Загадка крушения ту 154 раскрыта
Обновлено: 26.11.2024
Следующая загадка
Следующая загадка
Самолет Ту-154М авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс SBI-1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, потерпел авиакатастрофу над Черным морем в 12:44 по киевскому времени, менее чем в 200 км от Сочи. Впоследствии в море были найдены фрагменты багажа, детали внутренней отделки самолета, тела погибших и масляные пятна. Погибли все 12 членов экипажа и 66 пассажиров — 15 россиян и 51 гражданин Израиля.
Катастрофа произошла в момент проведения боевых пусков ракет во время совместных российско-украинских учений с ПВО в Крыму. Одну запущенную ракету тогда потеряли, подобное совпадение сразу казалось подозрительным, однако в нелепую случайность трудно было поверить.
В день катастрофы президент России Владимир Путин заявлял, что «оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно».
Секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло, назначенный руководителем комиссии, расследующей катастрофу Ту-154, также отмечал, что считает «маловероятной украинскую версию катастрофы». В качестве основной рассматривалась версия теракта. Самолет в момент исчезновения с радаров находился на высоте 11 км. Пилот самолета Ан-24 Армянских авиалиний, оказавшегося примерно в том же районе, видел какую-то вспышку.
Расследование обстоятельств катастрофы Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) заставило пересмотреть основную версию. В месте падения глубина Черного моря составляла свыше 2000 м, дно тралили, обследовали эхолотом, были подняты фрагменты напольного покрытия, в котором отыскались сотни пробоин от шрапнели. Рушайло заявил, что на месте аварии также найдены предметы, не связанные с конструкцией самолета, и «произошло разрушение самолета в результате поражения взрывного характера». Ни одного бортового самописца при этом обнаружено не было. После обнародования этих данных российские официальные лица и пресса перестали называть учения совместными и называли их исключительно украинскими.
Менее чем через месяц, еще до официального завершения расследования, было объявлено, что причиной катастрофы стало непреднамеренное попадание украинской зенитной ракеты в корпус самолета. Президент Украины Леонид Кучма признавал эти выводы и распорядился перечислить родственникам погибших денежные компенсации. Однако в конце октября он резко выразился об этом: «Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе. Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба».
В отставку отправился министр обороны Украины Александр Кузьмук и еще несколько высокопоставленных военных, принесших при этом извинения родственникам погибших, однако под суд при этом никто не попал.
«Мы делаем предварительное заключение, что причиной катастрофы указанного самолета могло послужить непреднамеренное поражение его ракетой С-200 во время учений войск ПВО Украины. Эта трагическая случайность могла возникнуть в ходе сбоя систем зенитно-ракетного комплекса. Мне, как гражданину Украины, больно это говорить. Но информации для такой версии много», — заявил секретарь Совета национальной безопасности Украины Евгений Марчук.
В качестве основной версии стали рассматриваться пуски на мысе Опук вблизи Керчи на 31-м испытательном полигоне, управляемом российским Министерством обороны. Ty-154 мог оказаться в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели — в качестве таких целей использовались беспилотные самолеты-мишени Ту-143 «Рейс». Ту-154 имел подходящую радиальную скорость и находился в «подходящем» месте, в результате чего был взят оператором системы С-200В в качестве основной цели — в условиях недостатка времени и повышенной нервозности, вызванной присутствием высшего командования и иностранных гостей (за учениями наблюдали делегации семи государств). Комплекс С-200 так же, как и «Бук», использует систему наведения с «подсветкой цели» от мощного наземного радара — ракета при этом идет на отраженный от цели сигнал. Таким образом, катастрофа могла стать даже не следствием промаха мимо учебной цели, находящейся в 30-60 км, а изначально ошибочного наведения ракеты оператором, «подсветившего» пассажирский Ту-154 на расстоянии 250-300 км. Серьезные проблемы возникали с определением того, чей именно радиолокатор — российский или украинский — мог навести ракету на несоответствующую цель.
При рассмотрении иска компании «Сибирь» в 2010 году судебные эксперты указывали также в качестве возможной причины катастрофы поражение самолета российской системой ПВО. В ходе работы комиссии по расследованию катастрофы в Сочи российские военные не опровергали информацию о том, что система ПВО России на побережье Черного моря могла отработать по Ту-154М как по нарушителю государственной границы России из-за неисправности ответчика государственной принадлежности. Во всяком случае, не наблюдалось дополнительной отметки, подтверждающей ответ самолета на запросы РЛС. В рамках этой версии Кучма мог даже на какое-то время намеренно взять вину за сбитый самолет на себя по просьбе российской стороны.
В результате всех этих судебных коллизий Украина юридически так и не была признана виновной в катастрофе и к ней не выдвигались претензии на межгосударственном уровне, а украинский суд позже пришел к выводу, что украинская ракета вообще не могла попасть в российский самолет, несмотря на выводы МАК. Один из доводов состоял в том, что так и не было приведено достоверных данных радиолокаторов с отметками ракеты вблизи самолета.
В 2012 году Киевский апелляционный хозяйственный суд отклонил жалобу российской стороны на решение суда первой инстанции, а Высший хозяйственный суд Украины оставил это решение в силе. Представители авиакомпании «Сибирь» (теперь это S7 Airlines) заявляли о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека, однако так и не воспользовалась этой возможностью.
В соответствии с договором, подписанным Россией и Украиной еще 26 декабря 2003 года, украинское правительство перечислило $7,8 млн для выплаты родственникам погибших российских пассажиров без признания своей юридической ответственности, «из гуманитарных соображений». Родственникам израильских пассажиров было также выплачено $7,5 млн.
Следующая загадка
Сын одного из погибших в крушении российского Ту-154 рассказал "Комсомольской правде" детали роковых учений, в ходе которых и была выпущена погубившая самолет украинская ракета.
По словам Бориса Калиновского, сына пассажира того злополучного рейса - преподавателя музыки Виктора Калиновского, украинские офицеры были пьяны.
Причем, как отмечает Калиновский в разговоре с изданием, в состоянии алкогольного опьянения находились не те люди, которые нажали на условную кнопку, а те, кто отдавал приказы и контролировал ход всего учения.
"Несколько украинских офицеров вышли на пенсию, они в разговорах с журналистами признались: на учениях были пьяные люди. Моя версия: пили не те, кто непосредственно стрелял, а руководители, которые должны были следить, чтобы удар пришелся четко в цель…" - цитирует "КП" слова сына погибшего, долгие годы пытающегося привлечь Украину к ответственности.
Кроме того, Калиновский отметил, что высшее командование на учениях не обеспечило безопасности гражданских лиц - не был учтен радиус поражения ракет С-200.
". украинские власти сделали совсем небольшую зону ограничения вокруг учений - радиусом 70 километров, тогда как использовались ракеты С-200, радиус действия которых - до 300 километров! То есть на время учений нужно было перекрыть международную воздушную трассу, но тогда Украина должна была бы компенсировать авиакомпаниям все затраты, связанные с облетом этой зоны в этот период. Но в суде все это потом проигнорировали", - с горечью отметил Калиновский.
Катастрофа Ту-154 над Черным морем
Самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь" 4 октября 2001 года выполнял рейс по маршруту Тель-Авив - Новосибирск. Спустя 1 час 45 минут после взлета лайнер рухнул в Черное море. Все находившиеся на борту люди (86 человек) погибли.
Согласно заключению МАК, самолет был непреднамеренно сбит зенитной ракетой 5В28, запущенной 96-й зенитно-ракетной бригадой ПВО Украины в ходе проводившихся на территории испытательного полигона учений. Занимавший в то время пост министра обороны Александр Кузьмук и главком ПВО Украины Владимир Ткачев принесли извинения за случившееся. Также ответственность Незалежной за трагедию признал и президент Леонид Кучма.
Силовики выяснили, что экипаж убрал закрылки раньше нормативного срока, так и не дождавшись, когда самолёт наберёт безопасную скорость и высоту.
27 марта 2017, 05:00По данным Лайфа, следователи подтвердили версию "человеческого фактора" в крушении Ту-154 Минобороны в акватории Чёрного моря в Сочи в декабре 2016 года. Как выяснилось, речь идёт о трагической ошибке в шесть секунд: экипаж слишком рано убрал закрылки, когда борт недобрал в скорости 50 км/ч и ещё 200 метров высоты. Без закрылков площадь крыла сократилась, что и сгубило самолёт и всех, кто в нём находился.
За время расследования авиакатастрофы Ту-154 в Сочи сыщики и авиационные эксперты успели провести уже целую серию экспертиз и испытаний. Например, они уже сделали так называемую выкладку — из найденных в море фрагментов и деталей на земле заново воссоздали самолёт. Это даёт экспертам понимание о характере разрушений при крушении самолёта.
Техническая документация позволяет следствию получить представление о состоянии Ту-154 и определить вероятность отказа узлов и деталей в полёте. Уже понятно, что у борта в последнем полёте вся техника работала исправно.
— Среди первичных документов были ещё и те, в которых отражены навыки, налёт и характеристики экипажа Ту-154, однако, пробежав их бегло, специалисты решили вернуться к ним по окончании расшифровки бортовых самописцев, — рассказал Лайфу источник в правоохранительных органах. Лишь когда сыщики сопоставили параметрические данные с действиями экипажа и переговорами о командах, звучавшими в кабине, наиболее вероятной причиной крушения Ту-154 стала ошибка пилотов.
Судя по записи переговоров экипажа, проблема возникла вскоре после взлёта.
— . Скорость 300. (Неразборчиво.)
— Забрал стойки, командир.
Как позже выяснят специалисты, пилоты в этот момент убирают механизацию — и площадь крыла резко сокращается.
(Звучит резкий сигнал.)
— Закрылки, сука, чё за х**ня!
Их убрали слишком рано. Как позже выяснят эксперты, кричит, скорее всего, штурман (тембр этого голоса больше всего совпадал именно с ним), который был самым опытным членом экипажа и, как полагают эксперты, первым заметил роковую ошибку.
Звучит сигнал об опасном сближении с землёй. При всей мощности трёх двигателей Ту-154 площадь крыла оказывается слишком маленькой, как и набранная за эти секунды скорость.
— Командир, мы падаем!
По словам источника Лайфа, решение убрать закрылки экипаж принял на шесть секунд раньше нормативного срока. Во время взлёта самолёта, когда параметры меняются быстро, это очень-очень большой срок.
— Получилось, что Ту-154 недобрал до необходимого режима ещё 50 км/ч скорости и 200 метров высоты, — добавил источник Лайфа. — Ещё бы несколько секунд — и всё было бы нормально.
По его словам, из-за того, что закрылки были убраны, изменилась площадь крыла. Самолёт перешёл в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел.
Возможно, сказался и перегруз Ту-154. В багажном отсеке всё было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолёта потянуло вниз. Спасти машину было нельзя: не хватало скорости и высоты. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.
В декабре 2016 года начальник Службы безопасности полётов авиации Минобороны Сергей Байнетов на пресс-конференции сообщал, что всего полёт Ту-154 длился около 70 секунд, а максимальная высота, на которую поднялся лайнер, составила 250 м при скорости 360–370 км/ч.
Эксперты теперь пытаются выяснить, почему экипаж совершил ошибку. Возможно, сказалась усталость пилотов.
— День перед вылетом был предновогодним, лётчики знали, что командировка может затянуться, а их график и без того был насыщенным, поэтому восьмичасовой отдых дома мог быть не целиком потрачен на сон, — рассказал Лайфу источник.
Отмечают эксперты и сравнительно небольшой опыт членов экипажа.
Версия человеческого фактора озвучивалась и раньше. После расшифровки параметрического и речевого самописцев в январе 2017 года военные эксперты предположили, что самолёт сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте, возможно, перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.
В рамках расследования причин катастрофы Ту-154 сейчас проводится ещё несколько важных экспериментов и исследований. Например, в подмосковном Лётном исследовательском институте имени Громова (ЛИИ), специалисты которого имеют огромный опыт различных лётных экспериментов — испытаний на больших углах атаки, сваливания, штопора, посадки с частичным или полным отказом силовой установки, с частичным отказом системы, что также должно помочь экспертам выявить точную ошибку экипажа Ту-154.
— Эксперимент пройдёт в два этапа. Сначала проведут компьютерное моделирование, которое сейчас завершается в ЛИИ имени Громова. Программисты вводят в компьютер всю полётную информацию о злополучном лайнере и все взлётные параметры, которые стали известны после расшифровки чёрных ящиков, — рассказал источник Лайфа в Минтрансе РФ.
Катастрофа с Ту-154 Б-2 с бортовым номером RA-85572 Минобороны произошла 25 декабря 2016 года. Это было в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт Минобороны летел в Сирию с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. На борту лайнера находилось 92 человека. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров.
По словам сына одного из погибших, в состоянии алкогольного опьянения находились именно руководители манёвров, которые должны были следить за происходящим.
4 октября, 05:09
Фото © ТАСС / Владимир Зинин
По словам мужчины, в тот роковой день украинские офицеры пили, несмотря на учения. Причём в состоянии алкогольного опьянения находились те, кто отдавал приказы и контролировал ход всех манёвров.
Чёрный день в истории хоккея: Прошло десять лет со дня страшной авиакатастрофы с игроками "Локомотива"
"Несколько украинских офицеров вышли на пенсию, они в разговорах с журналистами признались: на учениях были пьяные люди. Моя версия: пили не те, кто непосредственно стрелял, а руководители, которые должны были следить, чтобы удар пришелся чётко в цель", — рассказал сын погибшего в авиакатастрофе.
Калиновский считает, что украинские власти не обеспечили безопасность гражданских лиц — не учли радиус поражения ракет С-200. Так, зона ограничений вокруг учений была всего 70 километров, тогда как использовались ракеты, радиус действия которых до 300 километров. То есть на время манёвров необходимо было перекрыть международную воздушную трассу, но в этом случае Киев должен был бы компенсировать авиакомпаниям все затраты, связанные с облётом этой территории. В суде этот факт проигнорировали, посетовал Калиновский.
Читайте также: