Загадка мечи им дали и скорее

Обновлено: 04.11.2024

Представьте себе, что в один музей принесли древний меч. На мече вырезана надпись: «Этим оружием Спартак поражал врагов. Надпись сделана друзьями Спартака через два дня после гибели в 71 году до Рождества Христова». Осмотревшие меч ученые знали, что вождь восставших рабов по имени Спартак действительно погиб в 71 году до н.э. Несмотря на это, они заявили, что надпись фальшивая: она сделана не друзьями Спартака, а много-много лет позже. Объясните, почему ученые пришли к такому выводу.

Следующая загадка

царевна с царевичем поехали в египет к его отцу-фараону. девушка впервые была в египте, и ее удивили пирамиды, статуи, которые она увидела по дороге во дворец. отец-фараон обрадовался возвращению сына. он устроил пир, которого еще никто не видывал. и стали царица с царевичем жить в египте. и с ними продолжала жить его собака, которая оберегала царевича от других собак. и сама она его не кусала, так как царевич был её другом.

Следующая загадка

Цель НОД: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

• Познакомить детей с былиной «Илья Муромец», вызвать интерес к языку былин и сказаний о русских богатырях;

• Поощрять желание детей отвечать на вопросы воспитателя, закреплять умение четко формулировать свои мысли;

• Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, названия оружия русского воина (щит, меч, булава, лук, колчан, копьё);

• Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

• Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье;

• Слушание отрывков из былин в аудиозаписи «Илья Муромец и соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»;

• Заучивание пословиц и поговорок о Родине, воинах, долге;

• Подготовка детей-помощников (разучивание загадок, стихов, прозы)

• Разучивание танца «Богатыри»;

• Чтение былин о богатырях;

• Оформление экспозиции «Богатыри» в «Мини-музее Боевой славы»;

• Оформление выставки книг о богатырях

• Авторская учебная презентация «Загадки о доспехах»,авторские видеофильмы: «Гимн России», «Русь»;

Князева О. Л., Маханева М. Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е издание –СПб: «Детство – Пресс», 2010.

Куприна Л. С., Бударина Т. А.Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – 3-е издание –СПб: «Детство – Пресс», 2010.

Дети сидят полукругом перед экраном мультимедийной установки. Воспитатель включает видеофильм «Русь», под сопровождением которого ребенок начинает читать стихотворение

Высока высота поднебесная,

Глубока глубина океан-моря,

Широко раздолье по всей земле.

Глубоки омуты Днепровские,

Высоки горы Сорочинские,

Темны леса Брянские,

Быстры, светлы реки русские.

Занятие в подготовительной группе «Богатырская наша сила»

Воспитатель: Наша Родина! Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия - самая большая страна в мире! Раньше наша страна называлась не Россия, а Русь. И люди, жившие в ней-не россияне, а русичи. И трудился наш народ, не покладая рук и появились на Руси первые города. И правил тогда великий князь Ярослав Мудрый. И славилась наша Русь богатырями – сильными и мужественными людьми. И процветала наша Русь, и стала она сильной страной.

Демонстрация видеофильма останавливается, но не выключается. На экране остается изображение богатыря.

Ребенок: Тысячу лет прошло, а мы гордимся подвигами этих витязей-богатырей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Микулы Селяновича и других. Когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.

Воспитатель: Дети, кто же такие богатыри?

Дети: Силачи, воины, защитники.

Воспитатель: Какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей.

Силен как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных бусурман!

Он силой добротой богат,

Он защищает стольный град!

Воспитатель: Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Дети: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Воспитатель: Правильно, ребята. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов. Хотели они завладели нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов. Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.

Много славных подвигов совершали люди, оберегая свою землю и в давние времена, и в наше время. И сегодня мы поговорим о богатырях древней Руси, которые жили тысячу лет назад, а вот слава о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими подвигами и делами?

Дети: Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг.

Воспитатель: Что такое былина?

Дети: Слово «былина» произошло от слов «быль», «было»

Воспитатель: Кто слагал былины о богатырях?

Воспитатель: Правильно. А вот как сказители рассказывали былины, нам расскажут….

Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Передавали былины в русском народе много столетий из уст в уста. От деда к внуку переходили былины, в которых отражалась жизнь русского народа.

Воспитатель: И вот сегодня мы с вами познакомимся с одной из таких былин, которая называется «Илья Муромец».Садитесь удобнее и слушайте:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые.

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

Чтение отрывка из былины «Илья Муромец».

Беседа после прочтения:

- Скажите как звали богатыря? (Илья сын Иванович – из города Мурома, села Карачарова).

- Что с ним случилось в детстве? (Он заболел и у него не ходили ноги)

- Кто излечил Илью? (Калики – странники)

- Эти люди выбрали Илью, чтобы он защитил народ от врагов. Вот и обрел Илья силу великую. Что они ему наказывали? (Служить народу)

- Какое первое доброе дело сделал Илья? (Помог отцу и матери)

- Как они благословили его на службу Руси и народу?

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте представим, что мы сами сильные, мужественные богатыри, которые стоят на страже своей Родины.

Дружно встали- раз, два, три

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-по ладошек.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце-руки в боки.

Получается на славу.

Воспитатель: Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду, надевали доспехи, брали оружие. А вот какие доспехи и оружие были у богатырей, вы узнаете, отгадав загадки. А вы будьте внимательны и если правильно отгадаете, то отгадка появится на экране.

Презентация «Загадки о доспехах».

Рубашку такую не вяжут, не шьют.

Ее из колечек железных плетут.

Дети: Кольчуга (слайд 1)

Ребенок: Правильно. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел, меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

Железная шапка с острым концом,

А впереди клюв навис над лицом.

Дети: Шлем (слайд 2)

Ребенок: Правильно. На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшали шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал воина-богатыря от ударов.

Оружие это не просто поднять.

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч.

Ну, что, догадались? Конечно же…

Дети: Меч. (слайд3)

Ребенок: Верно. Меч был главным оружием богатырей и ратников. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну.

Чтобы грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький…

Дети: Щит (слайд 4)

Ребенок:Щиты были разные: большие, которые полностью закрывали воина, и маленькие, защищающие только руку богатыря.

Воспитатель: Какие еще доспехи имелись у богатырей?

Дети: Лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, булава. (слайд 5)

Воспитатель: Молодцы. Теперь вы знаете, какие доспехи были у богатырей. Но вот что-то мы с вами засиделись. Не пора ли, братцы, нам уже размяться!

Танец «Богатыри»


Воспитатель:Народная мудрость гласит: «Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать». А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине, о смелости и отваге русских героев.

Сам погибай, а товарищей выручай.

Жить - Родине служить.

Счастье Родины – дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет.

Кто смел, тот на коня сел.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

В русском сердце честь да любовь к Руси-матушке.

Воспитатель: В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть землицы. Этот обычай - брать с собой горсть земли сохранился до сих пор. Дуб - могучее дерево. Он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. А теперь давайте встанем в круг и совершим хороводный обряд – поклонение дубу.

Дети встают в круг и выполняют движения

У нас рос дубок вот такой! (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх)

Корень да его вот так глубок! (наклоняются вниз)

Листья да его вот так широки! (разводят руки в стороны)

Ветки да его вот так высоки! (руки поднимают вверх)

Ах ты, дуб-дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок, скрипуч (покачивают руками)

Дай мне силы, отваги, добра. (правая рука на сердце)

Чтобы землю родную защитить от врага!

Дети подходят к дубу, берут маленькие мешочки с землей и садятся на стульчики.

Воспитатель: Давайте вспомним, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам.

Защищать свою Родину, беречь ее.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Воспитатель: Богатырство-не только большая физическая сила, но, прежде всего, сила духа, благородство и доброе сердце. Наша страна всегда нуждалась, и будет нуждаться в защите, любви, поддержке. Мы надеемся, что вы всегда будите помнить эти заветы и свято их выполнять. Ведь наша страна такая большая, красивая, богатая и, с вашей помощью, такая сильная.

Россия-священная наша держава,

Россия-любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твое достоянье на все времена!

Воспитатель включает видеофильм «Гимн России», дети встают, слушают стоя, желающие подпевают.

Воспитатель: Закончилось наше увлекательное путешествие в прошлое. Будем с вами беречь память о великом прошлом и делать лучше будущее наше и нашей Родины. Всем спасибо.

Читайте также: