В чем загадка достоевского
Обновлено: 04.11.2024
Начал он с того, что процитировал последние строчки из легендарной Пушкинской речи Федора Михайловича. "Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем".
Игорь Волгин убежден, что эти слова на все 100 процентов применимы и к самому Достоевскому. Кем он был? Почему появился именно в России и именно в это время? Как он изменил человечество? Ведь очевидно, что человек до Достоевского и человек после Достоевского - это уже разные люди. И ведь не поспоришь. Просто откройте любой роман Достоевского, почитайте, а потом загляните внутрь себя…
Так кто же этот человек, имеющий такую власть над людьми?
"Достоевский - это мы", - провозгласил Волгин. Просто Федор Михайлович - гений, то есть высшее достижение человечества.
Достоевский - это наша национальная идея. Его биография - это настоящий путь духовных исканий, который, по словам Волгина, потом повторили все умственные течения в нашей стране, а Толстой и Достоевский - как два полюса русской мысли.
О тайнах Федора Михайловича Игорь Волгин готов говорить часами. А начал с тайны его рождения, а точнее происхождения. Кем были его предки, он не знал, и лишь совсем недавно исследователи выяснили, как звали его бабушку и какое отчество было у его деда.
Другая тайна, которая мучила Достоевского всю его жизнь, - это смерть отца. Действительно ли его убили крепостные? Скорее всего так и было, уверен Игорь Волгин, и это знание сидело в подсознании писателя, прорываясь в его произведениях.
Вот вам еще одна загадка - невероятный писательский дебют Достоевского, чей первый роман "Бедные люди" стал событием еще до публикации.
"Некрасов вбегает к Белинскому с криками: "Новый Гоголь явился!". На что Белинский скептически отвечает: "Ну у вас Гоголи как грибы растут", но рукопись забирает и запирается с ней. Потрясение Белинского было не меньшим. То есть Достоевский стал известен до дебюта, за полгода до того, как роман "Бедные люди" будет напечатан", - рассказывает Игорь Волгин.
А что вы знаете о женщинах Достоевского до того, как его отправили на каторгу в 1850 году? "Мы не знаем ни одного женского имени, произнесенного с ударением", - напоминает Волгин. Да и воспоминания о нем очень противоречивые: одни писали о Достоевском чуть ли не как о святом, другие утверждали, что он вел разгульный образ жизни. Но при этом уже в "Бедных людях" он показал очень глубокое знание женской души.
А как изменил его "смертельный опыт"? Он стоял во второй тройке и ждал расстрела, от смерти его отделяли 10 минут.
Даже своей смертью Достоевский умудрился оставить загадку потомкам. Провожать его в последний путь вышли более 30 тысяч человек. Так мало кого из писателей хоронили. И что примечательно, всевозможные партии тогда сложили свои знамена и шли все вместе за гробом писателя.
Что такого они видели в Достоевском? Может то, что он далеко впереди. И урок Достоевского нам еще предстоит выучить.
А за разгадками пришли к литературоведу Волгину на «Красную площадь»
Текст: Наталья Лебедева
Судьба Достоевского – одна из самых поразительных в истории русской литературы. Понять, что такое Достоевский для России и мира, пытаются многие вот уже на протяжении 200 лет. Один из тех, кто приблизился к разгадке тайны ближе всех, — это Игорь Волгин, литературовед, историк, достоевист, президент Фонда Достоевского. За 45 минут на Главной сцене фестиваля, конечно, все тайны Достоевского не раскрыть, но увлечь зрителей творчеством писателя у Волгина получилось.
Начал он с того, что процитировал последние строчки из легендарной Пушкинской речи Федора Михайловича. «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».
Игорь Волгин убежден, что эти слова на все 100 процентов применимы и к самому Достоевскому. Кем он был? Почему появился именно в России и именно в это время? Как он изменил человечество? Ведь очевидно, что человек до Достоевского и человек после Достоевского – это уже разные люди. И ведь не поспоришь. Просто откройте любой роман Достоевского, почитайте, а потом загляните внутрь себя…
Так кто же этот человек, имеющий такую власть над людьми?
«Достоевский – это мы», - провозгласил Волгин. Просто Федор Михайлович – гений, то есть высшее достижение человечества.
Достоевский – это наша национальная идея. Его биография – это настоящий путь духовных исканий, который, по словам Волгина, потом повторили все умственные течения в нашей стране, а Толстой и Достоевский – как два полюса русской мысли.
О тайнах Федора Михайловича Игорь Волгин готов говорить часами. А начал с тайны его рождения, а точнее происхождения. Кем были его предки, он не знал, и лишь совсем недавно исследователи выяснили, как звали его бабушку и какое отчество было у его деда.
Другая тайна, которая мучила Достоевского всю его жизнь, — это смерть отца. Действительно ли его убили крепостные? Скорее всего так и было, уверен Игорь Волгин, и это знание сидело в подсознании писателя, прорываясь в его произведениях.
Вот вам еще одна загадка – невероятный писательский дебют Достоевского, чей первый роман «Бедные люди» стал событием еще до публикации.
«Некрасов вбегает к Белинскому с криками: «Новый Гоголь явился!». На что Белинский скептически отвечает: «Ну у вас Гоголи как грибы растут», но рукопись забирает и запирается с ней. Потрясение Белинского было не меньшим. То есть Достоевский стал известен до дебюта, за полгода до того, как роман «Бедные люди» будет напечатан», — рассказывает Игорь Волгин.
А что вы знаете о женщинах Достоевского до того, как его отправили на каторгу в 1850 году? «Мы не знаем ни одного женского имени, произнесенного с ударением», - напоминает Волгин. Да и воспоминания о нем очень противоречивые: одни писали о Достоевском чуть ли не как о святом, другие утверждали, что он вел разгульный образ жизни. Но при этом уже в «Бедных людях» он показал очень глубокое знание женской души.
А как изменил его «смертельный опыт»? Он стоял во второй тройке и ждал расстрела, от смерти его отделяли 10 минут.
Даже своей смертью Достоевский умудрился оставить загадку потомкам. Провожать его в последний путь вышли более 30 тысяч человек. Так мало кого из писателей хоронили. И что примечательно, всевозможные партии тогда сложили свои знамена и шли все вместе за гробом писателя.
Что такого они видели в Достоевском? Может то, что он далеко впереди. И урок Достоевского нам еще предстоит выучить.
Следующая загадка
Интересно, что в этот же день, только столетием позже (1922) родился выдающийся американский классик Курт Воннегут, считавший, что в "Братьях Карамазовых" можно найти "все, что нужно знать о жизни". Однако литературное наследие Федора Михайловича, конечно, отнюдь не исчерпывается "пятикнижием". Менее известные произведения выдающегося исследователя человеческих причуд являются неотъемлемой частью его творчества, и в них читатель может узнать много нового и неожиданного не только об авторе и окружавшем его мире, но и - как это и должно быть при чтении такой литературы - о самом себе. Сайт "РГ" решил вспомнить несколько важных произведений из библиографии Достоевского, которые современный читатель нередко незаслуженно обходит стороной (монументальный сборник "Дневник писателя" предлагаем также оставить за скобками - он требует отдельного разговора).
1. "Бедные люди", роман, 1846
Достоевский написал всего восемь романов, пять из которых и составляют "великое пятикнижие". Но и оставшиеся три определенно входят в разряд необходимой для прочтения литературы. Первое в этом жанре произведение Достоевского, только становившегося тогда самостоятельным автором, было написано в эпистолярной форме. Достоевскому приписывают фразу "все мы вышли из "Шинели" Гоголя". Как бы то ни было, влияние Николая Васильевича на Федора Михайловича - особенно раннего - очевидно. И известная фигура "маленького человека" стала главной темой в первой крупной работе Достоевского. Эта вызывающая у читателя небывалую щемящую тоску книга спровоцировала в 1846 году настоящий ажиотаж и сразу привлекла внимание к молодому автору в среде писателей и публицистов. Критики уже тогда отметили "психологическую" направленность Достоевского (противопоставляя ее "социальности" Гоголя, что, впрочем, не всегда справедливо). А ведь это было только начало!
2. "Униженные и оскорбленные", роман, 1861
Следующий роман Достоевский написал только спустя 15 лет, уже вернувшись из ссылки. Здесь уже отчетливо видны ставшие впоследствии известными черты творчества писателя. Жуткий надрыв, который вызывает этот роман, созвучен с чувствами, возникающими при чтении "Идиота" - а это каждый раз очень тяжелый (и полезный) психологический и эмоциональный опыт. В "Униженных и оскорбленных" нет такого градуса перманентной истерики, который Достоевский мастерски поддерживает в "Идиоте", но страшная болезненность, характерная для отношений персонажей книг великого психолога, пронизывает все произведение.
3. "Игрок", роман, 1866
Третья крупная работа, не включенная критиками в "пятикнижие" - "Игрок". Впрочем, нельзя сказать, что этот роман испытывает недостаток внимания со стороны читателей. Все-таки тема азарта российской публике всегда была близка и интересна. История создания произведения анекдотична - "Игрок" был написан вдрызг проигравшимся Достоевским для того, чтобы покрыть долги. И хотя автору от читателя трудно было укрыть, что книга писалась в спешке и для выполнения срочного контракта, описание психологии азартного игрока самим же азартным игроком, обладающим литературным даром и проницательностью Достоевского - настоящее сокровище.
4. "Двойник", повесть, 1846
Ранняя повесть молодого Достоевского смогла вызвать одобрение у самих Тургенева и Белинского, а это, конечно, в то время было лучшим пропуском в литературную среду. Здесь особенно видна ориентация Федора Михайловича в ранние годы на творчество Гоголя. Легкий сюрреализм, к которому Достоевский прибегал не так уж часто, раскрывает мрачные глубины страхов и амбиций мелкого чиновничества. Гротескная атмосфера и соответствующий финал - неслучайно повесть произвела впечатление на современную ему литературную элиту.
5. "Неточка Незванова", повесть, 1848
Одно из самых странных и необычных произведений Достоевского планировалось как роман. В итоге получилась повесть, но впечатление, несмотря на незаконченность, она все равно производит колоссальное. С небывалой даже для Федора Михайловича откровенностью вскрываются механизмы и природа "аберраций сознания" персонажей, а интенсивность, с которой они наносят друг другу моральные увечья, не может не пугать.
6. "Белые ночи", повесть, 1848
Еще одна душераздирающая повесть мастера, отличающаяся в целом не характерной для Федора Михайловича сентиментальностью. Поэтический образ мечтателя, обнаруживающего к концу книги неожиданный для такого характера стоицизм, вызывает сочувствие, родственное бескорыстному состраданию, которое испытывает он сам. Атмосфера тихих белых ночей имперского Петербурга, во время которых разворачивается драма, оказывает настолько завораживающее действие, что экранизировать небольшую повесть в XX веке взялись несколько кинодеятелей. Прекрасный фильм выдающегося режиссера Лукино Висконти (который, однако, перенес декорации в родную Италию) - лучшее признание повести.
7. "Записки из Мертвого дома", повесть, 1860
Повесть "Записки из Мертвого дома", имеющая черты автобиографии, представляет собой интереснейший документ, описывающий быт и нравы преступников, которых в Российской империи ссылали в Сибирь. Типажи, о которых читатель узнает из книги, Достоевский привез из ссылки. Рассказанные со свойственной писателю любовью к деталям при его проницательности зарисовки действительно переоценить невозможно.
8. "Записки из подполья", повесть, 1864
"Записки из подполья" входят в число произведений Достоевского, с которыми следует познакомиться сразу после прочтения "великого пятикнижия". Недаром эту повесть называют "прологом" к нему и считают предвестницей экзистенциализма. Проблема "подполья", в которое загоняет себя рефлексирующий петербургский чиновник, остается актуальной и понятной многим из наших современников. Рефлексия и бездействие как результат экзистенциального отчаяния провоцируют упадочничество, и здесь уже возникает опасность привычки к жестокости и полноценного морального уродства - и, что самое страшное, сам персонаж это все, разумеется, прекрасно понимает. Настоящая "достоевщина" начинается именно здесь. Уже спустя два года появилось "Преступление и наказание".
9. "Чужая жена и муж под кроватью", рассказ, 1860
Интересно, что во время написания такой тяжелой книги как "Записки из Мертвого дома" Федор Михайлович обратился к своим ранним юмористическим зарисовкам, результатом чего стал презабавный рассказ "Чужая жена и муж под кроватью". Само название является типичным для водевилей того времени. А водевиль в творчестве Достоевского можно встретить, прямо скажем, нечасто. И как такое пропустить? Не оставили рассказ без внимания и советские киноделы, которые в 1984 году сняли его экранизацию с Олегом Табаковым в главной роли.
10. "Крокодил", рассказ, 1865
И, наконец, нельзя не вспомнить о таком необычном для Достоевского рассказе как "Крокодил". Неизвестно, читал ли его сумрачный сюрреалист Франц Кафка, родившийся через два года после смерти русского писателя, но не вспомнить о нем при чтении этого рассказа просто невозможно. Как и гоголевский "Нос", в подражание которому, очевидно, "Крокодил" и написан. А действие произведения насколько причудливо, настолько и просто: чиновник, проглоченный крокодилом целиком и оставшийся необъяснимым образом в живых, нелепо рассуждает об открывающихся перед ним благодаря этому происшествию карьерных перспективах. Здесь Федор Михайлович с особенной едкостью набрасывается на своих политических оппонентов из либерального лагеря - ехидства и желчи здесь куда больше, чем даже в другом его рассказе этой же направленности "Скверный анекдот".
Следующая загадка
Следующая загадка
В 2021 году Россия отметит 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского
Текст: Наталья Лебедева/РГ
«Я всегда озабочен тем, как выглядит Федор Михайлович в глазах нынешнего поколения. Как нужно рассказывать о нем? Как читать его тексты? Ведь его мир, неспешный, с серьезными размышлениями, в том числе и религиозного характера, плохо стыкуется с современным динамичным темпом жизни», - размышляет о месте Достоевского руководитель Роспечати Михаил Сеславинский.
Он вспоминает, как в школе учитель литературы предложила классу устроить суд на Раскольниковым. Самому Михаилу Вадимовичу тогда досталась роль адвоката.
«Мы искали ответ, виноват Раскольников или нет. Пока не поняли, что однозначного ответа нет, – рассказывает Сеславинский. – Сейчас я понимаю, как нам повезло с учителем. С подростками именно так и надо разговаривать о творчестве Достоевского».
Президент Фонда Достоевского, профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького Игорь Волгин убежден, что, постигая Достоевского, мы постигаем самих себя.
«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…» - писал Федор Михайлович. И по словам Волгина, писатель, журналист, редактор Достоевский разгадывал эту великую тайну всю свою жизнь.
«От разгадки этой тайны многое зависит в нашей судьбе. Потому что Достоевский – наш национальный архетип, важная составляющая нашей национальной идеи», – объясняет он.
И то, что Достоевский и его творчество всегда находятся в центре внимания исследователей не только в России, но и в Европе, США, Бразилии, Австралии и многих других странах, это лишь подтверждает.
«Достоевский - это материк, который мы только еще осваиваем», - заметил Волгин.
Профессор Владимир Захаров добавил, что жизнь и творческую репутацию писателя очень часто определяют мифы и мистификации. Вопреки ли или благодаря этому в XX веке Достоевский стал одним из самых известных русских писателей в мире. Его ставили, напоминает Захаров, в один ряд с Шекспиром. А все дело в том, что герои Достоевского явили Россию миру. И несмотря на то, что сам писатель был не особо политкорректен, он мог объединять людей разных культур и политических взглядов.
«За это его не любят многие писатели. Как быть писателем после Достоевского? Для многих авторов это экзистенциальный вопрос», - размышляет Захаров.
И напоминает, что Достоевский был не только писателем, но и отличным журналистом и редактором. И даже современным журналистам есть чему у него поучиться. «Достоевский выступал за полную свободу слова. Он думал, что, если нигилистам или революционерам дать возможность высказать все, что они думают, мир сам все поймет и отвернется от них», - объясняет Владимир Захаров.
Литературовед Людмила Сараскина тоже говорила о противоречивости личности Достоевского и о том, как по-разному его творчество влияет на читателей. Одни читают его запоем и считают его светом, другие называют умалишенным и испытывают физическую боль от чтения его произведений.
Владимир Набоков критиковал Достоевского, марксистская критика вообще называла его мракобесом. Григорий Ландау написал целую книгу «Тезисы против Достоевского», где собрал все свои претензии.
«Слышат ли нас, исследователей Достоевского, эти люди? Надо ли нам с этим что-то делать?» - спрашивает Людмила Сараскина и сама же отвечает: «Мы не должны думать, что Достоевский завоевал мир и все хорошо. Да, он писатель номер один. Но он был очень противоречивой личностью. И от того, какие статьи мы будем писать и какие фильмы снимать, зависит то, что будут знать о нем современные школьники. Будет ли он для них гением или сумасшедшим, который бросается с ножом на свою жену».
Читайте также: