Загадка этот автор спит в портфеле

Обновлено: 18.05.2024

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

«Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам».

I. Представление команд

Дети ( хором ).

Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

И, соревнуясь, с вами
Останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!

Все участники поют песню о КВН на мелодию песни «Улыбка» композитора В. Шаинского:

Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг,
И в это все мы будем верить.

Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.

II. Разминка

Ведущий. Ответьте, о ком или о чем говорится.

«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. ( Дневник. )

Что такое ручкохранилище? ( Пенал. )

Земля, которую может покрутить любой желающий. ( Глобус. )

Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. ( Звонок. )

Как называется школьный известняк? ( Мел. )

Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». ( Ластик. )

Слово белый по отношению к слову черный . ( Антоним. )

Пишется так же, но смысл другой. ( Омоним. )

Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево , написанного на бумаге? ( Корень. )

Он бывает между корнем и окончанием. ( Суффикс. )

В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? ( В О да. )

Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей». ( Глагол. )

III. Основная часть

Конкурс 1. Постижение народной мудрости

Ведущий. Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

Он здоровый в здоровом теле. ( Здоровый дух. )

Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. ( Карман шире. )

У него глаза велики. ( У страха. )

Только там бывает бесплатный сыр. ( В мышеловке. )

Ее ждут, сидя у моря. ( Погоды. )

Эта часть предмета бывает золотой. ( Середина. )

Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? ( Кашу – «сапоги каши просят». )

Конкурс 2. «Что это? Кто это?»

Ведущий. В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.

Подготовленные ученики читают стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова»:

Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо.

Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

Ведущий. Ответьте на вопросы: что это ? кто это ?

Этот АВТОР спит в портфеле,
Этот ПОНИ – день недели.
Этот ПЛОТ – из полотна,
Этот РАК сильней слона,
Эта МАРКА ест бананы,
Этот СЫР – с лесной поляны.

Ответы : Авторучка. Понедельник. Полотенце. Трактор. Мартышка. Сыроежка.

Конкурс 3. Расставьте гласные

Ведущий. Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

Ведущий. А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске.

Команды получают задание на карточках: Букву О

КН – окно
ГРХ – горох
КЛКЛ – колокол
ТПТ – топот
БЛТ – болт
ПКЙ – покой
ГРН – горн
ТРН – трон
КРК – окорок
ГЛТК – глоток

СД – суд
ШРП – шуруп
КСС – уксус
КСТ – куст
БРНДК – бурундук

БРН – баран
ТК – атака
РФ – арфа
МРК – марка
СТР – астра
КРМН – карман
БРК – барак
ШЛШ – шалаш
ФНТ – фант
ШРМ – шрам, шарм

ПРЗ – приз
PC – рис
ЛЛЯ – лилия
ФЛН – филин
PC – ирис

Конкурс 4. Редактор

Ведущий. В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Ведущий раздает командам тексты:

Я одел пальто и пошел гулять. ( На себя – надел. )

Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. ( Известен всей школе. )

У дороги стоял пожилой гриб. ( Старый. )

Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. ( Из-за. )

Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками . ( У чего четыре ножки ?)

Она уверена в свои силы . ( Уверена в своих силах. )

Конкурс 5. Устная речь

Подготовленные ученики читают стихотворение В. Шефнера «Устная речь»:

Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

Ведущий. В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой.

Ответы : 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

Конкурс 6. Найди ошибки

Ведущий. Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

Карточка

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

Конкурс 7. Веселая грамматика»

Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой:

Существительное – школа ,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь .
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах !

А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!

Ведущий. Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.

IV. Подведение итогов

Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи»

– Здравствуй!
– Привет!
– Что ты несешь?
– Несу разные вещи.
– Несуразные? Почему они несуразные-то?
– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел.
– Что не сумел?
– Отстань.
– Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
– Мел несу. Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
– Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
– Вот оно что.
– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
– Тамарка?
– Ага.
– И ничего, симпатичная?
– Красивая! Зеленая такая.
– То есть как?
– Зеленого цвета.
– Постой, постой. Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
– У кого волосы?
– Да у Тамарки-то.
– Что-о?!
– Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая. Там арка нарисована.
– Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
– Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка. Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
– Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
– А ну тебя.
– Да! Стой, стой!
– Ну, что еще?
– Привет передавай.
– Кому?
– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Объявление результатов.
Награждение победителей.

Класс красочно оформлен, подготовлены соответствующие реквизиты, раздаточный материал и т.д.

I. Подготовка. Домашнее задание.

Ребятам заранее даётся задание найти или придумать историю. Это может быть басня, притча, афоризм и т. д. Требования - она должна быть короткая, интересная, умело рассказанная.

Следующая загадка

Мария Рыбакова

Мария Рыбакова перейти к странице

Мария Рыбакова

Мария Рыбакова запись закреплена
Мама-солнышко

ЗАГАДКИ С ПОДВОХОМ

Подобрать себе я смог
Пару варежек для …
(не для ног, а для рук)

Моим сестричкам маленьким
Купили к лету …
(не валенки, а босоножки)

Круглой формы голова,
Той же формы буква …
(не А, а О)

Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно…
(не пять, а четыре)

Ты на птичку посмотри:
Ног у птицы ровно …
(не три, а две)

Говорил учитель Ире,
Что два больше, чем …
(не четыре, а один)

На уроках будешь спать —
За ответ получишь …
(не пять, а два)

Мы запомнили легко:
Номер первый — буква …
(не О, а А)

На обед сыночку Ване
Мама варит суп в …
(не в стакане, а в кастрюле)

Говорит нам папа басом:
«Я люблю конфеты с …»
(не с мясом, а с орехом или джемом)

Просит бабушка Аркашу
Из редиски скушать …
(не кашу, а салат)

Попросила мама Юлю
Ей чайку налить в …
(не кастрюлю, а в чашку)

И в Воронеже, и в Туле
Дети ночью спят на …
(не на стуле, а на кровати)

Во дворе трещит мороз —
Шапку ты одень на …
(не на нос, а на голову)

На дорогах стало суше —
У меня сухие …
(не уши, а ного)

День рожденья на носу:
Испекли мы …
(не колбасу, а торт)

Вся хрипит, чихает Лада:
Съела много …
(не шоколада, а мороженого)

В ползунках всегда одет
Спит в саду с пустышкой …
(не дед, а братик)

Чинят крыши, мебель, рамы,
На рыбалку ходят …
(не мамы, а папы)

И капризна, и упряма,
В детский сад не хочет …
(не мама, а дочка)

Куклам платьица, штанишки
Любят шить всегда …
(не мальчишки, а девчонки)

Лет, наверное, двести
Петиной …
(не невесте, а черепахе)

Чёрный весь, как-будто грач,
С крыши вдруг спустился …
(не врач, а трубочист)

К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный …
(не водолаз, а учитель)

Картину рисую я акварелью,
Как папа на даче ствол пилит …
(не дрелью, а пилой)

Холоднющее местечко
В доме нашем — это…
(не печка, а холодильник)

Ни к чему весь этот спор:
Резать ткань — бери …
(не топор, а ножницы)

Чтобы погладить майку, трусы,
Мама включает в розетку …
(не часы, а утюг)

Он — надёжная охрана.
Дверь не может быть без …
(не без крана, а без замка)

Мы гостей всех дружно встречаем:
Поим их свежемолотым …
(не чаем, а кофе)

Короли все на портретах
Нарисованы в …
(не в беретах, а в коронах)

Наберём цветов охапку
И сплетём сейчас мы …
(не шапку, а венок)

На базар идут старушки
Покупать себе …
(не игрушки, а продукты)

Хоккеистов слышен плач:
Пропустил вратарь их …
(не мяч, а шайбу)

С каждым днём к нам лето ближе,
Скоро встанем все на …
(не на лыжи, а на скейты или ролики)

У Иринки и Оксанки
Трехколёсные есть …
(не санки, а велосипеды)

Следующая загадка

«Игры с буквами и словами. Игра «Кто это? Что это?» для 1-4 кл.

Игры с буквами и словами.

Игра «Что это? Кто это?»

Десять КВА

Ранним утром на опушке

Громко квакают лягушки.

Много слов, и все слова

Всегда в себе содержат «КВА»:

В середине и в начале,

И вразбивку, и подряд…

Вы слова не раз встречали,

Пусть они заговорят!

1. Этот КВА научит читать.

__ __ КВА __ __

2. Этот – стремительно атаковать.

К __ ВА __ __ __ __ __ __

3. Этот жажду в жару утоляет.

4. Этот в пустыне степенно шагает.

К __ __ __ ВА __

5. Без этого конь лихой спотыкается.

__ __ __ К __ ВА

6. Плавает в этом рыбка-красавица.

__ КВА __ __ __ __

7. Этот, звук, означая, молчит.

8. Этот даёт молоко и мычит.

9. Этот не раз вы чертили в тетрадке.

КВА __ __ __ __

10. Эта растёт в огороде на грядке.

Десять ЛЮКОВ

Вот десять «ЛЮКОВ» - в любой загляни.

Ответы к загадкам подскажут они.

1. Без этого не играют в хоккей.

2. А в этом гулять веселей и вольней.

__ __ ЛЮ __ К __

3. Этот в руке у Бабы Яги.

4. Этот пекут, как пекут пироги.

5. Этот не знает, что значит улыбка.

6. Этот – в гнезде живущая рыбка.

__ __ ЛЮ __ К __

7. В тот молочко наливают кошке.

__ ЛЮ __ __ __ К __

8. Этот с болота приносят в лукошке.

9. Этот искал Карабас Барабас.

10. Этот опасен для рук и для глаз.

__ __ ЛЮ __ К __

Десять ЛЬВОВ

1. Первый ЛЕВ – властитель домны.

__ __ __ ЛЕВ __ __

2. А второй – цветочек скромный.

3. Третий ЛЕВ пасёт оленей.

__ ЛЕ __ __ В __ __

4. Этот острый, в мыльной пене.

5. Пятый – корм для лошадей.

6. ЛЕВ – источник новостей.

__ __ ЛЕВ __ __ __ __

7. Здесь, в седьмом, бычок вздыхает.

8. Этот полю помогает.

9. Этот в руки взял штурвал.

__ __ ЛЕВ __ __

10. А десятый очень вял.

ЛЕ __ __ В __ __

Десять РАКОВ

1. Этот РАК – из хлопка сшит.

Р __ __ А __ К __

2. Этот РАК на Луну спешит.

3. Этот – долгожданный день.

__ РА __ __ __ __ К

4. Этот РАК стругает пень.

Р __ __ А __ __ К

5. Этот – сторожил дворец.

__ __ РА __ __ __ К

6. Этот – кисленький леденец.

__ __ Р __ А __ __ __ К __

7. Этот – в портфеле твоём живёт.

__ __ __ РА __ К __

8. Этот – ночью в окно ползёт.

9. Этот – круг для шофёрских рук.

__ __ РА __ К __

10. Этот – множество закорюк.

__ __ РАК __ __ __

Девять КОТОВ

1. Этот КОТ из фланели сшит.

2. Этот КОТ на Луну спешит.

КО __ __ __ __ __ __ Т

3. Этот КОТ из подземных мест.

4. Этот КОТ хворостинки ест.

5. Этот КОТ в рукаве живёт.

6. Этот кот на руках идёт.

__ К __ О __ __ Т

7. Этот КОТ вызывает смех.

__ __ КОТ __ __

8. Этот КОТ восхищает всех.

К __ __ __ ОТ __

9. Этот КОТ проглотил письмо:

Сбоку – слова, на плече – клеймо.

КО __ __ __ __ Т

Восемь СОВ

1. Эта СОВА – грузовик, а не птица

Она по шоссе с тяжким грузом помчится.

С __ __ О __ ВА __

2. В этой – народная мудрость таится.

В жизни, быть может, она пригодится.

__ __ С __ ОВ __ __ А

3. Этой покорны и тигры, и львы,

Когда на арену выходят они.

__ __ __ С __ __ __ ОВ __ __ __ А

4. В этой запасы травы ты найдёшь

Под крышею, где не замочит их дождь.

5. Эта питается только словами

В книжке, читаемой учениками.

6. Для этой – учёный открытие дал

И в диссертации всё описал.

__ С __ __ __ __ ОВА __ __ __

7. Сердито шипит на плите СОВА эта,

Яичницу жарит, блины и котлеты.

С __ ОВ __ __ __ __ А

8. Эту СОВУ ты найдёшь без подсказки,

Если достанешь кисти и краски.

__ __ СОВА __ __ __

Шесть МАГОВ

1. Этот придумали люди в Австралии.

М __ __ __ А __ Г

2. Этот – и джаз, и частушки, и арии.

МАГ __ __ __ __ __ __ __

3. Этот – прекрасный восточный цветок.

МАГ __ __ __ __ __

4. В этом – различных товаров поток.

__ __ __ __ __ __ МАГ

5. Этот на клумбе; он мал и красив.

МА __ Г __ __ __ __ __ __

6. Если б не этот, вернее, не эта,

Я бы от вас не дождался ответа.

Шесть ОС

1. На этой ОСЕ в октябре позолота.

2. А эта растёт на лугу у болота.

3. Эта ОСА на Луну улетает.

__ ОС __ __ __ А __ __

4. Эта на Солнце худеет и тает.

__ ОС __ __ __ __ А

5. С этою спит в колыбели малыш.

6. Эта по классу крадётся как мышь.

__ О __ С __ __ __ __ А

Шесть СЛОНОВ

1. Этот СЛОН белоголовый

На столе живёт в столовой.

2. Враг шофёров этот СЛОН,

Много зла приносит он.

С __ __ Л __ __ О __ __ Н __ __

3. Этот бдителен всегда,

Он разводит поезда.

С __ __ __ ЛО __ Н __ __

4. Этот огненного цвета

В час заката и рассвета.

__ __ __ __ С __ ЛОН

5. Этот СЛОН со знаком плюс.

СЛО __ __ Н __ __

6. В этом дружба и союз.

С __ ЛО __ __ Н __ __ __ __ __

Шесть АИСТОВ

1. Этот АИСТ с жадным взором,

Он легко приводит к спорам.

Не позволяй ему расти

И доброту сбивать с пути.

2. Это АИСТ очень горд –

Мировой побил рекорд.

Поднял он тяжёлый груз,

Как с авоською арбуз.

__ __ А __ __ ИСТ

3. В этом АИСТЕ бензин

Спит в багажниках машин.

__ А __ ИСТ __ __

4. Этот школьник давних лет

В форму строгую одет:

И с кокардой на фуражке,

И с эмблемою на пряжке.

__ __ __ __ А __ ИСТ

5. Этот любит поезда,

Стук колёс над ним всегда.

Железного пути маршрут

Ты без труда нам впишешь тут.

__ А __ ИСТ __ __ __ __

6. Этот, голову склоня,

Молча бьёт слоном коня.

__ А __ __ __ __ ИСТ

Четыре ДРАКОНА

1. Этот ДРА по реке плывёт.

Этот КОН только вниз растёт.

2. Этот ДРА от села к селу.

В этот КОН положи стрелу.

3. Этот ДРА обижает всех.

Этот КОН вызывает смех.

4. Эти ДРА – штабельком в бору.

Этот КОН завершил игру!

Раз! Два! Три!

1. РАЗ состоит из слов.

ДВА – небольшой засов.

__ __ ДВ __ __ __ А

ТРИ над рекой парит.

2. РАЗ, рот раскрыв, стоит

ДВА на лугу растёт.

__ Д __ ВА __ __ __ __

ТРИ ты берёшь в поход.

Т __ __ __ РИ __

3. РАЗ не спеша читай.

РА __ __ __ __ З

ДВА – поднимает лай.

ДВ __ __ __ __ __ __ А

ТРИ у костра сидит.

Ассорти-1

1. Это УРА от других отличается

Тем, что летит и назад возвращается.

__ У __ __ РА __ __

2. Эта УХА на берёзе сидит.

__ __ УХА __ __

3. Эта РУКА притаилась в реке.

Р __ __ У __ КА

4. Этот БУЯН никогда не дерётся.

5. Эта ОВЦА на рубашке пасётся.

__ __ __ ОВ __ ЦА

Ассорти-2

1. Этот «автор» спит в портфеле.

АВТОР __ __ __ __

2. Этот «пони» – день недели.

ПОН __ __ __ __ __ __ И __

3. Этот «плот» из полотна.

П __ ЛОТ __ __ __ __

4. Этот «рак» сильней слона.

__ РАК __ __ __

5. Эта «марка» ест бананы.

МАР __ __ __ КА

6. Этот «сыр» с лесной поляны.

СЫР __ __ __ __ __

7. В этой «почке» нить накала.

8. Эта «почка» из металла.

9. Эта «пика» не остра –

Это ключик для костра.

Ассорти-3

1. Этот «гол» сквозь сукно прошёл.

2. Этот «лес» много пыли ест.

__ __ ЛЕС __ __

3. Этот «пень» с другими вместе

Говорит: «Повыше влезьте!»

__ __ __ ПЕНЬ __ __

4. Этот «яд» совсем не яд

Летом все его едят.

5. Эта «луна» на даче росла.

__ ЛУ __ Н __ __ А

6. Это «лев», но он, однако,

Был домашним, как собака.

__ __ ЛЕВ __ __ __ __

Ассорти-4

1. Этот «лес» по вагон залез.

2. Этот «рак» укусил верстак.

Р __ __ А __ __ К

3. Этот «кит» в котелке кипит.

КИ __ __ Т __ __

4. Этот «краб» убирает трап.

5. Этот «воз» к облакам прирос.

6. Этот «кот» в рукаве живёт.

7. Эта «лень» на ногах весь день.

8. Этот «мак» говорит «так – так».

МА __ __ __ __ К

9. Этот «крот» и эта «ель»

В цирке новом ждут зверей.

__ КРОТ __ __ ЕЛЬ

Ассорти-5

1. Лозунг этого «крота» -

«Ловкость, сила, красота!»

2. Эта «рифма» любит числа

И в стихах не видит смысла.

__ РИФМ __ __ __ __ А

3. «Веником» этим полов не метут,

В нём лисы, и выдры, и тигры живут.

__ __ __ __ ВЕ __ НИК

4. Могучие руки у этого «аиста».

__ __ А __ __ ИСТ

5. А эта «гора» на лианах качается.

Ответы

Десять КВА: букварь, кавалерист, квас, караван, подкова, аквариум, буква, корова, квадрат, тыква

Десять ЛЮКОВ: клюшка, полюшко, клюка, плюшка, злюка, колюшка, блюдечко, клюква, ключик, колючка

Десять ЛЬВОВ: сталевар, левкой, оленевод, лезвие, клевер, телевизор, хлев, полевод, рулевой, ленивец

Десять РАКОВ: рубашка, ракета, праздник, рубанок, стражник, барбариска, тетрадка, мрак, баранка, каракули

Девять КОТОВ : кофта, космонавт, крот, костёр, локоть, акробат, щекотка, красота, конверт

Восемь СОВ: самосвал, пословица, дрессировщица, сеновал, словарь, исследование, сковорода, рисование

Шесть МАГОВ: мустанг, магнитофон, магнолия, универмаг, маргаритка, бумага

Шесть ОС: осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка

Шесть СЛОНОВ: солонка, столкновение, стрелочник, небосклон, сложение, сплочённость

Шесть АИСТОВ: зависть, штангист, канистра, гимназист, магистраль, шахматист

Четыре ДРАКОНА: выдра, корень, дорога, колчан, задира, клоун, дрова, конец

Раз! Два! Три! : фраза, задвижка, стриж, разиня, одуванчик, топорик, рассказ, дворняжка, турист

Ассорти 1: бумеранг, глухарь, ракушка, бурьян, пуговица

Ассорти 2: авторучка, понедельник, полотенце, трактор, мартышка, сыроежка, лампочка, цепочка, спичка

Ассорти 3: иголка, пылесос, ступеньки, ягода, клубника, телевизор

Ассорти 4: колесо, рубанок, кипяток, корабль, воздух, локоть, олень, маятник, укротитель

Ассорти 5: акробат, арифметика, заповедник, штангист, горилла

Следующая загадка


«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.И. Куприн»

«Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.

К. Бальмонт»

I. Представление команд

Дети (хором).

Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

И, соревнуясь, с вами
Останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!

Все участники поют песню о КВН на мелодию песни «Улыбка» композитора В. Шаинского:

Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг,
И в это все мы будем верить.

Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.

II. Разминка

Ведущий. Ответьте, о ком или о чем говорится.

«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

Как называется школьный известняк? (Мел.)

Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)

Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)

Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)

Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)

Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

III. Основная часть

Конкурс 1. Постижение народной мудрости

Ведущий. Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

У него глаза велики. (У страха.)

Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)

Конкурс 2. «Что это? Кто это?»

Ведущий. В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.

Подготовленные ученики читают стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова»:

Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо.

Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

Ведущий. Ответьте на вопросы: что это? кто это?

Этот АВТОР спит в портфеле,
Этот ПОНИ – день недели.
Этот ПЛОТ – из полотна,
Этот РАК сильней слона,
Эта МАРКА ест бананы,
Этот СЫР – с лесной поляны.

Ответы: Авторучка. Понедельник. Полотенце. Трактор. Мартышка. Сыроежка.

Конкурс 3. Расставьте гласные

Ведущий. Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

Ведущий. А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске.

Команды получают задание на карточках:

КН – окно
ГРХ – горох
КЛКЛ – колокол
ТПТ – топот
БЛТ – болт
ПКЙ – покой
ГРН – горн
ТРН – трон
КРК – окорок
ГЛТК – глоток

БРН – баран
ТК – атака
РФ – арфа
МРК – марка
СТР – астра
КРМН – карман
БРК – барак
ШЛШ – шалаш
ФНТ – фант
ШРМ – шрам, шарм

Конкурс 4. Редактор

Ведущий. В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Ведущий раздает командам тексты:

Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)

Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)

У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)

Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)

Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)

Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

Конкурс 5. Устная речь

Подготовленные ученики читают стихотворение В. Шефнера «Устная речь»:


Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

Ведущий. В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой.

Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

Конкурс 6. Найди ошибки

Ведущий. Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

Карточка

За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

Конкурс 7. Веселая грамматика»

Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой:


Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!

А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!

Ведущий. Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.

IV. Подведение итогов

Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи»

– Здравствуй!
– Привет!
– Что ты несешь?
– Несу разные вещи.
– Несуразные? Почему они несуразные-то?
– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел.
– Что не сумел?
– Отстань.
– Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
– Мел несу. Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
– Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
– Вот оно что.
– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
– Тамарка?
– Ага.
– И ничего, симпатичная?
– Красивая! Зеленая такая.
– То есть как?
– Зеленого цвета.
– Постой, постой. Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
– У кого волосы?
– Да у Тамарки-то.
– Что-о?!
– Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая. Там арка нарисована.
– Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
– Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка. Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
– Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
– А ну тебя.
– Да! Стой, стой!
– Ну, что еще?
– Привет передавай.
– Кому?
– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Читайте также: