Загадки для 1 класса по русскому языку с ответами
Обновлено: 05.11.2024
Мы преставимся всегда
Лишь к началу слова.
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи – очень много нас:
У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.
И еще другие есть,
Всех нас трудно перечесть.
И запомните, друзья,
В языке без нас нельзя!
Ответ
[свернуть]
В словах «отдал», «вошел», «подставка»
Перед корнем пишется…
Ответ
[свернуть]
Если корень выделяем,
Суффикс мы определяем
И приставку мы найдем,
Окончание обведем.
Наши действия — не вздор,
По составу то…
Ответ
[свернуть]
Знак простой – крючок и точка,
Я пишу его на строчке.
Если что-то вдруг спрошу,
То в конце и напишу.
Ответ
[свернуть]
Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда…
Ответ
[свернуть]
Какая погода!
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак другой —…
Ответ
[свернуть]
Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю…
Ответ
[свернуть]
В текст слова чужие вставим,
И в кавычки их поставим.
Вы же знаете, ребята,
Что в кавычках, то …
Ответ
[свернуть]
Часть текста в учебнике нам не в новинку:
То, может, абзац, может быть, половинка.
Такой вот из текста любого «обрывок»
Мы все называем понятно — …
Ответ
[свернуть]
Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —…
Ответ
[свернуть]
Все, что существует,
Оно обозначает.
На вопросы «Кто?» и «Что?»
Четко отвечает.
Всегда оно имеет
И число, и род,
Чтоб не обижался
На него народ.
Падежей различных –
Сразу целых шесть
На любые случаи
У него уж есть.
Ответ
[свернуть]
Художницу эту
Знает весь свет.
Раскрасит талантливо
Всякий предмет.
Ответит всегда
На вопросы такие:
«Какая?», «Какой?»,
«Какое?», «Какие?»
Ответ
[свернуть]
Он предметы оживляет,
И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит.
Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться сам умеет.
Дети долго ходят в школы,
Чтобы выучить…
Ответ
[свернуть]
Пух каков? Всегда пушист.
И красив кленовый лист.
А зима-то, какова?
Очень снежна, холодна.
Каково мое оконце?
Широко! В нем видно солнце.
Совы – серы и темны.
Мышкам ночью не видны.
Все похожие слова –
Форма прилагательных.
Нам каков и какова –
Скажут обязательно.
Ответ
[свернуть]
.
Быстро предметы оно сосчитает.
Строгий порядок при счете их знает.
На два вопроса ответит вам только:
Это вопросы который? и сколько?
Цифры частенько ответ заменяют.
Люди его очень часто склоняют.
Часто при этом они ошибаются.
Как он зовется? Кто догадается?
Ответ
[свернуть]
Признаки действий оно означает.
Всем любопытным оно отвечает,
«Где?» и «Когда?», «Почему?», «Отчего?»
«Как?» и «Куда же?», «Зачем?», «Для чего?»
Род не имеет, не хочет склоняться,
Очень не любит оно изменяться.
Степень сравнения может иметь.
Как его имя? Скорее ответь.
Ответ
[свернуть]
Мы зашли в лесную чащу.
Бродит там медведь рычащий.
Там – протоптанные тропки.
Еж испуганный и робкий.
Там – ползущий муравей
И поющий соловей.
В строках этих, я замечу,
Есть особая часть речи.
Ответ
[свернуть]
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки…
Ответ
[свернуть]
Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они…
Ответ
[свернуть]
«Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пеленку».
По первым буквам прочитай,
Все шесть братишек называй.
Их имена скорей скажи.
Конечно, это…
Ответ
[свернуть]
Если действие прошло,
То «прошедшее» оно.
Если действие сейчас,
«Настоящее» у нас.
Ну а если вдруг настанет,
«Будущим» оно вмиг станет.
Ответ
[свернуть]
Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется…
Ответ
[свернуть]
С вопросом предложения
Я обозвал «спросительные».
Я позабыл в волнении
Название…
Ответ
[свернуть]
Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется…
Ответ
[свернуть]
Применяем мы все это
Вместо имени предмета.
И в количестве предметов
Применяем также это.
Нам оно на все укажет,
Только вот, имен не скажет.
Очень часто это применяется.
Очень сильно это изменяется.
Без него, как ни вертись,
В речи нам не обойтись.
Ответ
[свернуть]
На дороге кот сидит.
За дорогой столб стоит.
По тропинке побегу
До дороги добегу,
Там подземный переход.
От дороги кот идет.
У дороги – поворот.
Над дорогой – облака.
Шел к дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем с мамой на попутке.
Мы в дороге будем сутки.
Нам с дорогой повезло.
В дождь ее не развезло.
Нам в рассказе о дороге
Очень помогли …
Ответ
[свернуть]
Ты части речи те — союз,
Предлог, частицу, — помни.
Ты, школьник, намотай на ус,
Названье их запомни.
Зовутся не волшебные,
А проще. Так:…
Ответ
[свернуть]
По соседству два брата живут,
В слова то и дело встают.
Один брат звуки смягчает,
Другой брат их разделяет.
Ответ
Твердый и мягкий знаки
[свернуть]
Всему название дано,
И зверю, и предмету.
Вокруг вещей – полным-полно,
И безымянных – нету.
И все, что может видеть глаз,
За нами, перед нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено…
Ответ
[свернуть]
Зовут его крылатым словом,
Его значение всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем…
Глубина его бездонна, он велик и бесподобен
Загадки про русский язык для детей 3-4 класса
Глубина его бездонна,
Он велик и бесподобен,
Гибок, ловок и послушен,
И в России всем он нужен!
(Русский язык)
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость».
(Антонимы)
В текст слова чужие вставим,
И в кавычки их поставим.
Вы же знаете, ребята,
Что в кавычках, то …
(Цитата)
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой?
(Подлежащее)
Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —…
(Диалог)
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется…
(Сказуемым)
Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое.
(Окончание)
Знак простой – крючок и точка,
Я пишу его на строчке.
Если что-то вдруг спрошу,
То в конце и напишу.
(Знак вопроса)
Все, что существует,
Оно обозначает.
На вопросы «Кто?» и «Что?»
Четко отвечает.
Всегда оно имеет
И число, и род,
Чтоб не обижался
На него народ.
Падежей различных –
Сразу целых шесть
На любые случаи
У него уж есть.
(Имя существительное)
Художницу эту
Знает весь свет.
Раскрасит талантливо
Всякий предмет.
Ответит всегда
На вопросы такие:
«Какая?», «Какой?»,
«Какое?», «Какие?»
(Имя прилагательное)
Он предметы оживляет,
И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит.
Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться сам умеет.
(Глаголы)
«Многие писатели говорили, что на русском можно вести любую беседу: признание любви, общение с врагом, дружеская беседа, ведь именно он может передать все чувства и эмоции, лучше, чем какой-либо другой язык».
Из сочинения ученика 6 класса
Игра «Гонка за лидером»
Учитель задает вопросы, команда отвечает до первой ошибки, после чего право ответа переходит к другой команде. Начинает проигрывающая команда.
- Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (Имя существительное)
- На какие вопросы отвечают имена существительные? («Кто?» или «что?»)
- Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)
- К именам существительным какого рода можно подставить слова «он», «мой»? (К мужскому)
- К именам существительным какого рода можно подставить слова «она», «моя»? (К женскому)
- К именам существительным какого рода можно подставить слова «оно», «мое»? (К среднему)
- Определите род имени существительного «рояль». (Мужской)
- Определите род имени существительного «трель». (Женский)
- Определите род имени существительного «кофе». (Мужской)
- Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)
- Употребите во множественном числе имя существительное «доктор». (Доктора)
- Употребите во множественном числе имя существительное «шофер». (Шоферы)
- Измените по числам имя существительное «пальто». (Не изменяется)
- В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? (В существительных женского рода)
- В каких именах существительных после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (В существительных мужского рода)
- Какая часть речи обозначает признак предметов? (Имя прилагательное)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? («Какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)
- Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол)
- На какие вопросы отвечают глаголы? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)
- Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? (Предлогами)
- Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)
- Какие части слова вы знаете? (Приставку, корень, суффикс, окончание)
- Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
- Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)
- Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
- Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс, окончание)
- Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов)
- Для чего служит окончание в слове? (Для связи слов в предложении)
- Какие гласные надо проверять в корне слова? (Безударные гласные «о», «а», «е», «и», «я»)
- Как надо проверять написание безударной гласной в корне? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы эта гласная стала ударной)
- Назовите парные звонкие и глухие согласные. (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)
- Как надо проверять написание парных звонких и глухих согласных? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после согласного стоит гласный звук)
Словообразование
В Москве живут москвичи, во Владимире - владимирцы. А как зовут себя жители Курска и Архангельска? (Куряне и архангелогородцы)
«А», «Б», «В», и по порядку повторяю алфавит
Загадки про русский язык для детей 1-2 класса с ответами
Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю…
(Алфавит)
Прочитали мы рассказ,
Попросил учитель нас
Проявить старание —
Тексту дать название.
Тут я оказался ловок —
Вмиг придумал…
(Заголовок)
Тридцать три подружки
Школьницы-девчушки.
Друг за другом встанут,
Все слова составят.
(Буквы)
Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху…
(Ударение)
Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная —…
(Безударная)
Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется…
(Красной строкой)
Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется…
(Глагол)
Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда…
(Запятою)
Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю…
(Точку)
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки…
(Гласные)
Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они…
(Согласные)
По соседству два брата живут,
В слова то и дело встают.
Один брат звуки смягчает,
Другой брат их разделяет.
(Твердый и мягкий знаки)
Русский – язык высокой культуры. Он стал родным для таких общепризнанных гениев, как Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Александр Пушкин и для многих других писателей, поэтов, драматургов, критиков, общественных и культурных деятелей.
Следующая загадка
1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?
2. Как называется речь одного человека?
3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.
4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?
5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.
6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?
7. Какие согласные всегда только мягкие?
8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?
9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.
10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.
Ответы: 1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.
3. Вопросы о буквах, звуках и слогах
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10)
Сколько парных согласных? (12)
Как делятся слова? (На слоги.)
Сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)
Как в русском языке воспроизводятся звуки, которые издают кошка, собака, гусь? Как называются эти слова? (Звукоподражательные)
1. КОТ, КИТ, МИР - Какие это слова? (Односложные)
2. Назовите двусложные слова (Пе-нал, ма-ма, мо-ре )
3. Назовите трехсложные слова ( Те-ле-фон, ком-на-та, ли-ней-ка)
4. Вопросы о правилах и орфограммах
Назовите слова-предметы. ( Парта, пенал…)
Назовите слова-признаки. (Весёлый, умный…)
Назовите слова-действия. (Пишет, читает…)
Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
С помощью какой части слова образуются новые слова?
Что меняется в конце слова?
Как пишется частица НЕ со словами-действиями?
Как писать имена и фамилии?
Как писать предлоги со словами?
1. Как пишутся в словах сочетания ЖИ-ШИ? Приведи примеры.
2. Как пишутся в словах сочетания ЧА-ЩА? Приведи примеры.
3. Как пишутся в словах сочетания ЧУ-ЩУ? Приведи примеры.
Подбери слова, начинающиеся со слога бу- (букашка, бумага, бутон, булавка, Буратино).
Подберите слова со слогом за- (гроза, коза, заноза, засов, лоза).
Подбери слова со слогом ва- (васильки, канава, корова, вагон).
5. Шуточные и занимательные вопросы о русском языке для 2 класса
1. Чей нос называется так же, как мелкая монета?
а) коровы; б) медведя; в) мыши; г) свиньи; д) дельфина.
2.Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А лошадь?
а) мычит; б) блеет; в) кудахчет; г) ржёт; д) ревёт.
3. В каком слове сорок гласных?
4) В каком слове больше всего букв «Я»?
5) Корова говорит «Му!», собака ? «Гав!», кошка ? «Мяу!». А кто говорит самое длинное «слово»?
(А) утка; (Б) свинья; (В) лошадь; (Г) лягушка; (Д) петух
6) Сестра — сёстры, стол — столы, голос — голоса, плечо — плечи, брат — . .
(А) браты; (Б) брата; (В) братья; (Г) братия; (Д) братики
7) В Королевстве кривых зеркал, куда попала Оля, у неё оказалась подружка Яло — её зеркальное отражение. Оля записала под диктовку Яло имена жителей этого королевства, но в одном ошиблась. В каком из имён ошибка?
(А) Абаж; (Б) Анидаг; (В) Аксал; (Г) Гурт; (Д) Нушрок.
8) Лёва составил список того, что выращивает в огороде его бабушка: баклажаны, кабачки, картофель, морковь, огурцы, петрушка, помидоры, щавель.
Потом он вписал в список ещё одно слово после слова картофель. Какое?
(А) укроп; (Б) лук; (в) капуста; (Г) репа; (Д) тыква
6. Ребусы для викторины по русскому языку
Разгадайте ребусы. Каждая команда получает по листочку с заданием. За правильно выполнение задания 2 балла, если 1 ошибка – 1 балл
КИС. (ответ: КИСТОЧКА)
ВИ 3 НА (ответ: ВИТРИНА)
100 ЛИЦА (ответ: СТОЛИЦА)
ВО 7 (ответ: ВОСЕМЬ)
ПО 100 ВОЙ (ответ: ПОСТОВОЙ)
7. Буквы в словах перепутались
Командам даётся по листу с заданием (у каждой команды свое задание). Буквы в словах перепутались, восстановите слова!
Разгаданы 5 слов - 3 балла, 4 слова - 2 балла, 3 слова – 1 балл. Время 3-5 минут.
8. Разгадайте слова, используя первые буквы предметов
Ответы: 1. БЕЛКА 2. КАБАН 3.ЗАЯЦ
9. Раскройте смысл крылатых выражений
Каждая команда объясняет по 2 выражения. Перед началом выполнения задания нужно привести пример объяснения:
Смотреть сквозь пальцы – не обращать внимания ни на что
Море по колено - ничего не бояться
Тянуть кота за хвост – долго не приступать к делу, медлить
Задания для команд:
Во весь дух - (быстро)
Рукой подать - (близко)
Прикусить язык - (замолчать)
Витать в облаках (мечтать)
Сломя голову - (быстро)
Крокодиловы слезы - (фальшивые)
10. Игра «Наборщик»
Требуется составить как можно больше слов из букв данного слова. Дается время на выполнение задания, затем каждая команда по очереди называет по одному слову. Уже названные слова повторять нельзя.
Учитель записывает заранее подготовленное слово или выставляет табличку с этим словом перед играющими командами. Задача состоит в том, чтобы из букв заданного слова составить как можно больше других слов имён существительных в именительном падеже (повторять буквы нельзя). На выполнение задания отводится 5-8 минут (слова для примера: игротека, преподаватель, строительство, лекарство и др). За каждое правильное слово 1 балл. Можно усложнить задание: за односложные слова давать 1 балл, за двусложные - 2 балла, за трехсложные - 3 балла.
Пример:
Лекарство: вор, кора, сор, сова, ворс, кросс, лор, ствол, рост, стол, корт, вес, лес, рак, ток, кот, рот, крот, трос.
Загадки про урок русского языка и литературы
На каком уроке мы пишем сочинение?
На каком уроке мы готовим изложение?
На этом уроке изучаем орфограммы.
На этом уроке существуют разные приёмы.
(Урок русского языка и литературы)
Прописи, тетради, авторучки скрип,
Пишет аккуратно каждый ученик.
Правила читаем, учим назубок.
Ну, ребята, что же это за урок?
(Урок русского языка)
«Русский язык – это наш дар, подарок, и творение Всевышнего. Русский язык такой разный, на нем может говорить и интеллигент и обычный мужик из народа, и от этого язык не станет бледнее, а наоборот он засверкает всеми ипостасями своего величия».
Из сочинения ученика 6 класса
Стихотворные загадки о русском языке для 4 класса
Если действие прошло,
Если действие сейчас,
Ну а если вдруг настанет,
«Будущим» оно вмиг станет. (Время)
Конфета в вазе была одна.
Мама насыпала, стало полно.
Ответьте же мне на вопрос, детвора,
Что у конфет изменилось? (число)
А второе если, значит,
Этим словом называется
Тот, к кому мы обращаемся,
И, без всякого сомнения,
Это слово — . (обращение)
Перед корнем пишется. (приставка)
Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся.
Как называются? Кто догадался? (Синонимы)
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
Этот главный член. Какой? (Подлежащее)
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Мы давно позабыли такие слова:
Редко встречаются, не надоевшие,
Эти слова мы зовем. (устаревшие)
Звуки друг друга нашли,
Встали рядом и смысл обрели.
Много их, аж кругом голова.
Собираются звуки в. (слова)
Все вы назовете их едва,
Самые короткие слова.
Отчего они так важны, не пойму?
Зовут его крылатым словом,
Его значенье всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем. (фразеологизмом)
«Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пеленку».
По первым буквам прочитай,
Все шесть братишек называй.
Их имена скорей скажи.
Конечно, это. (падежи)
Ты части речи те — союз,
Предлог, частицу, — помни.
Ты, школьник, намотай на ус,
Названье их запомни.
Зовутся не волшебные,
А проще. Так. (служебные)
Следующая загадка
1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.
2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?
3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?
4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.
5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?
6. Поставь нужные окончания: лечебн.. шампунь; красив.. тюль; желт.. эмаль, асфальтированн.. шоссе.
7. Есть ли в русском языке приставка «з»?
8. Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес.ный, воскрес.ная, ужас.ный, свис.нул, трос.ник, лес.ница, ус.ные, хрус.нуть.
9. Является ли местоимение частью речи?
Ответы: 1. Снегопад, соковыжималка, водокачка, самосвал, ледокол, мухомор, кофеварка, вертолет. 2. Т. п. 3. «я», «и» 4. Сущ., прил. 5. Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров. 6. «ый», «ый», «ая», «ое» 7. Нет. 8. Доблестный, свистнул, тростник, лестница, устные, хрустнуть. 9. Да. Автор: Анна Круглова
Разгадайте ребусы
Ответ: падеж
Ответ: спряжение
Ответ: глагол
Вопрос с подвохом
Как правильно сказать: у рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? (У рыб есть зубы)
Может ли страус назвать себя птицей? (нет, страус не умеет разговаривать)
Следующая загадка
5. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки.
6. Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный.
7. Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»?
8. Какие правила спряталось в словах: «ч.йка», «ш.повник», «ж.раф»?
9. Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. Какие буквы пропущены?
10. Переставь буквы в слове «стук» так, чтобы получилось новое слово?
Ответы: 1. Из предложений. 2. Из слов. 3. Слышат. 4. Буквы. 5. Кость. 6. Март, август. 7. Две 8. «Ча» с буквой «а», «жи»,»ши» с буквой «и». 9. Рыбак поймал щУку и лещА. 10. Куст.
3. Какое слово спряталось?
Прочитайте слова. Найди в них слова, которые спрятались:
Уточка, столб, зубр, щель, удочка, полк.
Ответы: точка, стол, зуб, ель, дочка, пол.
4. Буквы перепутались
Из букв каждой строчки составьте слова и запишите их:
5. Ударение
Поставьте в словах ударение:
гусеница, алфавит, ворота, библиотека.
6. Мягкие согласные
Из данных слов выпишите только слова, в которых все согласные мягкие:
Витя, сок, мяч стол.
7. Слоги
Разделите слова на слоги.
Лопата, вилы, молоток, клещи, пила, рубанок.
8. Новые слова
Образуй новые слова, добавь к данным первую букву.
7. В каких словах есть цифра 100?
(Стол, столица, постовой, стойка и т.д.)
8. Составьте предложение
Из каждой строчки составьте и запишите предложение.
ребята, где, были
ходили, в, они, зоопарк
9. Добавьте букву
Добавляя по одной букве к слогам, получить слова. 5 слов – 5 баллов, 4 слова – 4 балла.
Карточка со слогами (одинаковые для всех команд)
10. Игра «Доскажи словечко»
- Жеребенок с каждым днем подрастал и стал… / конем/
- Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,… /карандаш/
- Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, если я…/капуста/
- В подполье, в каморке живет она в норке. Серая малышка. Кто же это. /мышка/
11. Игра «люки» и «львы»
1 вариант – 7 «люков»
*ЛЮ*К* Без этого не играют в хоккей.
*ЛЮК* Этот в руке у Бабы Яги.
*ЛЮ*К* Этот пекут, как пекут пироги.
*ЛЮК* Этот не знает, что значит улыбка.
*ЛЮ***К* В тот наливают молоко кошке.
*ЛЮК** Этот с болота приносят в лукошке.
*ЛЮ**К Этот искал Карабас-Барабас.
2 вариант – 7 «львов»
*ле**в** Первый лев пасёт оленей
ле*в** Этот острый, в мыльной пене
*лев** Третий - корм для лошадей
*лев В пятом здесь бычок вздыхает
**лев** Этот полю помогает
ле**в** А последний очень вял
12. Орфограммы на скорость
На доске (под счет до 10) написать как можно больше слов с сочетаниями
13. Считаем слоги
Посчитать, сколько слогов в словах (для капитанов команд)
14. Забавное интервью
Надо ответить на мои вопросы так, чтобы ответ начинался с буквы: «С» и «А»
-Кто твоя сестра?
-Кем работает твой папа?
-Что ты любишь есть?
-Какие фрукты, ягоды любишь?
15. Отгадай сказку
Участники должны угадать сказки и назвать их авторов.
*Иван-царевич говорит ей:
-Лягушка, отдай мою стрелу. / «Царевна-Лягушка», русская народная сказка/
*Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с Богом.
Будет вам новое корыто / « Сказка о рыбаке и рыбке», А.С.Пушкин/
*Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?
Что означают эти крылатые выражения?
Нужно раскрыть смысл крылатых выражений. Задания предлагают командам попеременно, засчитывают только правильные ответы:
- Рукой подать. (Близко)
- В час по чайной ложке. (Медленно)
- Во весь дух. (Быстро)
- Работать засучив рукава. (Хорошо работать)
- Работать спустя рукава. (Плохоработать)
- Прикусить язык. (Замолчать)
- Ни пуха ни пера. (Пожелание удачи)
- Морочить голову. (Обманывать, запутывать)
- Сломя голову. (Быстро)
- Зарубить на носу. (Запомнить)
- При царе Горохе. (Очень давно)
- Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)
- Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)
- Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)
- Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)
- Бить баклуши. (Ничего не делать)
Следующая загадка
Русский язык – великий и могучий. Он стал родным для многих народов. Наших великих классиков знает весь мир. И многие иностранцы с восхищением цитируют шедевры русского творчества. Мы должны гордиться, что у нас русская речь и прививать любовь к ней наших детей.
В этом помогут загадки про русский язык: простые, сложные, про урок русского языка и литературы. Для удобства загадки разделены по возрастам для детей 1-2, 3-4, 5-6 класса и даны ответы.
Распространённый и известный, по миру пятым он «идёт»
Сложные загадки про русский язык для детей 5-6 класса
Распространённый и известный,
По миру пятым он «идёт»,
А вот в ООН, да и в ЮНЕСКО,
Рабочим языком слывёт!
(Русский язык)
Вот у нее ведь какая привычка —
Как только прямая, так сразу в кавычках.
(Прямая речь)
Мы преставимся всегда
Лишь к началу слова.
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи – очень много нас:
У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.
И еще другие есть,
Всех нас трудно перечесть.
И запомните, друзья,
В языке без нас нельзя!
(Приставки)
Пух каков? Всегда пушист.
И красив кленовый лист.
А зима-то, какова?
Очень снежна, холодна.
Каково мое оконце?
Широко! В нем видно солнце.
Совы – серы и темны.
Мышкам ночью не видны.
Все похожие слова –
Форма прилагательных.
Нам каков и какова –
Скажут обязательно.
(Краткие прилагательные)
Быстро предметы оно сосчитает.
Строгий порядок при счете их знает.
На два вопроса ответит вам только:
Это вопросы который? и сколько?
Цифры частенько ответ заменяют.
Люди его очень часто склоняют.
Часто при этом они ошибаются.
Как он зовется? Кто догадается?
(Имя числительное)
Признаки действий оно означает.
Всем любопытным оно отвечает,
«Где?» и «Когда?», «Почему?», «Отчего?»
«Как?» и «Куда же?», «Зачем?», «Для чего?»
Род не имеет, не хочет склоняться,
Очень не любит оно изменяться.
Степень сравнения может иметь.
Как его имя? Скорее ответь.
(Наречие)
Мы зашли в лесную чащу.
Бродит там медведь рычащий.
Там – протоптанные тропки.
Еж испуганный и робкий.
Там – ползущий муравей
И поющий соловей.
В строках этих, я замечу,
Есть особая часть речи.
(Причастие)
Применяем мы все это
Вместо имени предмета.
И в количестве предметов
Применяем также это.
Нам оно на все укажет,
Только вот, имен не скажет.
Очень часто это применяется.
Очень сильно это изменяется.
Без него, как ни вертись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение)
Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся…
Как называются? Кто догадался?
(Синонимы)
Читайте также: