Загадка о глине для детей
Обновлено: 22.11.2024
Цель: сформировать представления детей о свойствах глины и камня.
1.Образовательные: развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах глины и камня; научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами.
2.Развивающие: развивать интерес к природным материалам; зрительное внимание, творческое воображение; учить наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы, самостоятельные умозаключения.
3.Воспитательные: формирование самостоятельности, ответственности, сотрудничества; воспитывать у детей аккуратность, умение работать с раздаточным материалом.
Оборудование: «посылка» с письмом, стаканы с водой по 2 шт. на каждого ребенка, камешки и кусочки глины по количеству детей, презентация с изображениями изделий из глины и камня, компьютер.
Предварительная работа: наблюдения, подбор картинок с изображением каменных и глиняных изделий, подбор картинок панно из камня и глины, складывание по образцу и на память из пуговиц, из плоских геометрических фигур.
Следующая загадка
Детские загадки про полезные ископаемые с ответами. Если бы не было полезных ископаемых, то тогда картина мира была совершенно иной. Ведь полезные ископаемые используют во всех сферах жизни человека - для изготовления украшений, для решения транспортных проблем, в строительстве. Археологи установили, что некоторые виды полезных ископаемых, к примеру медь, человек научился добывать еще во времена каменного века.
Ход НОД:
1. Организационная часть.
В. : Сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо для вас. Хотите узнать от кого и о чем в нем говорится? (Ответы детей).
Слайд №1. «Незнайка».
Воспитатель читает с экрана компьютера письмо от Незнайки: «Здравствуйте, ребята! Вам пишет Незнайка. У меня есть интересные предметы, но я совершенно не знаю, что с ними можно делать и как их использовать. Знайка мне загадывал про них какие-то сложные загадки. Если вы отгадаете их, значит сможете мне помочь. Предметы я отправляю вам посылкой, которую почтальон должен был сегодня утром доставить в вашу группу №18 детского сада «Вишенка». Жду от вас ответ. С уважением, Незнайка.
В. : Ну что ребята, поможем Незнайке? (Ответы детей).
Слайд №2. Загадка про глину.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сразу ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу (Глина).
Слайд №3. «Загадка про камень».
Его в горах полным – полно,
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твердый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают (Камень).
2. Основная часть.
В. : Ребята, вот посылка от Незнайки. Но я уже достала камни и глину, разложила каждому на стол, чтобы мы не теряли время. Давайте представим, что наша группа – лаборатория, а мы с вами ученые. И под моим руководством мы проведем опыт. Хотите? (Ответы детей). Тогда отправляемся за свои рабочие места!
На столе для каждого ребенка – по два стакана с водой. Возле каждого стакана камешек и кусочек пластичной глины, палочки для размешивания, салфетки.
В. : Возьмите в руки камень, потрогайте его, какой он?
Дети: Твердый, холодный, сухой.
В. : Если надавить пальцем на камень, он изменит свою форму?
Дети (надавливают): Нет.
В. : Попробуйте разделить камень на части.
Дети (выполняют действия): Не получается.
Дети: Он твердый.
В. : Проведем еще один опыт. Возьмите в руки камень, опустите его в
стакан с водой. Его видно в воде?
Дети (выполняют действия): Да, видно.
В. : Вода изменила свой цвет?
Дети: Нет, она прозрачная.
В. : А если палочкой помешать камень в воде. Чтото изменится?
Дети (выполняют действия): Нет, вода осталась прозрачной.
В. : Надавите на него палочкой. Изменила вода цвет? Камень растворился в воде?
Дети (выполняют действия): Вода не изменила цвет, камень не растворился.
Слайд №4. Физкультминутка «Незнайкина зарядка»
Вот Незнайкина зарядка! (шагаем на месте,
Выполняйте по порядку (шагаем на месте).
Быстро встаньте, улыбнитесь (руки на пояс, улыбаемся).
Выше, выше потянитесь (поднимаем руки вверх).
Ну-ка плечи распрямите (распрямляем плечи,
Поднимите, опустите (поднимаем и опускаем плучи).
Влево, вправо повернитесь (повороты туловища влево-вправо,
И друг с другом обнимитесь.
В. : Теперь возьмите глину, потрогайте ее, какая она?
Дети: Мягкая, пластичная. Похожа на пластилин.
В. : Надавите пальцами на глину. Она изменила свою форму?
В. : Попробуйте разделить глину руками на части. Получилось?
В. : Теперь соедините кусочки в один. Смогли мы это сделать?
Дети: Глина пластичная.
В. : Дети, возьмите глину, опустите ее во второй стакан с водой. Что произошло с глиной в воде?
Дети (все выполняют действия): Ничего.
В. : Ребята, если размешать глину, надавить на нее палочкой, что произойдет с водой?
Дети (выполняют действия): Вода стала мутной.
В. : Глину в воде видно?
В. : Как вы думаете, почему не видно?
Дети: Глина растворилась в воде.
В. : Ребята, а где человек использует глину и камень? (Ответы детей).
В. : А сейчас мы узнаем подробнее, где человек использует глину и камень, поиграв в игру.
Слайды №5,6,7,8,9,10 с изображениями изделий из камня и глины.
Дидактическая игра «Назови, какой?»
На экране предлагаются изображения изделий из камня или песка.Дети проговаривают: «Мост сделан из камня, значит, он каменный. Кружка сделана из глины, она – глиняная» и т. д.
В. : Обратите внимание, как разнообразно можно использовать эти природные материалы, какие красивые изделия получаются из глины и камня.
3. Заключительная часть.
В. : Ребята, давайте ответим Незнайке на его письмо. Помогайте мне. Что мы можем сказать о камне и глине, чтобы Незнайка понял, что с ними делать и для чего их люди применяют.
«Письмо Незнайке»: «Дорогой Незнайка!Ты прислал нам природные материалы: камень и глину. Камень твердый, прочный, не меняет своей формы, его нельзя руками разделить на части. Из камня люди делают мосты, дорожки, столы, дома, ограждения. А глина наоборот: мягкая, пластичная, похожа на пластилин. Она изменяет свою форму, в воде растворяется. Из глины люди делают посуду, украшения, игрушки и красивые панно. До скорых встреч. Ребята из группы №18 детского сада «Вишенка».
Прикреплённые файлы:
kamen-i-glina_5vd1v.pptx | 16034,84 Кб |
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности «В поисках крахмала» для средней группы Программное содержание: • Содействовать формированию интереса к живой природе, к исследовательской работе. • Уточнить и дополнить знания.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» «Воздух-невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Программные задачи:.
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Посадка фасоли» Технологическая карта ООД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: Познавательное развитие Раздел:.
Конспект открытого показа НОД по развитию речи «Как мы к Морозу Ивановичу за снегом ходили» для детей старшей группы Цель: развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь,.
Конспект открытого показа организации игровой деятельности в старшей группе «Подарки для Деда Мороза» Цель:Продемонстрировать игровые навыки детей данного возраста, умение создавать игровые микрогруппы, используя коммуникативные навыки и.
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности «Волшебный камень — магнит» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности «Волшебный камень — магнит» (старший дошкольный возраст (5–7 лет) Ход образовательной.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет «Вода — это жизнь!» Цель: формирование у детей представлений о пользе воды в жизни человека, животных и растений; интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы «В гостях у Нолика» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: -создать условия для знакомства.
Следующая загадка
Детские загадки про гранит с ответами. Гранит - это горная порода, которая состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и различных слюд.
Загадки про гранит
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Загадки про полезные ископаемые с ответами
Детские загадки про полезные ископаемые с ответами. Если бы не было полезных ископаемых, то тогда картина мира была совершенно иной. Ведь полезные ископаемые используют во всех сферах жизни человека - для изготовления украшений, для решения транспортных проблем, в строительстве.
Загадки про уголь
Детские загадки про уголь с ответами. Уголь - это полезное ископаемое, а также вид топлива, который образуется из остатков древних растений под землей без доступа кислорода.
Следующая загадка
Кажется, что мы все хорошо знаем, что такое глина. Даже городские жители не могут не обратить на нее внимания, правда, в основном в новостройках после дождя. В детстве мы часто пачкали в ней руки и одежду и слышали от мам и бабушек раздраженное: «Опять в грязи выпачкался!» Мы привыкли воспринимать глину как грязь, которая пристает к обуви и в которой буксуют колеса автомобиля. Но знаем ли мы, действительно, что на самом деле представляет собой это весьма распространенное природное образование?
Участники проекта: воспитатели группы, дети подготовительной группы, родители.
Цель проекта:
Расширение и систематизация знаний об использовании глины, о подготовке к работе с глиной и техниках, используемых при лепке из глины.
Задачи.
1. Изучить, что такое глина, какая она бывает.
2. Выяснить, какими свойствами обладает глина.
3. Узнать, как нужно выбирать глину для работы и как подготовить ее к лепке.
4. Выяснить, как правильно подготовить рабочее место и какие инструменты и приспособления использовать в процессе работы.
5. Систематизировать знания о приемах и способах лепки.
6. Создать собственные глиняные изделия и декорировать их элементами дымковской росписи.
1 этап работы – Подготовительный
На подготовительном этапе я совместно с родителями детей, подготовили образцы глины (красной, голубой, белой, собрали выставку образцов глиняных изделий, фотографий и иллюстраций из журналов, собрали различные материалы о свойствах глины.
Опыт № 1
Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.
Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.
Опыт № 2
Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т. к. ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.
Опыт № 3
Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду.
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.
Совместно с детьми подготовили глину для лепки.
2 этап работы – Лепка изделий из глины
На этом этапе работы я провела два занятия: Первое занятие - «Чудесная глина». На этом занятии я познакомила детей со свойствами глины, рассказала детям как используют ее в различных целях: в строительстве, изготовлении кирпичей, бетонных блоков, цемента; для изготовления посуды,керамики, в лечебных целях, в косметологии; для изготовления игрушек. На первом занятии дети попробовали сами слепить игрушку из глины по замыслу. На втором занятии я рассказала детям о дымковских мастерах, показала детям элементы дымковской росписи. Дети сами слепили из глины Лошадку.
3 этап – Заключительный
На этом этапе работы дети декорировали красками изготовленные ими лошадки, элементами дымковской росписи. Вместе с детьми мы организовали выставку детских работ.
Логика образовательной деятельности:
К. Фенлар Лечение глиной и целебными грязями.
Конспекты занятий прилагаю.
Приложение
НОД с детьми подготовительной группы по теме «Чудесная глина»
Формировать представление о глине, как основе гончарного производства;
Продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном);
Обогатить представления детей об использовании глины человеком;
Способствовать развитию творческого потенциала через игровую импровизацию;
Воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи.
Баночки с водой, чашечки для глины, лупы, пипетки, гончарный круг, леска, разная по цвету глина, посуда и изделия из глины, влажные салфетки, шарики влажной глины, фартуки.
О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой». Москва ЗАО «Элти-кудиц» 2012
(В коробке лежит глина, а на коробке письмо)
- Ой, ребята посмотрите!
Нас с утра почтальон навестил
И письмо заказное вручил
Он просил вас срочно прочитать
И то, что в коробке,
Самим догадаться, узнать.
- а подсказка находится в конверте.
- По картинкам вы должны догадаться, что находится в коробке.
(Первая картинка с частыми точками - значит вещество плотное,
Вторая — гиря, значит тяжёлое,
Третья — природа, значит находится в природе,
Вытянутая капля - вытягивается,
Посуда, керамические поделки - делают из этого вещества предметы.
- Вы догадались, о каком природном веществе идет речь?
- Послушайте загадку об этом веществе.
Гончар для меня разведёт жаркий пламень.
Сухая, я твёрдой бываю как камень.
Размочат - как тесто податливой буду,
Могу превратиться в игрушку, в посуду,
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата.
Белая, красная и голубая
Узнали, ребята, кто я такая?
- Да! Это ребята глина - родственник песка и камней, удивительное природное вещество.
- Посмотрите, сколько удивительных вещей можно слепить из глины.
- А вы бы хотели, что-нибудь слепить из глины и чтобы ваши работы попали на выставку?
- А для этого нам нужно многое узнать о глине, познакомиться с ней и подружиться.
(Дети садятся за столы, на которых в чашечках лежит разная глина.)
- Посмотрите, какого цвета глина?
- Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов из которых она состоит.
- Попробуйте глину на ощупь. Какая она? (Твёрдая, может крошиться)
- Можно сказать, что глина сыпучая?
- Посмотрите на глину через лупу. Из чего она состоит?
- Из мельчайших пылинок, они на много меньше частичек, из которых состоит песок.
- Оказывается, её пылинки давным - давно были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.
- У нас глина какая?
- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в глину воды?
- Давайте наберём пипеткой воды и капнем на глину. Что происходит?
(Глина впитала воду и стала тёмной)
- Как вы думаете, дружит ли глина с водой?
- Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?
(Глина плохо впитывает воду, медленно намокает)
- Да, глина плохой проводник воды.
- Вспомните, что происходило с водой, когда мы её наливали в песок?
(Она быстро просачивалась через песок)
- Какой вывод можно сделать?
(Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.)
- Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.
(Воспитатель раздаёт детям шарики глины подготовленной для лепки)
- Какой стала глина?
(Мягкой, пластичной, из влажной глины можно лепить)
- Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры.
- Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях для лечебных грязей и в приготовлении лекарств, различных масок.
- Мастер, который работает с глиной, называется гончар.
Руки хорошо потрём,
до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала,
чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
нам поделочку слепите».
- а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.
(стоят рядом друг с другом)
- а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.
(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)
- А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.
(Плотно прижались друг к другу)
- Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы необходимые в быту. Некоторые предметы становились произведением искусства.
- Мастера - гончары сначала готовят тестообразную массу, долго её мнут, выгоняя из глины пузырьки воздуха, затем бросают её на гончарный круг, который крутится во время работы и позволяет изделия из глины создавать равномерно расширяющиеся или сужающиеся, разной формы.
- Сейчас я вам, примерно, покажу работу гончара. Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг. Наш гончарный круг не настоящий и я тоже не гончар, поэтому изделия у меня могут получиться не очень сложные.
- Я буду показывать и рассказывать, как выполняют свою работу мастера — гончары.
- Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращается в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытягивают корпус и шейку изделия. Во время формования руки приходится периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. Когда изделие высохнет - его раскрашивают и декорируют.
- А сейчас мы с вами превращаемся в гончаров и попробуем создать свои неповторимые изделия для выставки. Готовы?
Дети из глины создают разнообразные изделия.
Публикации по теме:Паспорт проекта «Ласточкино гнездо» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: Ласточкино гнездо. Проблема: дети знают птиц, но не знают условия и особенности гнездования. Цели: - вызвать.
Творческий групповой проект «Наши друзья — подземные жители дождевые червяки» Проект:"Наши друзья-подземные жители дождевые червяки". Одной из важных задач работы по экологическому воспитанию я считаю знакомство детей.
Читайте также: