Загадка моцарта эдвард радзинский

Обновлено: 04.05.2024

Эдвард Радзинский разгадает загадку Моцарта на глазах зрителя: расскажет о детстве и взрослении композитора, об отношениях с отцом и отношениях с Сальери, о личных трагедиях и, наконец, о таинственном «чёрном человеке» и том самом «Реквиеме», во время сочинения которого прервалась жизнь композитора.

У драматурга Эдварда Радзинского особый взгляд на историю жизни и
смерти великого Моцарта. Он отвергает версию, по которой гения
отравил Сальери. Отравление стало результатом сложной
многоходовой интриги, считает Радзинский. И, как обычно, подкрепляет свою точку зрения историческими фактами и широко развернутыми аргументами.

Радзинский наполняет рассказ о жизни Моцарта деталями,
драматическими подробностями, эмоциями. Он оживляет персонажей
силой своего мощного воображения, с помощью которого писатель
гениально угадывает то, что, кажется, нельзя знать наверняка.

Когда пьесу читает сам великий драматург, есть шанс услышать все
его авторские интонации, уловить все его мысли, осознать то, что он
вынес из, казалось бы, затёртого сюжета о Моцарте и Сальери, – все
тонкие намеки и глубокие обобщения Радзинского…

Рассказ будет сопровождаться музыкальными иллюстрациями –
отрывками из симфоний, концертов, увертюр и арий Вольфганга
Амадея Моцарта. Исполнит их оркестр театра «Новая опера».
Прозвучат фрагменты Симфонии № 41 «Юпитер», « Реквиема » ,
Симфонии № 40, « Фантазии для фортепиано до минор » , концертные
арии для сопрано с оркестром и увертюры к операм «Похищение из
сераля» и «Дон Жуан».

Участвуют:
Эдвард РАДЗИНСКИЙ
дирижёр Михаил ГРАНОВСКИЙ /Москва/
оркестр театра «Новая опера»
солистка московского театра «Новая опера» Ирина Боженко (сопрано)
Московский государственный академический камерный хор
почетный деятель культуры г. Москвы Евгения Сорокина (сопрано)

Следующая загадка

Сегодня Государственный симфонический оркестр РТ под управлением народного артиста России Александра Сладковского открыл 53 концертный сезон пьесой Эдварда Радзинского «Загадка Моцарта». В ней знаменитый историк предлагает свою версию гибели композитора с помощью «дневников» покровителя Моцарта барона ван Свитена, в которых рассказывается вся жизнь и судьба музыканта.

«Никогда, никогда я не верил, что Сальери мог отравить Моцарта! Сальери слишком доволен собой, чтобы ненавидеть Моцарта», — говорится в пьесе.

Оркестр и государственный камерный хор РТ под управлением Миляуши Таминдаровой (солистка — Ксения Романова) исполнили отрывок из «Реквиема», арии Misero me, Non so donde viene, увертюры к операм «Похищение из Сераля» и «Дон Жуан».

«Это замечательный оркестр, я слышал его в Москве и он произвел на меня большое впечатление. Я давно хотел выступить с ним и очень обрадовался, когда наши планы совпали. Александр Сладковский — выдающийся дирижер, и этот оркестр — огромное наслаждение», — отметил Радзинский.






Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте

«Мне интересно там, где загадка»

Э.Р.: - Мне интересно там, где загадка. Смерть Моцарта остается до сих пор загадочной. Поведение Сталина в последние годы – тоже. И оно имеет два противоположных объяснения. Те, кто его любят, утверждают: не он принимал все. эти безумные решения последних лет, он просто стал стар, болел, и его соратники, заклятые друзья друг друга, пользовались его немощью. Но этот образ больного старика не подходит к Иосифу Виссарионовичу. Он и перед смертью был барс революции. Достаточно вспомнить его речь. Нет, не несколько слов на XIX съезде 1952 года, а после него, когда шли выборы в руководящие органы партии. Вспомнить эту беспощадную, полуторачасовую речь, которую этот «немощный» не прочел, как обычно, а проговорил без бумажки. Как писал очевидец, «цепко и зорко вглядываясь в зал». Речь потрясла зал, так она была мощна. И. страшна. И скорее всего, самое точное описание Сталина в эти последние годы – стихотворение Бориса Слуцкого.

Мы все ходили под богом.

У бога под самым боком.

Он жил не в небесной дали,

Его иногда видали

Живого. На Мавзолее.

Он был умнее и злее

Того - иного, другого,

По имени Иегова.

Он продолжал держать власть. Все то страшное, что происходило в стране, было подготовкой к новому апокалипсису. К воплощению мечты всех большевиков и тех, которых он уничтожил, - всемирная республика советов. Как писали его поэты, «только советская нация будет, и только советской нации– люди». Вот что задумал, о чем мечтал этот человек.

Э.Р.: - Я абсолютно уверен и бесконечно это доказывал , что Сталин был убит. Убит соратниками. Но не эта криминальная загадка меня волнует. А то. что он задумал накануне своей смерти. Для чего он цементировал страну страхом, возвращая 37-ой год. Как говорили его сподвижники, в 37-ом он чистил страну перед возможной войной с Гитлером, ему нужно было создать «морально-политическое единство советского общества». А для чего в конце сороковых-начале пятидесятых он устроил повторение? Этим я занимаюсь в последней книге. Там есть много рассказов людей, которые были в то время рядом с ним. Причем сцены трагические переходят в сцены фарсовые, также описанные свидетелями. Например, ночное посещение Иосифа Виссарионовича выставки подарков товарищу Сталину.

Э.Р.: - Все. Мой роман с Иосифом Виссарионовичем закончен. Все, что мог, я сделал в этой книжке. Единственное что: я бы хотел – издать вместе биографию Сталина, которую я написал уже давно, и эту книгу. Они очень дополнят друг друга. Кроме того, в новой книге – быт затонувшей Атлантиды, страны по имени СССР. Я попытался воскресить не только Сталина, но и его страну.

Следующая загадка

Версия легендарного историка и писателя Эдварда Радзинского жизни и смерти величайшего композитора Вольфганга Амадея Моцарта в сопровождении симфонического оркестра, хора и солистов.
Причина смерти великого Моцарта и в наши дни является предметом многочисленных споров. Знаменитый писатель Эдвард Радзинский предложит свою авторскую версию и расскажет об отношениях Моцарта с Сальери, его детстве и взрослении, переживании личных трагедий, отце и фигуре таинственного «черного человека» и знаменитом «Реквиеме», во время сочинения которого прервалась жизнь композитора.

Приходите услышать знаменитую пьесу Эдварда Радзинского в авторском исполнении и разгадать тайну смерти великого Моцарта.

В пьесе звучат фрагменты Симфонии № 41 «Юпитер», Реквиема, Симфонии № 40, Фантазии для фортепиано до минор, концертные арии для сопрано с оркестром и увертюры к операм «Похищение из сераля» и «Дон Жуан».

Участвуют:
Эдвард РАДЗИНСКИЙ
Симфонический оркестр "Creativa Camerata"
дирижёр Михаил ГРАНОВСКИЙ /Москва/
Ирина Боженко (сопрано), солистка московского театра «Новая опера»
Московский государственный академический камерный хор, художественный руководитель и главный дирижер - Владимир Минин

Почетный деятель культуры г. Москвы Евгения Сорокина (сопрано)

Маргарита Петухова (сопрано)

Спасибо за покупку!

Что-то пошло не так

вернитесь назад и попробуйте провести платёж ещё раз Попробовать ещё раз

photo

«Сталин стал дразнилкой»

Э.Р.: - Сталин стал этакой дразнилкой. И чем эпатажней суждение, тем счастливее СМИ. Хоть какое-то серьезное обсуждение в нашей Лилипутии. Утверждение о Сталине-монстре тотчас вызывает гневную отповедь одних. А если наоборот, то получается еще шумнее – уже от других. Думаю, писатель попросту насмешничал, представляя оторопь и праведный гнев либеральной интеллигенции. Но есть те, кого это кровно касается. Те, чьи семьи вошли в тот миллионный список жертв. С ними шутки плохи. Они слишком лично представляют эту благодарную очередь задолжавших Сталину. В ней стоят Мандельштам, Мейерхольд, доведенная до самоубийства Цветаева, и Клюев, и Тициан Табидзе, и Паоло Яшвили, и Пильняк, и Бабель. Да что они! Вся советская литература, обреченная великим заимодавцем творить с кляпом во рту! В этой очереди столпотворение убиенных великих. Нужна звезда экономики? Чаянов. Нужна звезда науки? Вавилов. Религиозные мыслители – Флоренский. В очереди могут стоять и целые области знания. Например, генетика или кибернетика, объявленные в философском словаре лженауками.


Статья по теме

Э.Р.: - А вот это серьезный вопрос! И для вразумительного ответа потребуются тысячи страниц. Так что отвечаю постыдно схематично, но зато без любимого нашего пафоса.

Как бы вы ни относились к Сталину, остается эта дилемма: с другим главнокомандующим, менее жестоким, менее беспощадным, можно ли было победить жестокого и беспощадного дьявола, каким был Гитлер? И не в этой ли страшной и победоносной войне и было историческое предназначение Сталина? Так скажут одни. Но тотчас ответят другие. Если бы. Если бы он не истребил Тухачевского и его сподвижников, разрабатывавших стратегию «войны моторов», превентивного удара в случае опасности войны с Германией и т.д., то не было бы кровавого постыдного начала войны. Возможно, что Гитлер просто не рискнул бы так безоглядно напасть на страну с самой большой в мире армией. Но он напал, потому что знал – эта армия обескровлена, дезорганизована небывалыми сталинскими чистками. И не Сталин, но вечная стойкость русского солдата плюс любимые наши союзники – мороз, дороги и русский Бог победили. И в этом много раз повторенном ответе тоже есть правда. Так что вопрос решать будущему. Когда. Сталин перестанет быть участником предвыборной компании, а станет наконец историческим персонажем. Но могу предполагать: роль Сталина в войне огромна – положительная и отрицательная.

О билетах

  • Как купить билеты

1. Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь на сайте.
2. Выберите нужное мероприятие.
3. Выберите места, и нажмите кнопку «Купить».
4. На странице оплаты проведите необходимые действия для осуществления платежа. Время на оплату – 30 минут, по истечении заказ автоматически аннулируется. Билеты снова поступают в продажу.
5. По факту оплаты на электронную почту придет письмо с электронными билетами в виде PDF-файлов.
Билеты будут храниться на сайте в вашем личном кабинете в разделе «Билеты/Заказы».

Мы принимаем к оплате банковские карты VISA, MasterCard, Maestro и МИР. Для оплаты иностранными банковскими картами используйте PayPal (закладка «Электронные кошельки»).
Также заказ можно оплатить с помощью Apple Pay.
Оплата происходит с помощью защищенной платежной системы Platron.

При покупке взимается комиссия платежной системы в размере 5% от стоимости покупки.

Промокоды имеют разный номинал и действуют в течение указанного времени на определенную группу мероприятий или выборочно на отдельное событие.
Скидки по промокодам не суммируются.

1. Покажите электронный билет с экрана телефона или предъявите распечатанный билет для прохода на мероприятие.
2. Штрих-код, указанный на билете, действителен только для однократного прохода на мероприятие.
3. Проверка электронных билетов и проход на мероприятие осуществляются в соответствии с правилами, установленными организатором.
4. Опоздавшие зрители теряют право на места, указанные на билетах.
5. «Прямая речь» оставляет за собой право в исключительных случаях вносить изменения в даты мероприятий, программы и состав лекторов.
6. Возврат стоимости электронных билетов возможен не позднее трех календарных дней до начала мероприятия. А также в случае отмены, замены или переноса мероприятия организатором. Сервисный или иные дополнительные сборы, взимаемые при продаже электронного билета, возврату не подлежат.

Счастливый-несчастливый Моцарт

Э.Р.: - Конечно, вы не просто читаете пьесу. Вы играете ее персонажей. Музыкальные включения – это не просто музыка, это сам Моцарт, вы ведете с ним диалог. Вы читаете его письма, но подлинный его голос – в музыке. И музыка плюс письма начинают создавать истинного Моцарта. А ваша задача – создать его оппонента, того таинственного жреца музыки, который и был повинен в его ранней смерти.

Э.Р.: - Этого человека Александр Сергеевич удивительно точно описал в образе Сальери! Но он, как я доказываю, носил совсем другое имя! Сальери здесь был не при чем. Этого мрачного героя, в котором порой мерещатся герои Достоевского, я и пытаюсь создать на сцене. Это невероятно увлекательно! Такие темы не слишком часты в нашей нынешней культуре – творец и Бог, вечный поиск гения и фанатизм жреца, толпа и художник… Они завораживают. Несчастный-счастливый Моцарт! Сделать его несчастным невозможно. Сейчас он несчастен, но подходит к клавиру – и все! Он уже на вершине, потому что начинается музыка, она для него – молитва. Счастье несчастного творца я и пытаюсь передать залу.

Э.Р.: - Это удивило и обрадовало и на первом представлении в Москве, и на следующем в Екатеринбурге. Душно, понимаете ли. Очень душно в стране. Эта тоска зала по высокому. Поэтому мне так легко на сцене: три с лишком часа пролегают с ощущением, что не ты отдаешь, а тебе отдает зал эту радостную энергию, которая идет оттуда! И не надо побеждать зал, воевать с ним. В зале, как вы сами слышали, - звенящая тишина.

Э.Р.: - Да! Сидит тысяча пятьсот человек – и ни звука мобильного телефона! При таком количестве молодых людей! Ладно организованные старшие – они выключили. Но молодежь! При том, что балкон забит ими, а там у людей ощущение, что они сидят далеко и слышно не будет! Но нет. Я делал страшно длинные паузы – я не спешил, чтобы могли понять. Но в паузах такая тишина. Так что после финала я был готов еще три часа продолжать. Не знаю, были ли готовы они.

Э.Р.: - К концу у меня всегда ощущение, что я его узнал куда больше, чем когда написал пьесу. Потому что звучала музыка. Моцарт сам – музыка. Его письма о смерти, которые я читаю в конце. Когда выясняется, что этот вечно смеющийся человечек в дурновкусных камзолах все время вел разговор с Богом, и смерть для него – радостная встреча тленного человека с Господом! Это прозрение, это ощущение смерти дало возможность ему открыть загадку жизни. Загадка смерти не в том, отравили ли его или произошло так, как я рассказываю. Она в его жизни.

Э.Р.: - Спектакль – всегда трактовка пьесы. Я не хочу чужой трактовки этой пьесы. Я хочу рассказывать сам то, что чувствую я, ради чего писал я. Пьеса была написана в начале 90-ых по заказу итальянского радио и телевидения (RAI). И там была сыграна. В это время у нас шла перестройка, все разрешили, и у меня в Москве одновременно шло девять пьес. Я был весьма востребованный драматург. Когда узнали, что у меня есть не поставленная здесь пьеса, на нее был поход из разных театров. Но я никому не дал. Она уже тогда для меня была слишком личной,что ли. И теперь я счастлив. Эта встреча с залом и помогает мне жить.

Э.Р.: - 13 ноября в Большом зале Филармонии в Петербурге будет этот концерт «Загадка Моцарта». После чего, возможно, я сниму его для телевидения. Хотя это нелегко. Необычайной красоты картинка – оркестр, молодой дирижер, хор встает, огоньки на пюпитрах – все это безумно красиво, и это не должно потеряться.

Но эта пьеса - только начало подобных выступлений. Сейчас на канале Культура мне предложили прочесть несколько моих пьес. Возможно, я прочту и другую не поставленную мою пьесу «Разговоры по пути на гильотину». Эта пьеса трудна для нынешнего театра. Я попытаюсь сам представить ее на экране.

Следующая загадка


Воскрешение великих теней – пожалуй, самое точное слово для жанра, в котором сегодня выступает писатель, драматург, телеведущий Эдвард Радзинский. Через две недели выходит заключительный том масштабной трилогии «Апокалипсис от Кобы», который будет называться «Последняя загадка». Стилистика, выбранная писателем в трилогии, - тропинка между выдумкой и документом, которая ведет к пониманию фигуры Сталина. Указателем Радзинский выбирает дневники вымышленного персонажа, друга Кобы.

Недавно в концертном зале имени Чайковского Эдвард Радзинский вернул публике еще одного исторического персонажа. «Загадка Моцарта» - особый жанр, который в России практически не практикуется, а возможно, и никогда не практиковался. Свою пьесу о Моцарте Радзинский читает в сопровождении симфонического оркестра им. Светланова дирижер Михаил Грановский и хора «Мастера хорового пения» Российского телерадиоцентра. Концерт производит впечатление ушедшей торжественности, напоминая о балах, камзолах, париках и особой парадности не только жизни, но и смерти Моцарта. Представление в Москве прошло при полном аншлаге.

Э.Р.: - Он остается, как я и был уверен, самым востребованным российским политиком, хотя прошло почти 60 лет со дня смерти. Почему? Дело в том, что в России не очень любили строгих царей, но любили жестоких. Именно они, жестокие цари, становились легендами. Строгий Николай I – нет. А жестокий Иван Грозный – да.

Впрочем, нынче дело не в том, что люди любят Сталина. А в том, что они любят Сталина потому, что не любят условий жизни, в которых живут. Кроме того, жестокость, грубость, ненависть, которая есть сейчас в обществе и которая так видна в доброжелательной лексике нашего Интернета, - они очень совпадают с фигурой и лексикой Сталина.

Э.Р.: - Когда-то Карамзин, размышляя над личностью учителя Сталина Ивана Грозного (я называю Грозного учителем Сталина, потому что так его называл сам Сталин – на обложке пьесы об Иване Грозном Иосиф Виссарионович несколько раз написал слово «учитель»), писал, что со временем стоны его жертв умолкли, бумаги, рассказывавшие о его злодеяниях, пылились в архивах. Зримыми для новых поколений оставались только памятники его государственной силы и великих побед. Постепенно имя «Мучитель», каким называли царя современники, заменилось в сознании новых поколений очень уважаемым в Азии именем «Грозный». Но история, писал Карамзин, памятливей людей. История помнит – Мучитель.

Думаю, Карамзин прав.

Читайте также: