Загадка про археолога для детей

Обновлено: 06.10.2024

Проект поможет детям поближе познакомиться с редкой профессией археолога, узнать, какими предметами пользуется археолог, как и где производятся раскопки. Для педагогов представлены виды деятельности, через которые можно осуществить проект.

ВложениеРазмер
proekt_professiya_arheolog.docx 22.35 КБ

Следующая загадка

Цель: дать детям знания о профессии археолога.

Образовательные: Расширять знания детей о профессиях, дать детям знания о профессии археолога. Закрепить знания детей о необходимых для этой профессии инструментах. Закреплять умение ориентироваться по схеме. Закреплять знания по ФЭМП (порядковый и количественный счет в пределах 20).

Развивающие: Развивать умение детей общаться, договариваться, советоваться со сверстниками, работать в команде. Развивать логическое мышление. Развивать двигательную активность через комплекс ОРУ (физминутка). Развивать воображение и творческую активность детей. Развивать интерес к профессии археолога.

Воспитательные: Воспитывать уважение детей к труду взрослых, их профессиям.

Материалы к непрерывной образовательной деятельности: иллюстрации на интерактивной доске (археологи на раскопе, древнегреческие вазы, черепки с надписями, «золото скифов», одежда белорусов, деревянные сани, берестяные свитки, кости динозавров, динозавры, доисторическая птица-гигант, мамонты, окаменелости).Разрезные картинки («вазы») из 20 частей - 4 картинки, сложенные в мисочки; 4 схемы группы с отмеченным местом, где спрятан «клад», 4 вырезанных из картона «горшочка» (склеенных в виде кармашка, картонные «монеты» (15, 16, 17 и 18 штук, «свитки» (сложенные в трубочку и перевязанные ниткой листы бумаги, «археологические находки» в 2 тазах (заранее из песка с небольшим количеством глины, размешанными с водой, формуется 2 крупных кома, в них размешаются «находки» - маленькие фигурки динозавров, крупные бусины, яйца от киндер-сюрпризов («яйца динозавров», вырезанные из пластиковых карт и нанесенным маникюрным лаком рисунком «черепки» и пр. – чуть больше планируемого количества детей, пластиковые (или обточенные деревянные, вроде барабанных) палочки для разбивания кома (или пластиковые ложки, разбивается ком их ручками, кисточки, миска с водой и тряпочка для отмывания «находок», 2 «сундучка» для складывания «находок».

Следующая загадка

Возрастная адресованность: 1 подготовительная группа детского сада.

Длительность мероприятия: 30 мин.

Инновационная технология: игровая технология, технология личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технология исследовательской деятельности, технология ИКТ.

Цель: развитие у детей познавательных интересов в ходе активной практической деятельности.

Задачи (педагогический замысел):

1.Совершенствовать навыки сотрудничества, доброжелательности и игровой деятельности;

2. Познакомить детей с профессией «археолог»

3. Закрепить знания детей о свойствах бумаги, песка и глины.

4. Продолжать обогащать знания детей о мире открытий и изобретений.

5. Развивать связанную речь

6.Обогащать словарь детей: археолог, раскопки, вязкая, пластичная.

7.Развивать инициативность, находчивость, мышление путем решения проблемных ситуаций

8.Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении.

Предварительная работа.

НОД «Мы - изобретатели» с использованием ТРИЗ; минутка по ОБЖ «Правила проведения опытов»; конструирование из лего, из пластиковых бутылок «Мои изобретения»:

Материалы: мини-песочница, черепки глиняной посуды, конверт с письмом.

Демонстрационный материал: презентация «Кто такие археологи».

Раздаточный материал: лотки с песком, с глиной; стаканы с водой; коктейльные трубочки, палочки деревянные для рисования, лист бумаги по количеству детей.

ВложениеРазмер
konspekt_issledovatelskoy_igry_arheologi_s_tehnologicheskoy_kartoy.docx 33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Профессия археолог»

Вид проекта : информационный

Продолжительность проекта : краткосрочный

Сроки реализации: 1 месяц

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Есть такая замечательная наука - археология. Человек, который изучает эту науку - археолог. Живущие на Земле люди всегда оставляют следы своегопребывания и деятельности. Пепел от костра, горевшего тысячи лет назад, каменный топор, крошечная бусинка, черепок от посуды, прекрасная статуя — все это предметы, которые помогают ученым судить о прошлом человечества. Археолог в своей работе изучает документы, карты, но прежде всего он добывает и изучает предметы старины.

Цель проекта: знакомство детей с редкой профессией – археолог, обращение внимания на важность и трудность выполняемой работы.

1. Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.

2. Закрепить знания детей о труде людей разных профессий.

3.Развивать умение планировать свои действия для достижения поставленных целей, договариваться со сверстниками в ходе выполнения коллективной работы.

4. Обогащать пассивный и активный словарь детей.

5.Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Организация проектной деятельности

В группе есть мальчик, который увлекается динозаврами. Однажды он принес энциклопедию про динозавров и игрушки. Дети с увлечением стали рассматривать иллюстрации, интересоваться названиями динозавров. В ходе детских обсуждений воспитатель узнал, что они хотели бы найти кости динозавров, разные сокровища. Тогда педагог спросил: «А знаете ли вы, что есть такая профессия – археолог, и люди этой профессии могут найти различные предметы, в том числе и кости динозавров?» Рассказ взрослого пробудил у детей мотив узнать о работе археолога.

Карта детских идей

Что мы знаем о профессии археолога?

Что хотим узнать?

Где найти информацию?

- Он копает кости динозавров. (Арсений)

- Он ищет растения. (Паша).

- Он сокровища ищет и отдаёт в музей. (Катя).

- Чем он копает? (Алиса Д.)

- Что он ещё может найти? (Стёпа)

- Где он копает (имеется ввиду место)? (Глеб)

- А есть такие люди, которые изучают динозавров? (Арсений)

- В книжках. (Алиса В.)

- В энциклопедии. (Арсений)

- По телевизору. (Лиза)

- Спросить у мамы. (Вика)

- По интернету. (Артем)

- Можно сходить в музей. (Катя)

2.Практическая деятельность по реализации проекта.

Этапы реализации проекта

1. Постановка проблемы.

2. Подбор наглядных пособий.

3. Подбор энциклопедической, художественной литературы.

4. Подбор материалов для проведения исследования.

5. Подбор дидактических, развивающих игр.

6. Подбор материалов для изобразительной деятельности.

7. Включение родителей в реализацию проекта.

(включает работу по всем направления развития ребенка)

«Что я знаю о динозаврах», «Чем занимается археолог?», «Как вы думаете, какие инструменты нужны археологу?», «Можно ли сейчас найти сокровища, кости динозавров?», «Люди каких профессий занимаются археологией?», «Что может найти археолог при раскопках?», отгадывание загадок о профессиях.

Восприятие художественной литературы:

энциклопедии о динозаврах, археологии, ученых. А. Амальрик, А. Монгайт «Что такое археология», Л. Фоминцева «Сунгирская лошадка», Р. Сильверберг «Археологические находки», Т. Лихоталь «Здравствуй, сосед».

Словесные игры: «Назови пропущенное слово».

«Доисторическое лото», «Разрезные картинки», «Накорми динозавра», паззлы.

Проблемно – игровые ситуации:

«Представьте, что вы встретили динозавра. Ваши действия?», «Если бы динозавры жили в наше время, какими бы они были?», «Вы нашли сундук с золотом. Что вы будете делать?».

Сюжетно-ролевые игры: «Туристический поход», «Путешествие в другую страну».

«Наши находки», «Доисторические животные», «Рисуем артефакты», «Посмотри и дорисуй».

«Постройка Египетских пирамид», «Пещера».

«Древние узоры», «Изготовление монет, украшений».

«Посуда», «Необычное животное».

Слушание песни М. Боярского «Динозаврики».

Подвижная игра: «Хищники и травоядные»

Пальчиковая гимнастика : «Динозавры на рассвете», «Динозаврик и стрекоза», «Шли вприпрыжку динозавры…».

Исследование объектов окружающего мира: «Где яйцо».

Экспериментальная деятельность: «Вулкан», «Невидимые чернила», «Могучая скорлупа», «Соломинка-пипетка», «Подводная лодка из яйца», «Куда делись чернила?».

3. Презентация проекта.

1. Презентация проекта в виде сюжетно-ролевой игры.

2. Создание методического пособия – Лепбук «Профессия «Археолог».

3. Создание в группе мини – музея.

4. Просмотр видеоролика «Детям о профессиях науки»

В ходе реализации проекта дети сделали вывод, что работа археолога крайне востребована на сегодняшний день, так как не отрыто ещё много тайн и загадок древних народов и цивилизаций нашей планеты.

Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стёрты с лица земли по разным причинам. То, что делает археолог, служит на благо исторической науки. Благодаря его деятельности мир преуспел в познании истории человечества.

Следующая загадка

Загадки. История появления загадок. Использование загадок для развития детей

Мы расскажем вам историю появления загадок, а также где можно использовать загадки.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

да что растёт без коренья? (Камень);

да что цветёт без цветка? (Папоротник);

да что бежит без повода? (Вода).

В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие — попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечнеление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Загадки, предложенные на нашем сайте, подобраны по темам. Загадки можно использовать на уроках чтения, природоведения и ознакомления с окружающим миром. Конкурс на лучшего знатока загадок может стать частью КВНа, школьного праздника или экскурсии в природу. Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память. Мы предлагаем вам старинные русские загадки и те, которые придуманы известными детскими писателями совсем недавно.

Ход НОД:

У меня есть друг. Он ученый. Как и все ученые, нередко он, обложившись листами бумаги и книгами, пишет научные труды. Но летом он берет большую лопату и рюкзак, и садится в поезд. Отгадайте, куда он едет?

(Предположения детей: едет отдыхать, на дачу).

Этот мой друг-ученый с товарищами едет вовсе не отдыхать. Он едет в экспедицию. Он АРХЕОЛОГ.

Представьте себе, они целыми днями под палящим солнцем копают огромную яму в песке. Она так и называется «раскоп». Иногда кто то из них что то там находит, аккуратно кисточкой они очищают находку, и это оказывается… осколок разбитой миски, или вазы, или кружки – глиняный черепок.

Как вы думаете, радуются ли археологи такой находке? Вы удивитесь, они очень радуются. По черепкам глиняной посуды можно понять, как жили люди много лет назад. Иногда удается из черепков склеить целый кувшин или вазу, иногда с красивыми рисунками, надписями. Если вы были в самом большом музее России, Эрмитаже, вы наверняка видели эти вазы. Давайте посмотрим на них. (Показываем изображение на интерактивной доске).

А как вы думаете, у вас получилось бы собрать такую вазу из черепков? Давайте разделимся на 4 команды, и попробуем собрать вазу, «черепки» стоят на столе в мисочках. Давайте представим, что каждый черепок мы искали в песке много часов – и нам будет еще интереснее собирать вазы, играть в археологов.

Какие красивые вазы получились, хоть вези в настоящий музей!

А однажды мой друг-археолог нашел настоящий клад – горшочек с золотыми монетами. Там было 99 монет – не хватало одной, было бы их сто. Этот клад также отдали в Эрмитаж. Ученые ничего не берут себе, все отдают государству, нашей России, и на эти ценности в музеях могут любоваться люди и изучать далекое прошлое.

Конечно же, ученые заранее просчитывают, где искать, где копать. Составляют карты. Если взять и выкопать яму посреди лесной поляны, или на берегу реки – скорее всего, ничего не найдешь. Сейчас мы раздадим нашим командам карты группы, и по ним вы найдете 4 «горшочка» с «монетами». Попробуйте найти и посчитать их.

Давайте сдадим находку вашему начальнику экспедиции – мне. Правильно, в горшочках 15, 16, 17 и 18 монет.

Этот клад нашли случайно, некоторым черепкам ученые экспедиции радовались даже больше. Но иногда археологи находят целые большие клады, с золотыми украшениями, бывает, даже целые засыпанные временем землей города, а в бывших домах – одежду, вещи. Помотрите, какие украшения народа скифов нашли археологи - это были ловкие наездники и воины. (Показ соответствующих иллюстраций на интерактивной доске). А вот их одежда – вид этой одежды восстановили по обрывкам ткани с вышивкой, целой одежды, конечно, не сохранилось с таких давних времен. А вот одежда жителей Белоруссии, живших несколько столетий назад. (Показ соответствующей иллюстрации). Вот сани, в которых ездили жители России. (Показ соответствующей иллюстрации). Все это нашли и сохранили для нас ученые-археологи, все это можно увидеть в музеях.

Вы уже поняли, чтобы быть археологом – нужно быть сильным и выносливым, уметь копать, ходить на большие расстояния, и терпеливым – находка бывает аккуратно очищается несколько часов. Археологи совершают экспедиции по всей стране, иногда ездят и в другие страны, от жаркого юга до холодного севера. Старинные, древние вещи очень хрупкие. Иногда надо быстро доставить находку на просушку, чтобы она не рассыпалась.Давайте проведем эстафету: чья команда быстрее доставит древний свиток на просушку (свиток – это запись на бересте, свернутая в трубочку, так писали друг-другу письма наши предки в России, показ соответствующей иллюстрации)

Физминутка: эстафета «Донеси свиток»,задания командам:

1. Прыжки из обруча в обруч – «переправа через болото», в последнем обруче берется «свиток», обратная переправа, свиток отдается последнему, тот «переправляется», оставляя «свиток» в последнем обруче и возвращается.

2. Передай свиток быстро (дети стоят в колонне по одному, вытянув руки вверх, быстро передают «свиток» друг-другу, повторяем 3 раза).

3. «Переправа по узкому мосту» - проползание между шнурами.

А как вы думаете, археологов интересует только жизнь древних людей? Какие еще они совершают находки?

Правильно, они ищут следы и кости древних животных, например, динозавров. Они вымерли, их нет, но благодаря археологам мы знаем, как они выглядели.

(Показ иллюстраций на интерактивной доске).

Есть множество уже вымерших древних животных. Например, доисторическая птица-гигант, размером с жирафа (показ соответствующей иллюстрации)

Или мамонт (показ соответствующей иллюстрации). Трудно себе представить, что вид некоторых из этих животных восстановлен всего лишь по найденным костям или их обломкам.

А было время, когда на месте многих мест России, где сейчас луга, поляны, холмы, деревни и города, лежало древнее море. Настоящее море, с волнами, водорослями, в нем плавали рыбы, на дне лежали раковины. Это было миллион лет назад. Вот вам еще нет 10 лет. 10 раз по 10 лет будет сто, сто раз по сто – это десять тысяч, а тысяча раз по тысяче – будет миллион, вот как это было давно! Моря высохли, но с тех времен под землей – залежи песка, и в этом песке каждый, если постараться, может найти осколки раковин, живших миллион лет назад. Они уже даже превратились в камень, и так и называются – окаменелости. (Показ соответствующих иллюстраций).

А сейчас мы с вами поиграем в археологов. Вот 2 больших таза, в каждом из них в твердом коме песка мы можем поискать археологические находки. Акуратно, чтобы не разбить содержимое, будем по очереди отбивать деревянными палочками куски песчаного кома, находки будем отчищать кисточкой, промывать в тазике с водой и складывать в сундучок. Только давайте договоримся – каждый ищет до первой находки. Археологи, вперед, в экспедицию!

Если кого-нибудь заинтересовало, в блоге записью ниже - конспект про спелеолога :)

Публикации по теме:

Конспект ННОД ФЦКМ Тема: «Зимняя сказка» Тема: «Зимняя сказка» Цели: обобщить знания детей о времени года- зима. Задачи: 1. Закрепить знания детей о времени года – зима; 2. Учить.

Конспект НОД по ФЦКМ «Огонь — польза или вред?»

Конспект НОД по ФЦКМ «Огонь — польза или вред?» Цель и задачи: - пропаганда и развитие культуры безопасности обучающихся, навыков безопасного поведения при пожаре, закрепление знаний.

Конспект НОД по ФЦКМ в младшей группе «Что нам осень подарила» тема: "Что нам Осень подарила" Программные задачи: Образовательные: «ФЦКМ, расширение кругозора»: закреплять знания детей об осенних природных.

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Как звери зимуют» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе «Мебель» Цели: расширение словаря (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф). Закрепление в речи существительного с обобщающим значением.

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Профессия опасная, профессия прекрасна. Пожарный» Конспект НОД с детьми подготовительной группы на тему : «Профессия опасная, профессия прекрасная. Пожарный». Цель: систематизировать ранее.

Конспект образовательной деятельности по ФЦКМ «Осень в лесу» Конспект ОД по Познавательному развитию: Формирования целостной картины мира и расширения кругозора. В подготовительной к школе группе детского.

Конспект ООД по ФЦКМ «Большие и маленькие звезды» Тема: «Большие и маленькие звезды» Тема недели: «Природа вокруг нас» Возраст детей: вторая младшая группа Образовательная область: познавательное.

Конспект по ФЦКМ в подготовительной группы по теме: кто Я? Тема: Кто Я? Возрастная группа: подготовительная группа, дети 6 - 7 лет Форма ОД: занятие по формированию целостной картины мира Форма организации:.

Моя профессия нужна, моя профессия важна Сколько нужно ласки и заботы Каждому помочь и каждого понять. Благодарна и трудна работа - Ежедневно маму заменять. Перед каждым человеком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Кто такие археологи?"

Презентация к занятию "Археологические раскопки старинной вазы".


Презентация "Кто такие археологи?"

Презентация к занятию "Археологические раскопки старинной вазы".

Физическая культура (на воздухе) «Юные археологи»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физкультуре в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Худо.

Развлечение « Слет маленьких археологов»

Цель развлечения: развивать внимательность, усидчивость, настойчивость и целеустремленность в достижении поставленной цели. Развивать физические качества и волю к победе.


ПРОФЕССИЯ — АРХЕОЛОГ

Познавательное занятие - профессия археолог.


Игровая ситуация в интерактивной песочнице "Археологи".

Игровая ситуация "Археологи". С целью формирования умения взаимодействовать,развития позвательных способностей, исследовательской активности.


Конспект НОД для детей с ОНР 3 уровня "Мы археологи"

Использование песочной терапии в коррекционном процессе для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе детского сада.

Предварительный просмотр:

Автор-разработчик: Манич Ирина Сергеевна, воспитатель ГБДОУ

детского сада № 23 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность: 1 подготовительная группа детского сада.

Длительность мероприятия: 35 мин.

Инновационная технология: игровая технология, технология

личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

технология исследовательской деятельности, технология ИКТ.

Цель: развитие у детей познавательных интересов в ходе активной практической деятельности.

Задачи (педагогический замысел):

1.Совершенствовать навыки сотрудничества, доброжелательности и игровой деятельности;

2. Познакомить детей с профессией «археолог»

3. Закрепить знания детей о свойствах бумаги, песка и глины.

4. Продолжать обогащать знания детей о мире открытий и изобретений.

5. Развивать связанную речь

6.Обогащать словарь детей: археолог, раскопки, вязкая, пластичная.

7.Развивать инициативность, находчивость, мышление путем решения проблемных ситуаций

8.Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении.

НОД «Мы - изобретатели» с использованием ТРИЗ; минутка по ОБЖ «Правила проведения опытов»; конструирование из лего, из пластиковых бутылок «Мои изобретения»:

Материалы: мини-песочница, черепки глиняной посуды, конверт с письмом.

Демонстрационный материал : презентация «Кто такие археологи».

Раздаточный материал: лотки с песком, с глиной; стаканы с водой; коктейльные трубочки, палочки деревянные для рисования, лист бумаги по количеству детей.

Примерный ход совместной деятельности.

1.Создание эмоционального настроения

В мире много интересного

В мире много неизвестного

Всё хотим на свете знать

Тайны мира раскрывать.

Вопрос к детям: «А вы любите тайны? Умеете их раскрывать? Тогда вперед навстречу тайнам!»

2. Организация проблемного диалога с воспитанниками. Сюрпризный момент.

Воспитатель сообщает детям:

Ой, ребята посмотрите!

Нас с утра почтальон навестил,

И письмо заказное вручил.

Он просил вас срочно прочитать,

Кто его вам написал, узнать!

Вопрос к детям «А вы хотите узнать от кого письмо, и что там написано?»

Текст письма: (читающие дети могут прочитать сами)

С уважение, Иван Находкин

-А каким образом мы можем найти вазу?

-Дети, а вы хотите принять участие в раскопках старинной вазы? А как называются люди, которые раскапывают старинные вещи?

-А кто же такие археологи? А хотите узнать?

3.Презентация «Кто такие археологи?» с рассказом воспитателя.

«Под землей хранятся тайны,

Всех эпох и всех веков.

Но, конечно, кто-то смелый,

Их раскрыть всегда готов.

Чей этот меч, а чей этот клык?

Кто ответить сможет вмиг?

Ни биолог, ни зоолог,

А, конечно, археолог!

Археологи - это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.

2слайд Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми, другие были засыпаны извержениями вулканов, смыты во время наводнений.

3 слайд Прежде чем приступить к раскопкам археологи рассматривают местность. Опытный археолог может и без специальных приборов найти место древнего поселения или могильника. Обходя пешком исследуемую территорию, он заметит впадины на месте разрушенных жилищ, холмы, обратит внимание на черепки старинной посуды,

4 слайд Труд археолога очень труден и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходиться собирает по частицам.

5 слайд Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стёрты с лица земли по разным причинам. Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают. А мы с вами можем все эти найденные вещи можем увидеть в музеях археологических раскопок.

Воспитатель предлагает детям: Ну что вы готовы принять участие в раскопках?

Предлагаю, превратимся в настоящих археологов. Что нам для этого нужно? Да я с вами согласна, нужно надеть фартуки, взять лопатки, кисточки, засучить рукава и подойти к месту, где будут вестись раскопки. Но нужно помнить главное правило археологов. Какое? (работать нужно очень осторожно, так как предметы очень старинные и любое не ловкое движение их может повредить)

4.Поисково - исследовательская деятельность

Дети подходят к мини – песочнице, где разложены черепки глиняной посуды, присыпанной песком, дети производят «раскопки» с помощью лопаток и кисточек.

После того как дети обнаружили все элементы посуды, извлекают и складывают вазу из частей.

Вопросы к детям: «Дети что же мы с вами нашли?»

-А теперь давайте рассмотрим рисунки, изображённые на ней.

-Что вы видите, о чём древние люди хотели рассказать? (В лесу растут грибы, ягоды. Светит солнце. Охотник стреляет из лука)

-Как вы думаете, о каком изобретении рассказывает нам эта ваза (о луке)

-Для чего человек изобрёл лук?

-Какие ещё древние оружия охотников вы знаете?

-А как вы думаете, какое животное, навело человека на мысль изобрести эти оружия?

-Дети, а вы бы хотели оставить послание в будущее?

-А о каких изобретениях мы бы могли рассказать людям в будущем?

-А на чём бы могли нарисовать наше послание?

-Правильно мы бы могли нарисовать на бумаге, песке, стекле, глине. Но нам нужно изобразить рисунок там, где он сохраниться в течение очень долгого времени.

-Но прежде чем приступить к работе я предлагаю вам отдохнуть.

5.Динамическая пауза под песню «Ужасно интересно, всё то, что интересно»

Воспитатель предлагает детям: « Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию.

Давайте вспомним «Что не стоит делать в лаборатории?» Инструктаж по ТБ.

Рассмотрите, какие материалы для вас приготовлены? (Бумага, песок, глина)

Воспитатель: Давайте рассмотрим и вспомним качества бумаги.

Что может произойти с бумагой? (порваться, помяться)

А теперь давайте опустим бумагу в стакан с водой, что произошло? (Бумага намокла, рисунок размылся)

-Как вы считаете, наши рисунки могут сохраниться на бумаге в течение долго времени?

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим песок.

Потрогайте песок, из чего он состоит? (из мелких песчинок)

-А теперь представим, что подул ветер, возьмите коктейльные трубочки и подуйте на песок. Что происходит? (песчинки передвигаются)

-Какой песок? (сыпучий)

-Как вы считаете, наши рисунки могут сохраниться на песке в течение долго времени? (нет)

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим глину? Потрогайте, какая глина? (липкая, вязкая, мягкая, пластичная)

-Правильно глина липкая, вязкая, мягкая, пластичная.

-А что произойдёт с глиной через несколько дней? (она затвердеет)

-Как вы считаете, наши рисунки могут сохраниться на глине в течение долго времени? (да)

- Правильно, обожженная глина почти не разрушается в земле. Поэтому при раскопках находят очень много глиняных сосудов, чаще всего обломки, реже целы

7. Продуктивная деятельность

Воспитатель: Ребята, ка вы думаете, где мы можем изобразить изобретения, о которых вы бы хотели, чтобы узнали в будущем? Почему?

Дети выбирают лотки с глиной, деревянные палочки, рисуют на глине изобретения, о которых вы бы хотели, чтобы узнали в будущем.

- Интересно было вам работать в нашей лаборатории?

-Что нового вы узнали?

-Кто же такие археологи?

-Чем они занимаются?

-Как вы думаете, для чего они это делают?

-На каком материале рисунок сохраняется дольше? почему?

-Что вам понравилось больше всего?

- Как настоящие ученые, вы можете организовать у себя дома лабораторию, и показать опыты своим родным.

Читайте также: