Загадка про алдар косе
Обновлено: 22.11.2024
Тема: Алдар-Косе в гостях
Цель:
1) Закрепить знания о жанрах художественной литературы, в частности о сказках, их разновидностях;
2) Закрепить умение отгадывать сказки и их главных героев;
3) Учить пересказывать сказку по картинкам и показать по ролям, пользуясь только жестами и мимикой;
4) Вспомнить пословицы, подходящие по смыслу к изучаемой сказке на русском и казахском языках;
5) Научить сравнивать сказки по диаграмме Венна;
6) Прививать интерес к чтению;
7) Развивать речь и пополнять словарный запас детей.
Материал: Сказки «Каша из топора» и «Хитрый Алдар-Косе» в слайдовом варианте, атрибуты для сказки «Каша из топора»: топор, крупа, масло, деревянная ложка, макет очага , диаграмма Венна на плакате, аудиозапись сказки «Хитрый Алдар-Косе», аудиозапись «Кюи» для входа героя .
I Орг. Момент
II. Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие: мы покажем свои знания по художественной литературе, используя нетрадиционные формы работы, будем учиться передавать сюжет при помощи жестов и мимики, вспомним все то, что мы проходили уже на занятиях по ознакомлению с детской художественной литературой, а также научимся сравнивать разные сказки по диаграмме Венна.
- Для начала давайте вспомним, в какой республике мы живем? Казахстан
- Какие народы живут у нас в Республике? Казахи, русские, узбеки, корейцы, турки, украинцы….
- А как называются сказки этих народов? Казахские, русские, узбекские, корейские, турецкие, украинские….
Мы знаем, что в худ. лит-ре есть разные жанры. Назовите мне, какие? Басня, стих, песня, рассказ, сказка
- А на какие бывают сказки? Бытовые, волшебные, о животных
- Чем отличаются эти сказки друг от друга? Содержанием
- Что происходит в волшебных сказках? Выдуманные герои, волшебство, превращение
- Что в бытовых? Жизнь людей. Их быт, их характеры и поступки
- А что в сказках о животных? Главными героями являются животные
- Назовите мне сказки, которые вы знаете, какие они?
III Отгадывание сказок в форме загадок
1. Не лежалось на окошке, 2. Больных зверей он исцелил
Покатился по дорожке.(колобок) И Бармалея победил.(Айболит)
3. На крыше дома он живет, 4. Мы дружно, весело живем
Человечек – вертолет (Карлсон) И терпеливо маму ждем.
Она нам песенку споет,
Накормит, молока нальет.
(Семеро козлят) 5. Ничего малыш не знает, 6. Мальчик в джунглях очутился,
Небылицы сочиняет. И с волками подружился,
А одет, как попугай, И с медведем, и с пантерой,
Его имя отгадай . (Незнайка) Вырос сильным он и смелым.
(Маугли)
7. Я появилась из цветочка, 8. На королевской дочери
Всего лишь дюйм была росточком, Хозяина женил
На мне хотел жениться крот, Тот кот, что людоеда,
А ласточка взяла в полет. (Дюймовочка) Как мышку проглотил. ( Кот
в сапогах)
- А как начинаются и заканчиваются все народные сказки?
IV. Работа по картинкам – слайдам «Каша из топора»
1) Рассказывание содержания поочередно
2) обсуждение:
-Какая это сказка? Бытовая
- Почему? Рассказывается о быте людей и высмеивается жадность, а прославляется ум и смекалку
-Кто главные герои? Солдат и бабка
- Давайте охарактеризуем их:
Бабка – жадная, хитрая, скупая
Солдат – умный, находчивый, сообразительный, жизнерадостный
- Кто вам больше понравился?
V. Показ сказки жестами и мимикой (двое детей работают, остальные смотрят и исправляют неточности)
VI. Пословицы
Ребята, а какие пословицы можно подобрать в этой сказке:
Догадка не хуже разума.
Сметка дороже богатства.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
VII. Физкультминутка – игра «Летает не летает» на русском и казахском языках
VIII. Сюрпризный момент: появление героя Алдара-Косе
XI. Прослушивание аудиозаписи сказки «Хитрый Алдар-Косе»
X. Беседа
- К какому жанру относится эта сказка? Бытовые
- Почему? Рассказывается о быте людей и высмеивается жадность, а прославляется ум и смекалку
- Сколько героев? 2
-Кто главные герои? Алдар-Косе и бай
- Давайте охарактеризуем их:
Бай – жадный, глупый, скупой
Алдар-Косе – умный, находчивый, сообразительный, жизнерадостный
- Кто вам больше понравился?
XI. Диаграмма Венна
А давайте сравним эти две сказки по диаграмме Венна
Молодцы, ребята. Какая сказка вам больше понравилась? Почему?
XII. Итоги:
- Какие сказки мы сегодня вспомнили и прослушали?
- О чем они? Чем похожи? Кто главные герои? А вспомните, чем мы сегодня занимались?
Следующая загадка
Применяют в письменной и устной речи согласование слов-предметов со словами-признаками.
Предполагаемый результат
Все учащиеся смогут:
выразительно читать тексты разных жанров
согласовывать слова, обозначающие признаки предметов, со словами-предметами
Большинство учащихся смогут:
отвечать на вопросы по содержанию текста
использовать согласованные слов-предметов со словами-признаками при составлении предложений
Некоторые учащиеся смогут:
с оставлять загадки на заданную тему , используя согласование слов-предметов со словами-признаками
Языковая цель
Основные термины и словосочетания:
загадка, Алдаркосе, шуба, бай
Используемый язык для диалога / письма на уроке:
О чем идет речь.
Планируемое время
Запланированная деятельность
1. Организационный момент
Приветствие учащихся на двух языках.
Учитель раздает классу картинки юрты, сундука, домбры разных цветов
(Деятельность учащихся) Учащие ся с картинк ами идут к своей группе
2. Актуализация знаний.
Повторение пройденного
Беседа с учащимися:
Как называется страна, в которой мы живем? Казахстан
Какие народы живут у нас в Республике? Казахи, русские, узбеки, корейцы, турки, украинцы….
А как называются сказки этих народов? Казахские, русские, узбекские, корейские, турецкие, украинские….
- А какие бывают сказки? Бытовые, волшебные, о животных, кумулятивные
-Что происходит в волшебных сказках? Выдуманные герои, волшебство, превращение
А что в сказках о животных? Главными героями являются животные
Что в бытовых? Жизнь людей. Их быт, их характеры и поступки
3. Изучение нового материала.
(К, И) Прием «Послушай-прочитай-повтори».
Учитель предлагает отгадать загадку, ответить на вопросы
О ком идет речь?
1.Он живет без бороды,
С баем говорит на «ты».
Он над баями смеется,
В руки баям не дается
Смех его- священный дар,
Безбородый он - (все) Алдар!
2.Лошаденку он худую
Обменял на дорогую,
Жадный бай ему поверил
И овец своих доверил.
Глупый-глупый бай Кодар,
Обману л его – ( все) Алдар!
(Запись числа в тетради)
(Деятельность учащихся) Отвечают на вопросы. Дописывают словосочетания «слово-предмет +слово- признак». Рассуждают, почему слово-предмет отвечает на вопрос - кто?
Безбородый (какой?) – Алдар (кто?)
4. Словарная работа.8сл.
Находчивый-тапқыр,жол жоқ жерден жол тапқан
5. ( И ) Учитель предлагает прочитать неполные предложения.
(Деятельность учащихся) Читают, описывают каждое предложение, чтобы получился рассказ. Используют слова для справок: честный, справедливый; находчивый, хитрый; казахский народный; жадный, лодыри, глупцы; бедных, честных людей.
6. Аудио прослушивание «Мен Алдармын» Батыр Шукнов
( К ) Составление кластера - Кто такой Алдар Косе? Защитник бедных и обиженных АЛДАР КОСЕ безбородый бедный человек весёлый жизнерадостный находчивый умный щедрый справедливый
Физминутка
7. (К) Учитель предлагает послушать отрывки сказок, вспомнить их название.
(Деятельность учащихся) Слушают, называют сказки, рассуждают:
(П) «Перевертыши» Учитель предлагает выписать из отрывков сказок ( каждая группа по одному отрывке ) словосочетания «слово-предмет + слово-признак» (признак по материалу, из которого приготовлен предмет).
(Деятельность учащихся) Выполняют задание по образцу: железная дверь – дверь из железа
(ФО) Самопроверка по образцу прием «Большой палец» (если ответ правильный, ученики показывают палец вверх, если неправильный вниз).
8. Закрепление урок а
Инсценировка «Бай и Алдар»
(П) Работа в парах. Учитель предлагает, используя материал упражнения 2, составь синквейн («Пятистишие»):
(Деятельность учащихся) Учащиеся пишут синквейн:
1-я строчка – Алдаркосе.
2-я строчка – 2 слова-признака
3-я строчка – 3 слова-действия
4-я строчка – предложение
5-я строчка – 1 слово об Алдарекосе
(ФО) Оценивание « Критерий и дескриптор ».
Следующая загадка
на уроке показывается мультфильм "Волшебная сказка Алдара Косе".Во время урока проводится детьми сравнительная характеристика бая и Алдара.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Быстро и объективно проверять знания учащихся. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков. Наладить дисциплину на своих уроках. Получить возможность работать творчески.Просмотр содержимого документа
«Урок по сказке "Волшебная сказка Алдара Косе "»
Ознакомить учащихся с устным народным творчеством казахского народа через изучение сказки «Алдар Косе и золотая ложка»
Ознакомление с произведениями устного народного творчества.
Привить интерес к чтению казахских народных сказок, чувство патриотизма, чувство взаимовыручки, доброту, чувство взаимопонимания и коллективизма.
Умение проявить находчивость, сообразительность, лаконично отвечать на вопросы.
1. Организационный момент
Казахский народ с давних времен стремился стать независимым государством. И это нам удалось . Мы стали независимыми. У нас есть своя Республика Казахстан, свой президент. Как его зовут? А когда празднуется День Независимости нашей страны? Сколько лет исполняется независимости РК? Наш урок мы посвящаем этой юбилейной дате.
Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок, в мир тайн и волшебства. И у меня есть волшебный сундучок. Как вы думаете, что в нем лежит?
Вытащить из сундучка «Байтерек».
Как вы думаете, почему в нашем сундучке сказок лежит монументальный комплекс «Астана - Байтерек»? Какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?
Так, в основу сооружения нашего сказочного Байтерека был положен сюжет о спасении героем птенцов легендарной птицы Самрук. Наш Президент, вспомнив любимую в детстве сказку «Ер-Тостик», вдохновился ее идеей при разработке комплекса «Байтерек - Астана», как символа, берущего истоки в фольклоре казахского народа. «Байтерек» - это сказочное дерево, которое нашел герой древнего эпоса казахских народных сказок Ер – Тостик. Согласно тюркским легендам, по поверьям казахов в его ветвях раз в год откладывала золотое яйцо сказочная и легендарная птица Самрук, дающее жизнь всему живому и символизирующее саму жизнь. Но, как и времена года, жизнь, рожденная Великой птицей, постоянно замирала – каждый раз, когда из яйца появлялся на свет птенец, по стволу огромного дерева наверх заползала огромная змея-дракон, которая съедала беззащитного новорожденного. Батыр Ер-Тостик, направил свою стрелу прямо в сердце дракона и убил его. Благодарная птица помогла Ер-Тостику выбраться из подземелья на поверхность земли…»
Во время Съезда мировых и традиционных религий, который проходил в Астане Нурсултан Назарбаев сказал, что тянущиеся вверх ветви символизируют руки разных народов, поддерживающих земной шар.
Сколько времен года мы знаем? С какими цветами они ассоциируются? Зима-белая, весна- зеленая, лето- красное, осень- желтая. Теперь вы должны разделиться на четыре группы с помощью этих разноцветных фигур. Выбираете себе фигуру по цвету любимого вами времени года. Ученики рассаживаются по группам.
А теперь мы проверим ваши знания по волшебной сказке «Ер Тостик».Каждая группа выберет по вопроса из волшебной шкатулки.
Вопрос1.Кто по профессии был Ерназар?
А. продавец
В. пастух
С. скотовод
Д. безработный
2. Что случилось в степи?
А. дождь
В. град
С. джут
Д. потоп
3. Что старуха достала из сундука и сварила?
А. лошадиный тостик
В. коровий хвостик
С. баранье ушко
Д. лошадиное брюшко
4. Что Ер-Тостик взял с собой в дорогу на поиски братьев?
А. железную стрелу, деревянную палку, резиновые сапоги
В. деревянную стрелу, железную палку, железные сапоги
С. железную стрелу, деревянную палку, деревянные сапоги
Д. железную стрелу, железную палку, железные сапоги
5.Когда братья заблудились и потеряли весь скот, кто остался от табуна?
А. белый баран
В. черный конь
С. рыжая кобыла
Д. серый козел
6. Как звали самую младшую дочь хозяйки юрты?
А. Кенжекей
В. Бекторы
С. Ак-Тюс
7. Остановился ли Ерназар на ночлег в урочище Соркудук?
А. да
В. нет
8. Что отдал Ерназар Бабе Яге?
А. нож
В. точилку
С. спички
Д. кость
9. Кто смог поймать Шалкуйрыка?
А. Кенжекей
В. Ерназар
С. Ер-Тостик
Д. джигиты
10. Что случилось с Ер-Тостиком и Шалкуйрыком ?
А. провалились в подземное царство змеиного хана Баны
В. заблудились в степи
С. провалились в подводное царство
Д. их поймала Баба-яга и связала
11. Кто встретился на пути Ер-Тостика по дороге к Темир -хану?
А. Ветер-богатырь, Всевидящий глаз,Чуткий вор, Богатое Ухо, Гороглотатель,Озерокат
В. Вор-богатырь, Ветроног, Чуткое ухо, Горокат, Озероглотатель, Всевидящий Глаз
С. Чуткий Ветер, ухо-Богатырь, Вор, Большегор, Озерокат, Чуткий Глаз
12. Сколько нитей должно было остаться, чтобы уцелел конь Ет-Тостика?
А. одна
В. две
С. три
13. Как Темир-хан решил уничтожить Ер-Тостика и его богатырей?
А. увезти в лес и убить
В. сжечь в сарае из толстого железа
С. связать и утопить
14. В чем была смерть Шоин-Кулака?
А. В яйце
В. в цыплятах
С. утке
Д. в зайце
15. Что указало на счастливое возвращение Ер-Тостика?
А. развязанный платок и родившийся верблюжонок
В. убежавший конь и потерянный платок
С. родившийся жеребенок и перевязанный платок
3. Изучение новой темы.
Отгадайте загадку:
Он живет без бороды,
С баем говорит на «ты».
Он над баями смеется,
В руки баям не дается!
Смех его-священный дар
И зовут его….
Дополнительные сведения об Алдаре- Косе:
Алдар-Косе был сыном бедного пастуха Алдана, которого постоянно терпел обман и притеснения со стороны богатых баев. Когда у него родился сын, он назвал его Алдар.
Когда Алдар стал взрослым, оказалось, что у него не растет борода. Поэтому его и прозвали Косе, что означает "безбородый". Алдар-Косе - это не имя, а прозвище. Алдар - означает обманщик, Көсе - безбородый.
Любил Алдар-Косе пошутить и посмеяться, особенно над глупцами и жадными людьми. Богатства у него не было, но хитростью он без проблем мог добыть себе еду.
Алдар-Косе был заступником бедняков, хитрым и добрым смельчаком. Он постоянно обводил вокруг носа богатых баев, не боясь вступать в спор даже с самим чертом. Глупцы, скупцы и злодеи жестоко наказывались им.
Аналогичные персонажи у других народов: Джоха — у арабов, Пулу-Пуги — у армян Ходжа Насреддин — у некоторых восточных народов, в том числе и у казахов (наряду с самим Алдаром-Косе), Омирбек — у каракалпаков, также встречается в эпосе казахов (особенно южных) ввиду родства языков и культур, Ахмет-акай — у крымских татар, Мушфике — у таджиков, Саляй Чаккан и Молла Зайдин — у уйгуров, Кемине — у туркмен, Тиль Уленшпигель — у фламандцев и немцев Хитрый Пётр — у южных славян, Гершеле Острополер (Хершеле из Острополя) — у евреев-ашкеназов, Пэкалэ — у румын.
Ребята,на этом слайде вы видите знаменитого режиссера и артиста Шакена Айманова в роли Алдара Косе. Есть фильм про Алдара Косе.
Алдар Косе является героем многих сказок. Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Алдар Косе и волшебная ложка». Давайте посмотрим мультфильм.
Просмотр мультфильма.
-Вам понравился мультфильм?
Групповая работа «Кластер»
-Кто является главным героем мультфильма?
– Какой это герой: положительный или отрицательный?
Ребята, вы должны будете составить кластер.Охарактеризовать Алдара Косе и бая.Затем каждая группа будет выходить и защищать.
Бай –жадный, хвастливый ,глупый, богатый,злой.
Алдар- Косе – умный, добрый, бедный, хитрый, хороший.
Что придает сказке национальное своеобразие?
Мы встречаем много предметов и явлений национального быта, обряды, казахское гостеприимств, показан животный и растительный мир. Все это придает сказке национальное своеобразие.
Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть бытовые сказки, в которых описывается жизнь простых людей. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, обманывают, дружат.Понравилась ли вам сказка?
· Чем понравилась сказка?
· Какие чувства возникли?
· К какому виду относится сказка?
· Кто из героев сказки вам понравился?
· На кого из них вы хотели бы быть похожи?
В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней ….» Продолжите (намек, добрым молодцам урок).
-Чему научили вас сказки Ер Тостик и Алдар Косе?
Сказка «Ер Тостик»учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Ребята,и вы должны быть патриотами своей родины.Вы –подрастающее поколение нашей страны,должны приложить все усилия для процветания и дальнейшего развития нашей независимой страны. А для этого вам нужно получить хорошие знания.
И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Но самое главное, чему учит нас сказка – оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.
Подведение итога урока:
Интересны казахские сказки? Возникло ли у вас желание прочитать другие казахские сказки?
Д/задание: нарисовать понравившиеся эпизоды сказки
На ваших столах лежат смайлики. Поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению.
Следующая загадка
Материал: Сказки «Каша из топора» и «Хитрый Алдар-Косе» в слайдовом варианте, атрибуты для сказки «Каша из топора»: топор, крупа, масло, деревянная ложка, макет очага, диаграмма Венна на плакате, аудиозапись сказки «Хитрый Алдар-Косе», аудиозапись «Кюи» для входа героя.
Ход занятия.
I Орг. момент.
II. Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие: мы покажем свои знания по художественной литературе, используя нетрадиционные формы работы, будем учиться передавать сюжет при помощи жестов и мимики, вспомним все то, что мы проходили уже на занятиях по ознакомлению с детской художественной литературой, а также научимся сравнивать разные сказки по диаграмме Венна.
- Для начала давайте вспомним, в какой республике мы живем? Казахстан.
- Какие народы живут у нас в Республике? Казахи, русские, узбеки, корейцы, турки, украинцы….
- А как называются сказки этих народов? Казахские, русские, узбекские, корейские, турецкие, украинские….
Мы знаем, что в худ. лит-ре есть разные жанры. Назовите мне, какие? Басня, стих, песня, рассказ, сказка.
- А на какие бывают сказки? Бытовые, волшебные, о животных.
- Чем отличаются эти сказки друг от друга? Содержанием.
- Что происходит в волшебных сказках? Выдуманные герои, волшебство, превращение.
- Что в бытовых? Жизнь людей. Их быт, их характеры и поступки.
- А что в сказках о животных? Главными героями являются животные.
- Назовите мне сказки, которые вы знаете, какие они?
III. Отгадывание сказок в форме загадок.
1. Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке. (колобок)
2. Больных зверей он исцелил
И Бармалея победил. (Айболит)
3. На крыше дома он живет,
Человечек – вертолет (Карлсон)
4. Мы дружно, весело живем
И терпеливо маму ждем.
Она нам песенку споет,
Накормит, молока нальет.
5. Ничего малыш не знает,
А одет, как попугай,
Его имя отгадай. (Незнайка)
6. Мальчик в джунглях очутился,
И с волками подружился,
И с медведем, и с пантерой,
Вырос сильным он и смелым. (Маугли)
- А как начинаются и заканчиваются все народные сказки?
IV. Работа по картинкам – слайдам «Каша из топора».
1) Рассказывание содержания поочередно.
- Какая это сказка? Бытовая.
- Почему? Рассказывается о быте людей и высмеивается жадность, а прославляется ум и смекалку
- Кто главные герои? Солдат и бабка
- Давайте охарактеризуем их:
Бабка – жадная, хитрая, скупая
Солдат – умный, находчивый, сообразительный, жизнерадостный
- Кто вам больше понравился?
V. Показ сказки жестами и мимикой (двое детей работают, остальные смотрят и исправляют неточности).
VI. Пословицы.
Ребята, а какие пословицы можно подобрать в этой сказке:
Догадка не хуже разума.
Сметка дороже богатства.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
VII. Физкультминутка – игра «Летает не летает» на русском и казахском языках.
VIII. Сюрпризный момент: появление героя Алдара-Косе.
XI. Прослушивание аудиозаписи сказки «Хитрый Алдар-Косе».
X. Беседа.
- К какому жанру относится эта сказка? Бытовые.
- Почему? Рассказывается о быте людей и высмеивается жадность, а прославляется ум и смекалку.
Читайте также: