Загадка фильма всадник без головы

Обновлено: 04.11.2024

4 года назад, 15 мая 2017 г. ушел из жизни актер, кинорежиссер и продюсер Олег Видов. В 1960-1970-х гг. его называли одним из самых красивых и популярных советских артистов, но после того, как он эмигрировал в США, его имя надолго было предано забвению на родине. Одним из самых известных фильмов с его участием стал вестерн «Всадник без головы». В 1973 г. он произвел фурор: его посмотрели почти 52 млн зрителей, но спустя 10 лет его запретили к показу. Что стало причиной запрета, почему многие были уверены в том, что фильм снимали на Кубе, и кто на самом деле исполнил роль всадника без головы – далее в обзоре.

Вестерн без Гойко Митича

«Всадник без головы» стал предпоследней работой режиссера Владимира Вайнштока. Он был признанным мастером приключенческого кино: в 1930-х гг. он снял фильмы «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ». После паузы в работе, затянувшейся более, чем на 30 лет, режиссер решил вернуться в кинематограф, при этом он очень хотел превзойти свои былые достижения в любимом жанре. Для экранизации был выбран роман Майн Рида «Всадник без головы» , автором русского перевода которого стал друг и соавтор режиссера, писатель, историк, журналист Лев Рубинштейн. Тогда этими романами зачитывались не только подростки – узнать о Диком Западе хотя бы из книг мечтали многие в СССР.

Сценарий режиссер написал в соавторстве с Павлом Финном, и вместе они отправились в Югославию, где планировали проводить съемки. К участию они хотели привлечь Гойко Митича, ведь югославские картины с его участием у советских зрителей пользовались огромным спросом. Под Белградом уже был выстроен «вестерн-таун», и искать новые декорации для съемок в этом случае не пришлось бы. Но в 1968 г. советские танки вошли в Прагу, и Югославия поддержала чехов. О дальнейшем сотрудничестве с СССР не могло быть и речи. Планы Вайнштока сорвались, на протяжении нескольких лет он добивался нового разрешения на съемки и искал новых иностранных партнеров, ведь режиссер мечтал о том, чтобы картина появилась не только в советском прокате.

Договориться удалось с кубинцами, и они предложили задействовать в съемках своих звезд: красавицу Эслинду Нуньес и брутального Энрике Сантьестебана. Кроме них, в СССР приехали еще несколько кубинских артистов. В главной роли – мустангера Мориса Джеральда – режиссер видел Олега Стриженова, но тот отказался от предложения, заявив, что привык играть всадников с головой.

И тогда роль предложили Олегу Видову – яркому мужественному красавцу, обладавшему «несоветской» внешностью. Сейчас бы его типаж назвали голливудским. В амплуа романтических героев он выглядел невероятно эффектно, и его попадание в образ было стопроцентным. А в дуэте с Людмилой Савельевой они стали одной из самых красивых советских кинопар.

Крымский Дикий Запад

В массовых сценах рабов должны были изображать темнокожие статисты, а везти массовку с Кубы было слишком дорого. К счастью, тогда в Симферополе училось много кубинских студентов, и их привлекли к съемкам. Но самой большой проблемой стали поиски четвероногих «актеров». Мустангов разыскать не удалось, и обычным крымским коням покрасили гривы и хвосты серебряной краской. Лошади смотрелись на экранах фантастически, ведь в природе такого окраса не бывает.

Снимать планировали в Крыму, в Белогорском районе, у Белой скалы. Но там в это же время проходили съемки фильма «Чиполлино», и ковбойский городок построили по соседству, в Красной балке. А Белая скала на заднем фоне стала главной декорацией фильма. Крымский ландшафт не был похож на выжженные солнцем прерии Техаса, и растительность приходилось перекрашивать, добавляя к ней пластмассовые кактусы. Хлопковые поля декораторы делали, разбрасывая по траве обычную вату.

В результате Дикий Запад выглядел настолько правдоподобно, что не только многие зрители, но даже кинокритики решили, что съемки проходили на Кубе. Один из них писал: «Картина домашнего производства казалась абсолютно неродной», «Видов и Савельева выглядели на экране совершеннейшими американцами»; «В кои-то веки испанская Америка выглядела на нашем экране испанской Америкой, а не загримированным кишлаком, в кои веки злонамеренных смуглых усачей играли не опереточные цыгане».

Всадница без головы

Самой главной загадкой фильма стал исполнитель роли всадника без головы. Поначалу говорили, что для этого привлекали мальчишек-школьников, надевая им на головы бутафорские плечи с плащом. Однако при этом управлять лошадью приходилось без уздечки и поводьев, что требовало определенного уровня мастерства. И мальчишки с этим вряд ли бы справились.

Более вероятной кажется другая версия: в седле была невысокая девушка-тренер с Раменского конного завода, чемпионка конного спорта. На нее надевали тот же каркас с отверстиями для глаз, и она управляла конем только ногами. Мистическая сцена с всадником, словно плывущим по облакам, была снята без спецэффектов – режиссер просто дождался густого тумана.

Как один из самых кассовых советских фильмов оказался под запретом

Когда летом 1973 г. «Всадник без головы» вышел на экраны, кинокритики его встретили очень прохладно, а вот зрители были в восторге: фильм посмотрело 51,7 млн человек, и он стал одним из лидеров проката, заняв 33-ю позицию в списке самых кассовых картин за всю историю существования советского кинематографа. На Кубе фильм пользовался такой же огромной популярностью.

Роль Мориса Джеральда стала визитной карточкой Олега Видова и одной из самых лучших его киноработ. «Всадник без головы» своим успехом во многом был обязан именно исполнителю главной роли, но спустя 10 лет он же и стал причиной того, что фильм запретили к показу. После того, как в 1980-х гг. актер принял решение эмигрировать в США, его самую известную киноработу тут же перестали показывать на телевидении, а имя Олега Видова было предано забвению. «Всадника без головы» исключили даже из таблиц для внутреннего пользования сотрудников Главкинопроката. Только после распада Союза фильм вернулся на экраны, и хотя спустя годы он казался слишком наивным, зрители его любят и сегодня.

Особенности местности съемок фильма

Здесь снимали и скачки в прерии, и общий вид поместья плантатора Пойндекстера, и небольшой техасский городок с салуном, судом и фортом. Все это построили наскоро из подручных материалов, а после окончания стройки разобрали и продали жителям окрестных поселков на домашние нужды.

Каменный карьер, где работали рабы Пойндекстера, тоже удалось отыскать в окрестностях Белой скалы, а хлопковые плантации сделали искусственно с помощью изрядного количества аптечной ваты – тут же.

главный герой фильма

Использовалась с толком и местная погода. Так, мистическая сцена со всадником, переезжающим с плато на облака, создана без спецэффектов – режиссер дождался подходящего тумана.

Конечно, обойтись только окрестностями Белой скалы у режиссера не получилось. Асьенду богатого плантатора играли частично комплекс Ливадийского дворца, частично (парк) – дворца Воронцовского. Лесную хижину Мориса Джеральда «построили» в Крымском заповеднике – это баня для лесников на кордоне «Олень».

Один эпизод снимался вовсе не в Крыму – это начальный момент с поездкой каравана плантатора по прерии и эпизод с пыльной бурей. Все это было снято в Азербайджане, причем «для достоверности» на местности понаставили пластмассовых кактусов.

Крымский Дикий Запад

В массовых сценах рабов должны были изображать темнокожие статисты, а везти массовку с Кубы было слишком дорого. К счастью, тогда в Симферополе училось много кубинских студентов, и их привлекли к съемкам. Но самой большой проблемой стали поиски четвероногих «актеров». Мустангов разыскать не удалось, и обычным крымским коням покрасили гривы и хвосты серебряной краской. Лошади смотрелись на экранах фантастически, ведь в природе такого окраса не бывает.

Снимать планировали в Крыму, в Белогорском районе, у Белой скалы. Но там в это же время проходили съемки фильма «Чиполлино», и ковбойский городок построили по соседству, в Красной балке. А Белая скала на заднем фоне стала главной декорацией фильма. Крымский ландшафт не был похож на выжженные солнцем прерии Техаса, и растительность приходилось перекрашивать, добавляя к ней пластмассовые кактусы. Хлопковые поля декораторы делали, разбрасывая по траве обычную вату.

В результате Дикий Запад выглядел настолько правдоподобно, что не только многие зрители, но даже кинокритики решили, что съемки проходили на Кубе. Один из них писал: « Картина домашнего производства казалась абсолютно неродной», «Видов и Савельева выглядели на экране совершеннейшими американцами»; «В кои-то веки испанская Америка выглядела на нашем экране испанской Америкой, а не загримированным кишлаком, в кои веки злонамеренных смуглых усачей играли не опереточные цыган е».

Как один из самых кассовых советских фильмов оказался под запретом

Когда летом 1973 г. «Всадник без головы» вышел на экраны, кинокритики его встретили очень прохладно, а вот зрители были в восторге: фильм посмотрело 51,7 млн человек, и он стал одним из лидеров проката, заняв 33-ю позицию в списке самых кассовых картин за всю историю существования советского кинематографа. На Кубе фильм пользовался такой же огромной популярностью.

Роль Мориса Джеральда стала визитной карточкой Олега Видова и одной из самых лучших его киноработ. «Всадник без головы» своим успехом во многом был обязан именно исполнителю главной роли, но спустя 10 лет он же и стал причиной того, что фильм запретили к показу.

После того, как в 1980-х гг. актер принял решение эмигрировать в США, его самую известную киноработу тут же перестали показывать на телевидении, а имя Олега Видова было предано забвению. «Всадника без головы» исключили даже из таблиц для внутреннего пользования сотрудников Главкинопроката. Только после распада Союза фильм вернулся на экраны, и хотя спустя годы он казался слишком наивным, зрители его любят и сегодня.

Вестерн без Гойко Митича

«Всадник без головы» стал предпоследней работой режиссера Владимира Вайнштока. Он был признанным мастером приключенческого кино: в 1930-х гг. он снял фильмы «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ». После паузы в работе, затянувшейся более, чем на 30 лет, режиссер решил вернуться в кинематограф, при этом он очень хотел превзойти свои былые достижения в любимом жанре.

Для экранизации был выбран роман Майн Рида «Всадник без головы», автором русского перевода которого стал друг и соавтор режиссера, писатель, историк, журналист Лев Рубинштейн. Тогда этими романами зачитывались не только подростки – узнать о Диком Западе хотя бы из книг мечтали многие в СССР.

Сценарий режиссер написал в соавторстве с Павлом Финном, и вместе они отправились в Югославию, где планировали проводить съемки. К участию они хотели привлечь Гойко Митича, ведь югославские картины с его участием у советских зрителей пользовались огромным спросом. Под Белградом уже был выстроен «вестерн-таун», и искать новые декорации для съемок в этом случае не пришлось бы.

Но в 1968 г. советские танки вошли в Прагу, и Югославия поддержала чехов. О дальнейшем сотрудничестве с СССР не могло быть и речи. Планы Вайнштока сорвались, на протяжении нескольких лет он добивался нового разрешения на съемки и искал новых иностранных партнеров, ведь режиссер мечтал о том, чтобы картина появилась не только в советском прокате.

Договориться удалось с кубинцами, и они предложили задействовать в съемках своих звезд: красавицу Эслинду Нуньес и брутального Энрике Сантьестебана. Кроме них, в СССР приехали еще несколько кубинских артистов. В главной роли – мустангера Мориса Джеральда – режиссер видел Олега Стриженова, но тот отказался от предложения, заявив, что привык играть всадников с головой.

И тогда роль предложили Олегу Видову – яркому мужественному красавцу, обладавшему «несоветской» внешностью. Сейчас бы его типаж назвали голливудским. В амплуа романтических героев он выглядел невероятно эффектно, и его попадание в образ было стопроцентным. А в дуэте с Людмилой Савельевой они стали одной из самых красивых советских кинопар.

Следующая загадка

В 1960-1970-х гг. его называли одним из самых красивых и популярных советских артистов, но после того, как он эмигрировал в США, его имя надолго было предано забвению на родине. Одним из самых известных фильмов с его участием стал вестерн «Всадник без головы».

В 1973 г. он произвел фурор: его посмотрели почти 52 млн зрителей, но спустя 10 лет его запретили к показу. Что стало причиной запрета, почему многие были уверены в том, что фильм снимали на Кубе, и кто на самом деле исполнил роль всадника без головы – далее в обзоре.

Загадки и хитрости

Когда фильм был снят, количество легенд о нем только увеличилось – ведь успех был сногсшибательный! И главная загадка «Всадника без головы» не разгадана до сих пор. Состоит она в следующем: кто же играл этого самого всадника?

фото из фильма

Наиболее распространенная и популярная версия гласит: это был целый взвод местных ребятишек из начальной школы. Им надевали на голову особый каркас, изображающий плечи – и как раз хватало, чтобы было похоже на взрослого человека без головы (кстати, Генри Пойндекстер в фильме был не вполне взрослым – игравший его Александр Милокостый учился в 9 классе).

Но некоторые специалисты категорически возражают: ведь «всадник» должен был быть настолько хорошим наездником, чтобы уметь управлять лошадью исключительно с помощью ног! Ребятишки не смогли бы сделать этого!

Кстати, о всадниках – лошадей группе поставлял тоже Крым. Их собирали со всего полуострова и заранее предупреждали актеров и каскадеров, чтобы обращались с «реквизитом» бережно – он дорогой. Правда, крымские лошади как-то не слишком походили на мустангов. Для экзотичности им всем выкрасили гривы краской-серебрянкой. Мустанги серебряными тоже не бывают, но заметно было не слишком, и некая экзотичность таки появилась.

виды Крыма во Всаднике без головы

Более всех досталось кобыле, игравшей Луну Луизы Пойндекстер. По сюжету ей полагалось быть крапчатой, а таковой не нашлось. И пятнышки лошади рисовали штампиком из губки… К счастью, все это потом отмылось.

Достопримечательности, связанные с первым советским вестерном, осматриваются туристами обычно без ссылок на него. Декораций в Красной балке давно нет, а Белая скала после того успела многократно побывать «Диким Западом». Но фильм от этого хуже не становится. В заключение предлагаем вам пересмотреть его в очередной раз:

Следующая загадка

Крым не раз и не дважды снимался в шедеврах советского кинематографа, изображая буквально весь белый свет. Но все однажды бывает впервые, и похоже, что Диким Западом полуостров впервые стал в 1972-73 годах, когда режиссер Владимир Вайншток надумал снимать тут «Всадника без головы».

То, чего не было

При всей доступности информации о местах съемок «Всадника без головы» фильм сразу же оброс целым рядом домыслов насчет мест его производства. Эти фантазии обязаны были своим существованием участию в производстве кино Кубы и многочисленным кубинским артистам и статистам (негров-рабов играли кубинские студенты, обучавшиеся в Симферополе).

Всадник без головы в тумане

На этом-то основании некоторые журналисты и даже кинокритики (не говоря уж о зрителях) почему-то решили, что фильм и снимали на Кубе. Конечно, те из них, кто бывал в Белогорске, ошибиться не могли; но вот Крымский заповедник с Кубой перепутали многие.

И это не все – некоторые «особо осведомленные» граждане утверждали, что им доподлинно известно: о съемках прерий на Кубе договорилась не кто иная, как супруга Олега Видова, игравшего Мориса Джеральда! И добилась она этого не просто так, а закрутив роман с самим команданте Фиделем Кастро!

Будем честны: закрутить роман с Фиделем Кастро в 1972 году в СССР мечтала половина женщин – мужчина он был видный, известный, достаточно молодой, и пользовался в стране бешеным успехом. Но к «Всаднику без головы» эта сторона жизни никакого отношения не имеет хотя бы потому, что прерий на Кубе нет!

Всадница без головы

Самой главной загадкой фильма стал исполнитель роли всадника без головы. Поначалу говорили, что для этого привлекали мальчишек-школьников, надевая им на головы бутафорские плечи с плащом. Однако при этом управлять лошадью приходилось без уздечки и поводьев, что требовало определенного уровня мастерства. И мальчишки с этим вряд ли бы справились.

Более вероятной кажется другая версия: в седле была невысокая девушка-тренер с Раменского конного завода, чемпионка конного спорта. На нее надевали тот же каркас с отверстиями для глаз, и она управляла конем только ногами. Мистическая сцена с всадником, словно плывущим по облакам, была снята без спецэффектов – режиссер просто дождался густого тумана.

Следующая загадка

В 1983 году чиновники ударно отметили десятилетие со дня выхода на экраны фильма «Всадник без головы», запретив показ картины.

Это оказалось последней каплей в огромной чаше проблем, с которыми пришлось столкнуться создателям ленты. Как она снималась, зрители канала «ТВ Центр» узнают, посмотрев в субботу, 22 февраля, в 09:55 очередной выпуск из цикла «Большое кино».

В 1983 году чиновники ударно отметили десятилетие со дня выхода на экраны фильма «Всадник без головы», запретив показ картины.


Съёмки в Ливадийском дворце, кадр из фильма.

Вайншток отличался редким упорством. В течение нескольких лет он добивался разрешения на съемки и занимался поиском новых иностранных партнеров. В результате поучаствовать в работе решили производители с Острова Свободы. Кубинцы предложили задействовать в съемках своих звезд – жгучую красавицу Эслинду Нуньес и могучего Энрике Сантиэстебана. Кроме них в СССР приехали несколько весьма колоритных артистов. Но тут перед режиссером встал вопрос: кого снимать в главной роли? Сначала предложили Олегу Стриженову, но тот отказался, сказав, что привык играть «всадников с головой». И тогда роль ушла другому Олегу – Видову, актеру с внешними данными, не слишком характерными для советских артистов.


Олег Видов в роли Мориса Джеральда, кадр из фильма.

Наконец, съемки начались. Первую сцену с пожаром в прерии должны были снимать на горном плато в Азербайджане. Прерия гореть не хотела, так что пришлось вылить две цистерны керосина. Зато и пожар потушили с огромным трудом. А потом выяснилось, что разбежались лошади, которых еле-еле собрали. Скакуны стали еще одной проблемой: найти мустангов в СССР не удалось, поэтому пришлось красить гривы и хвосты отечественным лошадкам серебряной краской.

На какую хитрость пошел актер Александр Милокостый, чтобы уговорить маму? Группа какого фильма сорвала первоначальные планы? Где пришлось устраивать ковбойский городок? Откуда пришлось набирать «рабов» для массовых сцен? С какой целью дальновидный режиссер пригласил на роль следопыта Зеба Стампа дважды лауреата Сталинской премии Ивана Петрова? Узнаете из программы.


Иван Петров в роли Зеба Стампа, кадр из фильма.

Участники: Андрей Апостолов, Павел Финн, Ирина Мирошниченко, Александр Милокостый, Юрий Соломин и др.

Производитель: ООО «ПАНЧ ТВ»

А потом перед создателями встала проблема и с самим «всадником без головы». Как управлять лошадью без уздечки и поводьев? Позже ходила легенда, что лошадью управлял ребенок. На самом деле наездницей оказалась девушка – тренер с Раменского конного завода. По словам актера Александра Милокостого, она была невысокого роста. На нее надевали каркас, и конем она управляла ногами.


Людмила Савельева в роли Луизы Пойндекстер, кадр из фильма.

Наконец, фильм вышел на экраны. Картину стали закупать в разные страны. А в СССР поклонницы осаждали киоски «Союзпечати», чтобы приобрести портреты Олега Видова, для которого, несмотря на множество фильмов, где он успел сняться, роль Мориса Джеральда стала главной. Видов же оказался и «могильщиком» фильма – в середине 80-х, когда актер покинул СССР, фильм немедленно запретили.

– «Всадник без головы» вернулся на экраны только после распада Советского Союза, – рассказывают авторы программы. – Этот фильм, несмотря на то, что он был старомодным и наивным, впрочем, как почти все вестерны, смотрят и любят и сегодня.

Какая беда приключилась с Иваном Петровым? Как встреча с кактусом могла стать фатальной для Олега Видова? Почему выстрел Эль Койота едва не стал смертельным для кубинской актрисы Эслинды Нуньес? Смотрите на канале «ТВ Центр» фильм «Всадник без головы» в субботу, 22 февраля, в 7:55, а в 9:55 – выпуск программы «Большое кино».

Борьба за место

В качестве основного места работы Вайншток присмотрел себе Белую скалу под Белогорском. Но по прибытии съемочной группы на место выяснилось, что оно занято – его оккупировала группа детского фильма «Чиполлино». У них что-то не ладилось в работе, и Вайншток понял, что это надолго, и ему надо искать другое место съемок.

кадр из фильма Всадник без головы

Оно нашлось тут же, поблизости. Белая скала сыграла свою роль – изображала техасский общий фон. Удалось использовать ее и в важном эпизоде – сцене финальной схватки отважного Мориса Джеральда с хитрым и преступным капитаном Кассием Колхауном. Но в основном съемки проводились у подножия горы в месте Красная балка.

Читайте также: