Загадки без слов цель
Обновлено: 05.11.2024
Цели урока: ознакомить детей с русскими народными загадками, пословицами, поговорками; отрабатывать навыки чтения, развивать речь учащихся; развивать логическое мышление, умение группировать слова и явления.
Оборудование: карточки с загадками; кроссворды на доске.
Ход урока
I. Организационныймомент
П. Проверка домашнего задания
Чтение потешеки прибауток нас. 20-21.
III.Актуализация знаний. Постановка цели урока
- Объясните слова «потешки» и «диалог». (Потешки - потешать -развлекать, смешить. Диалог -разговор между двумя лицами, обмен репликами.)
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
- Как бы вы сказали, что такое загадка? (Это когда предмет не называют, а рассказывают о нем, описывают его признаки так, чтобы можно было догадаться о ком или о чем идет речь.)
Загадки - это замысловатое описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.
- Цель нашего урока - ознакомиться с загадками и посло
вицами из русского фольклора.
IV. Изучение нового материала
1. Чтение загадок на с. 24-25.
(Дети читают по очереди, остальные - отгадывают).
2. Как вы думаете, могут ли быть к загадке «Без окон, без дверей полна горница людей» разные отгадки. Например, арбуз, огурец, тыква, подсолнух, кабачок, баклажан?
3. Разбейте загадки по темам:
- Сейчас вы будете загадывать загадки, читая их на карточ
ках. Ответы я запишу в кроссворды, тогда в выделенных
столбиках по вертикали мы прочитаем названия новых для
нас жанров фольклора, и поговорим о них на сегодняшнем
уроке. Детям раздаются карточки с загадками. По ходу отгадывания они объясняют свои догадки. На доске - два кроссворда:
Загадки к кроссворду:
1. Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.
2. Днем спит, ночью летает, мышек хватает.
3. Рассыпался горох на 77 дорог, он тает, никто его не подбирает.
4.Без него плачется, а как появится, от него прячемся.
5. Среди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла.
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
7. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
8. Всякому мальчику по чуланчику.
9. Лежит.- молчит, пойдешь - заворчит, кто к хозяину идет, она знать дает.
10.Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
11.Кто зимой на окнах узоры рисует?
12.Скатерть бела всю землю одела.
13.Растет она вниз головой. Не летом растет, а зимой, но солнце ее припечет, заплачет она и умрет.
14.Я маковой росинкой упала на тропинку, остановила вас-закончила рассказ.
15.Человечки черные, умные ученые. Друг за другом встали в ряд, молча с нами говорят.
16.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.
17.Избушка нова - жильца нет, жилец появится - изба развалится.
18.Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.
Ответы: 1.Крапива. 2. Сова. 3. Град. 4. Дождь. 5. Корова. 6. Морковь. 7. Арбуз. 8. Перчатки. 9. Собака. 10. Петух. 11. Мороз. 12. Снег. 13. Сосулька. 14. Ягода. 15. Буквы. 16. Книга. 17. Яйцо. 18. Трактор.
Ключевые слова: Поговорка. Пословица.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение изучения нового материала
Чтение пословиц и поговорок в учебнике на с. 26-27.
- Когда так говорят? Приведите примеры из жизни.
- Так что же такое пословица? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех - сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы речь не молвится», - говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Поговорка - это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно назвать другим словом, более простым, обиходным. Например, «стучать зубами» -замерзать, «заморить червячка» - перекусить, «за двумя зайцами погнался» - делаешь много дел сразу.
VII. Закрепление изученного материала
- Какие поговорки вы знаете? (Работать спустя рукава, толочь воду в ступе, лежать на печи и т. п.)
- Какие пословицы вам известны?
VIII. Итог урока
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что такое пословица?
- Что такое поговорка?
- Можно ли объединить несколько пословиц и поговорок в одну группу? По какому принципу? (По теме.)
Домашнее задание
1. Ответить на вопросы на с. 25.
2. Подобрать и записать в тетрадь еще по одной пословице в каждую группу, обозначенную в учебнике.
Подготовиться загадывать загадки своим товарищам, придумать небылицу, подобрать скороговорки и потешки, считалки и колыбельные еще незнакомые нам.
Урок 5. Сравнение и сопоставление малых жанров фольклора
Цели урока: проверить умение различать малые жанры фольклора; отрабатывать навыки правильного, быстрого произношения; отрабатывать навыки быстрого осмысленного чтения; развивать память, внимание, логическое мышление.
Оборудование: пять «ромашек» с заданиями для конкурса; карточки с цифрами (для жюри); тесты, распечатанные на карточках.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка цели урока
- Сегодня мы проведем проверочную работу, чтобы понять, что вы усвоили, что запомнили, что знаете, как умеете применять знания на практике.
Работа проводится в два этапа: сначала пишется тест. Затем класс делится на команды, и проводится конкурс.
II. Проверка домашнего задания (собрать тетради)
III. Выполнение проверочного теста*
Объясняются правила выполнения теста, раздаются листы, на работу отводится 15 минут.
Двое ответственных учеников проверят эти работы во время следующего этапа урока.
Следующая загадка
Игра – пантомима способствуют развитию нравственно-коммуникативные качества личности; пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Способствуют развитию двигательных качеств и умений; творческого воображения и фантазии; познавательных способностей.
«Загадки без слов»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Воспитатель созывает детей:
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.
«Поиграем — угадаем»
Цель: развивать пантомимические навыки.
Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!
Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.
Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.
Только это, верно, был никакой не крокодил,
А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)
(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)
Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.
Я запутался, однако , он верблюд и ли . (Собака.)
(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)
Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко и мяукает как. (Кошка.)
(Под музыкальное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти».)
Верно, мирно угадали, будто где ее видали!
А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.
(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)
Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,
Ну а это на полянке ядовитые. (Поганки.)
(дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)
Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)
Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.
Игра: «Как варили суп» на имитацию движений
Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.
Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.
Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.
Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две
Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.
Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.
Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.
Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.
Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой
Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.
Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька
— Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».
— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.
Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают во-ду, вытирают руки.
Игра-пантомима «Сугроб»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Дети имитируют движения по тексту.
На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.
— Почему река исчезла в озере?
Игра-пантомима «Медвежата»
Цель: развивать пантомимические навыки
А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.
Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.
Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!
Игра-пантомима «Нос, умойся!»
(по стихотворению Э.Мошковской)
Цель: развивать инициативность пантомимические навыки.
Волшебник произносит слова стихотворения, дети имитируют движения.
Кран, откройся! Нос, умойся! Шейка, мойся хорошенько!
Мойтесь сразу, оба глаза! Мойся, мойся, обливайся!
Мойтесь, уши, мойся, шейка! Грязь, смывайся, грязь, смывайся!
Пантомима «Утренний туалет»
Цель: развивать воображение, выразительность жестов.
Воспитатель говорит, дети выполняют
— Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но — подъем!
Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите
без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!
Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…»
Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным.
Плачет киска в коридоре:
У нее большое горе —
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапы и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянетесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и прячется под диван.
Дети делятся на пары: хозяйка и киска. Каждая пара предлагает свой вариант ситуации.
Воспитатель предлагает немного переделать стихотворение. Слова «У нее большое горе» прочитать от первого лица: «У меня большое горе».
Эту ситуацию дети разыгрывают также парами.
— Ребята, вам жаль киску? Давайте пожалеем ее. Представьте, что левая ваша рука — это кошка, а правой вы ее гладите:
— Киска, кисонька, кисуля! —
Позвала котенка Юля.
— Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой. (Л.П.Савина)
— Кисонька успокоилась и пошла во двор. А во дворе она увидела двух ворон, которые вели между собой оживленный разговор.
Воспитатель предлагает детям представить себя в роли ворон и разыграть разговор. Одна из ворон рассказывает, как она повеселилась на дне рождения у своей подруги, какой был чудесный торт, как они громко пели песни, танцевали. Вторая ворона слушает и очень сожалеет о том, что не попала на этот праздник. Общаются вороны карканьем.
Во второй ситуации одна из ворон рассказывает о страшном случае, который с ней произошел. Во дворе, где она клевала корку хлеба, появился злой мальчишка и чуть не поймал ее. Вторая ворона сочувствует подруге и радуется, что та вовремя смогла улететь.
Расскажи стихи руками
Цель: побуждать детей к импровизации.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Кот играет на баяне,
Киска — та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)
Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.
Расскажи стихи с помощью мимики и жестов.
«Убежало молоко» (М.Боровицкая)
Цель: развивать пантомимические навыки у детей
Разогрелось — и назад:
Вниз по лестнице скатилось, Вдоль по улице летело,
Вдоль по улице пустилось, Вверх по лестнице пыхтело
Через площадь потекло, И в кастрюлю заползло,
Постового обошло, Отдуваясь тяжело.
Под скамейкой проскочило, Тут хозяйка подоспела:
Трех старушек подмочило, Закипело?
Угостило двух котят, Закипело!
В пантомиме участвуют все дети. Перед началом можно вспомнить и спросить детей, видели ли они, как «убегает» из кастрюли молоко. Стихотворение читается несколько раз, уточняются движения и мимика. Детей можно разделить на подгруппы: зрители и актеры. Затем дети меняются.
Воспитатель собирает детей около себя и предлагает вспомнить сказку «Колобок». Некоторые сценки из сказки можно проиграть. А затем детям предлагается следующий вариант разыгрывания: все роли в сказки пропеть. Причем мелодии придумывают сами актеры. Это задание сложное, поэтому сначала воспитатель пропевает вместе с детьми. Можно использовать шапочки-маски и театральные костюмы.
Игра: «Представьте себе»
Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать партнерские отношения в игре.
Воспитатель предлагает детям вспомнить любое стихотворение, например:
Как на нашем на лугу Прилетели две тетери,
Стоит чашка творогу. Поклевали, улетели.
1. Вас обидели до слез, и вы рассказываете нам свою обиду словами этого стихотворения.
2. У вас радостное событие, вам подарили долгожданную игрушку. Расскажите о ваших впечатлениях словами стихотворения. ( Дети, находя нужные интонации, используя мимику, жесты, текст, стараются передать душевное состояние человека, попавшего в заданную ситуацию. Они сами могут придумать или вспомнить жизненные ситуации.)
3. Позвонил будильник. Вы проснулись, потянулись, открыли глаза, на полу ищете тапочки. Нашли, надели и пошли в ванну. Вдруг обнаруживаете, что не можете идти. В вашем тапочке — камушек. Ой, как больно!
4. Вы гуляете в лесу. Кругом снег, на ваших ногах валенки, и вдруг что-то острое вонзается вам в пятку. Это кнопка!
5. Вы сладко спите, и вдруг вас будит мама и говорит, что вы проспали. Все быстро одеваются и — бегом в детский сад. По дороге вы обнаруживаете, что надели ботинки вашей младшей сестры. Они вам ужасно малы. Но возвращаться нет времени. Вы еле дошли до садика.
— Очень болят ноги? Посидите и отдохните. Можно сделать массаж ног.
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)
Цель: развивать пантомимические навыки.
Воспитатель читает, дети имитируют движения.
Был у зайки огород, Зайка с радостью идет.
Ровненьких две грядки. Но сначала всё вскопает,
Там играл зимой в снежки, А потом всё разровняет,
Ну а летом — в прятки. Семена посеет ловко
А весною в огород И пойдет сажать морковку.
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
Игра-пантомима «Муравейник»
Цель: учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли:
В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет, —
Себе город строить хочет.
— Кто эти строители? Что за дом они строят? (Муравьи строят муравейник.)
Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень!
Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете.
И вдруг. что это? Кто-то ползет по вашим ногам. Ой, это муравьи! Вы сели на пень-муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону.
Игра проводится несколько раз коллективно и по желанию индивидуально.
«Отгадай, кто мы»
Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-то предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.
Движениями дети показывают, во что или в кого они превратились (слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т.д.). Ведущий отгадывает — отгадав, расколдовывает детей.
Игра – пантомима «Утка»
Цель. Развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук;
Педагог читает стихотворение:
Пестрая утка на камне сидела, Утка пугала в реке пескаря:
В толстую дудку утка гудела. «Кря, кря, кря!»
Во время чтения дети стоят, заложив руки за спину, переваливаясь с боку на бок. Реплику утки говорят
громко все вместе.
Педагог встает в отдалении от детей и зовет их, поставив на пол воображаемую миску с кормом:
— Утятки мои, идите ко мне, я вас покормлю.
Педагог уточняет и показывает: как ходят утки, как они машут крыльями, вытягивают шею, едят.
Игра-пантомима «Кто живет в Африке?»
Цель. Учить свободно двигаться, используя все окружающее пространство;
формировать навыки импровизации.
Перед игрой педагог выставляет на фланелеграфе иллюстрации с изображением африканских животных
(жираф, слон, лев, носорог, бегемот, зебра, обезьяны. ).
— Знакомы ли вам эти животные? (Ответы детей.)
— Представьте себе, что вы попали в жаркую Африку и превратились в этих животных. Вы не
говорите, кем вы стали, а я попробую это отгадать.
Включается фонограмма «Чунга-чанга», дети имитируют движения выбранного животного, а
воспитатель пытается отгадать.
Игра-пантомима «Мухи»
Цель. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение
Детям предлагается внимательно прослушать стихотворение, затем педагог читает, а дети, не
произнося ни слова, «показывают» стихотворение мимикой и жестами. Можно использовать
На паркете в восемь пар мухи танцевали.
Увидали паука — в обморок упали.
Стихотворение разыгрывается несколько раз. (Можно менять музыку.)
Игра-пантомима «Жадный пес»
Цель. Развивать пантомимические навыки.
Педагог читает текст, дети имитируют движения по тексту:
Жадный пес — Тесто замесил,
Дров принес. Испек пирожок,
Печку затопил, Сел в уголок
Воды наносил, И съел его сам! AM!
После каждой строки делайте паузу, чтобы дети успели импровизировать в движениях задания. Если
есть затруднения, то вступайте в игру сами или наводящими вопросами помогите детям добиться более
убедительной игры (Как тяжело нести дрова! Целая охапка в руках, под их тяжестью мы согнулись и т.д.)
Взрослый или ребенок жестом, мимикой, звуком изображает что-то или кого-то: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, доброго волшебника, Муху-Цокотуху, самовар. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.
Игра: «У зеркала»
Ролевая гимнастика у зеркала.
Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
1) Нахмуриться, как:
б) ребенок, у которого отняли игрушку,
в) человек, скрывающий улыбку.
2) Улыбнуться, как:
а) вежливый японец,
б) собака своему хозяину,
в) мать младенцу,
г) младенец матери,
д) кот на солнце.
а) пчела на цветок,
б) наказанный Буратино,
в) обиженная собака,
г) обезьяна, изображавшая вас,
д) наездник на лошади, е) невеста на свадьбе.
«Игра с платком».
Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить: а) бабочку,
ж) больного с зубной болью.
Цель: учить детей элементам искусства пантомимы , развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.
1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.
2. Много снега — протопчем тропинку.
3. Моем посуду. Вытираем.
4. Мама с папой собираются в театр.
5. Как падает снежинка.
6. Обиженный щенок.
7. Как скачет солнечный зайчик.
8. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.
9. Едим щи, попалась вкусная косточка.
10. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.
11. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.
12. Лепим снежки.
13. Расцвели, как цветы. Завяли.
14. Волк крадется за зайцем. Не поймал.
15. Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.
16. Котенок на солнышке: жмурится, нежится.
17. Пчела на цветке.
18. Ловим кузнечика. Ничего не получилось.
19. Обезьяна, изображающая вас,
20. Поросенок в луже.
21. Наездник на лошади.
22. Невеста на свадьбе. Жених.
23. Бабочка порхает с цветка на цветок.
25. Принцесса капризная, величественная.
26. Бабушка старенькая, хромает.
27. Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.
28. . Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад).
29. Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).
30. Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу.
31. Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты.
33. «Мы в лесу». Звучит «Сладкая греза» П.И. Чайковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям.
Следующая загадка
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования психологов Пиаже Ж., Тихомирова Л. Ф., подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.
С дошкольного возраста начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать.
Восприятие – это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Представление – чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления.
Одним из средств развития логических структур мышления ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка.
Актуальность разработки дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная математика» обусловлена поиском путей развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Программа занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности, обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель программы - развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраст а на основе развития логических структур мышления посредством развивающих игр.
З адач и :
Для обучающихся 5-6 лет:
Образовательные: учить обучающихся различным способам обследования предметов, их группировки по цвету, форме, величине; учить подбирать и называть цвета, по соответствующим предметам; познакомить с различными способами описания формы; развитие у обучающихся речи (умение рассуждать).
Развивающие: развитие логического мышления ребенка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать), конструктивного мышления (на геометрическом материале); развитие произвольности внимания; творческого воображения; познавательного интереса, желание и потребности узнать новое; развивать желание сотрудничать с взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности.
Воспитательные: воспитание у обучающихся интереса к занимательной математике, формирование умения работать в коллективе; воспитание коммуникативных навыков, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь; способствовать раскрытию индивидуальности, проявлению самобытности детского восприятия.
Для обучающихся 6-7 лет:
Образовательные: формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия.
Развивающие: развивать мыслительные операции: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию; развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения; прививать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес; формировать приемы тождества и различия предметов по одному, нескольким признакам; способствовать выявлению и абстрагированию свойств предметов (цвета, формы, размера, толщины).
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип целостного представления о мире : при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- принцип минимакса : обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип гуманности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Педагогические условия реализации программы
Срок реализации программы 2021-2023 учебный год. Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с технологией развивающих игр: логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, и рассчитана на 72 занятия, по 36 занятий в год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, в месяц 4 занятия. Продолжительность составляет –25-30 минут. Возраст детей – 5-7 лет.
Планируемые результаты
- обучающийся владеет логическим приемам работы с объектом или множеством (сравнения, обобщения, абстрагирования, деления, анализа, синтеза) на материале логических блоков Дьенеша, палочек Кюзенера;
- имеет представления о понятиях алгоритма, кодирования и декодирования информации;
- легко видоизменяет созданное им по ситуации, критично оценивает результат;
-задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности;
- может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач;
- умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями), умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму;
- слушает взрослого и выполняет его инструкции;
- фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу;
- активно использует различные способы преодоления затруднения.
Оценка результативности данной программы проводится 2 раза в год на основе педагогической диагностики, в начале и завершении обучения по программе – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития обучающегося. (Приложение 3, 4)
Читайте также: