Вашкевич э вековая загадка зеркал
Обновлено: 04.11.2024
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 189
- КНИГИ 653 756
- СЕРИИ 25 020
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 249
ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ 1 2003
В СЕКРЕТНОМ ЦЕНТРЕ
Я давно мечтал посетить это знаменитое на весь мир предприятие. Я не без труда получил допуск, чтобы ознакомиться с этим сугубо засекреченным Центром. Дело в том, что для этого требовалось поручительство от двух, по крайней мере, роботов, которые могут удостоверить, что я с ними хорошо знаком и, тем не менее, не распознаю их как роботов. Я обратился к некоторым знакомым, но они после этого перестали распознавать меня. Тогда мне посоветовали сочинить это краткое поручительство самому и подсунуть для подписи какому-нибудь популярному лицу якобы с просьбой дать мне автограф. Наконец, через поклонников небезызвестных талантов я за небольшую мзду получил это подтверждение, и оно было принято соответствующими службами.
Поставка роботов в народное хозяйство и, соответственно, в семейную и общественную жизнь осуществлялась очень продуманно и тонко, чтобы не задеть за живое окружающих людей, произведенных на свет пока еще естественным путем. На какое-то время этот процесс отодвинул в отдаленное будущее более сомнительную проблему клонирования плотского человека. И мне, считающему себя человеком, была интересна эта легендарная фабрика будущего.
Оказалось, что Центр находится в черте города, но население считало, что это обычное предприятие, хотя и большое, а высокий забор и суровая охрана вызывали слухи, будто делают здесь водку или портвейн.
В Центре масса лабораторий, куда меня не водили, ибо я не робот и не все увиденное мог бы выдержать физически и психически. Мне показали только самые очевидные достижения. Я отметил повсюду идеальную чистоту и хорошую акустику всех помещений. Сотрудники и сами роботы были все отлично и по моде одеты, меня даже хотели пригласить на конкурсный просмотр новых моделей для нужд рекламы, там будут в большом количестве жевать жевательную резинку, запивать ее разными сортами пива и так искусно демонстрировать нижнее белье, что никто не заметит под ним металлические детали. Я отказался, я это и так могу видеть каждый Божий день. Не пошел я и на заседание роботов-парламентариев, чтобы не расстраиваться, когда предложенные и одобренные ими хорошие законы все равно не будут выполняться безответственными людьми.
Хотелось побеседовать с каким-нибудь живым роботом. Мне сказали, что я не должен пытать его о так называемом внутреннем состоянии, о свойственной иным людям душе и тому подобных идеалистических благоглупостях. Никакой метафизики! Иначе он вывернет вам все наизнанку, и у него могут полететь дорогие микросхемы. И не спрашивать его о собственном мнении, иного робота тогда уже не остановишь. Собственных мнений у роботов много.
Ввели робота, и я сказал ему: хелло, как погодка? Какая погодка, ответил тот и уставился в потолок. Ну та погодка, которая там на улице, уточнил я. Тогда и тот уточнил на улице естественная уличная погодка, там и спрашивайте. Затем возмутился, что его отвлекли от существенных мыслей из-за пустяков, добавил, что он вовсе не расположен отвечать на извечные русские вопросы, и вышел, жутко звякнув зубами.
Я удивился находчивости этого существа. От чего зависят умственные способности робота? От величины головы, ответили мне. Величина головы человека уже ограничена его, так сказать, природным образом и подобием, здесь же мы можем достичь каких угодно величин. Но слишком большую голову не выносит шея. Делали роботов без шеи, тогда они не могли мотать головой туда-сюда, а без этого нет впечатлений, а без впечатлений нет и мыслей. Потом, большие роботы неудобны тем, что задевают за потолок и ломают помещения, поэтому мы их пока не создаем, да нет еще и таких глобальных дум, для чего бы именно они понадобились. Кроме того, нам же известно понятие коллективного сознания, поэтому уже три робота, если их заставить думать совместно, будут отнюдь не глупее робота тройной величины. Давайте лучше потолкуем о реальных вещах.
Давайте. И мне поведали о роботах-гидах. Создается поточная линия достопримечательностей, все они радиофицированы. Вы подходите к памятнику Гоголю, нажимаете кнопку и слышите: я — Гоголь, Николай Васильевич, родился в 1809 году, умер в 1852-м, являюсь выдающимся представителем классической русской словесности. Получил сюжет от самого Пушкина. Основной вклад в духовное наследие — смех сквозь слезы. И тут же комната смеха и фонтан слез. Вы туда идете, когда Гоголь выключается.
Далее вам докладывают плачущим голосом: следующая достопримечательность — казенный дом, памятник зодчества конца XX века, все подходы к нему охраняются государством. чтобы не откалывали куски на память, как от Великой китайской стены. И вот по этой линии достопримечательностей мы пускаем компанию роботов, сначала как туристов. Они самообучаются таким методом: подходит один к другому и умоляет: ты же Гоголь, Николай Васильевич, родился в 1809 году, умер в 1852-м, ты же пасечник Рудый Панько, и тебе должны шинель выдать, ты же получил что-то от Пушкина? Тот уж все точно запомнит, память действительно вечная, теперь его можно уже пускать по улицам с толпой туристов. Как только увидит Гоголя, тут же говорит: Гоголь, пасечник, от Пушкина, родоначальник магического реализма. Вся задача сейчас в оглашении, то есть в извлечении звуков, особенно таких, как «л» и «р». «Л» — влажный звук, от частого его извлечения зубы робота ржавеют, он начинает плеваться, туристы обижаются, особенно из-за рубежа, ведь они не догадываются, что их обслуживают роботы. И пока наш опытный гид начинает так: я — Гого, но это, сами понимаете, не предел. Особенно ловко извлекают роботы гундосые звуки, поэтому в слове «Гого» они ударение делают на последний слог. Иностранцы это сразу понимают: русская словесность пошла от французов. Пушкин от французов, поэтому передал Гоголю шинель, ей и сейчас сносу нет. А вот у японцев нет звука «л» вообще, и именно в этой области, то есть в области гомонящих роботов, у них выдающиеся успехи. У них робот сказал — сделал, а у нас сделал, а потом уже объясняет, почему и зачем. Наш робот находчивей.
А как робот извлекает звук «р», грассирует ли, когда сознается: я — робот? Трошки, ответили мне, трошки грассирует. Особенно если дать французского гувернера. Или если робот — японец тогда он и звук «л» грассирует.
Хорошо, очень хорошо. Вы говорите, Пушкин от французов, водят ли еще и по Пушкину? Конечно, с радостью сообщили, водят, пока, правда, только по цепи и вокруг дуба, Пушкин ведь от французов очень далеко ушел, нам дальше пока нельзя.
Почему же нельзя, странно как-то, я думал, уже и дальше можно, два века прошло, дальше тоже интересно! У нас некоторые так ждут, когда нам нового Пушкина предъявят.
Нельзя, мне говорят. Пробовали после Пушкина, но нельзя дальше, дальше — Лев Толстой. Война и мир. Два века, вы говорите, так у нас опасаются, что если дальше ко Льву Толстому, то мы снова на нас французов накличем. Это нам пока не ко двору, и не то что это нам не по силам, но такой проект мы пока запускать не решаемся. Но к 2012 году и этот проект, возможно, сдвинем с места. Проект? А может ли робот-гид сказать, по чьему проекту выполнен тот или иной памятник? Это задача, ответили мне. Дело в том, что робот сам создан по чьему-то проекту, он как бы памятник своему создателю. Поэтому слово «проект» в лексиконе его памяти вызывает сложные ассоциации. Мы уже упоминали, что не следует робота беспокоить по поводу его внутреннего состояния и его собственного мнения. Слово «проект» сдвигает мысль робота именно в эту нежелательную сторону. Он начинает заводиться и поносить именно свой проект и своего создателя. Робот принципиально не религиозен, он не верит, что его кто-то создал, поэтому у него налицо комплекс поношения несуществующего создателя. Хотя создателя быть не должно, но — недовольство собой взывает к создателю, на коего можно свалить собственные неполадки. Если я несовершенен, сокрушается робот, то зачем меня создали? А если я совершенен, то зачем мне голову ломать над поставленными глупыми (несовершенными) людьми вопросами? Мы сейчас ломаем голову над снятием этого парадокса. Хотя сами роботы говорят: покажите нам хоть одного создателя, мы с ним разберемся. И мы пока не показываем. Есть еще слова, вызывающие нежелательные сдвиги в поведении. Скажем, очень волнуются при слове «пуск».
Следующая загадка
На 1-й стр. обложки — вход «Демонстратора», космического аппарата с надувным тормозным устройством, в атмосферу, работает первый каскад. Иллюстрация предоставлена НИЦ имени Г.Н. Бабакина.
Следующая загадка
Вложение | Размер |
---|---|
zerkala.doc | 71.5 КБ |
Следующая загадка
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 189
- КНИГИ 653 756
- СЕРИИ 25 020
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 249
ЛитМир - Электронная Библиотека > Валдманис Янис Екабович Долацис Янис Августович
> Лозоходство — вековая загадка
Добавить похожую книгу
Автор: Лурия Александр Романович
Похожа
Непохожа
Автор: Крылов Константин Анатольевич "krylov"
Похожа
Непохожа
Автор: Вирильо Поль
Похожа
Непохожа
Лозоходство — вековая загадка
Автор: Валдманис Янис Екабович, Долацис Янис Августович, . Калнинь Таливалдис Карлович
Книга закончена
Язык книги: Русский
Издатель: Зинатне
Город печати: Рига
Год печати: 1979
Выберите формат скачивания:
djvu | QR код | Размер: 6,5 Мбайт | Добавлено 13 июня 2015, 16:32 |
Явление лозоходства известно человечеству с незапамятных времен. С помощью раздвоенной ветки (или другого предмета) люди издавна искали подземную воду, залежи руды. Но способности эти обнаруживал далеко не каждый, а само явление всегда вызывало горячие споры, в том числе и среди ученых. Авторы провели исследования указанной биофизической реакции человека и, кроме того, собрали и проанализировали большой фактический материал.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа №13
Вы можете представить себе жизнь без зеркала? Проснуться утром – и не увидеть своего отражения? Кажется, ерунда, мелочь. А ведь какой душевный дискомфорт! Недаром сказочных персонажей в качестве наказания лишали отражения. Сегодня мы поговорим о зеркалах.
Немцы считают, что ребенок до года не должен смотреться в зеркало, иначе ему грозят всевозможные несчастья, он может вырасти тщеславным, глупым и даже. заболеть эпилепсией. Англичане не разрешают ребенку лицезреть свое отражение в зеркале из страха ранней смерти, а японцы убеждены: близнецы рождаются у тех, кто в детстве много смотрелся в зеркало. Сирийские женщины следуют своим приметам: смотрятся в зеркало после ванны, чтобы не знать головной боли, зато в темноте боятся даже взглянуть на свое отражение, дабы не потерять разум. В Швеции давно известно, что девушки, смотрящиеся в зеркало при свечах или тусклом свете лампы, рискуют лишиться привлекательности: видимо, часть энергии, концентрируясь в лучах света, способна уходить в зеркало — особенно такая нежная и хрупкая, как женское очарование.
В толковом словаре В.Даля читаем: «Зеркало – весьма гладкая, металлическая или стеклянная доска, отражающая предметы».
В словаре С.И.Ожегова сказано: «Зеркало – гладкая отполированная блестящая поверхность (стеклянная, металлическая), дающая отражение находящихся перед ней предметов».
Зеркала появились задолго до новой эры. Ими служили отполированные до блеска металлические пластинки из золота, серебра, бронзы. Первые зеркала были удобны, но имели большой недостаток – на воздухе быстро темнели и тускнели. Вот почему ученые стали думать, как найти выход из этой ситуации. После долгих опытов, оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Делалось это так: на гладкий кусок стекла накладывали тонкий слой олова, а сверху наливали ртуть. Ртуть растворяла олово, и раствор этот – амальгама – крепко прилипал к стеклу. Такие зеркала оказались намного долговечнее металлических. Их производство находилось в Венеции, но производство ртутных зеркал было вредно, да и сами зеркала содержали ртуть. Поэтому ученые продолжали искать замену для ртути. Ее открыл известный химик Юстус Либих. Либих предложил изготавливать стеклянные зеркала с серебряным покрытием. Разработанный им метод состоял из следующих операций. Сначала к водному раствору нитрата серебра AgNO 3 добавляли водный раствор гидроксида калия KОН, что приводило к осаждению черно-коричневого осадка оксида серебра Ag 2 O.
2AgNO 3 + 2KOH = Ag 2 O + 2KNO 3 + H 2 O
Осадок отфильтровывали и перемешивали с водным раствором аммиака NH 3 .
Ag 2 O + 4NH 3 + H 2 O = 2[Ag(NH 3 ) 2 ] (OH)
Оксид серебра растворялся в аммиачной воде с образованием комплексного соединения (аммиаката, или аммина) – гидроксида диамминсеребра(I). Затем в полученный прозрачный раствор погружали лист стекла, одна из поверхностей которого была тщательно обезжирена, и добавляли формальдегид НСНО.
2[Ag(NH 3 ) 2 ](OH) + HCHO = 2Ag + HCOONH 4 + 3NH 3 + H 2 O
Формальдегид восстанавливал серебро, которое осаждалось на очищенной поверхности стекла, покрывая его блестящим зеркальным налетом.
Мы провели реакцию «серебряного зеркала» в лаборатории. Опыт.
Таким образом, технологический процесс производства зеркал серебрением состоит из следующих основных операций:
• удаление с поверхностей стекла загрязнений и продуктов коррозии;
• нанесение центров осаждения серебра;
• нанесение защитных покрытий на отражающий слой.
Обычно толщина серебряной пленки колеблется от 0,15 до 0,3 мкм. Для электрохимической защиты отражающего слоя его покрывают медной пленкой, соизмеряемой по толщине с серебряной. На медную пленку наносят разные лакокрасочные материалы – поливинилбутиральные, нитроэпоксидные, эпоксидные эмали, предупреждающие механические повреждения защитного слоя.
Зеркала изготовляют способами металлизации стекла, распылением и испарением в вакууме. Особенное распространение получает термическое испарение алюминия в вакууме.
Получение, таким образом, зеркала обладают худшей отразительной способностью, но вполне оправданы значительной экономией серебра при массовом производстве зеркал. Оказывается, обычное зеркало не одинаково отражает лучи разных цветов. Это значит, что цветная одежда в зеркале имеет несколько иную окраску, чем на самом деле.
Правда, глаз модницы, сидящей перед зеркалом, не в состоянии зафиксировать такие перемены в ее туалете, но для многих приборов цветовая фальсификация просто недопустима. И серебряные, и оловянные, и ртутно-висмутовые зеркала грешат этим недостатком. Индий же не только обладает чрезвычайно высокой отражательной способностью, но и проявляет при этом полнейшую объективность, совершенно одинаково относясь ко всем цветам радуги – от красного до фиолетового. Вот почему, чтобы свет, излучаемый далекими звездами, доходил до астрономов неискаженным, в телескопах устанавливают индиевые зеркала.
В отличие от серебра, индий не тускнеет на воздухе, сохраняя высокий коэффициент отражения. Между прочим, индий сыграл немаловажную роль при защите Лондона от массированных налетов немецкой авиации во время второй мировой войны. На первый взгляд, такое утверждение может показаться странным, но именно индиевые зеркала позволяли прожекторам противовоздушной обороны в поисках воздушных пиратов легко пробивать мощными лучами плотный туман, нередко окутывавший британские острова. Поскольку индий имеет низкую температуру плавления (156,2 °С), во время работы прожектора зеркало постоянно нуждалось в охлаждении, однако английское военное ведомство охотно шло на дополнительные расходы, с удовлетворением подсчитывая число сбитых вражеских самолетов.
Зеркала XXI века
Уникальное зеркало изобретено в Японии в 2004 г. Оно дает не зеркальное, а прямое отображение объекта. Если при взгляде в обычное зеркало правое становится левым, а левое правым, то здесь мы видим отражение прямое без искажений. В новом зеркале человек видит себя так же, как его видят другие. Для этого собрали своего рода аквариум с треугольным сечением, наполненный водой. Две его стенки образуют обычные зеркала, соединенные под прямым углом отражающими поверхностями внутрь, а третья стенка – прозрачное стекло. Оно и служит лицевой стороной устройства, которое дает «незеркальное» отражение находящихся перед ним предметов. Просто объекты отражаются в нем дважды. Глядеться в такое зеркало весьма необычно, поскольку эффект нарушает устоявшуюся привычку к обратному отражению. Однако изобретатели считают его полезным, например, для актеров или спортсменов.
Специалисты Национального политехнического института Мексики работают над созданием электронной системы – так называемого зеркала будущего, способной прогнозировать эволюцию человеческого лица. Устройство, способное создавать перспективную фотографию человеческого лица, станет незаменимым при розыске людей, потерявшихся много лет назад. Создаваемая система, по мнению исследователей, сможет учитывать изменения, которые будут происходить с внешностью человека с возрастом. При этом в качестве «точек отсчета» будут использоваться специфические черты лица. Система получила название «Катун», по имени бога у племен майя, обитавших на территории нынешней Мексики в доколумбовую эпоху. Электронное устройство создается на базе процессора «Пентиум». Чтобы увидеть себя в более зрелом возрасте, понадобится лишь фотография.
Благодаря таким свойствам отражения мы можем увидеть себя в зеркале. Если зеркало ровное, то наше изображение в нем будет таким же, как мы, т.е. неискаженным. Но вспомните «комнату смеха» – стоит изогнуть поверхность зеркала, как изображения предметов в нем приобретают невероятные очертания. В полном соответствии с законом отражения разные участки кривого зеркала создают каждый свое изображение, их становится много, и они причудливым образом накладываются друг на друга. Использование закона отражения света позволило людям не только развлекать друг друга, но и создать много полезных и важных приборов.
«Свет мой, зеркальце скажи…»
А еще зеркала помогают нам рассмотреть себя, причем с разных сторон. Выпускают даже трехстворчатые зеркала, благодаря которым мы можем увидеть, как выглядим сбоку. В парикмахерских с помощью второго зеркала вам покажут, хорошо ли подстрижен ваш затылок.
В старинных замках устраивали целые системы зеркал, передающих изображение людей из одной комнаты в другую.
А теперь давайте немного поиграем. Для этого нам понадобятся зеркала разной формы и размеров. Задания:
- Увидеть свой затылок;
- Увидеть себя сбоку;
- Солдату, сидящему в окопе, вести наблюдение за полем боя;
- Наблюдать за сидящими за тобой, не поворачивая головы;
- Один участник показывает движения, другой повторяет их, как отражение в зеркале.
Зачем нужны зеркала?
Мы, современные люди, так привыкли к зеркалам, что на них иногда не обращаем внимания. А ведь было время, когда зеркало казалось чудом, когда оно ценилось на вес золота. Зеркала вставляли в кольца и серьги вместо драгоценных камней. Зеркалами украшали жилища. В богатых домах были даже зеркальные комнаты – стены, потолки, двери – все из зеркал. Знатные дамы заказывали себе платья, обшитые кусочками зеркала.
Каким зеркалом нам удобно пользоваться?? Точно, зеркалом с ровной поверхностью. Как вы думаете, а вогнутые или выпуклые зеркала где-нибудь используются? Выпуклые зеркала, используемые водителями, позволяют расширить сектор обзора – в них видно больше предметов. Вам, наверное, попадались такие зеркала на перронах станций метро у головного вагона?
Зеркала, применяемые в сочетании с линзами, образуют группу зеркально-линзовых систем. Зеркала с изогнутой поверхностью используются в прожекторах кораблей, маяках, фарах машин, в микроскопах.
Отчего рассеивается свет?
Почему поверхности одних предметов отражают свет хорошо, а других – так себе? Почему одни выглядят зеркальными, а другие – матовыми? Наверное, дело в том, насколько хорошо эти поверхности отполированы? Действительно, посмотрите внимательно на устройство самого обычного зеркала (демонстрирует плоское зеркало). Ведь это не что иное, как плоское стекло, покрытое с одной стороны ровной, будто отшлифованной металлической пленкой. Благодаря стеклу эта поверхность металла может долго сохраняться плоской и отлично выполнять роль, как говорят, прямого зеркала. А теперь взглянем на плоскость фанерной двери, окрашенной белой краской (дверь кабинета). Она кажется нам гладкой и светлой, но согласитесь, что никакого зеркального эффекта нет. Всмотревшись, а еще лучше поводив пальцем по поверхности фанеры, мы убедимся в ее шероховатости. Значит, падающий на нее свет частично отражается в разные стороны. Иными словами, свет рассеивается.
Конечно, в каждой стране существуют свои поверья, приметы и гадания, связанные с зеркалами. Все легенды объединяет одно: к зеркалу относятся с опаской, видя в нем предмет магический, таинственный, волшебный.
Специальные приборы позволили обнаружить, что зеркало улавливает и отражает даже невидимые лучи спектра. Способно оно отражать и биоэнергоинформационные потоки. А поскольку зеркала преломляют волны, значит, при определенных условиях зеркало может ослабить или, наоборот, усилить потоки «мысленной» энергии.
Тайна разбитых зеркал
Множество дурных примет связано с треснувшими зеркалами. И это не случайно: они обладают свойством «гасить» или искажать какие-то части энергетического спектра, отражая без искажения другие. Вот почему вредно глядеться в треснувшее зеркало: не исключено, что оно усиливает и отсыпает вам самые негативные энергетические воздействия! Ни в коем случае не следует оставлять такой предмет в доме: избавьтесь от него как можно скорее, иначе накличете беду. Когда у вас плохое настроение, вы нездоровы, да просто вернулись домой после трудного дня, проведите энергетическую чистку: постойте недолго перед обычным круглым зеркалом — и вам обязательно станет легче .
У многих народов: индийцев, таджиков, персов и других - известен свадебный обряд, когда жених и невеста должны смотреться в одно зеркало, словно связь зеркальных двойников укрепит земной брак.
Более того, у некоторых народов жених и невеста могли видеть друг друга впервые именно отраженными в зеркале, а не непосредственно. То есть, знакомство происходило через зеркальных двойников. Считалось, что именно это должно принести удачу и счастье семье. Кажется, практически у каждого в жизни было такое - когда смотришь на свое отражение рядом с дорогим человеком и говоришь: "Взгляни, милый (-ая), как мы хорошо вместе смотримся!". И это "хорошо вместе смотримся" наполняло любящих людей дополнительной уверенностью в собственных силах.
А ведь здесь - отголосок веры в самостоятельное существование двойника, и его улыбающееся лицо доставляет радость, на какой-то момент становясь лицом постороннего счастливого человека. Независимо от возраста, мы подсознательно верим в самостоятельность зеркального отражения . Легенды говорят о том, что в старинных зеркалах заключены души всех, кто смотрелся в них. Считается, что если зеркало хранит отражение злого человека, скажем, убийцы, или "видело" сцену убийства, то оно само становится "злым". Такое зеркало всегда холодное на ощупь, перед ним гаснут церковные свечи, и оно может принести неприятности новому хозяину, вплоть до его смерти. Это зеркало нужно разбить, и только так можно избавиться от проклятия, которое в нем заключено. Также говорят, что через зеркало можно "навести порчу". Если какой-либо человек посмотрит в ваше зеркало с пожеланиями зла, то эти пожелания могут исполниться. То есть зеркало станет своеобразным накопителем и излучателем негативной энергии. Правда, не все истории о зеркалах так мрачны. С помощью зеркал можно не только "наводить порчу", но и избавляться от нее. Например, если повесить зеркало в той комнате, где собираются гости, то оно заберет все злое себе. Потом зеркало следует очистить, пока оно является только накопителем, а не излучателем. Очистку рекомендуется производить холодной водой.
В общем, эти истории почти бесконечны и удивительно разнообразны, но все сводятся к одному: зеркала суть предметы, способные показать что-то неведомое, раскрыть новые знания, - если с ними правильно обращаться.
Читайте также: