Загадка о небесных светилах в образе дерева

Обновлено: 24.12.2024

ЛЕГЕНДА О МЛЕЧНОМ ПУТИ

Млечный путь это небесная дорога (тегри j ол). По этой дороге ездит бог на своей колеснице. При езде на телеге по каменистой дороге, издается грохот, на земле это признается как гром. Когда бог прикуривает трубку, высекая кремнем искры – это на земле – молния. Когда бог от усталости глубоко вздыхает, дует ветер, когда выпускает дым от курения – появляются тучи и стелется туман.

УТРЕННЯЯ ЗВЕЗДА (Тан шолмон)

В древности жили старик со старухой. Жили очень бедно, кроме одной дочери ничего у них не было. Зимой старик со старухой работали по найму, а летом жили в шалаше, питаясь корнями трав и лесной ягодой. Единственную, дочь забрал бай за долги. Как ни старались старик со старухой жить в достатке, так им и не удалось. Когда стало совсем невмоготу, старуха превратилась в лягушку и прыгнула в болото, а старик превратился в звезду и взлетел в небо. С тех пор постоянно появляется рано утром, чтоб увидеть свою старуху в болоте и услышать ее голос. Это планета Марс (тан шолмон).

Давным давно на земле жил страшный семиглавый чудище Дьелбеген. Много зла приносил он людям: съедал скот, ловил людей, уводил детей, Страшно было людям жить. Жила на свете девушка-богатырь, она сражалась с этими чудищами – Дьелбеген. Однажды собрав семьдесят семь чудищ за то, что они людям приносят зло, всех убила, оставив только одного. Оставленного Дьелбегена отправила на Луну. С тех пор говорят: на луне сидит чудище, на него нельзя показывать пальцем, иначе он спустится. Однажды мальчик в полнолуние показал пальцем на луну. Сразу же спустился семиглавый и схватил мальчика. Мальчик сопротивляясь, ухватился за иву. Дъелбеген выдернул иву вместе с мальчиком и поднялся на луну. В полнолуние вы можете ясно увидеть на луне иву и мальчика, ухватившегося за дерево.

УЛГЕР (Большая медведица)

Ночью, в ясную погоду взгляните на небо вы увидите Большую медведицу (Ньаан Улгер), рядом – Малую медведицу (кижиг Улгер). Их называют ковшами. Звезды Большой медведицы — это богатыри, охраняющие дворец бога Улгена. Четыре звезды, составляющие Квадрат — это четыре богатыря, стоящие по углам дворца, к ним в верхнем углу друг за другом стоят еще три богатыря, все семь богатырей охраняют покой Улгена. Рядом с ним малый ковш (кижиг улгер) –это лошади богатырей. Севернее от ковша видна яркая звезда – это полярная звезда (Тан шолмон): Вокруг этой звезды поворачиваются ковши, ночью путники определяют время.

Жил на земле меткий стрелок. Одной пулей он мог сразить несколько маралов. Бог поднял этого стрелка вместе с собаками, лошадью и убитыми маралами в небо и превратил в звезды. Расположенные звезды находятся недалеко от ковшей. В этом созвездии наверху видна яркая звезда – это окровавленная пуля охотника, которой он сразил три маралов. Ниже этой яркой звезды видны три звезды – это три марала, убитые стрелком. Еще ниже расположены две звезды – это верные друзья стрелка – собаки, рядом с ними стоит сам богатырь – стрелок со своей лошадью.

КАК ПОДЕЛИЛИ МИР

Жили на небе три брата, три бога. Заспорили братья, кто больше вложил сил для создания земли и всего живого на ней. Не придя к единому мнению и согласию, все три брата поделили мир. Старший брат Ульген остался (на небе. Теперь он там хозяин: шлет людям на землю мороз и зной, гром и молнии, дождь и снег, пургу и ветры.

Средний брат Дъайачы спустился на землю и создал леса и травы, реки и моря, животных и птиц, леса и растения и человека. Младший брат Эрлик ушел под землю, является теперь владыкой подземного царства. Оказавшись под землей, решил попросить у своего брата Дьайачы землю. Пришел к брату и попросил землю поставить всего один аил. Дьайачы подумал и понял, что от этой затеи добра не будет. И не дал землю Эрлику. Но Эрлик не унимался. Снова пришел к своему брату и просит землю поставить таган. Дьайачы подумал, подумал и не дал землю. Эрлик не унимается, пришел третий раз и просит землю величиной с острие трости. Дъайачы подумал и про себя решил: «ну что на этой земле величиной с острие трости можно сделать?» И дал брату землю величиной с острие трости. Эрлик поставил на землю свою трость и пробурил землю и из-под земли полезли все существа совсем не нужные людям: змеи, ящерицы, всевозможные насекомые, приносящие вред людям, животным, птицам, зверям.

Мораль легенды очень проста: не отдавай ни клочка земли своему противнику, береги свою землю, если хочешь, чтоб на ней был покой.

– Вот создал человека, а душу не умею дать, – сказал виновато Дьайачы.

– Э-э, я давно наблюдаю за тобой, как ты стараешься, но не можешь душу вдохнуть. Как душу им вдохнуть, это знаю я. Но надо договориться. Если с исполнением пятидесяти лет, они будут попадать в мои владения, я душу вставлю.

Подумал, подумал Дьайачы, и ответил:

– Нет, так не годится. Появиться на свет и прожить всего пятьдесят лет, это мало для человека. За это время человек не достигнет ни одной цели бери после исполнения ста лет.

– Ой, твои дряхлые старики кому нужны? – сказал недовольный Эрлик и ушел к себе под землю.

Остался Дьайачы на земле и опять задумался, как вдохнуть душу людям. Эрлик снова появился.

– Я очень много думал над твоим предложением, предлагаю свою мысль: пусть на земле люди живут разного возраста – одни живут долго, другие – меньше. Те, кто будут у тебя просить жизни, молиться на тебя, пусть живут дольше. Те, кто на земле не особо будут нужны, я буду их преследовать и уносить с собой.

Дьайачы согласился с этим.

Эрлик из кармана вынул сухую дудку, вставил в рот лежачему без жизни человеку и душу тот ожил. Таким же образом поступил с женщиной. Ожившие мужчина и женщина сначала неуверенно, а потом твердой походкой пошли по Земле.

– Я человеку душу дал, теперь, кто мне понравиться и кого я захочу, буду уводить с собой, – сказал Эрлик.

– Как же я, создавший человека, землю и все живое на земле, не смог догадаться, как вдыхать душу в человека, сокрушался Дьайачы. После этого он много создал людей на свете й всех распределил кого-куда: одних в теплые края, чтоб они занимались земледелием, вторых отправил на север, в холодные края, чтоб занимались охотой, других поселил в тайге, чтоб занимались промыслами. Снова на пути Эрлик, он просит у Дъайачы землю размером с его рост.

– Очень нужно, – говорит он.

– Нет, у тебя недобрые мысли, землю я тебе не дам.

– Тогда дай землю поставить таган.

– Нет, – говорит Дьайачы.

– Тогда дай землю с острие моего костыля.

Дьайачы подумал, что на этой земле площадью с острие костыля можно сделать? И дал ему землю, которую просит.

Эрлик просверлил отверстие в земле и оттуда повалила вся нечисть, которая не нужна человеку: змеи, ящерицы, пауки, насекомые, всевозможные черви.

– Что ты за человек, почему ты выпустил такую нечисть на землю? – спрашивает Дьайачы, но не получил ответа.

За это Дьайачы Эрлика поселил под девятью пластами земли.

Сам хотел улететь в небо, но видит, что он на земле зверей, птиц, людей всех создал говорящими. Так не годится, они все будут между собой скандалить. Поэтому Дьайачы у птиц и животных отнял дар речи. Еще одну ошибку свою нашел: людей создал подобным животным. Люди не выдержат такой жизни. Тогда людей он сделал двуногими, а чтоб бегали тише, чем звери, на колени вставил чашечки.

Осмотрев все, наведя порядок, создав все удобно для людей, Дьайачы поднялся на седьмое небо, при этом сказал:

– Кому я буду нужен, зовите меня, я вам помогу.

С Дьайачы (богон) не каждый умеет говорить, а говорят с ним только шаманы. Только они созывают его на помощь людям.

Когда еще не было ни неба, ни земли, был один бог Улген. Он носился и как бы трепетал над безбрежным морем, распростершись, и не имел твердого места, где бы встать. Вдруг он ощутил голос внутри себя: «Алындын тут, алындын тут» (впереди хватай, впереди хватай) и сам произнес эти слова, вместе с тем простер руки впереди, схватил перед собою. И вот попался ему камень, высунувшийся из воды. Сел Улген на камень и продолжал произносить: «Алындын, тут, алындын тут!», и думал, что творить и как творить. Вдруг из воды выходит Ак-Ане (Белая мать) и говорит: «Что надумаешь творить, только скажи: «эттим, бутти» (т. е. сделал, свершилось) – так и будет. Сказав это, Ак-Ане скрылась и больше никогда никому не являлась. Улген ощутил в себе мысль и произнес: «jep бутсин, jep бутсин! (Сотвори землю, сотвори землю!). И земля сотворилась.

А также по слову Улгеня сотворились небо, человек и прочие твари. В море Улген создал «три великие рыбы» и укрепил на их спинах землю. Две рыбы стоят «по краям», а одна в середине под землей, головой к северу. Когда она наклоняет голову, на севере начинается потоп. Чтобы эта рыба не утопила всю землю, Улген создал специальное устройство: «под жабры ее захвачен крюк с арканом, конец которого протянут на небо и там завит на трех столбах так, чтоб можно было, перепуская с одного на другой, подтягивать вверх или опускать вниз голову рыбе». Следит за рыбой богатырь.

Творя мир, Улген пребывал на золотой горе, на которой сияет солнце и светит луна. Творение продолжалось шесть дней, на седьмой день Улген спал.

ОТКУДА ПРОИЗОШЛО НАЗВАНИЕ «КЕБЕЗЕНЬ»

Источник:

Кандаракова Е.П. Легенды Северного Алтая / Екатерина Павловна Кандаракова. - г. Горно-Алтайск, 1994.

Следующая загадка

Чаще всего Солнце сравнивают с апельсином, блином, золотым блюдцем. Крайне редко - с растениями. Вот примеры некоторых из них:

  1. Ива раскинулась у всех на виду, ветви протянула к каждому окну. (Солнце и лучи).
  2. Подсолнух в небе расцветает, хоть никто его не поливает. (Солнце).

Звезды сравнивают с горохом, светлячками. Вот такие растительные мотивы: "Вечером на небе цветочки расцветают. Утром, с первым лучиком, куда-то исчезают". (Звезды).

Комментировать Комментарии 0 TravelAsk Рекомендация

Следующая загадка

«Картотека загадок о профессиях» — для детей дошкольного возраста Есть профессий много разных, Все по-своему прекрасны, Все нужны и все полезны, Ну, а вам они известны? От салата и до плова Все рецепты.

Картотека «Весёлые игры для детворы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста .

Картотека загадок на тему «Солнце» для детей дошкольного возраста Загадки для детей про солнце интересные и очень познавательные. Загадки про солнце легко запоминаются. Они отражают представления детей.

Картотека загадок о военной технике для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для воспитания у подрастающего поколения, чувства гордости за родную армию. 1. Ползёт черепаха — Стальная рубаха,.

Картотека загадок «Овощи» для детей дошкольного возраста *** И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … (картошка) *** Она прячется от солнца Под кустом в глубокой норке,.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, потешек к сказкам «Курочка Ряба», «Репка» для детей младшего возраста Загадки: 1. Кто на улице гуляет От ворот недалеко. Лапкой землю разрывает И кудахчет: "Ко-ко-ко". (Курица) 2. С бабушкой и с дедушкой.

Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 1. Месяц тот - начало года, А зимы он середина. На реке замерзли воды. Ход её сковали льдины. Снегири сидят на ветках. И сугробы по колено.

Картотека загадок «Животные» для детей дошкольного возраста *** Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) *** Хозяин лесной Просыпается.

Картотека зимних и новогодних загадок для детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. Летом одевается, зимой раздевается (лиственный лес) 2. Живёт - лежит, умрёт - бежит (снег) 3. Две палашки бегут в лесок, загнув носок.

Следующая загадка

Конспект занятия «Загадки для детей про дорожные знаки» Цель: Формирование представлений детей о дорожных знаках. Задачи: 1) расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах.

Презентация дидактической игры по социально-коммуникативному развитию «Загадки про школу» (старший дошкольный возраст) ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.

Картотека пальчиковых игр «Деревья» Пальчиковые игры на тему «ДЕРЕВЬЯ» Деревья Вот деревья: Клен, рябина, липа, Дуб, береза, вяз, Ясень, тополь, елка, пихта, Мы в.

Конспект для детей младшего дошкольного возраста «Такая разная посуда!» Стихи, загадки про посуду Конспект для детей младшего дошкольного возраста по теме: Такая разная посуда. Цель: Систематизация знаний детей по теме: «Посуда».

Сценарий постановки ко Дню Победы «Сказка про бабку, про дедку да про бравого солдата Кондрата» Сценарий постановки, посвящённой празднованию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945годов. Цели: знакомить детей с историей родной.

Картотека «Стихи про осень» для детей 3–4 лет Стихи для детей 3 – 4 лет про Осень. Ну, вот и пришла она, не для всех долгожданная осень. Меньше солнца, меньше света, больше дождей. Но.

Картотека «Загадки о музыкальных инструментах» Загадки о музыкальных инструментах. Внутри — пустой, А голос — густой. Сам молчит, А бьют — ворчит. (Барабан) Деревянные подружки Пляшут.

Загадки про Масленицу. Дорогие коллеги! Масленица не за горами! Именно поэтому спешу вас порадовать своими новыми "Масленичными загадками". Презентация с загадками.

Загадки про осень для дошкольников 1. Уж пахнет в воздухе дождем, Все холоднее с каждым днем. Деревья свой наряд меняют, Листочки потихонечку теряют. Понятно всем, как дважды.

Читайте также: