Загадка малазийского боинга над океаном

Обновлено: 17.05.2024

Не претендую на лавры товарища five, но мне кажется, что цикл статей прервался на самом интересном месте, и позволю себе восполнить этот пробел.

5. Возможный сценарий

По правде говоря, о судьбе рейса MH370 сейчас уже можно многое сказать с уверенностью. Во-первых, он исчез по воле человека. Невозможно представить, что известная траектория полета была вызвана любым известным сочетанием сбоев в матчасти и человеческих ошибок — с учётом полного радиомолчания борта в течение нескольких часов. Сбой бортового компьютера, ошибка в системе управления, обрыв гидролиний, обледенение, попадание молнии или птиц, удар метеорита, попадание вулканического пепла, механическое повреждение, отказ датчиков или приборов, поломка радиооборудования или электрооборудования, пожар, дым, взрывная декомпрессия, взрыв в грузовом отсеке, потеря ориентации пилотом, медицинские проблемы, бомба, война или стихийное бедствие — ни один из этих факторов не может объяснить траекторию полета.

Во-вторых, несмотря на гипотезы, управление самолетом не было захвачено из аппаратного отсека, пространства под кабиной пилотов. На объяснение могут уйти страницы текста, но самолёт всё же управлялся из кабины. Перехват управления произошёл в 20-минутный период с 1:01 утра, когда самолет выровнялся на высоте 35000 футов до 1:21 утра, когда он исчез с экрана вторичного радара. В течение этого же периода автоматическая система телеметрии отправила стандартный получасовой отчёт через спутник в отдел обслуживания авиакомпании. В нём была информация об уровне топлива, высоте, скорости и географическом положении, ни один из параметров не был необычным. Значит, спутниковая система связи в тот момент работала.

К тому времени, когда самолет ушёл из поля зрения вторичного радара (читающего метку транспондера), вполне вероятно — учитывая неправдоподобность того, что оба пилота действовали согласованно — что один из них был недееспособен или погиб, или был заперт вне кабины. Логи первичных радаров — как военных, так и гражданских — позже указали, что тот, кто управлял рейсом MH370, должно быть, выключил автопилот, потому что поворот борта на юго-запад был настолько острым, что наверняка был выполнен вручную. Обстоятельства позволяют предположить, что кто бы ни был за штурвалом, он сознательно устроил разгерметизацию самолёта. (прим. пер.: как? Я не очень понимаю, как пилот из кабины может разгерметизировать салон) Примерно в то же время почти все электрические системы были намеренно отключены. Причины отключения не известны. Но одним из его последствий была временная потеря связи со спутником.

Инженер-электрик по имени Майк Экснер из города Боулдер, штат Колорадо, который участвовал в работе Независимой группы, активно изучал радиолокационные данные. Он считает, что при выполнении поворота самолёт поднялся до высоты 40 000 футов, на границе практического потолка для данного типа. Во время маневра пассажиры испытали бы некоторые перегрузки — ощущение вдавливания спиной в кресло. Экснер полагает, что подъем был нужен для ускорения эффекта от разгерметизации самолета, чтобы в результате люди в салоне, как минимум, утратили способность активно действовать.

Пассажиры в салоне стали бы недееспособны в течение нескольких минут, потеряли сознание, и мягко умерли, без удушья или иных эффектов.

Умышленная разгерметизация была бы очевидным способом — и, пожалуй, единственным — упокоить потенциально агрессивных пассажиров в самолете, который должен был бы лететь ещё несколько часов. В салоне этот манёвр мог бы остаться незамеченным, за исключением внезапного выпадения кислородных масок и, возможно, использования бортпроводниками нескольких портативных устройств аналогичной конструкции (баллон с кислородом, соединённый с маской, немного похожий на небольшой огнетушитель — прим. пер.). Маски в салоне не были рассчитаны более чем на 15 минут использования при экстренном снижении ниже 13000 футов; при следовании на высоте 40 000 футов они вообще не имели никакой ценности. Эта сцена была тускло освещена аварийными огнями; мёртвые пассажиры сидели пристёгнутыми на своих местах, на их лицах, вероятно, были надеты бесполезные кислородные маски, подвешенные на трубках к потолку.

6. Капитан

Зато капитан Захари вызывает опасения. Первым предупреждением является его изображение в официальных отчётах как безупречного человека — хорошего пилота и спокойного семьянина, который любил играть в симуляторы полётов. Это образ, продвигаемый семьей Захари, но он противоречит многочисленным признакам проблем, которые были слишком заметным образом подтёрты.

Официальное заявление полиции Малайзии опровергает то, что уже было известно о капитане Захари. Никто не был удивлен.

Полиция обнаружила некоторые аспекты жизни Захари, которые должны были заставить их копать глубже. Сделанные следователями формальные выводы были неадекватными. Официальный отчет, говоря о Захари в роли КВС, гласит:

Если бы Малайзия была страной, в которой от официальных лиц можно ожидать услышать истину, то полицейский портрет Захари как здорового и счастливого человека имел бы некоторый вес. Но Малайзия к ним не относится, и официальное отсутствие доказательств обратного лишь подчёркивает, что у Захари были психологические проблемы.

Экспертиза симулятора Захари показала, что он моделировал полёт, примерно совпадающий с маршрутом MH370 — путь лежал на север вокруг Индонезии, за которым последовал длинный перелет на юг, который заканчивался исчерпанием топлива над Индийским океаном. Малайзийские следователи утверждают, что это один из нескольких сотен полётов, которые были пройдены в симуляторе. Это утверждение в целом правдиво, однако не полностью. Виктор Яннелло, ещё один выдающийся член Независимой группы, инженер и предприниматель из города Роанок, штат Вирджиния, провёл обширный анализ симулятора полётов. Его заключение подчёркивает то, что проигнорировали малазийские следователи. Из всех полётов, извлечённых из симулятора Захари, его отличало следующее. План полёта, соответствующий траектории MH370, был единственным, который Захари не выполнял непрерывно — другими словами, взлетал на симуляторе и позволял компьютеру моделировать полёт час за часом, пока самолёт не достигнет аэропорта назначения. Вместо этого он несколько раз прыгал по шкале времени вручную, передвигая самолёт вперёд и вычитая топливо по мере расходования. Яннелло считает, что Захари ответственен за диверсию. Вряд ли Захари что-то новое мог бы узнать по технической части полёта, репетируя действия в похожем на игру продукте от Microsoft для широкой публики. Яннелло подозревает, что цель этих полётов — оставить предсмертной записку, прощальную улику. «Это как если бы он имитировал симуляцию» — так говорит Яннелло о Захари, комментируя полёт MH370. Без объяснения причин аргументы Захари узнать невозможно. Но данные из симулятора невозможно отмести как случайное совпадение.

В Куала-Лумпуре я встретился с одним из давних друзей Захари, также капитана Boeing 777. Его имя опущено из-за возможности неприятных последствий для него. Этот человек также согласился, что Захари виновен в исчезновении рейса, хотя пришёл к этому выводу крайне неохотно. Он описал тайну рейса MH370 как широкую пирамиду в основании, но на вершине её лишь один человек. То есть, расследование могло начаться со многих возможных объяснений, но закончилось единственным верным. Он сказал: «Это невозможно. Это не укладывается у меня в голове. Но это — единственный возможный вывод». Я спросил, как мог Захари разобраться со своим компаньоном в кабине, вторым пилотом Фариком Хамидом. — «Легко. Захари был инструктором. Ему достаточно было попросить пойти проверить что-нибудь в каюте, и парня уже не было бы». На вопрос, что могло быть мотивом такого действия, он понятия не имел. По его словам, Захари испытывал проблемы в семейной жизни, он недавно переспал с несколькими стюардессами. «И что? Все мы так делаем. Вы летаете по всему миру, за спиной у вас красивые девушки. Но его жена об этом узнала.» Он почти уверен, что в одиночку это не должно привести к такому срыву, но эмоциональное состояние Захари явно могло быть одним из факторов.

Говорит ли отсутствие всех этих деталей в официальном отчёте о том, что Захари покрывают малайзийские следователи? Интрижки, специфические настройки его симулятора, не говоря уже о не складывающихся в единую картину технических подробностях? На данный момент мы не можем сказать. Мы знаем кое-что из того, что следователи знали, но решили не раскрывать. Скорее всего, они обнаружили гораздо больше фактов, которые мы ещё не знаем.

Возвращаясь к гибели MH370. Можно представить себе Захари в конце полёта, пристёгнутого к мега-удобному креслу в кабине, в коконе мягкого света от панелей знакомых приборов; осознающего, что после всего сделанного им пути назад нет, и чувствующего, что спешить некуда. Скорее всего, он давно восстановил давление и температуру в салоне. Вокруг стоял гул работающих двигателей, на дисплеях с плоским экраном светятся прекрасные пиктограммы, выключатели и тумблеры мерцают тщательно продуманной подсветкой, тихо свистит воздух снаружи. Кабина — самый глубокий, самый защищенный, самый личный его дом. Около 7 утра солнце взошло над горизонтом на востоке, слева от самолета. Через несколько минут оно осветило и океан далеко внизу. Захари умер во время полёта? В какой-то момент он мог снова сбросить давление и покончить с жизнью, но это весьма спорно. Проведённая следователями симуляция показывает, что самолет, если бы его просто оставили в покое, не полетел бы вниз так стремительно, как видно на спутниковых данных, — другими словами, перед крушением кто-то был за пультом управления, активно помогая разбить самолет. В любом случае, где-то на седьмом повороте в течение всего маршрута, после того, как двигатели остановились из-за нехватки топлива, самолет вошел в неуправляемое спиральное пике, снижаясь со скоростью свыше 15 000 футов в минуту. С этой скоростью самолет буквально рассыпался в конфетти, коснувшись воды — что подтверждают обломки Блейна Гибсона.

7. Истина

Каждый из них был государственным служащим. Натан надеялась, что Ocean Infinity, недавно обнаружившая пропавшую аргентинскую подводную лодку, вернется к поиску, опять же, на безвозмездной основе. Компания предложила возможность сделать это ранее на этой неделе. Но правительство Малайзии должно было бы подписать контракт. Натан опасается, что это не будет сделано по политическим и культурным мотивам — и до сих пор этого не было сделано.

Если обломки когда-либо будут найдены, они положат конец всем теориям, которые игнорируют спутниковые данные или тот факт, что самолет продолжал сложный управляемый полёт после первоначального поворота с направления на Пекин, а затем оставался в воздухе ещё шесть часов. Нет, он не загорелся, он оставался в воздухе все это время. Нет, он не стал «призрачным полетом», будучи способным к ориентированию в пространстве, выключению и повторному включению систем. Нет, он не был сбит после долгих размышлений военными какой-то из оставшихся под ним стран, которые висели на хвосте, прежде чем нажать на курок. И нет, это не произошло где-то в Южно-Китайском море, и он не стоит нетронутым в замаскированном ангаре в Центральной Азии. Общая черта таких объяснений — они противоречат достоверной информации, которой располагают следователи.

Кроме того, обнаружение обломков и двух черных ящиков мало что может сделать. Голосовой самописец работает в двухчасовом цикле, который, вероятно, будет содержать только звуки последних сигналов тревоги, если только тот, кто находился за пультом управления, не был жив и в настроении дать объяснения потомкам. Другой «чёрный ящик», регистратор полётных данных, предоставит информацию о функционировании самолета на протяжении всего полёта, но он не выявит какой-либо сбой соответствующей системы — потому что никакой сбой не может объяснить то, что произошло. В лучшем случае он ответит на некоторые относительно несущественные вопросы, например, когда именно давление на самолете было сброшено и как долго оно оставалось низким, или как именно спутниковая связь была отключена, а затем снова включена. Интернет-сообщество будет бурлить, но вряд ли это то событие, которого все ждут.

Важные ответы, вероятно, находятся не на дне океана, а на суше, в Малайзии. Это основное направление исследований. Если, конечно, малазийская полиция знает больше, чем осмелилась заявить, если они не столь некомпетентны, как военно-воздушные силы и воздушные диспетчеры. Загадка может иметь простое решение, и оно может быть разочаровывающим. Ответы вполне могут быть рядом, но их сложнее найти, чем любой чёрный ящик. Если Блейн Гибсон хочет настоящего приключения, он может потратить год на прогулку по Куала-Лумпур.

"Спокойной ночи, Malaysian три семь ноль"

Самолет Boeing 777-200 ER (бортовой номер 9M-MRO) рейса МН370 авиакомпании Malaysia Airlines взлетел из международного аэропорта Куала-Лумпура в 00:42 по местному времени 8 марта 2014 года (по UTC – 7 марта в 16:40). На борту находилось 239 человек: 227 пассажиров, 10 членов экипажа в салоне и двое опытных пилотов в кабине.

Самолет был исправен, экипаж – здоров, а погода по маршруту обещала быть хорошей, говорится в официальном расследовании.

Вскоре после взлета авиалайнер штатно набрал высоту 35 000 футов (11 км) – что зачем-то два раза подряд подтвердил авиадиспетчерам – и направился на северо-восток, в полном соответствии с запланированным маршрутом: над Малайзией, через Сиамский залив к Вьетнаму.

На сороковой минуте полета (01:19:26 по местному времени) малайский диспетчер поручил MH370 связаться с вьетнамским диспетчером, так как самолет покидал зону ответственности Малайзии и готовился входить в воздушное пространство Вьетнама.

Четыре секунды спустя (в 01:19:30) с борта МН370 отозвались фразой: "Спокойной ночи, Malaysian три семь ноль". Это было последнее, что мир услышал с борта MH370.

Вскоре после этого на самолете отключился (или был отключен) транспондер – самолетный радиолокационный ответчик, передающий информацию о полете. В результате MH370 пропал с экранов авиадиспетчеров.

Самолет однако оставался какое-то время в поле зрения военных радаров: им для обнаружения "целей" транспондеров не нужно. В отчете говорится, что по характеристикам трассы летающего объекта военные определили, что это гражданский пассажирский самолет, и не стали реагировать.

По данным военных, над Сиамским заливом "Боинг" развернулся, снова пролетел над Малайзией (в этот раз с востока на запад) и затем взял курс на северо-запад через Малаккский залив, разделяющий Малайзию и индонезийский остров Суматра.

В районе северного берега Суматры MH370 потеряли уже и радары ВВС. Согласно их данным, самолет после ухода с планового маршрута резко менял высоту: то поднимался на эшелон 58 200 футов (18 км), то опускался до 4800 футов (1,5 км), то вновь забирался на 29 300 (9 км). Это при том, что обычно пассажирские авиалайнеры придерживаются высоты около 35 000 футов (11 км), а предельная высота полета Boeing-777 составляет 43100 футов (13 км).

Аналогично странным образом менялась и скорость самолета: за минуту упала с 589 до 492 узлов (это много). Авторы отчета отдельно спросили об этом военных, и те ответили, что данным радара по скорости и высоте верить нельзя, полагаться можно только на координаты: широту и долготу.

Еще одна странность – регистрация в сотовой сети телефона второго пилота. Местная телекоммуникационная компания сообщила (а полиция подтвердила), что к одной из ее базовых станций на острове Пенанг (оттуда, кстати, родом командир корабля) подключался телефон второго пилота. Очевидно, в попытке найти сеть; никаких данных он передать не успел.

Авторы отчета не описывают подробностей ситуации вокруг мобильного телефона, но отмечают, что во время тестов им удалось позвонить с одного из аппаратов в сети одного из операторов на высоте 20 000 футов (6 км). В отчете не сказано, исследовался ли вопрос регистрации в сотовых сетях по пути следования телефонов других людей на борту (ведь несмотря на запреты, далеко не все пассажиры отключают телефоны или переводят их в режим полета).

Как сделать так, чтобы самолеты не исчезали

Пропажа MH370 заставила авиационные власти различных стран вновь задуматься над вопросом: как отслеживать положение всех самолетов в любое время, даже если они летят над территорией, которая не просматривается радарами, – а это примерно 3/4 планеты.

Эта задача не так проста, как может показаться. Ее решение во многом будет опираться на существующие и перспективные спутниковые системы.

Международная ассоциация гражданской авиации ИКАО предложила в 2016 году набор рекомендаций Global Aeronautical Distress and Safety System (GADSS). Основная его идея – в передаче точных координат самолета каждые 15 минут (или каждую минуту в случае бедствия), вне зависимости от состояния штатных систем электропитания, навигации и коммуникаций.

Сбор данных каждые 15 минут с ноября 2018 года ведется компанией Aireon, опирающейся на спутниковую сеть Iridium и передатчики ADS-B. Их уже устанавливают на многие самолеты.

Хотя у ИКАО нет возможности требовать внедрения своих предложений от стран-участниц, ряд государств, пишет Forbes, уже приняли к реализации первую часть рекомендаций GADSS. Среди них отдельные страны ЕС, Малайзия, Китай, Индия и Южная Корея. Сервисом Aireon/FlightAware пользуются более сотни авиакомпаний.

С 2021 года предлагается требовать полного соответствия GADSS – включая ежеминутную передачу координат в режиме бедствия – от всех крупных самолетов, впервые получающих сертификат летной годности.

Надписи "Молимся за MH370" на экранах на улице в Куала-Лумпуре, 24 марта 2014 года. Фото: EPA

Надписи "Молимся за MH370" на экранах на улице в Куала-Лумпуре, 24 марта 2014 года. Фото: EPA
  • Где именно находится Boeing-777 рейса МН370 или его обломки?
  • Есть ли выжившие?
  • Что именно произошло на борту самолета? Пытались ли его угнать?
  • Почему кто-то (или что-то) отключил(о) передатчики и направил(о) самолет на юг?
  • Зачем капитан корабля у себя на домашнем симуляторе выставлял путевые точки, напоминающие финальный предполагаемый маршрут МН370?
  • Почему так странно повела себя система спутниковой связи?
  • Кто находился в сознании на борту во время полета по незапланированному маршруту?

Когда-нибудь мы узнаем ответы, но пока одна из главных тайн в современной истории авиации остается нераскрытой.

Мы – телеканал "Настоящее Время". Мы делаем яркие видео, рассказываем о важных новостях и злободневных темах, готовим интересные репортажи и передачи. Смотрите нас на спутнике, в кабельных сетях и в интернете. Каждый день мы присылаем дайджест всего, что нужно знать, одним письмом, а также превращаем цифры в понятные истории.

Мангустины, микросхемы и теории заговора. Версии

Одна из самых популярных версий – самоубийство командира корабля, Захари Ахмад Шаха. Полиция обнаружила на его домашнем компьютере следы файла с вручную запрограммированными "маршрутными точками", по которым самолет направлялся через Андаманское море на юг Индийского океана. Данные позволяют предположить, что похожим маршрутом MH370 полетел 8 марта 2014 года.

Ахмад Шах, по данным расследования, – 53-летний опытный летчик, уроженец Малайзии, работал в Malaysia Airlines с 1981 года, с 1998 года – в качестве командира воздушного судна Boeing-777. На этих самолетах он налетал 8659 часов, общий налет – 18 423 часа. Работал инструктором и экзаменатором для младших пилотов на Boeing-777, в том числе – второго пилота на рейсе МН370. У Ахмад Шаха осталась жена и трое детей. Его семья категорически отрицает возможность суицида, да и сложно представить, чтобы самоубийца для исполнения задуманного решил бы провести в воздухе несколько дополнительных часов.

Для второго пилота, 27-летнего Фарика Абдул Хамида, роковой полет был тренировочным. Его общий налет составлял 2813 часов и лишь 39 часов на Boeing-777. За несколько дней до вылета он вернулся из центра подготовки пилотов во Франкфурте, Германия.

Согласно отчету малайзийских властей, уровень подготовки и психическое состояние пилотов МН370 не вызвали у них никаких подозрений. Их нагрузка в предшествующий месяц полностью соответствовала требованиям авиакомпании.

Авторы расследования признают, что "органами управления "Боинга" умышленно воспользовались" для изменения курса самолета (то есть это не мог сделать автопилот). "Мы не считаем, что это событие могло быть совершено пилотами", – сказал глава группы расследователей Кок, признав, что "нельзя исключать возможность незаконного воздействия третьих лиц". Его команда проверила и остальных сотрудников, и пассажиров. Подозрений, судя по отчету, не возникло.

Родственники китайских пассажиров MH370 пытаются прорваться в офис Malaysia Airlines в Пекине, 5 августа 2015 года. Фото: EPA

Родственники китайских пассажиров MH370 пытаются прорваться в офис Malaysia Airlines в Пекине, 5 августа 2015 года. Фото: EPA

Глава австралийской поисковой группы Питер Фоли считает, что в момент удара самолета о воду "Боинг" находился в свободном падении и пилоты, скорее всего, им не управляли. Он также критикует одну из теорий, по которой пилоты могли специально разгерметизировать салон, чтобы "отключить" всех пассажиров и экипаж, а самим остаться в сознании, воспользовавшись кислородной маской. По словам Фоли, декомпрессионная болезнь от полета на больших высотах привела бы к недееспособности самих пилотов. Похожий случай произошел в 1994 году, и кислородная маска командиру самолета не помогла.

Авторы малайзийского расследования не нашли ничего особенного в грузе МН370. По данным отчета, самолет вез 4,6 тонны свежих тропических плодов мангустинов, а также 2,4 тонны литий-ионных батарей и зарядных устройств Motorola, 2,3 тонны учебников Grolier, 646 кг электронно-измерительного оборудования Agilent, 26 кг электронных компонентов Panasonic, 6 кг микросхем Freescale для автотранспорта и 6 кг почты.

Батареи были качественно упакованы и не могли привести к проблемам, считают авторы отчета. Подобные грузы перевозились на рейсах Malaysia Airlines в Пекин 99 раз за период с января по май 2014-го.

Мангустины возили за тот же период 85 раз, батареи и мангустины вместе – 36. Малайзийский институт STRIDE провел тесты возможных рисков перевозки мангустинов и батарей рядом и установил, что эти предметы не могли стать причиной исчезновения MH370.

"Боинг" ВВС США участвует в поисковой операции, апрель 2014 года. Фото: EPA

"Боинг" ВВС США участвует в поисковой операции, апрель 2014 года. Фото: EPA

Одна из версий, появившихся вскоре после пропажи самолета, – его "угон" в Азию. Расчеты Inmarsat показывали, что один из "коридоров" полета мог быть северным. Однако эту версию позже опровергли в компании: "южный коридор лучше укладывается" в результаты анализа, методологию проверили на самолетах с известными маршрутами. К тому же она не объясняет выброшенных из океана обломков "Боинга" MH370 и других предметов, сильно их напоминающих.

Недостатка в версиях пропажи (и гибели) МН370 нет. Одни утверждали, что это его поставили на рейс МН17, погибший над Донбассом. Другие – что в самолет попал метеорит, или что "Боинг" сбили власти, или что его похитили и спрятали на острове Diego Garcia американцы. Или что "Боинг" и вовсе пропал в черной дыре.

Большинство предположений не выдерживают серьезной критики (и факта наличия обломков, хотя и их порой подозревают в "ненастоящести"). Но со стопроцентной уверенностью отринуть все теории заговора можно будет лишь после обнаружения самолета – или того, что от него осталось.

Следующая загадка

Вскоре после взлета и набора высоты самолет отключил передатчик координат и перестал отзываться по радио. "Боинг" развернулся, покинул зону действия радаров и, как позже стало известно, еще семь часов летел на юг.

О судьбе рейса МН370 и 239 человек на борту – в том числе россиянина и двоих граждан Украины – до сих пор мало что известно. Несколько масштабных поисковых экспедиций не дали результатов, после чего организованный поиск самолета прекратили.

"Это почти непостижимо и безусловно неприемлемо для общества, – говорится в отчете австралийской комиссии по безопасности на транспорте, – чтобы крупный коммерческий авиалайнер исчез и мир бы не знал, что случилось с ним и с теми, кто на борту".

Настоящее Время разобралось в фактах и популярных теориях заговора вокруг пропажи самолета, летевшего рейсом MH370.

Поиски. Обнаружены закрылки и флаперон

Вскоре начались поиски: Малайзия и Китай определили наиболее вероятные зоны крушения и за два года потратили примерно $142 млн на сложнейшую операцию лишь для того, чтобы уйти ни с чем в январе 2017-го.

Трехмесячные поиски c привлечением американской компании Ocean Infinity тоже не увенчались успехом. Компания, правда, заявляла, что полна решимости продолжать работу, но пока не представила конкретного плана.

Поисковая операция в Индийском океане, март 2014. Фото: EPA

Поисковая операция в Индийском океане, март 2014. Фото: EPA

Правительство Малайзии недавно заявило, что поддержит еще одну поисковую инициативу, если будет предложен новый способ поиска или определения места крушения. Впрочем, то же самое они говорили и в прошлом году. ​​ К берегам разных стран за последние годы прибивало различные обломки, в том числе напоминающие самолетные, но пока лишь три из тридцати признали действительно принадлежащими МН370: это фрагменты закрылков и флаперон (часть крыла).

Следующая загадка


О находке на днях объявил британский виртуальный следопыт Ян Уилсон (Ian Wilson) — видеоинженер по основной профессии. Объект, похожий на самолет, он обнаружил с помощью ресурса Google Maps. Увидел лежащим в труднодоступных джунглях Камбоджи.

Снимок, на котором виртуальный следопыт заметил самолет.

Снимок, на котором виртуальный следопыт заметил самолет.

Ян не сомневается: объект это и есть самолет — скорее всего тот самый - малазийский Boeing 777-200, который 8 марта 2014 года, следуя из Куала-Лумпура в Пекин, исчез самым загадочным образом вместе с 239 пассажирами.

В увеличенном виде силуэт лайнера становится расплывчатым, но форма остается характерной.

В увеличенном виде силуэт лайнера становится расплывчатым, но форма остается характерной.

По очертаниям обнаруженный лайнер, какой надо. Только почти на 6 метров длиннее — не 63, 7 метра, а 70.

- Хвост отвалился, - объясняет следопыт, - лежит чуть поодаль от фюзеляжа. Отсюда и «удлинение».

Главное возражение скептиков: на фотографию из космоса, использованную Гугл-картами, мог случайно попасть самолет, летящий над джунглями. К тому же, четырех лет, прошедших с момента пропажи, вполне достаточно для того, чтобы буйная тропическая растительность полностью скрыла лайнер. Да и странно, что машина на фото практически цела. Даже если бы самолет на рухнул с большой высоты, а пытался сесть в джунглях, он, скорее всего, развалился бы на несколько крупных фрагментов.

- Нет, - отметает сомнения Уилсон. Мол, проверял с помощью одной из опций ресурса - «escape ground view». Самолет лежит.

Самолет из джунглей чуть длиннее, чем пропавший Boeing 777-200. Это из-за отвалившегося хвоста.

Самолет из джунглей чуть длиннее, чем пропавший Boeing 777-200. Это из-за отвалившегося хвоста.

Мог ли виртуальный следопыт «набрести » не на MH370, а на какой-то другой Boeing 777-200?. Исключено - другие такие в этом районе Камбоджи не падали. По крайней мере авиационным экспертам ничего не известно о подобных катастрофах.

Уилсон сообщил, что хотел бы сам добраться до обнаруженного им места крушения. Ведь малазийские и австралийские специалисты, которые пусть безрезультатно, но официально заняты поисками останков лайнера, как правило, не реагируют на «сигналы» виртуальных следопытов. Или отмахиваются от них.

КСТАТИ

А вот еще Боинг

С Уилсоном конкурирует австралиец Питер Макмэхон (Peter McMahon), давно увлеченный расследованиями авиационных катастроф. Пользуясь Google Maps, он тоже увидел силуэт разбившегося малазийского Боинга. Но в другом месте — под водой. Если доберется до него, то нырять придется.

Еще один объект, похожий на пропавший Boeing 777-200, найден в районе Сейшельских островов.

Еще один объект, похожий на пропавший Boeing 777-200, найден в районе Сейшельских островов.

В марте 2018 года Макмэхон указал: Боинг лежит на мелководье примерно в 16 километрах южнее Раунд Айленда (Round Island) - одного из Сейшельских островов. На фото со спутника просматриваются и крылья, и флюзеляж.

В Бюро транспорта и безопасности Австралии (Australian Transport and Safety Bureau) Макмэхону ответили, что обнаруженный им самолет вполне может быть тем самым — искомым. Но никаких действие не предприняли. Откликнулись и малазийские власти. Но более жестко: попросили не вводить людей в заблуждение.

Увеличенный силуэт объекта, найденного Макмэхоном.

Увеличенный силуэт объекта, найденного Макмэхоном.

Макмэхон каким-то образом рассмотрел, что фюзеляж лайнера весь в пробоинах. Словно бы прошит пулеметными очередями.

И еще один

В 2016 году малазийский Боинг нашел Скотт Уаринг (Scott Waring) - известный уфолог и виртуальный археолог из числа тех, которые ищут аномалии на снимках, переданных с других планет, например, с Марса.

Скотт уверяет, что специально поисками пропавшего лайнера не занимался. Искал следы НЛО, которые были замечены в районе Мыса Доброй Надежды (Cape of Good Hope) в 2013 году. И с этой целью рассматривал снимки местности, выложенные в Google Earth. Увидел контуры самолета. Он лежит под водой. Почти целый.

Самолет, который обнаружил Скотт Уаринг, отыскивая следы НЛО у южного берега Африки.

Самолет, который обнаружил Скотт Уаринг, отыскивая следы НЛО у южного берега Африки.

Снимки — подходящие. Они были сделаны 27 июня 2015 года - спустя 16 месяцев после того, как пропал лайнер.

Скотт не исключает, что Боинг утонул. Может быть, даже в том месте, где пропал с радаров - над Южно-Китайским морем. А потом господствующие в океане течения отнесли его к берегам Африки.

Скотт считает, что лайнер мог доплыть до Африки по течению.

Скотт считает, что лайнер мог доплыть до Африки по течению.

Не исключено, конечно, что контур самолета на снимке просто соткан бликами и тенями на волнах. То есть, он - иллюзия. Но уж очень точно она повторяет форму реального Boeing 777-200.

Так выглядел пропавший малазийский Boeing 777-200 рейса MH370.

Так выглядел пропавший малазийский Boeing 777-200 рейса MH370.

Что было дальше?

После исчезновения МН370 с радаров дальнейшую судьбу самолета помогла установить система спутниковой связи (SATCOM) Classic Aero, работающая через сеть спутников британской компании Inmarsat.

Для самолета эта система была настроена так, что если "Боинг" не использовал связь какое-то время (например, для передачи данных о погоде или голосовых звонков), то контрольная станция на Земле каждый час отправляла самолету запрос — мол, "все ли в порядке?"

MH370 отвечал на эти запросы в автоматическом режиме без передачи координат, но в Inmarsat сумели оценить возможную позицию самолета благодаря эффекту Доплера (изменение частоты сигнала в зависимости от скорости движения его источника/приемника).

По этим изменениям компания оценила расстояние между движущимся самолетом и неподвижным спутником и построила два наиболее вероятных "коридора", по которым мог двигаться MH370. Скорее всего самолет направлялся в южную часть Индийского океана, к западу от Австралии — это огромная, малонаселенная и плохо изученная часть планеты.

Inmarsat сообщила о семи сеансах связи между самолетом и наземной станцией. Пять раз подключение инициировалось с земли и дважды (в первый и последний раз) – с самолета. В отчете малайзийских экспертов говорится, что это, скорее всего, вызвано перебоями с электропитанием системы связи на борту.

Последняя успешная попытка подключения произошла в 08:19 (00:19 UTC) – через 7,5 часов после вылета. Как раз на такое время полета был заправлен "Боинг". Начиная с 09:15 (01:15) авиалайнер перестал отвечать на запросы системы с земли.

Премьер-министр Малайзии в конце марта 2014 года заявил, что полет МН370 "закончился" в отдаленной части Индийского океана. Авиакомпания признала потерю самолета и назвала погибшими всех людей на борту, "вне всяких разумных сомнений".

Читайте также: