослым: Почему нерпа толстая? (Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной Байкальской воде).
  1. Ребята, вы знаете, какая еще удивительная рыбка водится в Байкале? (голомянка)
  2. Что вы знаете про голомянку? Да, живет в Байкале интересная рыба – голомянка. Голомянка – это эндемик Байкала. Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи. Вообще, эта рыбка поразительная! Её в Байкале много, а в сети она попадает редко. Такая вот хитрая!
  3. Взрослым: Назовите ветры Байкала? (баргузин, култук, сарма)
  1. Начинается на «о»,

ох, и любят же его!

Говорят – живет в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)

2. Бледно-розова, нежна, студена вода нужна.

Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка – иностранка? Это рыбка - (голомянка)

Под корягой в жирном иле

Великан находит дом

С вами мы его ловили,

Знаем все, что это (сом)

Все задания выполнены, ребята вы должны сейчас из этих пазлов собрать картинку и сказать, как называется животное, обитающее в лесах Прибайкалья.

Пока дети собирают из пазлов картинку, взрослым предлагается ответить на несколько вопросов:

  1. Почему ученые считают Байкал моделью океана?

— в озере могут жить акулы;

— в нем есть угри.

  1. Когда озеро окрашивается в бурый цвет?

— весной, когда цветут водоросли ;

— при попадании в озеро молнии;

3. Какие разновидности хариуса обитают в Байкале? (белый и черный)

4. Как вы думаете, сколько видов животных обитают в Байкале в настоящее время?

— свыше 100 видов;

— свыше 1500 видов ;

— свыше 5000 видов.

Байкал уникален по своим природным особенностям. Популярность озера давно уже перешагнула границы нашей страны. О нем можно говорить и говорить, изучать и познавать. Эта викторина показала лишь малую частицу этих познаний. У всех людей, живущих на Байкале, всех кто любит и ценит это прекрасное озеро, и у меня есть одна мечта, чтоб Байкал и всю природу вокруг сохранить в чистоте, красоте и целости… Как бы помочь Байкалу? (ответы детей)

Игра «Экологический десант»

Атрибуты: кегли, кубики, мешки для мусора.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Каждая команда собирает только один вид «мусора». Детям даем мешки для мусора по одному для каждой команды. Предлагается, очистить дно Байкала от мусора. Побеждает, та команда, которая быстрее справится с заданием.

Следующая загадка

Викторина для детей старшего дошкольного возраста. Цель данного мероприятия - развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

ВложениеРазмер
viktorina_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_chto_ya_znayu_o_baykale.docx 25.49 КБ

Следующая загадка

Цель: повторить и обобщить знания учащихся об истории, культурных традициях и экологических особенностях озера Байкал.

  • Способствовать повышению мотивации к изучению краеведения через применение игровой технологии, организацию коллективной творческой деятельности;
  • Формировать умение работать в команде;
  • Способствовать развитию у обучающихся навыков умственно-логических действий, коммуникативных навыков, творческих способностей;
  • Способствовать формированию уважительного отношения к окружающей природе, истории и традициям своей малой родины.

Чтобы играть в игру «Счастливый случай», нужны дружные, сплоченные команды по 6 человек, активные болельщики и остроумные вопросы. У нас всё это имеется. Давайте поприветствуем те великолепные команды, которые согласились сегодня играть в игру «Счастливый случай». Встречаем их аплодисментами.

Как говорил один великий ученый нашего времени: «Главное – начать!», итак, начнем!
Познакомимся сначала с правилами поведения во время игры. ( разбор правил на экране)

А судить нас сегодня будет великолепное, справедливое жюри. (Представление членов жюри).

Итак, мы начинаем нашу игру-викторину.

А что это такое –
Такое голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо
За солнце зацепилось,
По скалам покатилось
И на землю стекло?

А что это такое –
Такое золотое,
Блестящее, как зеркало,
Слепящее глаза?
Быть может, это солнце
Легло поспать под скалы,
Оно лежит устало
Закрыв свои глаза?

А что это такое –
Все время в не покое.
Быть может, это туча
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!

Озеро Байкал - природное наследие ЮНЕСКО

Итак, тема нашей игры «Байкал». Легенды говорят, что Байкал – это озеро, большинство называют его морем. Есть легенды, объясняющие название «Байкал». Так что же обозначает слово Байкал?

Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое.

А знаете ли вы, что с 1996 года озеро Байкал занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Байкал – самое глубокое озеро в мире,

Какова наибольшая глубина озера? Его глубина достигает 1642 метров .

Байкал – самое древнее озеро на Земле, Каков возраст Байкала?

Его возраст исчисляется 25 000 000 лет!

Байкал – самый большой колодец пресной питьевой воды, щедро богатой кислородом. Сколько лет могли бы прожить люди всей Земли, если бы у нас был только один источник воды – Байкал? Могли бы прожить на байкальской воде около 40 лет.

Байкал – самое прозрачное из пресноводных озёр мира, его прозрачность достигает 40 метров.

Озеро Байкал очень большое озеро и на нем обитает очень много животных, даже тех кто обитает только на нем. По статистике на Байкале водится 2630 видов животных и растений.

( Ученики читают стихотворение)

Байкал зовут Байкюлем,

Байполем и Бэйхаем:

Ему дано немало

Но мы на карте мира

Всегда его узнаем.

На силуэт посмотрим

И скажем: «Это он!»

В преданьях и легендах

Байкал - старик суровый

А он на самом деле

Он неспроста шумливый,

Ведь он живой наполнен,

А не простой водой!

Байкал – это чудо природы и мы в ответе за его сохранность.

Михаил Пришвин писал « Мало природные богатства сохранять – их надо открывать и показывать.

И сегодня кто-то откроет что-то для себя новое об озере, а кто-то покажет свои знания о нем.

Итак, начинаем игру викторину «Знатоки Байкала»

1 гейм «Что? Где? Когда?»

(Задаются вопросы каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла)

  1. Сколько притоков у Байкала?

Ещё со времен исследований И.Д.Черского в прошлом веке считается ,что в Байкал впадает 336 постоянных водотоков.

  1. Самый большой приток Байкала ?

Река Селенга - её длина от истока 1024 км ,площадь водосборного бассейна около 465 тыс.квадратных км. Она приносит около половины объема речных вод, поступающих в озеро из всех притоков.

  1. Где на Байкале больше всего солнечных дней?

По обилию солнечных дней Ольхон сравним с Черноморским побережьем Кавказа .

  1. Когда замерзает Байкал?

В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, т. е. на полное замерзание требуется около месяца

  1. Замерзает ли весь Байкал?

Байкал замерзает целиком, кроме небольшого, в 15—20 км. протяженностью, участка, находящегося в истоке Ангары.

На доске картинка мальчика с удочкой, на магнитах к доске приклеены рыбки с заданиями. Ребята вытягивают свою рыбку (любую из 9) и в течение 30 секунд готовят полный ответ.

1.Сколько видов рыб живёт в Байкале?

Осетры, семейство лососевые , таймень, голец, сиг, омуль, хариус, щука, карпы, гольян, плотва, карась, налим, окунь голомянка

2. Сколько эндемичных видов рыб в Байкале?

К эндемичным относятся все 27-34 вида и подвида голомянко-бычковых рыб. К ним следует отнести байкальского омуля, байкальских черного и белого хариусов и байкальского озерного сига.

3.Какие самые плодовитые рыбы в Байкале?

Налим и осетры. Самка налима массой около 4 кг откладывает до 2,3 млн. штук икринок. Количество откладываемой икры осетрами с возрастом самок увеличивается, достигая 350-400 тыс. штук.

4. Какая самая многочисленная рыба в Байкале?

Самая многочисленная рыба на Байкале - голомянка, которая не откладывает икру, а рождает живых мальков.

  1. Есть ли у глубоководных рыб глаза?

У всех глубоководных рыб Байкала есть глаза, но у части глубоководных беспозвоночных они лишены зрительного пигмента. У некоторых морских животных, обитающих на глубине до 1800 м, т. е. почти такой же, как и в Байкале, очень большие глаза и острое зрение. У рыб, живущих на глубине более 1800 м, глаза чаще всего маленькие или совсем отсутствуют.

  1. Издают ли рыбы звуки и каким образом?

Большинство видов рыб издают различные звуки . Среди них выделяют кваканье, хрюканье, покашливание, треск, свист, писк, барабанную дробь и др.

  1. Откуда появился омуль в Байкале?

Некоторые ученые считают, что омуль пришел в Байкал из приустьевых участков рек, впадающих в Ледовитый океан, в частности по pекам Енисею и Ангаре. Другие (Л. С. Берг, П. Л. Пирожников, П. А. Дерягин, В. В. Покровский) считают, что предковыми формами всех сиговых рыб являются пелагические сиговые континентальных водоемов Сибири.

  1. Сколько лет живут осётры?
  1. Какова продолжительность жизни омуля?

Исследователям попадались 24-25-летние экземпляры.

Учитель: Пока жюри подводит итоги у нас поэтическая минутка. Ученики читают стихотворение.

Средь горных хребтов, возле сопок и скал
Раскинулось озеро-море,
Сибири жемчужина – древний Байкал,
Чьи волны шумят на просторе.

Байкалу нет равных озёр на Земле –
Он самый глубокий и чистый!
Прекрасен утрами, в вечерней заре,
В снегах и под солнцем лучистым.

Впадают в него сотни рек и ручьёв,
Одна Ангара вытекает.
На озере много ещё островов –
Ольхон самым крупным считают.

Байкал – пресноводный, с прозрачной водой,
И живности в водах немало:
Осётр*, голомянки*, таймени* с плотвой*
Сиг*, омуль* – эндемик* Байкала.

Байкальская нерпа* в тех водах живёт,
А берег – гнездовье для птицы,
Увидишь орланов* и чаек полёт.
Медведи приходят кормиться.

В горах Прибайкалья живёт кабаргА –
Олень, самый маленький в мире,
А склоны вокруг покрывает тайга,
Богатая флора* Сибири.

Но редко бывает спокойным Байкал –
От ветров вздымаются волны –
СармА*, баргузИн* – так народ их назвал,
Здесь перечень ветров неполный.

Когда же утихнет шальной баргузин,
То солнце, коль верить примете,
На небе сиять будет день не один,
А омуль наполнит все сети.

Зимой же Байкал покрывается льдом,
Закрыв сентябрём судоходство.
В мороз лёд трещит, как раскатистый гром,
И с выстрелом пушки есть сходство.

Из космоса виден древнейший Байкал,
Его полумесяц лазурный.
Он славу себе на планете снискал,
Воспет нашим временем бурным.

Байкал – это чудо, живой организм,
И людям беречь его надо!
Заводы ж, селения, «дикий туризм»* –
Давно его взяли в осаду.

Бушует священный Байкал и шумит
И волны кидает в нас, скомкав,
Как будто душа у Байкала болит
За то, ЧТО оставим потомкам…
(В. Баранова )

Гейм. 3. Тёмная лошадка.

Вопросы будет задавать вам неизвестный гость нашей игры Вы должны отгадать нашего гостя.

В холодной плавает воде, хороший рыболов,

На льдине отдыхает, совершив большой улов.

И отдыхать то ей не лень,

Так как рыбачила весь день

Правильно, наш загадочный гость – это нерпа. Нерпа будет задавать свои вопросы капитанам команд. Если капитан справляется с заданием, команда получает 2 балла. Если просит помощи команды, то 1 балл. ( Капитаны команд по очереди кликают мышкой по любой нерпе на экране, которая задает вопрос).

Откуда нерпа появилась в Байкале?

Предполагают, что она проникла из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период, когда реки были подпружены льдами, надвигающимися с севера. Не исключается возможность ее проникновения по Лене, в которую, как предполагают, был сток из Байкала.

Чем детёныши нерпы отличаются от взрослых особей?

Детеныши имеют шерсть белого цвета - это их охранительная окраска. Она позволяет впервые недели жизни, пока они питаются молоком матери, оставаться почти незаметными на снегу. С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют: шерсть постепенно изменяет цвет на серебристо-серый у двух-трехмесячных, а затем и буро-коричневый - у более старших особей.

С какой скоростью плавает нерпа?

Максимальная скорость - 20-15 км/час. Но с такой скоростью она плавает, когда уходит от опасности. В спокойной обстановке плывет значительно медленнее - вероятно, 10-15 км/час.

Съедобна ли нерпа?

Местные жители побережий Байкала мясо и особенно жир нерпы считают целебным. Нерповщики - добытчики нерпы - и буряты считают деликатесом свежую, еще теплую печень нерпы. Особенно нежное мясо у молодых нерпят - хубунков. Если мясо взрослых нерп даже после тепловой обработки сохраняет запах рыбы, то у хубунков оно почти лишено каких-либо посторонних запахов. Мясо и жир нерпы употребляют при лечении легочных заболеваний (туберкулез), язвенных болезней внутренних органов, в первую очередь, желудка, и др. В печени нерпы содержится много витаминов.

Любимое место отдыха?

В Байкале нерпа в основном любит « отдыхать» на Ушканьих островах. Ушканьи острова расположены в средней части Байкала. Ушканьим островам присвоен статус памятника природы. Общая площадь островов – 10 квадратных километров.

4 гейм. Заморочки из бочки

Капитаны команд достают по очереди “заморочки”- бочонки с номерами. Зачитывается вопрос, на обдумывание команде даётся 10 секунд, после чего она должна дать ответ. За правильный ответ команда получает 2 балла. Если игроки достают бочонок, на котором кроме числа приклеен значок «подкова», то за правильный ответ команда получает 5 баллов, а не 2 балла. (Таких бочонков два).

Древний человек считал себя кровно связанным с определенным зверем или птицей, от них он вел свое происхождение. Предания гласят, что каждый бурятский род происходит от своего тотемного животного или птицы. У эхирит-булагатов это был бык, у ольхонских бурят – орел. Поэтому на петроглифах Саган-Забы можно встретить изображения мифических прародителе. Тотемная птица бурят, по легенде – прародительница 11 бурятских родов, о ее верности в народе сложены старинные песни( лебедь)

Живородящая рыбка, самая многочисленная и глубоководная рыба Байкала. Ее называют рыбкой-невидимкой, потому что ее тело почти полностью состоит из жира , и у нее нет чешуи. Через хвост рыбки можно читать текст книги. В тибетской медицине для заживления ран используют снадобье, приготовленное из ее жира. ( голомянка)

Научное название дерева – сосна сибирская. Его хвоя – темно-зеленая с сизым налетом, хвоинки собраны по 5 штук в пучке. Растет на побережье Байкала, в заповедных зонах. Средняя продолжительность жизни 500-800 лет. (Кедр)

Ценный пушной зверек внешним видом очень схожий с куницей, обладающий красивым, пышным и шелковистым мехом. Мех этого зверька издревле считался царским, и его шкурку назвали “мягким золотом”. (Соболь.)

На дне Байкала на каменистых грунтах живут удивительные животные. Они не гонятся за добычей. Колонии этих организмов внешне напоминают коралловые кусты, имеющие сочный ярко-зелёный цвет.: байкальская губка)

Дорогие ребята, вы сегодня показали большие знания о нашем озере. Можно всю жизнь изучать Байкал и все же в нем останутся неизведанные тайны и потаенные уголки.

Встреча с Байкалом – это всегда обновление, это источник вдохновения и сил, это сильные глубокие впечатления и конечно, радость.

И все же все эти факты остаются отдаленными, пока Вы сами не вступите на Байкальскую землю, пройдете вдоль его удивительных берегов, подышите напоенным ароматов трав и лесов воздухом, выпьете из горстей кристально чистой студеной воды.


Вот и закончилась игра,

Расходиться нам пора…

На жюри взгляните все – подведем итог игре.

Жюри подводит итоги.

В конце игры ведущий оглашает итоги. Команды получают сувениры и поют гостям песню о Байкале.

Использованная литература:
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Восточно-Сибирское изд-во, 1984 г.

Следующая загадка

Цель : повторить и обобщить знания воспитанников об истории, культурных традициях и экологических особенностях озера Байкал.

Задачи: 1. Познакомить детей с природой Байкала.

2. Формировать умение работать в команде.

3.Способствовать формированию уважительного отношения к окружающей природе, истории и традициям своей малой родины.

Ход занятия.

I .Водная часть.

1.Организационный момент.

Сейчас я вам загадаю загадку, вы должны отгадать ее. Тем самым узнаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?

Древен род его в природе,

кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем,

как его мы назовем? (Байкал)

Молодцы. Сегодня мы с вами совершим путешествие по игре «Знатоки Байкала»

II. Основная часть

1.Актуализация знаний.

(Для проведения игры необходимо выбрать 2 команды участников)

-А теперь, ребята, переходим на нашу познавательную игру.

1-я станция «Вопросительная»

1. От какого слова произошло слово «Байкал» и что оно означает? ( Предположительно, слово «Байкал» произошло от тюркского «Бай-Куль», что означает - «богатое озеро»)

2. Возраст о. Байкал? (более 25 млн. лет)

3. В каком году и кто стал первооткрывателем озера Байкал?(1643г, Казак Курбат Афанасьевич Иванов)

4 .Длина озера Байкал?(636 км)

5. Максимальная глубина озера Байкал?(1642 м.)

6. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем почему? (Морские явления штормы, при которых высота волн может достигать 5 метров)

7. Сколько рек впадает в Байкал? (336рек и вытекает одна Ангара)

8. Как называется камень, разделяющий озера Байкал и Ангару? (Шаман- камень)

9. Почему чиста байкальская вода? (Особую роль в очистке воды играют мельчайшие рачки эпишуры. В поисках корма они пропускают через собственный организм сотни кубометров воды. Вместе с пищей в теле эпишуры остаются загрязняющие вещества)

10. Сколько островов на Байкале. Самый крупный остров? (На Байкале 30 островов. Ольхон)

2-я станция – “Зоологическая” – загадки о животных, обитающих на берегах озера Байкал.

Загадки загадываются каждой команде по очереди, если команда не отвечает, право ответа предоставляется команде соперников.

1 .Он тайги хозяин строгий,

Кабинет его в берлоге.(Медведь)

2. И девчонки и мальчишки

Все иметь хотели б шишки –

На орешки очень щедр,

3. Начинается на «о»,

Ох, и любят же его!

Говорят – живет в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)

4. У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла… (Бурундук)

5. Горбоносый, длинноногий

Ест траву, кустов побеги.

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знай, что это…(Лось)

6 .Бледно-розова, нежна,

студена вода нужна.

Что за рыбка-невеличка –

меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает,

рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка?

Рыбка эта. ( Голомянка)

7. Одни пасутся в чистом поле,

Другие плавают на воле.

Одних по всей Земле встречали,

Другие водятся в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост.

Как их название - вопрос? (Бычки).

8.Какие рыбы обитают в озере Байкал? (сиг, хариус, Омуль)

9. Что такое голомянка? (Голомянка – это рыбка, живородящее чудо Байкала. Она не имеет чешуи, а сквозь тонкую кожу хорошо просвечивает скелет. Голомянка в отличие от всех других рыб, живущих в Байкале, рождает живых личинок, которые сразу же после появления на свет способны питаться эпишурой, мальками рачков)

10. Какое животное обитает в водах Байкала? (Байкальский тюлень или нерпа)

3-я станция – “Изобразительная”

В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут – начнут нырять,

шубки белые менять.

Если очень повезёт –

лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Догадайтесь-ка, вы, сами! (Нерпа)

(Каждую команде выдается ватман и краски)

Нарисовать и разукрасить нерпу.

4-я станция « Логическая »

Участникам необходимо угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке “Чудо-юдо” зверя. Время выполнения задания – 3–5 минут.

На картинки подписать

Ответы на задание “Чудо-юдо” зверь:

1 команда: Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы.

2 команда: Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя.

5 -я станция – “Экологическая”

Не плюй в колодец: пригодится воды напиться . (Говорится как предостережение от недальновидного поведения по отношению к кому-либо или о совершении необдуманного поступка. О том, что плохое возвращается бумерангом)

На сердитых, воду возят. ( Это выражение говорят тем людям, которые понапрасну гневаются, чтобы быстрее их успокоить)

2 .Определить в каком стаканчике налита вода из крана, а в каком из недр Байкала?

6-я станция «Географическая»

Собери пазлы. Картинка озеро Байкала. Кто быстрее соберет получает 5 баллов.

Читайте также: