Урок по загадкам в 3 классе
Обновлено: 24.12.2024
Творческий краткосрочный проект, позволяющий учителю реализовать метод проектов с детьми, только начинающими заниматься в такой форме. На 1 уроке можно пройти весь путь проектной деятельностии и достичь цели урока. Такие уроки вносят разнообразие в школьную жизнь, учат детей учиться и общаться.
Вложение | Размер |
---|---|
сочинение загадки урок проект.doc | 79 КБ |
zagadka.pptx | 254.57 КБ |
Ход урока
Организационный момент и тема урока.
(столы и стулья расставлены так, чтобы за них могли сесть дети по 3 человека, дети рассаживаются по желанию)
У нас с вами сегодня будет немного необычный урок – я предлагаю вам на уроке поиграть. Кто из вас любит играть?( поднимают руки)
А играть мы с вами будем в загадки.
Загадки возникли ещё в древности, когда не было письменности. Древние люди относились к загадкам очень серьёзно. Когда юноша подрастал, его признавали воином только тогда, когда он разгадывал несколько загадок.
В сказках очень часто героям приходится отгадывать загадки, для того, чтобы спастижизнь и пройти испытание. Вспомните такие сказки!
Прежде чем начать игру, предлагаю вам вспомнить, что такое загадка с точки зрения урока чтения, с точки зрения литературы.
Загадка – это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность человека. Загадки описывают предмет кратко и выделяют его важные особенности.
I. КАК СОСТАВИТЬ ЗАГАДКУ?
На прошлом уроке вы учились представлять народные и литературные загадки, вспомнили, как составить загадку с урока информатики, проведенного во 2 четверти.. Давайте напомним себе, что надо знать, чтобы сочинить загадку.?
(на доске или на слайде)
КАК СОСТАВИТЬ ЗАГАДКУ?
- Выбери предмет или существо
- СОСТАВ – НА ЧТО ПОХОЖЕ.
- ДЕЙСТВИЯ – КТО ДЕЛАЕТ ТАКИЕ ЖЕ ДЕЙСТВИЯ.
- ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ
А зачем нужны загадки? И нужны ли? (ответы детей)
У всех народов загадка всегда была показателем мудрости. А человек, который умел отгадывать или придумывать загадки, считался мудрецом. Сегодня вам представится такая возможность – поиграть в мудрецов. Вы сможете составить свои загадки, которых нет в книгах и загадать их друг другу.
Давайте подумаем, как вы это будете делать? Что нужно для того, чтобы не только придумать загадку, но и затем суметь её интересно загадать другим ребятам?
II. РАБОТА НАД ЗАГАДКОЙ.
(на доске или слайде)
Перед вами схема работы над загадкой, и вам необходимо с её помощью составить план работы.(совместно составляется и нумеруется).
- 1 Как лучше работать? Я предлагаю поработать командами из 3 человек.
Когда работаем в группе, с чего начинаем работу? (С распределения ролей).
СХЕМА РОЛЕЙ В ГРУППЕ.
Какие роли непонятны?
РЕДАКТОР – ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЩЕТ ОШИБКИ В РАЗНЫХ СТАТЬЯХ И КНИГАХ.
Сейчас выходит много книг, журналов и газет для детей и взрослых. Наверное, было бы неприятно, если бы человек стал читать интересную книгу, а там встретилось бы много ошибок, опечаток, были бы перепутаны какие-нибудь слова или предложения. Перед сдачей книги в типографию ее обязательно читает редактор и исправляет все ошибки и опечатки. Редактор – человек очень внимательный, и, при этом, знающий правила грамматики.
То есть это должен быть самый грамотный участник группы. В ваших загадках тоже могут быть ошибки. Вот редактор и исправит их.
Ещё есть непонятные роли? (Защитник проекта)
ЗАЩИТНИК ПРОЕКТА – ПОМОГАЕТ художнику и редактору , ГОТОВИТ ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ЗАГАДКИ.
Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (план, замысел)
Запомните: ПРОЕКТ – ДЕЛО, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ .
Продуктом может быть что угодно: сочинение, стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, частушка, ну и, конечно, загадка.
Что станет продуктом вашего проекта? (загадки)
( УЧАЩИЕСЯ ПО ЖРЕБИЮ РАСПРЕДЕЛЯЮТ РОЛИ В ГРУППЕ)
- Следующие этапы работы у нас записаны в таблице .Составляя дальнейший план работы, давайте выясним, какую работу выполняет каждая роль и группа.( на доске или на слайде)
РАЗРАБОТКА И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДКИ
ВСЯ ГРУППА СОСТАВЛЯЕТ, ЗАПИСЫВАЕТ и проверяет РЕДАКТОР .
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГАДКИ (ЭСКИЗ)
ВСЯ ГРУППА СОСТАВЛЯЕТ ЭСКИЗ, ЗАТЕМ ХУДОЖНИК ОФОРМЛЯеТ ЗАГАДКУ.
– ВСЯ ГРУППА ГОТОВИТ ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ЗАГАДКИ ПО ПЛАНУ, ЗАЩИТНИК ЗАЩИЩАЕТ СВОЮ ЗАГАДКУ
ЭСКИЗ – БЫСТРО ВЫПОЛНЕННЫЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАБРОСОК, СВОБОДНЫЙ РИСУНОК, НЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ КАК ГОТОВАЯ РАБОТА.
Теперь давайте распределим темы загадок.
(ГРУППЫ ПО ЖРЕБИЮ РАСПРЕДЕЛЯЮТ ТЕМЫ ЗАГАДОК.)
- школьные принадлежности (учебник, портфель, тетрадь, ручка, дневник, линейка, ластик и т.д.)
- одежда и обувь (брюки, платье, рубашка, куртка,шапка, ботинки, кроссовки, туфли и т.д.)
- объекты неживой природы (гроза, ветер, туча, снегопад, дождь и т.д.)
- спортивный инвентарь (мяч, скакалка, велосипед, коньки, клюшка, шайба)
- части тела, лица человека (рука, пальцы, нос, волосы и т.д.)
- растения (фрукты, овощи, цветы, деревья)
- домашние животные и птицы (кошка, собака, корова, коза, попугай)
- мебель (стул, стол, шкаф, кровать, диван, кресло)
- бытовая техника (компьютер, пылесос, телевизор, стиральная машина, холодильник)
Повторение алгоритма работы.( на доске или слайде)
- Поиск информации ( найти образец загадки в книге и схему загадки в тетради по информатике 1 часть )
- Продукт (составленнаяи записанная загадка + рисунок) .
- Защита проекта.
ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА.( дается в каждую группу)
- Расскажи, как вы работали над проектом, что делал каждый участник группы.
- Прочитай загадку.
- Вам понравилось работать?
- Что было трудным
- Чья это была идея (кто был самый активный)
- Справилась ли ваша группа с задачей проекта?
III. Оценка детьми своего отношения к учебному заданию (творческому проекту).
Оцени свое отношение к выполнению творческого проекта (детям предлагаются шкалы, где они отмечают любым значком, то что считают нужным):
Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его:
Оценка жюри по оценочным листам проекта.
Пока дети проводят оценку отношения к творческому проекту, жюри подводит итоги по оценочным листам проекта:
Оценочный лист проекта:
Тема проекта “Загадка о …”
Этапы выполнения проекта
- Сбор информации.
- Работа в группе
- Защита проекта
- Общая оценка
После завершения работы попытайтесь ответить на вопросы:
- Достигли цели?
- Что нового узнали?
- Чему мы научились?
- Понравился проект?
- Что получилось лучше всего?
- Что бы сделали по – другому?
- Хотели бы участвовать ещё в проектах?
Ребята, вы молодцы. Вы стали опытнее, очень доступно можете с помощью красок, слов, рифмы донести ваши мысли, чувства, идеи. Вы умеете работать в коллективе, распределять работу по ролям. Желаю вам успехов!
Предварительный просмотр:
Следующая загадка
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (загадки).
Метапредметные: познавательные: знакомятся с малыми жанрами фольклора (загадки), выделяют особенности жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия; коммуникативные: используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие
к собеседнику (соучастнику) деятельности
м етоды и формы
обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные
ресурсы
Сведения из истории создания загадок; тексты загадок; карточки с названиями групп загадок, с загадками для групповой работы; текст стихотворения В. Шафрана
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
о рганизационная структура (сценарий) урока
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
I. Мотивация (само-
определение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готов-ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность
Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку
Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество
Устные ответы, наблюдения учителя
II. Постановка темы и целей урока
1. Рассказ учителя.
2. Формулирование темы и задач урока
– В старые времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки. За окном мороз, вьюга, а в избе в печи дрова потрескивают, тепло. Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки». Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то загадки загадывают.
Совместно с учащимися учитель формулирует тему урока, ставит учебные задачи
Формулируют вместе с учителем тему
и задачи урока
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; умеют слушать и слышать собеседника; допускают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: проявляют интерес к изучению предмета
III. Проверка домашнего задания
1. Ответы
на вопросы по учебнику.
2. Чтение небылицы
Предлагает ответить на вопросы (с. 22–
Предлагает прослушать и оценить небылицы, сочиненные учащимися.
Проверку домашнего задания можно органи-зовать следующим образом.
Выходят заранее подготовленные дети в костюмах скоморохов и предлагают устроить соревнование на лучшего знатока считалок и небылиц, конкурс на лучшую небылицу
Отвечают на вопросы учителя.
Познавательные: осуще-
ствляют структурирование знаний.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль и оценивание учебной деятельности.
Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения
Ответы на вопросы, небылицы, сочиненные самостоя-
тельно
IV. Работа по теме урока
1. Актуализация знаний учащихся
о загадках.
2. Знакомство с группами загадок
− Что такое загадка?
– Загадка – это задачка, которую надо решить, отгадать. В загадке предмет не называется, а описывается. И по этим признакам надо догадаться, о чём идёт речь.
Далее учитель знакомит учащихся с группами загадок.
1- я группа : загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём перечисления различных его признаков.
– Чтобы решить такую загадку, надо проанализировать признаки и объединить их в одно целое.
Кафтан на мне зелёный,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз.)
− Какие признаки, свойственные арбузу, указаны в загадке? (Цвет, вкус, форма.)
2-я группа : загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления.
– Чтобы решить такую загадку, надо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.
• Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)
3-я группа : загадки, в которых используется отрицательное сравнение.
– Чтобы решить такую загадку, надо доказать от противного: сопоставить разные, но в то же время схожие признаки, сгруппировать их по-новому, в другом сочетании.
• Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ве-
4-я группа : загадки, в описании которых используются метафоры.
• Под одной крышей четыре братца живут.
− Откуда взялись загадки?
– Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед тогда подстерегало человека: ударит молния, вспыхнет лесной пожар, волки нападут на стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и звери лесные – все понимают человеческий язык. И для того чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы и пастухи особый «тайный язык». Из него и родились когда-то загадки
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок-проект, 3 класс, программа «Школа Росии»..
- По деятельности учащихся – творческий проект;
- По комплексности – межпредметный проект;
- По характеру контактов – внутриклассный;
- По дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;
- По доминирующей деятельности уч-ся – практико-ориентированный проект;
- По продолжительности – краткосрочный.
- помочь учащимся в определении понятия “загадка”,
- закрепить умение выделять у объекта состав и признаки;
- закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как составляются загадки;
- формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.
Развивающие цели: развитие личности школьника, через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции.
Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Предварительная работа: на предыдущем уроке дети научились выделять состав и признаки объекта и записывать их в таблицу, учились составлять загадки; проведено анкетирование по проектам.
Следующая загадка
формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):
- Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;
- Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):
- Расширить знания детей о жанре устного народного творчества «загадка»;
- Сформировать представление и разработать схему построения загадки.
регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
- Ребята, подумайте, какие слова пропущены в предложениях. мудрость
В пословицах и поговорках заключена . .
Пословица имеет смысл.
Выставка рисунков к пословицам.
«Озвучивание» пословиц и объяснение их смысла.
- Чьи работы вам показались самыми интересными? Почему?
Вывод: Чтобы проиллюстрировать пословицу, нужна выдумка, фантазия, мудрость.
- находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
- развитие доброжелательности к людям
Постановка учебной задачи
I.Побуждающий к проблеме диалог.
- Что такое загадка? (Ответы детей)
- Какова задача жанра «загадка»? (Чтобы отгадывать задуманный предмет.)
- А зачем надо уметь отгадывать загадки? (Для игры. Это интересно.)
- Какие загадки вы знаете? (Ученики загадывают известные им загадки, остальные отгадывают.)
- Тот, кто хорошо научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет? (Умным, сообразительным.)
- Тема урока: «Русские народные загадки».
- Ребята, ваша цель на уроке. (Ответы детей)
1.Разработать схему построения загадки.
- осознанное построение речевого высказывания
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Изучение нового материала.
I.Рассказ учителя о загадках.
Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке.
Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его главных черт.
II.Чтение авторского текста (стр.43)
- Что предлагают Афанасий и Саша? (Отгадывать загадки.)
III. Игра – соревнование
«Кто больше отгадает загадок».
Читает учитель. Кто отгадает больше загадок, получает медаль «Классный мудрец».
-слушать и понимать речь других
(тренажёр для глаз)
Добывание новых знаний.
- Как строится загадка?
- Работая с текстом учебника, сформулируйте принципы построения загадки.
- Как вы догадались, что речь идёт о зайце?
(Даётся описание: размер, цвет и характерные действия зайца.)
- Найдите ещё загадку описательного характера. (Про волка.)
Вывод 1: Загадка строится по принципу описания предмета. Признаки предмета: внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д.
- Относится ли к этой группе загадок загадка про снег? (Нет. В ней говорится всё о снеге: как он рождается, из чего он, какие свойства имеет.)
- Найдите похожие. (Про ель и сосну, про подсолнух.)
Вывод 2: Загадка строится по принципу составления «биографии» предмета.
Прочитайте первую загадку. (Про морозный узор на окне.) Как вы догадались, о чём она? Какой литературный приём в ней используется? (Сравнение.) Что с чем сравнивается? Почему?
В данной загадке действительно утверждается, что морозный узор похож на белый лес.
Вывод 3: Загадка строится по принципу утвердительного сравнения (простого сравнения).
- Посмотрите, как составлена загадка про книгу:
Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
- Какова особенность построения данной загадки? (В такий загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие.) Какую частицу она имеет в своём составе? ( «Не».) Какое значение она имеет? (Отрицательное.) В загадке содержится отрицание того, что загадываемый предмет похож на …
- А где в учебнике похожая загадка? (Про эхо.) Отгадывать такие загадки сложнее.
Вывод 4: Загадка строится по принципу отрицательного сравнения.
- Что общего у загадок про блин и про чернила? (Загадки составлены в форме вопроса. Чаще в таких загадках раскрывается одна, главная сторона предмета.)
Вывод 5: Загадка строится в форме вопроса.
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков.
- учёт разных мнений и умение обосновать собственное
Подведение итогов исследования
- Ребята, давайте повторим принципы построения загадки.
Принципы построения загадки.
По принципу описания предмета.
Составление «биографии» предмета.
Как утвердительное или отрицательное сравнение.
- Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок? (Чтобы самим уметь их составлять.)
- построение логической цепи рассуждений
(работа в группах)
Подготовка к творческому заданию
Чтение авторского текста вслух и комментирование. (стр. 46-47)
- Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил не самые главные признаки. Такие же признаки есть и у других предметов.)
Вопросы после чтения:
-Как правильно придумать загадку?
2. Составление алгоритма построения загадки, используя материал учебника
Алгоритм построения загадки.
- Какие признаки сахара перечислены у Б.Заходера?
- С чем сравнивает он первый снег? Но какое отличие у мух и снега?
II. Составление загадок.
Упражнение в придумывании загадок.
Вывешивается изображение снега.
- Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением.
- Перечислите наиболее яркие признаки снега. (Белый, пушистый, мягкий, ровный.)
С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими признаками? (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.)
Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору).
Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок. Определяется загадка – победитель. Оценивание творчества детей.
- установление причинно-следственных связей
- проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе;
-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- адекватное реагирование на трудности;
- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
Назовите тему урока. (Русские народные загадки.)
- Чему научились? (Определять принципы построения загадки, сочинять загадки.)
- К какому выводу пришли? (Загадка испытывает ум и учит думать.)
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Я понял, что…
Было интересно…
Было трудно…
Мне захотелось…
У меня получилось…
На следующем уроке мы…
Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали на уроке. Я довольна вами.
- адекватное реагирование на трудности.
Задание в тетради на стр. 37 (2).
Придумать загадку самостоятельно.
личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):
- Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;
- Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):
- Расширить знания детей о жанре устного народного творчества «загадка»;
- Сформировать представление и разработать схему построения загадки.
регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
Средства обучения: Учебник «Маленькая дверь в большой мир», опорный конспект, схема построения загадки, рисунки – отгадки, ТСО.
Следующая загадка
-Познакомить с загадкой, как с жанром устного народного творчества.
Задачи урока:
-Учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки.
-Развивать навыки анализа, умения делать выводы.
-Воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству.
Недовесова Александра Владимировна 06.11.2016Содержимое разработки
Урок развития речи в 3 классе
Тема урока: «Русские народные загадки»
-Познакомить с загадкой, как с жанром устного народного творчества.
Задачи урока:
-Учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки.
-Развивать навыки анализа, умения делать выводы.
-Воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству.
Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Постановка цели урока
Здравствуйте, ребята! Меня зовут А.В. На своих уроках я познакомлю вас с жанрами (видами) письменной речи. Мы будем учиться писать письма, составлять объявления, писать записки. Но об этом немного позже.
Сегодня я хотела бы наш урок посвятить устному народному творчеству или как в народе говорят фольклору. А что такое устное народное творчество? (ответы детей ) (показ слайда).
Скажите пожалуйста, какие жанры устного народного творчества вам знакомы? (ответы детей)
Учитель: Cегодня, мы более подробно остановимся на одном из жанре устного народного творчества. А о каком именно вы узнаете, выполнив следующее задание:
-Прочтите слово по первым буквам названий изображённых предметов.
(Зонт, Арбуз, Гриб, Ананас, Дерево, Капуста, Апельсин) (показ слайда)
- Какое слово у вас получилось?
Ответ:загадка.
-Любите ли вы отгадывать загадки?
-Что же такое загадки, как вы думаете? (Это слова или предложения, в которых что-то описывается, но самое главное не говорится. Это нужно отгадать). Загадкой называют небольшое фольклорное (народное) произведение, которое содержит замысловатый вопрос, требующий ответа.
(из словаря С.И. Ожегова..)1.Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. 2. Нечто необъяснимое, непонятное.
-Как вы считаете, как давно появились загадки? (предположения)
Учитель: Народ издавна высоко ценил загадки, видя в ней источник мудрости. Сколько живет человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков создавал их народ. Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно, кратко и выразительно описывал человека, его мир, отношение к явлениям природы, растениям и животным.
-Для чего сочинялись загадки? (предположения)
Много столетий назад, еще в 1016 году (почти 1000 лет назад) загадки использовались в качестве средства общения между людьми для передачи тайных информаций в военных делах. Так, Ярослав Мудрый перед битвой отправил своему стороннику Святополку человека для того, чтобы узнать от него о силах противника. Свое задание Ярослав сформулировал в виде загадки.
Загадки применялись и на состязаниях в мудрости и находчивости.
Загадки служили важным средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим.
Загадка ценится еще и за то, что она развлекает людей.
-О чем бывают загадки? (ответы детей)
-Какие загадки знаете вы? (2-3 человека)
Учитель: Ребята, хотите научиться сами составлять свои загадки?
-Но сначала надо понять, как устроена загадка.
III.Создание речевой ситуации. Наблюдение.
В этом мы разберемся вместе. Попробуйте отгадать такую загадку:
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.(одуванчик) (показ слайда)
- А как вы догадались? Как узнали? (одуванчик похож на облачко, только про него может быть сказано, что это облачно на стебельке)
- А чем похож? (одуванчик такого же цвета, он кажется таким же мягким, пушистым, как облако)
- Вот, оказывается, что особенного в загадке. В ней сам предмет не назван, а назван другой, похожий на него. Отгадывая загадку, мы обращаем внимание на признаки предмета. А еще что? Обратите внимание на слова «в руке» - «на стебельке». (есть рифма) (поэтический прием, повторение похожих сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк. Рифма придает благозвучие стихотворению, подчеркивает музыкальность стиха, его ритм.)
На доске - перечень основных признаков: (показ слайда)
1) предмет не назван,
2) назван другой, похожий на него,
3) показаны важные признаки,
IV.Составление загадки.
- А теперь, когда вы поняли, как устроена загадка, попробуйте сами сочинить свою загадку. - Пусть ваша первая загадка будет вот об этом цветке. (показ слайда) Что это за цветок? (ландыш)
V.Речевая подготовка.
- Всмотритесь в рисунок, рассмотрите цветок. Что в нем особенного? Назовите его главные признаки. (Много цветков на одном стебельке, пахнет хорошо, душистый, цветочки бывают только белые.)
- Итак, главные признаки цветка, на которые сразу обращаешь внимание, - душистый, много цветочков на одном стебельке, все цветочки белые. (на доске карточки слов) Вы назвали все признаки. Но у нас нет еще одной важной детали, нужной в загадке. Какой? (Мы не говорили, на что похожи цветочки ландыша.)
- На что же похожи цветочки ландыша? (на горошки, на шарики, на фонарики, на чашечки, на колокольчики, на бубенчики) (на доске карточки слов)
VI. Сочинение загадки.
- С чего начнем, с чем будем сравнивать? (с горошками)
- Назовем признаки этих горошков. Какие они? (белые, душистые)
- Вот и первая строчка загадки: «Белые душистые горошки. »
(запись на доске)
- Нужны еще какие-то признаки. О чем нужно сказать? (о стебельке)
- На что он похож? (на ниточку, на ножку)
- Вот это уже хорошо: горошки на ножке. Но надо горошки как-то прикрепить к ножке. Подыщите нужное слово. (Запись слов: качаются, висят, растут, сидят.)( на доске карточки слов)
- Предлагайте вторую часть загадки. (растут на одной ножке, висят на одной ножке, висят на зеленой ножке и т.д.) На каком варианте остановимся?
- Вот у нас и получилась загадка:
Белые душистые горошки
Висят на зеленой ножке.
(Запись этого или другого варианта.)
- Вы говорили, что цветки ландыша похожи не только на горошки, но и на шарики. Попробуйте указать признаки шариков. Какие они? (белые, душистые)
- Итак, начнем загадку так:
«Белые душистые шарики.
- Как можно продолжить? («. висят на стебельке как фонарики») (устно. Ответы детей)
VII. Творческая работа в группах.
А сейчас попробуйте сами составить загадки. Я раздам для работы в группах иллюстрации , а вы попробуйте составить свои загадки.
Рассмотрите предмет. Выделите его свойства, признаки. Составьте текст загадки с опорой на вопросы: (показ слайда)
Где это можно увидеть?
На что похож предмет?
Что он может делать?
Детям раздаются иллюстрации: петух, ежик, гусь, морковь, белка, собака. Учитель рассаживает детей в группы по 4-6 человек, организовывает работу.
Расскажите, какой текст вы составили. Пусть ребята попробуют отгадать загадку. А вы затем покажите иллюстрацию отгадки.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- С каким жанром устного народного творчества вы познакомились? В чем его особенности? (Мы познакомились с загадками. В загадках описываются свойства и признаки предмета, а сам предмет не называется. Его надо угадать.)
- В чем особенность языка русских народных загадок? (В них есть рифмы.)
Подписи к слайдам:
Тема проекта Как загадку сочинить ?
Загадка – это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность человека. Загадки описывают предмет кратко и выделяют его важные особенности .
Как составить загадку Выбрать предмет или существо . Вспомнить состав – на что похоже . Вспомнить действия – кто делает такие же действия. Вспомнить признаки этого предмета.
Схема работы над загадкой
Роли участников группы Художник Редактор Защитник загадки
РЕДАКТОР – ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЩЕТ ОШИБКИ В РАЗНЫХ СТАТЬЯХ И КНИГАХ.
ЗАЩИТНИК ПРОЕКТА – ПОМОГАЕТ художнику и редактору , ГОТОВИТ ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ЗАГАДКИ.
ПРОЕКТ – ДЕЛО, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ .
Наш продукт? З А Г А Д К А
1 СБОР ИНФОРМАЦИИ ВСЯ ГРУППА 2 РАЗРАБОТКА И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДКИ ВСЯ ГРУППА СОСТАВЛЯЕТ, ЗАПИСЫВАЕТ И ПРОВЕРЯЕТ РЕДАКТОР . 3 ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГАДКИ (ЭСКИЗ) ВСЯ ГРУППА СОСТАВЛЯЕТ ЭСКИЗ, ЗАТЕМ ХУДОЖНИК ОФОРМЛЯЕТ ЗАГАДКУ. 4 ЗАЩИТА ЗАГАДКИ – ВСЯ ГРУППА ГОТОВИТ ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ЗАГАДКИ ПО ПЛАНУ, ЗАЩИТНИК ЗАЩИЩАЕТ СВОЮ ЗАГАДКУ
ЭСКИЗ – БЫСТРО ВЫПОЛНЕННЫЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАБРОСОК, СВОБОДНЫЙ РИСУНОК, НЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ КАК ГОТОВАЯ РАБОТА.
план работы Поиск информации ( найти образец загадки по вашей теме в книге и схему загадки в тетради по информатике, 1 часть ) Продукт (составленная и записанная загадка + рисунок) . Защита проекта.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ (правило ССС) 1. Умей сотрудничать , то есть выполнять какое-то дело вместе, договариваясь о распределении обязанностей, идти друг другу на уступки. 2. Проявляй сочувствие , то есть умение отзываться на просьбы о помощи своих одноклассников, умение увидеть, что однокласснику или учителю нужна помощь. 3. Используй самоконтроль , то есть умей сдерживать свои желания и капризы, умей без напоминания выполнять основные требования учителя и основные нормы школы.
ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА Расскажи, как вы работали над проектом, что делал каждый участник группы. Прочитай загадку. Вам понравилось работать? Что было трудным ? Чья это была идея (кто был самый активный) Справилась ли ваша группа с задачей проекта?
Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его: Приятным Неприятным Однообразным Разнообразным Интересным Скучным Желательным Нежелательным Легким Трудным Нужным Ненужным Беспокойным Спокойным Простым Сложным Непонятным Понятным Полезным Бесполезным
Наша оценка работы над проектом Достигли цели? Что нового узнали? Чему мы научились? Понравился проект? Что получилось лучше всего? Что бы сделали по – другому? Хотели бы участвовать ещё в проектах?
Читайте также: