Загадка про пожарную каланчу кострома
Обновлено: 22.11.2024
Узнаваемым символом Костромы, её визитной карточкой, является пожарная каланча. Согласно местному преданию при посещении города в 1834 году императором Николаем II, то поражённый её величественной статью он в восхищении произнёс:
- Такой даже у меня в Петербурге нет!
Но речь сейчас пойдёт не о ней, а не о столь известной, но не менее интересной Покровской башне.
Сапожник без сапог или у пожарных каланча сгорела
Деревянные города России горели часто и задорно, что называется с огоньком, зачастую после пожаров на весь город сохранялось пару строений. Не даром возникла поговорка: от копеечной свечи Москва сгорела. Так что организация противопожарной службы было делом насущным и необходимым.
Добровольная пожарная дружина Костромы, на заднем плане видна колокольня Покровской церкви. Изображение из открытых источников Добровольная пожарная дружина Костромы, на заднем плане видна колокольня Покровской церкви. Изображение из открытых источниковВ каждом населённом пункте от 100 домов по штату полагалась пожарная команда, но укротителей огня катастрофически не хватало, долгое время к борьбе с пожарами привлекались армейские команды, горожане обязаны были участвовать в общей борьбе с огнём и нести ночные дежурства, некоторое время в добровольно-принудительном порядке рекрутировались даже монахи.
На начало ХХ века в России числились более 84 тысяч огнеборцев, помимо профессиональных пожарных, не менее половины от их списочного состава являлись участниками Добровольной пожарной дружины.
В Костроме Вольное пожарное общество было создано в 1898 году, существовало оно на добровольные средства горожан, благотворительные взносы и помощь городской Думы. Пожарное депо и деревянная каланча располагались на улице Покровской, сегодня Мясницкая.
Следующая загадка
Бродит день и ночь по чаще
Хищник самый настоящий,
Любит он простор для игр
Уссурийских дебрей (ТИГР).
Он злак, он в поле колосится,
Он не ячмень и не пшеница,
Из злака хлеб ржаной хорош,
Когда созреет в поле (РОЖЬ)
Вдаль смотрел пожарный с вышки
И пожары примечал,
Эту вышку - не малышку
Называют (КАЛАНЧА).
Я залез на каланчу
И кричу: "Я не шучу!
Я пожарным стать мечтаю,
Я пожарным быть хочу."
Кто течению навстречу
Тянет судно вдоль реки,
В кровь изодранные плечи,
От бечёвок синяки,
Судно тянут (БУРЛАКИ).
Он на солнце поглядел,
В мае бусинки надел,
Белоснежна кисть цветка,
Гроздь изящна и легка,
Наслаждайся и дыши,
Распустились (ЛАНДЫШИ).
Бункер крепок, как гранит,
В нём страна зерно хранит,
Судну нужен так фарватер,
Как пшенице (ЭЛЕВАТОР).
В этих бункерах давно
Вся страна хранит зерно,
Хлебороб, механизатор –
Все зерно на (ЭЛЕВАТОР)
Порхает по веткам в костюме красивом,
В нём чёрные перья с зелёным отливом,
Воровку в народе зовут белобока,
А как настоящее имя (СОРОКА)
Как заводной барабанит по ели,
Даже букашки в коре обалдели,
Может он просто от радости спятил,
Нет, присмотритесь, на дереве (ДЯТЕЛ).
В леденящую погоду
Кто как морж ныряет в воду?
Ходит кто по дну реки,
Где личинки и жуки.
Кто в воде среди искомых
Ищет водных насекомых?
В полынье кому не зябко,
Птичку как зовут - (ОЛЯПКА).
Летом днём в пустыне зной,
Горб с водой всегда со мной,
По пескам гулять люблю,
А зовут меня (ВЕРБЛЮД).
Вместо носа длинный хобот,
Он - животное, не робот.
Весом больше пяти тонн
Африканский взрослый (СЛОН)
Очень медленно ползёт
И с собою дом везёт,
Как на рыцарях рубахи
Панцирь носят (ЧЕРЕПАХИ).
Свидетельство о публикации №112011406571 Рецензии
про бурлаков, Володь, нынешним детишкам
тяжелавато будет)))) если, конечно, остались
старые учебники.
Привет, Борис! Всё отлично! Был на Кубани, только вернулся! Впечатлений много, а значит буду и дальше творить! Уровень развития детей до такой степень становится разным, как и расслоение нашего общества в нравственном, финансовом и других аспектах! Для определённой категории и бурлаки сгодятся!
С теплом души Владимир!
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая загадка
Вот "Подковка" - городская каланча,
Подлинный шедевр архитектуры
Классицизма. Вдаль смотрящий звонко закричал
Про пожар! Бегут тушить, собой рискуя.
Сколько раз огонь с'едал дотла дома,
Нет страшней пожара в мире зверя!
Пепел стряхивала, вновь рождалась Кострома,
Пересчитывала горькие потери.
Как отважны огнеборцы! И опять
В пламя, в дым они идут бесстрашно.
Пусть сейчас кругом кирпичные дома стоят,
Дел хватает у пожарных, знает каждый.
А когда-то император Николай
Первый, проезжая по округе,
Любовался каланчой и так сказал:
"У меня такой нет даже в Петербурге!"
Магистрали разбежались от нее
Веером, от площади центральной.
Сохраняя план с екатерининских времен,
От реформ благоустройства - статус "главной".
В небо синее - высокая стрела,
Зоркий глаз осмотрит город строго:
Красных птиц не видно. Ночь спокойною была.
Освещает солнце жителям дорогу.
И зовет домой вернуться каланча
Всех, кто Кострому покинул раньше.
Там, вверху, всегда горит нетленная свеча,
Приглашая молча путников уставших.
В центре города стоит "маяк" большой,
Улицы расходятся волнами.
Кострома шумит вокруг, как море, за бортом,
На машине едем - в лодке с парусами.
И куда бы нас судьбой не занесло
В океане жизненных исканий,
Хорошо всегда вернуться в Кострому. Тепло
Ощутить всем телом после странствий дальних.
Вот поэтому ношу с собой брелок:
Каланча на маленькой подковке.
Принесет удачу, счастье, радость новых строк,
О любимом городе она напомнит.
И металл горячий быстро превратить
В нужные предметы. Жизнь покажет:
Ты - пожарный, подвиг совершил. А, может быть,
Счастья ты кузнец, не менее отважный.
Следующая загадка
Цели занятия. Развивать логическое мышление, речь, вариативность мышления; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование. Карта и герб города; магнитофон, аудиозаписи песен в исполнении Ю. Антонова «В родных местах», Л. Сенчиной «Кострома», шума волн; открытки с видами города; игра «Танграм».
I. Организационный момент
Звучит песня «В родных местах» в исполнении Ю. Антонова.
Учитель. Я приглашаю вас на прогулку по нашему городу, для того, чтобы еще раз почувствовать красоту и неповторимость родных мест, чтобы, став взрослыми, вы смогли сделать наш город еще прекраснее.
Есть город на свете –
Зовут Кострома.
На доске – карта города, герб.
III. Задания на нахождение закономерностей, разгадка анаграмм
У. Узнайте, в каком году был основан наш город. Внимательно посмотрите на человечков, установите закономерность.
Дети. Неизвестные числа получают из разности сумм чисел, записанных на ногах и руках человечков:
(30 + 40 – (35 + 25) = 10
(14 + 28) – (5 + 3) = 34
(26 + 13) – (12 + 16) = 11
(64 + 19) – (16 + 15) = 52
У. Поставьте эти числа рядом. Какое число получилось?
У. В 1152 году на берегу великой русской реки Волги возник наш город. Раскройте имя его основателя.
Д. Наш город основал князь Юрий Долгорукий.
У. Кострома! Слышите, как напевно и ласково звучит название города? Узнаем, откуда появилось это слово. Что, по одной из версий, словом «Кострома» обозначали в старину?
Д. У нас получилось слово «весна».
У. Словом «кострома» в старину обозначали весну. В это время года делали куклу. Угадайте, из какого материала?
Д. Куклу делали из соломы.
У. Соломенную куклу украшали цветами, водили вокруг нее хороводы и спускали в воду. Так провожали весну и встречали лето.
IV. Решение нестандартных задач
У. Пройдемся по заветным улочкам нашего города. А сопровождать нас будут экскурсоводы.
Звучит песня «Кострома» в исполнении Л. Сенчиной. Дети читают стихи. На карту прикрепляются красочные открытки с видами города.
Здесь стоит весь величавый,
Словно русский богатырь,
Лучезарный, златоглавый
Кремль – Ипатьев монастырь.
Где расходятся лучами
Улиц строгие ряды,
Там полны костромичами
Все торговые ряды.
Задача 1
От центра города отходят лучами в виде веера основные улицы. Их семь. Какая улица самая длинная, а какая самая короткая, если известно, что улица Свердлова короче улицы Шагова и длиннее, чем проспект Мира; улица Советская длиннее улицы Шагова; улица Симановского длиннее проспекта Текстильщиков, но короче проспекта Мира, а улица Ленина длиннее улицы Советской?
Ну, а рядом возвышаясь,
Словно яркая свеча,
Земляками восхищаясь,
Стоит башня – Каланча.
Задача 2
Памятник Ивану Сусанину
Три архитектора – Фурсов, Воротилов, Голицын – сделали наш город необычайно красивым. Кто из них построил эти памятники архитектуры: Красные ряды, Пожарную каланчу, Музей изобразительных искусств, – если известно, что Фурсов не строил музей, а Воротилов не строил Каланчу и не строил музей?
Помним подвиг Ивана Сусанина –
Костромского простого крестьянина.
Он повел злых врагов на болото.
Никогда не забыть патриота!
Он стоит посреди Костромы,
Ему низко поклонимся мы.Нас Берендеевка всех ждет.
Здесь сказка дивная живет.
Нас встречает
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Д. Это Снегурочка.
У. Снегурочка живет в чудесном тереме. Сконструируем домик-терем для Снегурочки.
Дети, используя игру «Танграм», конструируют терем для Снегурочки.
– Костромской край – родина Снегурочки. А сказку о ней написал наш земляк – писатель-драматург. Узнайте его фамилию, взяв по одному слогу из данных слов – имен прилагательных.
Д. Островский.
У. А теперь идем в цирк.
Нам цирка лучше не найти,
Со всех концов к нему пути.
На арене цирка выступает клоун. Он предлагает вам решить задачи-шутки:
Масса дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках, 3 кг. Какова будет ее масса, если она опустится на четыре лапы? (3 кг)
Когда козе минет 7 лет, что с ней будет? (Пойдет восьмой.)
Может ли страус назвать себя птицей? (Нет: он не умеет говорить.)
Шесть ног, две головы, один хвост. Что это такое? (Всадник на лошади.)
Два раза родится, один раз умирает. (Курица.)
Можно ли в решете воды принести? (Можно, когда она замерзнет.)
Спрыгнуть с него на ходу можно, а вскочить в него на ходу нельзя. Что это? (Самолет.)
Что с пола за хвост не поднимешь? (Клубок ниток.)
Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О.)
V. Физкультминутка
У. Гордым лебедем теплоход
Вниз по Волге сейчас плывет.
Открывается дивный вид
У беседки, что здесь стоит.
Ипатьевский монастырь
Мы с вами выходим на набережную. Вслушайтесь в шум реки.
Звучит аудиозапись – шум волн.
– Представьте, что мы стоим на берегу Волги. Нам хочется расслабиться и отдохнуть.
За лесами, за озерами (повороты влево, вправо)
Костромской брусничный край (повороты вперед, назад).
Ходит талыми просторами (ходьба на месте)
Добрый дедушка Мазай (ходьба на месте).
VI. Составление загадки
У. Костромской край – лесной край. Ребята, назовите животных, которые есть в наших лесах.
Д. В костромских лесах водятся медведи, лисы, зайцы, лоси, кабаны, белки.
У. Кого называют лесным великаном?
У. Составим про него загадку.
Учитель с детьми составляет таблицу, с помощью которой ученики затем придумывают загадки.
– Вставим между словами 1-го и 2-го столбика два очень важных слова: «но» и «не». Прочитаем загадку.
Д. Огромный, но не слон,
Рогатый, но не олень,
На ногах копыта, но не лошадь,
Питается корой, ветками, но не заяц.
VII. Разгадывание филворда
У. Мы с вами выходим на полянку. Букет из каких цветов мы соберем? Давайте разгадаем филворд.
Есть один такой цветок –
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка.
Эх, звоночки – синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухая.
Но букву Г приставишь впереди –
И в небе я загромыхаю.
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
Вот шершавый стебелек,
В середине – уголек,
Лепестки блестят, как лак,
Распустился красный.
Шел я летом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми.
У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставишь ударение –
И превращаюсь я в конфету.
У. На какие группы можно разделить цветы? Какие цветы могут расти на нашей полянке?
VIII. Итог занятия
У. Завершается наша прогулка по костромским местам. Благодарю всех за работу!
Читайте также: