Загадка как жанр фольклора презентация
Обновлено: 22.11.2024
Термин фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость». Иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество , включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении. Итак,
История фольклора История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. Обряды и мифы рождались как форма согласования человека с событиями окружающего мира.
Черты фольклора устная форма опора на традиции непосредственный контакт исполнителя и слушателя коллективность народность вариативность
Фольклор разных народов У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи
Казахские и киргизские акыны
Украинские кобзари французские трубадуры
Еще в 16 веке на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник-исполнитель знал на память до десяти произведений.
Жанры фольклора Большие жанры Сказка Былина Малые жанры Пословицы Поговорки Загадки Прибаутки Анекдоты Заклички Потешки Пестушки Частушки Скороговорки
Что такое фольклор? Какие бывают жанры фольклора?
Загадки ЗАГАДКА - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Понятие «загадка» происходит от древнерусского глагола «гадати» - «думать», «рассуждать». Загадки в своем большинстве рифмованы и ритмизированы.
Типы загадок . Загадки-иносказания Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (капуста) Загадки-описания Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (река) Загадки-вопросы Что на свете всего мягче? (ладонь) Загадки-задачи Летела стая гусей, одного гуся убили. Сколько осталось? (убитый)
В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятся на метафорах. Метафора – душа загадки. Она способствует скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких между собой предметов, явлений, действий. Метафора в загадках необычна, фантастична. Что за зверь: В зиму ест, а летом спит, Тело тепло, крови нет, Сесть на него сядешь, А с места не свезет? (Русская печь)
Широко используется в загадках сравнение . Оно помогало живо, красочно передать признаки предметов. Например, сорока описывалась так: Бела, как снег, Зелена, как лук, Черна, как жук. Как следствие сопоставления в загадках часто возникало противопоставление – антитеза . Например, в загадке о сверчке: «маленькая птичка, а громко поет». Нередко противопоставление строилось на отрицании. Без рук, без ног – через тын ползет. (Месяц) Без ног бегут, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают. (Санные полозья)
В мире загадок Давайте поиграем…
Белым снегом всё одето - Значит, наступает .
Ночью каждое оконце Слабо освещает .
Друг зверей и друг детей Добрый доктор .
Кукарекает спросонок Милый, добрый .
Высокий, длинноногий, Летать ему не лень - На крыше из соломы Устроился .
Под деревом четыре льва, Один ушёл, осталось .
Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем .
Cъела зайчонка и ловит второго огненно-рыжая злая .
Он гулял по лесу смело, Но лиса героя съела. На прощанье спел бедняжка. Его звали .
И красива, и мила, Только очень уж мала! Стройная фигурочка, А зовут .
Следующая загадка
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Цели: дать понятие о фольклоре; развивать речь учащихся; помочь овладеть умением складывать загадку.
Правила общения С уважением относиться друг к другу. Любое мнение заслушивать внимательно. Пока один говорит, все слушают. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки. Удачи вам!
Вступительное слово учителя. Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.)
Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее.
Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.
В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.
Чтение статьи в учебнике об устном народном творчестве. Беседа по вопросам: 1. Что такое «фольклор»?
2. Устное народное творчество – это жанр (genre – (фр.) вид ) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка, сказка.)
. Беседа о малом жанре устного творчества – загадке. «Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» (Ю. Г. Круглов).
Что же такое «загадки»? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении.
Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом – «Без имени» – согласятся все.
Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели.
Итак, загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность.
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ Сходство всех четырех видов загадок – в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая – вопрос, вторая – ответ.
Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, большого количества художественных деталей. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.
Обучение составлению своей загадки. 1. Загадка-иносказание. Важно, чтобы учащиеся смогли сопоставить один предмет с другим. Например, учитель показывает рисунок гриба-мухомора, крупного, нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Сообщает, что гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб – старожил леса, или «старичок».
Его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь загадка уже почти сложилась: Стоит в лесу старичок, Надел красный колпачок.
2. Загадка-описание. Учитель предлагает учащимся представить себе горную реку. Подбираются глаголы-синонимы, характеризующие движение реки: бежит , катится , шумит , несется . Можно обратить внимание учащихся на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки:
Бежит – бежит, шумит – шумит, а все никак не вытечет. (Река.)
Рефлексия учащихся Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно…
Домашнее задание: прочитать из учебника статью «Русские народные сказки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на уроках биологии.
В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю.
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ.
«Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады»
Данный материал будет интересен учителям и воспитателям.
Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.
Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе.
Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества"Физика в литературе и устном народном творчестве"
физика в пословицах и поговорках.
Конспект открытого мероприятия по устному народному творчеству "Сказки, пословицы,загадки, песни, дразнилки. "
Воспитательское занятие подготовлено с учётом уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушенным слухом.
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклораУстное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии.
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит .
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей.
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 3 четверть.
Презентации помогут при объяснении и изучении нового материала.
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 2 четверть..
Презентации помогут при изучении тем по литературе.
Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"
Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии".
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Следующая загадка
Цели:
• способствовать развитию умения различать жанры устного народного творчества, умения отгадывать загадки;
• воспитывать интерес к устному народному творчеству, бережному и внимательному отношению к прошлому своей страны, духовному богатству и родному языку;
• учить видеть скрытый поучительный смысл, показать, как в загадках, пословицах, поговорках проявляется народная мудрость.
Гомонова Галина Васильевна
Гомонова Галина ВасильевнаПортфолио Разработки Блог автора |
ссылки
По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Презентация "Русские народные загадки"» категории «Игры и викторины по математике» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Характеристики документа: «презентация».
Следующая загадка
Цели и задачи урока: ознакомить учащихся с малым жанром УНТ загадками, их построением и художественным своеобразием, ввести учеников в атмосферу загадок, пробудить интерес к их отгадыванию; развивать образное мышление, речь учащихся; воспитывать любовь к родному слову.
Олифирова Татьяна Ивановна
Олифирова Татьяна ИвановнаПортфолио Разработки Блог автора |
ссылки
Неограниченная бесплатная загрука материала «Презентация к уроку "Загадки". Малые жанры фольклора» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Литература 5 класс» и представляет собой: «игра, викторина, интерактивная доска».
Читайте также: