Загадка лебедь рак и щука

Обновлено: 22.11.2024

Тема: Знакомство с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак».

Подготовительная к школе группа.

Подготовила: воспитатель 1 к. к.

Знакомство с басней И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак».

Цель: Познакомить детей с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», с её жанровыми особенностями.

-Подвести к аллегории в басне;

- Дать краткие сведения о баснописце И.А.Крылове;

-Упражнять детей в пересказе басни;

-Развивать устную речь, мышление;

-Обогащать словарный запас детей;

-Воспитывать чувства взаимопомощи, сотрудничества, доброжелательных взаимоотношений.

Материал: Книги с баснями, басня И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», портрет баснописца, загадки, предметные картинки.

Ребята, я приглашаю вас в библиотеку. Посмотрите на книги.

-Что объединяет все эти книги? (Ответы детей: это басни).

-Что такое басня? (Ответы детей).

-Кто является героями басен? (Ответы детей).

Ребята, басня- это небольшая поучительная история, в которой герои обладают не совсем хорошими чертами характера и совершают не совсем хорошие поступки. Героями басни являются животные, птицы, насекомые, рыбы. В басне обязательно есть мораль, то есть поучение, что можно делать, а что нельзя.

-Скажите, кто написал басни? (Ответы детей).

Все басни написал Иван Андреевич Крылов. Он родился в 1769 году в Москве, в семье военного офицера. В 6 лет семья переехала в Тверь. Через несколько лет не стало папы. Семья жила бедно и маленький Ваня подрабатывал в тверском суде писарем. В 14 лет семья переезжает в Петербург, где он начал писать басни. Басни стали издаваться. Вышло 9 книг басен. Всего написано более 200 басен. В них И.А.Крылов высмеивает такие человеческие пороки как лицемерие, лень, ложь, лесть и другие. Сегодня мы познакомимся с одной из басен. А с какой вы узнаете отгадав загадки.

Эта птица горделива,

И умна, храбра, сильна,

И похожа с цифрой два.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна

Притом, такая злюка!

Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд,

-Мы сегодня познакомимся с басней «Лебедь, щука и рак».

(Рассказывается басня, по ходу на доску вывешиваются картинки, обозначающие героев басни и их действия).

Разбор новых слов:

-согласие - согласиться всем вместе в чём-либо;

-лад – порядок, мир;

-поклажа – багаж, груз, вещи;

-воз – тележка с грузом;

-судить – высказывать своё мнение;

-рваться – быстро продвигаться.

Пересказ басни, используя картинки.

Беседа по содержанию басни:

-Ребята, о ком эта басня?

-Что хотели сделать лебедь, щука и рак?

-Получилось у них сдвинуть воз?

-Почему не получилось?

(Тянули в разные стороны).

-Могли герои басни сдвинуть воз?

-Что им нужно было для этого сделать?

(Им нужно было договориться между собой, придти к единому мнению, выбрать одно направление для движения).

-Понравилась вам басня?

-Чему учит нас эта басня?

(Басня подсказывает нам как надо поступить, учит жить, видеть чужие и свои ошибки. )

«Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт».

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ЛЕБЕДЕ, ЩУКЕ И РАКЕ
в исполнении Якова Исидоровича Перельмана

История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но едва ли кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения механики. Результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова.

Перед нами механическая задача на сложение нескольких сил, действующих под углом одна к другой. Направление сил определено в басне так:
…Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а щука тянет в воду.

Рис. 1: Задача о крыловских лебеде, раке и щуке,
решённая по правилам механики

Это значит (см. рис. 1), что одна сила, тяга лебедя (OA), направлена вверх; другая, тяга щуки (OB), – вбок; третья, тяга рака (OC), – назад. Не забудем, что существует ещё четвёртая сила – вес воза, которая направлена отвесно вниз. Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.

Равнодействующая (OD) должна увлекать воз в реку.

Так ли это? Посмотрим. Лебедь, рвущийся к облакам, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем вес воза, а может быть, даже вполне уравновешивая его, – ведь груз невелик («поклажа бы для них казалась и легка»). Допустив для простоты последний случай, мы видим, что остаются только две силы: тяга рака и тяга щуки. О направлении этих сил говорится, что «рак пятится назад, а щука тянет в воду». Само собой разумеется, что вода находилась не впереди воза, а где-нибудь сбоку (не потопить же воз собрались Крыловские труженики ;-) Значит, силы рака и щуки направлены под углом одна к другой. Если приложенные силы не лежат на одной прямой, то равнодействующая их никак не может равняться нулю.

Поступая по правилам механики, строим на обеих силах OB и OC параллелограмм, диагональ его OD даёт направление и величину равнодействующей. Ясно, что эта равнодействующая сила должна сдвинуть воз с места, тем более, что вес его полностью или частично уравновешивается тягой лебедя. Другой вопрос – в какую сторону сдвинется воз: вперёд, назад или вбок? Это зависит уже от соотношения сил и от величины угла между ними.

Во всяком случае, Крылов не мог с уверенностью утверждать, что «возу всё нет ходу», что «воз и ныне там». Это, впрочем, не меняет смысла басни ;-)
(«Задача о лебеде, раке и щуке». Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман)


Иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Художник: Лаптев Алексей Михайлович, 1955 год

Лаптев Алексей Михайлович (10.04.1905–15.01.1965) – советский художник-график и книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

А ещё… Предлагаю читателям заглянуть в замечательный сборник задач по физике для поступающих в вузы (Бендриков, Г.А., Буховцев, Б.Б., Керженцев, В.В., Мякишев Г.Я.) который, в нашей физико-математической школе, народ окрестил «Лебедь, Щука и Рак Буховцева» за картинку на обложке задачника ;-)
Переведём басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак» на язык формул ;-)

Следующая загадка

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
──────────
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
1816 г.

Иван Андреевич Крылов (13.02.1769–21.11.1844) – русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия).
Эггинк Иван Егорович (1784–1867) – российский живописец, художник-портретист, автор картин исторического жанра. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Басня «Лебедь, Щука и Рак»
в исполнении Игоря Ильинского
к сожалению, тег audio не поддерживается Вашим браузером :-(

Игорь Владимирович Ильинский (1901–1987) – советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии и трёх Сталинских премий первой степени.

Для любознательных:
Согласно одной из версий, сюжет басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак» содержит намёк на события того времени, а именно, на недовольство русского общества действиями политических союзников императора Александра I (война Шестой коалиции против Наполеона); по другой версии, современники связывали сюжет басни с безобразными неурядицами между членами Государственного совета – реформы и комитеты, затеваемые Александром I не в силах были стронуть с места глубоко увязший в разногласиях воз самодержавия. В этом-то, с политической точки зрения, Иван Андреевич Крылов был таки прав ;-) И эти политические неурядицы мастерски изобразил в своей иллюстрации к басне «Лебедь, Щука и Рак» один из самых популярных детских иллюстраторов прошлого века Евгений Михайлович Рачёв
.


Иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Художник: Рачёв Евгений Михайлович

Рачёв Евгений Михайлович (1906–02.07.1997) – советский художник-анималист, один из самых популярных детских иллюстраторов прошлого века. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Евгений Михайлович Рачёв всю свою творческую жизнь посвятил детской книге, превращая обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев.

На что в действительности намекал дедушка Крылов нам с вами неведомо, но цитата: «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду», а также и заглавие басни «Лебедь, Щука и Рак» применяются и в наши дни для характеристики разброда и отсутствия согласованности в каком-нибудь деле…
А теперь… ныряем с головой в мою обожаемую физику ;-)

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ЛЕБЕДЕ, ЩУКЕ И РАКЕ
Из сборника «Задачи по физике для поступающих в вузы»
«Лебедь, Щука и Рак Буховцева» ;-)
Авторы: Бендриков, Г.А., Буховцев, Б.Б., Керженцев, В.В., Мякишев Г.Я.

Условие задачи:
Какой путь s за время t пройдёт «юзом» воз массы m, если щука и рак тянут его в противоположные стороны по горизонтали с силами F1 и F2, а лебедь тянет с силой F3 в ту же сторону, что и рак, но под углом α к горизонту? Коэффициент трения между колесами и поверхностью земли равен k. Начальная скорость воза v0 = 0. Действующие на воз силы изображены на рис. 2

Рис. 2: Действующие на воз силы

Рассмотрим три варианта решения задачи.

Первый вариант:
Допустим, что: mg < F3sinα (F3 – сила с которой тянет воз лебедь)
В таком случае воз пойдёт не «юзом», а будет подниматься в воздух и в конце концов окажется «в облаках» ;-) Таким образом, предложенный вариант решения задачи, выходит за рамки её условия, так как рак и щука уже никак не будут тянуть воз в противоположные стороны.

Второй вариант:
Допустим, что: mg > F3sinα
и
F = kN = k(mg – F3sinα) > | F2 – F1 + F3cosα |
где N – сила реакции поверхности земли, то получается, что «воз и ныне там» ;-) – воз не сдвинется с места!
таким образом: s = 0

Третий вариант:
Допустим, что: mg > F3sinα
и
F = kN = k(mg – F3sinα) < | F2 – F1 + F3cosα |
А также учитывая, что: s = at 2 /2 имеем:

Здесь знак «+» относится к случаю F1 > F3cosα + F2 и означает, что воз будет двигаться за щукой, а знак «–» относится к случаю F1 Репкин Пётр Петрович (1915–1995) – советский художник-постановщик мультипликационных фильмов. С 1944 – художник-мультипликатор на студии «Союзмультфильм». Работал на студии «Диафильм» все годы её существования – с 1935 по 1993 год. Заслуженный деятель искусств. Член Союза Художников СССР. Член Союза кинематографистов СССР.

И напоследок ещё немножечко поиграемся с бессмертной басней Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак» ;-) Побалуем себя физикой и смелой сатирой – вольной интерпретацией басни в соответствии с реалиями нашей нынешней жизни ;-)
В условии этой задачи мы будем считать, что лебедь, рак и щука действительно не сдвинут воз, учитывая, что силы их равны по модулю и что трения между возом и землёй не существует… Не буду спорить, что постановка задачи несколько абсурдна ;-) сложно представить себе, что силы лебедя, рака и щуки равны по модулю, но в математике и физике абстрагироваться очень даже надо уметь.
Биофизику без внимания не оставим и пополним свои знания некоторыми интересностями ;-) а также разбавим горечь сатиры восхитительными иллюстрациями в исполнении именитых советских художников Владимира Георгиевича Арбекова и Михаила Афанасьевича Таранова.

Лирическое отступление для любознательных ;-)
Местами биофизическое, местами сатирическое…

Лебедь. Лебеди бывают разные ;-) лебедь-шипун, лебедь-трубач, тундровый лебедь, лебедь-кликун… Длина тела варьирует от 120 до 180 см, размах крыльев от 200 до 240 см, весят от 5–6 до 8–13 кг. Основной корм – водные растения и находящиеся в них мелкие животные (моллюски, водяные ослики). В полёте скорость может достигать 60-80 км/ч. Защищая своё потомство, лебедь ударом крыла, без особого труда может легко проломить череп рыжей плутовке лисице или страшному серому волку.

Рак. Длина тела широкопалого речного рака может достигать 25 см и более. Речной рак питается растительной пищей и преимущественно мёртвыми животными… живыми животными только при удачном стечении обстоятельств ;-) В реке рак и плавает, и ходит головой вперёд. А пятится назад, когда чего-нибудь испугается. Если рак заметил опасность, большую хищную рыбу, например, то, спасаясь, он развивает приличную «заднюю скорость», в чём ему помогает его незаменимый помощник-хвост. Но это скорость весьма скромна и составляет не более 2 км/ч.

Щука. Длина тела до 1,5 м, масса до 35 кг (обычно до 1 м и 8 кг). Щука – хищница (кормится преимущественно рыбой). Скорость с которой щука атакует свою жертву составляет 100 км/ч, правда продолжительность броска составляет всего долю секунды. Попавшись на рыболовный крючок, взрослая щука без труда может вырвать из рук удочку даже у многоопытного рыбака.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука…

Иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Художник: Арбеков Владимир Георгиевич

Арбеков Владимир Георгиевич (21.10.1927–17.03.2000) – советский режиссёр мультипликационных фильмов, художник-мультипликатор.

А теперь самое интересное – ныряем из пучины биофизики в сатиру!
«Подгоняем данные» под условие задачи ;-) Будем считать, что:

Рак у нас ещё тот молодец-удалец! На кровавых, но весьма сытных хлебах, дарованных 90-ми годами прошлого века, да за чужой счёт, пусть и дурно пахнущий… Откормившийся на такую славу, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Лебедь у нас совсем молодой, ещё толком не оперившийся, да ещё и с переломанными крыльями :-( Непрекращающаяся и безответственная реформа образования, депрессивная и развращающая пропаганда в СМИ… – стабильно калечащие поколение за поколением, делают своё дело! Ломают не только крылья, но и поганят душу.

Щука у нас катастрофически старая, оценившая все прелести варварской пенсионной реформы 2018 года по полной программе… и потому бесконечно уставшая, страшно больная – еле-еле живая :-(

Вот так вот тянут Россию-матушку в разные стороны оборзевшие донельзя олигархи, неприкаянная, растерянная молодёжь и вымирающее советское поколение… Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…

Силы не равны! К тому ежели учесть, что в данном случае сила измеряется не в ньютонах, а в рублях… Грустно. Физика и жизнь иногда категорически расходятся, однако их может объединить литература! Сатира – обличающая и бичующая ирония. Дедушке Крылову большое за то спасибо. Басня «Лебедь, Щука и Рак», вышедшая в свет в 1816 году, и в наши дни не потеряла своей актуальности, не взирая на смену декораций и действующих лиц ;-) Ну а мы с вами, в рамках этой публикации, договорились абстрагироваться ;-)


Иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Художник: Таранов Михаил Афанасьевич

Таранов Михаил Афанасьевич (1909–1973) – советский художник-график, педагог; профессор графического факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Итак, силы лебедя, рака и щуки равны по модулю :-)

Следующая загадка

Мы только что видели , что житейское правило Крылова: «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» – не всегда применимо в механике. Силы могут быть направлены не в одну сторону и, несмотря на это, давать известный результат.

Мало кто знает, что усердные труженики – муравьи, которых тот же Крылов восхвалял как образцовых работников, трудятся совместно именно по способу, осмеянному баснописцем. И дело у них в общем идет на лад. Выручает опять закон сложения сил. Внимательно следя за муравьями во время работы, вы скоро убедитесь, что разумное сотрудничество их – только кажущееся: на деле каждый муравей работает сам для себя, вовсе и не думая помогать другим.

Вот как описывает работу муравьев один зоолог Е. Елачич в книге "Инстинкт":

Как муравьи волокут гусеницу.

Как муравьи тянут добычу.
Стрелки показывают направления усилий отдельных муравьев.

Приведем (заимствованный у другого исследователя) еще поучительный пример, наглядно иллюстрирующий это мнимое сотрудничество муравьев. На рисунке изображен прямоугольный кусочек сыра, за который ухватилось 25 муравьев.

Как муравьи стараются притащить кусочек сыра к муравейнику, расположенному в направлении стрелки А.

Сыр медленно подвигался в направлении, указанном стрелкой А, и можно бы думать, что передняя шеренга муравьев тянет ношу к себе, задняя – толкает ее вперед, боковые же муравьи помогают тем и другим. Однако это не так, в чем нетрудно убедиться: отделите ножом всю заднюю шеренгу, – ноша поползет гораздо быстрее! Ясно, что эти 11 муравьев тянули назад, а не вперед: каждый из них старался повернуть ношу так, чтобы, пятясь назад, волочить ее к гнезду. Значит, задние муравьи не только не помогали передним, но усердно мешали им, уничтожая их усилия. Чтобы волочить этот кусочек сыра, достаточно было бы усилий всего четырех муравьев, но несогласованность действий приводит к тому, что ношу тащат 25 муравьев.

Эта особенность совместных действий муравьев давно уже была подмечена Марком Твеном. Рассказывая о встрече двух муравьев, из которых один нашел ножку кузнечика, он говорит: «Они берут ногу за оба конца и тянут изо всех сил в противоположные стороны. Оба видят, что что-то неладно, но что – не могут понять. Начинаются взаимные пререкания; спор переходит в драку… Происходит примирение, и снова начинается совместная и бессмысленная работа, причем раненый в драке товарищ является только помехой. Стараясь изо всей мочи, здоровый товарищ тащит ношу, а с ней и раненого друга, который вместо того, чтобы уступить добычу, висит на ней». Шутя, Твен бросает совершенно правильное замечание, что «муравей хорошо работает только тогда, когда за ним наблюдает неопытный натуралист, делающий неверные выводы».

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ЛЕБЕДЕ, ЩУКЕ И РАКЕ
Из сборника «Избранные задачи по физике»
Авторы: Шаскольская М.П., Эльцин И.А.
Олимпиада 1946 года. I тур для учащихся 7-х классов

Условие задачи:
В каких случаях герои басни Крылова лебедь, рак и щука действительно не сдвинут воз, если считать, что силы их равны и что трения между возом и землёй не существует? Ответ сопроводить рисунками.

Решение. 1-й случай
Все три, равные по модулю силы, расположены в одной плоскости и составляют друг с другом углы в 120°, равнодействующая этих сил равна нулю – рис. 3а.

Решение. 2-й случай
Рак и щука тянут воз в прямо противоположные стороны, а лебедь – вертикально вверх – рис. 3б, причём сила тяги лебедя меньше веса воза (последнее условие, однако, в басне не оговорено ;-)

Рис. 3: Два случая решения задачи

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и художественной литературы, но и во внеклассной работе.
Надеюсь, что решение предлагаемых в статье задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор ;-)

Рекомендую любознательным читателям побаловать себя интересностями на зелёных страничках:
§ Созвездие Лебедя
Увлекательное путешествие по звёздному небу к созвездию Лебедя и древнегреческий миф «Леда и лебедь». Предлагаю читателям познакомиться поближе с некоторыми интересными объектами этого созвездия. А также заглянуть в удивительный мир фауны – познакомиться поближе с лебедем-шипуном… затем окунуться с головой в волшебный мир сказки и… по традиции зелёных страничек побаловать себя живописью…
§ Ещё одна иллюстрация в исполнении Евгения Михайловича Рачёва к русской народной сказке «Вешки и корешки» на зелёной страничке «Самый русский овощ: Капуста? Картофель? Репа!». Вашему вниманию занимательно-познавательный материал – увлекательное путешествие в огородно-кулинарное царство! Интересности про капусту, картошку и репу – прародительницу овощных культур, возделываемых на Руси, незаслуженно забытую… на века запечатлённую в русских сказках…

Желаю Вам приятного и полезного чтения, а также успехов
в самостоятельном решении задач по физике! УЗНАВАЙ ФИЗИКУ, ЧИТАЯ КЛАССИКУ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Басня-Лебедь, рак и щука"

Изучение с детьми подготовительной группы творчество Ивана Андреевича Бунина.

НОД по ознакомлению с литературными жанрами «Знакомство с басней И.А.Крылова "Лебедь, рак и щука" в подготовительной группе.

Цель: воспитание интереса к художественной литературе, закреплениеь понятий «басня», уточнение представлений о жанровых особенностях басни И. А. Крылова «Леб.

«Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука»

Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснопи.

Басня: «Лебедь, рак и щука»

Басня: «Лебедь, рак и щука».

Конспект по развитию речи "Знакомство с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак» в подготовительной группе

Познакомить детей с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», с её жанровыми особенностями.

Конспект НОД по коммуникативному развитию «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».

для воспитанников 6-7 лет.

Презентация к занятию по развитию речи "И.Крылов. Басня "Лебедь, рак и щука".

Следующая загадка

Про­слу­шать басню «Лебедь, щука и рак»

Когда в това­ри­щах согла­сья нет,
На лад их дело не пойдет,
И вый­дет из него не дело, только мука.

Одна­жды Лебедь, Рак да Щука
Везти с покла­жей воз [1] взялись,
И вме­сте трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них каза­лась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто вино­ват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там. [2]

При­ме­ча­ния

[1] Воз – здесь: колёс­ное или сан­ное транс­порт­ное сред­ство с кладью.
[2] Басню трак­то­вали как отклик на дея­тель­ность Госу­дар­ствен­ного совета, на несо­гла­сие между его членами.

Время напи­са­ния: не позд­нее начала мая 1814 г., так как вклю­чена в тет­радь басен, дати­ро­ван­ную 12 мая 1814 г.
Пер­вая пуб­ли­ка­ция: «Новые басни», 1816 г., ч. IV, стр. 10.
Кры­ла­тые выра­же­ния: 1. Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Упо­треб­ля­ется в слу­чаях, когда нет согла­со­ван­но­сти в каком-либо деле. 2. Когда в това­ри­щах согла­сья нет, на лад их дело не пой­дет. Упо­треб­ля­ется в пря­мом смысле. 3. Да только воз и ныне там. Упо­треб­ля­ется в слу­чаях, когда дело, не дви­га­ясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бес­плод­ные раз­го­воры, суета.

Источ­ник: И.А. Кры­лов. Пол­ное собра­ние сочи­не­ний в 3‑х томах. Т. 3: Басни, сти­хо­тво­ре­ния, письма и дело­вые бумаги. Книга чет­вер­тая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. лите­ра­туры. 1946

Читайте также: