Загадка гитлера сальвадор дали
Обновлено: 25.12.2024
Впервые картина "Загадка Гитлера" была представлена публике в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке на персональной выставке Дали, проходившей в марте-апреле 1939-го и имевшей большой успех. Дали продал тогда картин более чем на 25 000 долларов, хотя, что примечательно, "Загадка Гитлера", которую сам художник позиционировал, как "ключ экспозиции" (с чем трудно не согласиться), так и осталась, в конце концов, непроданной.
Сальвадор Дали рассчитывал выручить за "Загадку Гитлера" 1 750 долларов - сумму не маленькую, но и не огромную. Возможно, потенциальных покупателей отпугнула сама личность персонажа, имя которого легло в основу названия картины: в то время зловещий масштаб притязаний Гитлера возрастал со скоростью тревожной и пугающей, а истинный лик нацистского вождя приобретал все более демонические черты.
В настоящий момент картина Дали "Загадка Гитлера" (95 Х 141 см; холст, масло) находится в коллекции Центра искусств королевы Софии в Мадриде.
Дерзость художника
Для сюрреалистов, которым никогда не нравилась наглость, с которой Сальвадор Дали демонстрировал свои сексуальные пристрастия на публике, представление Дали о Гитлере было за гранью нормального, поэтому было решено исключить его из группы, возглавляемой Андре Бретоном. Итак, Дали покинул Европу, чтобы обосноваться в Соединенных Штатах, одновременно начав серию картин на мистико-религиозную тему, за которой последует группа работ, составляющих так называемый его «ядерный период».
Тема «Загадка Гитлера» совпадает отчасти с тем, что было изображено в другой картине, которая была создана Дали в том же году, - «Имперские фиалки». Парадоксально, но хотя центральным мотивом в обеих композициях является телефонная трубка, их содержание абсолютно различается, учитывая, что, как сказал сам Дали, название картины происходит от названия фильма с участием американского тенора и актера Марио Ланца в главной роли.
Загадка Гитлера - история создания картины
Очень хорошо выразился по этому поводу Уинстон Черчилль: "Англии был предложен выбор между войной и бесчестьем. Она выбрала бесчестье и получит войну".
Как известно, все попытки проводить политику "сглаживания и умиротворения" оказались неспособны сдержать гитлеровскую экспансию. Мир был обречен на войну, что вскоре и подтвердилось. Интересно, что значительная часть переговоров, предшествоваших подписанию "Мюнхенского Пакта", велась сторонами по телефону - отсюда в картине изображение телефонной трубки. Но, заметьте, трубка эта ни к чему не подсоединена, она находится в безнадежном кантовском вакууме "вещи самой по себе", что указывает на то, что основная ее функция, коммуникативная - более не выполняется.
Полный провал переговоров как раз и символизирует эта трубка, расположенная над фотографией Гитлера и выражающая, помимо прочего, всю беспомощность и бесполезность достижений прогресса перед первобытной жаждой крови, которая всегда жива в человеке.
Всё в картине несет ощущение тревоги и грядущей беды: серая поверхность моря, предвещающая шторм после затишья, летучие мыши, свинцовая пустынность пейзажа. Люди перестали слышать друг друга, все перговоры не способны более ни к чему привести, и катастрофы избежать, увы, не удастся - именно таков посыл Дали в этой работе.
Картина открывает серию мрачных полотен Дали, свидетельствующих о неизбежности грядущей войны. Тогда же Дали написал и очень схожую по сюжету, цвету и настроению вещь - "Имперские Фиалки", которая в данный момент находится в Театре-музее Дали в Фигерасе.
Вот как выразился о "Загадке Гитлера" сам Дали: "Эта картина показалась мне наделенной ценностью предвиденья, обещавшего наступление средневекового времени, черная тень которого накроет всю Европу. Зонтик Чемберлена является здесь символом дурного предчувствия, он похож на летучую мышь и всегда вызывал во мне чувство отвращения, как только я брался писать его". Что же, если Дали действительно предвидел грядущую катастрофу всемирного масштаба, он оказался совершенно прав - вскоре пожар войны заполыхал с поистине дьявольской силой, и на мир обрушились неисчислимые бедствия.
Статьи по теме:
Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.
Стоимость: 1-3 человека - 330 € , 4-5 человек - 350 € , 6 человек - 390 € . Заказать экскурсию
Примечание: цена входных билетов (стоимость билета - 14 € ) не включена в стоимость экскурсиии.
Помимо базового, мы предлагаем также следующие варианты экскурсий, включающие объекты Сальвадора Дали:
Следующая загадка
Мировая живопись вернуться к странице
Мировая живопись запись закреплена
Сальвадор Дали «Загадка Гитлера» (1937).
Холст, масло. 51,2 х 79,3 см
Частное собрание
Проявилось беспокойство Дали по поводу приближающейся мировой войны. В этот период он часто использует телефонную тему. На картине изображены сломанный телефон и зонтик на пустынном пляже. В обществе считают, что это символизирует прошедшую неудачную встречу премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена с Адольфом Гитлером. Под телефоном стоит пустая тарелка, на которой лежит несколько бобов, как известно уже, символ ужаса войны и бедноты.
Сам же Дали говорил об этом так: "Я написал провидческую картину о смерти фюрера. Она получила название "Загадка Гитлера",стоившее мне анафемы со стороны нацистов и бурных аплодисментов в стане их противников, хотя это полотно, как, впрочем, и все мое творчество, о чем не устану повторять до конца дней своих, не имело никакого сознательного политического подтекста. Признаться, даже сейчас, когда пишу эти строки,я сам так до конца и не разгадал тайного смысла этой знаменитой загадки."
Следующая загадка
Для автора сих строк Сальвадор Дали это нечто вроде гуру-учителя-наставника. Отношение к нему не осложнено фанатизмом, но пропитано уникальным профессиональным почитанием. И это именно так, потому как стоит понять, что Дали не художник. Дали это пиарщик, Дали художник высочайшей академической (. ) техники, Дали концептуалист, Дали кинематографист, Дали писатель и экстрасенс. Экстрасенс в данном случае - прорицатель, телепат, ясновидящий. Дело в том, что настоящие писатели, поэты и художники обладают неким подобием всезнания и ясновидения. Но эта способность модулируется доступным им инструментарием. В принципе любое ясновидение устроено хитро - там есть некоторые ограничения. И эти ограничения находятся внутри ясновидящего. И, если понимать как эти рамки выглядят, то можно выйти за их границы.
Тарелка с нависшей телефонной трубкой две летучие мышки и сложенный зонтик, повешенный на ветку. Это очень нетипичная для Дали штучка. Прежде всего тем, что в ней пустота. А значит это ЖЖЖ неспроста. Неправильные пчёлы жужжат о том, что параноидально критический метод Сальвадора Дали здесь показывает уникальную гениальность прозрения. Также как телефонная трубка с разрушенным микрофоном, который не даёт возможности прокричать миру правду о Гитлере, и слеза печали, капающая по этому же поводу.
Пустой передний план с мелкой обгрызенной фоточкой на краю тарелки. Порожняк. Для Дали сделать центр картины незаполненным – это нонсенс. Бобы не в счёт. Потому как бабосы, на которых и взошел этот маньяк - психопат имеют очень интересное происхождение. Они целиком и полностью пришли из-за океана, от еврейских банкиров, которые так хорошо слили оные с дикого, но глупого запада, что там (внезапно. ) случилась великая депрессия с голодоморами. Картина центробежная, что опять же нехарактерно для Дали.
Самая главная мысль, которая сквозит по всей работе Сальвадора Дали это именно полная никчемность, картонная пустота предмета под названием Адольф Гитлер. Гитлер это никто. Это ноль без палочки. Это даже не ноль – это обгрызенная фотография размером с почтовую марку не аппетитная и мелкотравчатая. Это тончашее издевательство над всем гомосексуальным культурным креативом третьего рейха. Это уникальное по методу стебалово над высшим топ-менедментом третьего рейха, которое плотно висело на бронебойной смеси амфетаминов и опиатов. Ясно, что предводителем этих пунктуально-профессиональных дебилов мог быть только гениальный в своём идиотизме мазохист планетарного масштаба. Адекватному человеку с нормальными устремлениями невозможно было возглавлять такое уникальное стадо боевых пчёл и муравьёв, он никогда не смог бы формировать тот неповторимый инстинкт, который гнал немцев в бой результат которого был ясен с самого начала - это полное поражение.
Не менее важное следствие, которое вытекает из интерактивной компиляции творчества Сальвадора Дали в отношении Гитлера имеет определяющее значение для дискурса о Гитлере вообще. Как всем известно, Гитлер, несмотря на его отрицательный имидж, рассматривается как великая историческая фигура, вождь и лидер нации, аутстэндинговый такой персонаж. Сальвадор Дали наглухо и глобально дезавуирует этот фетиш, обнажая созданные не без помощи дискурмонгеров из США, императорские одежды бесноватого Адольфа.
Гитлер – это пустышка, то самое незаполненное место на тарелке, на которое мастурбировала германия, охваченная истерией великонационального типа и избранностью нации перед мифическим культом наспех созданным из смеси индуизма и первобытно-европейского язычества с неудачным включением непроросших зерён иудеохристианства. Гениальность Сальвадора Дали как ясновидящего наглядно отражается датой картины - 1937 год.
Грустное прощание
Зонт, который легко мог бы принадлежать премьер-министру Невиллу Чемберлену, бессильно висит в эфире, тускнея - бесцветный, как мрачный пейзаж, с которым Дали держит зеркало своего возраста.
Серое запустение этого образа тем более остро, потому что Дали не был политическим активистом. Он действительно так не хотел принимать чью-то сторону, что был исключен из движения сюрреалистов за то, что признался, что мечтал о нацистском лидере. «Гитлер возбудил меня в высшей степени», - признавался он позже. И все же именно потому, что он с такой опасной честностью отражал темные побуждения своего времени, искусство Дали представляет собой внутреннюю хронику 30-х годов, секретный дневник кошмаров, скрывающийся за заголовками.
Следующая загадка
В 1930-е годы появилось новое дополнение к темам Дали, касающимся сюрреализма. На этот раз историческая фигура Адольфа Гитлера, которого художник идентифицировал с Мальдорором, вдохновляла на такие работы, как «Загадка Гитлера» 1938 года.
Сложное десятилетие
Причина, по которой художники могли так остро разоблачать демоническую политику 30-х годов, заключалась в их интересе к бессознательному, которое в сюрреалистическом манифесте 1924 года сделало центральным интересом зарождавшийся авангард. Отсюда и своеобразная гитлеромания.
Однако в 30-е годы сюрреалисты становились все более пессимистичными и болезненными. Вместо того чтобы рассматривать царство снов и желаний, «обнаруженное» Зигмундом Фрейдом как утопию, они нашли его лабиринтом, населенным монстрами. На фотографии ацтекских масок в стеклянной витрине Британского музея Клода Кахуна в 1936 году можно созерцать эти реликвии человеческих жертвоприношений с тихой тревогой.
Загадка Гитлера - истоки и предпосылки "Гитлеромании" Дали
Когда Дали впервые начал демонстрировать повышенный интерес к маниакальной личности Гитлера? Вскоре после того, как тот пришел к власти. Приведем цитату из широко известного труда Дали "Дневник одного гения", опубликованного в 1962-ом году в Париже:
«Тем временем Гитлер на глазах становился все более гитлеровским, и однажды я написал картину, где нацистская нянька спокойно вязала на спицах, невзначай усевшись в огромную лужу. Идя навстречу настоятельным просьбам некоторых своих ближайших сюрреалистических друзей, я вынужден был вымарать с ее рукава повязку с изображением свастики. Вот уж никогда бы не подумал, что этот знак способен вызывать такие сильные эмоции. Лично я был им настолько заворожен, что буквально бредил Гитлером, который почему-то постоянно являлся мне в образе женщины. Многие полотна, написанные мною в тот период, были уничтожены во время оккупации Франции немецкими войсками.
Я был совершенно зачарован мягкой, пухлой спиной Гитлера, которую так ладно облегал неизменный тугой мундир. Всякий раз, когда я начинал рисовать кожаную портупею, которая шла от ремня и, словно бретелька, обнимала противоположное плечо, мягкая податливость проступавшей под военным кителем гитлеровской плоти приводила меня в настоящий экстаз, вызывая вкусовые ощущения чего-то молочного, питательного, вагнеровского и заставляя сердце бешено колотиться от редкостного возбуждения, которое я не испытываю даже в минуты любовной близости. »
Зная фантазийный склад ума "ампурданского гения" и его склонность к органичному, как дыхание, эпатажу, а также принимая во внимание тот факт, что "Дневник одного гения" увидел свет значительно позже описываемых событий, позволим себе усомниться в словах Дали и обратимся к его работам, чтобы убедиться: да, все вышепроцитированное - правда. Образ "гитлеровской няньки" действительно появляется в работах Дали уже в 1933-ем (не дошедшая до нас картина "Загадка Вильгельма Телля" (просьба не путать с одноименной широко известной работой художника), и в 1934-ом: "Зависимость от мебельной еды", "Призрак и фантом".
Можем ли мы на основании этого предположить, что Сальвадор Дали разделял нацистскую иделогию? Разумеется, нет! Нет и никоим образом. Истинные причины сверхувлеченности Дали образом Гитлера кроются в другом. Во-первых, к тому времени Сальвадор окончательно, так уже получилось, разочаровался в идеях коммунизма, попутчиками, а то и деятельными участниками которого являлись в то время многие сюрреалисты (если не все). Во-вторых, Дали активно набирал известность и творческую мощь. Он уже не был безвестным мальчиком из провинции, но превратился в самостоятельную творческую единицу, и ему становилось откровенно тесно в рамках любого движения - в особенности, сюрреалистического, где так или иначе существовал диктат вождя - Андре Бретона.
Определенная "усталость" Дали от сюрреализма была вызвана и тем, что художник однажды осознал: сюрреалисты - совсем не те, за кого себя выдают. Исповедуя полную и безграничную свободу творчества и самовыражения, не скованную никакими нормами морали, они, тем не менее, существовали в плену множественных запретов и табу, одним из которых как раз являлся гитлеризм.
Максималист и человек с самым аналитическим складом ума, Дали не мог не замечать этого противоречия - и потому его заявления о том, что единственным истинным сюрреалистом в кружке сюрреалистов был он сам, вовсе не лишены обоснованности и логики. В этой связи интерес Дали к Гитлеру - это своего рода инструмент, с помощью которого художник пытался показать сюрреалистам всю несостоятельность их собственнной идеологии, готовясь тем временем к "сольной карьере".
И, наконец, нельзя отрицать тот факт, что Гитлер был фигурой исторической - а Дали всю жизнь преклонялся перед личностями вселенского масштаба, создающими историю - взять того же Наполеона, Ленина или Франко. Тот факт, что Дали испытывал интерес к личности Гитлера, вовсе не означает, что художник разделял его идеологию - и он действительно ее не разделял. В Театре-музее Дали в Фигерасе на одном из этажей постоянно экпонируется серия литографий Дали, посвященных геноциду евреев во время Второй Мировой - вряд ли сторонник Холокоста стал бы утруждать себя ее созданием.
Тревожное предчувствие
Ни одно десятилетие никогда не было так ярко изображено его художниками. Если кого-то и удивила растущая агрессия нацистской Германии или варварство диктатур, то это произошло не из-за отсутствия предупреждений в картинах, фотомонтажах, предметах или художественных фильмах, таких как «Андалузский пес» Дали и Луиса Бунюэля (1929), чья последовательность яростно эротических изображений раскрывает расстроенный мир.
Читайте также: