Внеурочная деятельность по истории 6 класс загадки истории
Обновлено: 23.12.2024
Данная программа разработана с учётом обязательных минимумов содержания образования полного среднего образования (приказы Минобразования РФ от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56), а также Федеральных государственных образовательных стандартов полного среднего образования (приказ Минобразования от 05.03.2004 № 1089).
Программа « Загадки истории » имеет научно-познавательную (обще интеллектуальную) и художественно-эстетическую направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса .
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель - создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность ; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
Познавательный аспект.
- познакомить детей с культурой стран Древнего мира через активную деятельность ;
- способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития древних обществ ;
- познакомить с менталитетом древних народов в сравнении с современной культурой;
- формировать универсальные исторические понятия;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект.
- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории ;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории ;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
Воспитательный аспект.
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.
Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории , ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории , с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа является вариативной : педагог может вносить изменения в содержание тем и использование приемов.
Структура программы
Программа состоит из 17 часов. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности.
Приемы
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира . Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху », почувствовать ее особенности . Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Визуализация (рисунок, лепка из пластилина и пр.) помогает в оплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок и поделки из пластилина. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.
Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух.
Анализ письменных источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе. Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах : индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие это практическая часть по уже изученной на уроках теме . Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами , средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами . С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Место проведения занятий:
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий :
добровольность участия и желание проявить себя,
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории:
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения данной программы выражаются в следующих качествах:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практи ческой деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста;
уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге ;
инсценировать и сторические сюжеты ;
передавать историческую информацию в виде художественных образов;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантное отношение к истории других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Формы учета знаний, умений :
Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Тематический план
Кол-во часов
Культура первобытного человека
Рисунок-подражание с опорой на текст.
Практическая работа в группах «Жилище древнего человека»
Древний Египет. Загадки пирамид Внутри древнеегипетской пирамиды Религия в Древнем Египте
Лепка из пластилина сюжетов по изученной теме .
Игра «Расшифруй иероглифы»
История нашего города
Путешествие в Краеведческий музей
Составление кроссвордов и их решение
Анализ письменных источников по теме
Подготовка и защита презентаций (проектов) по выбранной теме из истории Древней Индии
История нашего края
Посещение Краеведческого музея в г. Новокузнецке и кузнецкой крепости.
Священный огонь в Олимпии
Игра «Как это было на самом деле» - подготовка реквизита и инсценировка Олимпийских игр
Наследие Александра Великого
Составление «карты» культурных памятников державы Александра Великого
Чтение и анализ произведений Гомера/ просмотр фильма. Викторина
Ролевая игра «Я – гражданин»
Рабство в Древнем Риме
Решение проблемных ситуаций по командам
«Своя игра» по изученной теме
Религия Древнего Рима
Лепка из пластилина сюжетов по изученной теме
Повседневная жизнь в Древнем Риме. Римская семья
Инсценирование сюжета по изученной теме с дальнейшим анализом. Сравнительный анализ римской и современной российской 1семьи
Брейн-ринг по изученной теме
Древний мир – удивительный мир
Работа в библиотеке по поиску материалов по истории Древнего мира
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
- игровые средства обучения;
- карточки для интеллектуальных игр.
Литература
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Гргорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 2006 – 176 с.
Педагогические технологии: учеб.пособие для студентов педагогических специальностей/ под.ред. Кукушкина В.С.Ростов-на/Д: Феникс, 2010 – 333 с.
Кучерук И.В. Технология игрового обучения истории в школе. – Ростов-на/Д: Феникс, 2010 – 157 с.
Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. Тетрадь творческих заданий.- Москва, 1995 – 64 с.
Следующая загадка
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана с учётом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897).
В художественной литературе и кинематографе не ослабевает интерес к истории, особенно к ее «белым пятнам», спорным вопросам, нераскрытым тайнам. Реализация данной программы позволит учащимся ориентироваться в современном потоке исторической информации, критически оценивать ее, отличать историю от псевдоистории. Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке, расширению кругозора и развитию универсальных учебных действий. Важным фактором реализации данной программы является стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными вопросами. Работа в команде даёт хороший опыт сотрудничества. Программа позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель обучения, воспитания и развития:
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования, формирование исследовательских умений учащихся, в том числе навыков работы с научной литературой, освоение методов научного исследования в историографии, монографии, формирование умений как основы коммуникативно- компетентной и творчески мыслящей личности, фрмирование у учащихся стойкого «иммунитета» против псевдоистории, умение «отделять зерна от плевел», критически относиться к любой информации, воспитывать уважительное отношение к истории как науке, к труду ученых – историков, аргументировано защищать свою точку зрения.
Основные задачи курса:
1) Способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке;
2) Способствовать формированию умения видеть красоту и художественные особенности произведений искусства, созданных в прошлом;
3) формирование у учащихся представлений об особенностях и способах исторических исследований (поиск и анализ источников);
4) ознакомление учащихся с устройством общества на конкретных и интересных исторических примерах;
5) формирование у учащихся исторического мышления;
6) сформировать у учащихся умения и навыки, такие как:
• умение в связной монологической форме воспроизводить прочитанный текст;
• умение сравнивать исторические явления, происходившие в разных странах;
• умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, при этом высказывая собственную точку зрения и отстаивая свои взгляды;
• умение анализировать исторический источник;
• умение оперировать историческими датами;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение анализировать исторические события и различать мифологическую сторону событий от реальной;
• умение читать историческую карту.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа «Загадки истории и современности» имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников в 6 классах МАОУ СОШ №92.
Данная программа дополняет школьный курс истории Средних веков и истории России с древности до середины XVI в. сведениями о военной истории и об искусстве полководцев, расширяет знания обучающихся по культуре и краеведению. Программа призвана привить интерес к истории Средневековья и истории Отечества, а также сформировать навык самостоятельной работы с литературой и источниками, умение анализировать видеоматериал, применять знания в игровой и творческой форме. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Особенности реализации программы «Загадки истории и современности» заключаются в использовании игровых форм, потому что они помогают решать серьёзные учебные проблемы. Используя игру, учащиеся лучше запоминают сложный исторический материал, который облегчает им работу на уроке, формирует речевые компетенции. Интересные, занимательные, доступные и в то же время достаточно трудные вопросы исторических викторин и игр побуждают учащихся к значительным умственным усилиям. В преподавании курса «Загадки истории» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов; портреты великих полководцев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Творческие работы, используемые в системе работы, основаны на любознательности детей, которую педагог должен поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Методы реализации программы:
1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; работа с текстами.
2.Словесный (чтение литературных произведений с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов).
3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).
Формы организации внеурочной деятельности
Практические занятия: викторины, интеллектуально-познавательные игры, заочные путешествия, творческие проекты, презентации, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, театрализованные постановки, экскурсии.
Количество часов: программа рассчитана на 35 часов. Распределение занятий на теоретические и практические достаточно условно, при необходимости теоретические и практические занятия объединяются.
Режим занятий: продолжительность занятий: 40 минут.
Категория участников: данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 6-х классов основной школы.
Место проведения: школа, Исторический парк, школьная библиотека, музеи
3. Содержание программы
Введение. Неразгаданные тайны истории
История как наука. Загадки и белые пятна истории: причины их возникновения. Факт и мнение. Объективность и субъективность в описании исторических событий. Пристрастность, предвзятость и тенденциозность хронистов, летописцев, историков. История и политическая конъюнктура. Разная интерпретация исторических событий в различных социокультурных общностях. Европоцентризм современной исторической науки.
Всеобщая история (14 ч.)
Как Хлодвиг стал королём
Особенность жизни франков. Франкские завоевания в Галлии. История о суассонской чаше. Хлодвиг и христиансая церковь. Отношения Хлодвига с родственниками. Суд во времена «Салическая правда».
За что Роланд отдал свою жизнь?
Военная реформа Карла Мартелла. Понятия «феод» и «феодал». Приход к власти династии Каролингов. Завоевания Карла Великого. «Песнь о Роланде». Нормы рыцарской чести.
Кто первым открыл Америку?
Что такое открытие? Берингов мост и открытие Америки племенами каменного века. Исторические гипотезы о плаваниях к берегам Америки римлян, китайцев, полинезийцев. Плавания викингов к берегам Америки. Лейф Счастливый.
Юстиниан: коварный император или мудрый правитель?
Возникновение Восточной римской империи. Особенности императорской власти. Приход к власти Юстиниана. Войны Юстиниана. Феодора – спутница и главный советник императора. Восстание в Константинополе в 532 г. «Кодекс Юстиниана»
Мухаммед: был ли он пророком?
Верования арабов. Детство и юность Мухаммеда. Начало проповеди и переселение в Ясриб. Коран. Сунна. Хадисы. Мусульмане и христиане.
Один день из жизни крестьянина и рыцаря
Средневековая деревня. Ежедневные обязанности крестьян. Община и крестьянские заботы. Жилище, одежда и еда крестьянина. Устройство средневекового замка. Обмундирование и воспитание рыцаря. Кодекс рыцарской чести.
Год и один день: что это значило для средневекового человека
Средневековый город. Причины возникновения городов. Как жили горожане. Борьба горожан за независимость от сеньора. Коммуны. Цеха и ремесленники. Гильдии и купцы.
Правда о Детском крестовом походе
Причины Крестовых походов. Цели различных слоёв населения. Особенности первых четырёх Крестовых походов. Организаторы Детского крестового похода 1212. Истинные и ложные цели Крестового похода детей. Трагическая судьба участников.
Зачем Филиппу IV Красивому фальшивые деньги и Генеральные штаты?
Объединение Франции. Правление Филиппа IV Красивого. Конфликт короля и рыцарей. Авиньонское пленение римских пап. Создание Генеральных штатов во Франции.
За что была сожжена Жанна д Арк?
Столетняя война. Национальная трагедия Франции. Появление чудесной девы. Версии происхождения Жанны д , Арк. Женщина во главе французского войска. Пытки и казнь Жанны д , Арк. Взаимоотношения короля Карла и Орлеанской девы.
«Охота на ведьм» или почему в Европе полыхали костры?
Догматы христианской церкви. Ересь. Инквизиция и интердикт. Орден доминиканцев. Католическая Испания. Томас Торквемада. Аутодафе.
Что случилось на Косовом поле?
Завоевания турок-османов. Противостояние Сербии туркам. Милош Обилич – национальный герой. Героическая дата в истории южных славян.
Тайна «Собора Парижской богоматери»
История создания архитектурного памятника. Особенности архитектуры. Способы и приёмы украшения собора. Легенды. Исторические события, связанные с Собором Парижской богоматери.
«Прыжок в колодец»: тайны племени майя
Местообитания и основные занятия племени майя. Военачальник Хунак Кеель. Столица майя Чичен-Ица. Чему учили жрецы. Жертвоприношения.
История России (20 ч.)
Тайны Аркаима и Андреевского озера
Страна городов. Местоположение и особенность планировки Аркаима. Основные занятия жителей. Бронзовые находки археологов на Андреевском озере.
Откуда пришли русы?
Норманнская и антинорманнская теории происхождения Руси. Что общего между норманнами и варягами. Где находился о. Рюген и город Рерик. Варины – западные славяне.
Князь Владимир: варвар или святой?
Становление Древнерусского государства. Происхождение Владимира Красное Солнышко. Отношения князя с братьями. Приход к власти. Результаты религиозной реформы. Причины принятия христианства. Изменения в облике и поведении князя.
О чём говорится в «Поучении»?
Междоусобные войны киевских князей. Лествичное право. Любечский съезд. Восстание в Киеве и приход к власти Владимира Мономаха. Моральные нормы и содержание «Поучения». История возникновения исторического источника.
Кто автор «Повести временных лет»?
История и тайна создания исторического памятника «Повесть временных лет». Нестор - монах Киево-Печёрского монастыря. Содержание летописи.
Основал ли Юрий Долгорукий Москву?
Политическая раздробленность. Ростово-Суздальская Русь. Владения Владимира Мономаха. Попытки Юрия Долгорукова захватить власть в Киеве. Городище на месте нового города. Летописное упоминание о встрече с новгород-северским князем. Строительство укреплений небольшого городка.
Где могила Чингисхана
Темучин и монгольские племена. Образование державы Чингисхана. Завоевательные походы Чингисхана. Битва на Калке. Место захоронения Чингисхана.
Зачем приходил Биргер?
Походы шведов на Русь: причины и цели завоеваний. Князь Александр Невский. Невская битва: причины, ход, результат.
Был ли Александр Невский союзником Батыя?
Нашествие Батыя на Русь. Ярослав Всеволодович и Юрий Всеволодович. Битва на р. Сить. Золотоордынское иго. Владимиро-Суздальское княжество. Поездки Александра Невского в Золотую Орду. Смерть Александра Невского в Городце.
Кто построил первый московский кремль?
Правление Даниила Московского и его сыновей. Строительство деревянного кремля в годы правления Ивана Калиты. Белокаменный кремль при Дмитрии Донском: причины создания.
Где находится поле Куликовской битвы?
Отношения Руси и Орды в правление Дмитрия Донского. Причины Куликовской битвы. Сергий Радонежский. Ход сражения на Куликовом поле.
Как Василий II стал «тёмным»?
Изменение системы престолонаследия. Правление Василия II. Феодальная война 1433-1453 гг.: предпосылки и причины, участники, ход, результаты. Противостояние Юрия Косого, Дмитрия Шемяки и Василия II: обоснованность претензий на власть.
Почему Тамерлан не дошёл до Москвы?
Распад Золотой Орды: причины и последствия. Происхождение Тимура (Тамерлана). Причины походов и география завоеваний. Сопротивление города Елец. Икона Владимирской Богоматери. Судьба Золотой Орды после смерти Тамерлана.
Откуда у Ивана III появился византийский герб?
Правление Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Свержение ордынского владычества на Руси. Завершение объединения русских земель. Заключение династического брака с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. Двухглавый орёл – эмблема рода Палеологов.
Иосифляне и нестяжатели: спор не на жизнь а насмерть
Ереси на Руси. Учение святого старца Нила Сорского. Учение Иосифа Волоцкого. Отношение к учениям княжеской власти. Церковный Собор 1503 г.
«Москва – третий Рим»?
Монах псковского монастыря Филофей. Причина возникновения концепции «Москва – третий Рим». Особенности церковного учения.
Юрьев день: почему его так ждали крестьяне?
Правление Ивана III. Судебник 1497 г. Положение крестьян в Российском государстве. Появление зависимых крестьян. Условия перехода крестьян от одного помещика к другому. Последствия Юрьева дня для закрепощения крестьян.
Загадки улиц нашего микрорайона
Топонимика Тюменского микрорайона. Историческая справка об улицах Н. Гондатти, В. Гольцова, Е. Богдановича, П. Артамонова.
Читайте также: