Загадка русской души к проблеме национального менталитета

Обновлено: 04.11.2024

Мы привыкли считать, что Россия – особая страна, жители которой обладают загадочной, «русской душой». Почему мы не можем построить полноценное капиталистическое общество, почему здесь трудно выживать бизнесу и иметь равные для всех права и гарантию их защиты, а Россию называют «страной дикого капитализма»?

59 82575 20 Февраля 2011 в 21:10 Автор публикации: Анастасия МАТОЧИНСКАЯ

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить!»

Мы привыкли считать, что Россия – особая страна, жители которой обладают загадочной «русской душой». Почему мы так отличаемся от других народов, в чем Россия так не похожа на Запад, почему у нас не получается подражать западному укладу жизни? Почему мы не можем построить полноценное капиталистическое общество, почему здесь трудно выживать бизнесу и иметь равные для всех права и гарантию их защиты, а Россию называют «страной дикого капитализма»? Что представляет собой менталитет русского народа?

Как вы уже, вероятно, догадались, понятие «вектор» гораздо шире, чем «психотип», что позволяет выделить не только векторальный набор конкретного человека, но и векторальные особенности менталитета целого народа. Само собой, менталитет не означает непременное наличие определенного вектора у всех граждан и жителей данной страны. Обладать менталитетом – значит иметь тот стереотип мышления, ту общую систему ценностей, которая присуща носителям определенного вектора.

В чем феномен «широкой русской души»?

В чем феномен «широкой русской души», каковы особенности менталитета русского народа? Чем мы так отличаемся от остального цивилизованного мира?

В России господствует уретрально-мышечный менталитет, который мог сформироваться только в условиях жизни на обширных степных территориях – открытых пространствах. Ведь уретральный вождь призван задавать движение своей стаи вперед, в будущее, и расширять ее присутствие территориально, а широкий неограниченный простор – место для приложения его энергии. Суть уретрального вектора – отдача от себя всем, на благо всей стаи, неограниченно и вдоволь.

От великого Чингис Хана до загадочной русской души:

Человечество сегодня живет в кожной фазе развития, это век технологий, рынка, общества потребления и стандартизированного закона. Суть кожного вектора – ограничение первичных позывов на секс и убийство. Кожники создали закон и регламентировали социальную жизнь.

Уретральный человек не терпит ограничений, он их просто не видит, не замечает, в любой момент готов уйти «за флажки», для него не существует правил. Кожные ограничения искусственные, уретральность же живет по единственному, природному закону – закону отдачи.

Помните фильм «Берегись автомобиля»?!

«Деточкин преступил закон, а закон, как известно, шутить не любит. За всю многолетнюю практику у народного судьи еще не было такого странного парадоксального дела. По закону Деточкину грозило лишение свободы сроком до 5 лет.

– Деточкин нарушал закон…но нарушал из благородных намерений! Он продавал машины. Но отдавал деньги детям. Он, конечно, виноват. Но он… не виноват! Пожалейте его, товарищи судьи, он очень хороший человек!»

Нет, сам Деточкин, конечно, не уретральник. Но угонять машины у жуликов, чтобы отдавать деньги детям, не оставляя себе ничего – на такое способен только носитель уретрального менталитета. И кожный стандартизированный закон бессилен перед такими людьми, он просто не способен вместить в себя случаи, когда по законам «человеческим», законам отдачи, добра и справедливости преступник является не преступником, а благородным борцом за лучшую жизнь для живущих рядом. Справедливость выше закона – вот уретральный менталитет!

Когда встречаются уретральник и кожник, первый его как бы не замечает, кожник для него как пустое место, ведь для уретры не существует кожных ограничений, а второй испытывает колоссальное раздражение, ведь его попыткам ограничения не подчиняются! Из примера кожного суда над уретральным поступком Деточкина хорошо видно: власть и закон по сути своей – явления полярные.

А как точно схвачены характеры второстепенных персонажей фильма, героев Миронова, кожного Димы Семицветова, одного из ограбленных жуликов, и друга подсудимого, анального следователя Максима Подберезовикова, сыгранного Олегом Ефремовым!

«Он замахнулся на самое святое, что у нас есть – на конституцию! В ней записано: каждый человек имеет право на личную собственность, оно охраняется законом. От каждого по способностям, каждому по труду в наличных деньгах!» – говорит архетипичный спекулянт Семицветов, чисто по-кожному переиначивая известную всем фразу, полную уретральных смыслов: «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

И Максим Подберезовиков, искренне подружившийся с Деточкиным и честно отказавшийся вести его дело. Конечно, он на стороне подсудимого. Если кожный вектор контрарен уретральному, то анальный, наоборот, полностью комплиментарен ему. Это вектора одной квартели, и уретральные системы ценностей стопроцентно принимаются анальностью. Для любого анального человека его уретральный товарищ – самый обожаемый человек, пример для подражания. Анальный человек, уретральный ментально, жизнь готов отдать и за него самого, и за его правое дело.

Так же и на глобальном уровне русского менталитета. В России такие анальные ценности как честность, дружба, принципиальность и справедливость всегда были в чести, находясь под покровительством уретры. И в то же время сложившаяся таким образом система ценностей препятствует развитию кожных свойств. Именно в этом причина того, что у нас анально-кожные люди имеют четкую тенденцию формирования опоры на анальный вектор, а кожная часть остается в массе неразвитой, стрессующей и архетипичной. О таких людях можно подробно прочитать в статье «Кожный вектор в архетипе».

Вспомните любую сказку, любой советский мультфильм, фильм для детей. В них всегда главный положительный герой – мужественный борец за честность, справедливость и добро, с прямым открытым взглядом на ясном челе. Его противник – хлипкий, верткий проныра, неудачливый жулик, который оказывается наказанным за стяжательство и корысть. Взять того же тощего Кощея, что по-кожному над златом чахнет и крадет девицу, кожно-зрительную красавицу, по праву принадлежащую лишь уретральному вождю. И как статный добрый молодец вызволяет ее из заточения и возвращает домой. Казалось бы, все просто, всем ясно, где добро, а где зло.

А как это в западных произведениях? Благодаря знаниям по системно-векторной психологии особенности менталитета разных народов сразу бросаются в глаза. Ловкий и находчивый, стройный и гибкий герой находит способ обхитрить главного злодея, придумывает, как обойти своего антагониста – упрямого, неповоротливого простофилю или жестокого мучителя. Верткий мышонок Джерри, спасающий свою шкуру, и глупый кот Том… Интересно, что спустя тридцать лет после их появления, в СССР выходит «Ну, погоди!», в котором образ зайца будто списан с образцового честного пионера, а волк выглядит как вороватый маргинал. Все с точностью до наоборот!

Русский менталитет всегда был целостен, уретра покровительствует анальным патриархальным ценностям, уретральная власть, царь, «самодержавие» и анальное «православие-народность» – такое сочетание неслучайно. И здесь нет места развитию истинной демократии, гарантируемой законом. А если вернуться к принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям», раздать каждому вдоволь – что это, как не уретральный альтруизм! Идея социализма в корне уретральная, понятно, почему именно в России, а не где бы то ни было еще, смогла осуществиться первая попытка построения «общества будущего». К сожалению, как мы знаем, неудачная. Неудачная по причине своей преждевременности. Да, уретральная часть рвалась вперед, но уретра всегда несет на себе любые идеи социальных преобразований, созданные в звуковом векторе, к которым на тот момент человечество не было готово. Но для понимания этого нужен серьезный тренинг по звуковому вектору, а сейчас у нас совсем другая тема… русская непостижимая душа…

Что мы получили после развала СССР? Наступил краткий миг анархии, настоящая уретральная вольница, в которой закона нет и быть не может. И тут же неразвитая кожная часть населения, впервые оказавшаяся без сдерживающей власти, буквально сорвалась с цепи, устроив настоящий кожный беспредел, стихийное расхищение общих запасов на фоне тотального беззаконья. А анальная часть, десятилетиями жившая в тепличных условиях социальных гарантий, а потому не имеющая достаточных навыков адаптации, не сумела сориентироваться в быстро меняющихся условиях и оказалась выброшенной на обочину жизни. Сколько мы видели лучших профессионалов своего дела, блестящих специалистов, честных тружеников, которые в одночасье оказались никому не нужными, по сей день таящих обиду на жизнь: они отдали свою молодость и силы стране, которая сегодня оставляет их за гранью нищеты!

Российский менталитет уретрально-мышечный, горячая уретра стоит на мощной мышечной базе, настоящей «соли земли». Мышечность – это фундаментальная масса живого вещества. Мышечное желание всецело направлено на обеспечение основных потребностей тела: есть, пить, дышать, спать. Мышечность сбалансирована, если эти ее потребности удовлетворены, и не способна в ощущать резкую нехватку от отсутствия прочих благ. Ни для кого не секрет, что русский народ самый безропотный и терпеливый. Зарплаты задерживаются на полгода, считается приемлемым ежегодное объявление о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, увеличении стоимости проезда на транспорте. В любом государстве развитого кожного Запада подобное незаконное повышение неизменно влечет за собой массовые забастовки, как это, например, было в 2008 году в Испании, Германии, других странах Европы, когда повышение цен на энергоносители вызвало забастовки шоферов-дальнобойщиков, фермеров, владельцев рыболовецких судов. Но в России настоящий русский бунт вспыхивает лишь когда условия жизни становятся невыносимыми настолько, что появляется угроза обеспечению первичных потребностей. Естественно предводителем восстания становится уретральный вождь, готовый во что бы то ни стало обеспечить своему народу право на жизнь.

Как у нас и как у них – загадочная русская душа реальность или выдумка

В России вообще отношение к закону всецело отличается от западных стандартов. Русские нарушением закона часто бравируют, а в большинстве стран нарушать закон и установленные правила – стыдно. И отличие не только в этом. Как пример, на кожном западе давно считается нормой составление перед свадьбой брачного договора, в котором четко прописываются имущественные отношения между будущими супругами и заранее формулируется положенная каждому доля общего капитала в случае развода. Русским человеком это продолжает восприниматься как дикость, холодный расчет и бездушная прагматичность. Знает ли русский человек, что по статистике огромный процент браков распадается? Что дележ имущества и, что самое страшное, принятие решения, с кем остается общий ребенок, – крайне неприятный и острый момент, который в разы осложняется отсутствием законной регламентации? Ну конечно же, знает. Но нет, в нашей системе ценностей по-прежнему «брак – это святое», и как вообще так можно – это же свой, родной и близкий человек! Свои люди, сочтемся. Уж такова русская ментальность.

Россиянина всегда с первого взгляда легко узнать за границей. Уретральный человек во всем первый, у него все должно быть самое лучшее, уретральники – первые хвастуны! Роскошь – атрибут власти, нужно обязательно показать все, что у него есть, а если нет – то пустить пыль в глаза! В то время как в кожном менталитете наоборот принято не выпячивать нажитые непосильным трудом ценности – мало ли кто позавидует, а не дай бог еще украдут. И в то же время сколько раз мы видели архетипичное кожное поведение русских на заграничных курортах, готовых сметать как саранча все выложенное на общий шведский стол, а потом для полноты счастья еще и вынести из номера отеля якобы причитающиеся им мыло, шампуни, полотенца – все, что не прибито! И это на западе, где царит кожный менталитет, и развитые кожники как раз ведут себя сдержанно - ограничение и самоограничение!

И всему миру, конечно, известна незыблемая традиция русского застолья! Широка русская душа! Если мы принимаем гостей, то накрываем богатый стол, выставляем для дорогих гостей все, чем богаты, до утра поем песни, не отпускаем гостей домой. Гуляем с царственным размахом, широко и неудержимо. Легенды ходят о том, как русские гуляют в ресторанах с обязательными цыганами, музыкой и битьем витрин. Сдержанный Запад не просто не понимает и дивится на это, но даже думает, что по-другому у русских не бывает. А задушевные беседы заполночь с другом на кухне? Понятие дружбы само по себе, как мы выяснили, патронируется уретральным менталитетом. А для кожного сознания тем более остается неприемлемым открывать душу другому, наоборот, вежливо и правильно не допытываться у человека о его проблемах. Кожный индивидуализм просто не предусматривает близких и тесных связей, в особенности эмоциональных! Эмоция враг логике! Каждый, по-кожному, при своем. Даже в школах вводится практика конфиденциальной информации об успеваемости – чтобы никто никому не завидовал и все чувствовали себя на равных.

Россия и Запад никогда не смогут «договориться», Россия никогда не приведет себя в соответствие со стандартом кожной цивилизации, а запад не сможет подстроиться и адаптировать уретральное свойство отдачи. Что вообще может быть страшнее необходимости отдавать для кожного вектора? Нелогично! Против собственной выгоды! Для него всегда это будет оставаться величайшей загадкой. Загадочная русская душа…

В России две беды?

А вся загадочность исключительно в том, что нигде во всем мире не был сформирован менталитет, подобный сложившемуся у русского народа. И в этом же главная беда России сегодня, когда в высшей степени контрарная ей кожная цивилизация правит бал! Уретральность испытывает колоссальное давление извне и в массе своей не получает должного развития. Мы почти не видим вокруг нас уретральных людей, они не те, кого запросто встретишь в толпе, таких мало. Сегодня они первыми уходят в криминал – и их нет среди нас; они же при удачном своем развитии добиваются заоблачных высот – и тогда их также не увидишь живущими рядом с нами на одной лестничной клетке…

Уретральный менталитет красив и величественен. Будущее задано, но не обеспечено, и уретральный вождь обеспечивает будущее для всей своей стаи. Будущее всегда за уретральной мерой, и значение имеет лишь то, каким путем к нему продвигаться.

Национальный характер

Национальный характер русского человека определен целым комплексом важных черт, которые трудно обойти вниманием. Взаимодополняя одна другую, они конструируют тот образ русского, который для многих остается загадкой без ответа. И, видимо, в ближайшей перспективе мало что изменится, хоть русский человек всегда открыт к общению.

Созерцательность требует неспешности, размеренности жизни. Несуетность стирается сейчас в больших городах, но за их границами тут же дает себя знать. И для русской провинции несуетная жизнь – норма. На моей маленькой волжской родине даже автобусы ходят как-то особенно по-русски – с расстановочкой. С детства помнится этот ход.

Медленное течение жизни располагает к философскому мироощущению, душевной легкости без «камня за пазухой», пониманию природы. Здесь люди лучше чувствуют друг друга, прямодушны и отзывчивы к чужой нужде. Такая широкая домашняя простота объединяет совсем чужих, делая их близкими, почти родными.

Русские всегда готовы помогать другим, проявляя качество не только в пределах своей нации. В этом отношении показательны чрезвычайные ситуации в разных концах света, когда из России вне зависимости от текущих политических раскладов тут же звучат слова поддержки, быстро подкрепляющиеся действием. Даже в тяжелые, кризисные времена русский человек готов делиться последним. Его доброта, видимо, - от сострадания, жалости. А жалеть у русских – значит любить.

Еще русские смиренно терпимы к трудностям жизни, и ведь вспомните, через какие тяготы приходилось им проходить на протяжении своей истории. Но ничего, выстояли с молитвой на устах! Вот вам, кстати, новая фундаментальная черта, заключающаяся в близости к Богу.

Следующая загадка

Про широту русской души не слышал наверное только ленивый. На протяжении всей истории русского народа, люди из разных стран пытались понять особенность национального характера русского человека. Однако, в разное время и разным людям были видны не все черты характера русских. В этой статье попытаемся собрать все самые интересные и актуальные особенности.

1) Основа менталитета русских начала складываться еще со времен средневековья, когда люди были сплочены в общины и вели коллективное хозяйство в деревнях. Именно в то время начала складываться такая национальная черта характера русских, как беспрекословное уважение авторитетов и приверженность патриархальным традициям. Ведь от сплоченности коллектива и наличия сильного лидера зависело выживание и благополучие всей общины.

Эти черты проявляются в психологии русских и сейчас. До сих пор люди уверены в том, что стране нужен сильный лидер, не считают себя вправе открыто критиковать и оспаривать решения вышестоящих руководителей. Это имеет место быть в федеральном, региональном, районном, муниципальном значении. А также, до сих пор во многих предприятиях и компаниях нет такой практики, как критика и демагогия на тему принятых решений руководства. Хотя доносы на своих коллег русские успешно практикует по сей день.

Отношение к роли индивидуума в России находится между западом и востоком. Русским до сих пор тяжело принять европейскую модель общества. В то время как, там в приоритете ценности каждого отдельно взятого человека, у русских этого нет. Но и по подобию восточных стран, где коллектив преобладает над индивидуумом, в русском национальном характере тоже не наблюдаются такие черты. Тут можно сказать, что русскому человеку в обычных моментах присуща коллективная черта характера. Но в экстренных ситуациях, когда стоит выбор они скорее выберут личность, а не общество.

2) Легкое отношение к деньгам. В жизни русского человека деньги занимают большое место. Однако их расточительность и финансовая неграмотность часто мешает им откладывать на будущее. Ведь это все обусловлено желанием показать, как хорошо они живут. Поэтому, когда появляются деньги, русский человек, скорее всего, купит то, чего нет у него и есть у других, раздарит подарки всем близким. Возможно, что это также обусловлено историческими факторами. Русский народ изначально привык к тому, что счастлив тот, у кого больше денег. Бояре, дворяне, высокопоставленные чиновники, купцы и просто богатые люди всегда являлись для них врагами номер 1. Однако, при проявлении богатства у них самих, они редко задумываются о тех, кто совсем недавно был рядом с ними. Как уже говорилось выше, при появлении денег, русские начнут закупать все, что есть у других успешных и богатых, а потом уже подумают про остальные насущные проблемы.

3) Щедрость . Русский народ считается очень щедрым. И не зря. Про них уже давно известно, что они отдадут последнее тому, кто страдает и находится в положении хуже. 4) Милосердие . Проявляется не только к близким, но и посторонним, нуждающимся в помощи. Помогать людям среди русских считается нормой. Хотелось отметить, что это в основном присущи тем людям, которые и сами находятся не в лучших условиях.

5) Терпеливость . Русский народ очень терпелив, и представители этой нации часто долго терпят и прощают ради своих и общих надежд и иллюзий. Наверняка вам известны случаи, когда в отношениях женщина терпит пьянки, побои и хамство своей второй половинки. А русские мужчины наиболее терпеливы к женским капризам, скандалам и истерикам. Такое же отношение и к политике, экономической и социальной жизни. Не зря же во время ВОВ русские люди выстояли.

6) Уж не знаю, стоило ли вписывать это сюда. Считается, что русский народ в основе своей очень религиозен . Я бы даже сказала суеверен. Основные суеверия, которые относятся как к православию, так и к язычеству. Действительно, чего стоит только это: черная кошка дорогу перебежала - жди несчастья, старуха с пустым ведром - беда, рассыпанная соль - к ссоре, нельзя стричь волосы во время беременности. В моменты испуга обычно люди говорят: "Мама" или "Мамочки". Но есть и такое: "О, господи", "Чур меня" и т.д. Среди русского народа очень тяжело найти человека, который ни во что не верит, или верит только в силу разума.

На этом пока все. Это такие наиболее яркие национальные черты характера русского человека. Выводов делать не буду, это на ваше усмотрение.

Если понравилось, подписывайтесь и читайте другие мои статьи :)

Следующая загадка

Русская интеллигенция и русская душа… Есть ли общее между этими явлениями? Вернее – нет, не так! Тут-то каждый скажет, что общее без сомнения заключено в русскости. А вот если убрать это самое определение, слишком явно наводящее на мысль, и сопоставить просто интеллигенцию с душой – тогда, наверное, будет интересней.

Однако насколько корректно такое сравнительное сопоставление, если принять интеллигенцию в виде специфического русского социального явления, обладающего всей полнотой реализации в своей исключительности? Вот новый вопрос, который встает перед нами, – он предстает еще более острым и ответственным, когда отстаиваешь подобный взгляд на интеллигенцию на протяжении многих лет.

Как бы там ни было, отрицать своеобразие душевного склада интеллигенции невозможно. Интеллигенция формируется на русской почве не только в определенных исторических условиях, но и в силу слишком отличного от прочего глубинного душевного настроя. Выпускать из вида данный аргумент нельзя. И пусть подобное кому-то покажется не совсем серьезным, раздутым русской литературой, во многом мифологизированным – все равно прослеживается четкая связь между русской душой и русской интеллигенцией.

Интеллигенция без души – мертва, а судорожно сыплющиеся искры холодной рассудочной интеллектуальности зачастую напоминают последние конвульсии смертельно больного. Душа вдыхает жизнь в человека, наделяет даром безграничной свободы – по ощущениям и в светлых помыслах: она взращивает интеллигенцию.

Но условия! – вступают в игру условия многокомпонентной окружающей среды, и в результате «душевные плоды» в каждом представителе общества вызревают непохожие друг на друга. При достижении в лучшем качестве точки максимума проявляется подлинная интеллигенция, а идеальные необходимые условия для этого, как показывает история, наблюдаются в России.

Художник Борис Ольшанский Художник Борис Ольшанский

Совесть выше разума

Русская душа складывалась столетиями, здесь сошлись совершенно разные эпохи: объединение русских земель, язычество, принятие христианства, монголо-татарское иго, монархия, советская эпоха и распад СССР. Все это формировало не только загадочную русскую душу, но еще закаляло русский характер, который не спутаешь с каким-то другим, именно Душа и Характер в своей объединяющей могучей силе сумели остановить в XX в. мировую угрозу фашизма, а в начале XXI-го позволили выступить России против геноцида на Украине и рассадника терроризма в Сирии.

Однажды с актером и радиоведущим Станиславом Садальским мне довелось обсуждать феномен русскости – он терпеливо вникал в витиеватые доводы, а потом подытожил разговор почти формулой: совесть выше разума. Емко и точно. Голос совести у русского не мямлит, он слышен хорошо и везде, что и дает русской душе неимоверную силу. Точнее эта формула отражает русскую интеллигенцию.

Следующая загадка

P.S. Советую к прочтению, грамотно написано, да и юмор присутствует.

Дубликаты не найдены
5 лет назад

Душа имеет аналог в английском. Ровнять её с переводным сердцем, не нужно.

А дилемма между разумом и чувствами, есть у всех народов. Всегда голова против сердца.

раскрыть ветку 3 5 лет назад раскрыть ветку 2 5 лет назад

То есть о непостижимой "русской душе", мы должны узнавать из книги американки? Переведенной на русский язык к тому же. Так-так.

Сердцу не прикажешь, душа болит, поступлю разумно, соул - душа, харт - сердце?

Формальный подход явно указывает, что аналог души - есть. аналог разума указан в самом посте. Сердце даже не обсуждалось. Вывод .

Трудность понимания "народного духа", любимый мотив для обсусоливания, при рассуждениях о себе - у всех народов. Ни русские, ни американцы - не исключения.

раскрыть ветку 1 5 лет назад

1. Книга написана на русском языке, хотя бы поинтересовались о профессии автора (проф.переводчик, работа в ООН).

2. В посте приведено несколько примеров для заинтересованности читателей. Однобокости по отношению к американцам в книге нет, русские черты тоже обсуждаются.

3. "Обсусоливание", как Вы выразились, уже больше относится к сфере психологии, ведь "всяк кулик своё болото хвалит")) Я в этом негатива не вижу.

показать ещё 0 комментариев Похожие посты 3 года назад

Свобода духа

Н. Бердяев к спектру душевности, бескорыстия, доброты добавляет красок: равнодушие к земному благоустройству и материальному благополучию в любых проявлениях. С такой формой нетривиального равнодушия он, помнится, увязывает свободу духа, присущую русским людям.

И правда, сколько критики до сих пор звучит в адрес русских из-за непонимания даже потенциальной возможности такового. А ведь в России часто готовы пожертвовать удобствами жизни ради широкомасштабных целей и задач. Даже более того: сам национальный уклад, сопряженный с повседневностью, отводит взгляд мудрого русского человека от сверхвыверенного и устроенного быта.

Сознание западного европейца классифицирует такое как дикость, невежество – не случайно же возникло понятие пресловутого «русского медведя». А русские и не обижаются, только смеются, воспринимая все с присущим им тонким чувством юмора.

Россия представляет собой не просто страну, а целую часть света – ей нет равных по широте просторов и особому душевному размаху людей. Не является русский народ в полной мере ни европейским, ни азиатским. Волею исторической судьбы он оказался на своем плоту посередине двух мощных культурных течений и, балансируя, впитывая брызги со всех сторон, ощущая все звуки и краски пространства, сумел-таки осознать себя и самоопределиться.

В.Нагорнов «Бой с медведем» В.Нагорнов «Бой с медведем»

Кого любили на Руси?

Русский человек на протяжении столетий отличается ото всех каким-то особым строем своей души, ее мелодия концентрирует в себе созерцательность и сердечность. Философ Иван Ильин был весьма точен, отмечая, что наша национальная культура держится «на чувстве и сердце», «на созерцании», «на свободе совести и свободе молитвы».

Наделял он русского человека еще несколькими важными качествами – правда, отодвигая их на второй план – сильной волей, осознанной мыслью, правовым сознанием, организаторскими функциями. Деловая хватка, рассудочность, расчетливость – не наше все это, чужое, если заметно и проявившееся в современной России, то только благодаря чужеземным ветрам открытого общества, не разбирающим никаких границ.

Русская лаковая миниатюра Русская лаковая миниатюра

Вот скажите: кого на Руси-матушке любили больше всего? Родителей почитали, и почтение это, граничащее с глубокой привязанностью и любовью, более чем естественно, им не удивишь: даже до сих пор в диких африканских племенах подобное есть. Не случайно же где-то там сбрасывают родителей с высоких деревьев, чтобы они перешли в иную жизнь еще молодыми и здоровыми, были в ней счастливы. Да, дикость – но из высоких нравственных побуждений, как ни крути. Кто ж виноват, что рамки дикарских знаний настолько сужены!

Если же выйти за пределы любви к родителям и родительской любви к детям (общечеловеческих форм любви), то можно углядеть следующее: на Руси всегда любили человека душевного, бескорыстного, доброго.

Обниму твою головушку русую,

Обхвачу руками душу усталую,

Поцелую глаза твои грустные,

Чтобы легче тебе дышалося.

И вот так – через любые трудности! Поэтические мотивы классика русской литературы угадываются, но написала эти строчки молодая современная поэтесса из России Екатерина Цветкова, буквально несколько лет назад. Время-то идет, меняется, а мироощущение русского человека в своей основе – неизменно. И душа-то для русских не такая уж абстракция, раз они ее обнять могут!

Художник И. С. Куликов «Семья лесника» Художник И. С. Куликов «Семья лесника»

Все началось с Достоевского.

И вот подходим мы к одному озеру, по середине него - глыба люда, а на глыбе стоит человек - молодой парень. С берега это все фотографирует мужчина по-старше (видимо, отец) и девушка по-младше (оказалось, сестра). Конечно, мы разговорились, и пока ребята готовились к заплыву, я выяснила, что люди эти с Оклахомы, с какой-то там деревеньки, и такая вот традиция у них семейная - каждый год летом ходить в поход в горы, а Дэниэл, парень на льду, решил купаться в озерах. Людьми они оказались очень приветливыми, то, что я русская вызвало у них восторг, отец с удовольствием рассказал, как будучи школьником еще в Брежневские времена летал в СССР в группе американцев по обмену на две недели и выменял шапку ушанку на джинсы. Закончил он эту историю словами: “Ну вот сейчас Дэниэл вылезет, он так обрадуется, что вы из России, он очень любит русских и русский язык изучает!” Честно говоря, уже до этих слов данная семья вызвала у меня поломку стереотипов и срыв шаблона: рандомные люди у озера в Колорадо, родом из Оклахомы, есть опыт путешествия в СССР, да еще и русский язык изучают! Но тут подошел Дэниэл, который уже закорешился с ребятами на той льдине, поэтому мне он уже по-русски сказал: “Привет!”. За пару минут голова у меня пошла кругом: мечта у парня оказалась поехать в Москву и проучиться хотя бы год в МГУ по обмену. Он так и сказал “в МГУ”, а не “MSU”. В перерыве между его вопросами о России, я, наконец, спросила, а как так получилось-то собственно? Почему Россия? Почему русский язык? Почему МГУ. Это же вроде не тренд Оклахомы! На это Дэниэл посмотрел на меня долгим взглядом, вздохнул и произнес: “Все началось с Достоевского…”.

Читайте также: