Загадка про станицу елизаветинскую

Обновлено: 22.11.2024

Загадка – это один из малых жанров фольклора. В загадках происходит замена одного предмета другим по внешнему сходству. Тем не менее загадки точны, в них всегда говорится о каком – либо конкретном предмете, потому что иначе загадку не возможно разгадать.

Крепка, звонка да отточена кто поцелует, тот и с ног долой. (Сабля)

Летит птица крылата, без глаз, без крыл. Сама свистит, сама бьет. (Стрела)

Мал мужичок – костяная ручка. (Нож)

На чужой спине едет, свой груз везет. (Седло)

Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

Погоны желтые, шашки острые, тени длинные, кони борзые, полем едут с песнями искать царю чести, а себе славы. (Казаки)

Эта обувь в огне изготавливается и с ног не снимается. (Подкова)

Не казак, а с усами, о четырех ногах, а не конь. (Котенок)

Летела пташка промеж рта и чашки. (Ложка)

Лохматый казак, посреди кушак

По двору ходит, порядок наводит. (Веник)

Ходит пани в серебряном жупане. (Рыба)

Стрелы на землю метала.

Нам казалось шла с бедой.

Оказалось шла с водой.

Подошла и пролилась.

Пашня вдоволь напилась. (Гроза с дождем)

Огонь да вода. (Самовар)

А вся в дырках, (Сито, решето)

Пошли на речку купаться,

Третий на берегу валяется.

На третьем повисли. (Ведра с коромыслом)

Смастерили из досок

И надели поясок,

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето. (Бочка)

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает

Что схватит, отдаёт.

Сам в угол идёт. (Ухват)

Без неё мы как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не даёт? (Деревянная ложка)

Три струны всего на ней,

А как только зазвенит

Сразу всех развеселит. (Балалайка)

Всяк за него хватается. (Рушник).

Был я на копанцах,

Был я на топанцах,

Молод был – людей кормил,

Стар стал – пеленаться стал,

А умер – мои кости выбросили,

И собаки не гложут. (Глечек).

Шо в нашей хати за поцелувайло?

Сама не ем, а людей кормлю.

Новая посудина уся в дырах.

В лесу расте, у коня кохается,

у бабы телепается. (Сито).

Сидит Феофан в землю вкопан.

Не живой, а жилой,

Много глаз любит нас (Хата)

Без подковы конь хромает,

это каждый понимает.

Но не каждый молодец

будет в кузнице… /кузнец/

Кругом хаты синие лопаты (Окна)

Стали хлопцы в ряд,

Проходить не велят. (Плетень)

Голове не будет страха,

если есть на ней … /папаха/

Что удобней для ноги:

туфли или… /сапоги/

Кому - плащ, кому - тужурка,

казаку – казачья…. /бурка/

Ну, а если командир,

Между делом, тары-бары,

Носит батько … /шаровары/

А, чтоб сделать ловкий шаг,

В ножнах спит, а не в постели.

Как огонь, горит на деле.

И надёжна, и остра.

Казаку в бою - сестра.

Чуть поменьше, ловкий брат,

послужить отчизне рад.

Как бы враг не угрожал,

под рукой всегда… /кинжал/

Когда грянет выстрел. /пушки/

Кто в бою надёжный друг,

знает своё дело?

С казаками на врагов

Он, как ветер, как огонь.

Лучший друг – любимый…/конь/

Есть, не скрою, у меня

И загадки про коня.

Величава и красива

у коня бывает… /грива/

Чтобы очень не трясло,

надо к лошади … /седло/

Кто не любит лошадей,

тот разбойник и… /злодей/

Состязаются два брата,

у кого красивей… /хата/

Чьи жирнее петухи

да у двори… /лопухи/

Если будет та сердита –

то пускает в ход… /копыта/

Кони взрослые готовы

поменять свои… /подковы/

Загадка – это один из малых жанров фольклора. В загадках происходит замена одного предмета другим по внешнему сходству. Тем не менее загадки точны, в них всегда говорится о каком – либо конкретном предмете, потому что иначе загадку не возможно разгадать.

Крепка, звонка да отточена кто поцелует, тот и с ног долой. (Сабля)

Летит птица крылата, без глаз, без крыл. Сама свистит, сама бьет. (Стрела)

Мал мужичок – костяная ручка. (Нож)

На чужой спине едет, свой груз везет. (Седло)

Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

Погоны желтые, шашки острые, тени длинные, кони борзые, полем едут с песнями искать царю чести, а себе славы. (Казаки)

Эта обувь в огне изготавливается и с ног не снимается. (Подкова)

Не казак, а с усами, о четырех ногах, а не конь. (Котенок)

Летела пташка промеж рта и чашки. (Ложка)

Лохматый казак, посреди кушак

По двору ходит, порядок наводит. (Веник)

Ходит пани в серебряном жупане. (Рыба)

Стрелы на землю метала.

Нам казалось шла с бедой.

Оказалось шла с водой.

Подошла и пролилась.

Пашня вдоволь напилась. (Гроза с дождем)

Огонь да вода. (Самовар)

А вся в дырках, (Сито, решето)

Пошли на речку купаться,

Третий на берегу валяется.

На третьем повисли. (Ведра с коромыслом)

Смастерили из досок

И надели поясок,

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето. (Бочка)

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает

Что схватит, отдаёт.

Сам в угол идёт. (Ухват)

Без неё мы как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не даёт? (Деревянная ложка)

Три струны всего на ней,

А как только зазвенит

Сразу всех развеселит. (Балалайка)

Всяк за него хватается. (Рушник).

Был я на копанцах,

Был я на топанцах,

Молод был – людей кормил,

Стар стал – пеленаться стал,

А умер – мои кости выбросили,

И собаки не гложут. (Глечек).

Шо в нашей хати за поцелувайло?

Сама не ем, а людей кормлю.

Новая посудина уся в дырах.

В лесу расте, у коня кохается,

у бабы телепается. (Сито).

Сидит Феофан в землю вкопан.

Не живой, а жилой,

Много глаз любит нас (Хата)

Без подковы конь хромает,

это каждый понимает.

Но не каждый молодец

будет в кузнице… /кузнец/

Кругом хаты синие лопаты (Окна)

Стали хлопцы в ряд,

Проходить не велят. (Плетень)

Голове не будет страха,

если есть на ней … /папаха/

Что удобней для ноги:

туфли или… /сапоги/

Кому - плащ, кому - тужурка,

казаку – казачья…. /бурка/

Ну, а если командир,

Между делом, тары-бары,

Носит батько … /шаровары/

А, чтоб сделать ловкий шаг,

В ножнах спит, а не в постели.

Как огонь, горит на деле.

И надёжна, и остра.

Казаку в бою - сестра.

Чуть поменьше, ловкий брат,

послужить отчизне рад.

Как бы враг не угрожал,

под рукой всегда… /кинжал/

Когда грянет выстрел. /пушки/

Кто в бою надёжный друг,

знает своё дело?

С казаками на врагов

Он, как ветер, как огонь.

Лучший друг – любимый…/конь/

Есть, не скрою, у меня

И загадки про коня.

Величава и красива

у коня бывает… /грива/

Чтобы очень не трясло,

надо к лошади … /седло/

Кто не любит лошадей,

тот разбойник и… /злодей/

Состязаются два брата,

у кого красивей… /хата/

Чьи жирнее петухи

да у двори… /лопухи/

Если будет та сердита –

то пускает в ход… /копыта/

Кони взрослые готовы

поменять свои… /подковы/

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Следующая загадка

Конспект занятия по ознакомлению с родным краем в старшей группе.

Тема: Родная Кубань – станица Ленинградская.

Программные задачи: продолжать обогащать знания детей о понятии малая родина, закреплять желание знать особенности культуры и истории Кубани. познакомить детей с историей образования станицы Ленинградской. Воспитывать нравственно – патриотические отношение к кубанским обычаям, традициям. Воспитывать любовь и интерес к станице Ленинградской.

Методы и приемы: беседа, пример, рассматривание, пояснение, музыкальное сопровождение, игровой прием.

Словарная работа: Кубань, хата, черкеска, утварь, коромысло, хлеборобы, не замай.

Предварительная работа: просмотр фотографий с изображением родных и близких, альбома «Ты Кубань, ты наша родина», слушание и пение песен, частушек, заучивание стихотворений, кубанских народных игр.

Следующая загадка

Конспект НОД «Изменение условий освещения на Кубани» Конспект занятия по краеведению «Изменение условий освещения на Кубани» Подготовила ПДО Кравцова Н. Ю МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин Цель:.

Беседа «История возникновения Кубани» Беседа: «История возникновения Кубани» МАДОУ детский сад№3 Воспитатель Огиенко Татьяна Сергеевна Беседа: «История возникновения Кубани».

Цветоделие на Кубани Цветоделие, или искусство изготовления искусственных цветов, берет свое начало в глубокой древности. С незапамятных времен женщины украшали.

Занятие в старшей группе по формированию знаний о быте русского народа «В гости к тетушке Елене» МБДОУ детский сад № 1 «Огонек» г. Красный Сулин Ростовская область воспитатель: Полупанова Елена Владимировна Представляю конспект занятия.

Сценарий праздника «На Кубани мы живем» Цель: Развивать интерес к историческому прошлому,вызвать желание у детей. Знакомиться с жизнью кубанских казаков. Воспитывать уважение.

НОД «На Кубани мы родились, на Кубани мы живём» «»Образовательное событие ко дню Знаний. Тема: «Земля отцов – моя земля» Задача – Воспитание любви к родному краю. Для детей старшей и.

НОД по формированию у детей представления о русском крестьянском быте «В гостях у Пелагеюшки» .

Стихи о Кубани Подборка моих стихов. Стихи писались в разное время, к различным мероприятиям. Буду очень рада, если кому-нибудь мои стихи пригодятся в.

Экологическая акция «Птицы Кубани» (фотоотчет) В нашем крае проходит экологическая акция «Птицы Кубани» операция «Птицам наша забота». Когда я рассказала своим детям, что это такое,.

Защита проекта «Сохраним птиц Кубани» Проект «Сохраним птиц Кубани» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный (январь.

Ход занятия:

Но сначала отгадайте загадку: море есть,а плавать нельзя

Дороги есть, а ехать нельзя

Земля есть – пахать нельзя,

- загадка очень непростая, но, я думаю, моя подсказка вам поможет. Посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Называется он – глобус. Это маленькая модель нашего земного шара. Посмотрите на него повнимательнее и скажите мне, что вы увидели на нем и вам сразу легко будет отгадать мою загадку.

- скажите, какие цвета можно увидеть на глобусе?

- синий, зеленый, желтый.

- правильно, если при глядеться, то синим цветом обозначена …

- желтым и коричневым цветом.

- песок в пустыне, горы.

- а еще на глобусе много зеленого цвета.

- это леса, долины, поля.

- а вот белым, ребята, обозначены ледники. Еще на земле живет много жителей, разных национальностей. Давайте поиграем в игру

, я буду называть страну, а вы еёжителей:

В Англии живут-(англичане)

В америке живут- (американцы)

В украине – (украинцы)

В Белорусси – (белоруссы)

А в России живут – россияне.

- Молодцы, ребята, мы с вами живем в России, давайте найдем на глобусе нашу большую родину.Вот какое стихотворение ей посвятил автор :

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями полное

За реки разлитые в пламени синем

Тебя по – славянски назвали – Россией.

Россия – это наша большая и замечательная родина, но у каждого человека есть место на земле, где он родился. Не зря говорят, где родился, там и пригодился. Это особенное место, где живут наши предки, где вы чувствуете себя уютно и тепло, где, живут ваши папы, мамы, бабушки, дедушки. Когда мы с вами рассматривали фотографии ваших близких и родных мы с вами называли одним словом, каким ребята?

- родня, родственники, родичи.

- А теперь, ребята, садитесь- ка рядком, да слушайте ладком.

Ведь наша с вами малая родина –это Кубань. И живут в нашем вольном степном крае казаки, вот и мы с вами, ребята, малые казачата. Испокон веков жили на Кубани разные древние народы

Были и скифы и меоты, потом кубанские земли населяли адыги. и вот однажды эти земли царица Екатерина подарила кубанским казакам за службу верную, да чтоб охранялись земли южные.

Понравилась земля степная казакам, за волю, за простор, за степи покрытые ковылем, и другой степной травой. Стали селиться казаки на берегу реки Кубань, строить хаты, возделывать землю, сажать сады, воспитывать детей, так появлялись станицы, города. А вы знаете, как называется столица нашего родного края?

- Правильно, а самое первое название было Екатеринодар- дар царицы Екатерины, не зря в нашем краевом центре стоит памятник царицы с указом в руках. (показываю фотографии).

А давайте с вами споем песню «у Кубани матушки реки»

- молодцы, ребята, вы настоящие казачата. В нашем крае вокруг столицы построили появилось множество станиц и одна из них стала нашей малой родиной. Кто из вас знает как называется станица, в которой мы живем?

- станица Ленинградская, мы очень любим её.

- да, ребята, в нашей станице живут очень веселые люди, они любят петь, плясать, а вы знаете кубанские частушки?

Давайте тогда их вместе с вами пропоем:

1. Эх, сторонушка родная,

Ленинградская сторона,

Край родной мы уважаем,

Не забудем никогда.

2. Старину мы почитаем,

Старину мы бережём

О Ленинградском нашем районе

Песни звонкие поём!

3. Ты играй, играй гармонь,

Ты гармонь Кубанская,

Я девчонка боевая,

С края Краснодарского.

Ребята, очень здорово пели, а теперь скажите мне чем же славится наша кубанская сторона? Чем занимаются станичники и жители нашего края? Вы наверное слышали выражение Кубань – главная житница России. Как вы понимаете это выражение?

- пашут землю, выращивают пшеницу, пекут хлеб.

- да, ребята, наши земляки очень трудолюбивые, они трудятся в поле сеют, пашут, убирают зерно и называют их хлеборобы.

- ребята, а вы любите свою станицу? Чем она вам нравится?

- у нас есть много памятников, красивых старинных зданий, отремонтировали кинотеатр Горн, построили бассейн.

А теперь ребята, вы хотите узнать о кубанской хате, да как одевались казаки и казачки?

Вот сейчас мы отправимся в хату кубанского казака. С удовольствием расскажу вам обо всём, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, а самое главное – охранял границу от врагов. Посмотрите, какой он носил красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевал рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывал тёплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака. Его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. С утра ей надо было сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах). Затопить печь, наварить еды, да хлеб испечь. А бельё гладила вот этим предметом. Вот такой старинный утюг на углях был у хозяек.

(Предлагает детям возможность попробовать погладить, таким образом, почувствовать какой тяжелый утюг). Казаки гостей встречают хлебом – солью. На службу молодого казака провожали на коне, в добротной одежде и с оружием. Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы». На казачьих праздниках всегда проходили скачки.

- вот какие стихи сочиняют о нашей станице наши земляки:

Люблю тебя моя станица

Прекрасная богатая земля.

Колосья полные пшеницы

Зеленеют сады, на земле дорогой

Возвращаются птицы весною домой

Расцветай и живи моя станица,

Оставайся навеки такой!

-Вот такие прекрасные слова дарят наши земляки станице Ленинградской и Кубанской земле. А теперь давайте поиграем в кубанскую народную игру

«НЕ ЗАМАЙ (НЕ ТРОНЬ МЕНЯ)»

В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки, убегая,кричат: «Не замай!»

Пойманным считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в одной цепи, игра заканчивается.

Вот и закончилось наше необычное путешествие в историю.

Публикации по теме:

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей группе Перспективный план работы По ознакомлению с родным краем в старшей группе. Сентябрь «Растительный мир Краснодарского края». Познавательные.

Тематическое планирование по теме «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста» Тематическое планирование по теме: «Толерантное воспитание дошкольников» Мы едины Большая и малая родина Народные традиции Мы говорим.

Следующая загадка

Берег лимана, раздолье степное
Море и солнце – всё под рукой,
С самого детства такое родное,
И на душе благодать и покой.
(Ейск)

Южным солнышком согретый,
Казачьей песнею воспетый,
Кубанью-речкою умытый,
Для друзей всегда открытый
Поистине, ты - Божий дар!
Родной мой город - . (Краснодар)

Загадки о городах и станицах Краснодарского края:

Моя любимая станица,
Меня зовут твои поля!
И остается лишь молиться,
Чтоб ты по прежнему цвела.
Твоя волшебная природа
Всегда манит меня к себе.
И, несмотря на время года,
Стоишь ты в дивной красоте.
Моя любимая станица,
Горжусь, что здесь я родилась!
Твоя сирень мне часто снится.
Здесь радость жизни началась.

Земля - большой и круглый шар,
На нем есть город - Краснодар,
Где расположена и школа и наш дом,
Где с мамой, папой и друзьями мы живем!
Березки есть, есть ивы, тополя,
Растит их всех кубанская земля!
У нас есть очень интересные места,
Мила мне Краснодара красота!
Вот чище всех и самая прекрасная
Главная улица города - Красная,
Надо вам книжку купить - чего проще,
Есть книжный рынок в нашей Первомайской роще,
На Солнечном острове много зверей,
Дети, идите, смотрите скорей!
Поет кто громче всех - оставьте спор,
Вот он - Кубанский Казачий хор!
А это кто отбивает вновь гол?
Желто-зеленые! Мы пришли на футбол!
Есть много интересного у нас,
Про все мне и не рассказать за раз.

Берегом Черного моря
Шли на Кубань казаки.
Казачья смекалка, молитва и слезы
Через Дон помогли переправу найти.
От Кубани бурливой до Еи спокойной
По указу царицы приняли дар.
Войско создали, укрепили границу,
Построили город Екатеринодар.

Новороссийск

Горы. Море. Корабли.
Воинская слава.
Непреклонный исполин –
Сильная держава.
Нападений не хотим
С воздуха и с моря.
Зря соседям не грозим,
О пустом не споря.
Адмиралы много лет
Крепость возводили,
Символ славы и побед –
В память заложили.
Эта память сотни раз
Выручала город.
Жаль, что мирный день и час –
Козырь ратных споров.
Продолжение былин.
Воинская слава.
Порт. Защитник. Исполин.
Сильная держава.
(Людмила Максимчук)

Чем наш город знаменит?
Что в нем есть хорошего?
Тем, что в нем волна звенит,
Словно бьет в ладоши.
И с антеннами дома,
Как киты с фонтанами.
Красных крыш кутерьма…
Стройки с жирафами-кранами…
Солнцем залиты дома,
Жмурятся,
Пальмы, листья распушив,
Кружатся.
Приезжайте в гости к нам.
Рады будем вам!

Туапсинский дворик —
игрушечный такой.
Синее Черное море
прямо под рукой.
Гребешками играя,
волны о берег бьют.
И это зовется раем,
и я живу в раю.
Вы знаете раю цену?
О, она высока,
как вздымающиеся из пены
скалистые берега.
И, южным солнцем полнясь,
бьющим через край,
я никогда б не понял,
что такое рай,
если б передним краем
сам бы не шел под огнем,
помня об этом рае
и украдкой грустя о нем.

Булат Окуджава, 1960

Там, где перелески, там, где перекат
На большой дороге, над Кубань-рекой
Город наш столетний, город наш заветный
Город наш Кропоткин, город трудовой.

Мы живем здесь дружно братскою семьей
К светлому шагая,
Мы его возводим нашими руками
Потому такой он вечно молодой.

Пусть проходят зимы, пусть проходят весны
Протекают годы солнечной страдой
Город наш столетний, город наш зеленый
Город наш Кропоткин самый дорогой.

Кропоткин, Кропоткин – наш город родной
Гудки паровозов и след голубой
Лучистое солнце встает над тобой
Гордимся, Кропоткин, твоею судьбой!

Город Кропоткин стоит на Кубани
Зеленью пышной одет
Улицы, площади, скверы, фонтаны
Жизнь украшают людей.

В городе любят трудиться
С утра на работу спешат
А в детских садах голоса ребятишек
Звонче звонков звенят.

Главную улицу города
Красной назвали не зря
В праздничный день алым цветом
Сияет она, как заря.

Растут новостройки в районе
Становится город большим
Для нас Кропоткин любимый,
Будет всегда наш родным.

Люблю я тень твоих садов
И этот воздух синий-синий,-
Один из малых городов
Моей красавицы-России.
Прекрасен город мой весной,
Прекрасен осенью и летом,
И под вишнёво-нежным цветом,
И под тумана пеленой.
Степные вольные края
Как мне гордиться вами надо,
Мой Тихорецк! Судьба моя
И в жизни лучшая награда!
(Генрих Ужегов)

Солнце вышло из-за тучек,
Протянуло тёплый лучик,
Моря Чёрного коснулось,
Добрым людям улыбнулось:
«Здравствуй, город-городок,
Шёпот волн, морской песок.
И откуда ж ты возник,
Тёплый город Геленджик?
Я любуюсь, как дельфины
Над волнами сушат спины,
Как кружат над морем чайки -
Говорливые всезнайки».
Солнце с городом простилось
И за море опустилось,
Чтобы утром вновь вернуться,
Добрым людям улыбнуться.

Читайте также: