Загадки библии тайна рукописей мертвого моря

Обновлено: 26.11.2024

Свитки из пещеры у Мертвого моря опровергают Библию? Это — «археологическая бомба», заложенная под христианскую традицию? Ученые скрывают от народа сенсацию? Интриги и мифы сопровождают всю историю кумранских находок.

В 1947 году в Иудейской пустыне, неподалеку от развалин под названием Кумран было найдено множество древних еврейских манускриптов. Научный мир потрясен — ведь возраст свитков превышет две тысячи лет! Из них надеялись узнать нечто новое о религиозной жизни еврейского народа — как раз незадолго до пришествия Христа. Многие обстоятельства рождения христианства стали бы яснее. Но публикация рукописей шла крайне медленно. Это породило массу слухов и домыслов, в том числе о сенсационных документах, которые якобы скрывает Католическая Церковь.

А сейчас оказалось, что зря волновались?

Да, теперь окончательно ясно, что это не так. Большинство рукописей лишь хранилось в Кумране, а созданы они были за многие десятки или даже сотни километров. Возможно, они входили в библиотеку Иерусалимского храма – единственного места на земле, посвященного Единому Богу, некогда открывшемуся Аврааму, Моисею и древним израильским пророкам.

То есть открытие современных биологов не уменьшает, а, наоборот, повышает наше доверие к библейскому тексту в том виде, как он сохранился в кумранских рукописях! Благодаря этому открытию мы знаем, что этот текст – не сектантский взгляд на Священное Писание, а достаточно широко принятый в те времена.

Как рождался миф

Как ни странно, основным «виновником» появления кривотолков стал. священник. Это был видный католический ученый-библеист, руководитель археологической экспедиции, отец Ро-лан де Во. Он предположил, что развалины Кумрана — это монастырь, принадлежавший древнеиудейской секте ессеев. В четырех свитках из тех семи. что были найдены первыми и тут же опубликованы, как раз говорилось о строе и жизни этой секты.

Ессеи — религиозная секта, возникшая в Иудее во половине II в. до Р. Х. и просуществовавшая до I в. по Р. Х, Согласно античным авторам (Филону Александрийскому, Плинию Старшему, Иосифу Флавию, св. Ипполиту Римскому), ессеи жили по всей Палестине, о том числе в городах, довольно обособленными общинами, для которых характерны общность имущества, коллективность труда и быта. Осуждали войны, рабство и торговлю, отвергали кровавые жертвоприношения, имели особый обряд ритуальных омовений. Некоторые ессеи вели безбрачный образ жизни.

Термин «секта» был введен Иосифом Флавием в I веке по Р. Х. для описания религиозной жизни тогдашней Палестины и более соответствует современному понятию «религиозное движение». В современном мире секта мыслится как нечто не только отделенное от генерального направления, но и противопоставляющее себя ему (например, «Белое братство» по отношению к Православной или Католической Церкви и т. д.). В Палестине времен Христа не было единого генерального направления, а существовал ряд религиозных движений, не только сопоставимых между собой по числу членов, но и взаимно влиявших друг на друга.

В Кумране были найдены остатки фортификационных сооружений, а неподалеку в пещерах — множество рукописей. Пытаясь определить, что конкретно он раскапывает, аббат Ролан де Во мыслил категориями католического монастыря. Известно, что средневековые католические (впрочем, как и православные) монастыри были не только центрами духовной жизни, но и военными крепостями, и центрами образования, где хранились и переписывались книги. В любой обители центральное место занимали библиотека и скрипторий (комната для переписывания книг). Как показалось руководителю экспедиции, все это он обнаружил среди развалин Кумрана. Кроме того, быт ессейской общины, описанный в опубликованных рукописях, очень напоминал монашеский уклад жизни.

Сама по себе гипотеза отца Ролана де Во вполне допустима. Однако вокруг работы ученых, расшифровывавших рукописи, шли нелепые слухи — того же типа, что и газетные «сенсации» о том, как «на самом деле» родился Христос, или о том, что «наука доказала», будто бы Христос посещал Гималаи. словом, то, что не имеет никакого отношения к настоящей науке.

План строения Хирбет Кумрана к моменту землетрясения 31 г. до н.э.

В первых опубликованных рукописях многократно упоминался некий «Учитель праведности». В итоге возникла схема: монастырь+ессеи+Учитель праведности. Отсюда родились домыслы о неком «ессейском Христе», рассказами о котором, дескать, вдохновились авторы Евангелия, повествуя об Иисусе. Этот миф существовал десятилетия и рухнул только после публикации в 1991 году всех свитков и пересмотра выводов, сделанных археологическими экспедициями 1951 — 1956 годов.

Можно поподробнее о том, как их нашли?

В 1947 году пастухи-бедуины бродили по кумранской пустыне, разыскивая сбежавшую козу, и обнаружили неприметную пещеру, а в ней – глиняные кувшины. В них оказалось не золото, как они надеялись, а полуистлевшие кожаные свитки с древними письменами, завернутые в льняную материю. Позже нашли еще одну пещеру, там кувшинов со свитками оказалось больше. Потом третью, четвертую…

Когда о находках узнали археологи, оказалось, что эти обрывки древних пергаментов – огромная ценность. С помощью радиоуглеродного анализа они выяснили, что некоторые из «кумранских свитков» были созданы еще в середине III века до Р. Х. Примерно 29% всех рукописей (а всего в окрестностях Мертвого моря их обнаружено около 900) – это библейские тексты, причем сохранились фрагменты всех книг Ветхого Завета, за исключением одной-единственной – книги Есфири!

Глиняные кувшины в которых хранились Кумранские свитки

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. вдохновленные открытиями археологи стали буквально прочесывать окрестности Мертвого моря и нашли остатки древних манускриптов и в других местах – например, в Вади-Мураббаате (к западу от Мертвого моря), Масаде (его юго-западные окрестности) и т. д. Правда, религиозных текстов за пределами Кумрана не нашли – только хозяйственные документы, письма и т.п.

А другие ученые что думают про это открытие своих коллег?

Для серьезных археологов и библеистов это уже давно не новость. Кумран не был местом написания книг, как предполагал когда-то аббат Ролан де Во. Это была библиотека, в которую свезли рукописи из разных мест, – возможно, даже из Иерусалима незадолго до его захвата римлянами, как предположил американский исследователь Норман Голб.

Джон К. Тревер (John C. Trever 1916- 2006 гг.) — ученый и археолог, который участвовал в изучении свитков Мертвого моря

Еще в 2006 году были опубликованы результаты археологических раскопок, проводившихся в Кумране израильскими археологами Йицхаком Магеном и Ювалем Пелегом. Эти раскопки показали, что в Кумране… вообще никогда не было религиозного поселения! Ессеи там просто-напросто не жили. Там была гончарная мастерская. Очевидно, в Кумран свитки привозили именно потому, что стояла задача сохранить их на долгое время, для чего в те времена часто использовались глиняные сосуды, — а сосуды делали как раз в Кумране. Где хранились свитки до того, неизвестно, но никаких оснований связывать их происхождение с ессеями после открытий Магена и Пелега нет.

Следующая загадка

Водоем, который называют Мертвым морем — самый низкий (примерно 420 метров ниже уровня моря) и при этом один из самых соленых водоемов нашей планеты. Мертвое море примерно в 9 раз более соленое, чем вода в океане.

Вид из отеля (фото автора) Вид из отеля (фото автора)

Содержимое Мертвого моря (язык не поворачивается назвать это водой) настолько насыщено минералами, что похоже на масло. Собственно говоря, поэтому море и называется Мертвым, из-за высокой концентрации солей в нем не могут существовать никакие организмы, за исключением некоторых бактерий, которые присутствуют в устье Иордана .

Да и вообще это не море, а озеро. Хотя тайн это озеро скрывает не меньше, чем настоящее море.

Зонтики на пляже (фото автора) Зонтики на пляже (фото автора)

А христианская интерпретация опирается на что?

Прежде всего – на то понимание, которое дали Сам Господь Иисус Христос и апостолы-евангелисты, и которое изложено в четырех канонических ? Принятых Церковью в качестве богодухновенных книг. – Прим. ред. Евангелиях. Но это понимание в большинстве случаев согласуется с Септуагинтой – греческим переводом ветхозаветных книг (изначально написанных по-древнееврейски), предпринятом в Египте на рубеже III и II веков до Р. Х. Такое их соответствие, а также тот факт, что христианская Церковь избрала для проповеди древнегреческий язык (он был самый распространенный в тогдашнем мире), и стали причиной широкого использования в Церкви Септуагинты.

Почему христиане вообще так озабочены оригинальным текстом Ветхого Завета — для них же главное Новый Завет?

Для христиан Ветхий Завет – не просто история взаимоотношений между древним человечеством и Богом. Это еще и множество пророчеств о грядущем пришествии в мир Спасителя, которые исполнились, как убеждены христиане, на Иисусе из Назарета. Масореты как раз старались, наоборот, уйти от параллелей с Евангелием, усмотреть в пророчествах другие смыслы.

Раскопки в Кумране, 1950-е

К тому же, масореты опирались на ту огласовку — то есть вариант чтения древнееврейского текста, в оригинале состоявшего сплошь из согласных букв, — которая применялась еще до Рождества Христова евреями, жившими в Вавилонии. А, соответственно, — и на вавилонскую интерпретацию этого текста. А вот у евреев, живших в Египте и Палестине, были свои озвучки и интерпретации. Первая как раз и нашла выражение в Септуагинте, а вторая — в кумранских библейских рукописях.

Если совсем коротко: рукописи, найденные на берегах Мертвого моря, — непредвзятые свидетели в многовековом споре христиан и иудеев. Тем они и значимы.

Так какой в итоге из всего этого вывод?

Новейшие технологии биологических исследований лишний раз подтвердили то, о чем уже давно говорили библеисты: у нас есть все основания доверять кумранским свиткам как надежному источнику аутентичного (то есть неискаженного) библейского текста. И это весомый аргумент в пользу традиционного христианского прочтения Ветхого Завета.

Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала протоиерея Димитрия Юревича, зав. кафедрой библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии

Может ли умереть то, что уже мертво?

Оказывается, может. Говорят, что Мертвое море умирает — его уровень понижается более чем на метр за год, так что за последнюю сотню лет водоем очень сильно обмелел. Причин несколько, но основной является сокращение притока воды из Иордана.

Впрочем, некоторые специалисты утверждают, что совершенно исчезнуть уникальное соленое озеро не может, поскольку с уменьшением количества воды в Мертвом море ее плотность возрастает, и в конце концов наступит момент, когда объемы поступающей и испаряющейся воды станут одинаковыми.

Один из провалов Один из провалов

По мере отступления воды из подземных пустот на побережье образуются карстовые воронки — провалы глубиной до 25 метров. Таких провалов появляется все больше и больше. Сегодня прогуливаться по побережью Мертвого моря вне специально отведенных для этого мест очень опасно.

Следующая загадка

Среди спорных свитков Мертвого моря был один, сделанный из меди. Его создатели зависели, по-видимому, от содержания, которое в нем содержалось, на протяжении веков. Как оказалось, это была своего рода карта сокровищ, описывающая место укрытия 43 тонны золота и 23 тонны серебра. Казалось, что кто-то из аскетического поселения Кумран имел секрет ближневосточного коллеги Эль-Дорадо. Когда в 1952 году был обнаружен свиток, многие начали задумываться о поиске сокровищ, но случай, как это обычно бывает, оказался не таким простым.

В 1947 году в пещерах вдоль побережья Мертвого моря были обнаружены многочисленные рукописи, которые вошли в историю как Свитки Кумрана. По сей день они являются источником научных противоречий. Только почему? Вероятно, причина в том, что их чтение позволило нам взглянуть с совершенно другой точки зрения на истоки христианства и иудаизма во времена Христа. Эксперты полагали, что в то время община ессеев проживала в близлежащем Кумране, в которую входили Иоанн Креститель и, возможно, Иисус. Сегодня, однако, ессеи не связаны с его характером, хотя все еще существуют определенные предположения о Иоанне Крестителе, потому что община Кумрана была известна своим аскетическим образом жизни.

Более конкретно, эксперты смогли идентифицировать останки примерно 825 из 870 свитков, найденных около Кумрана, и многие из них содержали ценную информацию. Например, до 1947 года самый старый текст из Ветхого Завета был написан в девятом веке нашей эры. Свитки из Кумрана заставили немного изменить эти оценки, потому что члены общины, живущие в этом месте, собирали сочинения за несколько веков до Христа, и они закончили около 68 г. н.э. Как будто в палеонтологии внезапно был обнаружен живой динозавр, и все выводы из исследования костей были бы бесполезны. Первоначально местные пастухи пришли на свитки Мертвого моря, и однажды он приехал в Вифлеем с надеждой продать находку. Первоначально, это не вызвало особого интереса, тогда ему предложили эквивалент сегодняшних 70 руб. Но когда свитки попали на антикварный рынок, они привлекли внимание ученых, которые хотели узнать что-то об их происхождении.

Пещера № 4, в которой было найдено около 40 000 фрагментов древних свитков Пещера № 4, в которой было найдено около 40 000 фрагментов древних свитков

После расчленения оказалось, что первоначально медный свиток имел размеры около 30 сантиметров. ширина и около 2,5 м в длину. Аллегро прочитал его содержание, а затем перевел на английский. Оказалось, что Свиток содержит список из 64 мест, которые были перечислены в двух столбцах. В каждом из них было спрятано сокровище. Есть также советы о том, где можно найти большое количество золота и серебра, а также другие ценные предметы, в том числе драгоценности, духи и масла. Это означало, что предмет свитка был далек от религиозных вопросов, и в отличие от других находок Мертвого моря. Медный Свиток оказался чем-то вроде карты сокровищ. Это сделало его еще более загадочным, потому что он был горячим камнем, попавшим в руку среди противоречивых свитков Кумрана.

С момента его открытия многие авторы использовали его (а иногда и злоупотребляли) для поддержки своих теорий, как научных, так и светских. Например, Кристофер Найт и Роберт Ломас в книге «Второй Мессия» сосредоточился на металлическом свитке, утверждая, что по крайней мере 24 из них были собраны под великим храмом в Иерусалиме (хотя в свитке изначально не было никаких подсказок о сокрытии других и, кроме того, ни одно из мест, где сокровища должны были быть спрятаны, они не упоминали храм).

Слово о сокровище рано или поздно должно было привлечь внимание искателей.

Официальный перевод свитка был поручен отцу Юзефу Милику, польской библии и востоковеду. Аллегро, однако, не был удовлетворен медленной работой над свитками из Кумрана. В течение многих лет Аллегро хотел опубликовать свой собственный перевод, опередив официальную версию, но начальство не позволяло этого, опасаясь, что знание содержания Медного свитка может повлечь за собой серию экспедиций по поиску сокровищ, которые могут нарушить раскопки. Конечно, они были правы, потому что даже сам Аллегро в декабре 1959 года и марте 1960 года организовал две поездки в Иорданию, где он ожидал найти одно из описанных сокровищ. Однако зря.

Отец Юзеф Т. Милик (1922 - 2006) за работой (фото 1956 года) Отец Юзеф Т. Милик (1922 - 2006) за работой (фото 1956 года)

В 1960 году Аллегро нарушил протокол и опубликовал «Сокровища медной катушки». Однако его начальство Ролан де Во и отец Милик заявили, что в переводе есть недостатки. Более того, они утверждали, что места, где якобы было спрятано золото, были изобретены Аллегро, и с тех пор его авторитет в научном сообществе значительно упал.

В 1962 году появился окончательный перевод, а вместе с ним немного дополнительной информации. Оказалось, что сам медный свиток был создан между 50 и 100 г. н.э. Священное Писание напоминало диалект Мишна, но оно также содержало греческие влияния. Письма были помещены в свиток с долотом, и неприятности, представленные его создателями, доказали, что это был очень важный документ. Выбор меди в качестве материала свидетельствовал о том, что свиток должен был существовать долгие годы. Кто бы ни был автором, он создал карту сокровищ.

Однако были осложнения и проблемы. Было только ясно, что сокровища были спрятаны в 64 местах, но были сомнения относительно количества. Считалось, что в регионе было спрятано около 43 тонн золота и 23 тонны серебра, что, безусловно, имеет гигантское значение. Поэтому неудивительно, что содержание свитка стало навязчивой идеей многих искателей золота.

Конечно, это было огромное количество, если не немыслимое, и оно удивлялось, как оно могло завладеть небольшим сообществом аскетов Мертвого моря. Это даже привело к сомнениям в реальности сокровищ.

Поскольку они также пытались установить место происхождения сокровища, были предположения, что он может принадлежать Второму Храму в Иерусалиме, который римляне разрушили в 70 г. н.э. Примерно в то же время община упала с Кумраном, что связало его с эти две вещи вместе.

Джон Аллегро писал: «Медный свиток и его копия предназначались для информирования тех, кто пережил тогдашнюю войну, где находятся скрытые средства. Однако, если они должны были быть найдены, им не разрешалось осквернять. Это было также своего рода руководство, указывающее место, где спрятаны сокровища, которые можно использовать в военных целях».

Поэтому исследователи пришли к выводу, что члены местной общины спрятали сокровища, разрушив храм. Вместе с тем они отмечают, что в римской арке Тита, посвященной захвату Иерусалима, находится сцена разграбления сокровищ. Тем не менее, был спор о том, что у них осталось немного ценных вещей, чтобы удовлетворить римлян, но большинство из них были спрятаны, а места были написаны на рулоне, который впоследствии был спрятан над Мертвым морем, чтобы будущие поколения могли их отследить. Есть, конечно, много вариантов этой теории. Доктор Норман Голб предполагает, что сокровище скрывало служителей храма в Кумране, в то время как местное сообщество не имело с ним ничего общего, хотя в конце концов он каким-то образом нашел в ней свиток.

Конечно, многие экспедиции намеревались найти сокровища, описанные в Медном Свитке, но большинство из них боролись с проблемами. А что, если в поисках золота нужно копать в «пещере рядом с фонтаном дома, принадлежащего Хаккозу», где было четыре слитка золота? Нужно было найти Хаккоз и дом, хотя есть и более простые примеры. «В руинах, которые находятся в долине Акор, под лестницей, ведущей на восток, есть сундук и сосуды, весящие 17 талантов» Акор или Ахор - это долина возле Иерихона. К сожалению, античные источники не говорят нам, где он находится - север или юг города. Эти два примера следует умножить на 32, и только тогда будет виден полный масштаб проблемы.

Джон М. Аллегро (1923-88) за работой. Его научная карьера разрушила книгу о связях между ранним христианством и опытом галлюциногенных грибов. Джон М. Аллегро (1923-88) за работой. Его научная карьера разрушила книгу о связях между ранним христианством и опытом галлюциногенных грибов.

Уроки чтения показали, что, кто бы ни был получателем этого документа, он должен хорошо знать места, где спрятаны сокровища. Вскоре, конечно, возникает проблема того, должен ли свиток пережить такой длительный период, поскольку он остался практически без какой-либо ценности для посторонних. Существовала концепция, что ее планировалось обнаружить в ближайшем будущем, и, возможно, именно поэтому детали места, где спрятаны ценности, не содержат больше деталей.

Если сокровища пришли из Храма, может быть, они должны были быть возвращены священникам? По-видимому, это подтверждается тем фактом, что семья Хаккоз была связана с реконструкцией храма, и ее включение в список указывает на связи с храмом. Однако весь смысл исчезает, когда мы достигаем конца и, таким образом, обнаруживаем свиток в гроте возле Мертвого моря.

Содержание рулонов также является серьезной проблемой. Количество золота и серебра, упомянутых в нем, кажется огромным по сравнению с тем, что было расплавлено нашими предками в прошлом. Сумма добычи золота в Старом Свете примерно до 1-го века нашей эры оценивается примерно в 160 тонн, что указывает на то, что содержание свитка составляет одну четвертую от его общего количества. Как и в случае с серебром, он составляет около трети общего объема производства. Поэтому маловероятно, что сообщество Кумран накопит такое количество товаров. Можно даже испытать соблазн сказать, что невозможно объединить такое количество металлов в одной руке.

Британский металлург Роберт Фезер решил разобраться с этой проблемой, заявив, что единицы измерения на медном свитке пришли из Египта. Традиционной библейской единицей измерения является талант, соответствующий примерно 35 кг. Древние египтяне, однако, разработали другую систему для использования на ценных металлах, включая медь, золото и серебро. Один гедет соответствовал 9-10 граммам, что после пересчета показывает, что на рулон было заменено не 43 тонны, а около 26 кг золота и 14 кг серебра - намного меньше, но все же много.

Остается проблема, почему создатели свитка все еще использовали египетские меры, поскольку их обвиняли примерно в 500 г. до н.э. Однако, по словам Фезера, медный свиток, датированный 150 г. до н.э. до 70 г. н.э., мог быть копией более старого документа. Джон Эльволде заметил, что в нем были фрагменты, соответствующие языку, который использовался в период, когда египетские меры все еще использовались.

Медный свиток Медный свиток

Основной вопрос, связанный с проблемой медной катушки, довольно прост, и все думают об этом с самого начала. Где найти и где забрать сокровища. Джон Аллегро указал на четыре возможных региона, один из которых был районом самого Мертвого моря, где были найдены свитки. Второй был столицей Иерусалима с множеством храмов и других мест, где можно что-то спрятать. Третьим местом был Иерихон, а четвертым - гора Геризим - священное место для самарян, согласно которому их выбрал Яхве. Однако в этих местах официально не было найдено ничего, что могло бы соответствовать сокровищам, описанным в свитке. Итак, все, что было написано на нем, потеряно навсегда? Возможно нет.

Роберт Фезер был не только сторонником египетского следа в истории свитка, но он даже признал, что места, которые он упоминает, также расположены на Ниле. К сожалению, страна намного больше Израиля, что делает поиск еще сложнее. Тем не менее, Перо предложил сценарий, в котором сокровище было наконец обнаружено.

Он обратил внимание на короткий, но довольно жестокий период правления Эхнатона, который правил страной в течение 17 лет во второй половине 14-го века до н.э. Это связано главным образом с отказом от старых верований и заменой их новым божеством Атон, что привело к монотеистической религии. Различные ученые, включая Зигмунта Фрейда, обратили внимание на связь между монотеистическими тенденциями Эхнатона и началом еврейской религии, поскольку Моисей призывал «своих людей», которые верили в единого Бога, покинуть страну египтян.

Эхнатон построил новую столицу для страны, которая сегодня погребена под песками нескольких деревень в пустыне, в том числе Тель Эль-Амарни. Раскопки там начались довольно поздно, и они не имели такого резонанса, как работы с пирамидами или храмовыми комплексами. Экспедиция Немецкого восточного общества, возглавляемая Людвигом Борхардтом, работала там с 1907 по 1914 год, обнаруживая, среди прочего, знаменитый бюст Нефертити найден сегодня в берлинском музее. После Первой мировой войны египетское Исследовательское общество проводило там работы, которые сделали открытия, которые могли быть связаны с Медным Свитком.

Медный свиток хранится в музее в Аммане Медный свиток хранится в музее в Аммане

В 1926 году группа, возглавляемая доктором Анри Франкфортом, обнаружила контейнер с 23 золотыми слитками (всего около 4 кг), рядом с которыми находились другие ценные предметы, а также слитки, которые материал был подготовлен для переплавки. Перо был уверен, что это были слитки, упомянутые в медной катушке.

До этого никто бы не предположил, что сокровище, описанное в свитке, могло быть обнаружено до того, как его нашли. Перо также утверждал, что жители деревни Эль-Хагг Кандиль обнаружили золото, что соответствовало тому, что было написано на рулоне Кумрана. Все эти детали, по его словам, не могут быть совпадением.

Марта Белл сказала, что обнаруженное доктором Франкфортом, должно быть, принадлежит ювелиру, потому что клад был найден в «бедном» районе, где не было никаких следов растений, «найденные предметы могли быть получены в результате грабежа».

Короче говоря, мы можем иметь дело с чем-то, что точно соответствует деталям, размещенным на свитке. Возможно, тогда его тайна была раскрыта еще до того, как он вызвал скандал двадцатого века. Сегодня находка Франкфорта хранится в Каирском музее. И лучше не быть увиденным ни одним охотником за сокровищами.

А при чем тут вообще христианство?

Рукописи Мертвого моря, или, как их еще называют, «кумранские свитки» – одна из самых ценных находок археологов-библеистов за последние сто лет. Это самые древние из сохранившихся до наших дней фрагментов Библии – вернее, тех книг, которые впоследствии были объединены в свод Священного Писания Ветхого Завета.

Археологическая война

Весной 1947 года двое мальчиков из кочевого племени таамире пасли коз. И совершенно случайно, в поисках сбежавшей козы, обнаружили пещеру. Надеясь найти клад, они залезли внутрь — и были сильно разочарованы. Вместо золота и драгоценных камней там оказались глиняные сосуды с обернутыми в льняную ткань кожаными свитками. Попытка порезать кожу на ремни не удалась — материал был слишком старым и ветхим. Тогда по совету соплеменников они продали кожаные свитки с непонятными надписями иерусалимскому антиквару.

Такова официальная версия обнаружения кумранских свитков. Впрочем, возможно, бедуины специально прочесывали пещеры в поисках кладов. Во всяком случае, когда появилась возможность торговать находками, они не преминули воспользоваться этим. В 1952 году в поисках новых свитков в Иудейскую пустыню отправилась международная научная экспедиция. И здесь между учеными и местными племенами разгорелась самая настоящая археологическая война. Кочевники старались первыми завладеть рукописями, чтобы затем продать их археологам. Часто им сопутствовала удача, и ученым приходилось выкупать свитки. При этом терялась ценнейшая информация — в каких пещерах и каким образом были найдены манускрипты, как они располагались и т. д. Поэтому археологи, в свою очередь, стремились добраться до хранилищ раньше, чем это сделают бедуины.

Общий вид на Кумран

«Холодная» археологическая война, слава Богу, не переросла в «горячую», но все же принесла свои печальные плоды. Многие легенды относительно кумранских находок связаны именно с тем, что ученые не имели возможности спокойно заниматься своей работой, и первые найденные и опубликованные рукописи, как оказалось впоследствии, не имели прямого отношения к основной части того, что хранилось в пещерах на берегу Мертвого моря. Работа археологов и кропотливый кабинетный труд ученых по расшифровке и переводу рукописей растянулись на четыре десятилетия. А тем временем обожающая сенсации публика обсуждала «кумранские тайны», которые якобы должны были взорвать все наше представление об эпохе Иисуса Христа и опровергнуть Евангелие.

И чем так важны кумранские рукописи?

Это живая иллюстрация того, как иудеи читали и понимали ветхозаветное Откровение в дохристианскую эпоху.

Много веков единственным текстом на языке оригинала, который широко использовался в среде иудеев, был текст масоретский (от евр. масóра – «предание»). Но это очень поздняя редакция книг Ветхого Завета, сделанная иудеями уже в VI-X веках после Рождества Христова. Причем сделана она была не в последнюю очередь для того, чтобы предложить альтернативу христианской интерпретации этих текстов.

Фрагмент рукописи Кумранского свитка

Следующая загадка

Кумранские свитки – древнейшие из дошедших до нас рукописей библейских книг. Они были найдены в пустыне в окрестностях Мертвого моря. Считалось, что и созданы они там же. Но недавно ученые нашли сильные аргументы против этой версии. Их открытие может ударить по христианской картине мира? «Фома» разбирает этот вопрос по пунктам.

Но теперь наше доверие к этим рукописям пошатнулось?

Было одно обстоятельство, которое заставляло исследователей относиться к кумранским находкам с недоверием. Долгое время считалось, что на территории Кумрана обитали ессеи – последователи одной из иудейских религиозных групп, отличавшейся склонностью к суровой уединенной жизни, строгими аскетическими правилами и рядом специфических традиций. Эти традиции не вполне укладывались в ортодоксальные верования иудеев, в них проскальзывали даже некоторые языческие элементы.

Изображение, найденное на стене одной из пещер, где проживали ессеи

Можно ли доверять библейскому тексту, переписанному ессеями? Не внесли ли они в него чего-нибудь от себя? Тем более, что самые первые из обнаруженных «кумранских свитков» описывали обычаи ессеев, и часть ученых – например, католический аббат Ролан де Во – решили, что и все прочие рукописи Кумрана результат их труда.

Что накопали.

Что же говорит о Кумране современная наука? Во-первых, поставлена под сомнение «монастырская» гипотеза отца Р. де Во. Археологи пришли к выводу, что «монастырь», скорее всего, был хорошо укрепленным загородным поместьем какого-то знатного иудея. Там занимались сельским хозяйством и ремеслами. На территории Кумрана было найдено множество предметов роскоши и денег. Это абсолютно невозможно для поселения ессеев, которые были нищенствующей сектой и чурались всякой связи с миром материальных благ.

Во-вторых, не выдержала критики красивая теория Ролана де Во о кумранском скриптории, где переписывались книги. На развалинах найдена лишь одна чернильница, в то время как экспертиза почерков показала, что тексты написаны более чем пятьюстами разными людьми! Таким количеством переписчиков не мог похвастать ни один даже самый крупный средневековый монастырь.

Сегодня очевидно, что рукописи Кумрана — не результат деятельности монастырских писцов, а библиотека. Точнее даже, библиотечные фонды, скорее всего, вывезенные сюда из Иерусалима незадолго до начала осады города римлянами в 68 году по Р. Х. Их отвезли в разные места Иудеи и там для сохранности уложили в сосуды, чтобы потом вернуться и использовать вновь. Возможно даже, что иудеи эвакуировали библиотеку, которая находилась непосредственно в Иерусалимском Храме, и найденное в Кумране — ее небольшая часть.

Окончательно ессеев «выселили» из Кумрана после публикации всех манускриптов в 1991 — 92 гг., когда вслед за гипотезой монастырского скриптория рухнул миф о том, что библиотека принадлежит общине ессеев. В Кумране было найдено около 900 текстов. Все они датируются III в. до Р. Х. — началом I в. по Р. Х. Из них «ессейскими» оказалось всего лишь несколько десятков. Говоря современным языком, четыре сектантских свитка, которые были опубликованы первыми и ввели всех в заблуждение, оказались частью «спецхрана» большой библиотеки. В основном же свитки Мертвого моря — это хорошо известные нам библейские тексты, в которых представлены в отрывках почти все книги Ветхого Завета, а также небиблейские несектантские рукописи.

Так что открыли ученые?

Американский научно-популярный журнал Cell опубликовал статью: группа американских и израильских биологов проанализировала фрагменты ДНК из пергамента, послужившего материалом для «рукописей Мертвого моря». И выяснила, что многие из этих свитков были написаны на коровьей коже. А значит – изготовлены явно не в Кумране (территория на северо-западном берегу Мертвого моря), где были впервые обнаружены, и вообще не в окрестностях Мертвого моря: ведь в этих пустынных местах коров никогда не держали, там нет пастбищ. Значит, свитки Мертвого моря имеют иное происхождение – вероятно, их доставили в Кумран из плодородных районов Палестины, а может быть, и из еще более отдаленных территорий, пишут авторы статьи.

Национальный парк Кумран

Что прочли

После публикации всего кумранского корпуса манускриптов стал очевиден ответ на вопрос: опровергают ли они евангельскую историю. К великому сожалению любителей сенсаций: нет. Более того, свитки Кумрана полностью ее подтверждают. «Учитель праведности» оказался персонажем, характерным лишь для сектантских свитков, в то время как несектантские рукописи исполнены пророчеств о грядущем Мессии, Которого напряженно ждали и о котором писали иудеи той эпохи. Последние тексты, найденные в Кумране, были созданы незадолго до Рождения Иисуса Христа, поэтому они очень точно отражают настроения той эпохи. Иудейский народ ждал дня рождения Мессии, но об этом мы знали и до Кумрана.

Из 900 текстов, найденных вблизи Кумрана, только 11 были в цельных свитках, а все остальные пришлось восстанавливать из примерно 25 тысяч фрагментарных обрывков, многие из которых по величине не превышали почтовую марку. Работа по восстановлению текстов была закончена только к началу 60-х годов. И лишь в 90-х годах прошлого века стало возможным систематизировать кумранские свитки. Все они датируются III в. до Р. Х. — началом I в. по Р. Х. Особенно интересны небиблейские, несектантские тексты, поскольку позволяют проанализировать религиозные представления иудеев Палестины периода Второго Храма (538 г. до Р. Х. — 70 г. по Р. Х.). Установлено, что большинство свитков (возможно, и все) были написаны за пределами Кумрана.

Однако рукописи Мертвого моря очень ясно свидетельствуют о том, почему, дождавшись Христа, иудеи Его отвергли. Среди свитков Кумрана были найдены рукописи «Мессианский сборник» и «Мессия неба и земли». Это — свод библейских пророчеств и небиблейских текстов, которые показывают, какого именно Мессию ждали иудеи. И здесь, опять же, Кумран не дал ничего нового. Мессия из небиблейских текстов Кумрана — это политический и военный вождь, который чудесным образом победит всех врагов и поработителей Израиля и поставит иудеев во главе народов мира.

Интересно, что среди рукописей присутствует и библейская книга пророка Исайи, которого называют ветхозаветным евангелистом. Как раз у Исайи и содержатся пророчества о том, что Мессия, будучи Богом, станет человеком, бессемянно родившись от девственницы, что Он возьмет на себя грехи мира и добровольно примет смерть за людей. На эти пророчества постоянно ссылаются авторы Евангелия. Но идея страданий Мессии не пользовалась популярностью у иудеев. Ни в одной из кумранских небиблейских рукописей нет описания страдания Спасителя за грехи Своего народа — только описания Его власти, славы и могущества.

Евангельский Христос, Который пришел освободить людей от рабства греху, Который говорил: «Царство Мое не от мира сего», совершенно не соответствовал тому идеалу Мессии, Которого ждали в Иудее на переломе эпох. В этом смысле Кумран не добавляет ничего нового к тому конфликту между Иисусом и религиозными учителями Израиля, о котором говорит Евангелие и который в итоге завершился Голгофой.

Таков итог почти пятидесятилетних исследований рукописей Мертвого моря. Они не опровергли Евангелие и не поколебали христианство. Более того, с точки зрения науки Евангелие получило дополнительный вес, оно еще раз проверено, на этот раз Кумраном. И пусть некоторые люди с эзотерическим романтизмом продолжают еще твердить о сенсационных находках в Кумране, якобы открывающих тайное знание или скрываемую правду, но с точки зрения современной науки все эти утверждения — не более чем отжившие сплетни, возникшие в 60-х годах прошлого века. И в новый век их тянуть не надо.

И чью же правоту в этом споре кумранские рукописи доказали?

Эти рукописи в целом близки к масоретскому тексту. Но важны частности: во многих важных случаях, когда тот не согласуется с Септуагинтой, кумранские тексты оказываются близки к ней. Это касается многих пророчеств о Христе и не только.

Можно ли утонуть в Мертвом море?

В этом море-озере очень легко плавать даже тому, кто не умеет этого делать — нужно просто лечь и расслабиться. Плавать легко, а вот утонуть сложно. Но некоторым это всё же удается. По израильской статистике, только за 2009 год в водоеме погибли 45 человек.

Тонут каждый год. Так, в мае 2017 года в Мертвом море утонул ни много ни мало депутат российской Думы от ЛДПР Василий Тарасюк (кстати, один из крупнейших акционеров «Лукойла», 62 место в списке богатейших россиян по версии «Форбс»). Состоятельного депутата достали из воды и попытались откачать, но не смогли.

В обычных случаях люди тонут, погрузившись в воду и не будучи в силах снова подняться на поверхность. В Мертвом море соленость настолько велика, что даже случайное вдыхание или глотание воды становится смертельно опасным, поскольку вызывает отек легких и приводит к нарушению сердечной деятельности. При этом чаще всего в Мертвом море тонут пожилые люди , которые имеют проблемы со здоровьем, чаще оступаются и падают в опасный рассол.

Только для проживающих в гостинице Рояль (фото автора) Только для проживающих в гостинице Рояль (фото автора)

Нужно добавить, что летом в зоне Мертвого моря могут дуть сильные ветры, способные отнести незадачливого купальщика далеко от берега.

По соленым волнам прошлого

Ученые утверждают, что Африка и Евразия некогда были одним целым. Около 10 млн. лет тому назад из-за сдвига литосферных плит материки стали расходиться. Следствием этого процесса явилось появление протяженного тектонического разлома. Часть этого разлома протянулась вдоль восточного побережья Средиземного моря. Образовавшаяся впадина заполнилась водой — появился залив Лашон .

Около 4 млн. лет назад Лашон оказался отрезан от мирового океана. По мере высыхания он разделился на несколько фрагментов и со временем превратился в ряд идущих с севера на юг озер: Хула, Кинерет, Мертвое море.

Соль (фото автора) Соль (фото автора)

О Мертвом море упоминает Аристотель, называя его Восточным, а Иосиф Флавий говорит об Асфальтовом озере, которое пахнет серой и нефтью. Одна из интересных особенностей этого озера состоит в том, что в нем естественным образом образуется асфальт, а точнее битум. Этот битум в Древнем Египте использовался при мумификации покойников и очень ценился. За право торговать битумом в древности велись войны.

Иосиф Флавий сообщает также о посещении горячих источников в области Мертвого моря иудейским царем Иродом . Воды этих целебных источников помогали восстановить телесное здоровье, а также душевный покой. Упоминает Мертвое море и знаменитый врач Гален, описывая уникальные свойства этого природного объекта.

Один из отелей на израильском побережье Мертвого моря (фото автора) Один из отелей на израильском побережье Мертвого моря (фото автора)

В самом деле, вода этого соленого озера содержит в большом количестве полезные минеральные вещества, а сочетание высокого атмосферного давления, особых испарений и солнечных лучей позволяет лечить многие болезни.

Согласно Библии, на пустынных берегах Мертвого моря когда-то скрывался будущий царь Давид. Очень может быть, что он прятался в оазисе Эйн-Геди .

Вид из Эйн-Геди на Мертвое море (фото автора) Вид из Эйн-Геди на Мертвое море (фото автора)

Читайте также: