Загадки архитектуры санкт петербурга
Обновлено: 04.11.2024
Пожалуй, в каждом городе можно найти такое, что не укладывается в голове, необъяснимые явления и таинственные места, в которых что-то происходит из ряда вон выходящее, настораживающе и даже пугающее до дрожи в коленках… Петербург не является исключением.
Более того, многие находят, наоборот, что в городе на Неве такого загадочного даже "выше крыши". Дома, набережные, сады и дворцы в Северной столице скрывают множество секретов. Вы слышали, чтобы где-то устраивались экскурсии типа по следам домовых и прочих сущностей из параллельного мира?
А в Санкт-Петербурге такие путешествия бывают, и не считаются чем-то необычным. Во, какой уникальный город Петра Великого. Причём, чудеса начали твориться ещё и в его царскую эпоху, на заре становления великого города на Неве. И сегодня жители верят в волшебство, например, в загадывание желаний у памятников и в других местах Петербурга, где они сбываются.
В Петербурге немало особняков и замков, где гуляют призраки, об этом знают даже приезжие. Под покровом ночи на мостовых города можно в Неве увидеть отражение летающей тарелки зимой, а в период белых ночей инопланетян, прогуливающихся у станций и так просто, а в кустах … нет, не рояль, а НЛО. Хотите верьте, хотите нет.
3. Памятник "Медный всадник"
Таинственные тени бродят у знаменитого памятника Петру Великому в его городе на Неве уже не одно столетие, это мнение передаётся из поколение в поколение. Странную активность замечают учёные и тогда, после открытия "Медного всадника", и по сей день. Памятник Петру I "Медный всадник" находится в самом сердце Петербурга — на Сенатской площади.
Создать памятник инициировала Екатерина II, и императрица выбирала его месторасположение — рядом с Адмиралтейством, которое основал государь. Для возведения памятника императрице посоветовали пригласить французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.
Монумент, выполненный из бронзы, получился выдающимся. Свое название памятник "Медный всадник" получил благодаря одноимённому творению Александра Сергеевича Пушкина. И было бы удивительно, если бы взвивающийся в небо Пётр не оброс легендами. Некоторые из них довольно-таки мистические.
Этьен Фальконе всю жизнь мечтал о создании монументального произведения. Воплотить эту мечту ему удалось в России. Императрица Екатерина II поручила скульптору создать конный памятник Петру I. После приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью.
Фальконе усердно работал над образом Петра, собирал исторический материал, засиживался в архивах, изучал документы, встречался с людьми, которые общались с императором лично. Как гласит одна из легенд, скульптор провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду.
Однажды во сне к нему явился дух Петра Первого. И мастер пообещал, что он будет служить царю верой и правдой, и создаст памятник, достойный великого государственного деятеля. Когда Фальконе начал работать над созданием памятника, возникла проблема. Он думал, где можно найти подходящий камень для постамента.
Скульптору было поручено изобразить Петра всадником, и чтобы монумент стоял на скале, напоминающей по форме морскую волну. А это стало бы символом завоеваний Петра Первого, который сделал выход России к морю. По проекту Фальконе, статуя должна была состоять из отдельных гранитных блоков, поскольку найти цельную глыбу нужного размера было нереально.
Но всё-таки дали в газетах объявление. На него откликнулся поставщик строительного камня для нужд Петербурга — Семён Вишняков. Ему подсказал юродивый. Недалеко от Лахты в незапамятные времена была гранитная скала, которую расколола молния. Из-за этого местные крестьяне прозвали ее Гром-камнем. Также они говорили, что во время Северной войны Пётр Первый не раз поднимался на вершину этого утеса для того, чтобы обозревать окрестности.
По этому поводу существует еще одна легенда. Огромный валун в Лахте назывался Конём. Когда-то на Ладоге был остров Коневец, который закрывал собой проход в иной мир. Чтобы задобрить нечистую силу, каждый год местные жители приносили на нём в жертву коня. Так длилось до тех пор, пока в середине XIV века на остров не прибыл инок Арсений с Валаама.
Он помолился около камня, окропил его святой водой, а на вершине установили крест. Потом из-под камня начали вылетать бесы, превращаться в ворон и селиться на выборгском берегу. Они нашли себе приют на другой скале, которая впоследствии образовалась в форме коня. Вот на её-то, якобы, и указал Семён Вишняков.
Согласно еще одному преданию, в скульптурной композиции "Медного всадника" Пётр I восседает на своём любимом жеребце по имени Лизетта. Этого коня царь купил у повстречавшихся купцов, когда возвращался из Великого посольства. За него он переплатил "100 голландских червонцев".
Петру Первому очень понравилась эта лошадь бурого окраса. И сразу же он назвал её Лизеттой, что, кажется, необычно для коня. Пётр Первый, якобы, назвал её в честь девушки, которая служила при дворе Саксонского короля. И поговаривали, что у царя была с этой девушкой связь. Лизетта была "лошадью одного хозяина", Петра слушалась беспрекословно, но конюхи с ней мучились. Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело. Оно до сих пор хранится в Зоологическом музее.
Когда в 1782 году открыли памятник "Медный всадник", старообрядцы Санкт-Петербурга назвали его "Всадником Апокалипсиса". Гласит еще одна легенда о памятнике. Якобы, царь в месте, где он установлен, перепрыгивал на коне Неву с одного берега на другой. И при этом произносил: "Все Божье и мое". Дважды он перепрыгнул и произнес эту фразу, а на третий раз оговорился, сказав: "Все мое и Божье". Получается, что царь поставил себя выше Бога. Сказав это, царь окаменел. А по другой версии, сказав это, он свалился в воду, простыл и тяжело заболел. А когда он выздоровел, больше никогда ни себе, ни приближенным не позволял богохульничать.
Согласно другому преданию, когда Петр Первый был в лихорадочном бреду, ему померещилось, что наступают шведы. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея, обвила ноги коня, и не дала прыгнуть в воду, чем спасла Петра от гибели.
Змея также является частью скульптурной композиции памятника. Но её ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Змея является третьей точкой опоры скульптуры. Пётр Первый изображён скульптором, указывающим рукой в сторону Швеции, кто был в те времена главным врагом России. И в центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, основному противнику Петра, который указывает рукой в сторону Санкт-Петербурга.
Ещё одна легенда о "Медном всаднике" и очень известная. В 1812 году, когда Петербургу грозила опасность наполеоновского вторжения, государь Александр I распорядился вывезти статую Петра Великого в Вологодскую губернию.
В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу озабоченный государь.
"Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!" Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается "топот копыт". Поражённый рассказом Батурина князь Голицын передает сновидение Александру Первому, после чего государь отменяет свое решение, и статуя Петра остается на месте.
В годы Великой Отечественной войны ленинградцы считали, что, пока памятники Петру Первому и великим полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли стоят на своих местах не укрытые, враг не войдёт в город. Так и произошло, несмотря на 900 дней блокады гитлеровские войска так и не смогли взять Ленинград. А сами памятники сохранились невредимыми. Только "Медного всадника" укрыли от немецких бомб.
Творения титанов
К числу по-настоящему мегалитических сооружений можно отнести колоннады Казанского и Исаакиевского соборов. Рядом с ними человека охватывает не только удивление и восхищение талантом архитекторов и мастерством каменотесов, но и совершенно мистическое ощущение запредельной жути.
Построенный в 1811 году по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина Казанский собор на то время был самым высоким сооружением в городе – 71,5 метра. Храм украшает колоннада из 96 колонн, весом по 30 тонн.
С Невского проспекта она не кажется массивной – впечатление легкости и воздушности ей придают каннелюры – вертикальные желобки на колоннах. Но чем ближе подходишь к собору, тем сильнее ощущение ирреальности этого мегалитического сооружения.
Собор строился 10 лет. Казалось бы, довольно долго, но если не учитывать, что за это время необходимо было не только построить здание, но и вытесать почти 100 столбов 30 тонн весом и высотой 13 метров каждый. Грандиозность работ при уровне развития техники начала XIX века поражает, если не сказать больше.
Еще более сильное впечатление производит колоннада Исаакиевского собора, построенного по проекту архитектора Огюста Монферрана. Портики собора оформляют 48 гранитных колонн, весом 114 тонн каждая, вытесанных из цельных гранитных монолитов и отполированных до блеска. Эти колонны считаются одними из самых грандиозных в мире, и уступают только Александровскому столбу. Кроме этого, на втором ярусе имеется 24 колонны. Весом они поменьше, «всего» 64 тонны, но их нужно было еще и поднять на большую высоту. А всего во внешнем убранстве храма насчитывается 112 колонн из гранитных монолитов.
Кстати, на обработку и установку колонн нижнего яруса, по немногочисленным источникам того времени понадобилось 12 лет. С точки зрения геометрии, все гигантские столбы нижнего яруса идеальны и абсолютно одинаковы, а качество полировки вызывает удивление. И у многих современных людей, особенно имеющих отношение к строительному делу, возникает закономерный вопрос: кто и как создавал эти колонны.
Кстати, интересно, что колонны устанавливались почему-то до начала строительства здания.
Александровская колонна
Самой грандиозной колонной и главным мегалитическим сооружением города можно считать Александровский столб, сооружавшийся, кстати, по проекту того же Монферрана и практически в одно время с Исаакиевским собором. И внешне он напоминает колонны Исаакия, только размеры столба значительно больше.
Вес самой колонны 600 тонн, она представляет собой совершенно идеальный усеченный конус из цельного гранитного монолита, отполированный как зеркало. Высота самого столба более 25 метров, а все сооружение вместе с цоколем и венчающим колонну ангелом 47, 5 метра.
Оборудования, которое бы позволило выточить и отполировать подобное чудо сегодня не существует, и поверить, что колонна сделана вручную очень сложно. Даже сложнее, чем в то, что Александрийский столб был установлен (по документам того времени) за 1 час 40 минут. Правда, для этого было задействовано 400 рабочих и 2 тысячи солдат.
Следующая загадка
Здесь каменные блоки весят от 50 до 200 тонн. Удивляет и форма блоков. Строители совершенно беззаботно ставили камни самой разной формы и точно обтачивали новые. Будто у них была лазерная пила. Сами блоки так точно подогнаны, что между ними не просунуть и иголку. Такая кладка называется полигональной и часто встречается в древних сооружениях.
Когда испанские завоеватели спросили индейцев, как они построили эти сооружения, те лишь засмеялись и сказали, что их строили не они, а боги.
Неразрешенным остается вопрос: как же 800-тонные камни перетаскивали из каменоломни, которая находится на расстоянии около километра, к месту строительства? Какая-либо перевозка таких громадных блоков почти исключена, так как местность между каменоломней и террасами каменистая и покрыта холмами. Размеры и вес камней также сильно усложняют перевозку.
Создается впечатление, что древним строителям было легче ворочать огромными глыбами, чем строить их из маленьких кирпичиков, как сейчас. Конечно, из больших блоков строить здания быстрее, чем из маленьких кирпичей. И сейсмоустойчивость гораздо выше.
На все вопросы, как же строились эти здания, сторонники ортодоксальной теории рычагов и блоков отсылают … в Петербург! Именно в этом городе есть грандиозные сооружения, построенные в 19 веке. Раз там могли, до века электричества, строить сооружения, то и в древности могли. Например, Александровская колонна.
Воздвигнута в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором французом Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Высота ствола (монолитной части) колонны 25,6 м. Вес примерно 600 тонн. Вы представляете, как можно изготовить, привезти и установить такую махину?
Во время Великой Отечественной войны немцы пытались повалить колонну, прицепив трос, с помощью нескольких танков, но не смогли (хотя и википедия утверждает, что смогли повалить, но другие источники говорят обратное, и нет источников о торжественном подъеме колонны, это бы прогремело и стало бы знаковым событием.).
Исаа́киевский собо́р — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; Высота — 101,5 м.
Исаакиевский Собор имеет множество гранитных колонн, многие из которых еще и установлены на большой высоте. Собор окружают около ста монолитных колонн, высота – 17 м., вес до 114 тонн.
Хотя критики скажут, что мрамор, он и в Африке мрамор. Что не совсем так. Существует множество сортов мрамора.
Эрмитаж. Строительство его начато в 1754 году и продолжалось 8 лет. Давайте посмотрим повнимательнее на здание Эрмитажа. Сказать, что в нём много колонн – это ничего не сказать. В Эрмитаже тысячи колонн. Они разных размеров и форм и изготовлены из различных материалов.
Всё это изготовлено не вручную. Все эти элементы изготавливались на разных заводах, привозились на место и собирались. Построить такое здание за столь короткий срок и с таким потрясающим качеством без применения строительной техники и мощных подъёмных механизмов, невозможно!
Существует рисунок Монферрана добычи мраморных колонн
Видимо, глыбу протерли шкурками, и она сразу стала гладкой и ровной. Или сразу выломали круглой? Вы знаете, что разработать сегодня идеальный мраморный куб метр на метр практически невозможно? Конечно, рано или поздно получится, но вы испортите порядка десяти заготовок. Была идея подремонтировать колонны Исаакиевского собора, но фирма, взявшая заказ, попросту не смогла изготовить образцы нужных размеров. А тут сразу идеальная колонна длиной до 20 метров!
Кстати, в Петербурге можно встретить стены с полигональной кладкой, без всякого цемента.
Ну и наконец, «Медный всадник».
Пьедестал для этого памятника весит 1500 тонн! Существуют документы, гравюры, как камень перевезли за 8 км по земле и по воде, этот т.н. «Гром-камень».
1. Обводный канал
Здесь, на самом неделе живёт множество легенд и тайн. Говорят, что когда смотришь на воду, она как будто манит к себе. И упорно твердит молва, что туда вниз тянут мёртвые души самоубийц. Этот каменный массив, за долгие годы своего существования впитал всю негативную энергетику города. Гранитные Обводного канала хранят множество не раскрытых тайн.
Одна очень странная история случилась зимой 1923 года. Во время прокладки теплотрассы рабочие глубоко под землей наткнулись на гранитные плиты, расположенные в виде круга. Поверхность их была испещрена непонятными надписями и знаками, а под центральной плитой обнаружились человеческие кости.
Прибывший на место находки археолог был потрясён. После беглого осмотра он вынес приговор: находка уникальна, поскольку является прекрасно сохранившимся капищем, или захоронением, относящимся к XI-XII векам и имеющим, скорее всего, скандинавское происхождение.
Но судьба уникальной находки оказалась печальной. Ломовые извозчики отвезли гранитные плиты в камнерезную артель, где из них напилили поребрики для мостовых Лиговского проспекта. Человеческие останки сложили в несколько мешков и вывезли на свалку. Происхождение и назначение объекта остается загадкой и по сей день.
Это место и время оказалось и самым подходящим для самоубийц. Пик самоубийств пришёлся на осень 1923 года. Милиция была вынуждена выставить на мостах посты, чтобы всеми мерами препятствовать попыткам граждан преждевременно свести счёты с жизнью. Тем не менее, в том году воды Обводного канала навсегда сомкнулись над головами 89 человек. Спасти удалось лишь одного.
Им оказался товарищ уважаемый — член РСДРП с 1903 года, лично знакомый с В. И. Лениным. Масса достоинств, однако, не помешала ему средь бела дня с диким воплем прыгнуть в Обводный канал с Боровского моста. Ему повезло — вместо глубины он угодил на мелководье, где и сидел с отбитыми ягодицами, пока его не вытащили спасатели.
Свободное время доктор Ефимсон проводил в городских архивах, разыскивая документы, в которых содержались бы сведения о каких-либо таинственных происшествиях, связанных с районом Обводного канала и речкой Волковкой. Поиски привели его к археологу. Гвоздицкий рассказал о находке 1923 года и даже показал ряд рисунков надписей и знаков с каменных плит, воспроизведенных по памяти.
Выходило следующее: обнаруженные плиты представляли собой ритуальное капище. По мнению специалистов, надписи могли быть каким-либо пророчеством или заклятием, на что указывало как наличие символов, так и расположение плит. А в Ленинграде на прежнем месте разразился очередной “бум” самоубийств.
Случилось это, как и предполагал Ефимсон, в 1943 году. В осаждённом городе случаи суицида оставлялись без внимания. В послевоенные годы самоубийства на Обводном продолжались как и прежде: каждый третий год нового десятилетия, вплоть до наших дней — 1993 года. И то, что за всеми этими событиями стоит нечто потустороннее, ясно понимал только один человек.
Следующая загадка
На Канарах бушует вулкан
10 полезных книг для владельцев собак
Loading.
Жуткие косметические резиновые маски 1910-х годов
Детки в печке: удивительные русские традиции
Вещицы, сделанные своими руками, которыми не грех и похвастаться
34 книги для дизайнеров
Авария дня. Момент смертельного ДТП с мотоциклистом в Твери
Cоветский внедорожник УАЗ 1984 года выпуска выставили на торги в США
18 гениальных решений на каждый день
В сеть попала запись с дрона, съеденного крокодилом
Ассенизатор устроил шоу с канализационным люком на дороге
Полицейский не стал церемониться с защищающей подругу девушкой
Популярные наручные часы в СССР
Белка устроила склад орехов под капотом внедорожника
"Прикалывались": в Петербурге задержали дагестанца, затеявшего стрельбу из люка авто
Эта суперяхта с ядерной силовой установкой выйдет в море, чтобы бороться с изменением климата
"Молчание ягнят" - как создавался один из лучших триллеров в истории кино?
Как кричит олень
У советских детей были такие интересные игрушки
8 книг, которые помогут примириться со смертью
"Охотники за привидениями": интересные факты о фильме и фото со съёмок
В Петербурге блогершу чуть не зарезали из-за доставленной не по адресу пиццы
Модные тренды: уйти или остаться?
Забавные демотиваторы на разные темы
Виниловые пластинки в СССР
Функции зеленого покрова деревьев
Как Лондон утопал в пиве
Угадайте фильм ужасов по одному кадру
Терри Фокс: «когда-нибудь боль должна сдаться»
Почему в СССР Зеркала вешали таким образом?
Chevrolet Corvette AAT Commemorative Edition 1953/2003 — особый подарок к 50-летию Corvette
2. Малоохтинское кладбище
С кладбищами повсеместно связано немало мистических и загадочных историй и мифов. Некоторые люди на кладбищах на себе чувствуют влияние негативной энергетики. Говорят и на одном из старейших кладбищ Санкт-Петербурга — Малоохтинским с живыми творится что-то невероятное.
Малоохтинское кладбище было основано в XVIII веке, тогда на Охте жили в основном старообрядцы. В то время территория кладбища была для них очень важным местом, поскольку церкви им строить не позволялось, встречи они проводили здесь. И хоронили здесь. За все время существования кладбища его неоднократно закрывали, открывали…
Сейчас кладбище открыто для захоронения, и даже просочилась информация, что идет очистка и благоустройство территории. Безусловно, сюда потянулись исследователи и историки, собиратели легенд и просто любопытствующие, охотники за чем-то несусветным, проч.
Бытуют слухи, что здесь хоронили не только старообрядцев, но и самоубийц и даже алхимиков, а также говорят, что в этом месте собирались ведьмы и колдуны, проводившие свои шабаши и ритуалы. Теперь же их души по ночам витают над огромным кладбищем и издают ужасные звуки, пугающие и непонятные, как будто скрежет, как будто стоны, как будто уханье. А порой можно увидеть летающие светящиеся фигуры непонятной формы.
Город колонн
Петербург можно назвать городом тысячи колонн, без них не обходится ни один дворец или храм.
Поражает своим великолепием и колоннада здания Биржи из 44 дорических колонн, и 36 ионических колонн Большой галереи Таврического дворца, и двойная колоннада в Александровском дворце в Царском Селе.
А сколько колонн в Эрмитаже! Мраморных и малахитовых, скромных и с позолотой, разнообразных форм и размеров – их даже сосчитать сложно.
Наиболее сильное впечатление производят грандиозные сооружения Казанского и Исаакиевского соборов, но о них позднее.
Колонны мы видим везде – на портиках и фронтонах, в оформлении фасадов и дворов, и просто одиноко стоящие высокие столбы или группы колонн, как, например, колоннада Аполлона в Павловском парке или Московские ворота.
Среди одиноко стоящих колонн, в первую очередь, следует назвать Ростральные колонны, ставшие украшением Стрелки Васильевского острова. Созданные по проекту Тома де Томона, эти сооружения являются символом морских побед Российской империи.
Силу и славу русского флота символизирует и Чесменская колонна в Екатерининском парке в Царском Селе. Александровский столб, ставший визитной карточкой Петербурга, установлен в честь победы над Наполеоном. А недалеко от здания Академии Художеств стоит колонна, прославляющая Искусство.
Перечислить все подобные сооружения в Петербурге и окрестностях затруднительно, еще сложнее объяснить увлечение ими. Можно, конечно, говорить о моде, об особенностях стиля классицизма, о стремлении подражать архитектуре Античности. Но есть ряд моментов, которые этими понятными причинами не объяснить.
Следующая загадка
Архитектура Санкт-Петербурга поражает не только своим великолепием и величием, но и обилием странностей и необъяснимых загадок. Считается, что Северная столица строилась, как европейский город, поэтому ее дворцы и храмы воспринимаются так непривычно и даже чуждо.
Однако дело не только и не столько в «европейском» духе Петербурга, который, кстати, не похож ни на один город Европы. Удивляет здесь многое – и колоссальность сооружений, и вычурность декора, и скорость строительства огромных дворцов, и четкий план, и обилие колонн. Их в Санкт-Петербурге не просто много, они буквально везде. Столь страстное увлечение этими архитектурными элементами – одна из загадок города на Неве.
Читайте также: