Викторина зимние загадки для начальной школы
Обновлено: 04.11.2024
Ведущая: Здравствуйте, ребята. Наша встреча сегодня будет посвящена очень красивому времени года – зиме.
Подумайте и скажите, как в народе называют зиму? (матушка – зима, зимушка, лютая зима, зима - проказница…) Действительно, зима бывает разной. И сегодня, отвечая на вопросы викторины, мы вместе нарисуем обобщающий портрет зимы. Нам предстоит путешествие по станциям.
Станция 1. Поэтическая.
Для начала послушайте стихотворение Н. Кнушевицкой «Зима».
В мягких беленьких сапожках
Подошла зима к окошку,
Постучала: «Вот и я!
Вы скучали без меня?
Я пока сюда спешила,
Землю пухом всю укрыла,
Уложила спать зверюшек:
И медведя, и лягушек.
Сшила белые пальтишки
Целой армии зайчишек.
Шубку рыжую лисе -
Вот она во всей красе.
Застеклила пруд и речку,
Затопила всюду печки.
Вот как много было дел,
Ваш черёд теперь поспел.
Завтра утром спозаранку
Доставайте лыжи, санки
И блестящие коньки,
Чтоб бежать вперегонки,
И морковку тоже надо
Подыскать для снежной бабы.
Приготовьте щёчки ваши -
Завтра их я вам раскрашу.
Припасите визг и смех -
Буду ждать на горке всех!
Какие дела перечисляет в стихотворении поэтесса?
- укрыла землю пушистым снегом. А для чего это нужно природе? Чтобы земля не промёрзла, не погибли от мороза растения и животные.
2. Какие животные легли в зимнюю спячку? (медведи, лягушки)
3. какие животные в стихотворении поменяли свои шубки? (зайчишки и лиса)
4. для чего животным нужно менять шубку? (зимняя шубка пушистее и теплее. Белая шубка зайца менее заметна на белом снегу)
5. О каких зимних занятиях для детей говорится в стихотворении?
(катание на лыжах, коньках, санках).
Станция 2. Загадочная.
Назовите – ка, ребятки
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт;
Мы встречаем Новый год! (декабрь)
Поле чёрно – белым стало:
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц – подскажи.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
То бураны, то метели,
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну так что за месяц это?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что скажи за месяц это? (январь)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (зима)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица. (зимние месяцы, зима)
Сито большое, сито голубое,
Сеет – веет белый пух
На леса, дома, на луг. (небо и снег)
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их. (санки)
Рыбам зиму жить тепло –
Крыша – толстое стекло. (лёд)
В огне не горит и в воде не тонет. (лёд)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти,
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (снег)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз,
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (сосульки)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (вьюга)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (иней)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (иней)
Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (мороз)
В белом бархате деревня –
И заборы, и деревья,
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (иней)
Он является ко мне,
И рисует как художник,
Он узоры на окне. (мороз)
Из – под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда. (снегирь)
Мои новые дружки и блестящи и легки.
И на льду со мной резвятся и мороза не боятся. (коньки)
Две курносые подружки
не отстанут друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
обе песенки поют. (лыжи)
Чудо – дворник перед нами,
За одну минуту сгрёб
Преогромнейший сугроб. (снегоочиститель)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (шарф)
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (варежки)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
Не замёрзнем мы с тобой.
В них мы бегаем зимой. (валенки)
Я мохнатый, я кудлатый.
Я зимой над каждой хатой.
Но нигде- нигде меня не бывает без огня. (дым)
Бабушка седа – бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Про бабушку все забывают. (печь)
Станция 3. «Зимняя литературия»
Ребята, сейчас я буду зачитывать отрывки из различных литературных произведений. Ваша задача – определить это произведение.
1. «Нынче день –то какой? Старому году конец, новому – начало. А ещё от деда своего слыхал, будто его дед рассказывал, что в этот день всякое на свете бывает, умей только подстеречь да подглядеть. Это ли диво, что белки с зайцами в горелки играют! Под Новый год и не такое случается. А говорил мой дед, что довелось ему в самый канун Нового года встретиться с….» А с кем встретиться довелось?
(солдат рассказывал падчерице о встрече с 12 месяцами сразу. С.Маршак. «Двенадцать месяцев»).
2. «Она бегала взад и вперёд и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, а в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. И чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы».
Кто оказался один на улице зимним вечером? (Каштанка. А. П. Чехов.)
3. «Зима настала холодная – прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха. Морозило так, что даже лёд потрескивал. Без устали работал лапками утёнок, но под конец совсем выбился из сил, замер и весь обмёрз. («Гадкий утёнок». Х.К. Андерсен)
4. «Старик принёс комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, снег стал таять. И вдруг запищал там кто- то…» («Девочка Снегурочка». Русская народная сказка)
5. «Глядит она в ледяное окошко да посмеивается: « Вишь чернолапотник, какую лачугу смастерил! То ли дело моя: и чиста и светла – ни дать, ни взять хрустальный дворец».
Кто это говорит и о ком? (Лиса о зайце в русской народной сказке «Заячья избушка»)
6. «В первый день она ещё кое – как через силу трудилась и слушалась хозяйку, на другой день – начала лениться, на третий – вовремя не встала. Да и постель так стелила, не взбивала, как положено, чтобы пух летел, как снежные хлопья».
Кто эта девочка и хозяйка? (Ленивица и Вьюга. Братья Гримм. «Бабушка Вьюга»)
7. «Она дрожала от холода, платье её всё разорвалось, а она была такая маленькая, нежная. Пошёл снег, и каждая снежинка была для неё, как целая лопата снега. Она завернулась было в сухой лист, но он не грел, и она дрожала сама, как осенний лист».
Кто эта девочка? (Дюймовочка. Х.К. Андерсен)
Станция 4. «Словообразовательная»
Из предложенных слов составить новое слово путём перестановки букв. Другие буквы добавлять нельзя.
Рагу, чеснок - снегурочка
Рамка, сад - маскарад
Лава, кран - карнавал
Ода, бор - борода
Карл, лист - кристалл
С, пена, год - снегопад.
Станция 5. «Зимнее ассорти».
Вам предстоит ответить на различные вопросы по теме «Зима»
1. таблица или книжка с перечнем всех дней в году. (календарь)
2. небольшой, плотно скатанный комок снега. (снежок)
3. пушинка, кристаллик снега (снежинка)
4. низкая температура воздуха (холод)
5. выделанная шкура пушного животного (мех)
6. замороженное сладкое кушанье из сливок, сока, ягод и др. добавок (мороженое)
7. шкаф для хранения чего – либо в холоде (холодильник)
8. сказочная снежная девушка (снегурочка)
9. бал, на который являются в масках, в характерных костюмах (маскарад)
10. сильный ветер со снегом, вьюга. (метель)
11. Какие деревья остаются зимой зелёными? (ель, сосна)
12. Много ли зимой птиц в лесу? (нет, они перебираются ближе к домам, где живут люди. Здесь можно найти корм)
13.Что происходит со снегом во время оттепели? (снег становится влажным, липким)
14. Как можно определить, сколько раз за зиму были оттепели?
(если сделать вертикальный срез сугроба, то можно пересчитать полосы, появившиеся после оттепели. Верх сугроба после оттепели покрывается ледяной корочкой. Новый снег образует следующий слой и т.д.)
15. Назовите самый снежный месяц (февраль)
Станция 6. «Выбери ответ»
1. от чего страдают птицы зимой?
А). От холода В). От ветра
Б). От голода Г). От снега
2.Какая из этих птиц – перелётная7
А). Дятел В). Малиновка
Б). Воробей Г). Голубь
3. Летом бежит, зимой стоит. Что это?
Б). Река Г). Корабль
4. Какого цвета зимой заяц – русак?
А). Белого В). Чёрного
Б). Серого Г). Рыжего
5. При какой температуре замерзает вода?
А). -5 градусов В). – 10 градусов
Б). – 1 градус Г). 0 градусов
6. Какого числа самый короткий день в году?
А). 1 декабря Б). 22 декабря
Б). 1 января Г). 31 декабря
Станция 7. «Составительная»
Ваша задача: составить из слова «Снегопад» как можно больше слов –существительных в именительном падеже. Повторять буквы нельзя.
СНЕГОПАД: снег, пена, год, годе, пас, сан. Гена, гад, дог, гон, нога, ад, сон, нега, ген, ас, сено…
Станция 8. Азбука народной мудрости.
Сейчас нам предстоит вспомнить народные приметы. Ваша задача, ребята, продолжить предложение.
Зима морозная - ….. лето жаркое
Зима снежная - …. лето дождливое
Зимою вьюга - …. летом ненастье
Дым столбом - …. к морозу
Если ночью был иней. То днём - …. снег не выпадет
Январю – морозы, февралю - …. метели.
Иней на деревьях – к морозам, туман - …… к оттепели.
Много еловых шишек - ….к урожаю хлеба.
Много снега - …. много хлеба.
Длинные сосульки в конце февраля - … на долгую весну.
Использованная литература:
Запартович, Б.Б. С любовью к природе: дидактический материал по природоведению для начальной школы[ текст] / Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьева. – М.: «Педагогика», 1976. – С.53 -96.
Узорова, О.В. Все предметы начальной школы в викторинах / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 128с.
Цветкова, Н. Зимняя викторина [ текст] / Н.Цветкова // книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003. - №12. – С.62 – 64.
Следующая загадка
Отгадать загадки, предлагаемые учителем или ведущим (учеником или родителем).
Учитель или ведущий поочередно загадывают загадки командам («Метель», «Сугроб» и «Снегопад»). Один ученик из команды пишет отгадку на листке, выделяя орфограммы, другой рассказывает, как он догадался, о чем речь идет в загадке.
Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, четвёртый плачет.
-Почему зима названа седой?
2.Тройка – тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
-По каким строчкам определили отгадку?
3.Назовите – ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга.
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
-По каким признакам вы догадались, что это декабрь?
4.Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет.
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летиться,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи за месяц это?
-По каким признакам определили?
5.Он вошёл- никто не видел,
Он сказал- никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
- По каким признакам догадались?
6.Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился,
И отдельно поселился.
-По каким строчкам догадались?
5.Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?
-По каким словам определили?
Отгадать загадки, предложенные командами друг другу( заранее капитаны команд отбирают по жребию загадки, подготовленные учителем и учащимися). Команды поочередно загадывают друг другу загадки о зиме, отгадки записывают на листках, называют признаки зимних явлений.
1.Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)
2.Зимой греет, весной тлеет,
Летом пропадает, осенью оживает. (Снег)
3.Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед)
4.И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода)
5.Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель)
6.Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
На листочках написать отгадки, приписать родственные слова, выделить корень.
Лежал, лежал, а весной в реку побежал.
(Снег – снежок, снежинки, снеговик, снежный, снегурочка, снегирь, подснежник).
Он является ко мне,
И рисует как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз – морозец, заморозки, мороженое, морозить, морозный).
Над миром пушинки?
(Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимующие, озимый).
Разгадать кроссворд «Зима».
Ученик, отгадавший загадку вписывает слово в клетку кроссворда, другие готовят ответ на вопрос ведущего по загадке.
- Он летает белой стаей,
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает,
На ладони и во рту. (Снег).
С чем сравнивается снег?
- Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели.
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, что за месяц это? (Февраль)
Почему вы решили, что это февраль?
- Запорошила дорожки,
Радость детям подарила.
И на санках прокатила. (Зима)
Какую радость подарила детям зима?
- И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Приходилось ли вам видеть иней?
- Покружились звездочки,
В воздухе немножко,
Сели и растаяли,
На моей ладошке. (Снежинки)
Какой формы бывают снежинки?
- Две курносые подружки,
Не отстали друг от дружки,
Обе по снегу идут,
Обе песенку поют,
Обе ленты на снегу,
Оставляют на бегу! (Лыжи)
Почему автор загадки о лыжах говорит две курносые подружки?
Отгадать загадки о животных и птицах зимой (отгадки записываются на листке).
По лесочку прыг – прыг,
По снежочку тык – тык. (Заяц)
Кто в лесу глухом живет,
Летом ест малину, мед,
А зимой лапу сосет? (Медведь)
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Желтая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лисица)
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Черна как уголь.
Вертится, поет, как бес,
И дорога в лес. (Сорока)
Сочинить загадку о зиме, о зимних явлениях, о животных и птицах зимой.
Белый по белому бежит. Где пробежит, там и напишет. (Заяц в лесу)
Зимой спит, летом ходит. (Медведь)
Хитрая, рыжая, быстро бежит, по следам догоняет зайчишку. (Лиса)
-Какие правила вы вспомнили, записывая слова – отгадки? (Правописание проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова).
-Какие слова с непроверяемым написанием вы повторили? (Февраль, декабрь, сосулька, январь, месяц, иней, заяц, сорока).
Кто в вашей команде оказался самым грамотным, правильно написал слова и выделил все орфограммы, правильно отвечал, кто в команде был самым сообразительным, смог объяснить, как он отгадал загадку?
Следующая загадка
- Замечательное время года, зима. Словно, оказываешься в сказке. Что только не делает зима с природой. Посмотрите и послушайте стихи русских поэтов, которые описывают зиму.
- Для начала послушайте стихотворение Н. Кнушевицкой «Зима».
В мягких беленьких сапожках
Подошла зима к окошку,
Постучала: «Вот и я!
Вы скучали без меня?
Я пока сюда спешила,
Землю пухом всю укрыла,
Уложила спать зверюшек:
И медведя, и лягушек.
Сшила белые пальтишки
Целой армии зайчишек.
Шубку рыжую лисе -
Вот она во всей красе.
Застеклила пруд и речку,
Затопила всюду печки.
Вот как много было дел,
Ваш черёд теперь поспел.
Завтра утром спозаранку
Доставайте лыжи, санки
И блестящие коньки,
Чтоб бежать вперегонки,
И морковку тоже надо
Подыскать для снежной бабы.
Приготовьте щёчки ваши -
Завтра их я вам раскрашу.
Припасите визг и смех -
Буду ждать на горке всех!
3. Клип. Стихи русских писателей.
4. Игра. «Отгадай загадку»
Выгляну в оконце, Под гору – коняшка,
Лежит белое суконце. А в гору – деревяшка. (санки)
Всю зиму лежит,
А весной убежит. (снег)
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый, лежит возле хаты.
Лежит всю зиму - никто не поднимет.
Весна придет- он сам уйдет. (сугроб)
Упрятались голышки в мохнатые мешки,
Четверо вместе, один на шесте.
(пальцы в рукавичках)
Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
Что же за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (елка)
Чернокрылый, красногрудый
и зимой найдет приют:
Не боится он простуды - Прозрачен, как стекло,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь) А не вставишь в окно. (лёд)
Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (мороз)
Сито большое, сито голубое.
Сеет-веет белый пух
на леса, дома, на луг. (небо и снег)
5. Угадай мелодию. (включается мелодия из песен)
1)В лесу родилась ёлочка
2)Кабы не было зимы
6. «Зимнее ассорти». Ответить на различные вопросы по теме «Зима»
1. таблица или книжка с перечнем всех дней в году. (календарь)
2. небольшой, плотно скатанный комок снега. (снежок)
3. пушинка, кристаллик снега (снежинка)
4. низкая температура воздуха (холод)
5. выделанная шкура пушного животного (мех)
6. замороженное сладкое кушанье из сливок, сока, ягод и др. добавок (мороженое)
7. шкаф для хранения чего – либо в холоде (холодильник)
8. сказочная снежная девушка (снегурочка)
9. бал, на который являются в масках, в характерных костюмах (маскарад)
10. сильный ветер со снегом, вьюга. (метель)
11. Какие деревья остаются зимой зелёными? (ель, сосна)
12. Много ли зимой птиц в лесу? (нет, они перебираются ближе к домам, где живут люди. Здесь можно найти корм)
13.Что происходит со снегом во время оттепели? (снег становится влажным, липким)
14. Назовите самый снежный месяц (февраль)
7. Решите кроссворд.
2. Мороз для Снегурочки.
5. Русская народная сказка о том, как красавицу Настеньку отвезли замерзать в зимний лес.
6. Белый мультипликационный медвежонок.
9. Запряжены в сани Деда Мороза.
11. Сказка про овощ, который посадил старик.
12. Волшебная клюка Деда Мороза.
13. Растопленный снег.
15. В океане он живет, если тронешь - током бьет!
16. "Внутренности" планеты Земля.
18. Великий . - официальная резиденция Деда Мороза.
20. Какой нос похож на шланг?
22. Колючая дама из леса - шуршит и грибы на спине носит.
23. Один из создателей славянской азбуки.
24. Какой летательный аппарат нужен и для фейерверков, и для путешествий в космос?
25. Северный или Южный.
27. Древнеязыческий бог Солнца, он рассердился на жителей берендеева царства, и только Снегурочка его успокоила.
28. "Упаковка" семян новогоднего дерева.
По вертикали:
1. Что за спиной у Деда Мороза?
3. Он битый вез небитую лису и ловил в проруби рыбу на хвост.
4. На нем морозные узоры.
7. Сейчас его скутером кличут.
8. Похожий на лягушку министр короля Йагупопа из фильма "Королевство кривых зеркал".
9. Помещение в вагоне.
10. В него кладет подарки Санта Клаус.
14. Его день зовут именинами.
15. Песок, что в чае растворяют.
17. Волшебный помощник Аладдина, ставший ему другом.
19. Главная деталь новогоднего костюма Арлекина.
21. В нем в ночь новогоднюю пузырится шампанское - а для детей оно специальное детское.
26. Они есть на именинном пироге и на новогоднем столе.
27. Человек, сидящий на облучке новогодней тройки.
Ответы
По горизонтали: 2. Дед. 5. Морозко. 6. Умка. 9. Кони. 11. Репка. 12. Посох. 13. Вода.
15. Скат. 16. Недра. 18. Устюг. 20. Хобот. 22. Ежиха. 23. Кирилл. 24. Ракета. 25. Полюс.
27. Ярило. 28. Шишка.
По вертикали: 1. Мешок. 3. Волк. 4. Окно. 7. Мопед. 8. Абаж. 9. Купе. 10. Носок.
14. Ангел. 15. Сахар. 17. Джинн. 19. Трико. 21. Бокал. 26. Свечи. 27. Ямщик.
8. «Угадай сказочного героя»
(презентация с картинками героев из сказки, которых дети должны отгадать)
1) Снежная Королева 2) Снегурочка 3) Морозко
4) Мороз Иванович 5) По щучьему велению 6) Двенадцать месяцев
9. «Составь стихотворение». (Командам раздаются на разрезанных листочках строки из стихотворения. Задача учеников составить стихотворение).
Ф.И. Тютчев. Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Афанасий Фет «Мама! глянь-ка из окошка…»
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
10. Раскрась новогодний шарик.
Командам даётся лист, на котором нарисован контур новогоднего шарика. Задача учеников красиво его раскрасить и внутри написать пожелания.
11. Игра. «Составь слова». Составить из слова «Снегопад» как можно больше слов –Повторять буквы нельзя.
(СНЕГОПАД: снег, пена, год, годе, пас, сан. Гена, гад, дог, гон, нога, ад, сон, нега, ген, ас, сено…)
Следующая загадка
Данное мероприятие рассчитано для детей первого класса, закрепления и повторения имеющихся знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Быстро и объективно проверять знания учащихся. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков. Наладить дисциплину на своих уроках. Получить возможность работать творчески.Просмотр содержимого документа
«Игра-викторина "Зимние загадки,а давай найдём отгадки"»
Игра- викторина « Зимние загадки а давай найдём отгадки»
Цель: продолжать расширять и активизировать словарный запас младших школьников; развивать смекалку, эрудицию; развивать умение работать в коллективе, чувство товарищества; воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: картинки с изображением снеговика и снежинки, медальки; иллюстрации птиц, зимнего пейзажа; фломастеры и карандаши, бумага А4; музыкальное сопровождение; разрезные элементы.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на нашей игре – викторине. О чём она будет? Вам нужно отгадать.
Во дворе замерзли лужи,
Целый день позёмка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла…( зима).
Значит наша игра будет о ..( дети) зиме! Правильно. И называется она:
Игра- викторина « Зимние загадки а давай найдём отгадки».
Ведущий: Ребята, викторина – это не просто игра, а игра – соревнование, поэтому нам необходимо строгое и справедливое жюри ( выбирается жюри из гостей).
Послушайте правила игры:
1. оценкой за правильный ответ будут очки, которые будем выставлять командам.
2. команда может советоваться, прежде чем отвечать.
3. ответы должны быть чёткими и ясными.
Ведущий: Ребята, вы согласны с правилами? Жюри мы выбрали, с правилами ознакомились, начинаем игру!
И так у нас две команды. Команда « Снеговики» и команда « Снежинки».
За каждое правильно выполненное задание получаете по одному очку.
Первое задание:
Каждой команде задаётся вопрос или загадка на зимнюю тему. Если команда не может ответить, слово передается соперникам. Ответы- выкрики не принимаются.
Загадки команде « Снеговики»:
1. Самый главный дед на новогоднем празднике( Мороз)
2. Я прозрачна, как стекло,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю( сосулька)
3. Внучка Деда Мороза ( Снегурочка)
4. Она пушиста, серебриста,
Но рукой ее не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь ( снежинка)
5. Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? ( волк)
Загадке команде « Снежинки»:
1. Хранилище подарков Деда Мороза ( мешок)
2. Он белый пухом лег на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез ( снег).
3. Ушастая голова, как зовут ее ? ( сова)
4. Подморозило вчера
И от этой мошкары
Стали белыми дворы ( снег)
5. Как называют птиц, которые остались с нами зимовать? ( зимующие)
Ведущий: Молодцы ребята! Умеете отгадывать загадки и отвечать на вопросы. Получаете очки
Второе задание:
Игра « Перелётные и зимующие птицы».
Ведущий: Мы знаем, что зимой с нами остаются не все птицы, некоторые улетели в тёплые края. Как мы их называем? ( перелётные). А как называются те, которые остались? ( зимующие). Я предлагаю проверить, как вы знаете перелётных и зимующих птиц.
Одна команда отбирает картинки с изображением перелётных птиц и приклеивает на лист с солнышком, а другая команда, выбирает картинки с изображением зимующих птиц и приклеивает на лист со снежинкой. ( Обе команды работают возле своих столов) .
Ведущий: Хорошо, молодцы! Жюри оценивает задание детей.
Третье задание:
Игра для команд « Назови ласково»
Слова команде « Снежинки»
Слова команде « Снеговики»
Ведущий: Отлично ребята, всё знаете! Дадим слово жюри для результатов.
А сейчас немного отдохнём…
Физкультминутка
« Не боимся мы пороши-
Ловим снег, хлопок в ладоши
Руки в стороны. По швам
Снега хватит нам и вам.
Носом- вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Марш на месте, не спеша
Как погода хороша»
( сопровождение ведущего )
Четвёртое задание:
Задание- рисование « Пейзаж зимы»
Ведущий: На столах лежат листы бумаги, карандаши и фломастеры. Ваша задача, нарисовать картину зимы красиво, аккуратно, а наше жюри будет смотреть и оценивать ваши работы. На задание дается 10 мин. Время пошло. ( В задании участвуют несколько человек от команды).
Ведущий: Чтобы участвовали все ребята от команд, предлагаю остальным перейти к пятому заданию. Одни участники выполняют четвёртое задание , а другие выполнять будут пятое.
Пятое задание:
« Собери сказку» ( фрагмент сказки)
Ведущий: А сейчас мы проверим, насколько вы дружны и внимательны. Задание можно выполнять только всей дружной командой сразу. У вас на столах лежат детали, которые нужно собрать правильно, чтобы получилась картинка , фрагмент из сказки или мультфильма. У каждой команды своя картинка, вы её собираете и приклеиваете на картон. Потом каждая команда отвечает, какая сказка или мультфильм у вас получилась.
Ведущий: Уважаемое жюри, большая просьба к вам оценить нарисованные картины наших команд. Отлично, молодцы! Спасибо нашему жюри. У нас есть еще одно выполненное задание командами, которое нужно оценить. Ребята составляли из деталей фрагмент сказки и ее называют. Давайте посмотрим, а ребята ответят, что у них получилось, а жюри оценит ответы ребят. ( оценка жюри, результаты).
Подведение итогов
Ведущий: Ребята, вот и закончилась наша игра- викторина. Вы сегодня были большие молодцы, всё отвечали, разгадывали, собирали. Каждая команда заработала свои очки.
У нас на доске есть дерево и зимний пейзаж. Сейчас одна команда украсит дерево снежинками, вторая команда украсит пейзаж снеговиками. Когда украсим, присядем на свои места, а наше жюри подведёт итоги нашей игры- викторины ( слово предоставляется жюри для подведения итогов).
Ведущий: Спасибо вам ребята, спасибо нашему жюри за помощь! На этом наша игра окончена! Всех угощаю сладкими призами за участие.
Читайте также: