Загадка для знакомства с биосферой

Обновлено: 24.12.2024

1. развивающая: развитие логического мышления, интеллектуальных способностей и других познавательных процессов.

2. воспитывающая: воспитание культуры отношения в классе.

Активная форма: урок беседа, отгадывание загадок.

Оборудование: Плакат с аппликацией, призы для загадок.

Здравствуйте дети! Мы пришли к вам чтобы познакомится. Встречаться с вами мы будем каждый понедельник.

Итак давайте же познакомимся. Меня зовут (Марина, Настя, Даша, Катя), а как зовут вас? Это мы сейчас узнаем с помощью волшебного шарика, получив этот шарик в руки, громко назовите свое имя и передайте другому. Идет игра «Волшебный шар».

играют в игру с шариком

Ребята, а что делают люди при встрече? (здороваются). Давайте поиграем с вами в игру «Добрый день ». Я буду произносить слова и обращусь к кому-либо из вас; те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали мое приветствие.

Идет игра «Добрый день».


- добрый день всем девочкам;
- добрый день всем мальчикам;
- добрый день всем, у кого белые блузки;
- добрый день всем, кто любит конфеты;
- добрый день всем у кого есть кошки и коты;
- добрый день всем, кто хочет ходить в школу.

Вот мы с вами познакомились и поприветствовали друг друга.

Знаете ли вы что каждый человек особенный? А что его делает особенным? Особенным его делают интересы и увлечения. Ребята, а вы увлекаетесь чем либо? (да). А давайте с помощью волшебного цветка узнаем кто чем занимается. На доске у нас висит плакат с началом цветочка,

а чтобы этот цветочек стал полным каждый из нас должен рассказать про себя и прикрепить лепесток. Давайте же начнем.

Ребята, а хотите ли вы поиграть в несколько интересных игр? (да)

Ну тогда мы предлагаем вам игру которая называется «Бывает - не бывает».

Кот Васька стащил сметану. Так бывает? (да)

Съел ее и довольный залаял: ав-ав! Так бывает? (нет) А как бывает? (коты не лают, а мяукают).

Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «Мяу-мяу! И я хочу сметаны!» Так бывает? (нет, собачки лают, а не мяукают)

Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее. Так бывает? (нет, рыбы не летают, и коты тоже)

Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка возле норки и караулит. Так бывает? (нет)Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит их в холодильнике. Так бывает? (нет) а как бывает?

Ну вот мы с вами поиграли еще в одну игру. Вы наверное устали? (да, нет). Давайте мы с вами отдохнем и проведем физ. минутку. Встаем около свои парт и повторяем за нами.

Это маленький жучок,

Который поедает все вдоль и поперек.

Съела мамино пальто.

Съела папины штанишки.

Съела плюшевого мишку,

Оделась и пошла в кино.

Ребята, хотели бы вы сыграть еще в несколько игр с нами? (да).

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Подобрать к слову как можно больше определений, сказанное не повторять. Показывают картинку с предметом, за каждое слово - конфетка. Например: яблоко — сочное, круглое, красное, большое, наливное, спелое. Груша, лиса, белка, ежик.

Так здорово, вы так много знаете. А знаете ли вы сказки? (да). А какие сказки вы знаете? (дети перечисляют названия сказок, которых они знают). Ребята, вы любите отгадывать загадки? (да). Ну тогда давайте будем отгадывать загадки в которых встречаются герои из сказок которые вы знаете.

1. Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло . (Буратино)

2. Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это - доктор . (Айболит)

3.Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый . (Карлсон)

4."Зеркальце, скажи, будь мило,
Кто на свете всех белее?" -
Как-то мачеха спросила,
Та, что всех хитрей и злее.
И ответило, сверкая,
Зеркальце, чуть-чуть помешкав:
"Всех прекрасней молодая
Падчерица . " (Белоснежка)

Следующая загадка

Цель урока: создание условий для осознания и первичного закрепления новой учебной информации об особенностях планеты Земля, и взаимосвязи биосферы с другими оболочками.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе; учение Вернадского В.И. о биосфере;
  • гипотезы возникновения жизни на Земле,
  • закономерности распространения жизни на Земле.

Развивающие:

  • убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами;
  • развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;
  • продолжить формирование умений сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

  • формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме "Биосфера"»

Урок в 6 классе

Тема «Биосфера – оболочка Земли»

Цель урока: создание условий для осознания и первичного закрепления новой учебной информации об особенностях планеты Земля, и взаимосвязи биосферы с другими оболочками.

Задачи урока:

Образовательные:

сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе; учение Вернадского В.И. о биосфере;

гипотезы возникновения жизни на Земле,

закономерности распространения жизни на Земле.

Развивающие:

убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами;

развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

продолжить формирование умений сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью.

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся давать определение о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе; учение Вернадского В.И. о биосфере;

Выявлять и приводить примеры взаимосвязи биосферы с другими оболочками.

Познавательные: делать анализ и отбор информации, давать определения понятиям

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли

Регулятивные: умение учащихся ставить учебные цели и задачи, оценивать работу

Развитие интереса к изучаемой теме, уважительного отношения к чужому мнению

Оборудование: схема «Строение биосферы», схема «Основные факторы, определяющие границы биосферы», презентация к уроку.

I. Организованное начало урока

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встречи с вами.

Психологический настрой:

Все друг к другу повернулись,

Все друг другу улыбнулись.

Повернулись и ко мне,

Улыбнитесь-ка и мне.

II. Постановка и решение УЗ

-Формулировка цели урока (самостоятельно).

-Активизация знаний

Какие оболочки Вы знаете?

Что они собой представляют?

Ш. Осмысление. Знакомство с новой темой.

Изучая географию, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. Чем уникальна наша планета — эту проблему мы будем решать на уроке. Уникальность (единственность, исключительность) планеты Земля состоит в том, что ее населяют живые организмы, на ней есть жизнь.

-Как Вы думаете, какой возраст нашей планеты?

Развитие жизни насчитывает около 4млрд. лет.

1. Происхождение жизни на Земле.

-Как появилась наша Земля?

-Что вы знаете о зарождении жизни на Земле?

Гипотезы о происхождение жизни

Жизнь существовала всегда;

Происхождение жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов подчиняющимся физическим и химическим законам.

2. Биосфера. Границы биосферы.

Название оболочки, где распространена жизнь, в конце XIX в. дал австрийский геолог Эдуард Зюсс. Этот ученый ввел термин «биосфера» (от слова «биос» — жизнь, «сфера» — шар). В 20-е гг. XX в. выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский разработал целостное учение о биосфере и ноосфере» «…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки. На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы…» В.И.Вернадский.

По его мнению, биосфера — это не только область жизни, но и сложная природная система, которая преобразует живые организмы.

-Что отличает нашу планету от других планет Солнечной системы?

Это наличие на ней жизни.

-Почему биосферу называют «пленкой жизни»?

-Что входит в понятие «биосфера»? (выслушиваются мнения учащихся)

Биосфера (греч. bios — жизнь и sphaira — шар) — это оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими. Она включает почти всю гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры

Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов.

Биосфера сформировалась в области взаимодействия воздуха, воды и горных пород,
Пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов. Существование жизни ограничивается значениями температуры от – 250 до +160. °С и давлением 0,001—3000 атм. Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря.

Задаются вопросы на осмысление услышанного материала:

- Какую оболочку земли называют биосферой?

-Каковы границы распространения живых организмов?

Атмосфера – тропосфера + озоновый экран

Вся толща гидросферы

Литосфера – земная кора до глубины 3-7 км.

- Какие сферы включает в себя биосфера?

Проводится работа с учебником по законченным смысловым фрагментам, задаются вопросы на осмысление прочитанного материала. (Стр.156 - 157)

- Назовите виды живых организмов, населяющих нашу планету.

- Что означает слово «биосфера» в переводе с греческого языка?

- Какова главная особенность живых организмов?

- Что дает живым организмам такое свойство как приспособляемость?

- Почему распространение живых организмов имеет определенные границы?

Задание №1. Проанализировать схему.

Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры.

3. Взаимосвязь организмов. Биоценоз.

Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части суши и воды.

Определим насыщенность жизни в биосфере.

Величины, характеризующие главный слой жизни

(по В.А. Успенскому)

Примерно средняя мощность главного слоя жизни (в м)

Средняя биомасса в главном слое жизни (в г углерода на 1 м 3 )

Область суши с почвенным покровом

Шельфовые области моря

Из приведенных данных отчетливо видно, что концентрации живого вещества в расчете на единицу площади насыщенного жизнью слоя биосферы падает по мере перехода от наземных условий к типичным океаническим.

- А как вы думаете, ребята без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?

Работа с учебником (стр158)

Составим схему круговорота веществ и энергии в природе.

Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и уг­лекислого газа под воздействием солнечных лучей выделяют необ­ходимые для жизни вещества и кислород. Травоядные животные пи­таются растениями. В свою очередь, хищники поедают травоядных животных. После гибели животных и растений на Земле скаплива­ются их останки. Микроорганизмы разлагают, перерабатывают их, и они снова становятся пригодными для питания растений.

Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в

одинаковых природных условиях, называют биоценозом (по-гречески «био» — жизнь, «це­ноз» - общий).

- Назовите примеры биоценоза в природе, территории с одинаковыми природными условиями. (болота, озера, луга, леса, пустыни).

4. Разнообразие организмов на Земле

Учащиеся изучают текст на стр156-157 учебника и отвечают на вопросы:

- Сколько видов живых организмов на Земле?

- Что такое органический мир?

- Почему человек — часть органического мира?

- Назовите условия для существования организмов?

Задание №2. Составить схему «Условия существования организмов».

Условия существования организмов

( создаваемые неживой природой)

проникание температура влажность световой

света

- Какие особенности характеризуют мир растений?

- Каковы особенности обитания живых организмов в Океане?

Живые организмы живут в различных средах обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, тела других организмов.

Наибольшую концентрацию живых организмов в биосфере на­блюдается у границ соприкосновения:

Задание №3.Проанализировать схему.

Все организмы связаны между собой обменом веществ и энергии.

- Где можно встретить живые организмы?

Организмы встречаются в самых необычных и очень суровых условиях: во льдах на вершинах гор, в безводных пустынях и соляных озерах, в подземных нефтяных пластах.

Задание №4. Составить кластер «Царства живых организмов»

Задание №5. Проиллюстрируете примерами на краеведческом материале.

Организмы разнообразны по форме и размерам.

- Как Вы думаете, кто на Земле преобладает?

Среди животных – насекомые, среди растений – покрытосеменные.

-Основную массу составляют растения, а по видовому разнообразию животные. Почему?

3/4 по видовому составу - животные, по массе живого вещества (биомассе) – растения.

Некоторые виды растений и животных сохранились на нашей Земле, пережив глобальные климатические изменения и оледенения. Это – реликты древние, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания.

Распространение организмов – неравномерно.

Основная масса сосредоточена на суше.

-Как Вы думаете, почему?

5.Экологические проблемы биосферы

Тысячелетиями человек брал из природы, не нарушая сложившего равновесия. Возможно ли современное развитие человечества и природы в гармонии, без взаимного уничтожения?

-Причины возникновения экологических кризисов в истории человечества?

-Назовите современные экологические проблемы:

Снижение плодородия почв;

Загрязнение водных источников;

Нерациональное использование природных ресурсов;

Сокращение видового разнообразия животных и растений;

Влияние окружающей природной среды на здоровье человека;

Алгоритм решения проблемы:

-выдвижение гипотезы;

-совместный поиск оптимальных решений проблемы.

-В заключение учитель рассказывает учащимся об охране природы, показывает картины и обращает особое внимание на мероприятия, проводимые в той природной зоне, в которой находится школа.

Когда-то и я не убить не мог,

Что б ни летало над головой:

Садился за весла - ружье у ног,

Шел в чащу - заранее взводил курок,

На жатву брал дробовик с собой.

Стрелял и коршуна, и воробья,

Не разбираясь - друзья? Враги?

На ток хожу без ружья,

Катаюсь по озеру без остроги.

Доверие птиц умею ценить:

Бывает легко на душе, когда

Случайно удастся жизнь сохранить

Птенцу, упавшему из гнезда.

Себя самого узнать не могу,

Осинки в лесу зазря не срублю,

В корнях родничок, что клад, берегу,

На муравейник не наступлю,

-Люблю все живое,

Живых люблю. Л.Яшин.

Первичное закрепление новой информации:

1. Задание «Установи соответствие».

Б – Растения, животные и микроорганизмы

В – Ультрафиолетовые лучи и температура

Г – В.И. Вернадский.

Д – Размножение и приспособляемость

Е – Сферы, составляющие биосферу

1. Оболочка Земли, населённая живыми организмами.

2. Академик, основоположник биогеохимии.

3. Естественные факторы, влияющие на организм

4. Виды живых организмов

5. Почти вся гидросфера, нижняя часть атмосферы и верхняя часть литосферы

6. Свойства живых организмов

2. Задание «Допиши слово».

Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части … и …. Они могут существовать между собой и с природной средой в тесной …. Основа этой связи - …

Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и уг­лекислого газа под воздействием … выделяют необ­ходимые для жизни вещества и кислород.

Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях, называю. … Например, биоценозом являются болота,

Взаимопроверка (на доске - правильные ответы)

3. неразрывной связи

4. зеленые растения

5. солнечных лучей

7. озера, луга, леса, пустыни

Взаимопроверка (на доске - правильные ответы)

Ключ: А-1 Б-4 В-3 Г-2 Д-6 Е-5

Вывод по теме:

Биосфера – это оболочка жизни, все организмы которой существуют между собой и с природной средой в тесной неразрывной связи.

Биологический круговорот определяет связь всех оболочек Земли.

Экологически грамотное поведение человека сохранит уникальность Земли.

Следующая загадка

Чтобы уроки географии были яркими и интересными, я использую географические загадки. Применение загадок на уроке создаёт атмосферу творческого поиска, что является необходимым условием получения знаний.

Просмотр содержимого документа
«1 Загадки о земле, вселенной и космических телах»

Географические загадки

Состоит из точек свет, полна горница планет. (Космос)

Там все знаки зодиака- водолея, девы, рака, светятся и ночью и днём, туда смотрит астроном. (Космос)

Пространство, где нельзя повеситься. (Космос)

Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне — дна.(Космос)

Океан бездонный, океан бескрайний, безвоздушный, темный, и необычайный, в нем живут Вселенные, звезды и кометы, есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

Млечный путь, созвездие

На каком пути ни один человек не бывал? (Млечный путь)

Медведь на глыбе ледяной, подружка в небе над волной.она – созвездье, он живой в блестящей шубе меховой. Он дружит с ветром и водой, она – с Полярною звездой. Никак не могут встретиться медведь с Большой … (Медведицей)

Из какого ковша не пьют не едят, а только на него глядят (Созвездие большой медведицы)

Кто-то утром не спеша надувает красный шар. А как выпустит из рук - Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Без него плачемся, а как появится - от него прячемся. (солнце)

Желтая тарелка на небе висит. Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

В дверь, в окно, стучать не будет, а взойдет и всех разбудит.(Солнце)

Все его любят, а посмотрят на него, так морщатся. (Солнце)

Самая большая звезда за оконцем. Что это? Конечно же, … (Солнце)

В синей чаще алый мяч, он и светел, и горяч. (Солнце)

Большой подсолнух в небе, цветет он много лет, цветет зимой и летом, а семечек все нет. (Солнце)

Бродит одиноко огненное око. Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце)

Встала красная девица рано, встала бела да румяна. Умылась ясной росой, увилась золотой косой. Сама, добрая, на всех глядит, а на себя не велит.

Катится по голубому блюдечку золотое яблочко (солнце и небо)

Над рекой остановился шар воздушный, золотой. А потом за лесом скрылся,
Покачавшись над водой (солнце)

Светит, сверкает, всех согревает. (солнце)

Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт,не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?(солнце)

Утром рано я проснусь, посмотрю — и засмеюсь, ведь в моё оконце
Ярко светит. (солнце)

Не огонь, а греет, не лампа, а светит, как мячик круглое. Как тыква, жёлтое.(солнце)

Кто входит в окно и не раскрывает его? (свет, солнце)

Кто в году четыре раза переодевается (Земля)

Сколько не езди, не ходи тебе конца тут не найти. (земля)

Планета голубая, любимая, родная, она твоя, она моя, называется…(Земля)

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, что она большущий шар (Земля)

Знают все: и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)

На ней живут деревья, на ней широкие поля, на ней живем и ты, и я.
Наш дом - … (Земля)

А тмосфера и вода, Солнце, тёплые ветра, круглая, вращается, как называется? (Земля)

О на обитаема, покрыта водой, богат и насыщен, живой её мир! (Земля)

К ружится, вертится, планета давно, суш, морей, океанов полно, флора и фауна, на ней процветает, ну же дружок, как её называют? (Земля)

Ц вета голубого, из космоса видна, четыре времени года, имеет всё ж она! (Земля)

Н очь сменяется днём, засуха, дождями, а обширные леса, океанами, морями! (Земля)

М атерики и острова, моря и океаны, планету эту ты дружок, из тысячи узнаешь! (Земля)

В округ Солнышка вращается, день на ночь на ней сменяется, лето, зима, осень, весна, из года в год меняет …(Земля)

С тепи, горы и леса, вот природная краса, океанами покрыта, пустынями укрыта! (Земля)

Н а этой планете, флора богата, и фауна очень, разнообразна! (Земля)

С путник у неё Луна, вокруг Солнца вращается, притяженьем обладает, как планету называют? (Земля)

В голубой станице девица круглолица. Ночью ей не спится – В зеркало глядится. (Луна)

Освещает ночью путь, звездам не дает заснуть, пусть все спят, ей не до сна, в небе не заснет … (Луна)

Волчок, волчок, покажи другой бочок, другой бок не покажу, я привязанный хожу. (Луна)

Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не съели, но осталась в небе только апельсиновая долька.(Луна, месяц.)

У бабушки над избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)

Когда люди зажигают фонари, на небе появляется она, и ярче ламп земных горит,
Что это? (Луна)

Выше леса стоячего, выше облака ходячего, на поляне синей пасется жеребец сивый. Днем он спит, а ночью глядит. (Месяц)

Астроном - он звездочет, знает все наперечет! Только лучше звезд видна
В небе полная …(Луна)

Выше леса стоячего, выше облака ходячего, по высокой дороге идёт бычок круторогий. Днём он отдыхает, а ночью гуляет. (Месяц)

Подрастал, подрастал, был рогатым — круглым стал. Только круг, чудо-круг. Стал опять рогатым вдруг. (месяц)

Без рук, без ног, только с рогами. А ходит под небесами. (месяц)

Без головы, а с рогами. (месяц)

В голубой станице — девица круглолица. Ночью ей не спится: В зеркало глядится.
(луна)

Рогатый, а не бодается. (месяц)

Звёзды, звездное небо

По тёмному небу рассыпан горошек, в цветной карамели из сахарной крошки, и только тогда, когда утро настанет, вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

Раскинут ковер, рассыпался горох. Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать. (Звездное небо)

Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены. (Звезды на небе)

На черный платок просыпано просо, пришел петушок, а склевать-то не просто, (звезды)

Рассыпалось ночью зерно, а утром – нет ничего. (Звезды.)

Синяя дорожка осыпана горошком. Никто не соберет: ни царь, ни царица, ни красная девица, ни бела рыбица. (Звезды на небе)

Угли пылают, совком не достать, ночью их видно, а днем не видать. (Звёзды на небе)

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)

Искры небо прожигают, а до нас не долетают. (звёзды)

Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт. Солнце взойдёт —
всё наоборот. (звёзды)

Дорогое ожерелье засверкало на деревьях, утром посмотреть пойдёшь — ожерелья не найдёшь. (звёзды)

Крохотулечка-планета первой Солнышком согрета, и проворна – год на ней
восемьдесят восемь дней. ( Меркурий )

В телескоп скорей взгляните, он гуляет по орбите. Там начальник он над всеми, больше всех других планет. В нашей солнечной системе никого крупнее нет. ( Юпитер )

Все планеты с полюсами, есть экватор у любой. Но планеты с поясами не найдете вы другой. В этих кольцах он один, очень важный господин. (Сатурн)

В небе я свечусь нередко, ваша ближняя соседка. Я Меркурию сестра, и на мне всегда жара (Венера)

Это красная планета по соседству с нами. Он зимой и даже летом мерзнет надо льдами. Странно, что ни говори, — лед не сверху, а внутри. (Марс)

Он уже который век среди братьев-римлян грек, и сквозь космоса тоску мчится, лежа на боку.(Уран)

На планете синей-синей дует ветер очень сильный. Год на ней велик весьма —
Длится 40 лет зима. (Нептун)

Нужно пять часов, чтоб свету долететь до той планеты, и поэтому она в телескопы не видна. (Плутон)

Вот планетам младший брат, по размеру маловат. К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален.(Меркурий)

Метеоры и метеориты

Искры небо прожигают. А до нас не долетают. (метеориты)

Почти что со скоростью света осколок летит от планеты, к Земле направляясь, летит и летит небесный космический … (Метеорит)

Сверкая огромным хвостом в темноте несется среди ярких звезд в пустоте, она не звезда, не планета, загадка Вселенной - … (Комета)

Эта межзвездная вечная странница в небе ночном только–только представится и улетает надолго потом, нам на прощанье мерцая хвостом. (Комета)

В космосе сквозь толщу лет ледяной летит объект. Хвост его - полоска света,
А зовут объект… (Комета)

С хвостом из яркого света, несется по небу … (Комета)

Свет быстрее всех летает, километры не считает. Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты — …(Кометам)

Специальный космический есть аппарат, сигналы на Землю он шлет всем подряд и как одинокий путник летит по орбите … (Спутник.)

Не месяц, не луна, не планета, не звезда, по небу летает, самолеты обгоняет.
(Спутник)

Обгоняя ночь и день, вкруг земли бежит олень. Задевая звезды рогом, в небе выбрал он дорогу. Слышен стук его копыт, он Вселенной следопыт. (Спутник)

Астрономы, звездочеты

Телескопом сотни лет изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всем умный дядя …(Астроном)

Посчитать совсем не просто ночью в темном небе звезды. Знает все наперечет
Звезды в небе … (Звездочет)

Ракета, космонавт

Самый первый в Космосе летел с огромной скоростью, отважный русский парень
наш космонавт …. (Гагарин)

Первый полет он в космос возглавил. Кто этот парень? (Юрий Гагарин)

На корабле воздушном, космическом, послушном, мы, обгоняя ветер, несемся на … (Ракете)

До Луны не может птица, долететь и прилуниться, но зато умеет это делать быстрая …(Ракета)

Чудо-птица – алый хвост, прилетела в стаю звезд.(Ракета.)

Бродит одиноко огненное око, человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, и на нас в своем скафандре он из космоса глядит.(Космонавт.)

У ракеты есть водитель, невесомости любитель. По-английски: «астронавт»,
А по-русски …(Космонавт)

Разные загадки

Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевый, речной. (поток)

Есть специальная труба, в ней Вселенная видна, видят звезд калейдоскоп астрономы в … (телескоп)

Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …(Телескоп)

Объект есть во Вселенной, коварный, не простой, он звезды пожирает как бутерброд с икрой. Опасно незаметная и глазом не видна, такая темно-темная …. (Черная дыра)

Всё комета облетела, всё на небе осмотрела. Видит, в космосе нора — это черная …(Дыра)

Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится.(Луноход.)

Как только в космос я попал, то он совсем исчез…Что я в дороге потерял? … (Вес)

Не будет в космосе проблем, ведь я надел специальный … (Шлем)

Страхи все позабыты, выходит корабль на … (Орбиту)

Что за конь над водой трясет гривой золотой? (Северное сияние)

Звездолет - стальная птица, он быстрее света мчится. Познает на практике
звездные …(Галактики)

Просмотр содержимого документа
«2 Загадки о географической карте»

Географические загадки

Географическая карта

Государства и моря — все на стенке у меня. (Географическая карта)

Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (Географическая карта);

В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна (Географическая карта);

Дороги имеются — ехать нельзя, земля есть — пахать нельзя, луга есть — косить нельзя, в реках, в морях воды нет. (Географическая карта)

Дороги есть — ты не пройдёшь, в лугах травы ты не накосишь, в лесах грибов не наберёшь, и с гор на землю взор не бросишь. (Географическая карта)

Я ходил по разным странам, плыл по рекам, океанам, по пустыне шёл отважно – на одном листе бумажном. (Географическая карта)

Страны без людей, города без домов, леса без деревьев, моря без воды. (Географическая карта)

На ноге стоит одной, крутит-вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны. ( Глобус.)

У меня в ладонях страны, реки, горы, океаны. Догадались, в чём тут фокус? Я держу руками … (Глобус).

Он стоит на тонкой ножке в кабинете на окошке, а на нём-то, веришь - нет, уместился целый свет! (Глобус).

На нём уместилась вся наша Земля: моря, океаны, леса и поля. И северный полюс там тоже найдёшь, а если захочешь — в руках унесёшь.(Глобус)

На столе передо мной закрутился шар земной: Арктика, экватор, полюс – уместил всю землю… (Глобус)

Шар не велик, лениться не велит, если знаешь предмет, то покажет весь свет (Глобус)

Как изучишь все бока, расписного колобка, так узнаешь где Дунай, где Кавказ, а где Китай (Глобус)

Города, моря найдём, части света, умещается на нём целая планета (Глобус)

Я — сборник карт; от ударенья,Зависят два моих значенья. Захочешь — превращусь в названье, Блестящей, шелковистой ткани я

У меня в столе хранится Шар земной на ста страницах! (Атлас).

Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас)

Дробью пишусь, поверхность земную на карте уменьшаю. (масштаб)

Он и летом и зимой — между небом и землей, хоть всю жизнь к нему иди — он все будет впереди (Горизонт)

Туда дойти мы не смогли, где неба край и край земли. (Горизонт)

Виден край, да не дойдешь. (Горизонт)

Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (Горизонт);

Прибор этот верно дорогу подскажет, магнитная стрелка На север укажет. (Компас)

Я твои товарищ, капитан, когда разгневан океан, и ты скитаешься во мгле на одиноком корабле, — зажги фонарь во тьме ночной и посоветуйся со мной: Я закачаюсь, задрожу — и путь на север укажу. (Компас)

Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу. ( Компас.)

Возьми, дружок, меня в поход! Со мной никто не пропадёт! Дорогу точно укажу! Куда идти, – Всегда скажу! (Компас)

На ладони Дом хозяин в нём в Север, тычется им путь отыщется. (Компас.)

Кто укажет парой рук путь на Север и на Юг. (Компас.)

Телёнок носом в Север тычется, хоть где отыщется. (Компас.)

В море, в поле и в лесу на руке Дружка несу. Мне подскажет давний где Север, а где Юг (Компас.)

Чудо - Друг, Чудо - Круг. Знает он где север - юг. (Компас.)

Его потерять можно, а с ним не заблудишься. (Компас.)

Если ты идёшь в поход, переходишь речку вброд, влево и на косогор – расширяешь кругозор ты возьми меня с собой я верну тебя домой знаю север, знаю юг – не заблудишься, мой друг (компас)

Под стеклом всегда сидит, во все стороны глядит: в лесу и в поле пригодится –
не позволит заблудиться. (Компас)

В кармане моём — замечательный друг: он знает, где север, и знает, где юг. (Компас)

И в тайге, и в океане он отыщет путь любой. Умещается в кармане, а ведёт нас за собой. (Компас)

Качается стрелка туда и сюда, укажет нам север и юг без труда. (Компас)

На ладонь он ляжет весь. Не часы — а стрелка есть. Он в дороге пригодится, с ним нигде не заблудиться. (Компас)

Мне везде найти дорогу помогает верный друг. Точно он всегда покажет:
Это — север, это — юг. (Компас)

Стороны света

Север – Там, где много вьюг. Там, где жарко – Будет… (Юг)..

Вот и лето, отпуск скоро, мы поедем с мамой в горы, к морю точно завернем, и куда мы попадем? Тут не север, знаю точно, как зовется эта точка? (Юг)

Ей бродить ничуть не лень, рядом с вами каждый день. Стоит солнышку зайти,
как её вам не найти.(Тень)

Градусная сеть

Круглая Бочка 333 ободочка. (Земля и параллели)

Глобус делит ровная линия условная. Выше – север, ниже – юг. Назови границу, друг. (Экватор)

Там всегда бывает лето – в сентябре, в апреле. И длинней окружность эта прочих параллелей. Хором скажут все ребята: «Эта линия – …!» (Экватор)

Сверху полюс, снизу полюс. Посредине жаркий пояс. (Экватор)

Глобус весь пересекают, Сходятся на полюсах. Постепенно подвигают Стрелки на любых часах. Через сушу, океаны Пролегли … (Меридианы)

Старший среди них – экватор. И от севера до юга Эти линии, ребята, Параллельны все друг другу. Догадаться вы сумели, Что же это? … (Параллели)

Послушай, друг, бывает круг — кружок обычный просто, а есть иной на карте круг, как этот круг зовется? Подскажем, что на Севере, за этим самым кругом олени в тундре бегают вдогонку друг за другом, на Севере, на Севере, за этим самым кругом — раздолье нартам узеньким, раздолье снежным вьюгам. (Полярный круг)

Севера тут больше нет, ведь южней весь белый свет, льдины тянутся на юг, и гуляют вьюги. Северный полярный круг - даже тот на юге. (Северный полюс)

На планете это место чрезвычайно интересно. Там совсем деревьев нет, не растет и клевер, в этой точке юга нет, а повсюду - Север. (Южный полюс)

Следующая загадка

- формировать чувство ответственности у каждого студента за дело охраны природы, гражданский и хозяйственный подход к использованию природных ресурсов.

Развивающая - убеждать, что человек неотделим от природы, что природные богатства принадлежат всему обществу, что результаты любых воздействий на природную среду необходимо соизмерять с возможными побочными последствиями этих воздействий на основе знаний права, экологии, сформировать знания о различных влияниях людей на флору и фауну Земли, умение предвидеть последствия таких влияний.

Образовательная - ознакомиться с проблемами экологии в крае, закрепить и систематизировать полученные знания по теме «Биосфера и человек»;

- развивать занимательность в изучении вопросов экологии, культуру общения студентов в непринужденной обстановке, находчивость, индивидуальность каждого;

- использовать полученные знания для анализа деятельности людей в конкретной ситуации, в том числе в условиях своей местности.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок- обобщения, интеллектуальная игра «Строим Экоград»

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: Таблицы по охране природы, чучела животных, таблички с оценками для жюри, музыкальный центр, карточки с дидактическим диктантом, тесты. Презентацию на тему "Человек как житель биосферы"

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Название используемых технологий

Организационный момент

Педагог приветствует учащихся, сообщает тему и цель урока

Учащиеся приветствуют преподавателя, записывают дату и тему урока

Актуализация

Фронтальный опрос по теме:

Посмотрите в окно Какое время года? Назовите литературные произведения о весне. Весной все вокруг оживает. Просыпается живое вещество биосферы. Что такое биосфера и живое вещество? Как влияет живое вещество на биосферу? Сегодня мы с вами рассмотрим роль человека потребителя и разрушителя органического вещества. Ответим, на вопрос как человек может, изменить биосферу?

Учащиеся отвечают на вопросы педагога.

По биологии, изучая тему “Основы экологии”, мы рассматриваем деятельность человека как антропогенный фактор воздействия на окружающую среду, с помощью игры.

Объяснение нового материала.

Педагогом ставится актуальность темы.

Познакомить учащиеся с целями, ходом, правилами урока-игры.

Оценивать ответы будут члены жюри.

Студенты фиксируют основные моменты.

урок в форме соревнования между командами, и учащиеся должны будут пройти несколько этапов, выполнить разные задания.

Практическая часть – игра конкурсы

1 конкурс: приветствие и плакат

2 конкурс « Исчезнувшие слова»

3 конкурс Викторина «Растения и животные - предсказатели»

4. Конкурс капитанов.

6. Спортивный комментатор.

7. Конкурс болельщиков

8. Домашнее задание

групповая, фронтальная, индивидуальная работа

поиск, проблема, беседа, работа с компьютером, научной литературой и произведением, работа с мультимедиа и Интернет ресурсами

Учащиеся выполняют физические упражнения.

Подведение итогов

Обобщение и подведение итогов урока Преподаватель благодарит жюри и студентов за участие. Жюри подводит итоги, и награждают победителей.

Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Методические рекомендации

Методическая разработка урока на тему "Биосфера и Человек", подготовленная для студентов первых курсов в рамках интегрированного курса Биологии с элементами Географии.

Предлагаемый материал содержит:

1. Авторскую методическую разработку урока.

2. Презентацию на тему "Человек как житель биосферы"

3. Иллюстративный материал.

В ходе преподавания биологии в целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся используются следующие образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интерактивные; тестовые; уровневой дифференциации и др.

При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесные; наглядные; практические; частичнопоисковые; исследовательские; репродуктивные.

Уроки - игра. Основная задача уроков заключается в закреплении и углублении теоретического материала изложенного на лекции. На основе опроса учащихся и повторения вопросов теории на нескольких уроках преподаватель добивается того, чтобы все учащиеся усвоили основные вопросы теории на уровне программных требований. Здесь же ведется дифференцированная работа с учетом интереса каждого студента, вырабатываются умения и навыки. Используя дидактический материал и другие пособия, проводится самостоятельная работа обучающего характера с последующим обсуждением результатов на этом же уроке, ведется исправление ошибок. Класс делится на группы по четыре человека в каждой. Для получения положительной оценки, учащемуся надо знать вопросы теорию.

В качестве методической и информационной поддержки используются интерактивные наглядные пособия, ресурсы Интернет-сети.

С учетом современных приоритетов перед учащимся изучающие «Биологию» ставятся задачи обучения:

- овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

- формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах, что необходимо для осознания ценности биологического разнообразия как уникальной и бесценной части биосферы;

- развитие на базе биологических знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

- формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле, отражение гуманистической значимости природы и ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания учащихся;

- развитие личности обучающихся, стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

Вся история человеческой цивилизации – история взаимоотношений человека и природы. Проблема взаимоотношений человека и природы возникла еще на заре человеческой цивилизации 10–15 тысяч лет тому назад. Сейчас антропогенные изменения окружающей среды таковы, что можно говорить об их глобальном и катастрофическом характере, как по масштабам, так и по последствиям. Атмосфера имеет исключительное значение для живых организмов Земли, являясь средой обитания большинства из них. Предлагаю учащимся рассмотреть данную проблему и выполнить задания.

Методическая разработка может быть использована преподавателями, работающими в 10 классах и преподающими Биологию, Географию, Экологию, а также классными руководителями старших классов при проведении классных часов.

К современному уроку предъявляется много требований, следовательно, перед каждым преподавателем при планировании урока ставится ряд задач. Как сделать урок интересным, содержательным? Как увлечь ребят, заставить их думать, активно добывать знания? Как подготовиться к такому уроку? Как его построить, провести? Как управлять группой? Такие вопросы задаёт себе каждый преподавателем.

Познавательные игры – это один из активных методов обучения, который помогает преподавателю добиться осмысленного усвоения ими базисного материала и высвободить время для его закрепления, углубления и расширения, сделать процесс познания более интересным.

Благодаря познавательным играм уроки становятся творческими, интересными, глубокими. Они никого не оставляют равнодушными, рождают жаркие споры, дискуссии, обеспечивают неплохие знания и умения учащимся, а главное – учат думать. Мои студенты не боятся участвовать в олимпиадах, конкурсах по биологии и химии на разных уровнях и становятся очень часто призёрами, лауреатами.

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку по использованию игровых технологий на уроках биологии на примере урока по теме «Строим Экоград».

«Человеческий разум и организованная им деятельность меняют ход природных процессов в такой степени, как меняют их другие известные нам проявления энергии, но меняют по- новому».

На экране название темы урока и цели урока.

2.Проверка знаний учащихся (Проводится в виде игр-конкурсов).

Примечание. Перед каждым конкурсом преподаватель ставит цель, по окончании конкурса подводит итоги, исправляет и объясняет ошибки, оценивает конкурсы.

Слово преподавателю: Урок я хотела бы начать со стихов о природе.

Мы – любители природы!

За нее горой стоим.

Сохраним ее на годы,

На столетье сохраним .

Помогите нам построить

Новый город, город-сад.

Для природы не опасный

Славный город Экоград.

Для каждой команды выдаются карточки, где жюри будут заносить баллы и в конечном итоге оценят каждого учащийся по итогам конкурсов:

Читайте также: