Загадка подлодки черный принц

Обновлено: 24.12.2024

Я очень хочу, чтобы мои статьи были вам интересны. Оставьте, внизу (в комментариях) свое мнение об этой статье.
Для того, чтобы быстрее всех получать новые статьи ставьте лайк и подпишитесь на канал Тайны океанов .

Мало кто из военных моряков не знает, что такое Балаклава. Помню, еще в далеком 1984 году, когда я служил на Тихоокеанском флоте, мы простые матросы слышали о существовании некоего таинственного объекта на Черном море.

Прошли годы, сменились режимы. Крым вновь вернулся в Россию. Но "Объект 825 ГТС" (ГТС - гидротехническое сооружение), уже перестал выполнять свою функциональную обязанность.

Хоть разговор пойдет не об Объекте, несколько строк ему посвящу, чтобы вы понимали о чем идет речь.

Здесь с 1961 года в горе Таврос находилась база ВМФ СССР по ремонту, стоянке, укрытию и подводному выходу в открытое море подводных лодок.

Объект уникальный по своим многим параметрам. Не поленитесь, посмотрите в интернете по запросу "Балаклава", поверьте, не оторветесь от чтения.

Я хочу поведать о другом. О тех залежах, которые лежат на дне морском на входе в Балаклавскую бухту.

Для справки: Балаклавская бухта находится в 15 км южнее Севастополя.

В силу своего уникального географического расположения Балаклавская бухта всегда была объектом, которым стремились завладеть. Ведь окруженная с трех сторон горами, это было (и есть) идеальное место.

Этой бухтой, в разное время, владели греки, испанцы, турки и англичане. В 1774 году Крым перешел к России. Только в период с 1853 по 1856 год здесь господствовали англичане.

Из новейшей истории: 19 февраля 1954 года Крымская область была передана Украинской ССР, и после распада Советского Союза, Украина оставила его себе. В 2014 году после референдума, Крым стал наш.

А теперь к самой загадочной тайне Балаклавской бухты.

В период Крымской войны, в Крым шел английский парусно-винтовой корабль "Черный прнинц" с теплой одеждой для английской армии. 14 ноября 1854 года, во время шторма, он налетел на скалы и затонул. Вместе с кораблем погибло 144 члена экипажа. Спастись удалось только шестерым.

Сразу после гибели корабля везде начали ходить слухи о том, что кроме теплых вещей на борту находилось еще 200 000 фунтов стерлингов золотом. Это было жалование для английских солдат.

Первые крупные водолазные работы по поиску "Черного принца" начались в 1875 году. С разрешения российского правительства здесь работали и французы, и итальянцы, и немцы. Безрезультатно.

С приходом советской власти, в 1924 году развернулись новые водолазные работы, которые, также не принесли результата.

В 1927 году японская водолазная фирма "Сингай Когиосио лимитед" заключает договор с ОГПУ о провединии водолазных работ. При этом, все расходы японцы взяли на себя. Результат нулевой.

И только в 2010 году украинские водолазы смогли обнаружить корабль. Вопрос только в том, был ли это именно "Принц"? Результаты тех работ засекречены.

До сих пор остается загадкой, был ли здесь потоплен английский корабль? И если он в самом деле был, то было ли на его борту золото?

Следующая загадка

25 октября 1983 года США развертывают секретную операцию против Гренады, дружественной Советскому Союзу республики. Десант США высаживается на остров в Карибском море. В самый разгар операции, 30 октября, в районе дислокации сил США всплывает советская подводная лодка К-324.В Советском Союзе подводные лодки называют «Щукой», на Западе – «Черный принц».

Всплытие в районе операций советской подводной лодки приводит в легкое недоумение США. К-324 снабжена новейшими крылатыми ракетами с атомными боеголовками. Ситуация исключительная. В Атлантике локальный конфликт, который грозит перерасти в Третью мировую войну, обстановка накалена до предела.

Следующая загадка

Осень 1983 года можно считать одним из высших пиков "холодной войны". От катастрофы мир спасли выдержка и героизм наших подводников.

Сюжет прост: новый виток холодной войны, американцы устанавливают новую систему для наблюдения за нашими подлодками, и так получилось что на элемент этой системы в виде гидролокатора и антенны попадает наша атомная подлодка - а это сверхсекретный комплекс противолодочных средств и атомного вооружения.

Утром поврежденную подлодку американцы находят в своих территориальных водах, ситуация накаленная до предела.

К-324 была седьмой по счету лодкой проекта 671 РТМ. Несмотря на счастливый порядковый номер, ее постоянно преследовали опасные каверзы. Еще на государственных испытаниях она едва не стала жертвой слепого тарана неизвестной подводной лодки. В Японском море К-324 получила под водой мощнейший удар, после которого немедленно вернулась на завод и встала в док. Казалось, злой рок преследовал "Черного принца". На капитана подлодки Терёхина смотрели как на обреченного человека - не жилец. Но тот, несмотря на все ЧП и суеверия, верил в свой корабль, в своих людей, в свою судьбу. С тем и вышел на боевую службу в сентябре 1983 года.

Итак, "невезучая" К-324 ушла от причалов Западной Лицы в Западную Атлантику. Обстановка в мире, а значит, и в мировом океане, накалялась в очередной раз. Президент США Рейган решил обложить "империю зла" ракетным частоколом в виде "Першингов", размещенных в Западной Европе. Подлетное время этих ракет к Москве и другим жизненно важным центрам СССР сокращалось до 5-6 минут. Отныне Кремль должен был жить по образному выражению заокеанского журналиста, "с американским "кольтом", приставленным к виску". Но Кремль во главе с Андроповым готовил ответные меры: выдвинуть к берегам Америки подводные ракетодромы в виде атомных крейсеров с баллистическими ракетами. Подлетное время к ним сокращалось до тех же 5-6 минут, что выгадывали американские генералы, размещая "Першинги" на берегах Рейна.

Разумеется, американский флот спешно готовился к отражению подводной угрозы. Для более надежного поиска советских ракетоносцев была разработана новейшая система подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System). Для испытания уникальной низкочастотной гидроакустической антенны в Саргассово море вышел фрегат "Макклой". Длинный кабель-шланг секретной антенны тянулся за ним, словно хвост, на протяжении полукилометра. На самом конце крепилась капсула гидролокатора. Такое буксируемое устройство помогало улавливать все шедшие из океанских глубин шумы, даже не слышимые человеческим ухом инфразвуки, неизбежные спутники подводных лодок. Командир "Макклоя" работал с американской атомариной "Филадельфия" (SSN-690) и совершенно не подозревал, что под днищем его фрегата следует советская подводная лодка К-324, растворяя свои шумы в гуле турбин надводного корабля. Капитан 2 ранга Терёхин подкрался к "Макклою" на электромоторах и в течение 14 часов вел техническую разведку, записывая параметры новейшей противолодочной поисковой системы. Он бы следовал и дольше, если бы фрегат неожиданно не изменил курс и не направился в свою базу. Но экипажу К-324 было уже не до него. Изо всех отсеков Терёхину доложили о странной вибрации прочного корпуса. Да он и сам заметил неладное. Решили, что турбина дает сбои. На всякий случай увеличили обороты, и тут корабль затрясло так, что сработала аварийная защита турбины. Пришлось всплывать.

Одна беда не приходит, это присловье стало невольным девизом несчастливой "Щуки". Всплыли и попали в эпицентр мощного тропического урагана.
Тем временем фрегат "Макклой" входил в свою базу. Его командир готов был рвать волосы на голове: проклятый шторм оборвал секретную антенну, потерян бесценный гидролокатор. Виновата стихия - а что же еще?! - но спрашивать будут с него.

Уже светало. "Щуку" вот-вот могли обнаружить. Передав радио в Москву о потере хода, Терёхин рискнул погрузиться на перископную глубину раз, другой, третий. Именно рискнул, потому что погружаться без хода да еще в ураган весьма опасно. Однако стреноженная атомарина не держала глубины - со 150 метров с трудом удалось продуться и всплыть. Командир не стал больше искушать судьбу и доверился ей всецело.

Утром, когда шторм поутих, рейсовый канадский авиалайнер заметил в Саргассовом море дрейфующую подводную лодку. Через полчаса прилетели выяснять обстановку два патрульных базовых самолета США. Лодка была опознана как советская "Виктор III", и к ней тут же ринулись два новейших эскадренных миноносца "Питерсон" и "Николсон". Они сразу поняли причину аварии - за "Черным принцем" тянулся обрывок той самой секретной антенны, которой лишился "Макклой" и которая намоталась на огромный семилопастный винт атомарины. Русским достался роскошный трофей с наиновейшим ноу-хау американских электронщиков. И где - в полигоне ВМС США! Такое и в страшном сне не могло померещиться. Но факт оставался фактом - капсула с чудо-гидролокатором болталась за кормой К-324.

Командир "Питерсона" вызвал на связь по УКВ командира русской подлодки и предложил ему помощь в освобождении от намотавшегося троса. Терёхин отказался. Он не мог допустить на борт своего корабля специалистов вероятного противника. К-324 принадлежала к новейшему проекту советских подводных лодок и была насыщена секретной техникой. Один противолодочный комплекс "Шквал" чего стоил! Сверхскоростная подводная ракета, которой была вооружена К-324, развивала в океанской толщи скорость в 200 узлов и настигала субмарину противника на дистанции 11 километров. Это достигалось за счет двигателя на перекиси водорода и оригинальной системы снижения трения воды о корпус: снаряд летел в газовой оболочке, образованной пузырьками сжатого воздуха. Аналогов этому комплексу, обладающему почти абсолютной вероятностью поражения цели, не существует и поныне.

Кроме того, как сообщают морские справочники, "АПЛ несла специальные диверсионные управляемые снаряды "Сирена" и другие средства "спецназначения", многим из которых мог бы позавидовать и суперагент 007 Джеймс Бонд, рожденный воображением Яна Флеминга. В частности, в 1975 году в ОКБ им. Н. Камова был создан складной одноместный вертолет Ка-56, предназначенный для транспортировки диверсантов и способный вместе со своим пилотом выстреливаться из 533-миллиметрового торпедного аппарата погруженной подводной лодки".

Но американцам нужно было вернуть во что бы то ни стало свои секреты, и они проявляли все нарастающую настойчивость - "давайте мы вам поможем!" Терёхин прекрасно понимал, что если американцы решатся взять лодку на абордаж, а дело шло именно к этому, то не поможет и великолепный "Шквал" - офицерскими же пистолетами и автоматами Калашникова эсминцы не отгонишь. И тогда он приказал командиру минно-торпедной боевой части капитан-лейтенанту Зарембовскому подготовить атомоход к взрыву, о чем и сообщил своим назойливым соседям.

Загадка К-324 – «Черного принца»

США. 31 августа 1983 года с взлетной полосы аэропорта «Анкоридж» в небо поднимается южнокорейский «Боинг-747» в направлении на Сеул. Но в пункт назначения самолет так никогда и не попадет. Нарушив воздушную границу СССР, пассажирский лайнер берет направление на Камчатку. Как предполагают спецслужбы, маневр был совершен для сбора информации по атомным подводным лодкам, находящимся на Камчатке. В США небезосновательно предполагали о получении атомоходами новых межконтинентальных ракет. Особо интересны были новые АПЛ Проекта 671РТМ «Щука», к ним же и относилась атомная многоцелевая подводная лодка К-324.

В то время, когда Боинг подлетал к Камчатке, атомная подводная лодка К-324 находилась в совершенно другом месте, под слоем арктических льдов. К-324 провела 26 суток без всплытия, продвигаясь к месту своего назначения, которым был Северный полюс.

«Подледные походы считаются самыми опасными у подводников, экипаж находится один на один с возможными неприятностями. Всплыть невозможно из-за толщи льдов, любая нештатная ситуация (например, пробоина корпуса или возгорание) может стать роковой. Подводная лодка может навсегда остаться подо льдами».

1983 год, политическая ситуация в мире осложняется. «Боинг-747», нарушивший границу СССР, сбит. Обнаружены 29 тел членов экипажа, правительство СССР выражает соболезнование родственникам погибшим, возлагая вину и ответственность за инцидент на правительство США. В ответ президент США Рональд Рейган заявляет: «Империя зла должна быть уничтожена»!

Сентябрь 1983 года. США, заручившись поддержкой Великобритании, размещают крылатые ракеты в Европе. В ответ СССР строит аэродром в Гренаде: у берегов США должна появиться самая большая военная база СССР. Противостояние двух сверхдержав приводит мир в ужас, все страны наблюдают за стремительно развивающимися событиями в Карибском регионе. СССР и США уже не скрывают обоюдной ненависти.

На секретном собрании министр обороны СССР Устинов произносит: «Война может начаться в любую минуту. Как бы нам не напугать народ».

Закончив испытания в Арктике, К-324 получает новое задание. 7 сентября 1983 года «Щука» успешно минует первый рубеж противолодочной акустической системы США, продвигаясь к точке назначения. Только два человека на борту К-324 знают, куда движется субмарина – капитан и его помощник. Место прибытия – побережье США, от всего экипажа информация закрыта.

Задачи, поставленные перед К-324:

обнаружение и сбор данных о гидроакустических системах и систем наблюдения за подводными лодками,

изучение прибрежных зон.

Для обнаружения подводных лодок у побережья США было выделено порядка 500 млн. $ – огромные деньги. Столько стоила гидроакустическая система, способная обнаружить приближающиеся к США советские подводные лодки. Чувствительные микрофоны, расположенные на дне, улавливают и фиксируют любые шумы.

25 октября 1983 года Пентагон начинает военную операцию под названием «Вспышка ярости». Несколько тысяч солдат США десантируются на остров Гренада. Начинаются бои, правительство Гренады просит помощи у Кубы. В это время необнаруженная К-324 движется в толще Саргассова моря.

Субмарина наблюдает за кораблями США, атакующими Гренаду. 29 октября над островом Гренада поднимется звездно-полосатый флаг, в этот же самый день внимание команды К-324 привлекут странные звуки, которые ранее не доводилось слышать на подводной лодке. Офицеры говорят о неких «шлепках»: складывалось ощущение, будто по поверхности АПЛ, кто-то ходил или бегал босиком. В районе 6-8 отсека был слышен глухой удар по корпусу.

29 октября 1983 г. в 03:00 на К-324 звучит сигнал тревоги. Сработала аварийная защита турбин. Турбину заклинило, ситуация невозможная, фантастическая, такого на АПЛ никогда не отрабатывали. АПЛ К-324 обездвижена, она начинает тонуть, под килем почти 4 км глубины, вся команда побледнела. Спасения ждать неоткуда – до берегов Родины далеко, всплыть можно только аварийно. Всплытие на суперсовременной АПЛ в такой ситуации, когда вокруг десятки кораблей США, равносильно государственной измене и предательству. Ситуация тупиковая, и командир стоит перед выбором: либо утонуть вместе со всем экипажем, либо спастись и стать предателем Родины.

Звучит команда: «Всплытие». Командир субмарины, нарушив все секретные требования, спасает экипаж. Лодка медленно всплывает на поверхность, есть шанс, что её не обнаружат. Глубокая ночь, на поверхности шторм. Лодку водоизмещением 7,5 тысяч тонн кидало, как щепку на волнах. Все, что не было закреплено, посрывало, разбилась вся посуда, команда держалась на ногах, только вцепившись руками, кто за что успел. Командир корабля и помощник осматривались в перископ. Помощник капитана, изучая в телевизионный перископ видимую часть лодки, обнаружил на винте большие, туго намотанные петли.

Первая мысль, о том, что это рыболовная сеть, исключилась сразу. Винт её с легкостью перемалывает, а в Тихом океане, где часто и густо ловят рыбу, подводники нередко сталкиваются с рыболовными сетями. Возникает предположение, что зацепили и намотали сверхпрочный кабель, вероятно, военного назначения.

Командир, взяв автомат и пару рожков, решает перебить кабель. Подойдя как можно ближе к винту, выстреливает два рожка. От кабеля отлетают только искры – становится понятно, что кабель бронирован.

Утром капитан Терехин докладывает об аварийном всплытии в Москву – в столице недоумевают. Тем временем в Москве не до субмарины, тяжело болен Юрий Андропов, окружение занято подбором нового преемника. Что ожидает лодку в самом эпицентре боевых действий, неизвестно. Москва дает приказ уйти на глубину. Дважды субмарина пыталась погрузиться, обе попытки оказались тщетными, была высокая вероятность больше не всплыть. Предельная глубина для аварийного всплытия для К-324 – это 400 метров. Далее глубина, после которой лодка всплыть уже не сможет. Обездвиженная АПЛ К-324 находится в сотнях километров от побережья США, в международных водах, где действует соглашение о безопасности на море, которое защищает судно от нападения или навязчивого изучения. Но надеяться на право в разгар «Холодной войны» не имеет смысла. Подводная лодка просто "болтается" на волнах у берегов США.

Из Москвы приходит радиограмма о выходе на помощь корабля «Находка». Также с Кубы отправлено советское спасательное судно «Алдан» для буксировки или освобождения винта от кабеля. По предварительным подсчетам «Алдану» требовалось около 10 суток ходу до субмарины.

Через два дня К-324 была обнаружена канадским авиалайнером. Через 30 минут к советской АПЛ подходят эсминцы США: «Питерсон» и «Николсон», над лодкой курсируют «Орионы», разведывательные самолеты. Американцы не спешат, они знают, что на лодке находятся крылатые ракеты с дальностью полета 3 000 км. Этого вполне достаточно, чтобы уничтожить Детройт, Нью-Йорк или Вашингтон. Ситуация тяжелая.

Экипаж субмарины окружен, температура забортной воды +30 градусов в тени, а на поверхности лодки + 50. Экипаж изнывает от жары. Корабли США кружат вокруг К-324. Два месяца назад СССР сбивает американский «Боинг-747», а тут в прибрежной зоне США находится атомная подводная лодка СССР. Американцы не собираются церемониться, но есть сдерживающий фактор – ракеты на субмарине. Корабли США начинают опасное сближение с К-324, доходя до субмарины на расстояние до 30 метров.

Палубные вертолеты неоднократно зависали над подводной лодкой, производя фотографии, особенно их интересовал гребной винт. Прослушивая переговоры между кораблями США, командир радиоразведки К-324 узнал, что за кабель намотал их винт. Это была гидроакустическая экспериментальная антенна типа «Тактас», буксируемая эсминцем США протяженная антенна – в этих водах проходили испытания. Из тех же переговоров стало известно, что американцы не собирались отдавать такой трофей советским подводникам.

Эсминцы США все ближе и ближе подплывали к К-324, пытаясь зацепить намотанный кабель, но все безрезультатно. 5 ноября радиоразведке стало известно о готовящемся штурме подводной лодки американцами – силами боевых пловцов или абордажной группы. Вероятно, планировалось зацепить К-324 и отбуксировать её в порт. Для команды это означало одно – позор. Командиром АПЛ было принято решение вооружить нескольких офицеров автоматами и боеприпасами с целью защиты и охраны АПЛ. Офицеры поочередно группами дежурили на субмарине.

Отдавать АПЛ потенциальному противнику никто не хотел. Старшим офицерам К-324 был отдан приказ подготовить лодку к подрыву с целью дальнейшего затопления в случае штурма. АПЛ К-324 на тот момент представляла собой последнее слово техники и достижения советского вооружения – отдать её врагу было невозможно. Экипаж планировали высадить на спасательные средства, предварительно уничтожив всю секретную документацию на судне: шифровальные коды, опознавательные документы и т.д. Атомоход готовился к затоплению.

Следующая загадка

Загадочный ядерный взрыв. Никто не взял ответственность! (2021)

В истории этого взрыва так много тайн и загадок, что даже ЦРУ, занимавшееся его расследованием, отказалось давать официальные комментарии и старалось замять даже историю с расследованием.

В 1963 году США вывели на орбиту спутники серии Vela для наблюдения за ядерными взрывами на планете. Понадобилось это, чтобы Советский Союз соблюдал договор 1963 года о частичном запрещении испытаний ядерного оружия.

Спутники работали, следили и 22 сентября 1979 года один из них неожиданно зафиксировал двойную вспышку, характерную для атмосферного ядерного взрыва. Это произошло в безлюдной части Атлантики и по всем параметрам было ядерным взрывом мощностью около 3 килотонн.

Так же была обнаружена аномальная ионосферная волна и поступили данные с гидрофонов, прослушивающих советские атомные подводные лодки в океане - это точно был ядерный взрыв.

И тогда сложилась уникальная ситуация, ведь ни одна из стран мира не взяла на себя ответственность за этот ядерный взрыв. ЦРУ начало расследование и СССР с Китаем сразу были исключены из списка подозреваемых по ряду причин. Продолжение в видео.

Третья мировая

6 ноября 1983 года взволнованный председатель КГБ Чебриков приехал к министру обороны Устинову. По информации резидентов внешней разведки, все базы НАТО вокруг СССР были приведены в боевую готовность. США готовились начать войну. Дальше разговора этих двух людей информация не пошла, сам факт встречи был засекречен. Судьба атомной подводной лодки также была засекречена, командование ВМФ СССР не спешило информировать руководство страны о ЧП в Саргассовом море.

Более двух дней штурмовые команды США не покидали палуб эсминцев, два дня советские офицеры с автоматами дежурили у рубки подводной лодки, пресекая возможные действия со стороны США.

7 ноября 1983 года Соединенные Штаты Америки решили не рисковать своей судьбой. Штурм был отменен. Этим же днем, в 5 часов к лодке подошел спасательный корабль «Алдан». Из Москвы пришла радиограмма: «Антенну любой ценой поднять и сохранить». Целые сутки экипаж АПЛ и спасательного судна «Алдан» занимались подъемом антенны и снятием её с винта. В итоге было поднято порядка 420 метров секретного кабель-троса американцев. Стоит отметить, что все работы проходили на глазах у моряков США. Трос был погружен в один из отсеков К-324.

Спасательное судно «Алдан», взяв на буксир АПЛ К-324, 9 ноября 1983 года берет направление на Кубу. Американские корабли до самых водных границ Кубы сопровождали буксируемую субмарину с ценным грузом на борту. Но ничего предпринять уже не могли.

Во время конфликта на Гренаде погибло 120 кубинцев, они были доставлены на Кубу одновременно с субмариной. Экипаж К-324 на Кубе встретили очень тепло. Захваченную антенну погрузили в самолет и спецрейсом отправили в Москву. Через 5 дней АПЛ К-324 вышла в море и взяла курс к своим берегам. 1984 год подводники встречали уже дома. Атомная подводная лодка К-324 несла свою службу до конца 1999 года. Командир АПЛ К-324 в 1983 году Вадим Терехин.

«У военного человека, как говорится, есть одно понимание, что надо защищать нашу Родину», – вице-адмирал (в 1983 г. зам. командира дивизии Подводных лодок Северного флота ВМФ СССР) Анатолий Шевченко.

Официально инцидент с «Черным принцем» считается несуществующим. Документы по делу в Атлантике хранятся под грифом «Совершенно секретно».

Читайте также: