Загадка черный лобик белый зобик черненькая спинка белая брюшинка ловкая ухватка хвостик как рогатка

Обновлено: 05.11.2024

Падеж имен прилагательных зависит от падежа имен существительных, к которому они относятся. Определим падеж, поставив вопрос:

Следующая загадка


В рамках данного урока учащиеся знакомятся с изменениями, которые происходят в живой и неживой природе с приходом октября, знакомятся с народными приметами этого месяца. Используются различные методы развивающего обучения. в основе урока лежит деятельностный подход.

зизевская татьяна аркадьевна 04.09.2016

Содержимое разработки

Конспект открытого урока окружающего мира по теме:

«Октябрь уж наступил…»

(1 класс УМК «21 век»)

Учитель: Зизевская Т.А.

…Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…

Тип урока: комбинированный

Цели деятельности педагога:

создать условия для уточнения и обобщения представлений о наиболее характерных признаках, по которым определяют наступление осени; ознакомления с понятиями зимующие птицы, перелётные птицы; по способу питания: насекомоядные, всеядные

способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, умению сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления;

воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся описывать характерные признаки, по которым человек узнаёт о наступлении осени; устанавливать зависимость между изменениями в живой и неживой природе, определять понятия зимующие и перелётные птицы; насекомоядные и всеядные

Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий- УУД):

Регулятивные: планирование-отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;целеполагание-преобразовывать практическую задачу в познавательную. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: общеучебные- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;предметные-наблюдать явления наступившей осени, объяснять понятия зимующие птицы (всеядные), перелётные птицы (насекомоядные); логические - уточнять характерные признаки, по которым можно узнать о наступлении осени.

Коммуникативные: управление коммуникацией-аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; планирование учебного сотрудничества-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнёром.

Личностные-нравственно-этическая ориентация –проявляют любовь к животным и чувство ответственности

Оборудование: иллюстрации с изображением времени года-осень, раздаточный материал: осенние листья, музыкальное сопровождение («Октябрь» П.И.Чайковский) , ИКТ; видеосюжет (заставка к передаче «В мире животных»); таблица «Народные приметы октября»; раздаточный материал таблицы «Как улетают птицы»; иллюстрации солнышки и тучки.

Ход урока

I. Организационный момент

В классе нашем красота,

Гости к нам пришли сюда,

Их улыбками встречаем

Улыбаясь, обещаем:

Будем мы внимательны

Отзывчивы, старательны.

2. Актуализация полученных знаний

Игра «Доскажи словечко»

-Ребята, наш урок мы начнем с игры «Доскажи словечко».

Ветки голые стучат,

Галки черные кричат

В тучах редкая просинь,

Льдинка хрустит тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит

Гнезда черные пусты,

Меньше сделались кусты

Ветер листья носит,

-Молодцы, ребята, вы правильно назвали. Это слово – осень.

-Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- О каком осеннем месяце говорится в загадке?

-Все мрачней лицо природы почернели огороды

Оголяются леса молкнут птичьи голоса

Мишка в спячку завалился что за месяц к нам явился? (октябрь)

-О тайнах какого месяца мы сегодня узнаем? (о тайнах октября)

-Тема нашего урока называется «Октябрь уж наступил..» Так называется стихотворение, которое написал великий русский поэт А.С.Пушкин

-Какие изменения в природе вы наблюдали с приходом октября?

-Октябрь-середина осенней поры. В старину этот месяц называли «Листопадом». Как вы думаете почему?

-Еще его называли «Октябрь-грязник». Как вы ,думаете, почему?

-Если в первую половину октября деревья еще радуют нас своим ярким нарядом, то во второй половине октября быстро опадают листья, часто идут дожди, земля становится сырой и грязной.

-Давайте познакомимся с народными приметами в октябре:

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме

Большие муравьиные кучи с осени -на суровую зиму.

Морозный иней на траве -к дождю.

Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

4. Практическая работа

У детей – листья.

- Вы узнали с какого дерева эти листья. Я вам помогу. Это дерево весной радует нас своим белоснежным цветением и ароматом, а осенью на нем появляются маленькие плоды-ранетки. Это яблоня.

Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона?

Покажите друг другу изнанку? Лицевую сторону?

- А сейчас давайте еще раз проиллюстрируем нашу народную примету. А вы мне будете показывать.

Задание 1. По дороге домой посмотреть, как легли листья.

-Отгадайте загадки.

Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Ппчела)

Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся. (Муха)

Чёрный лобик,
Белый зобик
Чёрненькая спинка,
Белая брюшинка,
Ловкая ухватка,
Хвостик – как рогатка. (Ласточка)

На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его … (скворец)

– На какие группы можно разделить этих животных? (Насекомые, птицы)

– А как насекомые и птицы связаны между собой? (Многие птицы питаются насекомыми и этим приносят большую пользу)

6. Физминутка

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

7. Работа с Листами наблюдений

1 группа Лист наблюдений Рассмотрите насекомых подчеркните названия тех, которые вы видели в октябре

2 группа Лист наблюдений Рассмотрите птиц. Подчеркните тех, которые вы видели в октябре

3 группа Учебник с 36

ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП

1 гр. (МУХУ, пчелу)

-Почему мы не видим жука, бабочку, комара.

2гр. (воробей, ворона, синица, голубь)

– Почему мы не увидели в октябре ласточку и скворца?
– Как называют птиц, которые улетают от нас в тёплые края? (Перелетные)

-Почему птицы от нас улетают? (Птицам нечем питаться, так как они насекомоядные. А насекомые с приходом зимы прячутся под кору деревьев)

– А как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами? ЗИМУЮЩИЕ

-Почему они не улетают? (Они могут есть все: остатки пищи, зерна, ягоды – всеядные)
3группа:.Учебник с 36

-Почему последними улетают гуси и лебеди? (водоемы замерзают, а они питаются обитателями водоема и растениями, которые растут на водоеме)

8. ФИЗ. МИНУТКА для глаз

9. Знакомство с таблицей «КАК УЛЕТАЮТ ПТИЦЫ»

Прямым фронтом улетают (кулики, цапли, утки).

Косяком улетают (гуси).

Стаей улетают (скворцы, мелкие кулики).

Клином улетают (журавли, лебеди)

10. Чтение стихотворения Е.Благининой «Стрижи»

-Давайте послушаем стихотворение.

СТИХОТВОРЕНИЕ «СТРИЖИ» под музыку П.И.Чайковского «Осень» (читает К.Швецов)

-Как вы понимаете выражение «А милее им все таки мы»?

- Как ни хороши заморские страны, но птицы все таки тоскуют по родным местам. Когда закончится зима, они снова вернутся на родную землю.

-Чем мы с вами можем помочь зимующим птицам? (Сделать кормушки и подкармливать их в холода)

А весной когда прилетят к нам из заморских стран перелетные птицы, чем мы их можем порадовать? (Сделать для них домики-скворечники)

- Чем занимаются звери в октябре. Об этом мы узнаем прочитав статью из учебника на с.38.

-А что происходит с теми животными, которые не ложатся в спячку? (Они меняют цвет своей шерсти).

-Для чего? (Чтобы спасаться от хищников)

-Я предлагаю вам сейчас посмотреть видео сюжет и ответить на вопрос: «К чему призывает нас этот видео сюжет?» (Заставка к передаче «В мире животных»)

- К чему призывает нас просмотренный вами видео сюжет? (Беречь и охранять природу)

11. Рефлексия

-О каких тайнах октября вы сегодня узнали?

-Какие открытия для себя сделали?

12.Итог урока. «Экран настроения»

-Покажите мне, какая иллюстрация подходит к вашему настроению (тучка или солнышко)

-Давайте поделимся своим хорошим настроением с нашими гостями, подарим им наши солнышки. Пусть у них тоже будет хорошее настроение!

Следующая загадка


Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!

4 слайд Вспомним приметы осени

5 слайд Какие осенние месяцы вы знаете?
6 слайд О каком осеннем месяце говорится в этой загадке:

Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился, Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Примета: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

Назовите признаки октября по картинкам. (В октябре часто идёт холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя бур, цветы вянут. По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда.)

7-12 слайд Отгадайте с каких деревьев упали листья?

13 слайд отгадайте загадки. Под каким номером ответ

Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Чёрный лобик,
Белый зобик
Чёрненькая спинка,
Белая брюшинка,
Ловкая ухватка,
Хвостик – как рогатка. (Ласточка)

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)

Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся. (Муха)

На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его … (скворец)

Встала птица на ходули,
Ищет корма по пути,
На бегу ли, на ходу ли –
Ей с ходулей не сойти. (Журавль)

14 слайд На какие группы можно разделить этих животных? (Насекомые, птицы)

– А какие насекомые и птицы связаны между собой? (Многие птицы питаются насекомыми и этим приносят большую пользу)

Следующая загадка


Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!

4 слайд Вспомним приметы осени

5 слайд Какие осенние месяцы вы знаете?
6 слайд О каком осеннем месяце говорится в этой загадке:

Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился, Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Примета: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

Назовите признаки октября по картинкам. (В октябре часто идёт холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя бур, цветы вянут. По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда.)

7-12 слайд Отгадайте с каких деревьев упали листья?

13 слайд отгадайте загадки. Под каким номером ответ

Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Чёрный лобик,
Белый зобик
Чёрненькая спинка,
Белая брюшинка,
Ловкая ухватка,
Хвостик – как рогатка. (Ласточка)

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)

Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся. (Муха)

На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его … (скворец)

Встала птица на ходули,
Ищет корма по пути,
На бегу ли, на ходу ли –
Ей с ходулей не сойти. (Журавль)

14 слайд На какие группы можно разделить этих животных? (Насекомые, птицы)

– А какие насекомые и птицы связаны между собой? (Многие птицы питаются насекомыми и этим приносят большую пользу)

Читайте также: