Я почитаюсь загадкою для всех
Обновлено: 22.11.2024
В 1933 году Викентий Викентьевич Вересаев придумал книгу «Гоголь в жизни».
Книга эта носит подзаголовок: "Систематический свод подлинных свидетельств современников". Вересаев, несмотря на то, что не внес в книгу ни одного своего слова, выступил в разных ролях. Как комментатор, он пишет предисловие, сноски к страницам и, конечно, комментарии. Как режиссер, он монтирует разные факты и мнения современников создавая, таким образом, фабулу. И, наконец, как художник, он создает свой колер этого произведения. Неповторимый, увлекающий в эпоху, без идеологических красок.
И каждый раз читая Вересаева Гоголь раскрывается новой стороной.
Гоголь, который уже в ранней юности интуитивно угадывает, какая ему уготована роль, и спешит исполнить свое предназначение. Скорее поэтому его первая проба пера - поэма «Ганс Кюхельгартен» наполнена романтикой, и написана в подражание известной в то время идиллии Иоганна Генриха Фосса «Луиза» (1795).
За всей суетливостью, присущей его характеру, просматривается его план из пяти дел – как результат сделки, но с кем?
Олег Шупляк "Гоголь" Олег Шупляк "Гоголь"Вот эти пять важнейших дел.
Едет в Петербург. Знакомится с Жуковским и Пушкиным. Ведет «Книгу всякой всячины», начатую еще в Нежине. Умоляет маменьку прислать ему словарь, на котором говорят в Малороссии. И принимается за «Вечера на хуторе близ Диканьки…».
«Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи малороссиян наших… В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Ещё несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с названиями и делами…». (Гоголь. Из зимнего письма к матери).
Гоголь получает письма из дома, где знакомые слова буквально проглатываются им, влетая в его «Вечера…», как вареники в рот Пацюку. Гоголю достаточно горстки слов, чтобы из этих зерен посеять урожай. У него чутье на каждое слово. Перечитает письмо из дома, пороется в своей «Книге всякой всячины», услышит случай от Пушкина - и в его воображении оживают сцены из жизни Малороссии, и воцаряется удивительная ночь перед Рождеством. Его произведения будут дышать теплом сказочного представления.
Следующая загадка
Фото из Википедии. Реальное изображение Гоголя, каким он был на самом деле (дагеротип - это самая первая технология фотографии).
Все активные ссылки открываются в новом окне.
Совершенно не замахиваюсь на грандиозность проекта, просто выскажу некоторые мысли на данную тему, но в том русле, которое интересует именно меня.
Думаю, всем известно, что Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) - "самый загадочный русский писатель". При этом, не будем забывать, что Гоголь родился и провёл свои детские и юношеские годы на территории современной Украины, и то, что больше всего привлекает многих наших современников в его творчестве, а именно "мифы и сказки" - это украинские мифы и сказки. За исключением некоторых фольклорных мотивов, связанных с произведениями, повествующими о других территориях тогдашней Российской Империи, в т.ч. о Петербурге.
Именно на украинской, а точнее на малороссийской, мифологии базировалась самая первая книга Н.В.Гоголя "Вечера на хуторѣ близъ Диканьки" (была написана и издана в 1829-1932 гг). Те, кто знаком с биографией Гоголя, а также зрители, внимательно смотревшие первую часть нового "мистическо-фантастического телевизионно-кинотеатрового" фильма "Гоголь", знают, что на самом деле первой была поэма "Ганц Кюхельга́ртен". Он написал её в годы учёбы в Нежинской гимназии под влиянием произведений немецкого поэта Иоганна Генриха Фосса. Свою поэму Гоголь издал под псевдонимом В.Алов в 1829 году. Что этому предшествовало и что случилось потом, хорошо описано в вышеназванном фильме "Гоголь. Начало" (в данном случае это достоверные факты).
Несмотря на то, что Гоголь собственноручно сжёг все доступные ему экземпляры поэмы, её текст известен. Это романтическая идиллия, действительно по стилю схожая с произведениями немецких поэтов и даже с произведениями тех, кто переводил этих поэтов на русский язык. До романтизма Жуковского ей, на мой взгляд, далеко, а Пушкин, возможно, действительно бы её не одобрил. Однако, по моему мнению, в ней уже можно разглядеть того самого Гоголя, который так поэтично будет описывать украинские ночи, летние и зимние, а также серебристый воздух, листья, деревья, соловьёв и прочие-прочие лирическо-поэтические приметы своей родной земли.
Светает. Вот проглянула деревня,
Дома, сады. Всё видно, всё светло.
Вся в золоте сияет колокольня
И блещет луч на стареньком заборе.
Пленительно оборотилось всё
Вниз головой, в серебряной воде:
Забор, и дом, и садик в ней такие ж.
Всё движется в серебряной воде:
Синеет свод, и волны облак ходят,
И лес живой вот только не шумит.
Полный текст поэмы см. здесь.
Я знаю, что есть не только взрослые, но и школьники, которым больше нравятся "Мёртвые души" и "Нос", чем "Вечера на хуторе близ Диканьки". Далеко не всем нравятся и лирические отступления Гоголя, уводящие, как кажется, далеко в сторону от основного повествования. Я уже вспоминала "Денискины рассказы" и строки из "Полтавы" Пушкина, которые приписывают Гоголю, а помните "Классный Днепр при клёвой погоде"?
"Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клёвые волны свои. Hе гикнется, не накроется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется и копыта отбросит" (Лион Измайлов. "Ненужные словечки")
"Ералаш". Эпизод "Почему мы так говорим?" со Спартаком Мишулиным, в основу которого был положен рассказ Измайлова.
Что касается подобных лирических отступлений, то здесь всё можно было писать с натуры: смотреть вокруг и записывать свои ощущения. А вот что касается мифологии, то всё немного сложнее: ты либо в этом что-то понимаешь, либо не понимаешь ничего. Есть ещё третий вариант: ощущать мифологические мотивы и символы на подсознательном уровне, не подозревая о том, что это свойство заложено в нас генетически. Это так называемые архетипы, о них я уже рассказывала на примере рождественского огурца. См. "Рождественский огурец. Ч.11. Несколько слов об эротике и коллективном бессознательном".
В зависимости от того, насколько ты ощущаешь эту символику и как передаёшь её на словах, с помощью нот, на бумаге, на холсте или с помощью других творческих техник, другие люди могут считать тебя либо нормальным, либо не совсем нормальным, либо совсем ненормальным (читай "загадочным"). Собственно, это и произошло с Гоголем.
Доподлинно не известно, чем болел Гоголь, как, когда, болел ли вообще. и вообще было ли болезнью то, что с ним происходило. По сохранившимся воспоминаниям современников, он и нравился людям, и не нравился, в т.ч. когда учился ещё в гимназии. Одни его любили, другие сторонились.
". я почитаюсь загадкою для всех; никто не разгадал меня совершенно. Как угодно почитайте меня, но только с настоящего моего поприща вы узнаете настоящий мой характер, верьте только, что всегда чувства благородные наполняют меня, что никогда не унижался я в душе и что я всю жизнь свою обрек благу. ", - писал Гоголь-гимназист своей матери. См. подробнее "Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем".
То же самое произошло со всеми его литературными произведениями: каждый читатель до сих пор видит в них что-то своё.
То же самое происходило и происходит с другими творческими работами, созданными и создающимися на основе произведений Гоголя: каждый последующий творец, а затем уже зритель и слушатель тоже находит в них что-то своё и пытается выразить или понять "гоголевскую мысль" по-своему.
Кстати, Гоголь не всё знал и помнил сам. Например, в письмах он просил свою мать присылать ему материалы для будущих произведений. "Время свое я так расположил, что и самое отдохновение, если не теперь, то вскорости, принесет мне существенную пользу. Между прочим, я прошу вас, почтеннейшая маминька, узнать теперь о некоторых играх из карточных: у Панхвиля как играть и в чем состоит он? равным образом что за игра Пашок, семь листов? из хороводных в хрещика, в журавля. Если знаете другие какие, то не премините. У нас есть поверья в некоторых наших хуторах, разные повести, рассказываемые простолюдинами, в которых участвуют духи и нечистые. Сделайте милость удружите мне которою-нибудь из них".
"Сорочинская ярмарка", 1938.
Экранизировать произведения Гоголя стали через 50 лет после его смерти. В 1909 году вышел первый российских фильмов ужасов "Вий" (до наших дней не сохранился), но якобы ранее, в 1907 году, был снят фильм "Майская ночь", который тоже не сохранился. А вообще с 1907 по 1940 гг по произведениям писателя по разным данным было снято более 30 художественных фильмов (из них пять иностранных) и один мультфильм.
Работников кинематографии, как и зрителей, интересовали и продолжают интересовать разные произведения Гоголя, и если посмотреть на весь список кино- и анимационных работ, то примерно половина из них - это "сказки" (т.е. разные вариации "Вечеров на хуторе близ Диканьки"), а вторая половина - "реальная жизнь", т.е. ревизоры, шинели, мёртвые души и т.д. В том числе, как я уже сказала выше - часть работ принадлежит иностранным творцам. И я не включаю в этот список многочисленные спектакли, поставленные на театральной сцене или специально записанные для телевидения.
Есть ещё несколько опер: две написал композитор Н.Римский-Корсаков ( "Майская ночь"/ 1880 и "Ночь перед Рождеством" /1895), одна принадлежит М.Мусоргскому ("Сорочинская ярмарка" /1874-1880; не закончена), одну написал П.Чайковский ("Черевички" /1874, в первой редакции называлась "Кузнец Вакула). Опера "Тарас Бульба" украинского композитора Николая Лысенко была написана тоже в 1890-1890 гг, но целиком поставлена только в 1924 году. В 1927 году Д.Шостакович написал оперу "Нос", а вторую свою оперу по Гоголю - "Игроки" - он не закончил.
Естественно, эстеты могут посмотреть все доступные постановки "Ревизора", "Мёртвых душ", "Шинели" и прочего, но мифы, сказки и прочий фольклор бывают не менее интересны. Занятно, что сказочные фильмы часто хорошо воспринимаются теми, кому не по нраву соответствующие литературные тексты.
Сохранилось несколько самых первых фильмов, снятых по произведениям Гоголя: они немые и чёрно-белые. Из звуковых фильмов сохранились "Сорочинская ярмарка" (1938; первый цветной фильм украинской киностудии им.А.Довженко) и "Майская ночь" (1940): оба цветные, их можно найти и посмотреть, но. они в ужасном качестве. Несмотря на это, фильмы великолепные! Если бы они были отреставрированы, им бы цены не было! Это действительно экранизации, они прекрасны и очень атмосферны.
Хорош и фильм "Майская ночь, или Утопленница", который вышел в 1952, но есть в нём одно "но": он поставлен нашим великим режиссёром-сказочником Александром Роу, поэтому сделан, на мой взгляд. с каким-то сказочным настроением. Там даже Милляр задействован в одной из ролей.
Фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством", который вышел в 1962 году, знают, наверное, все. До него, в 1951 году, был снят прекрасный мультфильм "Ночь перед Рождеством". Ну, а первый советский фильм ужасов "Вий" (1967 год) тоже, я думаю, всем знаком.
Насколько я могу судить по разным сводным спискам, одними из самых экранизируемых "сказочно-мифологических" произведений Н.В.Гоголя являются "Вий" и "Майская ночь". За ними следуют "Ночь перед Рождеством" и "Пропавшая грамота". Я смотрела все фильмы, созданные по мотивам этих произведений, за исключением утерянных и некоторых иностранных, которые нам недоступны по разным причинам.
Из "сказочных" есть ещё фильм по мотивам повести "Вечер накануне Ивана Купала" (1968), но он настолько специфичный, что я не рекомендую его смотреть не то что детям, но и взрослым. Не путать с белорусским фильмом "Купальская ночь" (1982)! Фильм 1968 года поставлен, как написано в титрах, по мотивам произведений Гоголя и украинских народных сказок, а фильм 1982 года создан исключительно на белорусском фольклорном материале.
Интересно, что многим зрителям нравятся и современные музыкальные постановки "Вечера на хуторе близ Диканьки" (2001) и "Сорочинская ярмарка" (2004), созданные для телевидения и впервые когда-то показанные в новогодние ночи. Я не могу сказать ничего плохого об этих мюзиклах, они мне тоже нравятся (особенно второй): хорошие развлекательные постановки, пусть будут.
Пусть себе будет и новый фильм "Гоголь", который создал Егор Баранов под присмотром Александра Цекало. Своё мнение об этом сериале я высказывала в статьях "Николай Васильевич Гоголь. С начала и с красной строки" и "Гоголь, Вий и летающие галушки". В первом отзыве я вспоминала и некоторые фильмы, созданные по мотивам произведений Гоголя "Вий" и "Тарас Бульба". Своё мнение я не изменила даже после выхода новых серий "Гоголя": до сих пор я считаю лучшими из них старый советский фильм "Вий" (1967) и фильм "Ведьма" (2006).
По поводу "Тараса Бульбы" мои мнения разделились: каждая из экранизаций, в т.ч. иностранные, имеет свои плюсы и минусы. Мне очень нравилось это произведение в школьные годы, и хорошо, что оно осталось в школьной программе, но я до сих пор не знаю, что можно сказать по поводу его последней отечественной экранизации. Богдан Ступка - это глыба! И как ни грустно говорить, но хорошо и справедливо, что Тарас стал его лебединой песней. Очень колоритный и правдивый Тарас получился у этого актёра. Это всё, что я могу сказать о данном фильме.
Осмысление гоголевских произведений и конкретно его мифологии идёт сейчас по какому-то своему пути. Современные творцы аккуратно вписывают в титры слова "по мотивам", а сами что хотят, то и вытворяют. Вообще такое наблюдалось и раньше. Есть, к примеру, один из ужаснейших в прямом смысле слова фильмов "Маска Сатаны" (Италия, 1960). Эта картина тоже "прикрылась" гоголевским "Вием", но на самом деле, как говорят зрители и критики, представляет собой не только нечто ужасное, но и совершенно далёкое и от Гоголя, и от Вия. Этот фильм входит в список 100 наиболее страшных фильмов, к просмотру я его не рекомендую.
Выше я уже упоминала фильм "Вечер накануне Ивана Купала" (1968), который с одной стороны опирается на одноименное произведение Гоголя, но на самом деле представляет некую компиляцию из литературной и народной мифологии, местами не только странную, но и откровенно эротичную. Мотивы этой гоголевской повести обыграли и в новых сериях "Гоголя" "Страшная месть" и "Вий", но безжалостно с ними обошлись. Например, действие было перенесено с лета на осень (?), с Купалы на Покров. Я вообще еле узнала эти мотивы в интерпретации Баранова и группы его сценаристов. На фоне придумок этой творческой группы, фильм "Вий" 2014 года, который теперь уже считается предпоследним, выглядит даже прилично и по сюжетным ходам, и по спецэффектам.
Я уже говорила ранее, что невозможно понять фильм "Гоголь" сразу во время просмотра: для этого нужно время. Наверное, это и хорошо, что все серии будут дублировать по ТВ: кто не смог оценить их в кинотеатре, получит второй шанс и возможность хорошо над ними подумать. Если, конечно, кто-то вообще захочет думать, хотя, на мой взгляд, подобные фильмы некорректно называть "проходными" и "развлекательными".
Гоголь - это гениальная мифология, потрясающая поэтика, проникновенный лиризм! Всё это трудно найти у кого-либо ещё из писателей не только того, но и нашего времени. Причём, не важно, какое из его произведений рассматривать: "Вечера. " или "Мёртвые души" - всё равно. Так, как писал Гоголь, не писал до него никто, не писал после и не напишет никогда. Нет больше таких творцов: он единственный. И как у всех творцов, у него были свои белые и даже чёрные пятна - и в биографии, и в творчестве. И как все творцы, только он сам знал, что именно вложено в его произведения, почему они возникли и почему выглядят так, как выглядят. А может быть, и не знал, а просто писал так, как ему писалось в конкретный момент времени. Кстати, у этого писателя, как и у многих, были и черновики, и разные варианты своих произведений (некоторые подобные материалы сохранились).
Если кто-то хочет пройти краткий курс "биография Гоголя + некоторые его произведения", посмотрите фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки" 1983 года. Это телевизионный документально-художественный фильм (создатели назвали его "фильм-фантазия"), в роли рассказчика выступает Олег Янковский. Здесь рассказ о реальной жизни Гоголя переплетается со сценами из его произведений. Например, можно увидеть почти полностью ещё одну экранизацию "Майской ночи" ; есть и интересно поставленная сцена, в которой Вакула приходит к Пацюку (сцена с варениками).
Что в реальности происходило на душе у Гоголя, мы никогда не узнаем, поэтому разные интерпретации его произведений существовали и будут существовать. Особенно благодатное поле представляет собой мифология. Архетипы - это аксиомы, а вот трактовать их уже каждый творец волен по-своему, особенно, если это произведение "по мотивам". Поэтому я буду и дальше следить за развитием сюжета в новом фильме "Гоголь". Поэтому без конца буду перечитывать "Вечера. ", пересматривать то, что осталось в кинофонде, каждый раз открывая для себя нового Гоголя, чего и вам желаю.
Следующая загадка
Я не жалею о тех почти даром ушедших 3 или шести годах, я не понимал этого. — Но в эти три недели, когда я думал столько сделать, когда я так ясно понимал всю важность моих занятий, когда я так пламенно жаждал употребить это самое лучшее время в самую великую пользу, когда нихто не мешал мне, когда эти три недели были важнее для меня четырех месяцев, и видеть все свои надежды разбитыми — о! это ужасно! Но не думайте, почтеней<шая> милая маминька, чтобы я в это время досадовал на вас или хотя малейшее на вас имел неудовольствие, нет, я собственно досадовал на себя и наказывал одного себя. Но наказание мое было ужасно.
Я теперь умоляю вас, почтенейшая маминька, сделайте милость, не оставте меня так растерзанным, ежели то уже пропало, дайте мне силы вознаградить его, мне нужно, кроме тех 20-ти рублей, которые вы прислали и которые я тщательно берегу, еще 80 восемьдесят рублей, хотя эта сумма чуть-чуть только меня удовлетворит… — Но вообразите, что вы ее даете мне взаймы, что по прошествии 3 или 4-х лет я вам возвращу ее усотеренную. — Сделайте милость, почтенейшая маминька, не жалейте моего имения… жалейте своего здоровья, а за малые, теперь претерпеваемые нам в имении уроны, вознаградит<есь?> в последствии.
Простите бедного вашего сына, ежели он потревожил вас, ежели он нанес вам тысячу новых хлопот, и не сердитесь на него, который ежели что делает, делает для вас и для счастия всего нашего семейства.
Гоголь М. И., 1 марта 1828 *
Я чувствовал, что принесу вам большое неудовольствие своею просьбою * , зная трудность выполнения ее. Я точно во многом, очень во многом пред вами виноват, почтенейшая маминька. Недавно только понял я, что имел нужды не по своему состоянию, и что моей бедности тягостно было удовлетворять и ближайшие издержки; и узнал это тогда, когда потребовались еще нужнейшие, для моих занятий.
Я не говорил никогда, что утерял целые 6 лет даром * , скажу только, что нужно удивляться, что я в этом глупом заведении мог столько узнать еще. Вы изъявляли сожаление, что меня в начале не поручили кому, но знаете ли, что для этого нужны были тысячи… Да что бы из этого было? Видел я здесь и тех, которые находились под особенным покровительством: им только лучше ставили классные шары, а в прочем они были глупее прочих, потому что они совершенно ничем не занимались. Я не тревожил вас уведомлением об этом, зная[75], что лучшего воспитания вы дать мне были не в состоянии, и что не во всякое заведение можно было так счастливо на казенный счет попасть. Кроме неискусных преподавателей наук, кроме великого нерадения и пр., здесь языкам совершенно не учат, доказательством сему служат те, которые приехавши сюда с некоторыми познаниями в языках, выезжали позабывши последние. Ежели я что знаю, то этим обязан совершенно одному себе. И потому не нужно удивляться, если надобились деньги иногда на мои учебные пособия, если не совершенно достиг того, что мне нужно. У меня не было других путеводителей, кроме меня самого, а можно ли самому, без помощи других совершенствоваться. Но времени для меня впереди еще много, силы и старание имею. Мои труды, хотя я их теперь удвоил, мне не тягостны ни мало, напротив, они не другим чем мне служат как развлечением, и будут также служить им и в моей службе, в часы свободные от других занятий.
Что же касается до бережливости в образе жизни, то будьте уверены, что я буду уметь пользоваться малым. Я больше поиспытал горя и нужд, нежели вы думаете. Я нарочно старался у вас всегда, когда бывал дома, показывать рассеянность, своенравие и проч.[76] чтобы вы думали что я мало обтерся, что мало был прижимаем злом. Но вряд ли кто вынес столько неблагодарностей, несправедливостей глупых, смешных притязаний, холодного презрения и проч. Всё выносил я без упреков, без роптания, никто не слыхал моих жалоб, я даже всегда хвалил виновников моего горя. Правда, я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно. У вас почитают меня своенравным, каким-то несносным педантом, думающим, что он умнее всех, что он создан на другой лад от людей. Верите ли, что я внутренне сам смеялся над собою вместе с вами. Здесь меня называют смиренником, идеалом кроткости и терпения. В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый, в другом угрюмый, задумчивый, неотесанный и проч., в третьем — болтлив и докучлив до чрезвычайности. У иных — умен, у других — глуп… Как угодно почитайте меня, но только с настоящего моего поприща вы узнаете настоящий мой характер, верьте только, что всегда чувства благородные наполняют меня, что никогда не унижался я в душе и что я всю жизнь свою обрек благу. Вы меня называете мечтателем, опрометчивым, как будто бы я внутри сам не смеялся над ними. Нет, я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем. Уроки, которые я от них получил, останутся на-веки неизгладимыми, и они верная порука моего счастия. Вы увидите, что со временем за все их худые дела я буду в состоянии заплатить благодеяниями, потому что зло их мне обратилось в добро. Это непременная истина, что ежели кто порядочно пообтерся ежели кому всякой раз давали чувствовать крепкий гнет несчастий, тот будет счастливейший[77]
Следующая загадка
Вернее - с середины жизни писателя и с красной свитки.
Как говорил сам Николай Васильевич, "я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно. " Я, например, до сих пор не могу разгадать, для чего столько всего наворотили в новом фильме "Вий". Я имею в виду ту картину, которая вышла в 2013 году (Россия, Украина, Германия, Великобритания, Чехия, 128 минут; возрастной рейтинг 12+).
Я обожаю Гоголя! Никто так поэтично не писал в прозе ни в его время, ни после него, ни тем более сейчас. Какой слог, какая мифология. Я уже говорила, но повторюсь ещё раз: я дипломированный фольклорист, поэтому понимаю все мифы, сказки, легенды мира и на Колобка смотрю совсем другими глазами :)
Мифология Гоголя гениальна, но если кому-то не нравится его творчество, если кто-то не понимает, что там творилось в его Диканьке, то лучше современные фильмы на эту тему не смотреть.
Классический советский "Вий" 1967-го года, с Натальей Варлей и Леонидом Куравлёвым, первый и последний официально признанный советский фильм ужасов - это просто детская сказочка по сравнению с тем мифотворчеством, в которое пускаются современные киношники. И я не только "фильмы ужасов" имею в виду.
Какой тяжёлый и непонятный фильм сделали из школьного программного произведения "Тарас Бульба" (год выхода 2009)! Я уважаю Богдана Ступку, роль Тараса была его практически лебединой песней (актёр ушёл от нас в 2012 году), но фильм оставил очень странное впечатление.
Богдан Ступка в роли Тараса Бульбы
Рассказывая о фильме "Великолепная семёрка", я обещала когда-нибудь ещё раз упомянуть американского актёра Юла Бриннера. Упоминаю (см. мою статью "Семь самураев по-американски"; ссылка открывается в новом окне).
Юл Бриннер в роли Тараса Бульбы. Настоящее имя актёра Юлий Борисович Бринер; родился во Владивостоке. Его обожали женщины, им восхищались мужчины. Самым известным у нас фильмом с его участием является та самая "Великолепная семёрка" - американский ремейк фильма Акиро Куросавы "Семь самураев".
Когда моему сыну нужно было по школьной программе прочитать "Тараса Бульбу", я показала ему американский фильм 1962 года, а из нового российского фильма - только финал, где Тараса сжигают на костре, а он пытается докричаться до своих казаков. Финал этот очень сильный, это я признаЮ, но он меня впечатлял и в школьные годы, когда я сама впервые читала "Тараса Бульбу". В американском фильме другая концовка. Вернее, он обрывается совсем на других событиях и ничего не говорит о судьбе Тараса. Да, фильм американский до мозга костей, как говорится, но он как раз для детей, не то что многие современные блокбастеры.
Фильм "Гоголь. Начало" я приняла, но поняла это не сразу. И вообще я его до сих пор осмысливаю, хотя посмотрела несколько дней назад.
Фильм и лёгкий, и тяжёлый одновременно. И целомудренный, и эротический (много обнажённых женских тел и откровенный секс). И безобидный, и ужасный. И вообще можно подобрать к нему много эпитетов.
Если кто-то не читал рекламные статьи, в двух словах объясню суть. Это сериал: 8 серий примерно по 45 минут. Создатели скомпоновали весь материал так, чтобы его можно было показать блоками, по 2 серии. Сериал сделан для ТВ3, но его решено было показать и в кинотеатрах. Премьера первого блока уже состоялась. В сериале рассказывается, какие события и как именно могли повлиять на Гоголя, чтобы он написал свой шедевр, сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Мнения зрителей сразу же разделились. Во-первых, были недовольные: якобы никто им не объяснил, что это не весь фильм. В первом блоке всё обрывается на самом интересном месте и для того, чтобы узнать, чем всё закончится, нужно посмотреть все 8 серий. Сначала их хотели показывать с равным временным интервалом: первый блок вышел в конце августа, а в начале октября должны были выпустить в прокат следующие 2 серии. Однако, вдохновившись тем, что фильм очень понравился зарубежным критикам и даже успел получить парочку кинопремий, а также тем, что якобы в первые недели проката в России он не просто окупился, а собрал бешеные деньги, решено было показ следующих серий отложить.
Во-вторых, одни говорят, что на самом ТВ3 сериал будет показан от начала до конца только после того, как пройдёт на больших экранах, а другие утверждают, что в кинотеатрах будет показано только 6 серий, а вот 2 заключительные покажут только по ТВ. Кому верить - пока не знаю, но первый блок из 2 серий я уже посмотрела.
Что я могу ещё о нём сказать, кроме того, что сказала выше. Никто не знает, какой была жизнь Гоголя на самом деле. Никто подлинно не знает, что творилось в его душе и какими глазами он смотрел на мир. Да, он оставил много заметок на бумаге, но много и сжёг в огне, а "Вечера на хуторе близ Диканьки" - прекрасное произведение! Можно долго гадать, по какой причине оно возникло и какие события на самом деле происходили в то время. В сериале мы видим лишь одну из версий.
Не зря все фильмы, которые даже берут "гоголевские" названия, всё равно создаются "по мотивам" и это всегда отмечается создателями. Очень легко взять мотив, но очень трудно достойно его обыграть. Как я уже говорила в отзыве на фильмы, созданные по мотивам легенд о Короле Артуре, "мифология - это совсем не то, с чем можно играть, как угодно и толковать, как вздумается. Мифы и легенды никогда не возникали на пустом месте, следовательно переиначивать их тоже нужно с умом." Гоголь - гений и справлялся он с этой задачей прекрасно! Просто прекрасно! Не зря его произведения читаются, перечитываются и экранизируются до сих пор.
Обыграли "Вия" в 2013 году, обыграли основные "диканьковские" мотивы и в новом сериале 2017 года, но обе названные киноработы - это две большие разницы, на мой взгляд.
Говорят, что Валерий Золотухин, который не дожил до премьеры картины "Вий", долго думал, прежде чем дал согласие сниматься в "фильме ужасов", но как-то зашёл в книжный магазин и увидел там свою книгу. рядом с книгой Гоголя. Именно поэтому он дал согласие, но даже его присутствие, по моему мнению, фильм не спасло, несмотря ещё и на бюджет в 26 миллионов долларов: получилась смесь американского фильма "Дракула" и многочисленных фильмов ужасов про Белоснежек-Красных Шапочек, разбавленная цитатами из произведений Николая Васильевича Гоголя. Некоторые сцены в этом "Вие" даже не ужасны, а омерзительны.
По мотивам повести "Вий" был снят ещё один фильм: "Ведьма" (2006, 78 минут, 18+; в главных ролях Валерий Николаев и Евгения Крюкова). Фильм был полностью снят на английском языке и специально переозвучен для российского проката. Тоже заслужил много негативных отзывов, но лично меня он держал в напряжении как хороший "ужасник". В нём есть ощущение чего-то страшного и ужасного, когда сидишь и не знаешь, чего и откуда ждать. Тоже не для детей, но хорошо подходит для щекотания нервов.
Блок про Вия в новом сериале тоже будет, как говорят. Интересно будет сравнить и эту попытку с предыдущими. Пока же не могу сказать ничего совсем плохого про это ". Начало". Есть в нём, конечно же, проходные сцены, которые как бы и ни к чему там или по сравнению с другими очень слабые, но такое бывает во всех фильмах, чего уж к этому придираться.
Петренко и Меньшиков играют хорошо, на мой взгляд, а что касается схожести с другими ранее вышедшими фильмами, то на этот вопрос уже ответил сам режиссёр. Зрители, посмотрев первые серии, начали сравнивать картину и с "Сонной лощиной", и с советским фильмом "Собака Баскервилей", и ещё с кем-то и с чем-то. Егор Баранов ответил так:
"Для меня Тим Бертон — король жанра готики. Но, при всем к нему уважении, он не владеет всей готикой. В России любят штампы: если ты снимаешь гангстерский боевик, то ты обязательно косишь под Гая Ричи и Тарантино — это неизбежно. Если мы говорим о мистике, не лишенной романтики и приключений, это в каком-то смысле и есть готика. Наш герой — рефлексирующий персонаж. Человек, неуверенный в себе. Фобии разъедают его изнутри. Чтобы показать острее этот сюрреалистичный мир, готический романтизм наиболее удачен. Он легко ложится. Думаю, именно поэтому зрители увидели западные визуальные референсы. Но при этом они подмечают, что это легко и органично воспринимается". Полностью статью можно прочитать здесь: "Без носа, но в парике: как снимают сериал "Гоголь" в Санкт-Петербурге" (ссылка открывается в новом окне).
Я с ним согласна: фильм я действительно восприняла легко, несмотря на всю его "ужасность", но я люблю Гоголя и очень люблю мифологию. Те же, кто далеки от одного и другого, могут этот сериал либо понять, либо не понять. Тут уж как всегда: на вкус и цвет, что на душу ляжет, чем сердце успокоится.
Я пока не могу сказать, можно ли наградить новый сериал о Гоголе и о его Диканьке "Золотой малиной", полное мнение о нём можно будет составить только после просмотра всех 8 серий.
Читайте также: