Загадка мона лиза как она есть ответ

Обновлено: 25.12.2024

Пожалуй, ни одна картина за всю историю не вызывает столько жарких споров, сколько "Джоконда" Леонардо да Винчи. Ученые, искусствоведы и историки бьются над загадкой, кто изображен на картине - какая-то женщина или это завуалированный автопортрет Леонардо? Но больше всего вопросов вызывает ее загадочная улыбка. Женщина будто что-то скрывает от зрителей и одновременно насмехается над ними.

Дошло до того, что картину стали исследовать врачи и вынесли вердикт: женщина, изображенная на картине, больна такими-то и такими-то заболеваниями, которые и вызывают мимические сокращения, принимаемые за улыбку. На тему "Джоконды" написаны тонны книг, сняты сотни документальных и художественных фильмов, опубликованы тысячи научных и исследовательских статей.

Для того чтобы разобраться с тайной картины, для начала поговорим немного о самом Леонардо. Гениев, подобных Леонардо, природа не знала ни до, ни после. Два противоположных, взаимоисключающих взгляда на мир соединились в нем с какой-то невероятной легкостью. Ученый и живописец, естествоиспытатель и философ, механик и астроном. Словом, физик и лирик в одном флаконе.

Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в., и то лишь отчасти. Леонардо при написании картин применял технику сфумато, основанную на принципе рассеивания, отсутствия четких границ между предметами. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Благодаря мягкой гамме тонов, которые плавно перетекают из одного в другой, у зрителя, в зависимости от фокусировки взгляда, создается впечатление, что она то нежно улыбается, то надменно усмехается.

Получается, что тайна картины разгадана? Отнюдь! Ведь есть и еще один загадочный момент, связанный с "Джокондой"; картина живет своей жизнью и непостижимым образом влияет на окружающих людей. И это мистическое влияние было замечено очень и очень давно.

Прежде всего пострадал сам живописец. Ни над одной из своих работ он не работал столь длительное время! А ведь это был обычный заказ. Долгих четыре года, затратив, по подсчетам, не менее 10 000 часов, с лупой в руке Леонардо создавал свой шедевр, нанося мазки величиной в 1/20-1/40 мм. На такое был способен только Леонардо - это каторжный труд, работа одержимого. Особенно если учесть размеры: всего 54х79 см!

Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. Обладая почти невероятной жизненной силой, он практически лишился ее к моменту завершения картины. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был абсолютно прав. Ведь история знает немало примеров того, как отчаянное стремление закончить начатое становилось причиной самых невероятных случаев.

Однако он повсюду возил с собой именно эту свою работу, не расставался с нею ни на миг. А она все сосала и сосала из него силы. В итоге в течение трех лет после прекращения работы над картиной художник стал очень быстро дряхлеть и скончался.

Несчастья и беды преследовали и тех, кто так или иначе был связан с картиной. По одной из версий, на картине изображена реальная женщина, а не плод воображения: Лиза Герардини, жена флорентийского купца. Она позировала художнику четыре года, а потом очень быстро умерла - в возрасте двадцати восьми лет. Ее муж после свадьбы прожил очень недолго; любовник Джулиано Медичи вскоре умер от чахотки; его внебрачный сын от "Джоконды" был отравлен.

Иоанн-Креститель на другой картине Леонардо очень женственный и черты его лица напоминают черты лица Джоконды

На этом мистическое влияние картины не прекратилось: историки бесстрастно констатируют все новые и новые факты ее паранормального воздействия на людей. Одними из первых это отметили служители Лувра - музея, где хранится шедевр. Они давно перестали удивляться частым обморокам, которые случаются с посетителями возле этой картины, и отмечают, что если в работе музея бывает длительный перерыв, "Джоконда" будто бы "темнеет лицом", но стоит посетителям вновь заполнить залы музея и отдать ей порцию восхищенных взглядов, как Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко. Ну как тут не поверить в энергетический вампиризм?

Не секретом является и тот факт, что картина не только восхищает, но и пугает людей - причем таких испуганных не намного меньше, чем восхищенных. Чаще всего картина откровенно не нравится детям. Дети - более тонко организованные существа и чувствуют мир больше на уровне эмоций и интуиции. Они не заморочены всеобщим мнением, что "Джоконда" - шедевр, и им принято восхищаться.

Именно они и задают чаще всего вопрос: а чем тут восхищаться? Злая какая-то тетка, некрасивая к тому же. И, наверное, недаром, бытует такая шутка, которую как-то повторила Фаина Раневская: "Джоконда так долго живет на свете, что уже сама выбирает, кому нравиться, а кому нет". Ни про одну картину в истории человечества никому и в голову не придет даже в шутку сказать, что картина-де сама выбирает, на кого какое впечатление производить.

Удивительным образом на людей влияют даже копии или репродукции леонардовского шедевра. Исследователи паранормального влияния живописных полотен на людей давно отметили, что если в семье висит репродукция Ильи Репина "Иван Грозный убивает своего сына", копия брюлловского шедевра "Гибель Помпеи", ряд других репродукций и, в том числе, "Джоконда", в этой семье гораздо чаще возникают необъяснимые заболевания, подавленность, упадок сил. Очень часто такие семьи разводятся.

Так, известен случай, когда к Георгию Костомарскому, известному питерскому экстрасенсу и исследователю паранормального влияния картин, пришла одна женщина с желанием как- то спасти свою, находящуюся на грани распада, семью, Костомарский спросил, есть ли в доме репродукция "Джоконды"? И когда получил утвердительный ответ, настоятельно рекомендовал убрать репродукцию. В это можно не верить, но семья была спасена: женщина не просто выкинула репродукцию - она ее сожгла.

Сопоставление автопортрета Леонардо и Джоконды. Почти один в один.

Многие исследователи не могли не задаться вопросом: в чем тайна такого негативного влияния картины на живых людей? Версий много. Почти все исследователи сходятся во мнении, что во всем "виновата" колоссальная энергетика Леонардо. Слишком много сил и нервов он потратил на эту картину. Особенно если участь последние исследования на тему того, кто все-таки изображен.

Ну и что - спросят скептики? Если уж имеет место версия, что "Джоконда" - автопортрет да Винчи, почему бы ей не быть портретом юноши? В чем тут мистика? Да все в той же бешеной энергетике Леонардо! Гомосексуальные связи не только теперь возмущают нормальную общественность, в Эпоху Возрождения было точно так же. Леонардо да Винчи страдал от непонимания общества, вот и "превратил" мужчину в женщину.

Недаром художников часто называют "творцами", намекая на Творца Всевышнего. Господь Бог сотворил людей, художник тоже в своем роде их творит. Если это просто художник - без того колоссального таланта Леонардо, без его энергетической мощи, получаются просто портреты. Если же имеет место невероятной силы энергетический посыл - получаются весьма загадочные произведения, могущие как-то влиять своей энергией на зрителя.

В случае с Салаи мы имеем желание не только как-то легализировать юношу, но и попытку вообще пойти против человеческой природы: превратить юношу в девушку. Чем не операция по смене пола? Вполне логично, что этот акт творения, противный Божеской и человеческой природе, имеет вышеописанные последствия.

Согласно другой версии, да Винчи, будучи членом тайной эзотерической секты, старался найти баланс между мужским и женским началами. Верил, что душу человека можно считать просвещенной лишь тогда, когда в ней счастливо уживаются оба начала. И создал "Джоконду" - не мужчину и не женщину. Она соединяет в себе противоположные свойства. Но, видимо, как-то не так соединяет, оттого и негативное влияние.

Третья версия гласит, что все дело в личности натурщицы по имени Пачифики Брандано, которая была энергетическим вампиром. Утечка жизненной энергии на начальном этапе вызывает у жертвы энергетической агрессии апатию, ослабление иммунитета, а затем ведет к тяжелым нарушениям здоровья.

Так вот, очень похоже на то, что Пачифика являлась именно таким человеком, поглотителем жизненной энергии других людей. Поэтому при кратковременном контакте человека с картинами, запечатлевшими энергетических вампиров, может возникать проявление синдрома Стендаля, а при длительном - и более неприятные последствия.

В "Джоконде" сосредоточена квинтэссенция достижений великого мастера на пути приближения к реальности. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в совершенно естественных позах, это и знаменитое сфумато, это и совершенное использование светотени, это и загадочная улыбка, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. Да и тот факт, что картина написана на тополиной доске, а тополь - дерево-вампир, тоже, возможно, играет определенную роль.

И, наконец, самое главное - верная передача нематериальной, точнее - тонкоматериальной сути объекта живописи. Своим необыкновенным талантом Леонардо создал действительно живое творение, дав долгую, продолжающуюся до наших дней, жизнь Пачифике со всеми ее характерными особенностями. И это творение, подобно творению Франкенштейна, погубило и пережило своего создателя.

Так если "Джоконда" может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник? Но это бы явилось актом преступления против человечества, тем более что картин с подобным воздействием на человека в мире немало.

Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т.д. Ну, а если у вас есть репродукции "Джоконды" и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите.

Легендарное творение

Произведение известно, пожалуй, всем: женщина, одетая в темную одежду и сидящая вполоборота на балконе или лоджии. На фоне изображена пустынная местность, с извилистыми реками и озером, окруженная горными склонами. На самой же картине изображена Лиза Герардини —жена влиятельного флорентийского предпринимателя.

Работа над картиной велась 3 года, с 1503 по 1506, а полное её название звучит так: «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» . Картина была одним из любимейших произведений художника. Леонардо посвятил «Джоконде» значительную часть своего времени, отклоняя другие заказы от влиятельных и богатых людей.

Один из коллег Леонардо, художник Джорджо Вазари писал о трепетном отношении автора к деталям, которые позволили увидеть мельчайшие складки кожи, разглядеть ресницы и даже биение пульса. Умело подобранные краски делали картину словно живой. И до сих пор ведущие искусствоведы продолжают говорить о невероятном исполнении и мастерстве художника.

Учитывая загадочную личность самого творца, многие специалисты пытались увидеть в картине какой-то скрытый смысл, откровение или зашифрованное послание. Именно поэтому люди всматриваются в мельчайшие детали произведения.

Следующая загадка

Так уж сложилось, что имя художника в нашей памяти неразрывно ассоциируется с его главным творением. Рафаэль – «Сикстинская Мадонна», Микеланджело – «Давид», Крамской – «Незнакомка наутро», Врубель – «Демон», Петров-Водкин – «Конь» и так далее. Ну, а Леонардо да Винчи – это, конечно же, вертолёт. Но сегодня мы поговорим о другом его произведении, о старушке Моне Лизе, что доживает в Лувре свой пятый век…

В первый раз мы встречаем репродукцию этой картины в учебнике истории за седьмой класс. Каждый, кто увидел её, навсегда остался покорён странной, необычной красотой этой женщины, несмотря на огромный синяк у неё под глазом и на дымящуюся папироску в изящных пальцах…

Картина «Мона Лиза», написанная более пятисот лет назад, уже почти пятьсот лет считается величайшим мировым шедевром. Недаром она весит целых восемь мегабайт и занимает особое место в коллекциях лучших скринсейверов и фотообоев.

Существует много версий о том, что за женщина изображена на картине. Самая распространённая, о богатой венецианке, кажется нам не состоятельной – у тётки ни кольца, ни печатки, ни цепочки с колье. Прачка какая-то, а не жена аристократа.

При этом изображённую на картине женщину сложно назвать безупречно красивой. Сегодня эта, с позволения сказать, красавица не прошла бы кастинг даже в прогноз погоды. Но она и не уродка – у неё по пять пальцев на руках (большой, на левой руке, просто не виден), два глаза, правильный нос, нормальный рот, волосы в наличии. Что же заставляет нас снова и снова всматриваться в её черты? Вообще, что имел в виду великий Леонардо, когда водил кистью по холсту? Просто хотел женщину изобразить? Но зачем, с какой целью? Чем она лучше других? Вы возразите, конечно: а чем она хуже других? А вот вопросом на вопрос отвечать некрасиво! Кто мне это сказал? А какая разница.

Как видите, гениальное творение да Винчи рождает множество вопросов у современного зрителя. Например: почему под портретом нет годов жизни усопшей?

Создание «Моны Лизы» относится к тому периоду в творчестве Мастера, когда наибольшего расцвета достигла его, без сомнения, выдающаяся борода. Седые космы живописно ниспадали на грудь, в которой билось сердце самой эпохи Возрождения… Впрочем, эта информация навряд ли поможет нам проникнуть в суть произведения.

Гораздо полезнее будет порассуждать о творчестве великого да Винчи.

А что можно сказать о творчестве Леонардо? Можно смело сказать, что творчество у этого гения – хорошее. Видно, что к рисованию картин гений подходил креативно – не то что смену отмантулил у мольберта и адью, а с душой рисовал, с выдумкой, старался. Вот почему шедевры у него получались такие красивые!

А теперь давайте попробуем описать картину своими словами. Сидит женщина. Лоб высокий, таких не бывает. Нос прямой, как стрела. Глаза тёмные, немного раскосые, смотрят на тебя. Бровей почти нет. Губ тоже почти нет, хотя рот есть. Рот улыбается. (Говорят, чтобы Мона Лиза постоянно улыбалась, художник перед началом работы опускал своё лицо в бисквитный торт). А вообще портрет очень похож на фоторобот. Возможно, её разыскивала полиция, а портрет был сделан со слов очевидцев?

Да, так вот. Улыбающийся рот при этом тщательно закрыт, что оставляет открытым вопрос о состоянии зубов состоятельной венецианки. Художник сумел раскрыть её глаза, но не сумел раскрыть рот. Почему? Что заставляет девушку держать язык за зубами?

Кроме того, на картине течёт река, стоит гора, висят волосы, лежат руки…

Руки расположены так, будто молодая венецианка щупает у себя пульс, пытаясь подавить какое-то волнение. А может, эти массивные ладони что-то прячут, скрывают от нас? Но что? Пачку презервативов, сигареты? Пульт от телевизора? Тест на беременность?

И что означает этот насмешливо-презрительный взгляд Моны Лизы из-под выщипанных бровей? О чём же картина говорит в первую очередь нам, зрителям-мужчинам? Она как бы говорит нам: «Ничего вам тут не обломится, дорогие зрители-мужчины! Идите к Данае или к Венере!»

Художнику этот взгляд тоже не сулит ничего хорошего. «Пиши, пиши, мазила, чёрта лысого мы с мужем тебе заплатим. » – как бы говорит он великому Леонардо.

Далее. Мона Лиза сидит на балконе или лоджии, и можно сделать вывод, что в средние века балконы и лоджии не стеклились. Помогает нам эта информация? Нет, не помогает. А значит, идём дальше.

Если внимательно всмотреться в картину можно заметить, что у Джоконды есть второй подбородок, искусно затемнённый великим Леонардо, этим гениальным лакировщиком действительности. Говорят, поколупав картину стамеской, эксперты под вторым подбородком обнаружили у Моны Лизы третий и даже четвёртый.

А теперь обратите внимание, как образцово сидит девушка. Словно примерная школьница – спинка прямая, шейку тянет – кажется, ещё секунда и Моночка поднимет руку и выйдёт к доске, чтобы получить очередную «пятёрку».

А может, на самом деле перед нами не целая картина, а лишь фрагмент большой картины? Например, «Выпускницы школы № 5 после выпускного вечера. Венеция, 1502 год»? А? Почему бы нет?

Но внезапно возникает ещё один вопрос: а сидит ли она, позируя? Ног-то не видно. Может быть, опираясь руками, она делает уголок, и тогда перед нами не беззаботная дама, а спортсменка, итальянка и просто красавица. Но если представить, что она сидит, к примеру, на корточках, то тогда вполне понятно это лукавое выражение лица бесстыдной средневековой дамочки. Нам представляется, что Леонардо нарочно отсёк женщине ноги, чтобы поставить перед нами больше вопросов и не дать ни одного убедительного ответа. Вот таков он – злой гений эпохи Воздержания.

И всё-таки есть такое ощущение, что нам не хватает совсем чуть-чуть, чтобы получить полную картину этой картины. Какой-то мелкой детали, зацепки. Но какой? Любой мало-мальский знаток композиции скажет вам, что на картине не хватает третьего глаза на лбу у девушки! Вот мысленно дорисуйте третий глаз – и всё! И совсем другая картина получается! С третьим глазом Мона Лиза достигает поистине буддийских вершин успокоенности, равновесия, и загадочная улыбка её приобретает глубину…

Но никакого третьего глаза Леонардо да Винчи не нарисовал, да и нам это сделать навряд ли кто-то позволит. А значит, загадка «Моны Лизы» так и останется неразгаданной…

Что и говорить, интрига, закрученная в картине, безусловно, сильна. Но, к сожалению, даже при всём этом картина «Джоконда» производит на зрителя гораздо меньшее впечатление, чем кинокартина «Анаконда». На Джоконду посмотрел пару минут и пошёл дальше, а «Анаконда» держит в напряжении более полутора часов!

Отчего так происходит? В этом и заключается загадка великого фильма «Анаконда».

Следующая загадка

Кто же изображен на картине знаменитого итальянского скульптора и живописца Леонардо да Винчи?Эта загадка не дает покоя многим поколениям художников и знатоков живописи.Правильнее будет сказать так-целый ряд загадок содержит в себе этот портрет.Давайте попробуем в них разобраться.

фото взято из открытых источников фото взято из открытых источников

Согласно официальной версии, на портрете изображена Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо.

Именно отсюда и появляется второе название картины-Джоконда. Лиза принадлежала к знатным женщинам. Родилась она в 1479 году, а умерла в 1542 году. На момент написания картины ей было 22-24 года.

Вначале картина называлась «Портрет госпожи Лизы Джоконды». Джоконда – фамилия мужа позирующей девушки. Моя госпожа по-итальянски означает «ma donna», а сокращённо – «mona». То есть «Мона Лиза» – это «госпожа Лиза».

Но есть специалисты ,которые утверждают что на портрете не она.Существует несколько версий помимо основной-кого же изобразил художник.

Первая-самого себя.Самое интересное что компьютерное исследование подтвердило совпадение черт лица портрета и самого художника.Неожиданно не правда ли?

Фото взято из открытых источников. Фото взято из открытых источников.

Данная версия косвенно подтверждается тем,что картина так и не была отдана заказчику. Она осталась у него,потом была передана ученику и после оказалась в коллекции французского короля Франциска I.

Но есть еще одна экзотическая версия. Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье. Что за юноша? Это ученик великого художника по имени Салаи. Сходство наблюдается не вооруженным глазом.

Фото взято из открытых источников. Фото взято из открытых источников.

В первой четверти XX века возникло предположение, что на портрете изображена герцогиня Констанца д’Авалос.У нее было прозвище-Веселая, что по-итальянски это означает «la gioconda», то есть «Джоконда». Её воспел в своей поэме Энео Ирпино. Внимание!! В этой поэме упоминается портрет герцогини, якобы написанный Леонардо да Винчи.

В 2005 году были обнаружены заметки некоего флорентийского чиновника,в которых говорится,что Леонардо работает одновременно над тремя картинами.Одна из них-это портрет Лизы Герардини.

Так кто же изображен на картине Леонардо да Винчи?И что означает эта загадочная полуулыбка?Не является ли она вызовом всем нам? Ведь да Винчи был известным любителем головоломок и загадок?Может это одна из них?

В любом случае стоит поаплодировать великому художнику, над чьей загадкой мы бьемся столько веков,и до сих пор не уверенны ни в одной версии.

Следующая загадка

«Мона Лиза» — одна из самых известных и загадочных картин итальянского художника Леонардо да Винчи. Мифы вокруг произведения и восторги, касающиеся поразительного мастерства живописца, не утихают до сих пор. Но в чем заключается уникальность этого портрета и какие загадки он хранит в себе?

Таинственная улыбка и её секрет

Улыбка «Джоконды» — это главная загадка портрета , привлекающая к себе внимание ученых и простых обозревателей. Её феномен заключается в неуловимости: улыбка видна лишь под определенными углами и почти исчезает, если наблюдатель подойдет к произведению слишком близко.

Это породило множество разногласий в среде искусствоведов. Одни утверждают, что это вовсе не улыбка, а выражение печали. Другие, напротив, видят на лице «Моны Лизы» улыбку сердцеедки, способную влюбить в себя самого холоднокровного мужчину. Третья точка зрения говорит, что улыбка — это результат некой болезни.

По мнению американского ученого Маргарет Ливингстон, секрет улыбки заключается в оптической иллюзии . Появление и исчезновение улыбки зависит от направления взгляда и теней, нанесенных художником на портрет.

Когда человек смотрит на кого-то, он концентрирует свой взгляд на глазах. Пока наблюдатель разглядывает глаза «Джоконды», его периферическое зрение улавливает тени вокруг губ портрета, которые вырисовываются в улыбку. Однако если наблюдатель опустит взгляд ниже, на сами губы дамы, тени сливаются с ними и улыбка пропадает. Это показывает гениальность художника, изучившего особенности визуального восприятия и решившего пошутить над потомками.
Кто-то ищет в этой картине тайные смыслы: есть версия, что «Мона Лиза» — это автопортрет самого художника, Леонардо Да Винчи Кто-то ищет в этой картине тайные смыслы: есть версия, что «Мона Лиза» — это автопортрет самого художника, Леонардо Да Винчи

Исследователи из Амстердамского университета, не умаляя мастерства Леонардо, не ищут на портрете теней и утверждают , что каждый наблюдатель видит то, что он хочет. Ведь улыбка «Моны Лизы» далека от откровенного выражения счастья. Женщина похожа на заскучавшую даму, уставшую от позирования, но сохранившую хорошее настроение.

Если наблюдатель жизнерадостен, то, смотря на портрет, он видит улыбающуюся даму. Если же у него плохое настроение или он просто в раздумьях, то улыбка может напоминать оскал или ухмылку.

Так что скорее всего, секрет «Моны Лизы» — это всего лишь двоякость её восприятия. Кто-то видит в этой картине загадку тысячелетия. А кто-то — лишь красивое изображение. Леонардо да Винчи был гением, но вряд ли он оставил скрытый смысл в своей работе.

Читайте также: