Загадка дома на холме

Обновлено: 22.11.2024

Создатель «Призрака дома на холме» и «Призраков усадьбы Блай» Майк Флэнеган рассказал, при каких условиях может появиться третья часть сериала-антологии. В недавнем интервью Entertainment Weekly режиссёр отметил, что для нового сезона нужен будет «правильный материал».

«Если звёзды сойдутся так, что мы решим вернуться в мир „Призраков“, продолжение непременно должно быть в той же атмосфере, что мы создали ранее. Нужна правильная история о призраках, чтобы она соответствовала „Усадьбе Блай“ и „Дому на холме“», — говорит Флэнеган.

Первая часть антологии, «Призрак дома на холме» основана на одноимённом романе Ширли Джексон. Эта история рассказывает о семье Крэйн и разворачивается в двух периодах: в прошлом — где семья только что переехала в тот самый Дом на холме, и в настоящем — где дети стали взрослыми и живут своей жизнью.

В основу второй части, «Призраки усадьбы Блай», легла повесть «Поворот винта» Генри Джеймса. Главная героиня, американка Дэни, устраивается няней к двум сиротам, которые живут в Англии в огромном поместье с призраками.

«Одна из вещей, которые определяют для меня антологию „Призраков“, заключается в том, что обе части — это классические литературные произведения, переосмысленные и перенесённые в наши дни. „Полуночная месса“ всегда была для меня чем-то оригинальным, важным и личным, так что я не собирался делать его частью этой вселенной», — признаётся режиссёр.

Новый проект Флэнегана, сериал «Полуночная месса» выйдет на Netflix 24 сентября 2021 года. Он расскажет о молодом священнике, приехавшем на изолированный остров.

Следующая загадка

На Netflix вышел новый хороший сериал от Майка Флэнегана – «Полуночная месса». Но прежде, чем говорить о нем, надо сначала восстановить нервную систему и вспомнить другой его отличный проект – «Призрак дома на холме».

Майк Флэнеган известен тем, что снял несколько коммерчески успешных хорроров и «Доктор Сон», который может посоперничать с «Комнатой» и «Троллем 2» за звание худшего фильма в истории. И даже обыграть их, потому что он еще и не смешной. Удивительно, что всего за год до провальной экранизации Стивена Кинга Флэнеган снял сериал по мотивам книги другой культовой хоррор-писательницы – Ширли Джексон – «Призрак дома на холме».

Полин Кейл в одной из своих книг писала, что на оригинальной экранизации «Призрака дома на холме» люди уходили из зала, не понимая, почему в фильме ужасов на экране ничего не происходит и почему им вообще не страшно. Наверное, любителям монстров и жестокости в кадре этот сериал тоже не очень понравится. Потому что пугающих моментов на 10 часов хронометража здесь не так много. Они, правда, берут качеством, а не количеством. Как раз из-за небольшого количества скримеров, они всегда оказываются неожиданными и пугают от этого еще сильнее. Но бОльшую часть времени герои просто выясняют отношения, и оказывается, что сериал вообще не призраков, а про любовь, доверие, а точнее недоверие и неумение прощать. И пугающие моменты связаны в основном с тем, как члены одной семьи относятся друг к другу.

Вот брат, который пришел поделиться радостью, что уже несколько недель не употребляет наркотики, а получает в ответ только укоры, вот сестра не берет трубку от другой сестры, зная, что у нее проблемы. А вот отец, который желает детям только лучшего, но они его почему-то отталкивают. В продолжение сезона мы узнаём мотивацию всех персонажей и понимаем причины того, почему они такими выросли.

«Призрак дома на холме» ухитряется и пугать, и размышлять на философские темы. Помните, в «Доктор Живаго» был персонаж, который настолько боялся, что во время гражданской войны враги убьют его семью, что взял топор и зарубил их сам? Здесь мать семейства сходит с ума на этой же почве: под влиянием дома, ей начинает казаться, что жизнь – это страшный сон, кошмар, в котором срочно нужно проснуться. Умереть – значит, спастись от ужасов внешнего мира. В противовес этой позиции выступает основная идея сериала – мир страшен, но, чтобы спастись от него, необязательно умирать, а можно попробовать это сделать при помощи поддержки и любви близких. Это семейство видело призраков, потому что сами были мертвы внутри, там была одна пустота, которую заполняли страх, страдание и чувство вины. Если пытаться огородить себя стеной от внешнего мира, страху и вине всегда хватит места с тобой.

Поэтому один из призраков и говорит отцу Крейнов, что это их дом на века. Потому что не верит, что эта семья способна снова полюбить друг друга. Этот дом на холме, эта картина мира с жутью и привидениями – это мир без любви и тепла. Поэтому сериал хоть и значится фильмом ужасов, но поводов пустить слезу в нем не меньше, чем поводов испугаться.

Единственный минус – Флэнеган слишком увлекся кадрами-рифмами. Все переходы сделаны одинаково. В одной эпохе персонаж берет яблоко, откусывает его уже в другой, в одной эпохе открывают дверь – в другой в нее заходят. В какой-то момент ты уже сидишь и думаешь: «Да мы поняли эту тему про связь времен и нелинейное повествование, может, хватит уже. » Если Флэнегана когда-нибудь позовут на интервью, он там может смело рассказывать, как делал по три тысячи кадров-рифм за один подход.

Таким образом, «Призрак дома на холме» понравится всем любителям фильмов ужасов с элементами драмы. И если на вопрос: «Есть ли призраки?» – в конце сезона нам ответят, то вот, как режиссер таких талантливых сериалов умудрился снять фильм «Доктор Сон», останется загадкой навсегда.

Пишите в комментариях, как вам «Призрак дома на холме» или «Полуночная месса», если уже посмотрели. И почему вам не понравился«Доктор Сон»!

Ps. У меня с другом в телеграме есть дневник нашего киночелленджа, в котором мы по очереди показываем друг другу фильмы (по возможности редкие) и оцениваем их по шкале от -5 до 5. Там мы пишем небольшие отчеты про все фильмы, которые посмотрели, и ведем счет.

Следующая загадка

Я никогда не любил тот дом. Его скрипящие половицы, его плесень на брусьях, его извечно затянутые паутиной стены подвала. Мне всегда казалось, что воздух там пропитан тленом, а в тёмных уголках прячутся призраки.

И каждый раз возвращаясь туда, в место, которое мама называет родовым гнездом, я чувствую этих призраков. Вижу вещи, которые когда-то были, но уже исчезли. Ощущаю запахи из детства, на микросекунды передо мной появляются сцены, которые случились когда-то. Когда одной осенью мама сжигала старые вещи на заднем дворе, я слышал, как эти призраки кричат.

Взрослея и переезжая, мы, так или иначе, остаёмся в родовом гнезде. Дом, в котором мы провели детство, приходит во снах и иногда видится нам наяву. В конечном итоге, всё идёт из детства, мы сотканы из детских воспоминаний.

Я не уверен, что сериал The Haunting of Hill House («Призраки дома на холме») Майка Флэнегана («Окулус», «Сомния») для Netflix будет близок каждому. Но людям вроде меня, которые вместе с братьями и сёстрами выросли и бросили однажды родовое гнездо — точно будет.

Действие сериала разворачивается в двух временных промежутках: в прошлом, когда главные герои ещё были детьми и жили в проклятом особняке, и в настоящем, где они уже взрослые, проживают свои жизни. Так обычно и происходит, когда взрослеешь: родители отпускают своих детей, а дети разъезжаются по своим углам мира. Но дом. тот самый дом не отпускает героев The Haunting of Hill House и вновь объединяет их вокруг себя.

Семья Крэйнов, слева направо: Теодора, Стивен, Нелл, Люк и Ширли

Если убрать из сериала все события настоящего и оставить только прошлое, то получится классический, хоть и красивый хоррор про проклятый особняк с призраками. Мать, постепенно сходящая с ума, дети, что видят прошлых обитателей дома — тут всё стандартно и, можно даже сказать, банально. Классика жанра, как старый одноимённый роман, лёгший в основу сериала. Однако сериал берёт из него лишь общую концепцию, да и то — условно.

Но благодаря повествованию в настоящем времени, The Haunting of Hill House становится чем-то большим, чем просто историей про проклятый дом. Это — большое исследование влияния детства на человека, аккуратное высказывание о сложных семейных отношениях и взрослении, проходящее сквозь пространство и время. «Призраки дома на холме» — в большей степени о живых, нежели о мёртвых.

Старший сын, Стивен, стал успешным писателем ужасов — наибольшую славу ему принесла книга о том самом доме и печальных событиях, что в нём произошли.

Теодора — психолог. В работе ей помогает необычный дар: касаясь человека или какого-либо предмета, она может в общих чертах увидеть его историю. Чтобы не чувствовать лишнего, она всегда носит перчатки.

Люк и Нелл — близнецы, они связаны между собой. Что чувствует один — чувствует и другой. Люк — наркоман-героинщик, что запросто может обокрасть родных ради дозы. А Нелл. с ней всё непросто.

Майк Флэнеган пугает стандартно: призраки здесь классические. «Дама с шеей», что приходит к Нелл во время сонного паралича, высокий тощий человек с тростью и в котелке — мертвец, преследующий Люка, призраки с бледной кожей, аккуратные уместные скримеры, гроза, темнота и фонари, привычный для фильмов жанра приём «оно за твоей спиной». Ничего иррационального или непривычного.

Другое дело, что непосредственно хоррор здесь — явление редкое. На первый план выходят именно отношения детей Крэйнов, что в прошлом, что в настоящем. Смертью Нелли дом призывает их и объединяет вновь. И, как выясняется, со временем братья и сёстры, в общем-то, перестали быть друг другу действительно родными.

Ширли корит Стивена за его книгу, в которой он описал события, что на самом деле не видел. Теодора боится сближаться с кем-либо, включая собственных родственников. Люк вламывается в квартиру к старшему брату и крадёт у него ценные вещи. У каждого из них своя жизнь, и каждой жизни Флэнеган уделяет достаточно экранного времени, что никогда бы не вышло в тесных рамках полуторачасового фильма.

У каждого из детей есть своя серия, которая раскрывает причины и показывает следствия. Флэнеган никуда не торопится — он медленно сматывает клубок событий и переплетает прошлое и настоящее. События подаются под разными углами и с разных точек зрения, а каждое действие героев имеет необратимые последствия.

Повествование скачет по разным временам даже в рамках одной эпохи, но вы никогда не запутаетесь — Флэнеган всегда ставит акценты на каких-то незначительных на первый взгляд вещах, которые затем «стреляют», как то самое ружьё у Чехова. Если не в этой же серии, то в следующей или даже позже.

Прошлое и настоящее переплетаются, образуя цельную историю, длинною едва ли не в целую жизнь.

The Haunting of Hill House блистательно написан: это уровень Мартина Макдоны или даже выше.

Следующая загадка

2018 богат на психологические ТВ-драмы. «Патрик Мелроуз», «Острые предметы», «Маньяк», «Соболезную вашей утрате», «Возвращение домой» — год вышел сильным, а каждый из сериалов так или иначе задевал эмоционально.

«Призраки дома на холме» попадает в эту категорию — и он истощает абсолютно все. Эмоции, нервы, душевное равновесие. В одной серии пробирает до мурашек, а сразу в следующей заставляет плакать навзрыд. Казалось бы, забитая фабула о мистическом доме с привидениями, сводящими с ума жителей — ну и куда тут бояться?

Только вот самое страшное в «Призраках дома на холме» начинается, когда призраки исчезают.

Семья Крэйнов переезжает в новый дом — а точнее, готический особняк, который после реставрации собираются продать. Всего их семеро: Хью (Генри Томас), Оливия (Карла Гуджино) и их дети Ширли (Лулу Уилсон из «Острых предметов»), Тео (совершенно бесподобная звезда «Одаренной» Маккенна Грэйс), Стивен и самые младшие близнецы Люк с Нелл. С первых же дней начинает происходить нечто странное — от скрипа в полу и скрежета в стенах до гуляющих по ночам (очень жутких) призраков.

Почти у каждого он свой: Нелли во сне будит «Леди со свернутой шеей», Люк прячется от условного Слендермена в шляпе и с тростью. Другим досталось чуть меньше — чаще всего они слышат лишь голоса, звуки, но местами мелькает и нечто фантомное. Одной ночью отец поднимает всех детей, садит их в машину, и Крэйны покидают проклятый дом. Но, конечно же, сам дом отпускать никого не собирается.

Прошло 26 лет. Ширли (Элизабет Ризер) вышла замуж и открыла похоронное бюро, Тео (Кейт Сигел) стала психологом и живет по соседству. Стивен (Михил Хаушман) теперь успешный писатель, а вот с близнецами все непросто: Люк (Оливер Джексон-Коэн) шатается по реабилитационным нарко-центрам, в то время как Нелл (сильный полнометражный дебют Виктории Педретти) меняет одного психолога за другим и постоянно глотает таблетки. Доходит до того, что Нелли совершает самоубийство. В том самом доме — прямо как ее мать 26 лет назад.

«Призраки дома на холме» — это сериал, который постоянно рефлексирует. Конечно, дом оставил отпечаток не только на близнецах — у старших просто более красивая обложка. На деле Ширли маниакальная идеалистка, у Тео проблемы с эмпатией, а Стивен получает кровавые деньги за истории о чудовищах из прошлого, в которых сам отказывается верить.

Так живет семья Крэйнов — каждый со своими психологическими призраками, выросшими из вполне «реальных» привидений.

Со смертью Нелл все только обострилось — воспоминания триггерят под стать флэшбэкам «Патрика Мелроуза», а миражи дома теперь преследуют героев и в реальном мире. Да, мир проклятого особняка был другим, детское восприятие не давало персонажам трезво осознать происходящее. Но теперь Крэйны повзрослели, и переваренное прошлое заметно сказалось на психике — у каждого в своей, острой форме.

Зрителей дом тоже не оставляет в покое — Майк Флэнеган, снявший не менее психотропные «Окулус» и «Игру Джеральда», а теперь работающий над сиквелом «Сияния», об этом изрядно позаботился. Если вы, такой же пугливый, как я, привыкли смотреть на бэкграунд во время особо страшных моментов в надежде не словить скримера прямо по центру экрана — в «Призраках дома на холме» эта уловка не сработает.

Потому что фон в стенах особняка пугает не меньше.

Тут и меняющееся от сцены к сцене положение голов статуй-ангелов (привет, «Доктор Кто»), и спонтанные скримеры из любого края камеры (перед некоторыми даже затуханием музыки не предупреждают!), и неподвижные размытые фигуры призраков на заднем плане. По последним, кстати, в сети уже гуляют целые подборки — настолько их много спрятано в каждом эпизоде.

Дом пытается свести с ума — держать в той же атмосфере, в которой некогда жили герои. Когда каждый угол и скрип теперь кажется подозрительным — где-то мелькнуло чье-то бледное лицо, в другой сцене под дверью пробежала тень. Изначально эти мелкие детали кажутся интересными, аутентичными, но по мере просмотра все больше нагоняют ужас.

Потому что осознаешь, что бежать некуда — дом следит за твоим взглядом и старается напугать каждой частью экрана. И только теперь понимаешь, как ему удалось «запереть» главных героев — ведь в итоге мы сами оказываемся в ловушке.

«Призраки дома на холме» смотреть страшно и сложно — это один из немногих хорроров, который пугает одновременно на интуитивном и мета-уровнях. За первое отвечают банальные скримеры и призраки, за второе глубина атмосферы, откуда все исходит. Многие жанровые фильмы предлагают только что-то одно — либо дергают выпрыгивающими тварями, либо вкладываются в создание нагнетающего ужаса.

Формат мини-сериала позволил «Призракам дома на холме» объединить обе формулы — и выдать чуть ли не эталонный телевизионный хоррор современности.

Но это лишь одна сторона. С другой сериал интерпретирует болезненный опыт, который так или иначе знаком каждому зрителю. Кто-то найдет свои привычки в поведении Ширли, другого загонит в депрессию финальный монолог Тео (пожалуй, самая сильная и изматывающая сцена за все 10 эпизодов), третьему окажется близко одиночество Нелл. Осознание себя в главном герое — это и есть самый страшный элемент «Призраков дома на холме». И ни дом, ни призраки тут уже не при чем.

Читайте также: