Загадка картины эндрю уайета мир кристины
Обновлено: 22.11.2024
САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ КАРТИНА УАЙЕТА.
Эндрю Уайет МИР КРИСТИНЫ (1948) Музей современного искусства в Нью-Йорке, США.
Картина “Мир Кристины” стала таким же американским символом, как картина Гранта Вуда “Американская готика”.
После смерти отца Эндрю Уайет начал на лето приезжать в Новую Англию — в окрестности города Кушинг в штате Мэн. Здесь на семейной ферме Олсонов он написал одну из самых известных картин из всей американской живописи XX века.
Впервые картина «Мир Кристины» была выставлена ;;в нью-йоркской галерее Макбет в 1948 году. Она получила много хвалебных отзывов.В итоге картина была куплена директором Музея современного искусства Альфредом Барром. Одно из самых узнаваемых шедевров в истории человечества обошлось ему в 1800 долларов.После экспозиции в МСИ популярность картины стала стремительно расти, сегодня картина считается образцом современного американского изобразительного искусства.
На картине изображена Кристина Олсон(1893 - 1968), соседка Уайета по его летнему дому в штате Мэн, сидящая в поле и смотрящая на свой дом. К 26 годам Кристина практически потеряла возможность ходить из-за полиомиелита, хотя при жизни диагноз ей поставлен не был. В 2016 году на основании медицинских записей Кристины, сохранившихся свидетельств очевидцев и картин Эндрю Уайета профессор Паттерсон пришел к выводу, что с наибольшей вероятностью она страдала наследственной моторно-сенсорной нейропатией (болезнью Шарко-Мари-Тута).Кристине Олсон было 55 лет, когда Уайет написал эту картину.
Несмотря на то, что на картине представлен образ Кристины, художнику позировала его жена, Бетси Уайет, подруга Кристины, ранее познакомившая её с Эндрю.Уайет решил написать эту картину, когда увидел из окна своего дома, как эта женщина ползла по полю. После перенесенной в детстве болезни женщина не могла ходить и всю свою жизнь ползала по дому и усадьбе.
Она, конечно же могла передвигаться в коляске, но тогда бы Кристине пришлось все время просить близких возить ее. А ей не хотелось их утруждать.
Она хотела, пусть даже таким образом, но сохранить свободу передвижения, а значит и определенную личную свободу. Художник восхищался целеустремленностью и силой духа этой женщины.
Уайат написал портрет не тела Кристины, а ее души, внутреннего мира, заложницей которого была больная женщина. Художник так говорил о своей соседке:
«Она была ограничена физически, но не духовно. Задача для меня заключалась в том, чтобы воздать дань ее победе над жизнью, которую большинство людей считают безнадежной».
Мы не видим лица женщины, но через ее напряженную позу чувствуем, что взгляд, обращенный на дом, полон тревоги, ее силуэт напряжен, почти застыл, создавая впечатление, что она прижалась к земле. Она смотрит на далекую ферму и группу хозяйственных построек, древних и серых в гармонии с сухой травой и пасмурным небом.
Эндрю Уайет о "Мире Кристины" и своем творчестве:
«Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем… Я хотел бы написать только поле без Кристины и заставить почувствовать ее присутствие. »
Художник писал тонкой сухой кистью. На кончике она состояла лишь из одного волоска. Писал темперой (краской на основе яичного желтка), которая в отличие от масляной краски, позволяет прорабатывать очень мелкие детали.
Он даже подумывал не изображать на поле Кристину. А чтобы оно само передавало её незримое присутствие.
И даже когда на его картине появилась Кристина, он долго не хотел показывать ей то, что получилось. Он боялся её реакции на слишком реалистичные детали: серые от пыли пальцы, неестественно вывернутые ноги.
" За счёт совмещенной перспективы. Ферму вдали мы видим глазами человека на земле. Как бы снизу. От этого расстояние до неё кажется очень большим. Особенно для человека, ползущего по земле.
При этом саму Кристину мы видим сверху. Именно со второго этажа своего дома её когда-то увидел Уайет.
В результате получается разворачивающееся сначала к Кристине, а потом вдаль от неё широченное пространство с далеким горизонтом.
Но в нем помещается так мало: поле, небо и дом с сараем. Вот и весь мир Кристины. Огромный для человека-инвалида. Скудный и в то же время величественный."
Дом, изображенный на картине, известен как "дом Олсон", расположен в штате Мэн, в г. Кушинг.
Кристина и её брат Альваро Олсон жили в доме до их смерти в 1968 и 1967 году.Дом был приобретен генеральным директором компании Apple Джоном Скалли, который затем выставил его на продажу в 1989 году, но в 1991 году подарил дом Музею искусств Фарнсворта в Роклэнде.
В настоящее время дом является домом-музеем и открыт для публичного посещения.Он включен в список национальных исторических достопримечательностей и отреставрирован в соответствии с видом, изображенным на картине.
Отзывы о творчестве Эндрю Эндрю Уайета : ". Они совершенно фантастичны. Ими дышишь и не можешь надышатся. В них какая-то глубокая тайна. Полуоткрытая. Как-будто чуть-чуть еще всмотришься — и все станет понятно. О жизни, смерти, любви, одиночестве. Вечности…" Maria Trudler
Как возникла идея «Мира Кристины»
Однажды Энди Уайет выглянул в окно своего летнего дома в штате Мэн, близ города Кушнер.
Уайет понял, что это его соседка Кристина Олсон. Он знал, что она частично парализована. Но не ожидал, что она вот так, без инвалидной коляски и сопровождающих передвигается по окрестностям.
Но что-то остановило художника. Он не бросился на помощь. Он понял, что этой женщине она не нужна. Это был её каждодневный вызов судьбе.
Как Уайет создавал «Мир Кристины»
Картину Уайет писал долго. Только над одним полем он работал целых пять месяцев.
Художник писал тонкой сухой кистью. На кончике она состояла лишь из одного волоска. Писал темперой (краской на основе яичного желтка), которая в отличие от масляной краски, позволяет прорабатывать очень мелкие детали.
Он даже подумывал не изображать на поле Кристину. А чтобы оно само передавало её незримое присутствие.
И даже когда на его картине появилась Кристина, он долго не хотел показывать ей то, что получилось. Он боялся её реакции на слишком реалистичные детали: серые от пыли пальцы, неестественно вывернутые ноги.
Ведь она не видела даже набросков. Конечно, он не решился просить её позировать. Эту роль выполнила жена.
И вот картина готова. Почему же «Мир»?
У нас и вправду создаётся ощущение целого мира. За счёт совмещенной перспективы. Ферму вдали мы видим глазами человека на земле. Как бы снизу. От этого расстояние до неё кажется очень большим. Особенно для человека, ползущего по земле.
При этом саму Кристину мы видим сверху. Именно со второго этажа своего дома её когда-то увидел Уайет.
В результате получается разворачивающееся сначала к Кристине, а потом вдаль от неё широченное пространство с далеким горизонтом.
Но в нем помещается так мало: поле, небо и дом с сараем. Вот и весь мир Кристины. Огромный для человека-инвалида. Скудный и в то же время величественный.
Следующая загадка
Для американцев она имеет такое же значение, как для нас «Утро в сосновом лесу» Шишкина или «Девочка с персиками» Серова.
Так что же в ней необычного?
Да все. И история героини. И техника, в которой она создана. И то, как картина воспринимается зрителем.
Кристина Олсон
Кристина заболела полиомиелитом в 3 года. Она выжила. Но в подростковом возрасте у неё начались проблемы со здоровьем. Она начала спотыкаться и падать. Болезнь прогрессировала. К 30 годам она уже еле-еле делала 2-3 шага.
Диагноз ей так и не смогли поставить. Но сейчас врачи, изучив её медицинские карты, считают, что она страдала моторно-сенсорной нейропатией. При которой в течение жизни у человека постепенно деградирует двигательная активность.
Только представьте. Кристина жила не в квартире со всеми удобствами. Она жила на ферме. Без горячей воды, стиральной машины, посудомойки и прочих благ цивилизации.
И тем не менее была самостоятельной и почти полностью ухаживала за собой сама. И даже немало делала по ведению хозяйства.
Вот об этом картина. О силе духа. Несмотря на казалось бы непреодолимые жизненные обстоятельства, человек нашёл силы достойно прожить жизнь. Без нытья и жаления самого себя.
Уайет не мог не написать эту картину. История Кристины не отпускала художника. Перед его глазами все стояла эта маленькая фигурка на поле.
Следующая загадка
Американская живопись XX века двигалась и прогрессировала вместе с экономикой, модой и культурой страны. Именно это невероятно прогрессирующая страна, отобрала пальму первенства у изящной и классической Европы. Совершенно другой образ мысли и стиль жизни популяризируют живопись и искусство в целом. На первое место выходит сюрреализм, неореализм, авангардизм, абстракционизм. В Нью-Йорке рождается абстрактный экспрессионизм благодаря творчеству Марка Ротко и Джексона Поллока, а Энди Уорхол становится культовой личностью благодаря работам в стиле поп-арт. В огромном и сносящем всё на своём пути, потоке «странного», рождается что-то поистине красивое, интересное, трогающее и близкое каждому искусство.
Джексон Поллок "Синие шесты" (1952) Джексон Поллок "Синие шесты" (1952) Марко Ротко, "№25" ,1951 г Марко Ротко, "№25" ,1951 гТихий бунтарь.
Жизнь и творчество американского художника Эндрю Уайета, создаёт совершенно другой мир и другие законы. Художник-реалист придерживается старой школы живописи и практически на протяжении всего творческого пути не отходит от своих убеждений.
Подписывайтесь на канал, этим Вы помогаете его развитию. Спасибо! Подписывайтесь на канал, этим Вы помогаете его развитию. Спасибо!На фоне неоднозначных, бросающихся в глаза и кричащих о себе, типичных художников Америки, Уайет писал и работал для себя, в своём стиле не задумываюсь об имидже и популярности. Жена помогала продавать картины и устраивать выставки, но это было непросто. Ведь Эндрю изображал только то, что видел из окна своего домика в штате Мэн.
Делитесь своими мнениями в комментариях Делитесь своими мнениями в комментарияхДля него вдохновением были простые вещи, которые его окружали. Дом, поле, деревья, люди. Проблема в том, что это было «не модно». Высокие ценители искусства не интересовались «примитивным». Они видели в полотнах Поллока и Ротко высший смысл , а здесь только коров и навоз. Но как его любили и ценили простые люди, истосковавшиеся по понятному, настоящему и трогательному искусству. Для них, он всегда был «особенным».
Благодарим за время, потраченное на прочтение статьи Благодарим за время, потраченное на прочтение статьиВид из окна
Наверное главной его работой можно назвать «Мир Кристины» написанной в 1948 г.
«Мир Кристины», 1948 г «Мир Кристины», 1948 гС первого взгляда всё понятно и просто: та самая Кристина и вдалеке дом. Реализм в ярком его проявлении. Но не тут то было. Если обратить внимание на детали (а это стоит делать всегда), то женщина уже не выглядит такой беззаботной и спокойной. Тело неестественно тянется вперёд, мышцы на худых руках напряжены, а пальцы скрючены в напряжении. Дело в том, что женщина парализована в нижней части тела.
Натурщицей для этой работы, была реальная женщина, соседка Уайета, которую он знал давно, Кристина Ольсон. Однажды он увидел из окна второго этажа собственного дома, как Кристина ползёт к дому, опираясь только на руки. Первое, что пришло ему в голову: ей надо помочь. Но потом, он решил, что этого делать не стоит. Кристине не нужна была помощь, она прекрасно справлялась сама, и никогда никого не просила о ней. Кристина в 3 года переболела полиомиелитом, но к 30 годам, она уже еле передвигалась. Врачи диагноз так и не смогли поставить, и паралич прогрессировал. Эндрю написал картину, когда ей было около 50 лет.
Дорога домой.
Почему же картина называется именно «Мир Кристины»? На полотне мы так же видим вдалеке дом и вокруг только поле, больше ничего. Для человека с парализованными ногами, преодолевать такие большие расстояния очень сложно и долго, учитывая что она не пользовалась инвалидным креслом. На ферме она жила одна, и что бы содержать ферму, необходимо много сил, а уж тем более когда у тебя такие проблемы со здоровьем. В этом вся её жизнь. Весь мир заключён для неё в этом доме и поле, что вокруг него.
Мне кажется автор не пытается вызвать сочувствие или сопереживание к ней. Она этого не просит. Женщина выглядит сильной, уверенной и не боящийся трудностей. Такой человек вызывает уважение. На картине так же нет ярких красок, атмосфера передаёт некую тусклость и прозаичность происходящего. Цветовая палитра многих работ Уайета, создаёт мощную и сильную атмосферу, в которую хочется проникнуть, попробовать её на вкус, и подумать. Именно подумать. Меланхоличное настроение характерно для многих работ, и этой в особенности. Это даже не грусть, а скорее реальный взгляд на мир, интроверта.
Эндрю Уайет, 1947 г Эндрю Уайет, 1947 гЯ проникся это работой, и творчеством художника в целом, моментально. От работ идёт какое-то умиротворение и покой. С одной стороны тихая и спокойная жизнь в загородном доме американской семьи, а с другой трудная, ежедневная работа, которую художник не скрывает и не приукрашивает. Честность — вот что меня зацепило. Возможно, каждый (и я, в том числе) сможет найти себя в образе Кристины. Каждый из нас, двигается в этом мире при помощи своих рук, и путь который нужно пройти ещё не близок.
Следующая загадка
БОЛЕЗНЕННО ХУДУЮ (посмотрите на руки) женщину, с проседью в волосах. Что она делает? ОНА ПОЛЗЕТ. СТАРАТЕЛЬНО, УПОРНО, НАСТОЙЧИВО. Посмотрите на ее пальцы - они впились в землю и серые от пыли. Ползет к цели - к дому (это важный момент для осмысления картины в ключе ее культовости).
Эндрю Уайет "Кристина Олсон", 1947 Эндрю Уайет "Кристина Олсон", 19472️⃣ КОГО мы видим?
Уайет изобразил Кристину Олсон, соседку художника по летнему дому - ферма в окрестностях города Кушинг в штате Мэн. С детства Кристина мучилась неврологическим расстройством. Предположительно, это была наследственная моторно-сенсорная нейропатия (болезнь Шарко-Мари-Тута). К 26 годам она почти не могла самостоятельно ходить, руки тоже предавали ее (на момент создания полотна Кристине было 55 лет, от сюда и седина).
Эндрю Уайет "Кристина", 1948 Эндрю Уайет "Кристина", 1948 Эндрю Уайет "Мисс Олсон", 1952 Эндрю Уайет "Мисс Олсон", 1952Кстати, позировала Уайету не Кристина , а его жена Бетси.
❗Но художник пишет ее со спины не поэтому. Через изломанную позу, через ватные, непослушные ноги, через напряженные руки, через устремленный к дому взор Уайет показывает МИР Кристины. И мир этот полон боли и преодоления. Художнику даже не нужно писать ее лица, мы и так понимает, что глаза ее - это глаза очень и очень уставшего человека, заложника в собственном теле.
3️⃣ ПОЧЕМУ ЭТО ПОЛОТНО СТАЛО СИМВОЛОМ АМЕРИКАНСКОГО ИСКУССТВА наравне с "Американской готикой" Гранта Вуда?
Потому что этот очень ПУРИТАНСКИЙ, почти иконический, ОБРАЗ ЕСТЬ ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ АМЕРИКАНСКОГО.
Именно Джон Уинтроп, лидер одной из групп переселенцев, направившихся в Штаты в 1630 году, сформулировал АМЕРИКАНСКУЮ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ и упомянул в своей проповеди "Модель христианского милосердия" про ГОРОД НА ХОЛМЕ (следуя заповядям Иоанна Богослова, назвавшего Иерусалим "сияющим городом на холме").
❗Эта метафора стала синонимом американской исключительности. ФЕРМА НА ХОЛМЕ - ЭТО ПУРИТАНСКАЯ НОВАЯ АНГЛИЯ (Новый Свет, Америка), которая должна стать моделью всеобщего мироустройства.
МИССИЯ американцев - достичь во что бы то ни стало "сияющего града на холме".
"Посему должны мы иметь в виду, что будем подобны городу на холме".
Первый взгляд на «Мир Кристины»
Картины Уайета интровертны. Они «не кидаются в объятия» зрителю с первого взгляда. Потому что в них нет яркости.
Вы не увидите в них главного с разбегу. Вам нужно постоять, приглядеться. И только через какое-то время Вы рассмотрите то, что «спрятано» во втором слое картины.
Я сама на себе это испытала.
Я увидела «Мир Кристины», когда ничего не знала ни о художнике, ни тем более о какой-то там Кристине. И, конечно, картина сразу мне НЕ раскрылась.
Мне показалось, что передо мной стройная девушка с густыми волосами, отдыхающая в праздной позе. Она как будто выразительно поддалась вперёд. На фоне блеклого пейзажа, видимо, чтобы не отвлекать внимание от девушки.
И только приглядевшись, меня словно холодом обдало. Как я могла увидеть праздность?
Волосы грязны и нерасчесаны, отсюда и иллюзия густоты.
Какая там стройность! У девушки болезненная худоба.
Вот так постепенно она раскрылась. Не сразу. Но поразив до глубины души.
«Мир Кристины» сегодня
Уайета никогда не привлекали обычные человеческие мотиваторы: деньги, слава, признание. Он работал в своём темпе. И главное в своём стиле.
Это очень удивляло искусствоведов и критиков. Как можно работать в стиле реализма в эпоху модернизма?
Но Уайет был безразличен к их мнению. Он писал, как хотел и как чувствовал.
А музеи все равно покупали его работы. Тихо, без шумихи, чтобы не прослыть старомодными.
Она так и осталась единственной работой художника в этом музее. Среди работ Поллока, Лихтенштейна и современных инсталляций «Кристина» смотрится чужестранкой.
Но это не мешает ей привлекать до сих пор толпы восторженных зрителей.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Читайте также: