Загадка про заглавную букву в именах собственных

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ Т.Г. Рамзаева - М.: Дрофа, 2009.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация (для корректного воспроизведения презентации, содержащей Flash-объекты (swf), необходима программа Adobe Flash Player),
  • раздаточный материал для парной и индивидуальной работы (Приложение 1)

Используемый ЦОР: «Русский язык. 2 класс», авторы учебника Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 2-е изд.-М.: БАЛЛАС, 2003.

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

  • Как пишутся фамилии? (N 193863) Анимация
  • Отчество (N 193336) Текст с иллюстрациями
  • Есть ли среди девочек тёзки? (N 193404) Текст с иллюстрациями
  • Подпиши предметы (N 193724) Интерактивное задание
  • Каллиграфия (N 187609) Интерактивное задание

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. (Слайд 1)

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Постановка задач урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 2-3)

Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) (Слайд 4)

Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
  • узнать об истории возникновения фамилий и имён.

III. Чистописание.

- Найдите одинаковый звук в словах: Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета. (Звук [г].)

- Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный.)

- Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «гэ».)

- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г. (Слайд 5)

- Послушайте весёлые стихи об этой букве.

  • Г стоит как великан, буква Г – подъёмный кран.
  • Не гусь, не галка буква Г, а цапля на одной ноге.
  • Букву на плече носил, на лугу траву косил. [1]

- На что похожа буква Г?

- Из каких элементов состоит заглавная буква Г?

(Слайд 6. Демонстрация на экране написания заглавной буквы Г: щёлкнуть на слове «Прописные», а затем на букве Г, показ можно повторить.)

- Напишите красиво и правильно заглавную букву Г.

- Прочитайте предложение. (Слайд 7)

- Почему некоторые слова записаны с большой буквы?

Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.

- Что вы знаете об этом человеке? Какая знаменательная дата отмечается в этом году? (2011 год - Год российской космонавтики, посвящён 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина. 12 апреля 1961 года советский космический корабль «Восток» совершил первый в истории полет с человеком на борту. Он облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.)

- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.

IV. Словарная работа.

- Отгадайте загадки, запишите словарные слова. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)

Вертится,
Стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица.)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)

Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка. Слайд 8)

- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)

- Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Слайд 9) (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. (Один ученик работает за доской.)

Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка. Слайд 10)

V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».

1. Проблемный вопрос (Слайд 11). Коллективная работа (устно).

- Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (Ответы учащихся.)

- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля.) (Слайд 12)

- Чем ещё различаются слова? (Значением.)

- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.) (Слайд 13)

- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

2. Работа в парах.

– На ваших столах лежат карточки (Приложение 1. Задание для парной работы). Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в паре. Один ученик - за компьютером. (Слайд 14. ЦОР «Подпиши предметы». N 193724)

Проектор отключается или переводится в режим стоп-кадра, путём перетаскивания объектов ученик распределяет слова по ячейкам.

Примечание: чтобы данный ЦОР корректно работал, сначала необходимо нажать на кнопку «Обновить» в левом нижнем углу слайда, а выполнив задание, нажать на кнопку «Готово».

-А теперь проверим. (Слайд 14)

- У всех так? (Нет.) А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)

- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)

(Хороши груши в корзине у Груши. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.)

3. Физминутка для глаз. (Слайд 15) Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.

4. Аллея фамилий. (Слайд 16)

Из истории русских фамилий.

Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов. [2]

Послушайте стихотворение «Прапрадеды», автор Г.Граубин. (Слайд 17. ЦОР «Как пишутся фамилии?» N 193863)

Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов —
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись — и ты увидишь в них
Историю России.

- Знаете ли вы, что означают ваши фамилии? (Ответы учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников о значении своей фамилии. Приложение 2.)

5. Площадь имён. (Слайд 18)

- Остановимся на площади имён. Какие же имена были раньше?

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост.

Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз).

Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша.

Современные родители выбирают имена своим детям независимо от календаря.

- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя?

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат, Владимир – владеет миром, Людмила – людям милая, Светлана – светлая.

Есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения. Кто знает значение своего имени, и откуда оно к нам пришло? (Ответы учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников о значении своего имени.)

(Слайд 19, ЦОР «Есть ли среди девочек тёзки?» N 193404) (Работа по плакату, ответы на вопросы.)

- Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

- Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)

- Кто такие тёзки? Есть ли у нас в классе тёзки?

- Есть ли среди девочек тёзки: Люда, Люба, Мила, Людмила? (Люда, Мила, Людмила)

- Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань».

В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут «Таня встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…

- А как вы думаете, как можно разобраться в новичках?

6. Море отчеств. (Слайды 20-21. ЦОР «Отчество». N 193336)

– Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество? (Свободные высказывания детей.)

В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается…
Как же звать героя по имени-отчеству?
(Илья Иванович Муромец)

7. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. (Слайд 22)

- Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.

Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят

- Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина.

8. Клички животных.

- В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 23)

Следующая загадка

Материал формирует умение писать с заглавной буквы имена существительные.

ВложениеРазмер
zaglavnye_bukvy_v_imenakh_sobstvennykh.pptx 1.47 МБ
zaglavnaya_bukva_v_imenakh_sobstvennykh.docx 38.24 КБ
Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» г. Велиж

Открытый урок во 2 «в» классе

Тема: «Обобщение знаний о написании слов с

Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация ( для корректного воспроизведения презентации, содержащей Flash-объекты (swf), необходима программа Adobe Flash Player ),
  • раздаточный материал для парной и индивидуальной работы ( Приложение 1 )

I. Организационный момент. ( Слайд 1 )

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Постановка задач урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) ( Слайды 2-3)

Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) ( Слайд 4)

Сегодня на уроке предстоит … ( формулировка задач учащимися ):

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,

- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г. ( Слайд 5)

Давайте вспомним какие слова мы знаем на буковку «г» (Груша, галка, город, газета, гнездо)

- Послушайте весёлые стихи об этой букве.

  • Г стоит как великан, буква Г – подъёмный кран.
  • Не гусь, не галка буква Г, а цапля на одной ноге.
  • Букву на плече носил, на лугу траву косил. [1]

IV. Словарная работа. (слайд 6)

- Отгадайте загадки, запишите словарные слова . (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)

Вертится,
Стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица.)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)

Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. ( Проверка. Слайд 6)

- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)

- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. ( Один ученик работает за доской.)

Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. ( Самопроверка. Слайд 7)

Ребята почему фамилии написаны с большой буквы? (ответы)

А что кроме фамилий пишется с большой буквы (Ф.И.О)

Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт. (слайд 8)

- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.

V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».

Ребята почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.) (Слайд 9)

- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

2. Работа в группах.

– На ваших столах лежат карточки ( Приложение 1 . Задание для парной работы ). Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в группе. -А теперь проверим. (Слайд 10)

- У всех так? (Нет.) А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)

- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)

(Хороши груши в корзине у Груши. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.)

3. Физминутка - Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички?

4. Аллея фамилий. (Слайд 11)

5. Площадь имён. (Слайд 12)

- Остановимся на площади имён.

- Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

- Назовите имена, принадлежащие девочкам, мальчикам.

6. Море отчеств. (Слайд 13)

7. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. (Слайд 14)

- Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.

Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят

- Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина.

8. Клички животных.

- В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 15)

Следующая загадка

Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев.

Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.

СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ

СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ

СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ

Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина. сущ. гл.

кошка Шарик собака Мурка корова Сокол конь Зорька

Мы живём на планете Земля , в стране Россия , в городе Велиж . Наша школа находится на улице Советская .

1 ирина 2 котёнок 3 воробей 4 россия 5 москва 6 страна 7 дядя 8 иванович

Имена собственные Имена Отчества Фамилии Клички животных Названия городов, стран, улиц, рек Итог урока

Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя… научился, смог… могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Предварительный просмотр:

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.

Учитель: Шувалова Ольга Алексеевна
Цель: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные.
Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
  • Развитие мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные :

  • Регулятивные универсальные учебные действия - организация учащимися своей учебной деятельности: планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД– умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
  • Коммуникативные УУД– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, в группе оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.


Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий- М.: Просвещение, 2012.
Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация
  • раздаточный материал для парной, групповой и индивидуальной работы


I. Организационный момент. ( Слайд 1)

- Встали все ровно. Тихо сели.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Постановка задач урока.

На уроке у нас гости – давайте глазками поздороваемся с ними.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? (Ответы детей)

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

- У вас на столе лежат смайлики солнышка и тучки. Посмотрите, какой из смайликов отражает ваше настроение. Выберите его, покажите.


-Сегодня мы отправляемся в гости. Путь наш лежит, отгадайте куда? (Загадка про буквы)

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ» (Слайд 2)

Букв в русском алфавите много, но мы побываем в гостях у необычных букв.

- В гости мы отправимся с героем мультфильма, который говорил вот такие слова: «Ребята, давайте жить дружно!» Узнали его? (Слайд3)

- Это кот Леопольд.

- А кому он это говорил?

Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о букве написал Е.Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак! (Слайд 4)

Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) ( Слайд 5)

Сегодня на уроке предстоит … ( формулировка задач учащимися ):

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
  • узнать об истории возникновения фамилий и имён.

- Заглавные буквы приготовили для вас угощение в виде заданий, которые мы будем выполнять. Если мы будем их выполнять, то хозяева нами будут довольны.

- Начнём с минутки чистописания.

- Найдите одинаковый звук в словах: Галина, гимназия, город, Городня, гриб, гроза, газета. (Звук [г].)

- Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный.)

- Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «гэ».)

- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г. ( Слайд 6)

- Послушайте весёлые стихи об этой букве.

- На что похожа буква Г?

  • Г стоит как великан, буква Г – подъёмный кран.
  • Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге горбит спину буква Г.

- Из каких элементов состоит заглавная буква Г? (Писать начинаем сверху вниз. Наклонная линия с закруглением внизу. Затем пишем верхний элемент.)

- Напишите красиво и правильно заглавную букву Г.

- Прочитайте предложение. ( Слайд 7 )

Село Городня славится церковью Рождества Пресвятой Богородицы.

-Почему некоторые слова записаны с большой буквы?

- В каком году была заложена церковь? (В 1390 г. В 14-15 вв.на этом месте располагался г.Вертязин. Древняя церковь представляла собой небольшой белокаменный куб. Он завершался огромным барабаном, устремлённым вверх.)

- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.

IV. Словарная работа.

- Следующее угощение вы все любите - это загадки для словарной работы.

- Отгадайте загадки, запишите словарные слова .

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)

Вертится,
Стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица.)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (Заяц.)

Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. ( Проверка. Слайд 8)

- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)

- Зверям и птицам зимой живётся трудно.

- Они зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? ( Слайд 9) (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

- Наш класс уже повесил кормушки. Какие птицы побывали у нас в гостях?

- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их.

Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. ( Самопроверка. Слайд 10)

V. Работа по теме «Заглавная буква в именах собственных».

1. (Слайд 11). Коллективная работа (устно).

- Однажды, мой сын Серёжа, читая книгу, встретил слова, которые были записаны то с большой буквы, то с маленькой, а произносились одинаково. (серёжка,Серёжка,ночька, Ночька, зорька, Зорька). Он спросил меня: « Почему так пишутся слова?»

- А как бы вы ответили?

- Приведите примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, лев-Лев.) (Слайд 12,13)

- Чем ещё различаются слова? (Значением.)

- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.) (Слайд 14)

Не боится морозов Серёжа морозов. Хороши груши в корзине у груши.

Домик для скворцов делал Алёша скворцов. Коля арбузов купил пять арбузов. Вася рыбаков был у рыбаков.

- Как правильно надо записать эти предложения?

- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

2. Работа в парах.

– На ваших столах лежат карточки . Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в паре.

-А теперь проверим. (Слайд 15)

- У всех так? А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)

- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)

3. Физминутка для глаз. (Слайд 16) Дети под музыку следят за движением объектов.

4. Продолжение работы над темой урока )

- У каждого человека есть фамилия, имя и отчество.

- Давайте заглянем в тарелку с историческими событиями.

Из истории русских фамилий.

Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.

Послушайте стихотворение «Прапрадеды», автор Г.Граубин. (Слайд 17.)

Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов —
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись — и ты увидишь в них
Историю России.

- Знаете ли вы, что означают ваши фамилии?

- Вам предстоит это узнать самостоятельно или с помощью родителей к следующему уроку.

Учебник с.55 упр.95.

- Что о фамилии сказано в учебнике?

- Кроме фамилии у человека есть имя.

- Какие же имена были раньше?

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост.

Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз).

Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам . В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша.

Современные родители выбирают имена своим детям независимо от календаря, но многие родители дают имя ребёнку придерживаясь православным традициям.

- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя?

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат, Владимир – владеет миром, Людмила – людям милая, Светлана – светлая. Моё имя Ольга означает со скандинавского языка – святая.

Есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения. Кто знает значение своего имени, и откуда оно к нам пришло? (Значение своего имени можно посмотреть в наших православных дневниках)

«Есть ли среди девочек и мальчиков тёзки?» (В классе тёзок нет)

- А вот у меня есть тёзка. С нами в гостях у заглавных букв Ольга Васильевна. Мы с нею тёзки.

- Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

- Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)

Отчества. (Слайд 18. ЦОР «Отчество».)

- А какое у вас отчество?

– Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество? (Свободные высказывания детей.)

В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается…
Как же звать героя по имени-отчеству?
( Илья Иванович Муромец )

5. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. (Слайд 19)

- Ой, ребята! Кто это пожаловал к нам в гости? Да это вредные мыши, которые всё время пристают к коту Леопольду. Я думаю, что сегодня они нам не будут мешать. Они приготовили для нас задание и хотят, чтобы мы его выполнили.

- Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.

Леопольда, любим, кота, мы.

- Подчеркните главные члены предложения.

Мы любим кота Леопольда.

- Какие добрые мыши! Я так рада, что они нам не мешают на уроке, а помогают.

6. Клички животных.

- В гости к ЗАГЛАВНЫМ БУКВАМ пришли разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 20)

- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями. (Работа на карточках)

Подписи к слайдам:

Заглавные буквы в именах собственных. Выполнила: Шувалова Ольга Алексеевна

Следующая загадка

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Класс: 1.

УМК: Школа России «Русский язык. 1 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Цели:

  • Познакомить детей с заглавной буквой в именах собственных.
  • Научить отличать имена собственные от нарицательных имён существительных.
  • формировать УУД.

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

  • познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
  • коммуникативные: принимают участие в работе; приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости;
  • регулятивные: ориентируются на возможное разнообразие способов решения задач; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

(1 слайд)

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
Значит, мы должны учиться.

- Проверим готовность к уроку.

II. Актуализация знаний учащихся

1. Минутка чистописания

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу, днем домой.
(Валенки)

(2 слайд)

- Сколько в этом слове слогов, букв, согласных и гласных звуков? (3 слога, 7 букв, 7 звуков)

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

- На следующей рабочей строчке запишите заглавную и строчную букву Вв. (3 слайд)

- Составьте предложение со словом валенки и запишите его.

- Как оформляется предложение на письме? (начало предложения пишем с большой буквы, в конце ставим точку).

2. Работа с пословицами

(4 слайд)

  • Ласковое слово – гнев укрощает.
  • Чужая душа – потемки.
  • Поспешишь – людей насмешишь.

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Какие буквы пропущены? Докажите.

- Запишите любую пословицу в тетрадь.

III. Самоопределение к деятельности

Кошка, собака, корова, Мурка.
Плотник, Иван, летчик, строитель.

- Найдите лишнее слово в каждой строке. (Мурка, Иван)

- Почему они лишние? Что у них общего? (написаны с большой буквы)

- Кто назовет тему урока?

(5–6 слайды)

Просмотр видеосказки, про заглавные буквы

Сказка о том, что произошло однажды с буквами.

В одном сказочном лесу жили буквы русского алфавита. Они всегда были дружны, веселы. В солнечную погоду они играли, резвились на полянке. А в дождь они ходили друг к другу в гости. Все были равны. Но приключилась однажды беда!

Буква «А» вдруг решила, что она в их сказочном лесу главная!

- Я, - говорит буква «А» – первая буква алфавита, поэтому я должна быть среди вас за главного!

- Ну, уж нет, - поспорила с ней буква «Я», - я последняя буква алфавита, поэтому я тоже могу быть главной и должна быть выше и больше всех вас!

Тогда в спор вступила буква «О»:

- А вот я среди вас самая круглая, давайте я буду самой главной!

Тут все остальные буквы принялись расхваливать себя, чтобы быть главными среди своих подруг. Ох, что же там творилось! Так бы буквы и рассорились, если бы не появилась вдруг добрая волшебница Грамматика! Тогда все буквы обратились к ней за помощью.

- Рассуди нас, пожалуйста, - говорит «А», - иначе все мы тут поссоримся.

- Слышала, слышала, - говорит Грамматика, – о чем ваш спор. Я помогу вам, друзья мои. Вы все сможете стать главными, а точнее заглавными. Только вы должны знать, что быть большой буквой непросто! Вам необходимо будет запомнить несколько правил.

- Хорошо! – согласились буквы и стали внимательно слушать волшебницу.

А рассказала она им следующее:

Буквы в русском языке бывают заглавные и строчные. Заглавные буквы еще называют прописными.

Заглавная буква отличается от строчной высотой, а иногда и начертанием. Например, русские буквы "А", "Б", "Г".

С заглавной буквы пишется первое слово текста, первое слово после. … ? ! знаков, заканчивающих предложение.

IV. Изучение нового материала

1. Работа по учебнику

- Прочитайте группы слов.

- Найдите слова, которые написаны с большой буквы. Объясните их значение.

- Сделайте вывод: какие слова пишутся с заглавной буквы? (7 слайд)

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

2. Словарная работа

- В какой стране мы живем?

- Назовите столицу России.

(8 слайд)

3. Достопримечательности города (9–12 слайды)

- Запишите в словарик новое слово Москва. Поставьте ударение, подчеркните опасное место. Придумайте и запишите в тетрадочку предложение с новым словарным словом.

4. Физкультминутка

(13 слайд)

Учитель называет слово, которое пишется с маленькой буквы, - дети ставят руки на пояс и делают наклоны вперед, если слово пишется с большой буквы – руки вверх и подпрыгивают.

Рекс, река, Москва, город, Максим, цветок, Иван, Волга, стол, муравей, Ольга.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

- Прочитайте ласковые формы имен.

- Назовите ласковую форму своего имени. Кто вас так называет?

- А как вы ласково называете своего братика или сестренку?

- Как вы думаете, почему человек использует в своей речи разную форму имен?

- Скажите, что есть у каждого человека, кроме имени, чтобы его можно было отличить от других? (Фамилия и отчество)

Читайте также: